Ценностные ориентации студентов как основа развития их профессиональной деятельности

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 7

1.1. Понятие ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе 7

1.2. Формирование и развитие ценностных ориентаций личности 17

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 25

2.1. Цель, задачи и методы исследования 25

2.2. Анализ результатов исследования 29

Заключение 34

Список использованной литературы 36

Приложение 38

Введение

Актуальность проблемы исследования. Ценностная сфера личности является ее центральным образованием, определяющим направленность и особенности поведения, регулирующим деятельность в целом. Ценности профессиональной деятельности являются смыслообразующей основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества. От того, как личность в процессе профессионального развития выстраивает свою систему ценностей, соотношение внешних требований профессии, профессионального сообщества и своего внутреннего мира, зависит эффективность профессиональной деятельности и адекватность отношений с окружающим социумом.

Однако профессиональная деятельность в большинстве случаев рассматривается молодежью лишь как способ достижения материального благополучия. Студентам приходится делать жизненно важный выбор между стремлением к достижению высокого уровня благосостояния и стремлением к реализации своего потенциала. Нередко эти стремления оказываются несовместимыми, что приводит к трудностям в процессе профессионального становления личности будущего специалиста, к потере смысловой стороны профессиональной деятельности, утрате мотивации учебно-профессиональной деятельности. Возникает необходимость выявления и реализации психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации процесса профессионального ценностного ориентирования студентов в современных условиях обучения в вузе.

Степень разработанности проблемы. Ценности углубленно изучаются аксиологией – наукой о ценностях. Родоначальниками аксиологии являются В.Виндельбанд, Н.Гартман, И.Кант, Г.Коген, Р.Г.Лотце, Р.Б.Пери, Г.Риккерт, М.Шелер. Эта проблема находится в центре внимания таких социологов как Э.Дюркгейм, Г.Парсонс, Т.Парсонс, М.Рокич и др. Отечественные исследователи также разрабатывали частные и общие вопросы аксиологии: К.А.Абульханова-Славская, О.М.Бакурадзе, В.А.Блюмкин, Г.П.Выжлецов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, Д.А.Леонтьев, Г.А.Мелекесов, Е.С.Рапацевич, В.П.Тугаринов, Д.И.Фельдштейн и многие другие специалисты.

9 стр., 4142 слов

Ценностные ориентации личности и их влияние на поведение человека

... непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми. 1.2 Понятие ценностных ориентаций личности Понятие «ценностные ориентации» используют применительно к отдельному человеку или группе лиц, но ... условием этой трансформации является практическое включение субъекта в коллек­тивную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Э.А.Арутюнян отмечает, что промежуточным ...

Изучению профессиональной деятельности в целом в отечественной психологии посвящены фундаментальные исследования Е.М.Борисовой, Т.М.Буякаса, А.А.Деркача, Н.Н.Захарова, Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, Г.П.Логиновой, А.К.Марковой, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, Л.Б.Шнейдер и др.

При этом попрежнему остается неопределенным путь развития профессиональных ценностных ориентаций, ценностного отношения к профессии. Требуется разработка методов согласования личностных и профессиональных ценностей личности.

В зарубежной и отечественной науке нет единого представления о сущности ценностных ориентаций. Зарубежные исследователи в большинстве случаев рассматривают ценностные ориентации как установки сознания индивида относительно некоторой социальной ценности (Ф.Знанецкий, М.Рокич, Т.Парсонс, Г.Парсонс, У.Томас и др.).

В отечественной науке выделяется три направления в рассмотрении ценностных ориентаций: как направленность личности на ценности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Е.И.Головаха, А.Г.Ковалев и др.); как высший уровень фиксированных установок личности (А.Г.Здравомыслов, Ш.А.Надирашвили, Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядов и др.); как доминирующее отношение к объектам окружающей среды на основе их личностной значимости (А.А.Бодалев, Б.С.Братусь, Е.И.Исаев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, В.И.Слободчиков и др.).

Вместе с тем, нет единого определения ценностных ориентаций личности, не выяснено соотношение таких категорий как направленность личности на ценности, ориентации на ценности, ценностное отношение, отношение к ценностям, ценностное сознание. Четкое структурирование ценностной сферы личности необходимо для построения программ развития ценностных ориентаций.

Проблемы профессиональных ценностных ориентаций студентов рассматривали Л.В.Ведерникова, И.В.Дубровина, И.Ф.Клименко, В.М.Момов, Г.В.Осипов, Ч.А.Шакеева и др.

Рассмотрение развития профессиональных ценностных ориентаций студентов опирается на данные исследований психологических особенностей этого возраста, полученные в работах А.А.Вербицкого, И.А.Зимней, С.Н.Иконниковой, Л.А.Кандыбович, В.Т.Лисовского, Н.В.Самоукиной, Л.Д.Столяренко, В.А.Якунина и др.

Профессиональные ценностные ориентации являются важнейшим компонентом профессионального становления личности в процессе обучения в вузе, особенности которого изучали М.И.Дьяченко, А.А.Деркач, Е.А.Климов и др.

Однако по-прежнему остается актуальным изучение профессиональной ценностной сферы студентов в процессе их обучения в вузе, обретения специальности; изменений в ценностной сфере профессионала; согласования личностных и профессиональных ценностей.

