Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы

Конспекты лекций

Дополнительный материал к лекции

1. Актуальность и причины введения учебной дисциплины

В современном мире к числу наиболее актуальных проблем относятся проблемы экологического характера. Негативное воздействие антропогенных факторов на биосферу Земли привело к загрязнению и разрушению нормальных естественных условий окружающей природной среды. Глобальными экологическими проблемами являются: загрязнение среды токсикантами, парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, резкое изменение погодных условий. Эти явления оказывают негативное влияние на генофонд, физическое состояние, психологическое и эмоциональное самочувствие человека. Взаимосвязь природных и социальных явлений и процессов является предметом исследования в самых различных областях науки: философии, политики, экономики, психологии, педагогики и экологии. Научные исследования свидетельствуют о том, что стихийные природные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты, угроза террористических акций являются факторами снижения уровня и качества жизни разных социальных и половозрастных групп населения. Экологические проблемы обуславливают трудную, а порой и опасную для здоровья и жизни человека, ситуацию. Поэтому экологические знания приобретают все большее значение в решении проблем социального, педагогического и психологического характера.

Учебная программа курса «Социальная экология» предназначена для студентов специальности 350 500 «социальная работа» факультета психологии и социальной работы. Курс «Социальная экология» включен в систему учебных дисциплин общепрофессиональной подготовки специалистов социально-образовательной сферы. Необходимость введения курса «Социальная экология» в систему подготовки специалистов по социальной работе обусловлена, в первую очередь, основной целью будущей профессиональной деятельности — оказание помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации в решении его личных проблем. Использование системы средств не только социального, но и природного компонентов окружающей среды является одной из перспективных технологий социальной помощи и психолого-педагогической поддержки человека в трудной жизненной ситуации. Разработка и реализация таких технологий в практической деятельности специалистов по социальной работе определяет основную цель курса «социальная экология». В тоже время, осознание и понимание студентами взаимосвязи, взаимовлияния и зависимости различных социальных процессов и природных явлений в окружающем мире является важным условием формирования научного мировоззрения, социокультурной мотивации и нравственных качеств социально зрелой личности студентов — будущих специалистов социально-образовательной сферы.

12 стр., 5852 слов

Экология человека 3

... норме. Поскольку человек не только природное, но и социальное существо, то следующий уровень экологии человека - социально-политический, за ним следует культурологический уровень. Экология человека предполагает защиту от ... по улучшению условий труда и быта данной категории специалистов. 3. Уровни экологических связей человека С экологических позиций человечество представляет собой общемировую ...

2. Определение понятия «социальная экология»

В научной литературе существуют различные определения сущности понятия «социальная экология». Многие исследователи рассматривают социальную экологию как частную социологию, изучающую специфические связи между человеком и средой его обитания (Д.Ж.Маркович и др.), другие определяют социальную экологию, как раздел общей экологии, исследующий отношения между человеческим обществом и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой (В.А.Вронский и др.).

Социальную экологию рассматривают как часть экологии человека. Представители данной научной школы определяют социальную экологию, как комплекс научных отраслей, изучающих связи общественных структур и человека с природной и социальной средой обитания (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин и др.).

Анализ сущности и характеристики этих понятий дает основание определить социальную экологию междисциплинарной областью естественных и социальных научных знаний.

Отсюда, социальная экология — это наука о строении и особенностях развития многоуровневых природных и социальных систем в их гармоничном взаимодействии.

Задание 1.

А) Определить основные категории, определяющие сущность понятия «социальная экология» — Социальная экология — новая научная дисциплина о взаимодействии человека, общества и природы;

Б) Используя данные категории, построить модель-схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимовлияние основных объектов изучения социальной экологии;

В) Привести доказательства и примеры взаимосвязи, взаимовлияния и взаимозависимости:

Природа — Человек/Личность;

8 стр., 3665 слов

Введение в экологию человека

... .д. При этом для решения различных задач специалисты в области экологии человека использует следующие м е т о д ы: ü метод экспериментальной экологической ... степени соответствия среды обитания биологическим и социальным потребностям человека выделяют 3 ее типа: ü здоровая или комфортная (человек полноценно выполняет свои биосоциальные функции); ü нездоровая ...

Человек/Личность — Природа;

Социум — Природа;

Социум — Человек/Личность;

Человек/Личность — Социум.

3. Социальная экология — учебный предмет

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цельосвоения социальной экологии: — формирование и развитие компетенций будущих специалистов, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность с разными половозрастными и социальными подгруппами населения в различных сферах жизни общества на основе методологических принципов, теоретических и практических знаний социальной экологии.

Задачи:

  • систематизация базовых понятий экологии и социального здоровья;
  • овладение знаниями по основам социальной экологии;
  • развитие представления о современных стратегиях экологически сбалансированного развития общества;
  • овладение умениями использовать комплекс социально-экологических методик и технологий для решения профессиональных задач.

