34. Понятие о мышлении и этапах его протекания

Мышление – это познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Мышление определяется как процесс, связанный с обработкой информации, либо полученной через ощущения, либо сохраненной в памяти в результате личного опыта, с тем, чтобы быть в состоянии реагировать в новой ситуации.

Выделяют следующие отличительные признаки:

1. Основная функция ощущения и восприятия – это отражение свойств конкретных предметов внешнего мира. Основная функция мышления – выявление внутренних связей в предметах. Эти внутренние связи скрыты от непосредственного изучения с помощью органов чувств;

2. Чувственное познание осуществляется непосредственно при взаимодействии с внешним миром. Мышление опирается в своем познании на эти чувственные образы;

3. Мышление может быть оторвано от реального мира, так как для познания может использовать «заместитель» предметов внешнего мира – знак, символ. Опосредовано мышление обычно словом, но может использовать для процесса познания предмета и другой предмет, и образ предмета;

4. Мышление протекает не только с использованием результатов чувственного познания или опосредованное словом, но и в целом с опорой на знания, приобретенные ранее;

5. Особенность получения результата мыслительного процесса связана с тем, что мыслительные результаты изначально носят обобщенный характер;

6. Мышление благодаря своей независимости от реального мира, обобщенности мыслительных образов оторвано и от времени. Мы можем мыслить не только в категориях настоящего, но и прошлого, и будущего. Именно через мышление человеком осуществляется связь всех трех времен, в которых мы себя осознаем, а также связывает время и пространство.

Основные этапы мышления

Используя данные самонаблюдения известных ученых (таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), были разграничены четыре «стадии творческого мышления»: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. В настоящее время существует много разных классификаций последовательности акта мышления.

35. Виды мышления и его индивидуальные особенности.

 Мышление бывает наглядно-действенным, наглядно-образным и понятийным (абстрактным).

 Мышление направленно, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос.

 Мышление необъективно, но логично.

 Мышление может быть развитым и неразвитым. Смотри Развитие мышления

 Мышление развивается не в результате заучивания, а в результате понимания.

предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого является предмет,

наглядно-образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира,

словесно-логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием).

Эти виды мышления в истории человечества (филогенезе) могут быть проанализированы как развивающиеся на основе друг друга формы познания. Для онтогенетического развития каждой личности такой подход применим лишь в общих чертах. Например, образное мышление у конкретного человека не вытесняется словесно-логическим видом мышления, а интенсивно развивается, что позднее позволяет успешно реализовать такие виды профессионально деятельности, как техническую, изобразительную, графическую, предметно-художественную и т.п.

Предметно–действенное мышление (наглядно-действенное).

В филогенетическом развитии это мышление считается исходным пунктом всех других видов человеческого мышления.

В процессе предметно-действенного мышления, формируется широкая, в какой-то мере универсальная база для последующего использования полученной информации, как для разного вида деятельности, так и для формирования различных представлений и понятий.

Образное мышление (наглядно-образное). Образное мышление «схватывает» наглядную ситуацию симультанно (одновременно), нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждения. При этом обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.

к отличительным признакам образного мышления, кроме симультанности (одновременности),нужно добавить импульсивность и синтетичность. Спецификой образного мышления является наполнение его результатовличностным содержаниемисмыслом.

Словесно-логическое мышление (или понятийное).Используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.

Понятийное мышление движется по вертикали: от частного к общему и наоборот, т.е. человек использует индуктивно-дедуктивный способ мышления.

Все остальные классификации мышления обычно касаются разновидностей именно этого вида мышления: аутическое и рациональное мышление МакКеллар(1972) проводит различие между аутическим и рациональным мышлением. Аутическое мышление не имеет осознанной цели. Для него доступно мозговое управление информацией, от ощущений или от хранимого в мозгу материала без какой-либо конкретной, осознанной цели. Фантазии и галлюцинации представляют собой пример аутического мышления.

Рациональное мышление, с другой стороны, логическое и рациональное, целесообразное и ориентировано на цель. Когда человек находит ответ (ключ) при решении кроссворда, он привлекает рациональное мышление.

Шаблонное и нешаблонное мышление. Такая классификация видов мышления была предложена французским исследователемЭдвардом де Боно.

Очень часто, размышляя шаблонно, человек считает, что новые идеи всегда возникают у других, так как другие лучше подготовлены и имеют больше благоприятных условий для развития своего мышления.

Для нешаблонногомышления характерно:

· осознание господствующей идеи;

· поиск различных подходов к изучаемым явлениям;

· высвобождение из-под жесткого контроля шаблона;

· использование случая (не препятствовать случайным процессам, но и не отдаваться на волю случая).

Теоретическое и практическое мышление.Теоретическое и практическое мышление не являются генетически последовательными. Оба вида занимают свое место в познавательной сфере взрослого человека, хотя в житейской психологии довольно часто теоретическому мышлению отдается предпочтение, как более полезному для научной деятельности.

36. Виды, функции и основные процессы воображения

Воображениепсихический познавательный процесс создания образов объектов ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом.

Воображение, в той или иной форме, «пронизывает» всю деятельность человека. Оно сопровождает нас, когда мы читаем книгу, слушаем музыку, работаем в мастерской, беседуем с соседом или безмятежно спим. Ученые утверждают, что именно воображению мы обязаны всем, что составляет научно-технический прогресс. Поэтому так многочисленны функции воображения.

Познавательная функция заключается в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. В качестве разновидностей познавательной функции можно назвать, с одной стороны, генерализационную функцию, проявляющуюся в генерации многообразных элементов, ситуаций, возможностей, и, с другой,синтетическую функцию, заключающуюся в создании целостного новообразования (нового сочетания образов через их частичную трансформацию).

Через создание новых образов происходят многие открытия и изобретения, поэтому воображение – непременный психологический фактор поисковой творческой деятельности.

Функция предвосхищения (антиципирующая) – образы воображения являются основой психического состояния, направленного на то, что может или должно произойти, а также предварительной настройки в восприятии и действии. Благодаря образам воображения облегчается процесс предвосхищения результата обсуждаемого положения, последующего образа действия, поступка, а в речевом плане – облегчается мысленное построения фразы.

Регулирующая функция предполагает, что образы воображения приобретают побудительное значение, способствуют активности человека в определенном направлении. Образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими компонентами направленности личности, становятся одним из психологических факторов творческого вдохновения.

Контрольно-корректирующая функция образов воображения заключается в том, что они позволяют исправлять ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы.

Функция эмоционального воздействия также может осуществляться образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной живостью образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе. Они могут, как способствовать увлеченности работой, так и сдерживать трудовой или учебный процесс.

Связь воображения с реальностью.

Между образами воображения и отражаемыми в них явлениями действительности нет однозначного соответствия, поскольку воображение не является копией настоящего. Воображение представляет собой модель предполагаемого, основанную на опыте субъекта, который исходит из знания прошлого и настоящего состояния воссоздаваемой системы. Однако любые образы фантазии детерминированы. Нет, и не может быть бессодержательной фантазии, в которой бы так или иначе не отразился объективный мир: природный или социальный. Тем не менее, степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной. На этом основании даже была предпринята попытка расклассифицировать фантазию (воображение) на следующие виды: 1) рациональная фантазия, отражающая существенные стороны объекта, 2) иллюзия, в которой видимость принимается за сущность, и 3) мистификация, в которой сознательно искажается объективная реальность.

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида:

Активное воображение, при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность.

Пассивное, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта. пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации.

Особое место в системе видов воображения занимает мечта. Мечтаэто деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем.

37. Соотношение мышления и воображения

Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

38. Язык и речь. Психологические функции речи.

Понятие речи. Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – одно из непосредственных естественных проявлений языка, она является звуко-словесным общением. Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка (русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Язык, прежде всего, средство общения. Это возможно лишь в том случае, если язык человека воспримет знаковую форму, обладающую свойством указывать на окружающий мир. Кроме того, знак необходим и в другом отношении. Общество людей невозможно без знаков. Для того, чтобы мысль одного человека стала достоянием другого, она должна была при помощи звуковых знаков (в первую очередь) облечена в чувственно воспринимаемую форму.

Функции языка. Язык нужен людям для передачи исторического опыта. Взаимопонимание есть ни что иное как «переход» мыслей от общества к личности и от личности к обществу, от человека к человеку. Язык выступает как средство общения. Эффективный обмен мыслями возможен лишь между людьми, владеющими общим для них языком

.

Функции речи. Обычно выделяют три основные функции речи, которые теснейшим образом связаны между собой. Первая функция — осуществление процесса общениямежду людьми, ее еще называют коммуникативной функцией. Подвидами ее служат:информационная функция, с помощью которой происходит передача информации, сообщения. При общении человек может указывать другому на какое-либо предмет, явление, или высказывать свои суждения по какому-либо вопросу. Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях речь часто направлена на то, чтобы побудить собеседника к определенным действиям, поступкам, а также вызвать у него определенные мысли, чувства, желания. Такая функция речи носит названиепобудительной,иливолеизъявительной.Речь одного человека побуждает другого человека о чем-то задуматься, определенным образом отнестись к тому или иному событию, пережить чувства радости, сожаления и т.п. Побудительная сила речи определяется ее выразительностью, поэтому третьей разновидностью коммуникативной функции называютэмоцинально-выразительной.Успешность осуществления выразительной функции, в свою очередь, зависит от структуры построения предложений, от отбора слов (живости, образности языка, доступности для понимания), а также от невербальных средств (интонации, жестов, мимики, изменения позы и пр.).

Вторая функция речи заключается в том, что речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Речь становится таким средством благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления действия, качества и пр. В связи с чем, эту функцию называют сигнификативной, или семантической. Однако, роль речи в процессе мышления не ограничивается этой функцией. Человек, усваивая язык как общественно-фиксированную систему знаков, одновременно овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления. Тогда речь начинает выполнять функцию обобщения, так как с ее помощью у человека происходит создание собственных мыслей. Речь становится средством анализа, синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

39. Сущность и функции эмоций

С позиций научной психологии эмоция — это процесс отражения человеком в форме непосредственного пристрастного переживания отношений к предметам и явлениям действительност

С.Л.Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака:

1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);

2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство;

3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п.

Платонов: эмоции — особая, ранее других сформировавшаяся в филогенезе психики и формируемая в ее онтогенезе форма психического отражения.    В психологическую структуру чувств входят эмоции и понятия. Эмоции в структуре личности связаны с темпераментом, чувства — с характером.    Балин: эмоции — отражение человеком или животным его отношения к значимым для него явлениям.    3 функции эмоций: сигнальная (человек ориентируется на эмоции в поведении); оценочная (формируется отношение); регуляторная (влияют на мотивы).

      Эмоции характеризуются сдвигами вегетативных функций организма: частоты сердечных сокращений, изменения кровяного давления, сужения и расширения сосудов и т.д. Все эти функции регулируются симпатической и парасимпатической нервными системами.    Изучение эмоций идет в трех направлениях:    1) Изучение неосознаваемых процессов, происходящих в нервной, эндокринной, пищеварительной и других системах организма.    2) Изучение процессов, связанных с осознаваемыми ощущениями.    3) Изучение комплексов эмоций, отражающихся в пантомимике, которая включает мимику, позу и жесты.    Эмоции можно оценивать по следующим параметрам: модальность, пространственно-временные характеристики, интенсивность, амбивалентность, полярность, обобщенность, двухкомпонентность.

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

40. Основные виды эмоций. К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций.