Удовлетворенность трудом как психосоциальная детерминанта успешности научной деятельности

ВСТУПЛЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ТРУДОМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Удовлетворённость трудом как социально-психологическая проблема 11

1.1.1. Три основных подхода в социальной психологии и понятие удовлетворённости трудом 11

1.1.2. Психологические подходы в индустриальной социологии 22

1.1.3. Факторы, от которых зависит удовлетворённость трудом 28

1.1.4. Удовлетворенность трудом с точки зрения двух отношений к труду 44

1.1.5. Мотивационная структура удовлетворённости трудом 48

ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ НАУЧНЫМ ТРУДОМ И ЕЁ ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕФЕРЕНТЫ

2.1. Социально-психологический аспект модели научной деятельности 63

2.1.1. Эволюция труда и научная деятельность 63

2.1.2. Выделение факторов модели и образ человека науки в социальной психологии 73

2.1.3. Выявление факторов удовлетворённости процессом научной деятельности 87

2.1.4. Построение структуры концептуальной модели формирования удовлетворённости научным трудом 91

2.1.4.1. Социально-экономический аспект удовлетворенности 94

2.1.4.2. Социально-психологический аспект удовлетворенности 95

2.1.4.3. Мотивы и стимулы научной деятельности 99

2.1.4.4. Субъективные ожидания 103

2.1.4.5. Формирование удовлетворённости трудом в результате столкновения притязаний и возможностей 104

2.1.4.6. Характеристики личности и возможности удовлетворённости научным трудом 104

ГЛАВА 3. ПРОЦЕДУРЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1. Вербальное поведение как источник социально-психологической информации 108

3.2. Количественные и качественные методы исследования удовлетворенности научным трудом 120

3.3. Исследование удовлетворённости трудом научных работников и учителей с помощью анкетирования 125

3.4. Методика быстрого опроса микросоциума (БОУ) 146

3.4.1. Полуструктурированное интервьюирование 156

3.4.2. Проведение групповой дискуссии при исследовании удовлетворённости научным трудом 160

3.5. Анализ результатов фокус-группового исследования удовлетворенности трудом научных работников 167

3.6. Пути гармонизации научной деятельности в зависимости от удовлетворенности трудом 179

ВЫВОДЫ 187

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 190

ВСТУПЛЕНИЕ

Актуальность исследования проблем, возникающих в связи с изучением удовлетворённости трудом в системе ценностных ориентаций человека, определяется, во-первых, той первостепенной ролью, которую продолжает играть трудовая деятельность в жизни современного человека, во-вторых, теми быстрыми и многообразными изменениями характера труда и отношения к нему, которые можно наблюдать в последнее время. Они вызывают необходимость осознания происходящих перемен, необходимость поиска адекватных теорий и методов исследования. В-третьих, удовлетворённость трудом небезосновательно, несмотря на противоречивые первоначальные опытные результаты, полагают одним из факторов, от которого зависит характер процесса труда и его производительность. Особенно этот вопрос важен в тех случаях, когда имеют дело со специалистами, на подготовку которых общество вынуждено тратить всё больше средств. Этим определяется выбор в качестве центра внимания научных коллективов, состоящих в значительной мере из высококвалифицированных специалистов даже в тех случаях, когда речь идёт о рядовых сотрудниках. Со всеми ими общество небезосновательно связывает перспективы своего развития.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... научного исследования. Доказательство актуальности конкретной (выбранной) темы научного исследования 2.Проблематика научного исследования. Формулировка проблемы научного исследования, сравнение полученных результатов, коррекция и рефлексия 9 3.Целеполагание научного исследования. Формулировка целей и задач научного исследования 4.Построение методологического аппарата научного исследования. ...

Неубывающее внимание со стороны социологов и психологов к проблеме удовлетворённости трудом можно объяснить тем, что условия возрастающих требований рыночной экономики порождают стремление к улучшению использования всех возможностей. Это приводит к пониманию того, что во многих случаях большинство проблем сводятся к необходимости лучшего использования человеческого потенциала. При этом проблема удовлетворённости трудом оказывается одной из главных и потому, что от неё непосредственно зависит производительность труда, и потому, что от неё зависит общее качество жизни, отношение человека к обществу и, в конечном итоге, характер самого общества.

Характерной особенностью изучения удовлетворённости трудом в настоящее время является то, что это условия кризиса, в которых происходит обострение всех проблем, ускоренное развитие всех общественных процессов, что дает возможность некоторым обстоятельствам проявляться более ярко и убедительно и позволяет на этом основании делать выводы, к которым в обычных условиях было бы труднее прийти, так как для этого потребовались бы более сложные исследовательские процедуры и техники. Другими словами, изучение феномена удовлетворённости трудом особенно важно в создавшихся условиях.

Проблемой удовлетворённости трудом и другими тесно связанными с ней проблемами занимались и продолжают заниматься многочисленные советские и постсоветские исследователи, среди которых не только социологи и социальные психологи, но и психологи, занимающиеся проблемами мотивации потребностей, ценностными ориентациями личности и т.п. проблемами, такие как В.К.Вилюнас, Б.М.Генкин, П.А.Гордон, А.Г.Здравомыслов, В.С.Магун, Г.В.Матулене, В.С.Мерлин, Б.Д.Парыгин, В.Д.Патрушев, А.А.Реан, О.В.Ромашов, В.А.Ядов и многие другие. В Украине подобными проблемами занимались Г.С.Костюк, С.Д.Максименко, Г.А.Балл, М.Й.Боришевский, Е.И.Головаха, Е.А.Донченко, Е.П.Ильин, В.П.Казмиренко, А.В.Киричук, А.А.Кроник, И.П.Маноха, Ю.Н.Пахомов, В.А.Роменец, Л.В.Сохань, Е.Б.Старовойтенко и другие. На Западе проблемой удовлетворённости трудом продолжительное время занималось множество специалистов, среди которых можно указать лишь самых знаменитых, таких как М.Вебер, Э.Дюркгейм, В.Франкл, Э.Фромм, Ф.Херцберг и многие другие.

4 стр., 1973 слов

Заключение 4 (исследование познавательной деятельности и эмо

... к концу исследования. Процесс переключения с одного элемента на другой затруднен (страдает переключаемость внимания), повышена отвлекаемость. Память.Выявлены низкие показатели течения мнестической деятельности. В методике ... низкий образовательный и интеллектуальный уровень развития. Ранее усвоенный опыт он с трудом переносил на выполнение последующих заданий. Плохо понимал юмор, шутки. При анализе ...

Анализ работ по этой проблеме показал, что значительная их часть посвящена проблемам “индустриального” труда, как самого массового, и связанным с ним проблемам текучести рабочей силы, методам вознаграждения с целью повышения производительности труда, социально-психологического климата в коллективе и т.п. До сих пор гораздо меньше внимания уделялось труду более квалифицированных специалистов, но по мере развития общества и уменьшения доли производственного труда растёт интерес к труду, более диверсифицированному и более сложному. Кроме того, все большее внимание уделяется исследованию не больших общественных слоёв, а микросоциумов, т.е. более узких прослоек оющества. Это понятие шире, чем понятие коллектива, так как не предполагает обязательного наличия тесных связей между его членами.

Объектом исследования являются психосоциальные факторы успешности научной деятельности.

Предмет исследования представляет психосоциальная структура удовлетворённости научным трудом, которая определяет успешность научной деятельности.

Целью исследования было выявление и уточнение структуры основных социально-психологических факторов, определяющих условия и специфику процесса актуализации удовлетворённости научным трудом.

Основные гипотезы:

1. Психосоциальная структура удовлетворённости научным трудом является многомерным комплексным образованием. Определяемое им понятие не может быть операционализировано путём суммирования соответствующих индексов частичной удовлетворённости отдельными сторонами научного труда, определяется иерархией из совокупности потребностей, диспозиций и мотивов, специфика и состав которых зависят от ценностных ориентаций личности.

2. Удовлетворённость отдельными аспектами научного труда (денежным вознаграждением, социально-психологическим климатом, возможностями творчества в научной деятельности, условиями труда и его престижностью и т.п.) носит индивидуально-изменчивый характер и при определении общего уровня удовлетворённости требует покомпонентного оценивания.

3. Психосоциальная структура удовлетворённости научным трудом имеет корпоративные особенности, зависимые от доминирующих в данном конкретном научном микросоциуме ценностных ориентаций. Прежде всего она определяется иерархией потребностей, мотивов и диспозиций, специфика которой обусловлена содержанием ценностных ориентаций научного работника.

4. Структура и содержание ценностных ориентаций, от которых зависит удовлетворённость научным трудом, определяется как осознаваемыми, так и неосознаваемыми составляющими. Рефлексия ранее неосознаваемых компонентов может приводить к изменениям в системе ценностных ориентаций и таким образом влиять на общую удовлетворённость научным трудом и уровень её успешности.

3 стр., 1492 слов

Исследование специфики формирования ценностных ориентаций женщин

... деятельности психолога. Предмет исследования: психологические условия формирования ценностных ориентаций женщин. Объект исследования: современные женщины. Новизна данного исследования обусловлена тем, что практическое исследование проводится в Карачаево ... Антонян Ю.М. стр. 32 48. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Сборник научных трудов. М., 1999. 49. Рубинштейн С. Л. Основы общей ...

Основные задачи исследования:

1. Разработать модель структуры удовлетворённости научным трудом.

2. Выявить и классифицировать факторы, от которых в наибольшей мере зависит удовлетворённость трудом и научным трудом в частности.

3. Определить, какие из известных количественных и качественных методов наиболее адекватны для исследования малых групп научных сотрудников.

4. Осуществить апробацию данной модели на примере исследования деятельности конкретных научных коллективов.

Методологическую основу исследования составляют общие положения, используемые в работах современных социальных психологов и социологов при изучении проблемы удовлетворённости трудом, проблем мотивации и мотивов поведения, деятельности и управления, таких как деятельностный подход (К.А.Абульханова-Славськая, В.В.Давыдов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Д.Максименко, С.Л.Рубинштейн), теоретические разработки проблем мотивации, мотивов поведения и деятельности, а также психологии индивидуальности (Л.И.Божович, Ф.Ю.Василюк, Б.И.Додонов, Е.П.Ильин, В.И.Ковалев, Д.А.Леонтьев, В.С.Мерлин, М.И.Пирен, В.Франкл, Е.Фромм).

Кроме того, использовались результаты теоретических и практических исследований проблем удовлетворённости научным трудом (Б.М.Генкин, О.А.Донченко, Л.В.Сохань, В.С.Магун, Б.Д.Паригин, В.Д.Патрушев, А.А.Реан, В.А.Татенко, Т.М.Титаренко, В.А.Ядов, Ф.Херцберг)

Методы исследования. В работе использовались методы тестирования, анкетирования, полуструктурированного интервьюирования и методы фокус-группового обсуждения проблем малыми группами, в частности, методики выявления ценностной структуры личности (тесты М.Рокича, Д.МакКлеланда), упрощенные методики предельных смыслов Д.А.Леонтьева. Для обработки данных применялись соответствующие статистические методы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём предложен интегративный метод исследования структуры удовлетворённости трудом у представителей научного коллектива, позволяющий более подробно верифицировать структуру удовлетворённости трудом, предполагающий возможность последовательной смены количественного (в виде анкетирования, последующего подсчёта результатов, определения вопросов для дискуссии) и качественного (в виде фокус-группового обсуждения, при котором используются результаты анкетирования и составляются вопросы для анкетирования) методов исследования.

Теоретическое значение работы состоит в том, что на основе ранее известных моделей удовлетворённости трудом и методов исследования составлена модель удовлетворённости трудом научных работников, специфика которой состоит в выделении таких компонентов модели, как интеллектуальные, этические и эстетические, которые определяют возможную частичную удовлетворённость трудом в современных условиях. Исследованы структура этих компонентов, их значимость и устойчивость.

Практическое значение работы определяется тем, что её результаты позволяют в дальнейшем на основании предложенной модели удовлетворённости трудом лучше прогнозировать производственное поведение специалистов высокой квалификации как в условиях кризиса, так и в стабильных. Выявление иллюзий, идеалов и стереотипов в структуре ценностных ориентаций научных сотрудников в этой модели позволяет использовать более адекватные методы исследования удовлетворённости трудом для представителей научных микросоциумов.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... хорошего ученического коллектива. Ф.Н.Гоноболин, выполняя свое исследование под руководством Б.М.Теплова, делил качества учителя ... в создании относительных мер оценки эффективности труда учителей является разработанная И.Сонер система оценки ...

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием исходных предположений, соответствием методов исследования его целям, сочетанием качественных и количественных, стандартных и специализированных, формализованных и неформальных методов исследования, таких, например, как метод фокус-групп.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психосоциальная структура удовлетворённости трудом в общем случае образуется некоторой совокупностью потребностей, мотивов, диспозиций и ценностей. Каждый из этих факторов может оказаться самым важным, в то время как в структуре научных работников основное значение имеют факторы, связанные с ценностными ориентациями.

2. Структура ценностных ориентаций в общем случае состоит из отрефлексированных предпочтений, убеждений и отождествлений себя с кем-либо, а также из неотрефлексированных иллюзий, стереотипов и образцов, которые поддаются осознанию, критике и могут изменяться и обновляться, играя вспомогательную роль для основных ценностных ориентаций.

3. Удовлетворение факторов, составляющих психосоциальную структуру удовлетворённости (денежное и другое вознаграждение, социально-психологический климат в коллективе, возможности творчества, этическая и эстетическая удовлетворённость процессом труда и его результатами, престижность рабочего места и т.п.), вызывают различные виды удовлетворённости трудом, имеющей разный вес в структуре общей удовлетворённости. Поэтому удовлетворённость трудом необходимо рассматривать покомпонентно, особенно в случаях, когда некоторые позиции не удовлетворяются. В этих случаях можно говорить о частичной удовлетворённости трудом.

4. Удовлетворённость трудом является фактором, влияющим на производительность труда. Учитывая, однако, что производительность труда является тоже комплексной величиной, рационально рассматривать покомпонентную зависимость между компонентами производительности труда и компонентами удовлетворённости трудом. Кроме того, следует ожидать, что эти зависимости различаются для конкретных микросоциумов, исследовать которые в этом случае удобнее качественными методами.

Апробация результатов диссертации. Основные положения и содержание диссертации докладывались, обсуждались и были одобрены на научно-практических конференциях и семинарах Института социальной и политической психологии АПН Украины, а также в Институте психологии АПН Украины им. Г.С.Костюка (г. Киев, 1998, 1999, 2000 гг.); на Пятых Костюковских чтениях “Психологія на перетині тисячоліть” (Киев, 1998г.); на Третиьх международных психологических чтениях “Особистість і трансформаційні процеси у суспільстві. Психолого-педагогічні проблеми сучасної освіти” (Харьков, 1999г.).

Рекомендации, разработанные по материалам исследования, сообщались и обсуждались также в научных учреждениях, на их базе было проведено исследование.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из вступления, трёх разделов, выводов и рекомендаций и списка использованных источников, который насчитывает 158 наименований, из них 21 на иностранных языках. Общий объём диссертации 200 страниц, из которых 189 — основная часть, таблиц — 9.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... (1832-1920), именно с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые ... проверяемость. В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 300 с.

2. Алексеев А.Н. Драматическая социология: эксперимент социолога-ра­бочего. — М.: РАН, 1997. — Кн. 1. — 129 с.; Кн. 2. — 130с.

3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. — М.: Мысль, 1979. — 222 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект пресс, 1998 . — 376 с.

5. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 150 с.

6. Афонин А.С. Основы мотивации труда: организационно-экономические аспекты: Учеб. пособие. — К.: МЗУУП, 1994. — 159 с.

7. Белановский А.Н. Метод “фокус-групп”. — М., 1996. — 271 с.

8. Бердяев Н. О назначении человека.- М.: Республика, 1993.-383с.

9. Березина Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психол. журн. — 1999. — Т.20. — №5. — С.27-37.

10. Березина Т.Н. Методики исследования глубинных особенностей личности. — М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — 64 с.

11. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 103 с.

12. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная система // Психол. журн. — 1999. — Т.20. — №5. — С.38-44.

13. Буканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопр. психологии. — 1983. — №4. — С.146-154.

14. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исслед. — 1998. — №7. — С.82-89.

15. Буянас Т.М., Заверина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей — культурных смыслов — в индивидуальном сознании // Вопр. психологии. — 1997. — №5. — С.44-55.

16. Васильчук Ю.А. Трансформация потребностей — развитие личности и общества // Полис. — 1994. — №5. — С.6-22.

17. Васильчук Ю.А. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и междунар. отношения. — 1997. — №9. — С.74-86. — №10. — С.85-94.

18. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.

19. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.-804с.

20. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 285 с.

21. Волков А.М., Царев Ю.Е., Федченко В.С. Экспертные системы: структурно-функциональный подход к изучению экспертного опыта. — М.: Изд-во МАИ, 1991. — 56 с.

22. Воловик А., Воловик В. Педагогіка дозвілля: Підручник. — Х.: ХДАК, 1999. — 332 с.

23. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов — М.: Изд-во Норма-Инфра, 1999. — 374 с.

24. Голубев В.С. Кого считать средним классом в России? // Общ. науки и современность. — 1999. — №2. — С.186-187.

9 стр., 4065 слов

Психология наука о психике или учение о душе Братусь

... даже вредна. Те же, кто находится на стороне научного познания, понимают психологию иначе — как науку о психическом отражении мира, о психических функциях и процессах, об особом ... утешить» (Из рассказов А. Ф. Лосева // Вопр. филос. 1992. №10. С. 140—141).. Итак, в начале ХХ века потеря психологией души рождала споры, недоумения, сожаления. Ныне ...

25. Гордон Л.А. Социальные основы оплаты труда в советском обществе: ретроспектива и перспектива // Социология перестройки / Под ред. В.А.Ядова. — М.: Наука. — С.142.

26. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исслед. — 1994. — № 8-9. — С.3-15.

27. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологиии. — М.: Магистр, 1999. — С.202-242.

28. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Современные общественно-политические преобразования в масштабе социального времени // Социологические исслед. — 1998. — №1. — С.6-20.

29. Гуськов Д.А. Дискурсійний аналіз в соціології наукового знання: історія розвитку і перспективи: Автореф. дис. …канд. соціологічних наук. — Х., 1993. — 20 с.

30. Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодёжи. — М.: Наука, 1992. — 96 с.

31. Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда: Учеб. пособие. — К.: Вища шк., 1990. — 352 с.

32. Динамика ценностей реформируемой России / Отв. ред. Н.И.Лапин, Л.А.Беляева. — М.: УРСС, 1996. — 224 с.

33. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.

34. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопр. психологии. — 1984. — №4. — С.126-130.

35. Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разумных потребностей личности. — К.: Политиздат Украины, 1984.-223с.

36. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Методы социологии. — М.: Наука, 1991. — 574 с.

37. Жданова О.О. Психологические особенности понимания лжи и обмана // Вест. Рос. гуманитарного науч. фонда. — 1998. — №4.-С.183-189.

38. Жуков В.И. Что такое ИРЧП? К вопросу о “человеческом потенциале” // Социс. — 1996. — №4. — С.101-112.

39. Замфир К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога. — М., 1983. — 142 с.

40. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.

41. Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях // Психол. журн. — 1999. — Т.20. — №2. — С.54-65.

42. Знаков В.В., Романова И.А. “Истина” и “правда” в христианстве и психологии понимания // Психол. журн. — 1998. — №6. — С.62-72.

43. Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исслед. — 1999. — №1. — С.32-40.

44. Иванников В.А. Проблема потребности в теории деятельности // Вест. МГУ, 1983. — №2. — С.20-26. — (Сер. “Психология”).

45. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психол. журн. — 1995. — №2. — С.27-41.

46. Калмакан Н.А., Патрушев В.Д. Удовлетворённость трудом: возникновение, развитие и сущность, социально-экономическая категория // Отношение к труду, быту и отдыху. — М., 1992. — 360 с.

47. Кемпбелл Л. Использование опытных групп при проведении исследований в России. — М., 1995. — 132 с.

48. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1983. — 142 с.

49. Козловски П. Культура постмодерна. — М.: Республика, 1997. — 240с.

16 стр., 7895 слов

Психология эмоциональной сферы личности

... литературы, приложение. Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности .1 Психология эмоциональной сферы личности Эмоции - важнейшая часть душевной жизни человека, и ... психологические особенности эмоциональной сферы личности и дать им общую характеристику. Объект исследования: Эмоциональная сфера личности. Предмет исследования: психология эмоциональной сферы детей школьного ...

50. Колбин Г.А., Фросина И.В. Фокус-группы на предприятии // Социс. — 1999. — № 12. — С.117-120.

51. Косолапов Р.И. Полет совы. — М., 1994. — С.389-402.

52. Кравец А.С. Наука как феномен культуры. — Воронеж: Изд-во Ворон. гос. ун-та, 1998. — 91 с.

53. Крапивская Л.В. Личность и её ценностные ориентации. — М., 1992. — 123 с.

54. Крупнов А.И. Психология и психофизиология индивидуальных различий активности человека: Сб. науч. тр. — Свердловск, 1983. — 89с.

55. Китаев Н.Н. Групповые экспертные оценки. — М.: Знание, 1975. — 60 с.

56. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Кризисный социум. Наше общество в трёх измерениях. — М., 1994. — 130 с.

57. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. — 343 с.

58. Леонтьев Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия / Отв. ред. Б.А.Парохонский. — К., 1990. — С.47-58.

59. Леонтьев Д.А. Деятельность и потребность // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В.В.Давыдова, Д.А.Леонтьева. — М., 1990. — С.96-108.

60. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М.: Смысл, 1992. — 17 с.

61. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. журн. -1992. — Т.13. — №2. — С.107-116.

62. Магун В.С. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворённостью // Вопр. психологии. — 1978. — №6. — С.86-93.

63. Магун В.С. Потребности и социология социальной деятельности личности. — Л., 1983. — 176 с.

64. Магун В.С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопр. психологии. — 1985. — №2. — С.118-126.

65. Малисова И.Ю. Психологическое знание как фактор формирования ценностных ориентаций // Психол. журн. — 1994. — Т.15. — №4. — С.94-102.

66. Мальцев В.А. Человек и его отношение к труду. — М.: Знание, 1988. — 62 с.

67. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1960. — 907 с. — Т.23.

68. Масленников Е.М. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании. — М., 1992. — 123 с.

69. Матулене Г.В. Профессиональная мотивация личности в инженерно-технической деятельности // Психол. журн. — Т.10. — №3.-С.60-65.

70. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь: Изд-во Перм. ГПИ, 1971. — 119 с.

71. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / Пер. с англ. — М.: Изд-во Института молодежи, 1991. — 196 с.

72. Методика “Ценностные ориентации Рокича” // Лучшие психол. тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф.Кудряшова. — Петрозаводск: Петроком, 1992. — С.112-114.

73. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. — 1997. — №4.

74. Монин В.Б. Словесная информация как источник социологической информации: Автореф. дис. … канд. социологических наук. — К., 1978. — 32 с.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией ... Пс., психоонализ. 3.Место психологии в системе наук. Основные категории психологии. Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную ...

75. Монин В.Б., Шишова А.В. Удовлетворенность трудом и производственная осведомленность как показатели эффективности управления. — К.: Ин-т экономики АН УССР, 1976. — 70 с.

76. Москвичёв С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. — К.: Наук. думка, 1974. — 144 с.

77. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Темат. сб. науч. работ. — М.: Изд-во АПН, 1988. — 117 с.

78. Нельга А.В. Формирование потребности в труде. — К.: Вища шк., 1986. — 169 с.

79. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исслед. — 1998. — № 12. — С.101-114.

80. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социс. — 1998. — № 3. — С.122-134.

81. Ньюстром Д.В., Девис Кейт. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. — СПб; Москва; Харьков; Минск: Питер, 2000. — 447 с.

82. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1987. — 302 с.

83. Олейникова О.Д. Смысл духовности // Школа духовности. — 1998. — №5. — С.52-56.

84. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. — М.: Знание, 1995. — 93 с.

85. Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопр. психологии. — 1989.-№5.-С.27-34.

86. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодёжи // Социологические исслед. — 1997. — №8. — С.69-78.

87. Парыгин Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. — М., 1969. — 519 с.

88. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. — Л.: Наука, 1981. — 192 с.

89. Патрушев В.Д. Удовлетворённость свободным временем как социальный показатель // Социологические исслед. — 1979. — №1.

90. Патрушев В.Д. Удовлетворённость трудом: социально-психологические аспекты. — М.: Наука, 1993. — 112 с.

91. Патрушев В.Д., Бессокирная Г.П., Темницкий А.Л. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой // Социологические исслед. — 1998. — №4. — С.34-41.

92. Пахомов Ю.Н. Экономика и труд как фактор воспитания // Трудовое воспитание молодёжи. — К.: Наук. думка, 1989. — С.30.

93. Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. — М.: Наука, 1990. — 132 с.

94. Попова И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления. — К.: Наук. думка, 1976. — 207 с.

95. Попова И.М. Повседневные идеологии. Как они живут, меняются и исчезают. — К.: Ин-т социологии НАНУ, 2000. — 218 с.

96. Проблемы руководства научным коллективом. Опыт социально-психологического исследования. — М.: Наука, 1982. — 288 с.

97. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопр. психологии. — 1988.-№1.-С.83-87.

98. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б.Д.Парыгина. — М., 1986. — 123 с.

99. Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов в социологии // Вестн. МГУ. — 1996. — №3. — С.108-123. — (Сер. 18 “Социология и политология”).

100. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1992. — 215 с.

101. Ромашов О.В. Социология труда. — М.: Гардарики, 1999.-320с.

102. Саганенко Г.И. Эксперимент на составление различных методов ранжирования качественных признаков (ранжирование ценностей личности путем опроса // Личность и ее ценностные ориентации. — М., 1969.-123 с.

103. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. — Л.: Наука, 1979. — 264 с.

104. Сарно А.А. Типы трудовой мотивации и их динамика // Социологические исслед. — 1999. — №5. — С.44-45.

105. Симоненко С.И. Психологические основания ложности и правдивости сообщений // Вопр. психологии. — 1998. — №3. — С.78-84.

106. Социальная динамика современной науки / Под ред. Б.Ж.Келле, Е.З.Мирской, С.А.Кугель. — М.: Наука, 1995. — 319 с.

107. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности. — К.: Лыбидь, 1992. — 215 с.

108. Столин В.В. Перспективы развития теории деятельности и проблемы мотивации // Развитие эргономики в системе дизайна. Тез. докл. Всесоюз. конф., Боржоми, 1979. — С.322-328.

109. Тихонович В.О. Мотиви трудової активності особи. — К.: Наук. думка, 1972. — 149 с.

110. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. — М.: ИНФРА- М, 1998. — 123 с.

111. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение — феномен современной социологической теории и практики // Социологические исслед. — 1998. — №1. — С.21-35.

112. Тощенко Ж.Т., Харченко С. Социальное настроение. — М.: Academia, 1996. — 195 с.

113. Трубецкой Е. Смысл жизни. — М.: Республика, 1994. — 432 с.

114. Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. — М.: Наука, 1987. — 208 с.

115. Ушакова Т.Н. Системный подход и дискурсивная психология // Тр. Ин-та психологии РАН. — М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — С.107-113. — Вып. 2.

116. Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в исследовании московской радиоаудитории Би-Би-Си // Вест. Моск. гос. ун-та. — 1994. — №3. — С.45-52. — (Сер.14 “Психология”).

117. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368с.

118. Фромм Э. Иметь или быть? — К.: Ника-центр, 1998. — 400 с.

119. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопр. философии. — 1992. — №4. — С.40-52.

120. Херцберг Ф., Майнер М. Побуждения к труду и производственная мотивация // Социологические исслед. — 1990. — №1. — С.122-131.

121. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / Под ред. Л.М.Дробичева. — М.: Изд-во РАН, 1994. — С.115-134.

122. Ценностные аспекты развития науки. — М., 1990. — 296 с.

123. Человек и его работа. Социологическое исследование. — М.: Мысль, 1967. — 391 с.

124. Чернина Н. Трудовое поведение в новых условиях хозяйствования / Отв. ред. Р.В.Рывкина. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд. АН СССР, СО ИЭОП, 1992. — 205 с.

125. Чешков М.А. “Новая наука”, постмодернизм и целостность современного мира // Вопр. философии. — 1995. — № 4. — С.24-34.

126. Чудова Н.В. Мифологическая составляющая образа “Я” // Психол. журн. — 1999. — Т.20. — №5. — С.45-50.

127. Шабанов А., Соколов К., Сивков К. Структура духовности // Школа духовности. — 1998. — №3. — С.25-28.

128. Шариков А.В. Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций // Психол. журн. — 1999. — Т.20. — №3. — С.28-47.

129. Шкаренков Л.К. Россия в неустойчивом мире // Московский синергический форум. — М., 1996. — 234 с.

130. Шкуркин А.М. Феномен труда: синергический взгляд // Общественные науки и современность. — 1998. — №1.-С.122-131.

131. Шмид Г. Труд при социализме, или О принуждении в лучшем обществе // Социологические исслед. — 1998. — №4. — С.133-137.

132. Штольберг Р. Социология труда. — М.: Прогресс, 1982. — 248 с.

133. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. — М.: Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1997. — 256 с.

134. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. — СПб.: Талисман, 1993. — 123 с.

135. Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворённость работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического использования // Социологические исслед. — 1974.-№1.-С.78-87.

136. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — 250 с.

137. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет, Книжный дом Университет, 1998. — 596 с.

138. Cropanzano, R.S., James, W.K. Some methodological considerations for the behavioral analysis of work attitudes // Journal of Applied Psychology. — 1990. — Vol. 75. — P.433-439.

139. Dalton A.H., Marcis J.G. Gender differences in job satisfaction among young adults // Journal of Behavioral Economics. — 1987. — Vol. 16. — P.21-32.

140. Gerhard B. How important are dispositional factors as determinants of job satisfaction? Implications for job design and other personnel programs // Journal of Applied Psychology. — 1987. — Vol. 72. — P.366-373.

141. Hackman J.R., Lawler, E.E. Employee reactions to job characteristics // Journal of Applied Psychology. — 1979. — Vol. 55. — P.259-286.

142. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B.B. The motivation of work. — New York: John Wieley & Sons Inc, 1969. — 347 p.

143. Judge T.A., Hulin C.L. Job Satisfaction as a reflection of disposition: a multiple source causal analysis // Organizational Behaviour and Human Decision Processes. — 1993. — Vol. 56. — P.388-421.

144. McCormick E.J., Iglen D.R. Industrial psychology. — Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1980. — 486 p.

145. Miller K.I., Monge P.R. Participation, satisfaction, and productivity: A metaanalytic review // Academy of Management Journal. — 1986. — Vol. 29. — P.727-753.

146. Mobley W.H., Locke E.A. The relationship of value importance to satisfaction // Organizational Behavior and Human Performance. — 1969. — Vol. 5. — P.463-483.

147. Muchinsky P.M. Psychology Applied to Work. — Pacific Grove Brooks: Cole Publishing Company, 1993 — 584 p.

148. Murray M.A., Atkinson T. Gender differences in correlates of job satisfaction // Canadian Journal of Behavior Sciences. — 1981. — Vol. 13. — P.44-52.

149. Porter L.W. Job attitudes in management: perceived deficiencies in need fulfillment as a function of job level Journal of Applied Psychology. — 1962. — Vol. 46. — P.375-384.

150. Rokeach M. The nature of attitudes. — In: Beliefs, attitudes, and values / Ed by M. Rokeach . — San Francisco, 1968. — P.109-132.

151. Salancik G.R., Pfeffer J. An examination of need satisfaction models of job satisfaction // Administrative Science Quarterly. — 1977. — Vol. 22. — P.427-456.

152. Shnneider B., Gunnarson S.K., Wheeler J.K. The role of opportunity in the conceptualization and measurement of job satisfaction // Academy of Management Journal. — 1992. — Vol. 25. — P.567-574.

153. Schneider B., Reichers A.E., Mitchell T.M. A note on some relationships between the aptitude requirements and reward attributes of task // Academy of Management Journal. — 1982. — Vol. 25. — P.567-574.

154. Smith P.C., Kendall L., Hulin C.L. The measurement of satisfaction in work and retirement. — Chicago: Rand McNally, 1969. — 211 p.

155. Staines G.I., McCullough M.R. Job satisfaction: Is there a trend? -Washington DC: U.S. Department of Labor, 1974. — 68 p.

156. Vroom V.H. Work and Motivation. — New York: John Wieley & Sons Inc, 1964. — 462 p.

157. Weiss D.J., Shaw J.B. Social influences on judgments about tasks // Organizational Behavior and Human Performance. — 1979. — Vol. 24. — P.136-152.

158. Zalezny M.D., Ford, J.K. Extending the social information processing perspective: new links to attitudes, beheaviors and perceptions // Organizational Behavior and Human Decision Processes. — 1990. — Vol. 47. — P.205-246.