2. Результаты изучения социальной экологии

Процесс изучения дисциплины социальной экологии направлен на формирование следующих компетенций студентов:

Общекультурные компетенции (ОК):

  • владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  • быть готовым к сотрудничеству с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);
  • быть готовым использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, применять методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
  • владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

Профессиональные компетенции (ПК):

  • быть способным к созданию социально — психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • и уметь правильно использовать основные понятия, термины социальной экологии и социального здоровья;
  • иметь системные научные знания в области общей экологии, психологии личности, педагогики и социальных наук;
  • современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека;

Понимать:

  • механизмы влияния загрязнения природы на отдельные биоценозы и организм человека;
  • основы экологической составляющей национальной и международной безопасности;
  • физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;

уметь:

  • уметь формулировать, объяснять причины и определять специфику основных экологических проблем конкретной территории (по месту жительства и на территории профессиональной деятельности);
  • уметь определять и формулировать задачи конкретной природоохранной, профилактической деятельности, отбирать и разрабатывать систему оптимальных средств решения проблем социально-экологического характера;
  • использовать в своей работе объективные оценки социально-экологических последствий принимаемых решений;
  • использовать систему природных средств и ресурсов в профессиональной деятельности;

Владеть:

  • навыками исследования социально-экологических проблем в современном обществе;
  • методикой социальной и психологической помощи человеку, оказавшемуся в ситуации стихийных природных бедствий.

3. Объем учебных часов

Лекции (Л)

36

Практические занятия (ПЗ)

18

Лабораторные работы (ЛР)

18

Самостоятельная работа (всего)

54

В том числе:

Учебный проект

20

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям

34

Аттестация:

экзамен

4. Содержание дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Основное содержание раздела дисциплины

1

Методологические основы социальной экологии

Возникновение, развитие экологии и социальной экологии; основные понятия, категории, принципы экологии, социальной экологии и социального здоровья; взаимосвязь социальной экологии с педагогикой, психологией и социологией.

2

Правовые аспекты социальной экологии

Экологическое право, охрана окружающей среды;экологическое развитие и безопасность;основы экологической составляющей национальной и международной безопасности, международное сотрудничество.

3

Теоретические основы социальной экологии

Окружающая среда: характеристика природного и социального компонентов; экологическая культура; глобальные экологические и социальные проблемы современности; экологические аспекты и физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации; механизмы влияния загрязнения природы на отдельные биоценозы и организм человека;экология социопатий; современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека.

4

Методические аспекты социальной экологии

Методика исследования социально-экологических проблем в современном обществе; методика выявления причин основных экологических проблем конкретной территории; методика природоохранной, профилактической деятельности по решению проблем социально-экологического характера; методика оценки социально-экологических последствий принимаемых решений; методика социальной и психологической помощи человеку, оказавшемуся в ситуации стихийных природных бедствий.

5

Практические аспекты социальной экологии

Мониторинг качества окружающей природной и социокультурной среды; мониторинг уровня и качества жизни человека, семьи, общества; экологические проблемы социальной работы; социальная и психологическая помощь человеку, оказавшемуся в ситуации стихийных природных бедствий; природа как средство социальной помощи и психолого-педагогической поддержки человека и социума.

5.Взаимосвязь социальной экологии с другими учебными дисциплинами

Изучение данного курса тесно связано и опирается на знания таких ранее изученных дисциплин, как биология и обществознание. Для успешного изучения «Социальной экологии» необходимы теоретические знания в области концепций современного естествознания, научные представления и практический опыт, полученные студентами в ходе изучения учебного предмета «Введение в специальность».

В свою очередь, научные знания и практические умения, получаемые студентами в результате изучения дисциплины «Социальная экология», не­обходимы для успешного овладения научными знаниями по дисциплинам: «Современная научная картина мира», «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности», «Современные теории социального благополучия», а такжеразличными технологиями социальной работы — социальной, психологической помощи, педагогической поддержки, социально-медицинской реабилитации, профилактики и социального воспитания детей, подростков, молодежи и людей старшего возраста.

В процессе изучения данного курса студенты приобретают теоретические знания и практические умения проектной деятельности экологического характера, умения разработки сценария социально-воспитательных мероприятий, а также опыт их реализации в период социально-педагогической практики в учреждениях образования и во время летней практики в оздоровительных центрах. Теоретические знания и практический опыт, приобретенные студентами в процессе изучения «Социальной экологии» являются основой для изучения курсов «Методы исследовательской деятельности в социальной работе», «Социальная педагогика». Важную роль в формировании социокультурной мотивации студентов имеет изучение возможностей использования природных ресурсов как средство социальной и психологической помощи человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Изучение этих вопросов, разработка и реализация социальных проектов создает условия для интеграции научных представлений студентов в области психологии, философии, педагогики и художественно-творческих дисциплин специализации.

Задание 2. Значение социальной экологии в профессиональной подготовке специалистов социальной работы.

Какое значение экологические знания имеют в профессиональной деятельности специалистов по социальной работе?

Подготовить ответ в форме сочинения или эссе.

Сочинение — это письменная работа, представляющая собой — рассуждения, представления, собственные мысли или точку зрения по какому либо вопросу. Эссе в переводе с французского языка означает жанр публицистики.

Эссе — это своеобразный этюд прозы, в котором высказываются общие представления или предварительные соображения по какому-либо вопросу. Объем работы — 1−2 страницы машинописного текста.

В своем сочинении или эссе рекомендуется раскрыть сущность следующих понятий и характеристик:

  • Экология — научные знания и практические умения;
  • Роль и значение экологических знаний в жизнедеятельности современного человека;
  • Экология и общая культура.

Тема 2. Возникновение и развитие экологии

Основные категории экологии

Социальная экология в системе наук о природе, обществе и человеке

  1. Социальная экология как часть общей экологии

Понятие «экология» введено в науку немецким естествоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году как название раздела биологии, изучающего процессы взаимоотношений организма и среды.

Экология как самостоятельная наука сформировалась к концу Х1Х века.

Термин «экология» в переводе с греческого oikosозначает «дом, жилище, местопребывание, убежище», logos- учение, таким образом «экология — наука об окружающей природе». Это раздел биологии, изучающий взаимосвязи между организмами и окружающей их средой, о круговороте веществ в природе и потоках энергии, делающих возможной саму жизнь на Земле. Человек как живой организм также связан с окружающей средой. И эти связи, с одной стороны, строятся на основе единых экологических принципах, с другой стороны, воздействие человека на окружающую среду (антропогенный фактор) в следствие его трудовой, производственной и культурной деятельности принципиально отличается от воздействия других организмов.

Многогранная деятельность человека и возрастающее значение взаимодействия его с окружающей средой обусловили возникновение и развитие целого ряда научных отраслей и дисциплин общей экологии.

В общей экологии выделяют несколько научных направлений как самостоятельных научных дисциплин: биоэкология, геоэкология и прикладная экология.

Биоэкологияимеет несколько разделов изучающих проблемы взаимосвязи окружающей среды с различными уровнями биотических систем:экология растений, экология животных, экология микроорганизмов, экология водных организмов, аутэкология (экология особей и организмов), синэкология (экология сообществ), популяционная экология (экология популяций, то есть совокупность особей одного вида, находящихся во взаимодействии между собой и совместно населяющих общую территорию), биогеоценология (наука, изучающая биогеоценозы, то есть участки земной поверхности, включающие биоценозы — совокупность популяций различных видов растений, животных, микроорганизмов и отвечающие ему части атмосферы, литосферы и гидросферы), учение о биосфере — то есть те закономерности и взаимосвязи между живыми организмами, которые находятся в непрерывном обмене с окружающей их живой оболочкой Земли. Каждый раздел имеет свой объект научного исследования и является самостоятельной научной дисциплиной.

Геоэкологиявключает такие научные направления какэкология суши, экология пресных вод, экология моря, экология Крайнего Севера, экология высокогорий.

Прикладная экология изучает процессы взаимодействия окружающей среды с продуктами деятельности человека, закономерности жизненных процессов в биосфере. Результаты исследования этого раздела экологии направлены на решение практических проблем охраны окружающей среды — защита от загрязнения среды токсикантами, рациональное использование природных ресурсов, совершенные технологии в различных отраслях хозяйства. В этот раздел включены следующие научные дисциплины.

Космическая экология— наука, изучающая замкнутые системы поддержания жизнедеятельности человека в космических аппаратах.

Промышленная (инженерная) экология— наука, изучающая процессы воздействия различных промышленных производств, транспорта, сельского хозяйства на окружающую природу, и, наоборот, влияние условий внешней среды на функционирование предприятий и их комплексов.

Сельскохозяйственная (агро) экологияизучает влияние факторов среды на продуктивность культурных растений.Промысловая экология — определяющая количество допустимых объектов промысла, при котором их добывание становится экономически и экологически оправданным, то есть изъятие организмов не приводит к подрыву промыслового вида.Химическая экология — определяющая нормы защиты окружающей природной и социально-культурной среды от химического производства и химических средств, предназначенных для борьбы с вредителями и возбудителями болезней растений.Рекреационная экология — изучающая вопросы восстановления здоровья и трудоспособности чнловека путем отдыха на лоне природы или во время туристических поездок, походов, экскурсий, посещение национальных парков, природных, архитектурных, исторических памятников, мзеев-усадеб, музеев-заповедников.Геохимическая экология и экология природопользования —научные дисциплины прикладной экологии, рассматривающие вопросы рационального, экономного использования природных ресурсов, сохранения здоровой среды обитания для человека, животных, растений и других живых организмов.

Особое значение в развитии экологического знания имеют такие дисциплины как экология человека и социальная экология.

Человек как природное и социальное явление, система его связей с окружающей средой, проблемы, связанные с сохранением здоровья на основе выявления зависимости организма человека и его психики от состояния природной и социальной среды — основной объект исследования экологии человека. Экологию человекачасто называют антропоэкологией и рассматривают как комплексную научную дисциплину, изучающую закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся динамичной средой обитания.

Термин «экология человека» введен американскими учеными Р. Парком и Э. Бюргессом в 1921 году. В России планомерные исследования начались в 70-х годах 20-столетия в связи с осложнением ситуации с охраной здоровья человека. Было определено, что примерно три четверти всех заболеваний человека обусловлены экологически неблагополучным состоянием окружающей среды. Особенно от загрязнений окружающей среды страдают жители крупных городов и промышленных центров. Эти факты послужили основой для выделения следующих направлений научных исследований: экологии города, изучающей закономерности взаимодействия человека с городской средой;экологии народонаселения, рассматривающей связи между процессами, возникающими в человеческих популяциях под влиянием меняющейся природной и социально-экономической среды в коротком интервале времени;аркологии (экологическая архитектура) — новейшее научное направление в архитектуре, городской планировке, исследующее процессы взаимосвязи социально — экономических потребностей городских жителей и охраны их физического и психического здоровья. С другой стороны, важными факторами распространения заболеваний человека являются неблагополучные социально-экономические условия, напряженные общественно-политические и стрессовые ситуации жизни человека.

Поэтому многие исследователи считают экологию человека как часть медицинской и социальной экологии.

Медицинская экология— комплексная научная дисциплина, изучающая все аспекты воздействия окружающей среды на здоровье человека. Медицинская экология включает разделы биологии человека, медицины (проблемы гигиены, вопросы токсикологии, эпидемиологии), химии, социологии, технологии вредных производств. Воздействие различных токсикантов на организм человека, причины и механизмы образования различных новообразований, физиологических аномалий.

С этими направлениями тесно взаимосвязана социальная экология — наука, изучающая основные направления развития взаимодействия общества с природной средой.

Анализ проведенных детальных исследований по экологии человека свидетельствует о чрезвычайно сложной ситуации в России — угрожающе растет смертность, сокращается продолжительность жизни, понижается потенциал трудоспособности населения, увеличивается число врожденных аномалий, наблюдается рост психических заболеваний, количество суицидов, особенно в молодежной среде. В 1995 году опубликован атлас «Окружающая реда и здоровье населения России», в котором показано, что ухудшение экологической, социальной и экономической ситуации в России приводит к резкому росту различных заболеваний человека.

Таким образом, развитие экологии как естественной науки логично включает в свое содержание проблемы и интересы человека, вопросы улучшения условий его жизни, трудовой и культурной деятельности. Экологические знания имеют познавательные, этические и эстетические аспекты, что является наиболее значимым в решении проблем преобразующей деятельности общества и поиска альтернативных, оптимальных и рациональных путей развития новой цивилизации.

2.2. Экология личности, экология человечества, экология культуры, этноэкология

Социальная экология включает такие самостоятельные научные дисциплины, как:

экология личности (наука, изучающая процессы становления и развития личности человека, его социального положения и статуса в условиях современного общества; проблемы сохранения личности в экстремальных условиях);

экология человечества (наука, изучающая процессы в системе «общество — природа», биосферные функции человечества, становление ноосферы — качественно нового состояния планеты, когда процессы и явления биосферы направляются человеческим интеллектом);

экология культуры (наука, изучающая вопросы сохранения, восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении всей его истории — памятники литературы, скульптуры, архитектуры, произведения музыкального, театрального и киноискусства, парки, музеи, коллекции. Использование всех компонентов культурной среды в решении проблемы сохранения и восстановления физического и психического здоровья человека.

Этноэкология — наука, изучающая процессы взаимосвязи населения с географической средой, формирующей этнос в ходе исторического процесса.

2.3.Основные понятия и категории:

Основным понятием социальной экологии является — окружающая среда.

(см. конспект по теме Окружающая среда).

Следующим важным понятием экологии является — биосфера.

Биосфера— это внешняя оболочка нашей планеты, занятая живым веществом, т. е. совокупностью всех живых организмов. БИОСФЕРА — своеобразная оболочка Земли, содержащая совокупность всех живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Структура и энергетика биосферы во многом обусловлена их деятельностью.

Термин биосфера ввел в научный словарь австрийский ученый Альфред Зюсс (1875), а современное учение о биосфере разработал Владимир Иванович Вернадский. Учение о биосфереявляется фундаментальным учением экологии как науки. В процессе эволюции биосферы между живыми организмами образовались определенные связи.

Развитие биосферы осуществляется на определенном более или менее однородном участке земли. Относительно однородное жизненное пространство, включающее минеральные, органические вещества, климатические факторы (свет, температура, влажность, кислотность почвы), физико-химические свойства различных субстратов называется биотоп (от греч. Место)

Исторически сложившаяся совокупность живых организмов, населяющих какую-либо определенную территорию, называется биота (от греч. Жизнь).

Совокупность живых организмов на определенном участке неживой природы называется биоценоз. Особую роль в развитии природных процессов и явлений играет биологический круговорот между всеми компонентами биоценоза. Различают два вида биоценоза:естественный(исторически созданный самой природой) иантропогенный (или агробиоценоз),специально созданный человеком в результате его хозяйственной деятельности на Земле, т. е. в функционировании агробиоценоза огромную роль играет влияние деятельности человека.

Антропогенные факторы — влияние деятельности человека, т. е. факторы, обусловленные деятельностью человека и влияющие на жизнь живых организмов и существование неживой природы.

В своем развитии живые организмы вступают во взаимосвязи не только между собой, но и с окружающей неживой природой. Такой общий взаимообусловленный комплекс элементов живой и неживой природы, связанных между собой обменом веществ и энергией, называют биогеоценозом или экологической системой.

Система(филос.) — это целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимозависящих и влияющих друг на друга компонентов.

Биогеоценоз— это функциональная система, включающая в себя сообщество живых существ и среду их обитания. Биогеоценоз как территориальное понятие характеризуется определенной однородностью рельефа, почвы, гидрологического и температурного режимов и других особенностей.

Биогеоценозы в своей совокупности — это элементарная структура биосферы.

Примеры: луг, лес, озеро, болото и др.

Ноосфера= Биогеосфера + Человек разумный.

Ноосфера —«сфера разума» — высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития.

Живая и неживая природная среда.

Живая природа: растения, животные и микроорганизмы — БИОСФЕРА;

Неживая природная среда: атмосфера, гидросфера, литосфера;

Тема 3. Окружающая среда: общая характеристика

Окружающая среда состоит из двух взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга компонентов: природного и социального.

3.1. Природный компонентвключает атмосферу, гидросферу, литосферу, растения, животных и микроорганизмы. Живая и неживая природная среда.

Живаяприрода —живое веществопланеты: растения, животные и микроорганизмы.

Неживаяприродная среда: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Природа— совокупность естественных условий жизни и существования человека.

Природные ресурсы:

  • Вода. Водные ресурсы. Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, источник и основа жизни и деятельности народов, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Пресная вода, питьевая вода: реки, озера, родники. Питьевая вода — товар, имеющий немалую потребительскую стоимость. В настоящее время в России сложилась негативная ситуация с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой.

Причины:

— отсутствие зон санитарной охраны или несоблюдение регламентированного режима хозяйственной деятельности;

— неправильный выбор источников питьевого водоснабжения (поверхностные водоисточники вместо подземных вод, которые в большей степени защищены от загрязнения);

— отсутствие законодательных актов и эффективного экономического механизма в области питьевого водоснабжения применительно к условиям нового этапа социально-экономического развития России;

— отсутствие совершенного контроля в области использования и охраны водных ресурсов.

Водное пространство, особенно моря и океан оказывают существенное воздействие на климат и состояние окружающей среды обитания человека и, в первую очередь, на воздушное пространство.

  • Атмосферный воздух.

Состояние атмосферного воздуха определяется соотношением «чистого» воздуха с концентрацией в нем вредных частиц (фенол, сера, двуокись углерода, аммиак, двуокись азота и пыль).

Источники загрязнения атмосферного воздуха — стационарные (промышленные предприятия и коммунальные котельные) и передвижные, мобильные (транспорт).

  • Земля, плодородная почва. Земля — главное богатство человека в любом обществе, средство производства, источник получения продуктов питания для населения, домашних животных и сырья для ряда промышленных предприятий.

Земля — продукт природы, который улучшается при правильном использовании. В культуре всех народов мира Земля — это кормилица. Мать Земля. История человечества — история взаимоотношения человека с землей. Недра земли — источник минеральных богатств, пополнения водных ресурсов.

  • Растительные ресурсы. Леса — «основные легкие планеты Земля». Лесные угодья.

Деревья — основной поставщик кислорода взамен поглощаемого углекислого газа. Огромное влияние лес оказывает на жизнь Земли как планеты, существование водных ресурсов, различных водоемов, на жизнь Человека. Леса — зеленая кладовая Земли. Лес — источник древесины, топлива, дичи, других продуктов питания и сырья.

  • Животный мир. Проблема защиты животных. Восстановление генофонда различных видов животных. Красная книга — основной документ, регламентирующий процессы «взаимодействия» человека с окружающей природой — растениями и животными. Проблемы сохранения биологического разнообразия в окружающей природной среде. Законы, принципы и технология восстановления ресурсов живой природы. Заповедники, заказники, охотничьи и рыболовецкие хозяйства.
  • Минеральные ресурсы.

Полезные ископаемые, минеральные воды, земельные и биологические ресурсы.

3.2. Социальный компонент — это общество как форма взаимодействия людей

Социальный компонент включает совокупность следующих элементов:

  • Человек (индивид, личность) как окружающая среда для другого человека; личные отношения между людьми (или межличностные отношения как вид общественных отношений);
  • Общественные отношения между людьми, т. е. взаимодействия между людьми — представителями различных социальных подгрупп населения. Межличностные отношения могут строиться на толерантности, сотрудничестве, но и одновременно на нетерпимости, противоречиях, конфликтах, господстве и эксплуатации.
  • Социальная группа, в которую входит человек в соответствии со своим статусом и положением;
  • Территориальное место жительства человека, среда проживания (вид поселения — столица, мегаполис, крупный или малый город, село и т. д.) и численность (плотность) населения;
  • Культура — государственная, национальная, традиции, законы, учреждения культуры, виды искусства. Культура как совокупность всех материальных и духовных ценностей. Язык, речь, мировоззрение, сознание;
  • Трудовая сфера как совокупность материальных факторов трудового процесса и межличностных отношений, формирующихся между людьми — участниками производственных процессов; финансово — экономическая среда, определяющая уровень и качество жизни человека и общества.

3.3. Окружающая среда постоянно изменяется, благодаря активному вмешательству человека в процессы и явления как природного, так и социального компонентов, а также в результате различных видов деятельности человека. Эти изменения носят как позитивный, так и негативный характер. В живой природе до появления человека господствовала гармоничная связь и зависимость одних природных элементов от других. С появлением человека за счет природной среды начинается создание искусственной среды, которую человек постоянно изменяет, совершенствует, строит или, к сожалению, разрушает, уничтожает. В процессе цивилизации человек перестает жить непосредственно в природной среде, он большую часть времени своей жизни живет в условиях искусственной среды. Поэтому мир, окружающий сегодня человека, уже давно не является миром природы, а становится природой, созданной человеческой деятельностью.

Дополнительные материалы для студентов Практические (семинарские) занятия по курсу «Социальная экология»

Цель — систематизировать научные знания студентов в области социальных, естественных и гуманитарных наук для успешной профессиональной работы в решении проблем человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в работе с различными представителями половозрастных и социальных групп населения.

Методические указания студентам — при подготовке к семинарским занятиям необходимо изучить научную литературу по теме и составить конспективные записи по всем вопросам плана, которые можно будет использовать во время дискуссии для аргументирования, комментария и уточнения своей позиции. Для того, чтобы самостоятельно оценить свою подготовку по конкретной теме или проблеме, можно воспользоваться вопросами для проверки знаний, а также выполнить практические задания.

ПЛАН:

Занятие 1. Тема: Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы

Вопросы дискуссии:

  1. Учебный предмет и наука — социальная экология. Цель, задачи курса социальной экологии в системе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе.
  2. Связь социальной экологии с другими науками и учебными предметами по специальности «социальная работа».
  3. Динамическая и аналитическая экология, биоэкология, геоэкология, прикладная экология: общая характеристика.
  4. Экология человека (экология города, экология народонаселения, аркология) — общая характеристика.
  5. Экология личности, экология человечества, экология культуры, этноэкология — общая характеристика.
  6. Основные категории социальной экологии.

Презентация эссе на тему: Значение социальной экологии в профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Занятие 2. Тема: Человек — элемент системы «Общество и природа»

Вопросы дискуссии:

  1. Экологическая философия — область знания, изучающая теоретические аспекты отношения «человек — природа».
  2. Экологизация науки — тенденция проникновения экологических представлений в систему современных естественных, технических и гуманитарных наук.
  3. Диалектическое противоречие единства процессов развития человеческого общества и преобразования среды обитания.
  4. Преобразование природы — антропогенное загрязнение воздуха, почв, воды — причина возникновения серьезных заболеваний человека.
  5. Развитие мира и охрана природы — системные процессы взаимосвязи и взаимозависимости.
  6. Экологические перспективы цивилизации будущего.
  7. Законы и Постановления Администрации Волгоградской области: «Эколлогические проблемы и Охрана окружающей среды».

Задания:

  • Проанализируйте следующие понятия: Великое равновесие. Природа — общество — человек. Как Вы считаете, что означает положение «Экологическое и социальное равновесие в природе и обществе»;
  • Почему многие исследователи характеризуют историю цивилизации как историю разрушения экологического равновесия в природе и обществе?
  • Первые утраты в процессе развития человечества. Назовите, какие известные Вам виды растений и животных «исчезли» по вине человека. Какие человеческие нации и народности погибли из-за военных конфликтов и различных социальных бедствий и потрясений. Приведите примеры.
  • Человек — Личность: биологическая и социальная характеристика.
  • Какие факторы влияют на развитие человека как биологического и социального существа.
  • Проанализируйте высказывания: «Сейчас природа становится все более искусственной. Человек живет в своем собственном созидании, которое было его целью, а может стать причиной его гибели». Согласны ли Вы с таким утверждением? Каково Ваше мнение?

Занятие 3. Тема: Экологическая культура и экологическая этика

Вопросы дискуссии:

  1. Экологическое сознание как историческая и социальная категория.
  2. Экологическая культура как часть общей культуры современного человека.
  3. Экологические знания как компонент общей культуры и показатель интеллектуального уровня человека.
  4. Экологическое поведение — оценка экологической ситуации, принятие решений, практические действия и поступки как показатель уровня нравственных ценностей человека.
  5. Нормы экологического бытия. Экологическая этика.
  6. Мировые религии и философские учения о месте человека в системе природных связей и отношений.
  7. Эволюция природы и эволюция народов.
  8. Цивилизация нового типа: динамика становления и развития

Задание

Приведите примеры, используя художественную литературу, художественные фильмы или примеры из жизненного опыта, как экологические знания могут повлиять на изменение образа жизни и поведение человека. Почему человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, предпочитает жить на природе или стремится к уединению, предпочитает как можно больше общаться с растениями и животными.

Занятие 4. Тема: Окружающий человека мир и его отражение

Вопросы дискуссии:

  1. Экосистема человека и биосфера как естественная жизненная среда человека.
  2. Социальный компонент окружающей среды.
  3. Соотношение естественных и социальных элементов окружающей среды.
  4. Характеристика и значение психологического и морального аспектов жизненной среды человека.
  5. Окружающая среда как фактор развития личности человека.

Задания:

  1. Проанализируйте данное утверждение «Возвращение человека к природе, красота окружающей природы может помочь человеку в решении трудной жизненной проблемы, стимулировать его стремление изменить свой образ жизни».
  2. Приведите примеры ситуаций из своего жизненного опыта или художественных произведений, когда природа являлась источником восстановления физических и психических сил человека и помогала ему в решении трудных жизненных проблем.

Занятие 5. Тема: Экологический кризис: понятие, причины и возможные пути решения

Вопросы дискуссии:

  1. Экологический кризис: сущность и общая характеристика понятия.
  2. Причины экологических проблем и экологического кризиса.
  3. Международное сотрудничество в области охраны природы и охраны человека.
  4. Римский клуб, Всемирная хартия природы и Законы Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».
  5. Дипломатическая экология. Роль России в международной деятельности по реализации акций по охране природы и прав человека.
  6. Система и принципы Российского экологического законодательства.
  7. Ответственность за экологические правонарушения и экологические права граждан современной России.

Задания:

  • Дайте обобщенную характеристику и приведите примеры по теме: «Глобальные мировые экологические проблемы и современная Россия»;
  • Дайте характеристику основным положениям концепции взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлияния процессов развития окружающей природной и социально — культурной среды;
  • Приведите примеры наиболее типичных социальных и экологических проблем, характерных для мегаполисов, столичных и провинциальных городов, сельских районов;
  • Волгоград и Волгоградская область — характеристика окружающей природной и социальной среды. Типичные природные и социальные проблемы современности. Приведите примеры, используя информационные, иллюстративные материалы и статистические данные.

Занятие 6. Тема: Экологические аспекты здоровья

Семинар — конференцияпо теме: Экологические аспекты здоровья.

Примерная тематика докладов:

  • Понятие «здоровье». Индивидуальное здоровье, личностное здоровье.
  • Глобальное здоровье нации.
  • Здоровьесберегающие технологии:

А) в социально-развивающей работе с детьми дошкольного возраста;

Б) в социально-педагогической работе с подростками;

В) в социально-психологической работе с юношами и девушками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

Г) в социальной работе с семьями.

Занятие 7. Тема: Проблемы и экология социопатий

Семинар — круглый столпо теме: Проблемы и экология социопатий.

  • Социопатии: общая характеристика. Примеры.
  • Образ жизни человека и состояние его здоровья.
  • Проблема «зависимостей». Виды и характеристика.
  • Природа как средство помощи человеку в ситуациях соматических заболеваний, психического и эмоционального неблагополучия.

Занятие 8. Тема: Социальная экология в системе социальной работы

Беседа:

Основная цель беседы: Систематизация знаний по курсу социальной экологии.

Вопросы:

  • Что означают понятия «гуманизм» и «гуманность»?
  • Дайте обобщенную характеристику — «гуманность как качество личности».
  • Согласны ли Вы с таким утверждением, что «Доброта, сострадание, стремление помочь — естественные реакции и качества личности современного человека»?
  • Как вы понимаете и какой смысл вкладываете в понятия «Нравственные ценности». «Душа нации». «Доброта» и «зло» в мире природы и в мире человека.

Задания:

  • Изучить Федеральную программу «Экологическое образование населения России» и содержание молодежной программы «Школа выживания в природе и обществе».
  • Подобрать информационный и иллюстративный материал по проблеме «Экология и здоровье» и «Экология родного края».

Основной вывод:

  • Как Вы считаете, в чем выражается и как определяется гуманизация отношений человека и природы?

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Лосев А.В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. -М.: Владос, 1998.
  2. Марков Ю.Г. Социальная экология. — М., 2002.
  3. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. -М.: Академия, 2000.
  4. Любой другой учебник или учебное пособие по социальной экологии.

б) дополнительная литература:

  1. Акимова В.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М., 1994.
  2. Алимов А.А. Социальная экология: наука и образование. Спб., 1994
  3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. -М.: 1989.
  4. Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. -Ростов-на-Дону, 2002.
  5. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. — М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1998.
  6. Горелов А.А. Социальная экология. — М., 1998.
  7. Гостева С.С., Попов В.М., Провадкин Г. Г. Современное экологическое сознание: формирование и социализация. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.
  8. Здоровье среды: практика оценки. — Заха­ров В.М. и др. — М.: Центр экологической политики России, 2000.
  9. Лосев А.В., Провадкин Г. Г. Социальные аспекты экологии. — Воронеж: Изд-во «Истоки», 1996. -246 с.
  10. Маркович Д.Ж. Социальная экология. — М., 1996.

в) информационно-справочные и поисковые системы:

1. Википедия — свободная энциклопедия. — URL: //ru.wikipedia.org.

2. Электронная гуманитарная библиотека. — URL: //www.gumfak.ru.

3. Официальный портал управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области — URL: www.volganet.ru/irj/avo.html/uszn

4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — URL: //elibrary.ru.

5. Московская высшая школа социальных и экономических наук: www.msses.ru/win/booklet/

6. Российский Государственный Социальный Университет: www.rgsu.net/.

7. Сайт гендерных исследований: www.genderstudies.info/.

8. Журнал Социологические исследования: www.ecsocman.edu.ru/socis/.

9. Журнал исследований социальной политики: www.jsps.ru.

10. SPERO (Social Policy: Expertise, Recommendations, Overviews) — электронный журнал: spero.socpol.ru

11. Вестник благотворительности: www.a-z.ru/nkoinfo/period/vestnic_blag/

12. Независимый информационно-образовательный сервер социальной работы и общественных наук: home.novoch.ru/~azazel/.

(и т. д. — можно выбрать из этих и дополнить веб-сайты и порталы по тематике дисциплины).

Система рейтинговой оценки учебных достижений студентов:

Тема и виды учебных поручений

Виды отчетности

Рейтинговые баллы

Min

Мax

Выполнение учебных заданий в рамках ЛПЗ

Тема: Качество окружающей среды

Лабораторная работа 1. «Мониторинг и оценка качества окружающей среды»

Отчет о выполнении лабораторной работы

2

4

    Тема: Качество жизни

    Лабораторная работа 2. «Мониторинг социокультурной среды. Оценка уровня и качества жизни» (на примере семьи)"

    Отчет о выполнении лабораторной работы

    2

    4

      Тема: Охрана окружающей среды: вопросы теории и практики

      Лабораторная работа 3. Разработка и апробация социально-воспитательного мероприятия экологического характера

      Сценарий

      Отзыв-оценка

      2

      5

        Тема: Экологическая культура и экологическая этика:

        Лабораторная работа 4. Разработка и реализация социально-педагогического проекта

        Сценарий

        Проект

        Отзыв-оценка

        2

        5

          Тема: Экологические проблемы социальной работы

          Лабораторная работа 5. «Человек в ситуации стихийных природных бедствий — социальная помощь, психологическая реабилитация, педагогическая поддержка»

          Отчет о выполнении лабораторной работы

          2

          5

            Тема: Человек — элемент системы «Общество и природа»

            Творческая работа 1: «Природа как источник вдохновения и средство развития творческих способностей человека»

            Вид отчетности выбирает студент

            3

            5

              Творческая работа 2 «Природа как средство социально-психологической помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации»

              Вид отчетности выбирает студент

              3

              5

                Творческая работа 3. «Природа как средство социального воспитания детей, подростков и молодежи».

                Вид отчетности выбирает студент

                3

                5

                Выполнение заданий в рамках лекций, семинаров и СРС

                  Тема: Социальная экология в системе подготовки специалистов в области социальной работы

                  Сочинение или эссе

                  2

                  5

                    Тема: Экологические аспекты здоровья.

                    Проблемы и экология социопатий.

                    Доклад — выступление на конференции

                    2

                    3

                      Все темы лекций и семинаров

                      Участие в дискуссии, выступление с докладом, выполнение заданий

                      1

                      5

                      Межсессионная аттестация

                      Межсессионная аттестация (октябрь)

                      Контрольная работа

                      2

                      3

                      Межсессионная аттестация (ноябрь)

                      Тест 1

                      2

                      3

                      Межсессионная аттестация (декабрь)

                      Тест 2

                      2

                      3

                      Всего за семестр:

                      30

                      60

                      Итоговая аттестация (экзамен):

                      30

                      40

                      Итого:

                      60

                      100

                      Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Социальная экология»

                      1. Социальная экология — наука и учебный предмет в системе подготовки социальных работников.
                      2. Экология: возникновение, развитие, основные категории.
                      3. Экология и современные экологические проблемы.
                      4. Экологические проблемы современности. Связь экологической проблемы с другими глобальными проблемами.
                      5. Социальная экология — взаимосвязь с биологическими и социальными науками.
                      6. Экологические факторы: понятие, виды, характеристика.
                      7. Социальная экология и социальная работа: человек в системе социальных и природных связей и отношений.
                      8. Экологическое равновесие и государственная социальная политика.
                      9. Взаимосвязь и взаимовлияние природных и социальных процессов: общая характеристика и примеры.
                      10. История цивилизации — история нарушения экологического равновесия.
                      11. Природа и социум — взаимодействующие системы.
                      12. Экологический закон триединства: общая характеристика.
                      13. Человек как биологическое и социальное явление. Факторы, влияющие на развитие личности человека.
                      14. Окружающая среда: понятие, общая характеристика основных компонентов.
                      15. Природные (естественные) компоненты окружающей среды: понятие, классификация, общая характеристика.
                      16. Экологическое законодательство: цель, принципы, основные законы. Экологические права граждан.
                      17. Социальный компонент окружающей среды: понятие, общая характеристика.
                      18. Качество окружающей среды: понятие, характеристика, критерии, примеры.
                      19. Качество жизни: понятие, характеристика, критерии, примеры.
                      20. Человек и окружающий мир, природный и социальный. Адаптация — понятие, механизм, условия. Человек в стрессовых ситуациях.
                      21. Экология и здоровье. Экологические аспекты здоровья.
                      22. Проблемы социопатии. Экология социопатии.
                      23. Здоровье человека и психологические проблемы личности.
                      24. Влияние окружающей среды на формирование сознания и интеллекта человека.
                      25. Проблемы психотерроризма в современном мире.
                      26. Человек и военные конфликты.
                      27. Демографические явления и динамика мирового развития: характеристика основных понятий, примеры.
                      28. Социально-демографические процессы в современном мире.
                      29. Экология языка и нравственности.
                      30. Экология культуры.
                      31. Социальная работа и личность человека в рамках жизненной модели.
                      32. Экологические права и социальная защита населения.
                      33. Окружающая среда как фактор развития личности человека.
                      34. Экологическая воспитанность: понятие, характеристика, примеры.
                      35. Экологическое образование и экологическая информатика: сущность понятий и общая характеристика.
                      36. Законы социальной экологии как нормативы человеческой деятельности. Законы социальной экологии и социальная работа.
                      37. Социальные и экологические проблемы современности: общая характеристика.
                      38. Экология и социальные проблемы человека и общества. Экологические беженцы — объекты социальной помощи и защиты.
                      39. Волгоградский регион — общая характеристика окружающей природной и социальной среды.
                      40. Окружающая среда и ее влияние на социокультурную ситуацию.
                      41. Глобальные экологические проблемы и их экологическая сущность.
                      42. Формирование экологической культуры: экологическая этика.
                      43. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей. Важнейшие принципы экокультуры.
                      44. Становление экологической этики.
                      45. Социальный статус природоохранной деятельности.
                      46. Принципы экологической безопасности.
                      47. Экологическое развитие России.
                      48. Стратегия существования и развития цивилизации.
                      49. Социальная экология и международное сотрудничество.
                      50. Экологические проблемы социальной работы.

                      Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

                      Отправить запрос

                      Adblock
                      detector