Психология профессионализма. 2011/12

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Дерябин Ю.И., Дерябина В.А.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине для студентов очной формы обучения

Тюмень 2011

оБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО листа

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессиональное образование «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра гуманитарных и социальных наук

.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Задание № 1

«Психологическая наука и психологическая практика»

Выполнил:

Лапаев В. П

ТГВ 09 — 01

№ зач. книжки

Проверил:

Дерябин Ю.И.

Тюмень, 2011

При изучении курса «Психология и педагогика» студент дневного отделения выполняет контрольную работу, которая включает в себя ряд заданий. Контрольная работа предназначена для организации самостоятельной деятельности студентов и контроля усвоения материала по курсу, а так же для подготовки к процедуре Интернет-экзамена в рамках программы «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования»

3 стр., 1118 слов

Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека

... 1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека» Объект дисциплины «Этика и психология делового человека» – ... Содержание 1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека» 2 2. Определение понятий «этика», ... и т.д.). Основная категория «Этики и психология делового человека» - психология личности, т.е. совокупность устойчивых психических ...

На первой странице обложки — СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829 — 1905), великий русский естествоиспытатель. Сеченов является основоположником экспериментальных физиологических исследований центральной нервной системы, в частности головного мозга.

Его работа «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) впервые в новейшей истории легла в основу создания рефлекторной теории психической деятельности человека. И.М. Сеченов радикально преобразовал само понятие рефлекса, рассматривая событие запускающее рефлекс не как собственно физический стимул, а как раздражитель, имеющий для организма определенное сигнальное значение, соответствующее возможностям организма и отражающее свойства среды. Рефлекс есть не просто как распространение возбуждения по нервам, а как целостный развивающийся акт организма.

В основе концепции лежало знаменитое открытие Сеченовым явления «центрального торможения», означающего, что раздражение какого-либо центра в организме может привести не только к ответному действию, но и задержать это действие. В то время, как до этого открытия использовалось лишь понятие возбуждения. Открытие принципа торможения впервые в науке позволило объяснить явления произвольного поведения человека.

Психология как объективная наука, по мнению И.М.Сеченова, должна отказаться от рассмотрения человека только в пределах его сознания и обратиться к изучению человека в контексте его объективных отношений с миром. Поэтому предметом психологии должны быть различные виды психической деятельности субъекта (человека и животных), которые необходимо изучать в их развитии и в системе связей друг с другом.

10 стр., 4975 слов

Адаптация человека и функциональное состояние организма

... 1985). Он заключается в том, что организм человека постоянно поддерживает состояние, препятствующее уравниванию биологических ... кожного анализатора - к механическим и температурным раздражителям, вестибулярного аппарата - к вращательному движению. ... которое сопровождается субъективным ощущением усталости, выражающейся в чувстве вялости, слабости, ощущении физиологического дискомфорта, осознанием ...

Задание № 1 «Психологическая наука и психологическая практика» основные психологические понятия по теме

Абсолютный порог ощущений — минимальная величина раздражителя дающая заметное ощущение.

Абсолютная чувствительность — способность ощущать едва заметные, слабые раздражения (определяется величиной стимула, при котором начинается ощущение).

Апперцепция — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта.

Бессознательное — совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются.

Верхний абсолютный порог чувствительности - величина раздражителя при котором ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света).

Максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно.

Восприятие — отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Защита психологическая — защитный механизм представляющий собой особого рода психологическую активность, реализуемую в форме специфических приёмов переработки информации которые помогают предотвратить потерю самоуважения, сохранить самооценку личности и избежать разрушения единства «Я-образа»

Интроспекция — самонаблюдение, исследование собственных мыслей, чувств и ощущений.

7 стр., 3281 слов

Ощущение

... или рассеянный; насморк снижает восприятие запахов. Длительность (продолжительность) – временная характеристика возникшего ощущения. Она главным образом определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует ... характер. Одновре­менное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеоб­разные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мыш­цах создают ...

Нервная система — совокупность нервных образований, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.

Нижний порог чувствительности - минимальная величина раздражителя, впервые вызывающая едва заметные ощущения

Ощущение — отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Порог ощущений — психологическая зависимость между интенсивностью ощущений и силой вызывающего раздражителя.

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Рефлексия — самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний. Механизм взаимопонимания, осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Сензитивность — наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения ощущения или психической реакции у человека.

Сознание — форма освоения реальности, формирование внутренней модели внешнего и внутреннего мира при помощи абстрактных образов, понятий, символов.

Самосознание — способность человека выделять самого себя как некоторую самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность, как определенный образ и символ «собственного Я», позволяющую оценивать свои достижения и психические характеристики не только с точки зрения настоящего, но и будущего времени

Задания для усвоению психологических понятий

  1. Что общего у ощущений и восприятия и чем они отличаются друг от друга?
  2. Соотнесите понятия: рефлексия и интроспекция.
  3. Какие пороги чувствительности существуют, чем они определяются и различаются?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

10 стр., 4945 слов

Управление качеством образования

... в соответствии с возрастными возможностями и способностями. Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения - это и ... в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения. Временные (примерные) ... узнают о разных жанрах живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, книжная графика и т.д. Ведется работа ...

Теоретическое задание

Тема. Ощущения и их свойства. Восприятие.

  1. Ощущения, их виды и свойства.

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

  1. По каким критериям ощущения разделяются на виды?
  1. Восприятие и его свойства.

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

  1. Почему восприятие нельзя отнести к простой сумме ощущений?

Практическое задание

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ»

Необходимо подобрать рабочую специальность и попытаться составить её психологическую характеристику. Выберите качества

соответствующие данной профессии. При ответе необходимо учитывать качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, а также:

а) является ли данное качество необходимым для хорошей работы в данной профессии или специальности?

б) нужно ли данное качество в данной профессии или специальности?

в) возможно ли развитие и усовершенствование этого качества с увеличением профессионального опыта?

г) возможно ли развитие и усовершенствование этого качества с возрастом или путем повышения профессионального образования?

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.

СПОСОБНОСТИ:

  • Развитые коммуникативные навыки (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, профессиональная компетентность и т. д.);
  • Организаторские способности;
  • Вербальные способности, умение говорить четко и ясно;
  • Способность контролировать свои эмоции;
  • Развитое пространственное мышление и воображение;
  • Высокий уровень развития переключения, способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а так же удерживать в центре внимания несколько предметов и совершать одновременно несколько действий;

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, ИНТЕРЕСЫ СКЛОННОСТИ:

16 стр., 7508 слов

Женская личность в работе Симоны де Бовуар «Второй пол»

... есть предполагающей существание независимой женской личности, её автономию, способность “присвоить” собственную жизнь. ... Света. - 2008.- №4. Непреложные качества оригинальной личности -- авантюризм, своенравие, желание бросить ... женщин было результатом большой предварительной работы, проведённой МДФЖ, Международным советом ... : возникшие женские организации достаточно быстро запретил Конвент, а их ...

