Предмет, задачи и методы исследования в психологии

Как показывает практика преподавания, интерес студентов к психологической тематике высок. Сегодня, как считают многие специалисты, психологическое знание относится к числу самых востребованных как в целях развития и самосохранения личности, так и для качественного исполнения специалистом служебных обязанностей. Педагогическое знание позволяет более эффективно реализовать психологический материал практической деятельности специалиста.

Конечно, коротко изложенный материал пособия, которое у вас есть, не даёт полной информации, он подсказывает главные направления в изучении психологии и педагогики, учит получать информацию из различных источников, например, из энциклопедических словарей и другой дополнительной литературы. Эта работа потребует от вас вдумчивой самостоятельной работы. Только при таких условиях можно успешно овладеть этими поистине интересными и нужными для каждого человека знаниями.

«Психология и педагогика» тесно связана со всеми дисциплинами общегуманитарного цикла, а также с курсами других блоков подготовки специалистов.

Данный курс призван способствовать развитию личности высоко профессионального специалиста, характеризующегося широким объемом знаний, развитой психологической и педагогической культурой, мобильностью поведения на рынке труда.

Задачи курса:

дать понятие об основных направлениях становления и развития психологии и педагогики;

  • сформировать: умение владеть понятийным аппаратом, описывающим познавательные эмоционально-волевые процессы;
  • анализировать мотивационную и регуляторную сферы психологической деятельности;
  • способствовать осмыслению накопленного опыта;
  • научно анализировать явления социальной жизни и проблемных ситуаций;
  • педагогически грамотно строить общение и взаимодействие в различных социальных группах;
  • формировать умение учитывать в общении индивидуально- психологические и личностные особенности людей. Выявлять стиль их познавательной и профессиональной деятельности;
  • познакомить с методами развития профессионального мышления, методами воспитательной работы с персоналом разного возраста и уровня образования.

В результате изучения дисциплины «Психология и педагогика» вы получите знания об основных этапах развития психологии и педагогики, усвоите главные категории этих наук, а также узнаете о месте и роли психологии и педагогики в различных сферах современной действительности.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... деятельность. Психологические концепции Бихевиоризм Основоположником является американский ученый Джон Уотсон (1878 – 1958), который в качестве предмета психологии ... — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. ... новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40 ...

На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений учёных: Полной и достойной картины мира не может быть без знаний о человеке. Природа человека познаётся комплексно: философией, социологией, физиологией, педагогикой и др. В основе развития психологии и сознания лежит интерес к природе человеческого поведения, условиям развития и формирования в человеческом обществе особенностей его взаимодействия с другими людьми. В на-стоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке и бизнесе, медицине, правоведческих делах без знания и понимания психологических закономерностей.

Предметом психологии является психика

Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее животным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира. (Понятие «отражать» здесь включает: чувствовать, переживать; у человека — мыслить и отвечать поведением, действием.) Психология изучает участие психики в познании человеком окружающего мира в его деятельности и общении; она помогает понять своё внутреннее состояние, индивидуальные особенности личности и межличностные отношения.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека — от элементарных ощущений, психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.

Наука — прежде всего исследование, поэтому недостаточно определения её предмета, она включает и определение её метода.

Методы — это способы, посредством которых познаётся предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет систему методов. В отечественной психологии выделяются четыре группы методов: эмпирические, организационные методы, метод коррекции, методы обработки данных

12 стр., 5899 слов

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

... детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи ... )Память играет важную роль в жизни и проф. деятельности человека 2)Историческая память делает человека частью народа. Пмять-процесс запоминания и воспоминания. 1 ...

Эмпирические методы — наблюдение и самонаблюдение;

Экспериментальные методы — лабораторный, естественный, формирующий эксперимент; психодиагностические тесты, психологические опросы, интервью анкетирование.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов;

Метод коррекции — аутогенная тренировка (выработка умения полностью расслаблять мышцы тела, использование активной роли чувственных образов; регулирующая и программирующая роль слова, производимого вслух или про себя); групповой тренинг (групповые игры и дискуссии); способы терапевтического воздействия.

Методы обработки данных — изучение документов, рисунков, дневников, почерка, продукты детского творчества. Этот метод анализа продуктов деятельности включает в себя количественный анализ и качественный.

Исследуя психику и поведение человека, психология ищет их объяснение, с одной стороны, в биологической организации организма, а с другой — во внешней социальной среде. В связи с этим психология тесно взаимодействует с естественными и общественными науками. Поэтому она прочно связана с физиологией, антропологией, физиологией высшей нервной деятельности, психиатрией; И одновременно с философией, социологией, педагогикой, науками о трудовой деятельности человека. Современная психология представляет собой весьма разветвлённую систему научных дисциплин.

Выделяются следующие отрасли психологии:

Психология труда — инженерная психология, космическая психология и т. п.;

Медицинская психология — нейропсихология, психофармакологию, психотерапию, психопрофилактику;

11 стр., 5423 слов

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

... "Основы нейрофизиологии и ВНД" Тема: "Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения" Выполнила: студентка ... и тем обеспечивает прогресс культуры. Для развития второй сигнальной системы человека решающее значение имеют первые 6 лет ... Особенности высшей нервной деятельности человека . Основные характеристики речи в онтогенезе .1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в ...

Педагогическая психология — психология воспитания, психология обучения, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми;

Юридическая психология — судебная психология, криминальная психология, исправительно-трудовая;

Военная психология.

Необходимо отметить, что особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которую можно поставить в один ряд с педагогической, юридической, медицинской и т. д. В задачу общей психологии входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения и развития психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность.

Глоссарий

1. Психология — наука закономерностей возникновения, развития и функционирования психики, психопроцессов и свойствах, являющихся компонентами деятельности общения людей, поведения животных.

2. Психика — свойство высоко организованной материи, являющееся особой формой отражения субъекта объективной реальности. Духовная организация человека, совокупность его душевных качеств.

3. Лонгитюдный метод — многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

4. Метод поперечных срезов — исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

5. Методология — наука о методе. Система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки.

2 стр., 764 слов

Шолохов м. а. — Психология человека на войне

... происходят во время Первой мировой и Гражданской войн. Психология человека на войне раскрывается в каждом из этих произведений. Прежде ... штабс-капитана Тушина). Прошло почти сто лет, а в поведении человека на войне, ка жется, ничего не изменилось. Та же ... сердцу», - отмечает М. Шолохов. Итак, война сурово экзаменует человека на нравственную крепость, веру и самоотверженность. Но она же убедительно ...

Основные этапы развития психологии. Концепции в психологической науке запада

В истории развития и накопления психологических знаний изменялись представления о предмете психология. На первом занятии мы запомнили: предметом психологии является психика. Но начиная с древнейших времён, изучаемые психологические явления обозначались понятием «душа». «Душа» понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Так более 2-х тысяч лет назад древние греки объясняли движущую силу поведения людей и внутреннюю активность их организма. Т.о. на первом этапе развития психология считается наукой о душе. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир экспериментальной базы. Так Р. Декарт приходит к умозаключению, что душа способна производить движение в теле. Он полагал, что духовная субстанция — это есть тоже самое, что мышление, а мышление включает в себя умение желать, понимать, передавать сигналы мышцам, а они (мышцы) отвечают движениям. Т.о. французский мыслитель приравнивает психику к сознанию. Так в XVII в. «сознание» становится тем, что особенно пристально наблюдается учёными, изучается с разных точек зрения. Например, голландский философ Б. Спиноза объяснял поведение человека не этическими законами, а лишь стремлениями к выгоде или к самосохранению.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских психологических лабораторий и кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением экспериментальной психологии. Немецкий учёный В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию, на базе которой был образован Институт экспериментальной психологии, ставший международным центром по подготовке психологов. Физиологическая психология Вундта стала с помощью приборов и экспериментов изучать психологические процессы. Одновременно он утверждал, что эксперимент не отменяет самонаблюдение и культурно-исторический анализ. Т. е. изучение предлагается вести в разных направлениях, что и приводит к зарождению различных школ.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... психологию среды или экологическую психологию. Суть этого подхода в том, что определенные параметры окружающей человека социальной среды (так называемое место поведения ... разъяснение, в ходе которого активизируется мыслительная деятельность работника путем постановки перед ним ряда вопросов ... десятков. Объем же конкретных эм­пирических исследований и публикаций просто не поддается охвату. Одной ...

Так в начале XX в. Возникает «бихевиоризм» (от англ. «бихевиор» — поведение) — направление, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения как реакцию организма на внешнюю среду. Основная задача бихевиоризма считали учёные этой школы, заключается в накоплении наблюдений с таким расчетом, чтобы можно было сказать заранее, какой будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Поведение является или результатом научения — индивидуально приобретенного опыта, или заученного репертуара навыков, который рекомендует наставник. Идеи бихевиоризма оказали существенное влияние на развитие многих наук, в том числе на лингвистику, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в дидактику. К 1930-м годам возникает новое направление в бихевиоризме — необихевиоризм. Ученые этого круга добавляют в исследования некоторые явления связанные с изучением потребностей поведения, но в основном необихевиоризм разделяет общие позиции с классическими позиция-ми бихевиоризма.

Еще одно из направлений психологии XX в. — гештальтпсихология. Она возникла в Германии и выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гельштальтов).

Немецкое слово «гештальт» означает «форма» «структура», целостная конфигурация. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психологическим явлениям.

Ни одно психологическое учение не вызвало столь резких расхождений в оценках, как учение основоположника психоанализа З.Фрейда. Фрейдизм — течение в психологии XX в., в котором раскрывается исключительная сложность психической жизни человека. Фрейдизм претендовал на создание новой «картины человека», нового мировоззрения. В работах З. Фрейда в качестве серьёзной психологической проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни человека. Одновременно, он предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трёх основных компонентов: «ид» (Оно); «эго» (Я); супер — эго (сверх — Я).

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... Тематика рефератов Рекламная деятельность как явление экономики, психологии и культуры. Системный подход и психология рекламной деятельности. Социальная ориентированность человека как психологический фактор рекламной деятельности. Реклама как ... г) бухгалтеры д)психологи 31. В рекламном агентстве в отдел исследования и развития входят: а) режиссеры и художники б) руководители рабочих групп ...

Ид — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо) он подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальности — учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Наконец, супер — эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критики и цензора. У Фрейда психическая энергия подменила биологическую и выступала в роли главного двигателя общественного развития. И организм и общество оказывались ничем иным, как материалом, из которого либидо (носитель инстинктов) «лепит» свои формы, т. е. формирует личность.

Глоссарий

1. Концепция — система взглядов, способов понимания каких-либо явлений, процессов; основополагающая идея каких-либо теорий.

2. Р. Декарт — французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Осн. соч. «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

3. Сознание — 1. Высшая, свойственная только человеку и связанная с речью форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности. 2. Способность мыслить, рассуждать, свойство высшей нервной деятельности человека. 3. Состояние человека в здравом уме, твёрдой памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах.

4. Этика, этические законы — 1. Учение о морали, её сущности, структуре, функциях, законах. 2. Система норм нравственного поведения индивида, предписываемых его обществом.

5. В. Вундт — немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. В лаборатории, которую он создал, изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание… Предметом психологии В. считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания. Однако речь, мышление и воля, недоступны эксперименту.

6. Бихевиоризм — направление в психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

7. Поведение — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (псих.) активностью. Поведение различают на биологическом, психологическом и социальном уровне.

8. Необихевиоризм — ряд направлений в психологии и социологии XX в., исходящих из принципов бихевиоризма, но пытающихся преодолеть его упрощенность и вводящих в схему «стимул — реакция» промежуточные переменные.

9. Гештальтпсихология — одно из направлений психологии

XX в., исходящее из целостности человеческой психики, не своди-

мой к простейшим формам.

10. Психоанализ — 1. Созданные З. Фрейдом и развитые его последователями методы лечения неврозов и психол. теория, основанная на изучении бессознательных псих. процессов, динамики побуждений, структуры личности. 2. Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.

11. Фрейдизм — учение, трактующее психику человека как сферу господства бессознательных сексуальных влечений к удовольствию, которые маскируясь проникают в сознание, постоянно угрожая единству «я»; определяют формирование личности, её поведение, становясь причиной неврозов

Роль отечественных ученых в становлении психологической науки

Основоположником отечественной научной психологии считается выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга (1863г.) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Задача И.М. Сеченова показать, что психика относится к области строгого отечественного исследования. Так им были установлены явления центрального торможения и доказано экспериментально, что нервная деятельность складывается из взаимодействия двух процессов — не только возбуждения, но и торможения.

И.М. Сеченов раскрыл преемственность различных уровней мышления — от предметного до абстрактного — теоретического. Дав физиологическую трактовку основным психологическим процессам, он доказал, что из деятельности головного мозга рождается весь внутренний мир человека и его поведения.

В 1912 г. Г. И. Челпанов создает Психологический институт при Московском университете. С этого времени в России, так же как и на Западе организуется системное обучение психологов экспериментальным методам исследования. Восходящие к И.М. Сеченову традиции естественнонаучного изучения психической деятельности поддерживали в России психолог Н.Н. Ланге и врачи психиатры В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков. В.М. Бехтерев предметом психологии считал изучение поведения, которое понимал как совокупность врожденных и индивидуально приобретенных «сочетательных рефлексов».

В этот же период работает великий русский физиолог И.П. Павлов. В качестве основного акта поведения человека он выделял условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования. И.П. Павлов разработал учение о двух сигнальных системах. Он доказал, что человек в отличии от животных наряду с первой обладает второй сигнальной системой (речью).

Слова, которые замещают сигналы первой сигнальной системы могут вызывать все те действия, которые вызывают первые (запахи, шумы).

Например, вид лимона вызывает слюновыделиение так же, как слова: «тебе порезать лимончика в чай?» Научные труды И.П. Павлова были отмечены мировым признанием и Нобелевской премией, он пользовался огромным авторитетом у всех на Родине и за рубежом.

Итак, в начале ХХ в. к моменту революционных событий в России есть достаточно сильная школа психологов и физиологов. Многие из отечественных ученых, уже пережили период увлечения бихевиоризма, гештальтпсихологий, фрейдизмом, хорошо ориентировались и в других

концепциях запада. Российские ученые продолжают работать в этот период самостоятельно в силу особых идеолого-политических событий в стране. Так М.Я. Басов, чтобы отграничить свои взгляды от бихевиоризма вместо термина «поведение» стал использовать понятие «деятельность». В качестве специфически человеческой деятельности М.Я. Басов рассматривал труд. И предложил, что уже в играх детей, их обучении закладываются психологические начала, на которых строится трудовая деятельность. Это прежде всего осознание цели, без чего труд лишается всякого смысла и значения. Затем в трудах таких выдающихся психологов советского периода как Л.С. Выгодский, Н.А.Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубенштейн, П.Я. Гальперин формируется и развивается целостная психологическая концепция деятельности. Л.С. Выгодский несмотря на короткую творческую жизнь делает серьезные открытия. Наибольшую известность принесла ему культурно-историческая концепция развития высших психических функций. Он много занимается вопросами восприятия искусства и воздействия гениальных произведений искусства на человека. Одновременно, Л.С.Выгодским изучается дефектология аномального детства, вопросы соотношения мышления и речи, им формулируются зоны ближайшего развития в детской психологии.

Исследования А.Н. Леонтьева касаются едва ли не всех проблем психологической науки. Особенно интересными считаются работы по структуре деятельности и развитию сознания. Эти исследования дали особый толчок к развитию педагогики, возрастной и социальной психологии. А.Н. Леонтьев имеет последователей в разных странах мира.

Глоссарий

1. Сеченов И.М. Основоположник отечественной научной психологии, дал физиологическую трактовку психологических процессов.

2. Челпанов Г. И. Российский философ и психолог. Создатель, 1-го в России института экспериментальной психологии. Автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии.

3. Бехтерев В.М. Российский невропатолог, психиатр, физиолог. Основатель психоневрологического института в СПб., стал центром комплексного исследования человека.

4. Павлов И.П. Выдающийся Российский физиолог разработавший учение о высшей, нервной деятельности, сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной психологии.

5. Условный рефлекс — временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.

6. Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т.о. свои потребности. Основным видом человеческой Д, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой Д. (игра, учение, общение и т. д.).

В ходе социально-исторического развития возникает труд умственный. Структура деятельности:

— основные элементы, ее примерное содержание;

— мотивы — побуждающие субъект к деятельности; причины;

— цели — образы результатов;

— средства — с помощью которых осуществляется деятельности.

7. Выгодский Л.С. — известный в мировой психологии Российский психолог. Основные труды: Культурно-историческая концепция; проблемы психологии искусства; Дефектология; Мышление и речь; Зоны ближайшего развития.

8. Зона ближайшего развития — характеристика связи обучения и развития З.б.р. определяется содержанием тех задач, которые ребе-нок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого в совместной деятельности, затем становится достоянием ребенка в зависимости от способностей, желания тренировать умения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector