Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»

федеральное агентство по образованию

промышленно-гуманитарный колледж

Методические указания

для проведения практических занятий

по разделам 1−3 дисциплины «Психология»

Для студентов специальностей

40 101 «Социальная работа», 50 501 «Профессиональное обучение», 50 711 «Социальная педагогика»

ВОРОНЕЖ

2006

ББК 88

М 54

Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа

Составитель И.Н. Бычкова

М 54

Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»: для студентов специальностей 0314, 0205,0308 / Федер. агентство по образованию, Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж; [cост. И.Н. Бычкова]. — Воронеж: ВГПГК, 2006. — 36 c.

Приведены методики психодиагностики, личностных особенностей и познавательных способностей. предназначены для студентов специальностей 0314 «Социальная педагогика», 0205 «Социальная работа», 0308 «Профессиональное обучение». Может быть рекомендовано студентам колледжа при изучении дисциплин психолого-педагогической подготовки и прохождении педагогической практики.

ББК 88

Редактор Н.Р. Подобедова

Компьютерная верстка В.С. Тараненко

Подписано в печать 20.06.2006. Формат 60  84 1/16. Бумага для офисной техники.

Гарнитура Таймс. Ксерография. Усл. печ. л. 2,1. Уч.-изд. л.1,21. Тираж 50 экз.

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)

Издательский центр ВГПГК

Адрес колледжа и издательского центра:

394 000 Г. Воронеж, пр. Революции, 20

(c)

(c)

Бычкова И.Н., 2006

Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный

колледж, 2006

Раздел 1 «Введение в психологию»

Тема «Методы психологии»

Практическое занятие «Методы психодиагностики»

Цель: изучение проективных тестов.

Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности и рассматриваются как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, неосознаваемых сторон личности. В основе проективных методик лежит предположение о том, что творчество, высказывания несут на себе отпечаток (проекцию) личности.

Методика «РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО»

Цель: изучение личностных особенностей.

Материалы: лист нелинованной белой бумаги, карандаш, резинка.

Процедура исследования. Тест состоит из двух частей: рисования и беседы после выполнения рисунка.

Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное или любое другое существо, которого нет в природе. Это существо не должно быть персонажем из сказки или мультфильма, ты его должен придумать сам. Придумай также для него несуществующее имя». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «можешь рисовать, как хочешь».

Лист бумаги дают в руки испытуемому, чтобы он сам выбрал, в какой плоскости рисовать.

После того как рисунок будет закончен, с испытуемым проводится беседа по следующей схеме:

1. Где живет это существо? Какое у него жилище?

2. Чем оно питается?

3. С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)?

4. Как оно себя ведет при опасности, например, если на него нападают?

5. Кто его враги?

6. Кто из живущих на Земле его друзья?

7. Что ему нужно для полного счастья?

Обработка и анализ результатов. Рисуемое животное — представитель самого рисующего. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых, нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя с животным.

Интерпретация:

1. Положение рисунка на листе:

— ближе к верху — высокая самооценка, потребность в признании;

— ближе к низу — неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие стремления к признанию.

2. Голова:

— повернута направо (<) — реализм, обдумывание, планирование;

— повернута влево (>) — склонность к размышлению, нерешительность, страх перед активным действием;

— положение в фас — эгоцентризм.

3. Уши: значимость мнения о себе окружающих. Большие — считает, что окружающие большого мнения о нем.

4. Рот:

— рот с языком — вербальность, значение слов;

— рот с зубами — агрессия, но защитная;

— рот с губами — чувственность;

— рот, открытый без губ и языка — легкость возникновения страхов и опасений, недоверия;

— круглый заштрихованный рот — тревожность, боязливость.

5. Глаза — особое значение. Символ присущего человеку страха. Степень страха. Особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки.

6. Ресницы — степень заинтересованности в восхищении окружающих.

7. Рога, клыки, иглы, когти, клювы — агрессия.

8. Перья — само украшение, демонстративность или самооправдание.

9. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола, ориентировка на свою сексуальную роль.

10. Большая голова — мыслительный тип, испытуемый ценит в себе и окружающих рациональное начало, эрудицию.

11. Опорная часть фигуры (ноги, лапы и т. д.):

— крепкая, основательная — уверенность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию;

— слабая опора — мечтательность, легкомысленность, поверхностность суждений, импульсивность принятия решений, особенно при отсутствии ног.

12. Характер соединения ног с корпусом:

— точно, тщательно — хороший контроль над своими рассуждениями;

— небрежно, слабо или не соединены совсем — слабый контроль за своими решениями.

13. Форма ног:

— однотипная, однонаправленная — конформность суждений и установок;

— разнообразная — своеобразие суждений, самостоятельность, творческое начало.

14. Крылья — энергия, уверенность в себе.

15. Щупальца — любознательность, увлеченность своей деятельностью.

16. Украшения (детали панциря, бантики, завитушки, цветки и т. д.) — склонность обращать на себя внимание, манерность.

17. Хвосты — отношение к собственным действиям и решениям:

— хвост повернут вправо (<) — положительное;

— влево (>) — отрицательное;

— вниз — недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние.

18. Контур:

— четкий — высокоэнергетичный тип личности;

— слабый — малоэнергетичный;

— толстый контур — страх, тревога;

— наличие выступов — защита от окружающих (агрессивная защита, если рисунок в острых углах).

19. «Щиты»:

— вверху — опасения и подозрительность против начальства, учителей, родителей;

— внизу — против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у сверстников, подчиненных; боязнь осуждения;

— боковые — опасность, готовность к защите и самозащите (справа — в процессе деятельности, слева — защита своих мнений, убеждений, вкусов).

20. Особенности животного:

— человекоподобие означает инфантильность, эмоциональную незрелость;

— признак пола — фиксация на проблеме секса, сексуальная озабоченность;

— внимание к механическим, электрическим частям — шизоидность характера.

21. Фигура круга в рисунке, особенно ничем не заполненного — замкнутость, сокрытие своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе.

Методика «незаконченные предложения»

Цель: изучение личностных особенностей.

Материалы: бланк теста, авторучка.

Процедура исследования. Тест состоит из 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен дополнить.

Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

1. Думаю, что мой отец редко …

2. Если все против меня, то …

3. Я всегда хотел (а) …

4. Если бы я занимал руководящий пост …

5. будущее кажется мне …

6. Мое начальство …

7. Знаю, что глупо, но боюсь …

8. Думаю, что настоящий друг …

9. Когда я был ребенком …

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является …

11. По сравнению с большинством других семей моя семья …

12. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной …

13. Интереснее всего мне общаться …

14. Моя мать и я …

15. Сделал бы все, чтобы забыть …

16. Если бы мой отец только захотел …

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы …

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы …

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством …

20. Надеюсь на …

21. В школе мои учителя …

22. Большинство моих друзей не знает …

23. Не люблю людей, которые …

24. Раньше я …

25. Считаю, что большинство девушек (юношей) …

26. Супружеская жизнь кажется мне …

27. Моя семья обращается со мной как с …

28. Люди, с которыми я учусь (работаю) …

29. Моя мать …

30. Моей самой большой ошибкой было …

31. Я хотел бы, чтобы мой отец …

32. Моя наибольшая слабость …

33. Моим скрытым желанием в жизни …

34. Те, кто от меня зависит …

35. Наступит день, когда …

36. Когда ко мне приближается мой руководитель …

37. Хотелось бы перестать бояться …

38. Мне нравятся люди, которые …

39. Если бы я снова стал ребенком …

40. Считаю, что большинство мужчин (женщин) …

41. Если бы у меня были нормальные сексуальные отношения …

42. Большинство известных мне семей …

43. Люблю общаться с людьми …

44. Считаю, что большинство матерей …

45. Когда я был младше, то чувствовал себя виноватым, если …

46. Думаю, что мой отец …

47. Когда мне начинает не везти, я …

48. Когда я даю другим поручение …

49. Больше всего я хотел бы в жизни …

50. Когда я буду старым …

51. Люди, превосходство которых я над собой признаю …

52. Мои опасения не раз заставляли меня …

53. Когда меня нет, мои друзья …

54. Моим самым живым воспоминанием детства является …

55. Мне очень не нравится, когда женщина (мужчина) …

56. Моя сексуальная жизнь …

57. Когда я был ребенком, моя семья …

58. Люди, учатся (работают) со мной …

59. Я люблю свою мать, но …

60. Самое худшее, что мне случилось совершить …

Обработка и анализ результатов. Предложения могут быть разделены на 15 групп:

1. Отношение к отцу — 1, 16, 31, 46.

2. Отношение к себе — 1, 17, 32, 47.

3. Нереализованные возможности — 3, 18, 33, 49.

4. Отношение к подчиненным — 4, 19, 34, 48.

5. Отношение к будущему — 5, 20, 35, 50.

6. отношение к вышестоящим лицам — 6, 21, 36,51.

7. Страхи и опасения — 7, 22, 37, 52.

8. Отношение к друзьям — 8, 23, 38, 53.

9. Отношение к своему прошлому — 9, 24, 39, 54.

10. Отношение к лицам противоположного пола — 10, 25, 40, 55.

11. Сексуальные отношения — 12, 26, 41, 56.

12. Отношение к семье — 11, 27, 42, 57.

13. Отношение к одноклассникам (сотрудникам) — 13, 28, 43, 58.

14. Отношение к матери — 14, 29, 44, 59.

15. Чувство вины — 15, 30, 45, 60.

Тема «естественнонаучные основы психологии»

Практическое занятие «функциональная асимметрия

мозга"

Цель: изучение функциональной асимметрии мозга человека.

Наукой установлена врожденная предрасположенность полушарий головного мозга человека к разделению обязанностей. В процессе индивидуального развития от рождения до зрелости происходит постепенное усиление специализации в работе левого и правого полушарий головного мозга. У каждого полушария свой круг обязанностей. Одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения: левое перерабатывает информацию абстрактно-логически, правое — наглядно-образно, наглядно-действенно. Межполушарные связи обеспечивают синтез информации, имеющийся в обоих полушариях. Первые проявления функциональной асимметрии полушарий мозга замечаются у ребенка около 2 лет. Перекрестная доминанта, или амбидекстрия, могут создать трудности в развитии ребенка. Поэтому у детей всегда следует выяснять ведущее полушарие.

Методика «определение ведущего полушария головного

мозга"

Цель: определение ведущего полушария головного мозга человека.

Материалы: несколько нелинованных листов бумаги, карандаш, лист для регистрации результатов.

Процедура исследования. Методика состоит из одиннадцати субтестов, выполняемых испытуемым под наблюдением исследователя, который фиксирует результаты.

1. Тест на переплетение пальцев. Если большой палец левой руки оказывается сверху, ставится буква «П», и наоборот.

2. Проба Розенбаха. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взором на определенной точке, отстоящей на 3−4 см, обоими глазами. Попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону. Если это правый глаз, ставится буква «Л», и наоборот.

3. Скрещивание рук, или «поза Наполеона». Ведущей считается рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на ней сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Если правая кисть, ставится «Л», и наоборот.

4. Тест на аплодирование. Если сверху правая рука, — «Л», и наоборот.

5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую лист пополам. Берется во внимание то, к какому краю листа ближе проведена линия, разделяющая его пополам. Если к правому, — «Л», и наоборот.

6. Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой, затем правой рукой. Если правая рисует лучше, она доминирует, — «Л». Если левая нарисовала лучше или также, значит, доминирует левая, — «П».

7. Проставить произвольное количество (не считая) вертикальных палочек левой, а затем правой рукой. Подсчитать их количество. Доминирующая рука рисует большее количество; если это правая, — «Л», если левая, — «П».

8. Нарисовать круг, завершив его стрелкой. Если рисунок против часовой стрелки — «Л», если по часовой — «П».

9. Положить ногу на ногу и определить, какая находится сверху. Если правая — «Л», и наоборот.

10. Покружиться в наиболее удобную сторону. Если против часовой стрелки удобнее, — «Л», если по часовой, — «П».

11. Попросить моргнуть быстро одним глазом. Быстрее моргает недоминирующий глаз. Если быстрее моргнул левый глаз, следовательно, доминирующий правый, — «Л», и наоборот.

Обработка и анализ результатов. Определение ведущего полушария ведется по формуле:

где Клп — коэффициент левополушарной доминантности; Елп — число приемов, в которых наблюдалась доминантность левого полушария — «Л»; Епп — число приемов, в которых наблюдалось преобладание правого полушария — «П»; Ео — число приемов, в которых не выявлена доминантность того или иного полушария.

Результаты:

1. Клп больше + 30% - полное доминирование левого полушария.

2. Клп от +10 до +30 — неполное доминирование левого полушария.

3. Клп от + 10 до -10 — неполное доминирование правого полушария.

4. Клп от -10 и ниже — полное доминирование правого полушария.

У левшей и скрытых левшей чаще наблюдаются случаи, описанные в пунктах 3 и 4.

Раздел 2 «общая психология личности

и деятельности»

Тема «личность, ее структура и проявления»

Практическое занятие «психологические особенности

личности"

Цель: изучение психологических особенностей личности.

Личность — это прижизненно формирующееся и индивидуально своеобразное сочетание черт, свойств, отношений и действий. В основе личности лежит ее структура. В структуру личности человека входят три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений, самосознание и мировоззрение личности.

Методика «САМООЦЕНКА ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ЖИЗНЕННЫМ

КОНСТРУКТАМ" (Т. В. ДЕМБО — С. Я. РУБИНШТЕЙН)

Цель: выявление уровня самооценки личности (вариант для подросткового возраста и старше).

Материалы: карточки с вертикальными отрезками прямых 10 см, карандаш, лист бумаги.

Процедура исследования. Вертикальные отрезки прямых для оценки конструктивных величин интегральной самооценки располагаются не все вместе, рядом друг с другом, а на отдельных карточках. Карточки предъявляются испытуемому последовательно, на каждой указано определенное качество личности. После каждого этапа карточки переворачиваются. По окончании опыта все отрезки с отмеченными на них точками переносятся на одну общую карточку, по точкам строится график («профиль») интегративной самооценки.

Инструкция: «Прошу вас оценить собственные ум, волю, здоровье, счастье, способности, авторитетность, умелость, внешность, уверенность в себе, скромность, активность, характер, самостоятельность, успешность, обаяние не так, как о них говорят другие, — главное, что вы сами думаете о себе, насколько вы сами удовлетворены своей волей, характером и т. д. Свою оценку обозначьте точкой на вертикальном отрезке».

Обработка и анализ результатов. Уровень адекватной самооценки от 40 до 70%. «Пилообразный» профиль самооценки отвечает состоянию неуравновешенности проявления свойств личности или (и) социальных отношений, когда отсутствует стабильность личностного развития. Это не является ни негативным, ни положительным фактом в самооценке: важно поставить вопрос о причинах обнаруженной нестабильности личности. Является ли нестабильность самооценки личности ситуативной или отражает особенности личности — особенности темперамента, характера, мотивации и других психических образований.

Не может идти речь о «плохой» либо «хорошей» самооценке. Говорят о достоинствах индивидуально-своеобразной самооценки, ее уникальности, неповторимости.

Методика «ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК» (ДЖ. БАК)

Цель: определение свойств личности.

Тест предназначен как для детей, так и для взрослых. Тест «ДДЧ» особенно целесообразно применять в начале психологической консультации, потому что он может показать, какова основная проблема ребенка: эмоциональная или в сфере интеллектуального развития.

Материалы: нелинованный лист бумаги, карандаш, ластик. Стандартный лист бумаги для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «дом», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа — соответственно «дерево» и «человек», на четвертой — имя и фамилия испытуемого, его возраст, дата проведения исследования.

Процедура исследования. Выполнение теста состоит из процесса рисования; наблюдения за тем, как испытуемый рисует; беседы после рисования.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется.

Записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения.

Беседа с испытуемым о его рисунках начинается с рисунка человека: спрашивается, кого он нарисовал, возраст нарисованного, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-либо из знакомых. Разговор о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях испытуемого.

Обработка и анализ результатов. При интерпретации теста необходимо исходить из целостности всех рисунков. Возникающие гипотезы интерпретации можно проверить в беседе.

Для качественного анализа рисунков используются три аспекта оценки: детали рисунка, их пропорции и перспектива. Информативными формальными признаками рисунка считаются расположение рисунка на листе, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, сила нажима карандаша, стиль раскрашивания, стирание рисунка или его отдельных частей. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитивным — если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним; или негативным — если пропускает основные детали рисуемых объектов. Интерпретация таких значимых деталей может выявить некоторые конфликты, страх, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева или человека. Очень маленький рисунок человека, например, может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.

При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху, снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий), чаще всего показывает активное, творческое отношение испытуемого к своей жизни.

Если ребенок рисует значительно хуже, чем большинство его сверстников, если на рисунке плохая перспектива, неадекватные пропорции, не присутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во всех трех рисунках, тогда можно думать о возможном отставании умственного развития. В таком случае дальнейшее исследование следует направлять на выявление интеллектуальных особенностей ребенка. Например, у дебилов на рисунке «человек» есть голова, конечности, туловище, но нет шеи, ушей, одежды, количество пальцев не соответствует норме.

Если среди рисунков только один выделяется плохим качеством, можно предполагать, что он вызывает наиболее яркую эмоциональную реакцию и что для ребенка важнее разрешение эмоциональных проблем.

Рисунки теста «ДДЧ» могут показать органическую дисфункцию центральной нервной системы (ЦНС).

Показатели органического поражения ЦНС:

  1. двойные линии в рисунке;
  2. несоединенные между собой линии;
  3. сильный уклон нарисованной фигуры;
  4. очень большая голова.

Присутствие более трех признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение ЦНС. Эта проблема очень важна при психологической диагностике неуспевающих младших школьников. Но наличие органической дисфункции ЦНС еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это проявляется как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети, например, могут скорее уставать, быть менее внимательными.

Для количественной оценки теста «ДДЧ» качественные показатели сгруппированы в симптомокомплексы, каждый из которых состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится «0»; присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке — 1 балл, на двух — 2 балла, на всех трех — 3 балла. При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака. Например, отсутствие основных деталей лица (глаз, носа или рта) — 2 балла.

Выраженность симптомокомплекса показывает сумму баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Симптомокомплексы теста «ДДЧ»

Симптомокомплекс

симптом

Балл

1. Незащищенность

1. рисунок в самом центре листа

2. рисунок в верхнем углу листа

3. рисунок внизу листа

4. дом, дерево с самого краю

5. много второстепенных деталей

6. дерево на горе

7. очень подчеркнутые корни

8. непропорционально длинные руки

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 1, 2

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1

0, 1

Продолжение

Симптомокомплекс

симптом

Балл

1. Незащищенность

9. широко расставленные ноги

10. недостаток симметрии

11. забор

0, 1

0, 1, 2, 3

0, 2

2. Тревожность

1. облака

2. выделение отдельных деталей

3. ограничение пространства

4. штриховка

5. линия с сильным нажимом

6. много стирания

7. мертвое дерево, больной человек

8. подчеркнутая линия основания

9. толстая линия фундамента дома

10. интенсивно затушеванные волосы

11. кусты, тесно окружившие дом

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1, 2

0, 2

0, 1, 2, 3

0, 2

0, 1

0, 2

3. Недоверие к себе

(нерешительность)

1. очень слабая линия рисунка

2. дом, дерево, человек с краю листа

3. Слабая линия ствола

4. одномерное дерево

5. очень маленькая дверь

6. самооправдывающие фразы во время рисования, прикрывание рисунка рукой

7. неяркий, неясный контур

8. частые стирания

0, 2

0, 1, 2, 3

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 2

0, 2

4. Чувство

неполноценности

1. рисунок очень маленький

2. отсутствие руки, ноги

3. руки за спиной

4. непропорционально короткие руки

5. непропорционально узкие плечи

6. непропорционально большая система веток

7. непропорционально крупные двумерные листья

8. дерево, погибшее от гниения

9. маленькое туловище

0, 1, 2, 3

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

Продолжение

Симптомокомплекс

симптом

Балл

5. Враждебность

1. отсутствие окон

2. дверь — замочная скважина или дверь с огромным замком

3. очень большое дерево

4. дерево с края листа

5. обратный профиль дерева, человека

6. ветки двух измерений, как пальцы

7. глаза — пустые глазницы

8. длинные острые пальцы

9. оскал, видны зубы

10. агрессивная позиция человека, оружие

11. зубчатые неровные линии

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 1

0, 2

0, 2

0, 1

0, 2

0, 2

6. Конфликтность

(фрустрация)

1. ограничение пространства

2. перспектива снизу — «взгляд червя»

3. перерисовывание объекта с ухудшением рисунка

4. отказ рисовать какой-либо объект

5. дерево как два дерева

6. явное несоответствие одного из рисунков по качеству

7. противоречивость рисунка и высказывания

8. подчеркнутая линия

9. отсутствие трубы на крыше

10. стирание без попытки перерисовать

11. ступени, ведущие в глухую стену

0, 1, 2, 3

0, 1, 2, 3

0, 2

0, 2

0, 2

0, 2

0, 1

0, 1

0, 1

0, 2

0, 2

7. Трудности

общения

1. отсутствие дверей

2. очень маленькая дверь

3. отсутствие окон

4. окна — отверстия без рам

5. излишне закрытые окна, закрытые ставни

0, 2

0, 1

0, 2

0, 1

0, 1

Окончание

Симптомокомплекс

симптом

Балл

7. Трудности

общения

6. выделенное лицо

7. лицо, нарисованное последним

8. отсутствие основных деталей лица

9. человек, нарисованный схематично, из палочек

10. дом, человек в профиль

11. дверь без ручки

12. руки в оборонительной позиции

13. высказывания о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей

0, 1

0, 1

0, 2

0, 2

0, 1, 2

0, 1

0, 1

0, 1

8. Депрессивность

1. помещение рисунка в самый низ листа

2. вид дома или дерева сверху

3. линия основания, идущая вниз

4. линия, слабеющая в процессе рисования

5. сильная усталость после рисования

6. очень маленькие рисунки

7. тучи

8. покатые плечи у человека

0, 1, 2, 3

0, 1, 2

0, 1

0, 2

0, 2

0, 2

0, 1, 2, 3

0, 1

Тема «Общение»

Практическое занятие «невербальные сигналы

в общении"

Цель: изучение невербальных средств воздействия.

Невербальные средства воздействия — несловесные: взаимное расположение собеседников, расстояние между собеседниками, их перемещения и движения в пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые, обонятельные сигналы, которые один человек передает другому параллельно с речью. Невербальные сигналы могут усилить действие слов, ослаблять его или совершенно изменять их.

Материалы: визуальные материалы, демонстрирующие жесты, сигналы глаз, размещение собеседников в пространстве, за столом во время переговоров.

Ход занятия: последовательно рассматриваются:

  1. жесты, использующиеся для скрытия ложных высказываний,
  2. жесты прикосновения рук к лицу,
  3. жестов рук,
  4. ноги в качестве барьера,
  5. жесты агрессивности,
  6. сигналы глаз,
  7. размещение собеседников.

Раздел 3 «познавательная деятельность

личности»

Тема «ВНИМАНИЕ»

Практическое занятие 1 «Внимание»

Цель: исследование внимания.

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступившей через органы чувств, и игнорирования другой.

Основные функции внимания — регулирующая и контрольная.

Виды внимания: природное внимание, социально-обусловлен­ное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное, интеллектуальное.

Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, интенсивность, объем.

Методика «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»

Цель: оценка произвольного внимания.

Материалы: бланк теста, бланк для заполнения, часы.

Инструкция: «В течение двух минут вы должны расставить в свободных клетках бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках таблицы. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхних квадратах делать нельзя».

16

37

98

29

54

80

92

46

59

35

43

21

8

40

2

65

84

99

7

77

13

67

60

34

18

Оценка: производится по количеству правильно заполненных чисел. Норма: средний уровень — 22 числа.

Методика «ШИФРОВКА»

Цель: изучение свойств внимания, оперативной памяти.

Материалы: бланк теста, бланк для заполнения, карандаш, часы.

Процедура исследования. выполнение теста состоит из заполнения клеток бланка по образцу. Время выполнения — 90 секунду. Первые 10 знаков даются для тренировки, время заполнения не учитывается.

Инструкция: «В течение полутора минут заполните бланк теста, ориентируясь на образец. Первые 10 знаков даются для тренировки, время заполнения не учитывается».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

-

+

]

L

U

O

^

X

=

2

1

3

7

2

4

8

1

5

4

2

1

3

2

1

4

2

3

5

2

3

1

4

6

3

1

5

4

2

7

6

3

5

7

2

8

5

4

6

3

7

2

8

1

9

5

8

4

7

3

6

2

5

1

9

2

8

3

7

4

6

5

9

4

8

3

7

2

6

1

5

4

6

3

7

9

2

8

1

7

9

4

6

8

5

9

7

1

8

5

2

9

4

8

6

3

7

9

8

6

Обработка результатов: количество баллов — количество заполненных клеток бланка. За ошибку в шифровке снимается 0,5 балла.

Оценка. Низкий уровень развития внимания: 0−34 балла. Средний уровень развития внимания: 35−68 баллов. Высокий уровень развития внимания: 69−90 баллов.

Практическое занятие 2 «мнемические процессы»

Цель: исследование памяти.

Память — это познавательный процесс, позволяющий хранить информацию. Это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в факт сознания.

Характеристики памяти: объем, быстрота, точность, готовность, длительность.

Уровни памяти: мгновенная память, кратковременная, оперативная, долговременная память.

Виды памяти: генетическая, непроизвольная, произвольная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, механическая, смысловая.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Методика «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ВИДА

ЗАПОМИНАНИЯ"

Цель: выявить преобладающий вид памяти при разных типах предъявления словесного материала.

Материалы: четыре набора слов, один из наборов выполнен на карточках; лист бумаги, авторучка.

Процедура исследования: тест состоит из четырех опытов, выполняемых поочередно.

Опыт № 1

Инструкция: «Я буду читать вам слова, слушайте и запоминайте. После паузы, когда скажу: „Пишите!“, запишите то, что запомнили».

Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает слова.

Машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!».

Опыт № 2

Проводится после 5-минутного перерыва. Экспериментатор демонстрирует слова, написанные на карточках. Экспозиция слова должна соответствовать длительности чтения слова 1-го опыта, интервал между словами — 3 секунды.

Инструкция: «Я буду показывать вам карточки с написанными на них словами. Читайте и запоминайте. По сигналу „Пишите!“ запишите то, что запомните».

Самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»

Опыт № 3

Проводится после 5-минутного перерыва. Предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами — 3 секунды.

Инструкция: «Я буду читать вам слова. Слушайте и в воздухе ручкой „прописывайте“ их и запоминайте. По сигналу „Пишите!“ запишите то, что запомнили».

Пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!».

Опыт № 4

Проводится спустя 10 минут после 3-го опыта. Темп чтения и паузы остаются теми же. Чтобы обеспечить комбинированный темп восприятия материала, испытуемому предлагается вслед за прослушиванием слова записывать на листе.

Инструкция: «Я буду читать вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова лист переверните и по моему сигналу запишите на обратной стороне то, что запомнили».

Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!».

Обработка результатов. Заполнить таблицу.

Количество правильно воспроизведенных слов

Вид памяти

Слуховая

Зрительная

Моторно-слуховая

Комбиниро­ванная

Оценка. Нормальный объем непосредственной памяти — 5−9 слов. Если испытуемый запомнил 10 слов, значит, он использовал какую-то систему средств, о которой желательно узнать.

Ведущий вид памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека.

Методика «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО

ЗАПОМИНАНИЯ"

Цель: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти. Тест проводится с испытуемыми старше 15 лет.

Опыт № 1

Задача: определить объем памяти классическим методом.

Материалы: лист бумаги, карандаш.

Процедура исследования. экспериментатор четко читает слова, делая между каждым из них паузу в 10−12 секунд. По прочтении 20 слов пауза длится 5 минут, после чего испытуемые записывают то, что запомнили.

Инструкция: «Я прочту вам 20 слов, слушайте и запоминайте. Когда я скажу „Пишите!“ запишите те слова, которые вы запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления».

1. Санкция

2. Фантазия

3. Философия

4. Обобщение

5. Вероятность

6. Эстетика

7. Интуиция

8. Уверенность

9. Терпение

10. Понятие

11. Отречение

12. Мышление

13. Пространство

14. Созидание

15. Законность

16. Одиночество

17. Узнавание

18. Способность

19. Развитие

20. Сочинение

После опыта составляется словесный отчет испытуемых о способе, который они использовали для запоминания слов.

Опыт № 2

Проводится через 30 минут после 1-го опыта.

Задача: определение объема памяти при запоминании методом пиктограмм.

Материалы: бланк размером в стандартный лист, разделенный на 10 клеток, пронумерованных в левом верхнем углу, карандаш.

Процедура исследования. экспериментатор четко читает слова, делая между каждым из них паузу для зарисовки в 10−12 секунд. По прочтении всех слов пауза длится 5 минут. После опыта — отчет о том, как испытуемые связывали слова с рисунками.

Инструкция: «Я буду читать 20 слов. Слушайте и, чтобы лучше запомнить, зарисуйте каждое в соответствующей клеточке бланка. Качество рисунков значения не имеет, но писать слова, буквы и цифры не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 20 слов, переверните лист бланка. Чтобы не видеть свои рисунки. После паузы я скажу „Пишите!“, тогда вы перевернете бланк и в каждой клетке запишите те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили. Все ли понятно?»

1. Эрудиция

2. Восприятие

3. Справедливость

4. Зависть

5. Возможность

6. Этика

7. Констатация

8. Авантюризм

9. Равнодушие

10. Раздумье

11. Призвание

12. Ощущение

13. Отражение

14. Разрушение

15. Невежество

16. Отношение

17. Ликование

18. Склонность

19. Аналогия

20. Суждение

Обработка результатов. Показатель объема памяти на отвлеченные понятия — количество правильно воспроизведенных в каждом опыте слов. Ошибочно воспроизведенные слова используются для анализа процесса опосредованного запоминания.

Анализ результатов. Сопоставляя результаты обоих опытов по качественным и количественным показателям и словесным отчетам, нужно установить различия в непосредственном и опосредованным запоминании. В ходе их анализа важно показать целесообразность зарисовок как средства запоминания.

Методика «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»

Цель: изучение образной памяти.

Материалы: бланк теста, бланк размером в стандартный лист, разделенный на 16 клеток, карандаш, часы.

Процедура исследования. экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно более образов».

Оценка результатов: норма взрослого — 6 образов и более.

Методика «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»

Цель: оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Материалы: бланк теста, лист бумаги, авторучка, часы.

Процедура исследования. демонстрируется таблица с 12 двузначными числами в течение 20 секунд. После таблица убирается, испытуемые записывают те числа, которые запомнили.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача: за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. После того, как таблицу уберут, вы должны записать все те числа, которые вы запомнили».

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Оценка результатов. результаты оцениваются по количеству правильно воспроизведенных чисел.

Норма взрослого — 7 чисел и более.

Практическое занятие 3 «Мышление»

Цель: исследование мышления.

Мышление — психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений.

Мысленные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, аналогия.

Способы мышления: индукция, дедукция.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное, абстрактное; теоретическое, практическое; дискурсивное; интуитивное; репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое); конвергентное, дивергентное.

Методика «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

Цель: выявление доступности понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей.

Материалы: таблица «Шифр», таблица «Пары слов», лист бумаги, авторучка, часы.

Процедура исследования: испытуемым предъявляется таблица «Пары слов», таблица «Шифр». «Шифр» — образцы использующихся типов логических связей. Испытуемый выбирает и записывает букву, соответствующую найденному аналогу, с такой же логической связью, что и в задаче.

Время выполнения — 3 минуты.

Инструкция: «Вам предъявляется 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии пару слов из таблицы „Шифр“. И после этого выбрать ту букву, которая соответствует найденному в таблице „Шифр“ аналогу. Время выполнения — 3 минуты».

Шифр:

А

ОВЦА — СТАДО

Б

МАЛИНА — ЯГОДА

В

МОРЕ — ОКЕАН

Г

СВЕТ — ТЕМНОТА

Д

ОТРАВЛЕНИЕ — СМЕРТЬ

Е

ВРАГ — НЕПРИЯТЕЛЬ

Пары слов:

1

ИСПУГ — БЕГСТВО

2

ФИЗИКА — НАУКА

3

ПРАВИЛЬНО — ВЕРНО

4

ГРЯДКА — ОГОРОД

5

ПАРА — ДВА

6

СЛОВО — ФРАЗА

7

БОДРЫЙ — ВЯЛЫЙ

8

СВОБОДА — ВОЛЯ

9

БЕРЕЖЛИВОСТЬ — СКУПОСТЬ

10

ПОХВАЛА — БРАНЬ

11

МЕСТЬ — ПОДЖОГ

12

ДЕСЯТЬ — ЧИСЛО

13

ПЛАКАТЬ — РЕВЕТЬ

окончание

14

ГЛАВА — РОМАН

15

ПОКОЙ — ДВИЖЕНИЕ

16

СМЕЛОСТЬ — ГЕРОЙСТВО

17

ПРОХЛАДА — МОРОЗ

18

ОБМАН — НЕДОВЕРИЕ

19

ПЕНИЕ — ИСКУССТВО

20

ТУМБОЧКА — ШКАФ

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Д

Б

Е

А

Е

А

Г

Е

В

Г

Д

Б

Е

А

Г

Е

В

Д

Б

В

Оценка результатов:

Оценка

в баллах

9

6

7

6

5

4

3

2

1

Количество

правильных

ответов

19

18

17

16−15

14−12

11−10

9−8

7

6

Норма: 5 баллов и более.

Методика «МАТРИЦЫ РАВЕНА»

Цель: изучение логичности мышления, определение уровня невербального интеллекта.

Материалы: матрицы, бланк для заполнения, авторучка, часы.

Процедура исследования. сборник состоит из 60 матриц, разделенных на 5 серий. Испытуемый дополняет недостающую часть матрицы так, чтобы рисунок составлял логически правильное целое и записывает в бланке номер выбранного элемента.

Время выполнения не ограничивается, но учитывается. Примерное время выполнения теста — 30 минут.

Инструкция: «Каждая матрица представляет собой логическое целое, но в каждой недостает одной части изображения. Вы должны дополнить недостающую часть матрицы так, чтобы рисунок составлял смысловое, логически правильное целое. Укажите в бланке номер выбранного вами варианта. Будьте внимательны, не торопитесь».

Оценка результатов. Учитывается сумма окончательных выборов испытуемого, если они верные, при выполнении каждого задания, которое оценивается в 1 балл. Время выполнения теста записывается для справки, но не влияет на результат.

Оценка испытуемого в баллах

Уровень интеллекта

55 и выше

Высокий

49−54

выше среднего

37−48

Средний

24−36

ниже среднего

23 и ниже

Низкий

Регистрационный лист

№ п/п

A

B

C

D

E

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Время

Ошибки

Оценка

Методика «АНАЛИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»

Цель: определение уровня развития аналитичности индуктивного мышления.

Аналитичность мышления — это способность находить причинно-следственные связи между явлениями.

Материалы: бланк с рядами чисел, авторучка, часы.

Процедура исследования. испытуемому предъявляется бланк с рядами чисел. Испытуемый определяет закономерность составления ряда чисел и дописывает в нем еще 2 числа в соответствии с этой закономерностью. Время выполнения — 7 минут.

Инструкция: «На бланке перед вами напечатаны ряды чисел. Определите, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще 2 числа. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду. На работу отводится 7 минут».

№ п/п

Числовые ряды

Продолжение

Закономерность

1

2 — 4 — 6 — 8 — 10 — 12 — 14 —? — ?

16 — 18

+ 2

2

6- 9 — 12 — 15 — 18 — 21 — 24 —? — ?

27 — 30

+3

3

3 — 6 -12 — 24 — 48 — 96 — 192 —? — ?

384 — 768

2

4

4 — 5 — 8 — 9 — 12 — 13 — 16 —? — ?

17 — 20

+1+3

5

22 — 19 — 17 — 14 — 12 — 9 — 7 —? — ?

4 — 2

— 3 — 2

6

39−38 -36 — 33 -29 — 24- 18 —? — ?

11 — 3

— 1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8

7

16 — 8 — 4 — 2 — 1 — ½ — ¼ —? — ?

1/8 — 1/16

/ 2

8

1 — 4 — 9 — 16 — 25 — 36- 49 —? — ?

64 — 81

+ 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13 + 15 + 17

9

21 — 18 — 16 — 15 — 12 — 10 — 9 —? — 7

6 — 4

— 3 — 2 — 1 — 3 — 2 — 1 — 3 — 2

10

3 — 6 — 8 — 16 — 18 — 36 — 38 —? — ?

76 — 78

2 + 2

11

12 — 7 — 10 — 5 — 8 — 3 — 6 —? — ?

1 — 4

— 5 + 3

12

2 — 6 — 9 — 27 — 30 — 90 — 93 —? — ?

279 — 282

 3 + 3

13

8 — 16 — 9 — 18 — 11 — 22 — 15 —? — ?

30 — 23

 2 — 7

14

7 — 21 — 18 — 6 — 18 — 15 — 5 —? — ?

15 — 12

3 — 3: 3

15

10 — 6 — 9 — 18 — 14 — 17 — 34 —? — ?

30 — 33

— 4 + 3  2

Оценка результатов:

14−15 рядов: аналитичность мышления очень высокая (отличная).

11−13 рядов: высокая (хорошая).

8−10 рядов: средняя (удовлетворительная).

7−6 рядов: низкая (плохая).

5 и менее: очень низкая (очень плохая).

При интерпретации результатов учитываются особенности темперамента.

Практическое занятие «воображение»

Цель: исследование воображения.

Воображение — психический познавательный процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Виды воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), творческое (продуктивное), воссоздающее (репродуктивное), сновидения, галлюцинации, грезы, мечта.

Методика «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ»

Цель: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности.

Ригидность воображения может быть следствием стрессов, аффектов. Часто люди, размещающие рисунки внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания.

Материалы: три листа бумаги 1016 см без клеток, карандаш и секундомер. На первом в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором — в середине контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем — контур квадрата с длиной стороны 2,5 см.

Процедура исследования. исследование проводится как индивидуально, так и с группой (никто не показывает друг другу рисунки и не разговаривает).

Исследование проводится в три этапа: на первом испытуемому дается листок с изображением круга, на втором — треугольника, на третьем — квадрата. Испытуемый использует изображенный на листе контур геометрической фигуры для создания собственного рисунка.

Время работы с каждым рисунком — 60 секунд.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при ее выполнении?»

Инструкция: «Используя изображенный на листе контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. По сигналу „Стоп!“ рисование прекращайте».

Оценка результатов

1. Определение уровня сложности воображения.

Сложность воображения констатируется по самому сложному из 3 рисунков.

Уровни сложности:

1) Контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

2) Контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

3) Контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, могут быть введены дополнительные детали.

4) Контур геометрической фигуры — основная деталь, но рисунок — это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

5) рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

2. Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений.

Гибкое воображение, если все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры (фиксированность представлений не отражается в рисунке).

Средняя гибкость воображения, если два рисунка на один и тот же сюжет (фиксированность представлений слабая).

Ригидность воображения, если все рисунки на один и тот же сюжет (сильная фиксированность образов в представлении).

Ригидность воображения может быть и при отсутствии фиксации, когда рисунки строго внутри контуров.

3. Определение степени стереотипность воображения.

Стереотипное воображение — типичные рисунки: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат, часы, колесо, глобус, снеговик; крыша дома, дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак; человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, аквариум, куб, салфетка, письмо.

Творческое воображение — все рисунки оригинальные, нетипичные.

Гуманитарная направленность личности: рисунки людей, сюжеты с деятельностью.

Техническая направленность личности, логика: абстрактные рисунки, геометрические изображения.

Методика «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»

Цель: оценка творческого воображения и скорости процессов мышления количественным показателем.

Материалы: лист бумаги, авторучка, часы.

Процедура исследования. Предлагаются любые три слова в сочетании, ранее неизвестном исследуемому. Его задача — возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Время выполнения — 5 минут.

Инструкция: «После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача — возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, «дождь», «поле», «земля» можно объединить в такую фразу: «Дождь в поле хорошо промочил землю». Возможны и другие варианты.

Каждую фразу надо писать с новой строки. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочесть. Когда я дам команду «Стоп!», прекратите писать и переверните лист бумаги. Время выполнения задания 5 минут".

Анализ и оценка результатов.

Ведется наблюдение за мимикой и поведением исследуемого. Путем опроса надо уточнить, какие фразы писать было легко, а когда было трудно что-либо придумать, что именно мешало.

Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

5 — остроумная оригинальная комбинация;

4 — правильное, логичное сочетание слов;

3 — пожалуй, и так можно;

2 — два слова связаны, а третье не логично;

1 — бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели сводятся к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме проставленных баллов, поделенных на число фраз, написанных за 5 минут.

Контрольные вопросы

1. Какие методы диагностики используются в психологии?

2. В чем сущность проективных тестов?

3. Что такое функциональная асимметрия мозга человека?

4. Почему у детей всегда следует выяснять ведущее полушарие головного мозга?

5. Определите понятие «личность». Что входит в структуру личности?

6. Что такое невербальные средства воздействия в общении?

7. Определите понятие «внимание». Каковы функции внимания?

8. Охарактеризуйте виды внимания.

9. Каковы свойства внимания?

10. Назовите методики для изучения внимания.

11. Определите понятие «память». Каковы характеристики памяти?

12. Назовите уровни памяти.

13. Охарактеризуйте виды памяти.

14. В чем сущность основных процессов памяти?

15. Назовите методики для исследования памяти.

16. Определите понятие «мышление».

17. Охарактеризуйте мыслительные операции.

18. Каковы формы мышления?

19. Назовите и охарактеризуйте виды мышления.

20. Каковы особенности различных способов мышления?

21. Назовите методики, изучающие мышление.

22. Что такое «аналитичность мышления»?

23. Определите понятие «воображение».

24. Охарактеризуйте различные виды воображения.

25. Чем обусловлена ригидность воображения?

26. Назовите методики для исследования воображения.

Библиографический список

1. Дубровина И.В. Психология: учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. — М.: Академия, 2004. — 464 с.

2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. — Кн. 3. — М.: Владос, 2003. — 640 с.

3. Общая психология: курс лекций для 1-й ступени пед. образования / [сост. Е.И. Рогов]. — М.: Владос, 2002. — 448 с.

4. Петровский А.В. Психология: учебник для вузов [электронный ресурс] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Говорящая книга, 2004. — 2 CD-ROM.

5. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов сред. пед. учеб. заведений / [авт.-сост. Е.Е. Данилова]; под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 2000. — 160 с.

6. Профессиональное тестирование. вып. 2. Кадры решают все [электронный ресурс]. — М.: Равновесие, 2004. — 1 CD-ROM.

7. Психологическое тестирование личности: теория и практика [электронный ресурс]. — М.: Равновесие, 2006. — 2 CD-ROM.

8. Психологическое тестирование личности. Диск 3. Проектные методы исследований: теория и практика [электронный ресурс]. — М.: Равновесие, 2006. — 1 CD-ROM.

9. Сонин В.А. Психологический практикум / В.А. Сонин. — М.: Флинта, 2004. — 272 с.

10. Ушатиков А.И. Аудиовизуальная психодиагностика: практикум для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев, В.Н. Борисов. — М.: Академия, 2000. — 112 с.

11. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.Б. Хозиев. — М.: Академия, 2005. — 272 с.

12. Шевандин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / И.Н. Шевандин. — М.: Владос, 1999. — 512 с.

36

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector