Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

Тема 3.

Возникновение психологии как самостоятельной науки.

План:

1. Изменение представлений о предмете психологии в первой половине XIX в. 1

2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2

2.1. Вильгельм Вундт (1832-1920).

2

2.2. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).

2

2.3. Франк Брентано (1838-1917).

2

  1. Изменение представлений о предмете психологии в первой половинеXIXв.

В XIXв. во взглядах на психологию произошли изменения, которые оказали существенное влияние на дальнейшее формирование психологии как самостоятельной науки. По мере продвижения философского и научного знания обострялся вопрос о том, может ли психология получить статус науки или является лишь описательным знанием.

Отличия науки от описательного знания: объективность ее исследований, повторяемость результатов и их проверяемость. В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические процессы внешних воздействий.

Ярчайшие психофизики первой половины XIXв. естествоиспытателиЭ.Вебер(1795-1878) иГ.Фехнер(1801-1887).

Их задачей было найти объективную основу психофизики через математические формулы. Они сформулировали т.н.психофизический закон: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения. Был определен объект психофизики – система отношений между психическими факторами и вызывающими их внешними раздражения.

Другой немецкий естествоиспытатель Г.Гельмгольц(1821-1894), занимаясь оптикой, исследовал проблему восприятия визуального изображения. Он проводил эксперименты с линзами и изучал восприятие человеком искаженного изображения. Гельмгольц констатировал предметность восприятия; человек воспринимает мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким он его видит.

Восприятие– это создание целостного образа предмета или явления. Представление о предмете будет адекватным только в том случае, если будет непосредственный физический контакт; помимо визуального изображения восприятие дополняется рефлексами.

5 стр., 2468 слов

2. Отличительные особенности психологии как науки. Типы и виды психологического знания

Понятие о психологии и предмете ее изучения. Основные категории психологии Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение,восприятие,память,мышление, ...

Восприятие никогда не ограничивается сиюминутным восприятием; оно всегда несет отпечаток предыдущего опыта (идея ассоцианизма).

Гельмгольц придерживался этой идеи, однако несколько доработал ее и подтвердил экспериментально.

Бессознательное умозаключение: некоторые впечатления порождаются сами собой, они появляются и накапливаются бессознательно, формируя жизненный опыт человека и сильно влияя на дальнейшее восприятие.

Г. Спенсер (1820-1903)– приверженец идеи ассоцианизма. В своем труде «Основы психологии» он формулирует положение о том, что психика представляет собой инструмент, благодаря которому организму удается настроить отношения с окружающей средой (впервые такую идею (догадку) высказывал Аристотель); психические механизмы – приспособительные регуляторы, рассматривать которые можно только в их взаимодействии с окружающей средой. Спенсер утверждал, что при исследовании психики нельзя ограничиваться сиюминутными переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации.

  1. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки.
    1. Вильгельм Вундт (1832-1920).

Существуют разные классификации первых программ возникновения психологии. Первая такая программа принадлежит немецкому естествоисследователю Вильгельму Вундту (1832-1920), именно с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые и необходимо изучить для целостного изучения психики. Важнейшими направлениями психологических исследований Вундт считал ощущения и восприятия (и их взаимозависимость), ассоциации, время реакции, его связь с темпераментом, настроением, а также знанием того, что произойдет в дальнейшем.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

Предмет и объект психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психофизиологическая проблема.   Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и ...

В 1879 г. Вундт организовал лабораторию в Лейпциге, в которой и проводил многие свои эксперименты. Вундт считал, что метод интроспекции необходимо доработать. Интроспекция в ее классическом виде была ориентирована на непосредственное переживание; Вундт же стремился детально изучить переживание, разделив его на элементы и изучить их обособленно.

Что касается воли, мышления, речи (высших психических функций, которые не подвержены «расчленению»), то Вундт считал, что они «не поддаются экспериментальному изучению». Исследовать их необходимо «историческим изучением» – не в лаборатории, а в реальной социально-культурной практике (Вундт заложил идеи этнопсихологии).

Отношение к идеям Вундта современников было неоднозначным. Многие естествоисследователю считали, что высшие психические функции все же можно исследовать, однако особыми методами. В дальнейшем по прошествии нескольких десятилетий теория Вундта не получила никакого развития (потому что сам Вундт уже открыл все, что можно было открыть в данной теории).

  1. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).

Другая программа психологии принадлежит русскому физиологу И.М. Сеченову; свои заключения он сделал под влиянием идей Гельмгольца с одной стороны и Спенсера с другой. В его статье «Кому и как разрабатывать психологию» он утверждает, что психология должна разрабатываться физиологами (поскольку между физиологией и психофизикой много параллелей).

По мысли Сеченова, внешнее воздействие играет роль сигнала для организма, посредником которого является психика. Сеченов задается вопросом, как у каждого отдельного человека реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека (его реакция на окружающие воздействия) меняется на протяжении всей жизни. Сеченов предлагает генетический подход к изучению того, как человек развивается, переходя от простейших хватательных функций к более сложным психическим процессам.

Сам Сеченов так и не осуществил свою программу. Впоследствии была использована поведенческая идея программы Сеченова (возникла целая поведенческая школа – бихевиоризм); ссылки на Сеченова встречаются в работах многих психологов (американский психолог Джеймс).

14 стр., 6958 слов

Лекция 2: Развитие экспериментальной психологии в России (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, П.Я. Гальперин).

Тема: Введение в экспериментальную психологию, предмет и объект экспериментальной психологии.   1. История становления экспериментальной психологии как науки. Предпосылки возникновения экспериментальной психологии. 2. Развитие экспериментальной психологии в России (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, П.Я. Гальперин). 3. Становление зарубежной экспериментальной психологии. 4. Подходы к ...

  1. Франк Брентано (1838-1917).

На базе идей Брентано возникло направление гельштайн психологии. Брентано в работе «Психология с эмпирической точки зрения» утверждал, что психику нельзя делить на элементы; акт мышления представляет собой единый направленный процесс, обладающий внутренней активностью (не управляется сознательно).

стр. 2из2