  • Ответственность;
  • Организованность, собранность;
  • Коммуникабельность;
  • Гибкость, умение быстро реагировать на изменение ситуации;
  • Умение быстро восстанавливать работоспособность;

КАЧЕСТВА, ПЕРПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Неуверенность в себе, нерешительность;
  • Безответственность, неорганизованность, недисциплинированность;
  • Неуравновешенность;
  • Низкий уровень развития коммуникативных способностей;
  • Низкий уровень развития организаторских способностей;
  • Склонность перекладывать ответственность на других;

Психологические и личностные качества профессионала:

(заполнить для выбранной профессии)

  • Восприятие, узнавание и различение тихих или разнообразных шумов;
  • Восприятие, узнавание и различие ритмов (напр. при проверке работы моторов);
  • Распознавать разницу во влажности материалов;
  • Различать различные степени гладкости и неровности;
  • Различать с помощью осязания толщину разных предметов;
  • Узнавать или сравнивать различные степени сопротивления или давления;
  • Узнавать или различать основные цвета;
  • Оценка больших промежутков времени (дни, недели, месяцы);
  • Оценка коротких промежутков времени (минуты, часы);
  • Оценка и различение скорости и направления движущихся предметов;
  • Оценка ускоренных (замедленных) движений;
  • Оценка пространственного соотношения предметов;
  • Оценка и сравнение на глаз небольших расстояний (см., мм.);
  • Оценка углов, особенно прямых;
  • Быстро узнавать небольшие отклонения от предписанной формы (круг, прямой угол, квадрат, параллельность двух линий);
  • Быстро узнавать небольшую разницу в форме, величине, расположении (сортировка);
  • Узнавать направление, откуда исходит звук;
  • Быстро и правильно читать;
  • Разбираться в неясном почерке;
  • Понимать неясное произношение;
  • Точно и наглядно представлять себе предметы и их части (черчение в уме, конструктивная фантазия);
  • Понимать строение и работу машин;
  • Пространственно представлять себе предметы и представлять себе проекцию на плоскость и разрез пространственных предметов;
  • Быстро и верно запечатлевать пространственные соотношения;
  • Точная и продолжительная память на фамилии виденные один раз или редко;
  • Точно и уверенно узнавать предметы по их форме и величине;
  • Грамотно писать, разборчивый почерк;
  • Выполнять грубые и сильные движения;
  • Быстро узнавать и различать неожиданные перемены в ритме движения, быстро отвечать на эти перемены определенными предписанными движениями;
  • Сохранение работоспособности при смене дневной и ночной работы;
  • Устойчивое внимание на определенные повторяющиеся периоды рабочего процесса;
  • Способность сохранить величайшее напряжение внимания в определенные моменты;
  • Быстро менять направления внимания, готовность воспринимать новые образы;
  • Сохранение работоспособности при однообразной работе;
  • Способность эффективно работать не по схеме, проекту, самостоятельно вносить изменения;
  • Тщательно и эффективно выполнять привычную работу;
  • Быстро приспосабливаться к новым и непривычным условиям;
  • Самостоятельно думать и распоряжаться, целесообразно распределять отдельные фазы работы по месту и времени;
  • Быстро принимать решения в изменявшихся условиях;
  • Постоянство, некапризность, независимость от настроения;
  • Осторожность, терпение, способность медленно и верно двигаться к цели;
  • Энергичность, способность оживлять работу и побуждать к ней, сообщая другим свою волю;
  • Умение общаться с подчиненными, быть с ними справедливыми;
  • Тактичность, умение общаться с людьми различного общественного положения, характера и т. д.;
  • Способность подчиняться, в точности выполнять распоряжения и предписания;
  • Добросовестность, чувство долга, исполнительность;
  • Самостоятельность, способность не давать мешать себе работать даже лицам начальствующим;
  • Малая внушаемость, способность не поддаваться внешнему влиянию;
  • Ответственность, желание и способность занимать ответственные должности;
  • Способность к самостоятельной организации, целесообразное распределение работы между отдельными подчиненными;
  • Самостоятельное комбинирование, способность разбираться в фазах процесса производства, отдельных частях производственного процесса и их взаимном соотношении;
  • Критическое отношение к результатам своей работы;
  • Критическое отношение к результатам чужой работы;
  • Способность быстро замечать и исправлять ошибки в работе;
  • Быстрый и уверенный счет в уме;
  • Умение выражаться устно и письменно;
  • Умение рисовать и чертить;
  • Коротко и ясно спрашивать и отвечать;
  • Способность подробно описывать инструмент или приспособление;
  • Способность показывать инструмент или приспособление в разных видах, проекциях и давать пояснения;
  • Способность влиять на людей при помощи постановки их в конкретную ситуацию;
  • Умение копировать чертежи и рисунки;
  • Выполнять работу по чертежу;
  • Умение рисовать с натуры, самостоятельно набрасывать эскиз;
  • Дополнить. .. , что ещё?

Задание № 2 «Задатки и способности личности к управленческой деятельности» основные психологические понятия по теме

Аффект — кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением самоконтроля. Обладая свойством доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... ИГР Владимир 2000 ББК 88.3 Р-17 Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. – Владимир, ... отличие от интеллектуальных игр творческие игры предполагают наличие заданий с «открытым ответом» (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого ... результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается ...

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, выражающееся в умении преодолевать трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воображение — универсальная человеческая способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ, удерживать его в памяти и мысленно манипулировать им.

Грезы — фантазии человека рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

Доминанта внимания — наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры, в результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Задатки — врожденные, обусловленные анатомо-физиологические и психологические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.

Интерференция — психический процесс, при котором новые воспоминания ослабляют восстановление более старых воспоминаний и наоборот.

Интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные переживания.

Личность — совокупность качеств индивида обусловленная генетическим кодом (наследственностью), включенностью данных качеств в социальные отношения, определяющих стиль мышления и поведения, которые формируются и проявляющиеся в совместной деятельности и общении.

Личностный конструкт — способ, при помощи которого человек конструирует свой взгляд на окружающий мир. Могут изменяться, если человек сталкивается с противоречивой информацией, либо оставаться стабильными в течение длительного времени, становясь частью личности.

Личностный смысл — субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Мечта — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желания, интерес, убеждения.

Настроение — сравнительно продолжительное, более или менее устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни человека.

Потребности — состояние нужды, внутренние сущностные силы организма побуждающие его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида.

Статус личности — положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Социализация — процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта.

Социальная роль личности — стереотипная модель поведения человека, которая определяется нормативными обязанностями в системе общественных или личных отношений.

Способности — навыки, позволяющие человеку выполнять определённые задачи, быстро и качественно достигая запланированные результаты.

Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание; сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Стресс — состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Творчество — самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценностных продуктах деятельности.

Чувство — устойчивое субъективное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Фрустрация — психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, тревогой, отчаянием и др. Возникновение фрустрации обусловлено не только не только объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности.

Экстраверсия — ориентация личности на объект, на внешний мир.

Эмоции — психическое отражение окружающего мира в форме пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям личности. Переживание личной значимости действующих на индивида явлений и ситуаций.

Я-концепция — обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

Задания для усвоению психологических понятий

  1. Как можно использовать воображение для регулирования своих эмоциональных состояний?

Теоретическое задание

Тема. Воображение и творчество. Эмоции.

  1. Воображение и его виды. Каковы основные способы создания образов творческого воображения?

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

  1. Чем мечта отличается от грёз? Можно ли управлять грёзами?
  1. Каковы основные элементы эмоциональной сферы личности?

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

  1. Является ли любовь одним из высших чувств человека?
  2. Согласны ли Вы с такой трактовкой понятия любовь? «Любовь — высшее духовно чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать всё от тебя зависящее для благополучия любимого человека.» Если не согласны, предложите свою трактовку.

Тема. «Интернет-экзамен в сфере профессионального образования «

В настоящее время Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для студентов всех форм обучения проводится Интернет-экзамен. Цель данного задания ознакомить студентов с типами заданий, процедурой проверки знаний Национальным аккредитационным агентством в сфере образования, которое проводит Интернет-экзамен в форме компьютерного тестирования в режимах on-line или off-line.

Номера заданий выбираются по последней цифре зачетной книжки.

В работе должны быть все задания тестового контроля. Свой вариант (20 заданий) необходимо прокомментировать письменно, а в остальных заданиях отметить правильный ответ и свой выбор объяснить устно при защите работы.

Задание выполняется от руки, в письменной форме

Для выполнения задания необходимо:

1. Ответ на задания с доказательством выбранного варианта.

2. При ответе на задание необходимо указать, почему остальные варианты не подходят.

