Предмет исследования: влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена

Спорт в общих чертах предъявляет к спортсменам одинаковые требования, но каждый вид спорта, каждое спортивное амплуа имеет свои особенности, в том числе и психологические. Спортсмены обладают некоторыми общими характеристиками, и, тем не менее, существенно отличаются друг от друга по своим поведенческим реакциям. В течение последних сорока лет в психологической литературе большое внимание уделялось оценке личностных черт. Были проведены также исследования с использованием известных психологических методик для характеристики личности спортсмена. И, несмотря на то, что результаты этих исследований пока не дают четкого представления о том, что можно было бы назвать «личностью спортсмена», все же имеющиеся данные представляют интерес для тренеров, работающих со спортсменами. Эти данные позволяют тренеру лучше понять личностные особенности и индивидуальность спортсменов, лучше познать своих учеников и их возможности.

Дискуссии психологов иногда приобретают чисто теоретический характер. Ряд специалистов считают, что личность проявляется во внешних или периферических характеристиках, включая явные реакции на жизненные ситуации, конституцию человека и то, как он передвигается и держит себя. Другие, в противоположность такому, как они считают, поверхностному подходу, высказывают мнение о том, что для оценки и понимания целостной личности необходимо применение специальных методик, таких, как проективные тесты или длительные психотерапевтические сеансы.

При определении понятия личности предполагается, что существуют достаточно устойчивые характеристики, которые отражают отношения индивида к себе, к социальным контактам, стрессорам и событиям окружающей среды. Проникновение в личность спортсмена может иметь важные последствия для успешной его деятельности, адаптации к условиям соревнований и общему эмоциональному самочувствию.

Проблема влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена привлекает все большее внимание специалистов (О.В. Дашкевич, 1970; Ф. Генов, 1971; Нгуен Зуй Фат, О.В. Дашкевич, 1973; Ю.Г. Кудряшов, 1978; В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов, 1983; Ю.Н. Шилин, 1984; А.В. Родионов, 1986; О.Ф. Батрова, 1992; С.П. Четвертаков, 1998; С.В. Кочеткова, 1999, 2000, и др.).

Общая характеристика работы

Актуальность:Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обусловливающих эти достижения. В условиях, когда физическая, техническая и тактическая подготовленность спортсменов высшей квалификации достигла примерно одинакового уровня, результат спортивного поединка часто определяется психологическими факторами. Психические резервы спортсмена существенно определяют надежность его действий, поведения в сложных условиях соревновательной борьбы и, прежде всего, в спорте высших достижений.

4 стр., 1618 слов

Диагностика черт личности.Общая характеристика черт личности.Методы диагностики черт личности.

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Диагностика черт личности 4 1.1. Общая характеристика черт личности 4 1.2. Методы диагностики черт личности 10 Глава 2. Диагностика акцентуаций 20 2.1. Понятие и виды акцентуаций 20 2.2. Методики диагностики акцентуаций 27 Заключение 30 Список литературы 31 ВВЕДЕНИЕ Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием ...

Цель работы: изучить влияние соревновательной деятельности на личность спортсмена

Гипотеза: Предполагается, что соревновательная деятельность влияет на формирование личности спортсменов что, в конечном счете, будет способствовать успешному выступлению на соревнованиях.

Объект исследования: 21 спортсмен, студенты ПолесГУ 4 курса(17 мужчин, 4 женщины, специализация – легкая атлетика, волейбол, плавание, возраст 19-22 года.

Предмет исследования: влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена

Задачи:

1) Проанализировать литературные источники, освещающие тему влияние соревновательной деятельности на личность спортсмена.

2) Выявить особенности личности спортсменов в связи с их соревновательной деятельностью;

3) Подобрать методики для изучения влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования:

  • анализ методологической, психологической и педагогической научной литературы по данной теме;
  • методика Цифровой тест «Социотип»
  • математическая обработка данных

Глава 1. Теоретический анализ проблемы ……. Понятие о личности спортсмена

1.1 Психологические особенности личности спортсмена

Основные черты личности, относящиеся к характеру человека, можно разделить на три группы.

11 стр., 5127 слов

Психология личности юного спортсмена

... деятельности спортивных коллективов). 2. Психология личности юного спортсмена. Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических ... содержание и характер информации. Определение и формулировку соревновательной цели, формирование и актуализацию мотивов участия ... требовательность, скромность, гордость. 5- это черты, отражающие отношение человека к окружающему миру, к социальным явлениям ...

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость либо противоположные им качества.

Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей:

  • настойчивость,
  • целеустремленность,
  • последовательность и другие,
  • а также альтернативные им.

В-третьих, в состав характера входят черты, непосредственно связанные с темпераментом:

  • экстраверсия – интроверсия,
  • спокойствие – тревожность,
  • сдержанность – импульсивность,
  • переключаемость – ригидность и др.

Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей.

Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. Широко известна классификация акцентуаций характера, разработанная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.

Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же не сходны между собой. Имеются в виду те особенности, которые придают человеку, как таковому, его индивидуальные черты. Точно так же, как по внешности один человек всегда отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

И все же, говоря об индивидуальных чертах, мы не представляем их себе как какой-то необозримый ряд возможностей, вдобавок еще и со множеством переходов: не может быть и речи о бесконечном количестве неповторимых интеллектуальных черт. Можно выдвинуть следующий тезис: основные черты, определяющие индивидуальность и характер человека, весьма многочисленны, но все же их число нельзя считать неограниченным.

12 стр., 5520 слов

Раздел 2. Диагностика индивидуальных различий: темперамента, характера, способностей 2

... от других психических образований личности - ее направленности, характера. способностей и др. 3. Типы ... индивидуальных психофизиологических свойств, которые определяютдинамику психической деятельности человека. Итак, а) свойства темперамента являются психофизиологическими ... людей.Интроверсия– свойство человека, выражающееся в направленности на явления собственного внутреннего мира.Все три черты ...

Отклонения в ту или иную сторону у личностей, не акцентуированных, всегда находятся в пределах общечеловеческих норм. Не исключены, конечно, вариации человеческого реагирования. Таким путем возникают различные индивидуальности, но их нельзя отнести к акцентуированным личностям.

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но более выраженные. Черты определенного типа могут быть присущи в какой-то мере любому человеку, но проявления их так ничтожны, что они ускользают от наблюдения. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую.

Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера– это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Нарушения возникают только при психических травмах определенного рода, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, «слабые места».

7 стр., 3008 слов

Тема 4. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека Образовательные задачи:

9 –       Понять специфику психоаналитического подхода. –       Осознать влияние концепции на развитие психологии. –       Усвоить основные категории и понятия психоаналитической концепции. –       Сформировать представление об основных положениях концепции психоанализа. ...

Только абстрагируясь от других разнообразных видов деятельности и сосредоточивая свое внимание лишь на спортивной деятельности, можно определить те черты личности, которые характеризуют человека как спортсмена и развились у него в результате занятий именно спортивной деятельностью.

Спорт– это специфический вид деятельности. На развитие психологических особенностей личности он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются:

  1. соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником;
  2. максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата;
  3. систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия.

Спортсмена характеризуют:

1.всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма;

2.высокая степень общей работоспособности организма;

3.выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей—силы, выносливости, быстроты и координированности движений;

4.высоко развитые процесс ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышенная способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях;

14 стр., 6818 слов

Коллектив и его влияние на личность школьника (спортсмена)

... возможностей или индивидуальных особенностей деятельности спортсменов, а в некоторых случаях - объединение на базе спорта трудных подростков и формирование направленности их личности может стать первоочерёдной ... в целом. Смешанные коллективы характерны для индивидуальных видов спорта (конькобежный спорт, плавание, спортивная акробатика и др.). Задача тренера сформировать представление о том ...

5.способность выполнять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;

6.разностороннее развитие процессов внимания – его объема, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;

7.наглядно действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором ее результативности;

8.хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память.

9.разностороннее развитие эмоциональных сторон личности;

10.большой опыт переживания различных эмоциональных состояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями;

11.положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;

12.морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных и субъективных трудностей;

13.такие социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;

14.способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.

Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, различен. Это объясняется неодинаковостью психологической структуры разных видов спортивной деятельности.

В психологическую структуру спортивной деятельностивходят:

  1. специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий,
  2. мотивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов в спортивной борьбе,
  3. социально-психологический характер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивной деятельности.

В спорте высших достижений в отличие от физической культуры и массового спорта стремление к физическим движениям, двигательной активности отступает на второй план, а ведущим мотивом является достижение успеха.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

Федеральное агенство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Факультет психологий и социальной работы. Контрольное задание по педагогике. «Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя» Выполнила студентка 1 курса отделения экстернат Шведова М.А. Проверил: Старший ...

Деятельность всегда предъявляет личности свои условия, не соответствуя которым конкретная личность не способна выполнять данную деятельность успешно. Условия, в которых протекает борьба за победу в современном спорте, ставшем повсеместно профессиональным, настолько многообразны и сложны, что добиваться высоких и стабильных результатов способна только всесторонне подготовленная личность (личность без слабых мест), функционирующая как система, представляющая собой уникальный сплав (набор).

Составляющих такую систему личности оказалось семь.

1. Концентрация сознательно в нашей классификации поставлена на первое место, так как абсолютно сконцентрированная личность является обязательным условием стабильно успешного функционирования «системы» (системы личности), например в том случае, когда нужно обеспечить состояние концентрации организма на конкретный промежуток времени. Именно эта особенность личности более, чем любая иная, свойственна спортсменам-чемпионам, именно в этом они чрезвычайно похожи друг на друга.

2. Установка-мотивация. Понимается как качество личности, характеризующее ее нацеленность на обязательное достижение успеха в деятельности и жизни. Проблема мотивации – одна из самых актуальных для большинства спортсменов, но, как говорилось выше, спортсмен-чемпион в отношении данной проблемы самодостаточен.

3. Профессионализм. Профессионализм в отношении спортсменов высшей квалификации понимается значительно шире, чем профессиональное отношение к делу и к нагрузкам современного спорта, но и как умение спортсмена на протяжении многих лет вести профессиональный образ жизни (имидж, поведение, режим, питание и пр.).

4. «Закрытость» («замаскированность») – новый, не встречающийся ранее в специальной литературе термин, сформулированный нами в процессе наблюдения за поведением спортсменов, практически всегда не беспроблемно переживающими факт публичности своей деятельности, а еще больше — жизни.

5. «Ритуализм» – также новый, предлагаемый нами термин, характеризующий личность спортсмена, владеющего сформированной и многократно апробированной в процессе личного «боевого» опыта системой психологического настроя на выполнение деятельности, обеспечивающего, в частности, оптимальное предстартовое состояние.

6. «Сопротивляемость» – имеется в виду сопротивляемость враждебному миру человека, в окружении которого он живет; это и природные инстинкты, и собственные комплексы. А тому, кто в условиях враждебного мира еще и выбрал сверхответственную деятельность (а в спорте это жесткая конкуренция, закулисная борьба, подлое судейство, враждебность оппонентов, болельщиков, прессы), необходимо сформировать (воспитать) «сопротивляемость» как прочное личностное образование (качество личности), защищающее личность от разрушения.

7. Стабильность. Спортсмены-чемпионы при массе отличительных характеристик исключительно похожи в одном – они стабильны в своей основной деятельности, что выражается, прежде всего, в том, что никогда не опускаются ниже определенного уровня соревновательной деятельности, в проявлении тех же бойцовских качеств и технико-тактического мастерства.

1.2 Понятие «спортивная деятельность»

Возникновение физических упражнений исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств.

Заимствуя на первых этапах своего развития двигательные действия из области трудовой и военной деятельности (бег, борьба, метания, стрельба из лука, верховая езда и др.), спорт лишал эти действия их трудового или военно-прикладного значения. Становясь спортивными, они начинали выполняться не для достижения каких-либо внешних целей (изготовление определенного продукта труда, победа над врагом, добыча дичи на охоте), а ради чувства удовлетворения, которое испытывалось при их выполнении и сопровождалось эмоционально окрашенным сознанием совершенства их выполнения самого по себе.

Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями – физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека).

Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности. В связи с этим физические упражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ – физических упражнений – нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.

Спортивная деятельность– это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного вида спорта. Спортсмен в процессе своей тренировки старается, прежде всего, развить те качества, которые необходимы для данного вида спорта, а другие развивает только постольку, поскольку они являются основой для успешной работы его в своем виде спорта.

Таким образом, определенная спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к образованию специфических качеств и структур личности, а с другой – к достижению высоких спортивных результатов в данном виде спорта или спортивной дисциплине.

Соревновательная деятельность спортсменов является основным объектом исследований в психологии спорта и практического приложения психологических рекомендаций. Для того, чтобы спортсмен достиг высоких спортивных результатов, необходимо знать особенности того или иного вида спорта и спортивного амплуа и соответственно этому те требования, которые предъявляются к личности спортсмена, его психическим качествам и уровню их совершенства.

Разные авторы включают в структуру личности различные компоненты. В спортивной психологии чаще всего выделяют характер во всем многообразии его проявлений, темперамент и способности при ведущей роли такого компонента, как направленность.

Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования – важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивноедостижение– это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение – это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

1.3 Влияние соревновательной деятельности на личность спортсмена

Часто говорят о роли спорта в становлении характера человека. Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена определенных свойств характера. Обследование большой группы спортсменов – чемпионов и призеров Олимпиады 1964 года – показало, что наиболее отличительными особенностями их личности являются: высокая эмоциональная устойчивость, твердость характера, уверенность в себе, сознательность, самоконтроль, самостоятельность в оценке сложных ситуаций, настойчивость и упорство, стремление занять руководящее положение в группе, инициативность и смелость действий.

Однако здесь есть и другая сторона. Как уже сложившийся характер того или иного спортсмена влияет на его соревновательную деятельность?

Многие исследователи пытались установить взаимосвязь между определенными чертами характера и успешностью соревновательной деятельности спортсмена.

В результате исследования факторов, влияющих на психологическую готовность к соревнованию спортсменов, занимающихся различными видами спорта, были выделены люди с высокими показателями устойчивости. Педагогически значимые качества личности высокоустойчивых спортсменов отличаются от остальных групп спортсменов и не спортсменов. У высокоустойчивых выше, чем у обычных спортсменов: эмоциональная устойчивость, коллективизм, совестливость, проницательность, самоконтроль.

И ниже, чем у обычных спортсменов: агрессивность, депрессия, сексуальность, невротичность, беспечность, подозрительность, чувство вины, самостоятельность, напряженность.

Среди высокоустойчивых спортсменов преобладают лица с сильной и подвижной нервной системой, высокой экстравертированностью и общительностью, гипертимной акцентуацией характера. Из высокоустойчивых спортсменов можно выдвигать положительных лидеров, на них можно делать упор при формировании коллектива из диффузной группы.

Соревновательная деятельность спортсмена существенно отличается от тренировочной, так как соревнование является достаточно трудным условием для выполнения физических упражнений. Для одних спортсменов соревнование представляет собой серьезное и трудное испытание, для других является естественной деятельностью. Это в определенной степени определяется таким свойством личности как состязательность.

Влияние соревновательных условий на результативность деятельности спортсмена имеет объективную основу. Психическое напряжение, возникающее в соревновательных условиях и представляющее собой эмоциональный фон, обусловливает возникновение специфического физиологического фона, который приводит к сдвигам в деятельности функциональных систем организма, в частности, к изменению чувствительности двигательного анализатора, эффективности реализации особенностей внимания и некоторых других факторов, оказывающих существенное влияние на результативность соревновательной деятельности спортсмена.

Во время соревнований у спортсмена возникает психическое напряжение, вызывающее длительное рефлекторное напряжение мышечных групп, прежде всего антагонистов тех мышц, которые выполняют наиболее важные функции в соревновательной деятельности. Для преодоления возросшего сопротивления спортсмену приходится затрачивать дополнительные усилия, приводящие к нерациональному расходованию энергетических ресурсов.

Соревновательная деятельность спортсмена имеет существенные отличия от тренировочной деятельности, заключающиеся в следующем:

  • соревнования всегда значимы для спортсменов;
  • публичность соревнования, присутствие зрителей придают деятельности новое свойство, отличающееся от тренировочных занятий;
  • соревнования представляют собой ситуацию с повышенной степенью неопределенности;
  • противоборство соперника, желающего выиграть;
  • субъективность судейства;
  • лимит времени для принятия и исполнения решений.

Результативность соревновательной деятельности в определенной степени обусловливается вниманием спортсмена. В психологии спорта различают узкое внимание, характеризующееся полной сосредоточенностью на предмете, и широкое, не столь интенсивное. В различные моменты спортивного состязания внимание может быть направлено на внешние объекты или на внутренние ощущения или мысли.

В соревновательной деятельности очень ярко проявляются эмоции, влияющие на результативность деятельности спортсмена. Значение эмоций в спортивных соревнованиях велико: они являются необходимым психическим условием активной борьбы за результат. Без эмоций не может осуществляться соперничество, активные. Возникновение эмоций (стенических, астенических) обусловливается мотивацией спортсмена.

Эмоции выполняют функции уравновешивания организма с внешней средой и рассматриваются как приспособительная реакция саморегуляции организма. Эмоции связаны с процессами возбуждения и торможения и способны как стимулировать, так и угнетать физиологические процессы.

Результативность соревновательной деятельности во многом определяется психической надежностью спортсмена. В.Э. Мильман выделяет следующие ее составляющие:

1)соревновательно-эмоциональная устойчивость, определяющая адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в соревнованиях;

2)саморегуляция, проявляющаяся в способности произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и функциональной сферах;

3)мотивационно-энергетический компонент, отражающий состояние внутренних потребностей, способствующих более полному проявлению возможностей спортсмена;

4)помехоустойчивость, характеризующая устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в ситуациях различной напряженности.

Для спортсменов, фактором, определяющим психическую надежность спортсмена, является соревновательно-эмоциональная устойчивость и мотивационно-энергетический компонент.

Эти составляющие психической надежности, как показывают исследования В.Н. Смоленцевой, более успешно развиваются на этапе начальной спортивной специализации, чем на этапе спортивного совершенствования.

В структуре перечисленных способностей важная роль принадлежит психорегуляции спортсмена, проявляющейся в мобилизации психики на действия и устойчивость против сбивающих факторов.

Горбунов также описывает дополнительные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на спортсмена. Если при привычной тренировочной нагрузке, далекой от максимума объема и интенсивности, у спортсмена наблюдаются явные признаки первой стадии психического перенапряжения, то причины его надо искать в дополнительных факторах. Ими могут быть:

  • Значимость соревнований. Она определяется многими факторами, но в первую очередь соотношением цели уровнем подготовленности спортсмена. Спортсмен испытывает напряжение тем больше, чем меньше вероятность достижения цели. Другими словами, чем выше цель и чем ниже уровень подготовленности, тем сильнее будет предсоревновательное напряжение. Эти два фактора обуславливают, так сказать, абсолютную значимость соревнований независимо от их ранга и состава участников.
  • Состав участников соревнований– фактор, тесно связанный с первым. Наличие сильных соперников повышает их значимость, предъявляет высокие требования к наличию или отсутствию информации о них. Поскольку неопределенность всегда вызывает излишние напряжения, необходимо иметь вполне конкретную информацию о составе участников. Но эта информация должна быть не только необходимой, но и достаточной. Наибольшей высоты напряжение достигается в тех случаях, когда ожидается острая борьба между равными по силам спортсменами.
  • Организация соревнований.Торжественное открытие, предсоревновательные ритуалы, регламент соревнований, своевременность стартов, объективность судейства, зрители, их поведение и количество могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на динамику предсоревновательных и соревновательных состояний спортсменов, что определяется их опытом и индивидуальными особенностями.
  • Поведениелюдей, окружающих спортсмена (и особенно тренера).

    Случайно брошенное необдуманное слово, раздражительный тон, отчетливое проявляемое волнение, суетливость, избыточная и несвоевременная мотивация (особенно со стороны руководителя), колкости, едкие замечания, запугивания, завышенные обещания, негативные оценки, преждевременное объявление планируемого результата – все это оказывает существенное влияние на состояние спортсмена.

Индивидуально психологические особенности спортсмена главным образом те, которые определяются такими свойствами нервной системы, как сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность.

Степень овладения способами саморегуляции. Умелое и своевременное использование способов саморегуляции может нивелировать многие из факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние спортсмена в период соревнований.

Исполнение целесообразного ритуала предсоревновательного поведения. Реализация закрепившейся последовательности действий в день соревнований и перед стартом тех действий, которые в предыдущих соревнованиях завершались успехом, тем более триумфом, вселяет в спортсмена уверенность, благотворно влияет на динамику психического напряжения.

Психологический климат в коллективе, характер и особенности взаимоотношения его членов.

Среди факторов, которые влияют на результаты соревновательных выступлений, А.Л. Меньщикова выделила публичность соревнований.

Публичность соревнований– это отражение в сознании и психическом состоянии спортсмена общественных условий соревновательной деятельности, связанных с психологическим воздействием публики и соревновательного стресса.

Формирование и развитие у спортсменов коммуникативного потенциала предполагает способность сознательно управлять эффектами социальной фасилитации. Под этим подразумевается сознание спортсменом своих возможностей в ситуации выступления перед широкой аудиторией, сопровождаемое положительным эмоциональным состоянием. Спортсмен чувствует и видит свою связь со зрителями, вступая с ними в незримую психологическую связь, он стремиться подчинить своему влиянию коммуникативную ситуацию и тем самым получить определенные преимущества перед соперниками. При этом влияние публики репрезентирует для спортсмена влияние социальной макросреды, например, социально – психологическую поддержку его народа, общества, что активирует мотивы достижения и патриотические чувства спортсмена.

Таким образом, принято считать, что спорт положительно влияет на формирование и развитие личности. Отмечалось, что участие в спортивных соревнованиях способствует воспитанию упорства, ценных моральных и волевых качеств, мужественности и т. п. Исследования в этом направлении еще только развертываются, но полученные данные уже должны заставить задуматься, прежде чем дать оценку действительной роли спорта в жизни ребенка или юноши. Спортивная деятельность – это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного вида спорта. Спортсмен в процессе своей тренировки старается, прежде всего, развить те качества, которые необходимы для данного вида спорта, а другие – развивает только постольку, поскольку они являются основой для успешной работы его в своем виде спорта.

Влияние соревновательных условий на результативность деятельности спортсмена имеет объективную основу. Психическое напряжение, возникающее в соревновательных условиях и представляющее собой эмоциональный фон, обусловливает возникновение специфического физиологического фона, который приводит к сдвигам в деятельности функциональных систем организма, в частности, к изменению чувствительности двигательного анализатора, эффективности реализации особенностей внимания и некоторых других факторов, оказывающих существенное влияние на результативность соревновательной деятельности спортсмена. Часто говорят о роли спорта в становлении характера человека. Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена определенных свойств характера.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

Таким образом, поведение спортсменов в ситуации тренировки и соревнований испытывает на себе значительное влияние факторов психической природы. Данные факторы способны как мобилизовать спортсмена, повысить эффективность его деятельности, так и, наоборот, снизить ее. Наиболее детально проблема влияния психических факторов на эффективность спортивной деятельности исследована в рамках проблемы надежности, поэтому представляется целесообразным обратиться к анализу данного понятия. Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями – физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека).

Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности.

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена

2.1. Описание методики исследования и характеристика испытуемых

Во время наших исследований был выбран 21 спортсмен из числа студентов Полесского государственного университета 4 курса факультета организации здорового образа жизни:

  • 17 мужчин, средний возраст составил 20-22 года.
  • 4 женщины, средний возраст составил 19-22 года.

Специализации:

  • легкая атлетика,
  • волейбол,
  • плавание.

Данная методика представляет собой тест, содержащий пары описаний. Спортсмен выбирает из пары одно утверждение.

Цель исследования: выявить степень влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена.

Название методики: Цифровой тест «Социотип». Методика разработана в. Мегелем и а. Овчаровой

ТЕСТ

Из каждой пары описаний (1-2, 3-4, 5-6, 7-8) выберите одно и запишите его порядковый номер.

1. Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меняется только по определенным причинам. Вы последовательны в работе, все доводите до конца. Решения принимаете взвешенно и не любите их менять. Вам легко придерживаться установленных правил.

2. Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин. Периоды подъемов сменяются спадом активности. Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение. Вам трудно подчиняться строгим графикам и инструкциям.

3. Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Ставите разум выше чувств, объективно судите о людях, независимо от симпатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни как своей, так и чужой.

4. Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений. Избегаете ссор. Вас интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Стараетесь сделать людям приятное, учтивы.

5. Вы реалист, не любящий пустых фантазий, практичны, уверены в себе. Предпочитаете не распыляться на несколько дел сразу. Тщательно занимаетесь одним. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты сделанного вами и другими.

6. Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне. Склонны к колебаниям и сомнениям, но не всегда уверены в себе, рассеяны. Больше тяготеете к теории, чем к практике.

7. Вы осмотрительны, сдержанны, малоинициативны в общении, недоверчивы к новым людям. Контролируете себя в споре, чтобы не сказать лишнее.

8. Вы легко сходитесь с новыми людьми. Вам легче понять другого, чем себя. Вы непринужденны, импульсивны, откровенны. Часто склонны к риску и опрометчивости, несдержанны.

Обработка результатов:

1

3

5

7

Максим Горький

1

3

5

8

Штирлиц

1

3

6

7

Робеспьер

1

3

6

8

Джек Лондон

1

4

5

7

Драйзер

1

4

5

8

Гюго

1

4

6

7

Достоевский

1

4

6

8

Гамлет

2

3

5

7

Габен

2

3

5

8

Жуков

2

3

6

7

Бальзак

2

3

6

8

Дон-Кихот

2

4

5

7

Дюма

2

4

5

8

Наполеон

2

4

6

7

Есенин

2

4

6

8

Гексли

Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обусловливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психологического самочувствия. Психосоциотип может достаточно существенным образом влиять на состояние, поведение, уровень активности либо деструктивности сотрудников.

Существуют четыре основных предпочтения:

  • первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию — из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);
  • второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире — дословно и последовательно (сенсорно-ощущающий) или более произвольно (интуитивный);
  • третье относится к тому, как вы принимаете решения — объективно и беспристрастно (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно (эмоционально-чувствующий);
  • четвертое имеет отношение к нашему образу жизни — предпочитаете ли вы быть решительным и методичным (решающий, рациональный) или уступчивым и непосредственным (воспринимающий, иррациональный).

Если вы держите свои наблюдения и мысли при себе, а оживленные обсуждения вас утомляют, если вы предпочитаете больше слушать, чем говорить, если вы малообщительны и после разговора с собеседником вам хочется остаться наедине с самим собой и своими мыслями, как бы «перезарядиться», то вы, вероятно, относитесь к интровертам, обозначаемым буквой I. Обычно экстравертов больше, чем интровертов.

Люди, относящиеся к интуитивной (И) категории, в принятии решений опираются на внутренний голос, собственную интуицию вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие.

Для сенсорных (С) людей, напротив, опыт окружающих, здравый смысл являются критерием для принятия решений. Им чуждо фантазерство, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». Если мир, который Вы вокруг себя создали, имеет структурную определенность, он регулируется, планируется и подвержен контролю, а Вы — человек решительный, все обдумывающий и способный принимать решения с минимальным напряжением, то Вы относитесь к рационально-решающему типу (Р).

Если окружающий мир позволяет Вам быть гибким, спонтанным, адаптироваться к разнообразным ситуациям, если принятие решения и приверженность ему вызывают у Вас беспокойство в отношении того, как решить конкретную проблему или даже что сегодня делать, то Вы относитесь к иррационально-воспринимающему типу (В).

Люди воспринимающего типа стремятся накапливать информацию вместо того, чтобы торопиться с заключением (оценкой) по любому вопросу. Люди решающего типа имеют тенденцию к тому, чтобы выносить решение вместо того, чтобы использовать (учесть) новую информацию, даже если эта информация неизбежно должна изменить их решение.

Информация, которую Вы получили, будучи сенсорным или интуитивным типом, ведет к принятию какого-то решения или к действию. Если принимая решение, Вы предпочитаете быть логичным, аналитиком, беспристрастным и объективным, пока не придете к заключению, то, вероятно, Вы относитесь к мыслительному, логическому типу (логик — Л).

Если Вы опираетесь на свое субъективное отношение к информации, на субъективную оценку события, учитывая, как это решение повлияет на других, на межличностные отношения, то Вы тяготеете к эмоционально-чувствующему типу (Э).

В психике человека выделяют четыре основных канала связис миром, на которых функционируют психические функции: сенсорика (ощущения), интуиция, логика и эмоция, но расположение, а следовательно, и преобладание этих функций, различно у разных людей, чем и определяется психосоциотип человека.

I канал– самый мощный, наиболее определяет тип человека. Если человек экстраверт, и на I канале функционирует логически-мыслительная функция, то она проявляется как деловая логика; если на I канале — сенсорная функция, то она проявляется как воля и требовательность. Но если человек интроверт и на I канале у него тоже мыслительная функция, то она будет проявляться несколько иначе — как теоретическая логика отношений, а сенсорная функция будет проявляться как тяга к ощущениям, удобству.

II каналназывают продуктивным или творческим — область активного действия, направленная вовне.

III каналхарактеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция, размещенная в нем, оказывается весьма уязвимой для «постороннего воздействия» — это «точка наименьшего сопротивления», «уязвимая больная мозоль человека».

IV канал– суггестивный канал, по этому каналу человек наиболее внушаем, и психическая функция, действующая здесь, самая слабая из четырех. Выделяют 16 психосоциотипов в зависимости от порядка расположения – доминирования психических функций на этих каналах.

Для облегчения запоминания психосоциотипов используют имена великих людей и также буквенные обозначения:

  • Е – экстраверт,
  • I – интроверт,
  • Л – логически-мыслительный,
  • Э – эмоциональный,
  • С – сенсорно-ощущающий,
  • И – интуитивный,
  • В – воспринимающий,
  • Р – решающий.

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования

Данные исследования представлены в таблице:

Мужчины

Женщины

Достоевский

Гамлет

Штирлиц

Есенин

Дюма

Гамлет

Гюго

Джек Лондон

Дон-Кихот

Гексли

Джек Лондон

Робеспьер

Джек Лондон

Дон-Кихот

Гексли

Гексли

Джек Лондон

Гексли

Робеспьер

Гексли

Наполеон

Среди женщин преобладают эмоциональные типы, что связано с большей чувствительностью к окружающим их людям и происходящим событиям, это обусловлено особенностями нервной системы женщин.

Данные исследования показывают, что в группе исследуемых наибольшее количество человек относятся к типу Гексли-5 человек, Джек Лондон-4, Дон-Кихот-2, Робеспьер-2 ,Гамлет-2 ,Достоевский-1,Штирлиц-1, Гюго-1,Наполеон-1,Есенин-1,Дюма-1.

Рассмотрим наиболее часто встречающийся социотип испытуемых:

ГЕКСЛИ (экстраверт интуитивно-эмоциональный воспринимающий) ЕИЭВ или «журналист».

I-канал – интуиция, хорошо понимает людей, их мотивы, прирожденный психолог, чувствует способности, достоинства других людей, любит вдохновлять, восхищаться талантами людей, активизировать их (в том числе и для решения своих проблем).

Улавливает перспективу в целом. Любит новизну во всем. Человек шутливый, игривый, много имеет знакомых.

II-канал – эмоции. Старается сохранить хорошие отношения с людьми, ищет компромисс, демонстрирует дружелюбие, готовность помочь, хотя часто необязателен, легкомыслен, слишком шутлив. Хорошо чувствует, чего ждут от него люди, с удовольствием выполняя «социальный заказ». Умеет управлять эмоциями, симпатиями людей, умеет убедить, уговорить человека сделать что-либо. Среди этого типа много журналистов, политиков, психологов.

III-канал – уязвима логика. Трудно дается логический анализ, может иметь много идей, но логически обосновать и реально проверить идеи не любит (пусть другие проверяют).

Много фантазии, но маловато анализа –может распыляться по мелочам, упуская самое существенное. Иногда бывает авантюрным. Не любит, когда ему говорят, что он чего-то не понимает.

Из этого следует, что 80% исследуемых – экстраверты, а 20 % интроверты.

Таким образом, можно сделать вывод, что соревновательная деятельность непосредственно влияет на личность спортсмена. Это говорит о том, что спортсменам высокой квалификации требуется личное время для размышлений – это объективно необходимо для них, они только частично показывают свой характер, что является необходимым в данных видах спорта при соревновательной деятельности. Интроверты начинают раскрываться не сразу, а лишь если доверяют окружающим или в исключительных обстоятельствах. Спортсмены этой группы меньше доверяют окружающим – мир большого спорта жесток, требует постоянного контроля эмоций, в нем соперники редко становятся друзьями и из-за этого спортсменам высокого класса имеют весьма ограниченный круг общения, часто размышляют наедине с собой, черпают силы из внутренних ресурсов.

Итак, Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обусловливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психологического самочувствия. Психосоциотип может достаточно существенным образом влиять на состояние, поведение, уровень активности.

Существуют четыре основных предпочтения:

  • первое имеет отношение к тому, откуда Вы черпаете свою энергию – из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);
  • второе связано с тем, как Вы собираете информацию о мире – дословно и последовательно (сенсорно-ощущающий) или более произвольно (интуитивный);
  • третье относится к тому, как Вы принимаете решения – объективно и беспристрастно (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно (эмоционально-чувствующий);
  • четвертое имеет отношение к нашему образу жизни – предпочитаете ли Вы быть решительным и методичным (решающий, рациональный) или уступчивым и непосредственным (воспринимающий, иррациональный).

Можно выделить 16 психосоциотипов людей. Эти психотипы можно разбить на разные группы: теоретики – практики, стратеги – тактики, логики – этики, позитивисты – негативисты, статики – динамики, конструктивисты –эмотисты.

Позитивисты: Дон-Кихот, Наполеон, Габен, Есенин, Максим Горький, Гюго, Джек Лондон.

Негативисты: Бальзак, Гексли, Жуков, Гамлет, Штирлиц, Робеспьер, Драйзер.

Позитивисты с радостью встречают новое, негативисты ничего не берут на веру, осторожно относятся к новому.

Теоретики; Дон-Кихот, Бальзак, Джек Лондон, Робеспьер, Гексли, Есенин, Гамлет, Достоевский.

Данные исследования показывают, что в группе исследуемых наибольшее количество человек относятся к типу Гексли – 5 человек. Соревновательная деятельность непосредственно влияет на личность спортсмена.

Заключение

1)Ряд специалистов считают, что личность проявляется во внешних или периферических характеристиках, включая явные реакции на жизненные ситуации, конституцию человека и то, как он передвигается и держит себя. Другие, в противоположность такому, как они считают, поверхностному подходу, высказывают мнение о том, что для оценки и понимания целостной личности необходимо применение специальных методик, таких, как проективные тесты или длительные психотерапевтические сеансы.

При определении понятия личности предполагается, что существуют достаточно устойчивые характеристики, которые отражают отношения индивида к себе, к социальным контактам, стрессорам и событиям окружающей среды. Проникновение в личность спортсмена может иметь важные последствия для успешной его деятельности, адаптации к условиям соревнований и общему эмоциональному самочувствию.

Проблема влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена привлекает все большее внимание специалистов (А.В. Родионов, 1986; О.Ф. Батрова, 1992; С.П. Четвертаков, 1998; С.В. Кочеткова, 1999, 2000, и др.).

2)Деятельность всегда предъявляет личности свои условия, не соответствуя которым конкретная личность не способна выполнять данную деятельность успешно. Условия, в которых протекает борьба за победу в современном спорте, ставшем повсеместно профессиональным, настолько многообразны и сложны, что добиваться высоких и стабильных результатов способна только всесторонне подготовленная личность (личность без слабых мест), функционирующая как система, представляющая собой уникальный сплав (набор).

Составляющих такую систему личности оказалось семь.

1. Концентрация,

2. Установка-мотивация,

3. Профессионализм,

4. Закрытость,

5. Ритуализм,

6. Сопротивляемость,

7. Стабильность.

3)Задачи, которые придется решать спортивной психологии – это превращение методов психорегуляции в метод психоформирующей тренировки, обеспечивающий включение в процесс регуляции деятельности и поведения спортсменов механизмов психологического уровня — системы мотивационных, эмоциональных, целевых установок. В этом методе органично соединятся элементы самоанализа, самовнушения, самоприказа с закреплением формирующих эффектов в практике и с последующим переходом их на уровень неосознанной регуляции.