Исследование специфики формирования ценностных ориентаций женщин

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ. 7

1.1. Возникновение парадигмы ценностных ориентаций 7

1.2 Личность и социум. Система воздействия на ценностные ориентации 14

1.3. Ценностные ориентации личности 16

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖЕНЩИН. 19

2.1. Социальная дискриминация женщин как условие формирования их ценностных ориентаций 19

2.2. Система ценностных ориентаций современной женцины 36

2.2.1. Ценностные ориентация работающей женщины 36

2.2.2. Ценностные ориентации женщин, делающих карьеру 45

2.2.3.Ценностная ориентация женщин на образование 63

2.2.4. Ценностные ориентации женщины-военнослужащей. 70

2.2.5. Ценностные ориентации женщины-преступника 73

2.2.6. Женские страхи как иллюстрация ценностных ориентаций 86

ГЛАВА III ПРАКТИЧЕКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖЕНЩИН. 92

3.1. Обоснование актуальности исследования 92

3.2. Методика ценностных ориентаций М. Рокича (в обработке Л.Д. Столяренко) 94

3.3. Методика К. Томаса «стили общения» (в обработке Р.С. Немова).

98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 109

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной дипломной работы является анализ вопроса о психологических условиях формирования ценностных ориентаций женщин.

Задачи:

1. Провести анализ психологической и методической литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть теоретические и методологические проблемы изучения ценностных ориентаций.

3. Проанализировать условия формирования ценностных ориентаций женщин.

4. Провести практическое исследование, направленное на выявление специфики формирования ценностных ориентаций женщин.

5. Сформулировать основные выводы по данной тематике.

Гипотеза исследования: нами было высказано рабочее предположение о том, что ценностные ориентации у женщин, связанных единым ареалом обитания, будут схожи, вне зависимости от этнической принадлежности.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его материалов в практической деятельности психолога.

Предмет исследования: психологические условия формирования ценностных ориентаций женщин.

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... морально-нравственных принципов. Полоролевая дифференциация. Профессиональное самоопределение. Формирование системы социальных установок. Характерологические противоречия. Пора ... же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком ... «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому ...

Объект исследования: современные женщины.

Новизна данного исследования обусловлена тем, что практическое исследование проводится в Карачаево–Черкессии.

Методы и методики исследования:

1. Аналитический метод.

2. Метод синтезирования.

3. Методика ценностных ориентаций М. Рокича (в обработке Л.Д. Столяренко)

4. Методика К. Томаса «Стили общения» (в обработке Р.С. Немова)

Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что женщина – несомненно, один из главнейших субъектов современного социума.

И происходят определённые изменения в социальном положении женщин. Начало постсоветскому изменению было положено еще при Михаиле Горбачеве, который первый заговорил о возвращении женщин к «домашнему очагу» и «идеалу материнства». Вроде бы вполне благое намерение: женщина действительно должна иметь возможность уделять больше времени детям, мужу и дому. Однако на практике это привело к почти полному вытеснению слабого пола из деловой и общественной жизни.

После тяжелого и смутного начала 90-х годов горбачевский идеал оформился окончательно: богатый муж — вот панацея от всех невзгод! Между тем, насаждая при помощи масс-медиа образ мужа — «источника всех благ», мужчины не в последнюю очередь руководствовались таким немаловажным соображением: не допустить женщин к перераспределению финансов, власти и собственности. Мужчины оказались не очень добросовестными, хотя и более удачливыми конкурентами своих прекрасных дам.

Операция по отлучению слабого пола от наиболее доходных сфер экономики была проведена быстро и безболезненно. Этому способствовал еще один идеологический стереотип, сложившийся в нашем обществе задолго до перестройки. Это — отрицательный образ деловой женщины.

Считалось, что «начальница» обязательно в чем-то ущербна, а в личной жизни — несчастлива. Встречу с женщиной, занимающей более высокое общественное положение, наши мужчины воспринимают как катастрофу. И сегодня женщины часто сталкиваются с тем, что их деловые успехи рассматриваются мужчинами как личное оскорбление.

В 1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении женщин на государственные посты. Однако фактически он не был выполнен. Женщин в правительстве, ни в президентской администрации не прибавилось. В Совете Федерации, который представляет собой верхний срез региональной элиты, лишь две женщины (из 178 членов палаты).

В Государственной Думе — женщин всего 10,2% (в Думе предыдущего созыва их было 13,5%).

При этом по-настоящему влиятельных политиков среди женщин почти нет: Хакамада, Старовойтова… Есть еще Валерия Новодворская — яркий, скандальный персонаж политической жизни, идейный борец с коммунизмом. Все остальные — не столько женщины-политики, сколько «женщины в политике».

То же самое в крупном и среднем бизнесе. Мужчины, получив «командные высоты», если и берут женщин в дело, то даже не на вторые и третьи, а лишь на технические, подсобные роли. Чему находятся соответствующие «логические» обоснования. Так, по мнению мужчин-бизнесменов, женщины — плохие стратеги и привыкли доверять чувствам, а не трезвому разуму.

19 стр., 9448 слов

Объект исследования: психология стресса

... и стрессоустойчивости у младших школьников. Объект исследования: психология стресса. Предмет исследования: стресс и стрессоустойчивость и их проявления. Гипотеза исследования: Если признать, что важнейшим компонентом здоровья ... давно знакомым, родственным местом. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра…». Но стресс и приумножает силы ...

Если же кому-то из представительниц слабого пола удастся добиться хоть какого-то успеха в делах, для начала ее непременно заподозрят во всех смертных грехах. Мужчины искренне уверены, что путь в бизнес для женщин открывается только через «постель». И по-прежнему преуспевающим деловым женщинам отказывают в праве на женственность, считая их существами «среднего пола».

Возможно, в бизнесе у женщин действительно меняется характер: они становятся жестче, прагматичнее. Однако и мужчины меняются не в лучшую сторону. Но это никого не возмущает — скорее, вызывает сочувствие. Таким образом, на женщину оказывается двойное давление. Если она расслабляется и дает волю чувствам, ее обвиняют в непрофессиональном, слишком «женском» стиле работы. Вынужденная жесткость также становится предметом нареканий.

С одной стороны, женщинам все же удается проникать в деловые сферы, а с другой, — возник целый слой женщин, которые не только живут на иждивении своих мужей, но даже и не пытаются вникнуть в то, чем занимаются их мужчины.

Что ж, благодаря жесткому отбору женский истеблишмент формируется из самых сильных и целеустремленных. Однако настоящая женская элита появится лишь тогда, когда сами мужчины поймут, что приход женщин в политику и бизнес — непременное условие того, чтобы эти сферы общественной деятельности приобрели наконец более цивилизованный характер.

Ценностные ориентации современной женщины в современном социуме и составляют группу данного дипломного исследования……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аминцев А. Р., Константинова Н. Л., Собчик Е. М. Самооценка преступников // Личность преступника как объект пси-хологического исследования. М., 1999.

2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы самосознания. М.,2001.

3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 9-64.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980г.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.

6. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации. – М., 1985

7. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин.-М.:Росс.право,1992. с.7-16

8. Бандура А. Уолтере Р. Агрессия. М., 2000.

9. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М„ 2001.

10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С.5.

11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1999.

12. Валицкас Г. К; Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у правона-рушителей // Вопросы психологии. 1989. № 5.

13. Векхер Л.М. Психические процессы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Т. 1. С. 142—159.

14. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 152-170.

15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

16. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С. 25-37.

17. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. – М., 1988

18. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

15 стр., 7113 слов

Взгляды К. Хорни на психологию женщин

... Хорни. .Раскрыть сущность теории личности К. Хорни. .Провести анализ основных составляющих психологии женщины К. Хорни. Методы исследования - анализ литературных источников. 1.Предпосылки формирования Карен Хорни ... культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений. Следует также отметить ...

19. Иншаков С.М. Криминология М. 2001 С. 141

20. Кваде В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки // Вопросы психологии. 2001.

21. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1999.

22. Кравченко А.И. Основы социологии. – М., 1998г.

23. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

24. Криминология :Учебник/Под ред. В.В. Орехова. СПб. :Издательство С.Петербургского университета,1992.-с.101.

25. Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н.Кудрявцева,проф.В.Е.Эминова.-М.:Юрист,1995.с.300.

26. Криминология: Учебник под ред.акад.В.Н.Кудрявцева,проф.В.Е.Эминова.-М.:Юрист,1995.-с.22.

27. Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н.Кудрявцева,проф.В.Е.Эминова.-М.:Юрист,1995 с.299-300.

28. Курс советской криминологии// Под ред, В.Н. Кудрявцева и др. М.,1985

29. Лeumec H. С. Умственные способности и возраст. М„ 2001.

30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289.

31. Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 143-184.

32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.

33. ЛеонтьевА.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.,1991.

34. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. — С. 13-62, 276-293, 313-355.

35. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130.

36. Лунеев В. В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 2001.

37. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

38. Методы социологических исследований. Вып. 1-6. – М., 1989

39. Милнер П.И. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973. С. 153—162.

40. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.

41. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. С. 97—122.

42. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978г.

43. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. из. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.

44. Осницкий А. К. Проблемы субъективной активности // Вопросы психологии. 1996.№ 1.

45. Основы психологии: Учебник для вузов. – М., 1997.

46. Предупреждение семейно бытовых правонарушений. Под ред. Ф.А.Лопушанского.-М.,1989,с.96

47. Преступность среди женщин Антонян Ю.М. стр. 32

48. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Сборник научных трудов. М., 1999.

49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2001

50. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 1.

51. Серябрякова В.А. Преступность среди женщин как объект криминологического изучения. М., 1975.с.30-31.

52. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 2002.

53. Социология: Практикум. — М., 1993

54. Теплов Б.М.. Психология. – М., 1998.

55. Толочек В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. – М, 1992.

56. Харчева В.Г. Основы социологии. – М., 1999г.

57. Хвел Л. Теория личности. М., 1999.

58. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования: Учебно-методическое пособие. – М., 1987

14 стр., 6603 слов

Психология и педагогика. Аннотация

... богатым, творчески активным, найти равновесие с природой и обществом. Чаще всего в учебниках педагогики можно прочитать следующее: Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в ... обучения; - исследование и разработка методов воспитания и обучения. Ценностная и культурологическая основа педагогики. Следует заметить, что проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой ...

59. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – М., 1987г.