Психологический анализ проблемы развития профессиональных ценностных ориентаций студентов позволяет выявить противоречие между необходимостью развития профессиональной ценностной сферы будущего специалиста и недостаточной эффективностью используемых средств развития профессиональных ценностных ориентаций студентов в вузе.

5 стр., 2001 слов

Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние ...

... самоопределение. Цель исследования – изучение ценностных ориентаций личности студентов и их влияния на выбор профессии. Объект исследования: ценностные ориентации личности. Предмет исследования: ценностно-ориентационная сфера студентов. Задачи исследования: 1. Рассмотреть особенности ценностно-ориентационной сферы. 2. Проанализировать теории ценностных ориентаций в зарубежной ...

Цель работы – раскрыть сущность ценностных ориентаций студентов как основы развития их профессиональной деятельности.

Объект исследования — профессиональные ценностные ориентации студентов.

Предмет исследования – процесс развития профессиональных ценностных ориентаций студентов (на примере студентов ЧелГУ).

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. уточнить сущность понятия «профессиональные ценностные ориентации будущих специалистов»;

2. выделить методы развития ценностных ориентаций студентов;

3. выявить личностные и профессиональные ценностные ориентации студентов.

Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические представления о ценностях и ценностноориентационной сфере личности (Б.Г.Ананьев, В.П.Тугаринов, А.В.Кирьякова, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Разживина, В.А.Сластенин, Д.И.Фельдштейн, В.Франкл, К.Хорни, Е.Н.Шиянов), психологические исследования особенностей личности студентов, рассматривающие природу ценностей, механизмы их интериоризации, интеграции в систему ценностей личности и динамику ее развития (М.И.Дьяченко, С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский, С.Д.Смирнов).

В соответствии с целью, предметом и задачами определен следующий комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, психологической, педагогической литературы; синтез учебно-воспитательной теории и практики высшего образования); эмпирические (констатирующий эксперимент, опросный метод, наблюдение); методы обработки результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования стал Челябинский государственный университет.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

1.1. Понятие ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе

Существует множество определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э.Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [13, с.16].

В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

— Ценность — как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности……………………….

Заключение

Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

8 стр., 3837 слов

Социально-значимые качества личности современных студентов

... культурой. Среди общечеловеческих ценностей выделяют моральные ценности, профессионально-трудовые и гностические ценности. Однако абсолютной ценностью личности признается свобода. Профессиональная школа играет немаловажную роль в становлении ценностных ориентаций личности. Становление моральных ценностей студентов возможно через развитие ...

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект — объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности).

Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.

Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности.

По мнению большинства авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

Список использованной литературы

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. — 1984. — Т.5. — №5. — С.63-70.

8 стр., 3665 слов

исследование взаимосвязи самооценки как одной из составляющей ...

... его же собственная (личная) ценностная ориентация. И мы считаем, что ценностная система личности - это отражение в его сознании уже существующих общественных ценностей, но в несколько изменненом ... аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные ...

2. Бойчевский А.В. Формирование ценностных ориентаций у студентов факультета физической культуры педвуза: Канд. дис. — Курган, 2000.

3. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психол. — 1993. — Т.14. — №5. — С.99-105.

4. Бурцева Г.А. Ценностный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов университета: Канд. дис. — Курган, 2001. — 179 с.

5. Вардомацкий А.П. Ценности социальных групп и личности: Докт. дис. — Минск, 1995. — 277 с.

6. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. — 1996 — №1. — С.86-99.

7. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М., 1986. — 222 c.

8. Зыкова, Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов как цикл контакта в гештальт-терапии // Проблемы и перспективы художественного профессионально-педагогического образования: материалы конференции 2006 г. – Самара: СГПУ, 2006. – С.56-61.

9. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. — 190 с.

10. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал. — 1993. — Т.14. — №4. — С.130-136.

11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991. — 207 с.

12. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — M., 1992. — 17 с.

13. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции // Вопросы философии. – 1996. — №4. – С.16-24.

14. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М., 1982. — С.108-118.

15. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева. — М., 1994. — 176 с.

16. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. — Ярославль, 1991.

17. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. — М., 1990.

18. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. — Л.: ЛГУ, 1960. — 156 с.

19. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л.Я.Гозмана, Д.А.Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

20. Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т.2. — Тбилиси., 1991. — 425 с.

21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. — 447 с.

22. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Общ. ред. Г.В.Бурменской. — М., 1993. — 480 с.

23. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) / А.А.Козлов, В.Т.Лисовский, З.В.Сикевич. — М., 1992. — 40 с.

24. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением // Личность и ее ценностные ориентации: Информационный бюллетень. – 1970. — №40.

25. Яницкий М.С. К проблеме аксиологической типологии личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск 3. Часть 1. — СПб, 1997. — С.391-398.

16 стр., 7789 слов

«Психология личности» для студентов фак-та документоведения и вечерников рггу

... группы. 2 2 2 2 Задание: Напишите свое представле-ние о личности. 1 Обсуждение общих вопросов психологии личности 2 Тест Плутчека, Келлермана, Конте на изучение ПЗМ 2 Тест ... и психол.), закон их актуализации. Самоактуализирующаяся Л. – характерологические черты + бытийные ценности. Бытийные и дефицитарные ценности. Творчество как проявление СА. Манипуляторы и актуализаторы. Роджерс – стремление к ...

Приложение

Опросник

1. В работе быстро достигать намеченных целей.

2. Создавать что-то новое в изучаемой Вами области знаний.

………………