3. После ответа дать ссылку на использованную литературу.

Образец.

Задание № 00. (выберите несколько вариантов ответа)

К формам мышления относят. .. .

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) понятие; 2) сравнение; 3) суждение; 4) дедукция.

КОММЕНТАРИЙ.

Правильный ответ: 1) понятие; 3) суждение;

Выделяют следующие формы мышления: понятие — форма мышления, в которой выделяются и обобщаются предметы или явления того или иного класса по существенным отличительным признакам и выражаются словом или группой слов; суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо; умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Сравнение — сопоставление вещей, явлений и их свойств, выявление их сходства и различия, что позволяет их классифицировать, относится к операциям мыслительной деятельности.

Дедукция — логический вывод, в процессе мышления от общего к частному, относится к способам мышления.

(См.: Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: 2006, гл. Мышление, с. 171 — 180.)

Тестовый контроль

Задание № 1 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие функций коллектива и их содержания.

1.Коллектив управляет своей общественно-полезной деятельностью.

2. Коллектив является носителем и пропагандистом определенных нравственных идеалов.

3. В коллективе существуют определенные нравственно-ценные стимулы для регулирования поведения.

4. В коллективе действует определенное общественное мнение, которое диктует свои критерии оценки поведения и поступков

Варианты ответов: А) Воспитательная. В) Стимулирующая.

С) Организационная. D) Контрольно-оценочная. .

Задание № 2 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

  1. Воспитание
  2. Обучение
  3. Развитие

Варианты ответов:

А) Это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

В) Это социально-организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и учение

С) Это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека.

Задание № 3 (выберите один вариант ответа)

Система основных параметров, принимая в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования, называют …

Варианты ответа: А) Профессиограммой. В) Специализацией.

С) Компетентностью. D) Стандартом.

Задание № 4 (выберите один вариант ответа)

Теория обучения определенному учебному предмету называется …

Варианты ответа: а) технологией; в) методологией;

с) дидактикой; d) методикой.

Задание № 5 (выберите один вариант ответа)

Ощущения — это …

Вариант ответа:

а) психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности;

в) психический процесс отражения предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств;

с) психический процесс, отвечающий за ориентацию организма в пространстве.

Задание № 6 (выберите несколько вариантов ответа)

В зависимости от присутствия волевого усилия и наличия цели выделяют следующие виды внимания:

Варианты ответа: а) произвольное; в) интерактивное;

с) непроизвольное; d) перцептивное (внешненаправленное).

Задание № 7 (выберите один вариант ответа)

Произвольное восприятие …

Вариант ответа: а) имеет биологическое происхождение;

в) является продуктом созревания организма; с) является постоянным;

d) является высшей психической функцией.

Задание № 8 (выберите один вариант ответа)

Максимальная степень опосредованности и максимальная социальная ценность факторов деятельности, опосредствующих межличностные отношения, характерны для …

Вариант ответа: а) ассоциация; в) корпорация;

с) диффузная группа; d) коллектив.

Задание № 9 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие принципов дидактики и их сущности.

1. Необходимость сочетания целей общества и гармоничного развития личности.

2. Накопление опыта общественного поведения и формирования социально ценных личностно-деловых качеств.

3. Отказ от подавления инициативы, самостоятельности и творчества учащихся.

Варианты ответа:

а) принцип гуманистической направленности;

в) принцип соединения обучения и воспитания с трудом;

с) принцип сочетания педагогического управления и развития инициативы и самостоятельности воспитанников;

d) принцип научности.

Задание № 10 (выберите один вариант ответа)

Система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения — это …

Вариант ответа: а) учебный план; в) процесс обучения;

с) содержание образования; d) социальный заказ.

Задание № 11 (выберите один вариант ответа)

Склонность человека действовать по первомe побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций известно как …

Вариант ответа: а) тревожность; в) эмоциональность;

с) импульсивность; d) впечатлительность.

Задание № 12 (выберите один вариант ответа)

Совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя, соответствует понятию …

Варианты ответа: а) индивидуальность личности;

в) устойчивость личности; с) характер личности; d) самоконтроль личности.

Задание № 13 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между свойствами продуктивной памяти и их характеристиками: 1. Объем. 2. Быстрота. 3. Точность

Варианты ответов:

а) отражает количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации;

в) отражает способность человека в процессе сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования;

с) показывает способность человека в процессе воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Задание № 14 (выберите один вариант ответа)

Третичным волевым качеством, которое заключено в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, является …

Вариант ответа: а) обязательность; в) принципиальность;

с) дисциплинированность; d) ответственность.

Задание № 15 (выберите один вариант ответа)

Методы педагогического исследования, непосредственно связанные с практикой и позволяющие накопить, зафиксировать, классифицировать и обобщить практический материал — это …

Вариант ответа: а) социологические методы; в) эмпирические методы; с) теоретические методы; d) психологические методы.

Задание № 16 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между типичными ролевыми педагогическими позициями и их характеристиками: 1. Информатор. 2. Друг. 3. Диктатор

Варианты ответов:

а) это роль, в которой педагог насильственно внедряет нормы и ценностные ориентиры в сознание воспитанников;

в) это роль, в которой педагог стремится проникнуть в душу ребенка;

с) это роль, в которой педагог ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т. д.

Задание № 17 (выберите один вариант ответа)

Цели группы, норы группы, структура группы и фазы ее развития являются основными элементами …

Варианты ответа: а) механизмов социального влияния; в) групповой идентификации; с) групповой динамики; d) состава группы.

Задание № 18 (выберите один вариант ответа)

Основным критерием малой социальной группы является…

Вариант ответа: а) эмоциональные связи; в) совместная деятельность; с) общая территория проживания; d) соприсутствие людей.

Задание № 19 (выберите один вариант ответа)

Свойством нервной системы является …

Вариант ответа: а) распределение; в) сила; с) концентрация;

d) объем.

Задание № 20 (выберите один вариант ответа)

Максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно — это …

Вариант ответа: а) верхний порог ощущений; в) дифференциальный порог ощущений; с) нижний порог ощущений; d) временной порог ощущений.

Задание № 21 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие межу понятиями и их характеристиками

1. Семейное воспитание. 2. Воспитание. 3. Воспитательные отношения

Варианты ответов:

а) разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения;

в) это направленный на человека процесс передачи опыта одним поколением и усвоение другим;

с) это процесс взаимодействия родителей и детей, который должен доставлять удовольствие двум сторонам.

Задание № 22 (выберите несколько вариантов ответка)

Демократический стиль педагогического общения характеризуют следующие определения:

Варианты ответов:

а) благополучный социально-психологический климат внутри коллектива;

в) внешние показатели успешности деятельности педагогов (успеваемость, дисциплина и т. п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера, как правило, неблагополучна;

с) активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач;

d) ориентация педагога на повышение роли учащихся во взаимодействии, на привлечении каждого к решению общих дел.

е) тактика невмешательства педагога, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.

Задание № 23 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

  1. Семейное воспитание
  2. Методы семейного воспитания
  3. Средства семейного воспитания

Варианты ответов: а) это родительский авторитет, учение, труд;

в) это процесс взаимодействия родителей и детей, которые должен доставлять удовольствие двум сторонам;

с) это убеждение, личный пример, поощрение, наказание.

Задание № 24. (выберите один вариант ответа)

Движущими силами процесса обучения являются …

Вариант ответа: а) принципы; в) противоречия; с) условия;

d) закономерности

Задание № 25. (выберите один вариант ответа)

Чувственное свойство, заключающееся в подавлении ненужных чувств и укреплении социально ценных и устойчивых позитивных качеств личности — это …

Вариант ответа: а) воспитанность; в) настойчивость; с) самовоспитание; d) самообладание.

