Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

Методология и методы научного исследования

1

Цели изучения курса

Cформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психологопедагогических исследований;

Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самооценки, самореализации;

Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, коммуникативность.

2

Задачи изучения курса

дополнить и систематизировать знания о методологии научного, в том числе психолого-педагогического исследования;

сформировать понятийный аппарат в области методологии научного исследования;

раскрыть методологический аппарат научного исследования;

выделить методы и методикипсихолого-педагогическогоисследования;

организовать работу по выполнению, самооценке и взаимооценке заданий, связанных с построением научного аппарата магистерского исследования.

3

Основное содержание теоретического блока

Тема 1. Методологические основы исследования

Понятие о методологии науки. Задачи, функции и уровни методологии науки на примере педагогики.

Общие методологические принципы научного исследования. Частные методологические принципы психологопедагогического исследования.

6 стр., 2948 слов

Актуальность и необходимость изучения курса

... изучения дисциплины послужат основой для дополнения представлений по курсу «Профессиональная компетентность психолога новой формации», «Акмеологический подход в формировании профессионализма», «Прикладные аспекты акмеологических исследований». Описание курса Курс ... Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии Признаки прикладного характера акмеологических исследований. ... научного ...

Научные подходы к исследованию сложных хронотопологических процессов. Сущность современной образовательной парадигмы на различных уровнях.

Методологические требования к проведению психологопедагогического исследования.

Методологические требования к результатам исследования.

4

Тема 2. Методологический аппарат исследования, его содержание и характеристика

Компоненты научного аппарата психолого-педагогическогоисследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики.

Оценка и научное редактирование темы исследования. Структура доказательства актуальности темы исследования. Уровни формулирования противоречий. Характеристика проблемы исследования. Правила выделения объекта и предмета исследования в зависимости от формулировки темы. Целеполагание и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования.

5

Тема 3. Методы научного познания, методы психолого-педагогическогоисследования

Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Классификация методов психолого-педагогических исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности различных методов.

Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.).

Эмпирические методы психолого-педагогическогоисследования. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методовпсихолого-педагогическогоисследования.

20 стр., 9621 слов

2. Методы исследования в психологии. Классификация методов исследования. ...

... рых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариа­ции, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испы ... организации труда, необходимостью повышения производительности и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Метод — это путь научного познания. Как писал один из основоположников советской психологии СЛ. Рубинштейн ...

Теоретические методы психолого-педагогическогоисследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование.

Сравнительно-историческиеметодыпсихолого-педагогическогоисследования: генетический, исторический и сравнительный.

Статистическая обработка данных в психолого-педагогическомисследовании.6

Тема 4. Методика проведения психолого-педагогическогоисследования и педагогического эксперимента

Логика проведения психолого-педагогическогоисследования, вариативность его построения. Паспорт специальности. Зависимость логики построения исследования от специальности.

Педагогический эксперимент, его сущность и этапы. Схемы педагогического эксперимента.

Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки исследовательских данных. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования.

Оформление результатов и содержательных выводов исследования.

Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Язык и стиль диссертации.

Характеристика основных видов представления результатов исследователя

7

Тема 5. Особенности научного исследования в условиях развития ИКТ

Роль ИКТ в проведении научного исследования. Обзор средств ИКТ, используемых на различных этапах научного исследования.

8

Основное содержание практического блока

1.Актуальность научного исследования. Доказательство актуальности конкретной (выбранной) темы научного исследования

2.Проблематика научного исследования. Формулировка проблемы научного исследования, сравнение полученных результатов, коррекция и рефлексия

11 стр., 5005 слов

Результаты использования методов близнецового, семейного и приемных ...

... использовать в качестве объекта исследований не только МЗ близнецов, но и ДЗ близнецов. Принципы, заложенные Г. Сименсом в основу близнецового метода, не претерпели существенных изменений ... вида, имеющего длинную эволюционную историю, и членом общества, которое представляет собой результат исторического развития. Поэтому, рассматривая структуру психологических свойств, очень важно принимать во ...

9

3.Целеполагание научного исследования. Формулировка целей и задач научного исследования

4.Построение методологического аппарата научного исследования. Правила выделения объекта и предмета исследования.

Теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования

10

Презентация на тему: Основное содержание практического блока

Основное содержание практического блока

5.Терминологический аппарат научного исследования. Анализ исследовательских методов для получения формулировок определений основных понятий научного исследования

6.Гипотеза. Формулировка гипотезы исследования. Выбор и обоснование методов проверки гипотезы

11

7.Педагогический эксперимент Выделение методов для различных видов экспериментальной деятельности.

8.Педагогический эксперимент Использование ИКТ для обработки результатов педагогического исследования

12

9.Представление результатов научного исследования. Визуализация исследовательских процедур. Требования к оформлению результатов исследования.

10.Структура и стиль исследования различных специальностей. Паспорт специальностей 13.00.01, 02, 08.

Язык и стиль диссертации

13

11.Составление экспертных заключений (рецензий).

Анализ авторефератов магистерских (кандидатских) диссертаций.

12.Жанры публикаций. Содержание публикаций: отзывов, статьи, тезисов, учебного пособия, монографии

14

Рекомендуемая литература

Баскаков, А. Я. Методология научного исследования [Текст] : учеб. пособие / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. –2-еизд., испр. – К. : МАУП, 2004. – 216 с.

6 стр., 2936 слов

Какие существуют трудности в использовании различных методов ...

... ней методов исследования. Методологическая платформа исследования педагогической действительности — теория познания (гносеология). Общий метод научного познания выполняет направляющую функцию. Методы научного исследования всегда ... неповторимо. Какие существуют традиционно-педагогические методы? Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, ...

Загвязинский, В. И. Методология и методыпсихолого-педагогическогоисследования [Текст]: учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. –2-еизд., стер. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 208 с.

Ермаков, С. С. Диссертация: как избежать ошибок при ее подготовке : метод. рекомендации [Текст]. – Харьков : ХГАДИ, 2002. – 36 с.

Магистерская диссертация. Краткое руководство по написанию, оформлению и порядку защиты [Текст] / сост. Г. А. Карпова. – Урал. гос. пед.ун-т.– Екатеринбург, 1999. – 45 с.

Семенова, И. Н. Развитие системы методов обучения студентов педвузов в условиях использованияинформационно-коммуникационныхтехнологий [Текст] : монография / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед.ун-т».– Екатеринбург, 2010. – 192 с.

Стариченко, Б. Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера [Текст] / Б. Е. Стариченко; Урал. гос. пед.ун-т.– Екатеринбург, 2004. – 108 с.

15

Определение и уровни научных исследований

Научное исследование – один из видов познавательной деятельности, целью которого является выработкановых знаний, характеризующийся

объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Врамках эмпирических исследований новые знания вырабатываются на основе изучения фактов и явлений окружающей действительности через опыт, при помощи органов чувств, методов наблюдения, мониторинга, сравнительного анализа и т.д. (исследования чаще всего носят прикладной характер).

Врамках теоретических исследований новые знания вырабатываются на

основе выявления сущности явлений, выявление объективных законов и закономерностей функционирования и развития природы и общества и их составных частей с помощью теоретических методов исследования (моделирование, классификация и др.).

В результате теоретических исследований рождаются научные гипотезы, целостные научные теории, учения.

Методологические исследования – получение не частнопредметного нового знания, а формирование знаний об общих принципах и методах любой науки, в том числе, исследовательской деятельности, на базе эмпирических и теоретических исследований.

16

Типы теорий

Естественнонаучный (цель: познание естественным образом возникших и существующих объектов)

Объяснительный (дескриптивный)

Деятельностный (прескриптивный) (цель: создавать то, чего нет и улучшать то, что уже есть)

Понятие о методологии науки

Термин «методология» греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода».

Методология наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса(философия)

18

2 значения понятия методологии науки

Методология – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов и их применения к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя; учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности (сама система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной деятельности, например, педагогической науке, педагогическом исследовании).

Методология — это учение о системе методов науки, в том числе, о системе методов научного исследования. (Кохановский В.П.)

Выбор значения для курса

19

Определения понятия «методология педагогики»

Философия педагогики, которая разрабатывает методологию исследования, включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности (Р.Барроу).

Философия образования, воспитания и развития, а такжесовокупность методов исследования, которые помогают создавать теорию педагогических процессов и явлений.

Теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций.

20

Презентация на тему: Определения понятия «методология педагогики»

Определения понятия «методология педагогики»

Концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а

также система деятельностипо получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы (В.В.Краевский).

21

Причины возрастания роли методологии

Тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу явлений объективной реальности. Педагогика и психология все больше

опираются на достижения различных отраслей знания рост должен быть осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического осмысления этого явления.

Усложнение самих наук психологии и педагогики: методы исследования стали разнообразными, в предмете исследования выделяются новые аспекты.

Разрыв между философско-методологическимипроблемами и непосредственной методологиейпсихолого-педагогическихисследований. Психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования.

22

Психология и педагогика – полигон применения математических методов в социальных науках. Неизбежны элементы абсолютизации количественных методов исследования в ущерб качественному анализу количественный анализ необходимо дополнить качественным – методологическим.

Вывод о наименее надежном звене в конкретной системе «человек-машина»— личности специалиста. Правильно решить эти вопросы помогает методологическая вооруженность исследователей.

23

Задачи методологии педагогики

определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;

изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития;

рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, физиологии, генетики и т.д.;

24

• ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия;

• выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания, в развитии коллектива и личности;

• обеспечение связи теории и практики, разработка идей и их реализация, ориентация

педагогов на новые научные концепции.

25

Функции методологии педагогики

Следуют из основной функции метода (В.П. Кохановский): внутренняя организация и регулирование процесса

познания или практическое преобразование того или иного объекта.

•дает характеристику компонентов научного исследования – объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения;

•формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи,

•определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А.Данилов);

•направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научноисследовательская цель (П.Н.Копнин);

26

обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н.Скаткин);

помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф.Королев);

обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е.Гмурман);

создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитическийинструмент научного познания (М.Н.Скаткин).27

Ученые, внесшие вклад в развитие методологии

Ф. Бекон: сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте; главный метод — индукция

Р. Декарт (Картезиус): метод – точные и простые правила, которые позволяют отличить ложное от истинного

Гегель (нем. класс. философ) разработал на идеалистической основе диалектический метод

К.Маркс (материалистич. философ) разработал на материалистической основе диалектический метод

А.И.Герцен – идея о неразрывности метода и истины.

Н.Г. Чернышевский

Вл. Соловьев

П.Флоренский

И.П.Павлов: метод – самая первая и основная вещь, от которого зависит вся серьезность исследования

С 16-17вв. — понятие «методического среза»

28

Аспекты методологии

Методология как система знаний и как система научно-исследовательскойдеятельности.

2 вида деятельности методологические исследования и

методологическое обеспечение.

Задача первого – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ понятийного состава и методов.

Задача второго — методологическое обеспечение исследования — использование имеющихся методологических знаний для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

Функций методологии педагогики

описательная, предполагающая также и формирование теоретического описания объекта,

нормативная, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.

29

Уровни методологии (Э.Г.Юдин)

Философский уровень составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет система философского знания.

Общенаучный уровень – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем (большинству) научных дисциплин.

Конкретно-научный уровень — совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология данного уровня включает как проблемы специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.

Технологический уровень – сущность составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.На этом уровне

методологическое знание носит ярко выраженный нормативный характер.

30

Презентация на тему: Выделить уровень методологии научного исследования (по каким компонентам методологического аппарата исследования можно сделать

Выделить уровень методологии научного исследования (по каким компонентам методологического аппарата исследования можно сделать вывод об уровне методологии)

Липатникова И.Г. – обоснование необходимости проектирования технологии рефлексивного подхода, разработка ее в контексте развивающего обучения математике учащихся начальной и основной школы с использованием устных упражнений.

Присяжная А.Ф. – выявление, определение и обоснование методологических, теоретических и практических оснований концепции педагогического прогнозирования.

Суховиенко Е.А. – выявить, определить и обосновать методологические, теоретические и технологические основы педагогической диагностики в контексте информатизации образования.

Стариченко Б.Е. – разработать общие теоретические и практические подходы к проблеме оптимизации школьного образовательного процесса и определить роль новых информационных технологий в ее решении.

31

Экспериментальная дидактика

Эрнст Мейман (1862-1915)

Вильгельм А.Лай (1862-1926)

Создание научно-экспериментальныхлабораторий, «педагогический эксперимент»