Задание № 26 (выберите один вариант ответа)

Изменение интенсивности ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя называют …

Вариант ответа: а) синестезией; в) контрастом; с) апперцепцией;

d) сенсибилизацией.

Задание № 27 (выберите несколько вариантов ответа)

Отличительной чертой психической деятельности человека является …

Варианты ответов: а) передача опыта поколениям; в) рефлексивная деятельность; с) способность создавать и сохранять материальные и духовные ценности; d) бессознательная деятельность.

Задание № 28 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между методами познания периода формирования психологии и их характеристиками:

1. Вера в то, что каждый объект обладает душой, которая может существовать без этого объекта

2. Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой выявление другого

3. Наблюдение субъекта за актами собственного сознания

4. Представление о жизни как всеобщем свойстве материи

Варианты ответов: а) анимизм; в) гилозоизм; с) ассоциация;

d) интроспекция

Задание № 29 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие принципов дидактики и их сущности.

1. Суть гуманистического воспитания.

2. Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тесным взаимодействием всех педагогических систем.

3. Воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания

4. Изучение уровня актуального развития воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей.

Варианты ответов:

а) принцип согласованности требований семьи и общественности;

в) принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитания;

с) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий;

d) принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Задание № 30 (выберите варианты согласно тексту задания)

Попустительский стиль педагогического общения характеризуют такие определения, как …

а) активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач;

в) формальное выполнение педагогом своих функциональных обязанностей;

с) стремление педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием ответственности за ее результаты;

d) единоличное решение педагогом всех вопросов, касающихся жизнедеятельности как всего коллектива, так и каждого учащегося;

е) неудовлетворительная успеваемость и дисциплина учащихся.

Задание № 31 (выберите варианты согласно тексту задания)

Принцип научной обоснованности управления образовательными системами заключается в … Варианты ответов:

а) эффективном использовании информации о состоянии управляемой педагогической системы;

в) сотрудничестве, сотворчестве между всеми участниками педагогического процесса;

с) получение объективной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы;

d) оптимальным распределений полномочий при принятии управленческих решений.

Задание № 32 (выберите варианты согласно тексту задания)

Диагностическим средствам управления педагогической системой соответствует…

Варианты ответов:

а) применение педагогической диагностики для повышения уровня развитости, обученности и воспитанности учащихся, внутриколлективных отношений;

в) определение исходного и текущего состояния развития отдельных учащихся и коллектива в целом;

с) решение педагогических задач;

d) мотивационное обеспечение учебного процесса.

Задание № 33 (выберите один вариант ответа)

Акцентуация характера является …

Вариант ответа: а) крайним вариантом нормы; в) проявлением невроза; с) признаком психопатии; d)стилем поведения.

Задание № 34 (выберите один вариант ответа)

Что из перечисленного является ГЛАВНЫМ в определении места общения в структуре личности?

Вариант ответа: а) общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми; в) общение помогает личности обогащать представление личности о себе и отношение к себе со стороны окружающих; с) общение способствует развитию творческого мышления; d) общение помогает накапливать и хранить информацию в сознании.

Задание № 35 (выберите один вариант ответа)

Представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения составляет __________ компонент педагогической деятельности.

Вариант ответа: а) коммуникативный; в) гностический; с) проектировочный; d) конструктивный.

Задание № 36 (выберите несколько вариантов ответа)

Сторонами целостного педагогического процесса являются:

Варианты ответов: а) содержательная (что развивать и воспитывать, чему учить); в) мотивационная; с) физическая; d) рекомендательная;

е) операционно-процессуальная (как развивать, обучать и воспитывать).

Задание № 37 (выберите один вариант ответа)

Психическими явлениями, формирующимися в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, умений и навыков, называются …

Варианты ответа: а) психические состояния; в) психические образования; с) психические свойства; d) психические процессы.

Задание № 38 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие понятий и их определений.

1. Самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний. Механизм взаимопонимания, осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

2. Психический процесс, при котором новые воспоминания ослабляют восстановление более старых воспоминаний и наоборот.

3. Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

4. Психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Варианты ответа: а) Интерференция; в) Фрустрация — с) Рефлексия;

d) Аттракция.

Задание № 39 (выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие понятий и их определений.

1. Компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых для работы действий, доведенных до совершенства путем многократных повторений;

2. Готовность самостоятельно выполнять теоретические и практические действия;

3. Итог познавательной деятельности в форме фактов, представлений, понятий, законов науки.

4. Процесс, в ходе которого на основе познания и приобретенного опыта возникают новые формы мышления и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Варианты ответов: а) знания; в) навыки; с) обучение; d) умения.

Задание № 40 (выберите один вариант ответа)

Психологический компонент структуры процесса обучения составляют: Вариант ответа:

а) тестирование, проектирование, прогнозирование процесса обучения и его результатов;

в) процесс восприятия, мышления, запоминания, общения;

с) цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения;

d) последовательные этапы деятельности педагога и учащихся.

Задание № 41 (выберите один вариант ответа)

Какое из направлений психологической мысли представляет психологию как науку о поведении, как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется?

Вариант ответа:

а) психоанализ, глубинная психология (основоположник Зигмунд Фрейд);

в) гештальтпсихология (основоположники М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка);

с) бихевиоризм (основоположник Дж. Уотсон);

d) структурализм (основоположник В. Вундт).

Задание № 42 (выберите один вариант ответа)

Какое из направлений психологии обосновывает идею о том, что область психического простирается за пределы тех испытываемых человеком явлений, о которых он способен дать отчет?

Вариант ответа:

а) психоанализ, глубинная психология (основоположник Зигмунд Фрейд);

в) гештальтпсихология (основоположники М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка);

с) бихевиоризм (основоположник Дж. Уотсон);

d) структурализм (основоположник В. Вундт).

Практическое задание

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ»

Составить психологический портрет своего знакомого, сверстника.

Задание выполняется от руки и ЗАЩИЩАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО

Структура задания:

Раздел I. Индивидуальная характеристика

  1. Ф.И.О., год, место рождения.
  2. Образование, тип школы.
  3. Дополнительные занятия: спорт, музыка, танцы, живопись и т. д.
  4. Результаты деятельности: призы, награды, участие в соревнованиях и т. д.
  5. Что умеет делать: шитьё, вязание, плотник, слесарь, вождение автомобиля и т. д.
  6. Жизненный трудовой путь: где успел поработать, какими профессиями владеет, что умеет делать по дому и т. д.

Раздел II. Психологическая характеристика (показать на примере реальных поступков)

  1. Тип нервной системы (тип темперамента).
  2. Тип характера.
  3. Интроверсия — экстраверсия.
  4. Преобладающе эмоции.
  5. Тип мышления.
  6. Особенности проявления памяти. Специфика видов памяти.
  7. Наиболее важные качества внимания и их сочетание в конкретной ситуации.
  8. Адекватность самооценки. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
  9. Волевая регуляция. Способность к самоконтролю на произвольном, сознательном уровне.

Раздел III. Ценностные ориентации, система жизненных ценностей, мотивы поведения в тех или иных жизненных ситуациях. (показать на примере реальных поступков):

  1. Любимое занятие в свободное время, наличие хобби.
  2. Уровень притязаний: работа, карьера, семья, понятие «успеха в жизни» и т. д.
  3. Межличностные отношения, общение:

— вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость;

— искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность;

— коллективизм — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность;

— отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды;

— сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, трудностям людей;

— тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе не задевая достоинство людей;

— терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру привычкам;

— чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей;

— доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию;

— приветливость — способность выражать чувство личной приязни;

— обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе;

— общительность — способность легко входить в общение с другими людьми;

— обязательность — верность слову, долгу, обещанию;

— ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия;

— откровенность — открытость, доступность для людей;

— справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной;

— совместимость — умения соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач;

— требовательность— строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

17. Поведение в конкретной ситуации:

— активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру, к делам коллектива, энергичные поступки и действия;

— гордость — чувство собственного достоинства;

— добродушие — расположение к людям;

— порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки;

— смелость — способность принимать и осуществлять свои решения взяв всю ответственность за их результат на себя;

— твердость — умение настоят на своём, не поддаваться необоснованному давлению, устойчивость, уверенность в принятом решении;

— уверенность — вера в правильности и справедливости своих решений при совершении поступков;

— честность — прямота, искренность в отношении других людей и своих поступков;

— энергичность — решительность, активность поступков, действий в достижении результатов;

— энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъём при выполнении заданий;

— добросовестность — честное выполнение своих обязанностей;

— инициативность — стремление к новым формам деятельности, попытки найти нестандартные решения при выполнении заданий;

— настойчивость — упорство в достижении поставленных целей;

— решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания;

— принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события;

— самокритичность — стремление оценивать своё поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки;

— самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами;

— уравновешенность — ровный, спокойный, поведение в критических ситуациях несуетливое;

— целеустремленность — наличие ясной цели, стремление её достичь оптимальными средствами.

18. Деятельность, результаты, мотивы и жизненные ценности:

— вдумчивость — глубокое проникновение в суть порученного дела;

— деловитость — знание дела, предприимчивость;

— мастерство — качественное выполнение операций, в какой-либо сфере профессиональной деятельности;

— понятливость — умение понять смыл разговора, беседы, сообразительность при ответах на вопросы;

— скорость — стремительность поступков и действий, быстрота при принятии решений;

— собранность — сосредоточенность, подтянутость;

— точность — умение действовать, как задано, в соответствии с техническим заданием;

— трудолюбие — любовь к труду, к общественно полезной деятельности, требующей напряжения и ответственности;

— увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу;

— усидчивость — усердие в том, что требует напряжения и терпения;

— аккуратность — соблюдения во всем порядка, тщательность работы, исполнительность;

— внимательность — сосредоточенность на выполняемой деятельности;

— дальновидность — прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее;

— дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом;

— исполнительность — старательность, хорошее исполнение заданий;

— любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний;

— находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений;

— последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно;

— работоспособность — способность много и продуктивно работать;

— скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность.

19. Эмоциональные проявления, чувства, переживания:

— бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии;

— бесстрашие — отсутствие страха, храбрость;

— веселость — наличие беззаботно-радостного настроения;

— душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям;

— милосердие — готовность помочь, сострадание к людям, человеколюбие;

— сердечность — задушевность, искренность в отношениях;

— страстность — способность целиком отдаваться увлечению;

— жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния;

— оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, отсутствие уныния;

— сдержанность — способность удерживать себя от проявления чувств;

— хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку;

Раздел IV. Заключение

Ф.И.О. Характеризуется положительно (отрицательно) по основным параметрам:

  1. отношение к делу (17, 18, трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность,. . .)
  2. отношение к людям (16,19,. . .)
  3. отношение к себе (п.п. 13,14. . .)
  4. уровень притязаний в жизни (15, 16. . .)

Задание № 3 «Формы проявления психики человека. Психология карьерного успеха» основные психологические понятия по теме

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других имеющих для человека определенную значимость.

Доминанта внимания (Алексей Алексеевич Ухтомский 1875 — 1942) - наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры, в результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Интерференция — психический процесс, при котором новые воспоминания ослабляют восстановление более старых воспоминаний и наоборот.

Конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

Конфликт внутриличностный — острое, негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающего противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Мнемическая деятельность — это деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

Память — психический процесс запоминания, сохранения, закрепления и последующего воспроизведения информации связанной с прошлым опытом.

Резюме — документ содержащий основные биографические, личностные и профессиональные данные о соискателе на вакантную должность.

Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым, в результате чего более давние события вспоминаются легче и точнее, чем происшедшие в недалеком прошлом.

Речь — совокупность произносимых или воспринимаемых кодов (звуков) имеющих определенный смысл, значение и соответствующая им система письменных знаков.

Эффект Зейгарник — лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными.

Эффект генерации — лучшее запоминание того, что сделано и придумано самой личностью (собственные идеи сохраняются в памяти без усилий).

Язык — система кодов (символов), обозначающих объекты и их отношения и имеющих для людей определённый смысл.

Задания для усвоению психологических понятий

  1. Возможна ли учебная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность студентов на занятиях?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Теоретическое задание

Тема. Внимание. Память.

  1. Внимание, его свойства и виды.

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

  1. Всегда ли произвольное внимание связано с сознательной целью?
  1. Процессы и виды памяти.

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

  1. Почему краткие записи способствуют лучшему запоминанию материала?

Практическое задание

«ПСИХОЛОГИЯ КАРЬЕРНОГО УСПЕХА. ВЫБОР КАРЬЕРЫ И УСТРОЙСТВО НА РАБОТУ»

Алгоритм формирования карьеры

На выбор карьеры влияют очень многие факторы. От того какой путь избирает человек будет зависеть его финансовое благополучие и личная жизнь, его окружение, друзья и враги, вкусы и предпочтения, жизненные ценности и личные интересы.

Выбор и оценка карьеры зависит, как правило, от того насколько вы будите следовать алгоритму формирования карьеры:

  • Оцените свои способности. Проанализируйте свои успехи и неудачи в конкретном профессиональном поле;
  • Определитель со своими жизненными ценностями и профессиональными интересами. Помните, что интерес к той или иной деятельности ещё не доказывает пригодность к ней. Подумайте, что вы ждете от карьеры?
  • Оцените свои гендерные и социокультурные факторы. Возможность сочетать занятость на работе и дома, служебные командировки и т. д.
  • Проанализируйте рынок труда. Спрос на вашу профессию в том регионе где вы планируете предложить свои услуги;
  • Узнайте о рабочих условиях и необходимых требованиях к вашей профессии на данном предприятии: Какие умения и практические навыки необходимы, каковы условия труда специалистов и т. д.
  • Перспективы продвижения по службе: Наличие перспективной работы, частота смены кадров, потенциальные вакансии.

Задание.

(Подобрать должностную инструкцию соответствующую предлагаемой вакансии, например, Экономист по финансовой работе, где указать:)

Структура:

Раздел 1. Условия работы и необходимые требования

  1. Общие положения.

Экономист по финансовой работе

  1. Выполняет работу по осуществлению финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий производственного плана, формирование и распределение доходов и накоплений предприятия и их использование по обязательствам перед государственным бюджетом, налоговыми органами, банковскими учреждениями, поставщиками, финансирование затрат на расширенное воспроизводство, социальное обеспечение и материальное стимулирование работников.
  2. Экономист по финансовой работе назначается на должность и освобождается от должности приказом директора предприятия (по согласованию с руководителем подразделения).
  3. .. .

2. Квалификационные требования. Образование. Опыт работы.

  1. Высшее профессиональное образование по соответствующей специальности.
  2. Стаж работы по специальности (сроки в зависимости от должности).
  3. Дополнительная профессиональная переподготовка позволяющая отслеживать перспективы отрасли

3. Требования к квалификации: Должен знать. Свободное владение.

Экономист по финансовой работе обязан свободно владеть

3.1. Законодательные и нормативные правовые акты, руководящие и методические материалы по организации финансовой работы.

3.2. Порядок составления финансовых и кассовых планов, кредитных заявок и смет.

3.3. Порядок распределения финансовых ресурсов.

3.4.. . .

3.5.. . .

  1. Должностные обязанности.

Экономист по финансовой работе имеет следующие должностные обязанности.

  1. Выполняет работу по осуществлению финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий производственного плана, формирование и распределение доходов и накоплений предприятия и их использование по обязательствам перед государственным бюджетом, налоговыми органами, банковскими учреждениями, поставщиками.
  2. Разрабатывает, исходя из технико-экономических показателей производственного плена, проекты перспективных и годовых финансовых планов, прогнозы поступления денежных средств на счет предприятия.
  3. .. .
  4. .. .
  5. .. .

5. Права.

Экономист по финансовой работе имеет право

  1. Имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности, деятельности подчиненных ему служб и подразделений.
  2. Взаимодействовать с другими предприятиями по производственным и другим вопросам, входящие в его функциональные обязанности.
  3. .. .
  4. .. .
  5. .. .
  1. Ответственность.

Экономист по финансовой работе несет ответственность

  1. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах предусмотренных действующим трудовым законодательством Российской Федерацией.
  2. За нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность предприятия.
  3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерацией.
  4. За причинение материального ущерба — в пределах, действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерацией.
  5. .. .
  6. .. .
  7. .. .

Раздел 2. Резюме

  1. Сведения об адресате:

(Указывается в правом верхнем углу.)

К сведению руководства компании

«ДОМОСТРОЙ»

при рассмотрении соискателей на

вакантную должность

ЭКОНОМИСТ ПО ФИНАНСОВОЙ РАБОТЕ

(Наименование вакансии выделяют прописными буквами или полужирным шрифтом)

  1. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  • Ф. И. О. (Указывается в родительном падеже)
  • Место рождения, дата.
  • Паспортные данные:
  • Семейное положение.
  • Почтовый адрес:
  • Телефон.

3. СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ:

  • Наличие базового профессионального образования, специальность по диплому.
  • Указать наличие дополнительного образования.

4. СВЕДЕНИЯ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Место работы.
  • Занимаемые должности.
  • Краткое описание выполняемой работы. (Для молодых специалистов — направления исследований на последних курсах вуза)

5. СВЕДЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСАХ:

  • Направления в области которых хотел бы работать соискатель.
  • Цели трудоустройства

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

  • Представить самопрезентацию своих личностных качеств через достижения и поступки.
  • Знание иностранных языков.
  • Навыки имеющие отношения к перспективной профессиональной деятельности.

7. Дата. Подпись /расшифровка/.

Задание № 4

«Общее и индивидуальное в психике человека.

Профессиональная мотивация личности»

Основные психологические понятия по теме

Акцентуация черт характера — чрезмерное усиление отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода.

Крайний вариант нормы, как результат усиления отдельных черт, приводящее к уязвимости человека в отношении определенного рода психогенных воздействий при достаточной устойчивости по отношению к другим влияниям.

Мотив — внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то что побуждает человека к деятельности и придаёт его деятельности осмысленность.

Мотивация — совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения, процесс психической регуляции влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

Мотивировка — логическое объяснение причин поведения личности.

Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желания, интерес, убеждения.

Потребность — внутреннее состояние нужды, недостаток в чем-то или нужда ликвидировать избыток чего-то вредного, выражающееся в зависимости от конкретных условий существования.

Сензитивность темперамента — наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения ощущений или психической реакции у человека.

Темперамент — индивидуальные особенности психики, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Типы черт характера — выделяют: а) эмоциональные — уравновешенность, бодрость, эмпатичность, страстность, впечатлительность; б) волевые — целеустремленность, решительность, самообладание; в) интеллектуальные — вдумчивость, наблюдательность, осмотрительность; г) нравственные — честность, принципиальность, справедливость и т. д.

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, обусловленная типичным для неё способом поведения, эмоционально реагирования и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.

Ценности — система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

Задания для выполнения контрольной работы Теоретическое задание

Тема. Сущность поведенческой матрицы характера. Темперамент.

  1. Темперамент и его свойства. Характеристика типов темперамента.

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

  1. Возможна ли ошибка? «Динамическая характеристика темперамента проявляется в его основных свойствах: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормозимости, переключаемости.»
  1. Какие свойства личности определяют структуру характера?

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

  1. Какие существуют типы акцентуаций характера? Какие можно выделить плюсы, минусы и труднопереносимые ситуации для каждого типа характера? (в работе раскрыть один из типов характера)

Практическое задание «профессиональная мотивация личности. Испытательный срок».

За любым поступком всегда кроются определенные цели, желания, причины. Интерес к профессии может определяться как внутренними мотивами, когда работа интересна сама по себе, по своему внутреннему содержанию так и внешними — социальный престиж, заработная плата, возможность влиять на других людей и т. д.

Испытание при приёме на работу устанавливается работнику в целях проверки его соответствия поручаемой работе. При приёме на работу, ещё до подписания трудового договора с работником работодатель обязан ознакомить его под роспись с правилами внутреннего распорядка, должностной инструкцией, иными локальными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (Приложение 1).

Вновь принятому работнику оформляется лист испытания, в котором указывается должность (профессия) работника, должностные обязанности (профессиональные навыки), качество их исполнения, указывается закрепленный куратор (наставник).

Куратор в течении всего времени вносит записи, свидетельствующие о выполнении или невыполнении той или иной работы (Приложение 2).

При неудовлетворительном результате испытания работодатель расторгает договор с работником с указанием причин, послуживших основанием для признания его как не выдержавшего испытание (Приложение3).

Приложение 1.

Положение о порядке прохождения испытания

1. Общие положения

  1. Целью испытания является проверка соответствия специалиста поручаемой ему деятельности непосредственно в рабочей обстановке.
  2. Испытание устанавливается продолжительностью не более трёх месяцев.
  3. Продолжительность испытания указывается в трудовом договоре и в приказе о приёме на работу.
  4. При неудовлетворительном результате испытания увольнение работника производится с оплатой труда за фактическое отработанное время и с формулировкой «в связи с неудовлетворительным результатом испытания, часть 1 статьи 71 Трудового кодекса Р.Ф.».
  5. Если испытательный срок истек, а сотрудник продолжает работать, он считается выдержавшим испытание.

2. Порядок прохождения испытания.

2.1. При оформлении на работу сотрудник отдела кадров знакомит нового работника с настоящим Положением, должностной инструкцией, под роспись до оформления трудового договора и фактического допуска к работе.

2.2. На основании положения о наставничестве назначается куратор (наставник), который знакомит нового сотрудника с производственными стандартами.

2.3. Куратор вместе с вновь принятом сотрудником в течении первой недели после зачисления, составляет план работы на время испытания. План включает в себя наименование работ, срок их выполнения и конкретный результат, которого должен достичь испытуемый сотрудник. Работник знакомится с планом под роспись.

2.4. План работы принятого сотрудника утверждается директором и подписывается сотрудником.

2.5. За две недели до окончания испытательного срока куратор и сотрудник обсуждают соответствие поставленных целей (плана работ) конкретным достигнутым результатам.

2.6. Куратор пишет аналитическую записку о результатах, достигнутых работником в период испытания, и даёт заключение: «Прошел испытательный срок» или «Не прошел испытательный срок».

2.7. Заключение о прохождении испытания и рекомендации поступают к руководителю кадровой службы не позднее чем за неделю до окончания испытательного срока работника и утверждается директором.

Приложение 2.

Лист испытания работкика

  1. Ф.И.О. _____________________________________________________
  2. Подразделение _____________________________________________
  3. Должность _________________________________________________
  4. Дата приёма на работу _______________________________________
  5. Дата окончания испытания ___________________________________
  6. Куратор, Ф.И.О. ____________________________________________
  7. Должность _________________________________________________
  8. Выдано для работы:

8.1. Должностная инструкция

8.2. __________________________________________________________

  1. Уровень профессиональной подготовки работника:

9.1. __________________________________________________________

9.2. __________________________________________________________

  1. Необходимость дополнительного обучения (указать, в каких областях):

10.1. _________________________________________________________

10.2. _________________________________________________________

  1. План работы на время испытания:

п/п

Задание

Срок

Отметка о

выполнении

1.

2.

3.

  1. Результаты проверки в середине испытания (рекомендации) _______ ___________________________________________________________
  2. Итоговая проверка __________________________________________
  3. Подтверждение приёма на работу ______________________________
  4. Расторжение трудового договора по причине ____________________

Подписи:

Куратор ____________ Ф.И.О.

Руководитель структурного подразделения ___________ Ф.И.О.

Дата.

Приложение 3.

Уведомление

О признании работника не выдержавшим испытание.

  1. Ф.И.О. _____________________________________________________
  2. Должность _________________________________________________
  3. Уведомляем Вас о том, что Вы признаны не выдержавшим испытание и будите уволены 17 мая 2010 г.
  4. Причины, послужившие основанием для расторжения трудового договора следующие:

4.1. __________________________________________________________

4.2. __________________________________________________________

4.3. __________________________________________________________

  1. Настоящее уведомление составлено в двух экземплярах.
  2. Директор _______________ В.Н. Петраков
  1. С уведомлением ознакомился и первый экземпляр получил
  2. Дата. ___________ Ф.И.О.

Задание.

Для выполнения задания необходимо:

  1. Подобрать должностную инструкцию по соответствующей специальности и должности. (Приложение 1)
  2. Составить подробный план работ на время испытания. (Приложение 2)
  3. Составить мотивированный отказ уведомления о признании работника не выдержавшего испытание. Указать причины, послужившие основанием для расторжением трудового договора. (Приложение 3)

Задание № 5 «лидерство и руководство: основные психологические требования к личности руководителя» основные психологические понятия по теме

Акселерация — ускоренное физическое и только частично психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Аттракция — процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Воспитание — целенаправленное воздействие на формирующегося человека с целью выработки у него определенных личностных качеств, взглядов и убеждений, а также социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения.

Воспитательное пространство — целесообразно организованная среда, окружающая отдельную формирующуюся личность, группу или сообщество и оказывающая определенное влияние на них.

Дидактика — раздел педагогики, в котором изучаются теоретические основы образования и обучения.

Знания — это итог познавательной деятельности в форме фактов, представлений, понятий, законов науки.

Каузальная атрибуция — процесс приписывания причин и мотивов поведения другим людям на основе обыденного анализа их личностных качеств или особенностей ситуации, в которой они действуют.

Коллектив — устойчивая во времени организованная группа людей со специальными органами управления объединенных общими целями, задачами, ценностями совместной деятельности.

Локус контроля — (локус — место расположения чего-то; локус контроля — область ответственности за свои действия) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности: внешним факторам — экстернальный; собственным способностям и усилиям — интернальный, внутренний.

Малая группа — совокупность людей, взаимодействие которых выступает в форме непосредственных личных контактов и эмоциональном взаимодействии. Члены группы объединены общей целью, совместной деятельностью, они осознают свою принадлежность к данной группе и считаются её членами с точки зрения других людей.

Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых для работы действий, доведенных до совершенства путем многократных повторений.

Начальник — должностное лицо, руководящее, заведующее чем-либо.

Образование — систематизированная сумма знаний, умений, навыков и особых способов мышления которыми овладел обучаемый.

Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем включающий в себя обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, а также выработку единой стратегии взаимодействия.

Педагогика — наука о наиболее общих законах обучении и воспитании формирующегося человека.

Руководитель — официально назначенный член группы имеющий специальные полномочия управления людьми, права и ответственность за конечный результат.

Референтная группа — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и в самооценке.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность на формирование у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных.

Социальная психология — отрасль психологической науки, изучающая психические явления (процессы, состояния, свойства) характеризующие поведение человека в группе, а так же психические характеристики самих этих групп.

Умения — готовность самостоятельно выполнять теоретические и практические действия.

Учение — процесс, в ходе которого на основе познания и приобретенного опыта возникают новые формы мышления и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Задания для выполнения контрольной работы Теоретическое задание

Тема. Межличностные отношения. Общение.

  1. Каковы основные стадии межличностных отношений?

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

  1. Прокомментируйте с точки зрения законов социальной психологии следующие положения: а) «угол зрения зависит от занимаемого места»; б) «не усматривайте злого умысла в том, что вполне объясняется глупостью».
  1. Уровни общения. Какие основные факторы влияют на уровень общения между людьми?

Задания для индивидуальных контрольных собеседований

  1. Почему потребность в общении относится к числу базовых потребностей человека?

Практическое задание «лидерство и руководство: основные психологические требования к личности руководителя» «я будущий руководитель !»

«Программируем будущее: профессиональная карьера;

+ перспективная карьера руководителя".

Шаги карьеры.

  1. Выбрать отрасль, предприятие. Штатное расписание предприятия. (Приложение 1)
  2. Определиться со структурным подразделением.
  3. Должность, квалификация.
  4. Вакансии должности руководителя. 3 — 5 лет;

(Приложение 1)

Штатное расписание строительной организации.

Структурное подразделение.

Наименование

Должность (специальность, профессия), разряд, категория, квалификация.

Количество штатных единиц

Тарифная ставка, оклад

1. Управление

Генеральный директор

1

Секретарь

1

2. Отдел управления кадрами и трудовыми отношениями

Начальник отдела

1

Менеджер по персоналу

1

3. Бухгалтерия

Главный бухгалтер

1

Заместитель главного бухгалтера

1

Старший бухгалтер

1

Бухгалтер

1

Кассир

1

4.

Экономист

1

Юрисконсультант

1

5.

Главный инженер

1

Директор по строительству

1

6. Производственно- технический отдел

Начальник отдела

1

Старший инженер

1

Ведущий инженер

1

Инженер 1 категории

1

Инженер

2

Геодезист

2

Инженер по проектно-сметной работе

2

7. Охрана труда

Старший инженер по охране труда

1

Инженер по охране труда

1

8. Служба механика

Механик

1

Водитель автомобиля

4

Машинист башенного крана 1 категории

2

Машинист автомобильного крана

1

Машинист экскаватора

1

Машинист бульдозера

1

Машинист компрессорных установок

2

9. Участок эксплуатации и ремонта башенных кранов

Начальник участка

1

Мастер

2

Слесарь-ремонтник

1

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

1

10 Служба главного энергетика

Главный энергетик

1

Энергетик

1

Слесарь-электромонтажник

2

11. Строительные участки

Начальник строительного участка

1

Производитель работ

1

Кладовщик

3

Мастер

5

Каменщик

48

Стропальщик

10

Подсобный рабочий

5

Электросварщик

5

Плотник

5

Конечно, Вам ещё не приходилось быть начальником, заниматься конкретной руководящей работой, но Вы сможете смоделировать своё перспективное будущее.

Дайте характеристику личностных качеств руководителя нижнего звена (бригадира, мастера) от первого лица.

Выполнить предложенное задание с установкой на ранжировку Ваших будущих качеств руководителя, учитывая требования к особенностям личности лица, принимающего решения:

  • Управленческие способности: Умение воздействовать на других людей, распределять между подчиненными необходимый объём работ исходя из их личностных возможностей и должностных обязанностей;
  • Личная организованность: Умение доводить начатое дело до логического завершения с определенным запланированным качественным результатам;
  • Наличие управленческой концепции: Определяет основные идей и замыслы деятельности, способы достижения запланированного результата;
  • Творческие способности: Наличие навыков и умений принимать оригинальные, реально достижимые решения;
  • Диагностические способности: Способность к предвидению, риску, умение просчитывать дальние результаты сотрудничества с подчиненными;
  • «Индивидуальный почерк руководителя»: Наличие навыков и умений выработанных длительной управленческой деятельностью, которые определяют субъективность количественных и качественных оценок таких как выбор критериев оценки подчиненных, оценка значимости последствий принятия управленческого решения;

Психологическая характеристика руководителя нижнего звена (бригадира, мастера).

Составить психологическую характеристику руководителя нижнего звена. (от первого лица)

Задание выполняется от руки и ЗАЩИЩАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО

Структура задания:

Раздел I. Деловые качества

  1. Образование.
  2. Административный опыт работы.
  3. Организованность, исполнительность, дисциплинированность. Ответственность, умение держать слово,
  4. Рационализм, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения.
  5. Самоконтроль, сдержанность, способность отстаивать своё мнение, свои взгляды.
  6. Терпимость к взглядам и мнениям других, способность принять чужую точку зрения, уважать другие мнения, обычаи, привычки.
  7. Трудолюбие, эффективность в делах, продуктивность в работе.

Раздел II. Психологические качества.

  1. Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека (тип темперамента).
  2. Тип характера. Условия проявления характера в различных ситуациях.
  3. Специфические особенности практического мышления.
  4. Особенности проявления памяти. Специфика видов памяти.
  5. Наиболее важные качества внимания и их сочетание в конкретной ситуации.
  6. Волевая регуляция поведения в критической ситуации. Способность к самоконтролю на произвольном, сознательном уровне.
  7. Основные элементы эмоциональной сферы. Преобладающе эмоции.

Раздел III. Психологические свойства определяющие социальное поведение руководителя нижнего звена.

  1. Умеет распоряжаться, приказывать Умеет настоять на своём перед вышестоящим руководством.
  2. Строгий, но справедливый с подчиненными. Может быть искренним с коллегами.
  3. Обладает чувством собственного достоинства. Способен сам позаботиться о своём коллективе.
  4. Может проявлять равнодушие к подчиненным.
  5. Дорожит мнением вышестоящего руководства.
  6. Начальственно-повелительный. Любит производить впечатление значимости перед подчиненными.
  7. Своекорыстный, нетерпим к ошибкам подчиненных.
  8. Уважительный, деликатный, отзывчивый к призывам о помощи подчиненных.
  9. Скептичен, подчиненным на него трудно произвести впечатление.
  10. Добрый, нежный, вселяющий уверенность своим подчиненным.
  11. Легко попадает под влияние подчиненных, готов им довериться в сложных ситуациях.
  12. Упрямый, злопамятный, проникнут духом противоречия. Недоверчивый и подозрительный.
  13. Стремится к личному успеху. Заботится о положительном имидже своего коллектива.

Раздел IV. Заключение.

Ф.И.О. Характеризуется положительно (отрицательно) по основным параметрам:

  1. Деловые качества.
  2. Психологические качества.
  3. Психологические свойства определяющие социальное поведение
  4. .

Литература

  1. Дерябин Ю.И., Дерябина В.А. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для подготовки к Интернет-экзамену / Ю.И.Дерябин, В.А.Дерябина — Тюмень, ТюмГАСУ, 2008. — 334 с.

Зачет по курсу Вопросы для зачета

1. Предмет психологии. Основные отрасли психологии. Методы исследования.

2. Исторические этапы развития психологической науки.

3. Основные направления современной психологии. (Структурализм, бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, рефлексология).

3. Основные функции и структура психики человека. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Общее устройство головного мозга.

4. Сознание как высшая ступень развития психики. Содержание сознания. Самосознание. Самооценка. Бессознательное, его признаки и виды.

5. Ощущения. Основные виды и свойства ощущений. Чувствительность анализатора и порог чувствительности.

6. Сущность, основные виды и свойства восприятия.

7. Внимание. Основные свойства, функции и виды внимания.

8. Психологическая характеристика воображения: понятие, виды, функции.

10. Мышление. Мыслительные операции, формы, способы, виды. уровни мышления. Интеллект и его структура. Оценка интеллекта.

11. Классификация и виды эмоций. Функции и свойства эмоций. Эмоциональные процессы и управление эмоциями.

12. Воля и её основные признаки. Принципы классификации основных волевых качеств человека.

13. Типы и свойства темперамента личности. Психологические принципы подхода к представителям разных типов темперамента.

14. Природа характера и его структура. Факторы влияющие на формирование основных черт характера. Типология характеров.

15. Структура и направленность личности. Уровень притязаний и самооценка личности. Задатки и способности личности как проявление индивидуального в психике.

16. Социальная психология. Малая группа и её структура. Виды малых групп. Психологические характеристики малой группы.

17. Понятие межличностных отношений, их признаки и структура. Стадии развития межличностных отношений. Межличностная аттракция.

18. Общение. Виды общения. Типы межличностного общения. Функции общения. Специфика основных средств общения.

19. Предмет и основные этапы развития педагогики. Отрасли и разделы педагогической науки.

20. Теории обучения. Функции процесса обучения. Общие принципы дидактики.

21. Воспитание и его место в целостной структуре образовательного процесса. Особенности процесса воспитания.

22. Психологическое понимание воспитания: особенности воспитания, методы, типы, критерии воспитанности.

23. Средства и методы педагогического воздействия на личность в коллективе.

24. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Задания для самопроверки я знаю психологию !

ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ

ДА

НЕТ

1.

Начальник. Начальник — должностное лицо с организаторскими способностями, способный быстро и качественно оценить ситуацию, выделять задачи нуждающиеся в первоначальной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитывать сроки решения задач.

Начальник. (Если нет, дать своё толкование)_______ .

2.

Руководитель. Руководитель — профессионально подготовленный член группы обладающий специальной управленческой подготовкой, имеющий желание и интерес заниматься управленческой деятельностью

Руководитель. (Если нет, дать своё толкование)_____ .

3.

Лидер. Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются основными членами группы.

Лидер. (Если нет, дать своё толкование)___________ .

4.

Бихевиоризм. Дж. Уотсон (1887 — 1958) Сознание — целостная структура, от общей организации которой зависят её отдельные компоненты.

Бихевиоризм. (Если нет, дать своё толкование)_____ .

5.

Порог ощущений - величина раздражителя при котором ощущение либо исчезает, либо качественно меняется. Максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно.

Порог ощущений — (Если нет, дать своё толкование)____________________________________ .

6.

Восприятие (перцепция). Апперцепция - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Апперцепция — (Если нет, дать своё толкование)____ .

7.

Внимание. Доминанта внимания - наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга очага с повышенной нервной возбудимостью.

Доминанта внимания (Если нет, дать своё толкование)_____________________________________ .

8.

Память. Реминисценция — лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными.

Что такое реминисценция? ___________________ .

9.

Воображение. Воображение - самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценностных продуктах деятельности.

Воображение. (Если нет, дать своё толкование)_____________________________________ .

10

Темперамент. Сензитивность темперамента — сила эмоционального реагирования на внешние обстоятельства и внутренние состояния своей личности, обладающая одной и той же силой.

Что представляет из себя сензитивность темперамента? _________________________________ .

11

Эмоции - устойчивое субъективное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Эмоции — (Если нет, дать своё толкование) __________ .

13

Характер. Акцентуация характера - деформация создающая трудности во взаимодействии с другими людьми.

Акцентуация характера (Если нет, дать своё толкование)_____________________________________ .

14

Общение.Общение — процесс осуществления контактов между людьми.

Общение.(Если нет, дать своё толкование)_________ .

Министерство образования РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Психология и педагогика минимум вузовского двоечника

1. Как определяет бихевиоризм предмет психологии?

2. Какие пороги чувствительности существуют, чем они различаются?

3. Охарактеризуйте апперцепцию, как одно из свойств восприятия?

4. Объясните, почему физиологически внимание обеспечивается за счет доминанты?

5. Что такое реминисценция?

6. Чем отличаются творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение?

7. Что представляет из себя сензитивность темперамента?

8. Как соотносятся между собой эмоции и чувства?

9. Какова особенность выделения акцентуации черт характера?

10. Охарактеризуйте основные уровни общения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector