Исходя из поставленных задач, физиология труда занимается следующими вопросами:

Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА КАК НАУКА

1.1. Предмет и задачи курса. Труд как социально- экономическая и психофизиологическая категория.

1.2. Методологические принципы и методы исследования физиологии и психологии труда.

1.3. Краткий исторический очерк физиологии и психологии труда.

Цель: определить предмет и задачи курса, познакомить студентов с методологическими принципами и методами физиологии и психологии труда, рассмотреть основные этапы и направления развития психофизиологии труда.

Ключевые слова: физиология и психология труда, принципы психофизиологии, психофизиологические методы исследования, аналитический и синтетический подходы.

1.1.

Предмет и задачи курса. Труд как социально-экономическая и психофизиологическая категория

Ф изиология и психология труда является одной из важнейших наук, изучающих человека в процессе трудовой деятельности. Особенность этой дисциплины заключатся в концентрации внимания не на экономических или каких бы то ни было других факторах, а на особенностях функционирования организма, его физиологических систем и психической деятельности во время работы.

Трудовой процесс как единство социальных, экономических и психологических составляющих является неотъемлемым элементом деятельности человека. Во время работы человек осуществляет связь с внешней средой за счет известного напряжения своего организма, вызванного определенной нагрузкой на все его органы и системы. Трудовая деятельность, связанная с вредными и тяжелыми условиями труда может неблагоприятно сказываться на здоровье и работоспособности человека, если не предпринять мер защиты, снижающих действие этих факторов.

В целом вопросами влияния трудовой деятельности на организм работника занимаются и другие науки (медицина, охрана труда и т.п.).

Однако специфические реакции человека во время работы, пути оптимизации трудового процесса в соответствии с нормами и требованиями человеческого организма изучаются в рамках дисциплины, называемой физиологией и психологией труда.

Физиология и психология труда как наука возникла в результате слияния двух наук – физиологии труда и психологии труда. Несмотря на тесное их сближение и взаимопроникновение, представляется целесообразным рассматривать цели и задачи каждой из составляющих данной дисциплины отдельно.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии ...

Физиология труда – это раздел общей физиологии, изучающий физиологические реакции организма на трудовую нагрузку. Целью физиологии труда является оптимизация трудового процесса и условий труда в соответствии с физиологическими требованиями организма работника. Задачи физиологии труда сводятся к следующему:

  • изучить физиологические реакции человека на различные виды трудовой нагрузки;
  • определить оптимальные и предельные нагрузки на физиологические системы в различных видах трудовой деятельности;
  • оптимизировать составляющие трудового процесса и условий труда работника;
  • разработать мероприятия, предохраняющие работника от неблагоприятного влияния факторов внешней среды.

Исходя из поставленных задач, физиология труда занимается следующими вопросами:

  • обосновывает режимы труда и отдыха работников различных профессий и производств;
  • определяет нормы выработки в соответствии с особенностями человеческого организма;
  • исследует предельные возможности человека при выполнении работы;
  • прогнозирует возможные физиологические реакции организма при выполнении определенных видов работ;
  • разрабатывает способы и режимы тренировки и производственного обучения;
  • обозначает мероприятия по рационализации труда, положительно влияющие на здоровье работника.

Психология труда – это отрасль прикладной психологии, которая изучает психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека, влияние производственной обстановки на психические процессы, свойства и состояние работника в труде.

Основная задача психологии труда заключается в изучении потенциальных возможностей психики работника, оптимизации влияния факторов трудовой деятельности на его психическое здоровье.

Объектом физиологии и психологии труда является человек в трудовой деятельности, а ее предметом – закономерности динамики физиологических и психических функций человека во время работы.

Труд человека представляет собой единство трех его составляющих: экономической социальной и психологической сторон. Экономический аспект труда связан с целесообразной деятельностью, направленной на создание потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Социальный аспект труда выражается в необходимости формирования социальных связей и отношений между работниками.

Психологический аспект труда отражает его воздействие на организм и психику человека.

Исходя из сказанного, работник должен рассматриваться в процессе труда с точки зрения единства его психических качеств и социально-экономической сущности трудовой деятельности.

Не всякая активность человека, использующего производственное оборудование и инструменты, является трудом в психологическом значении этого слова. Выделяют следующие основные психологические признаки труда 7, с. 9-12:

27 стр., 13341 слов

9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда

... организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов. 4.Профориентация (как один из уровней профориентации - профессиональное самоопределение, ... процессов и свойств личн-и при овладении человеком разли-ми видами д-ости. В процессе освоения любой деятельности .он осваивает опыт челове-а и под ...

  • сознательное предвосхищение социально ценного результата. Наличие мысленного предвосхищения результата активности еще не делает ее трудом. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен быть ценным для широкого коллектива, т.е. он должен мыслиться как социально ценный и имеющий положительную направленность;
  • сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Человек должен осознавать неизбежность «принятого порядка вещей» и ответственность перед людьми за свою деятельность;
  • сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий и средств деятельности. Для того, чтобы деятельность стала трудом, недостаточно, чтобы человек взял в руки орудие труда. Необходимо чтобы он осознал возможности и ограничения, варианты применения орудий, средств труда и сделал соответствующий выбор – определил оптимальный вариант или способ их применения. Рассматриваемый психологией признак труда имеет три компонента:
  • когнитивный (знание средств труда);
  • операторный (владение средствами труда);
  • эффективный (соответствующие эмоциональные переживания и состояния);
  • осознание межличностных производственных зависимостей и отношений. Работник должен понимать, что вещественные орудия труда, объекты, условия скрывают в себе овеществленные межличностные отношения: инструменты кем-то сделаны, материалы кем-то организованы. Если, к примеру, человек бездумно теряет или ломает инструмент, портит заготовки, то его деятельность нельзя назвать трудом, даже если она происходит на рабочем месте.

Все виды труда можно подразделить на три группы в зависимости от преобладания мышечных или нервных нагрузок:

— физический – связанный с мышечными нагрузками;

— умственный – преобладают нагрузки на кору головного мозга;

— нервно-напряженный – труд с преобладание нагрузок на органы чувств и эмоциональную сферу.

Более детальная классификация видов труда в соответствии с соотношением мышечных и нервных нагрузок может быть представлена следующем виде 5, с. 9:

  • труд, требующий значительных затрат энергии и больших мышечных усилий (кузнец, грузчик и др.);
  • труд, характеризующийся движениями без значительных мышечных усилий (штамповщик, формовщик и др.);
  • труд, требующий значительных мышечных усилий и напряжения зрительного и двигательного анализаторов (ремонтные рабочие, слесари-сборщики и др.);
  • труд, требующий мышечных усилий средней интенсивности, высокой координации движений, точных измерений и решения умственных задач (станочники);
  • труд, осуществляемый в установленном темпе и сопровождающийся однообразными движениями (работа на конвейерных линиях);
  • труд, связанный с наблюдением за работой машин или трудовым процессом (операторы на автоматизированных линиях);
  • труд, связанный с решением комплексных заданий наладки станочного оборудования (наладчики);
  • труд, связанный с переработкой потоков информации, идущей с сигнальных устройств, и необходимостью принятия срочных и ответственных решений (операторы за приборами управления, руководящие работники);
  • работа, связанная с творческой деятельностью.

Каждый из перечисленных видов трудовой деятельности требует от работника определенных качеств и специфических реакций, предъявляет своеобразные требования к его физиологическим системам и психологическим реакциями.

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... Еще более конкретны реально существующие педагогические системы, например, коллективной творческой деятельности И. П. Иванова. МОДЕЛИРОВАНИЕ – это метод исследования, предполагающий создание искусственных или естественных систем (моделей), которые имитируют ...

1.2.

Методологические принципы и методы исследования физиологии и психологии труда.

И зучение психических явлений в трудовой деятельности базируется на общефилософских принципах и законах (материального единства мира и его познаваемости, отражения и др.), на основании которых ведущими отечественными учеными И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, Н.Е. Введенским, А.А. Ухтомским и др. были разработаны собственные принципы психофизиологии8, с. 7-9:

  • нервизма;
  • единства организма и внешней среды;
  • уравновешивания;
  • целостности;
  • эволюционный принцип.

Принцип нервизма утверждает главенствующее значение в организме нервной системы и ориентирует на изучение ее регулирующей роли по отношению ко всем физиологическим и психическим функциям.

Принцип единства организма и внешней среды обосновывает определяющее влияние окружающей среды на организм человека.

Принцип уравновешивания заключается в том, что организм стремится устанавливать определенные отношения с внешней средой для удовлетворения своих потребностей.

Согласно принципу целостности, вступая в различные отношения с внешней средой, организм всегда остается целостным. Целостность – это объединенная деятельность частей организма, его способность реагировать на раздражители как единое целое.

Эволюционный принцип утверждает, что человеческий организм постоянно развивается и совершенствуется.

Согласно принципу единства сознания и деятельности, развитие любых сторон сознания совершенствуется в процессе деятельности.

Рассмотренные психофизиологические принципы составляют методологическую основу физиологии и психологии труда. Но, как и любая наука, в конкретных исследованиях она имеет на вооружении и специфические методы и приемы.

С точки зрения организации психофизиологических исследований, выделяют лонгитюдный и сравнительный методы. Лонгитюдный метод характеризуется тем, что на протяжении длительного времени последовательно изучаются одни и те же испытуемые. При сравнительном методе параллельно и одновременно изучаются различные объекты, хотя при этом выделяется единый предмет и общая задача исследования. Сравнительно-онтогенетическое построение исследования выбирают в том случае, если сравнивают испытуемых разного возраста. Если объекты находятся в разных социальных условиях, то говорят о сравнительно-социальном построении исследования. Аналогично выделяют сравнительно-педагогические и др. методы.

Любое психофизиологическое исследование включает ряд этапов:

  • подготовительный;
  • этап создания методики исследования;
  • сбор фактического материала;
  • качественный и количественный анализ результатов, интерпретация и изложение полученных данных.

Все методы сбора фактического материала подразделяют на четыре группы:

  • физиологические методы;
  • психологические методы;
  • методы анализа результатов деятельности и хронометраж;
  • социологические методы.

К числу наиболее информативных показателей, используемых в рамках физиологических методов исследования, относятся прежде всего различные параметры деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. О частоте сердечных сокращений обычно судят по частоте пульса (метод пульсометрии).

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... Бехтеревым, исследования в этих направлениях не потеряли своей актуальности до настоящего вре­мени. Более того, в ряде случаев (например, при космическом по­лете, деятельности ... основывающихся на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, заключающийся в применении словесных раздражи ...

Весьма показательными являются методы электрокардиографии и измерения артериального давления. Об изменениях показателей дыхания судят, в основном, по его частоте и глубине. К числу физиологических методов относят также методы, изучающие состояние центральной нервной системы, вегетативные реакции организма, функции анализаторов. При изучении двигательного аппарата во время трудовой деятельности используют тремометрию (определение амплитуды и частоты колебаний дрожания конечностей), стабилографию (определение колебаний центра тяжести), динамометрию (установление силы и выносливости мышц).

Для диагностики психических состояний работников используют психологические методы, в частности, методики изучения памяти, внимания, восприятия, мышления и др. К их числу относятся корректурная проба Бурдена, таблица Шульте, метод парных ассоциаций и др. Основными показателями выполнения тестов является скорость и успешность выполнения задания.

Методы анализа результатов деятельности используют при изучении не самого работника, а материальных продуктов его деятельности. (например, изготовление детали).

При анализе результатов работы можно увидеть и особенности личности самого работника, однако зачастую все же бывает сложно раскрыть все разнообразие его психики. Поэтому в психофизиологии труда данный метод применяется, в основном, как вспомогательный. Хронометраж рабочих операций (замеры времени рабочих действий и движений) и фотография рабочего дня также лишь в определенной степени характеризуют работника.

Существенно важные факты, закономерности и механизмы психики достаточно полно помогают установить социологические исследования, используемые в физиологии и психологии труда. К ним относят:

  • наблюдение и самонаблюдение;
  • естественный и лабораторный эксперименты;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • беседу.

Результаты психофизиологического изучения работников могут быть представлены в виде разнообразных документов (акты, докладные записки, отчеты, монографии и т.п.).

Проводимые практические исследования позволяют определять недостатки в организации труда, объективно оценивать физические и психические возможности работников, оптимизировать условия труда и повышать возможности профессионального отбора и проф- обучения.

1.3.

Краткий исторический очерк физиологии и психологии труда.

Определенное время физиология и психология труда развивались параллельно как две самостоятельные науки. Но еще в начале XX века И.П. Павлов писал, что наступает и наступит их активное и неизбежное сближение и, наконец, слияние психического с физиологическим. Исходя из естественного исторического развития физиологии и психологии труда представляется целесообразным раздельное рассмотрение этапов формирования этих неук в соответствии с основными открытиями и разработками в каждом из направлений до момента их полного слияния в единую дисциплину – психофизиологию труда.

19 стр., 9267 слов

Основные методологические принципы психологии труда. Основные ...

... труда.   Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией ... Моделирование. Методы изучения групповой деятельности. Модели́рование — исследование объектов ... кооринировала свои усилия с физиологией и гигиеной ТР, ... раться снять негативные установки у работников.     Механография. ...

Первоначальные представления о функциях организма были сформулированы врачами и учеными древней Греции – Гиппократом (460-377 гг. до н. э.), Аристотелем (384-322 гг. до н. э.), Древнего Рима – Галеном (201-131 гг. до н. э.), Древнего Китая и Индии. В средние века естествознание было подчинено церкви, и инквизиция жестоко подавляла развитие науки. В эпоху Возрождения большое значение стали придавать опыту. Успехи в области анатомии и физиологии способствовали дальнейшему пониманию строения и функций организма.

Рождение научной физиологии относится к началу XVII века. В 1621 г. была опубликована работа крупнейшего английского врача Вильяма Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», в котором впервые был описан большой круг кровообращения.

Большое значение для развития физиологии имело открытие в первой половине XVII в. рефлекса французским физиологом, философом и математиком Э. Декартом.

Многое сделал для развития физиологии выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765), который сформулировал закон сохранения массы и превращения энергии, а также разработал научные основы процесса окисления.

Особого расцвета физиология достигла в XIX — начале XX века. В этот период в Германии Э. Дюбуа – Реймон (1818-1878) заложил основы электрофизиологии, английский ученый Ч. Шерингтон (1855-1849) внес большой вклад в изучение физиологии низших отделов центральной нервной системы, профессор Московского университета А.М. Филомафитский (1802-1849) изучал физиологию дыхания, вопросы переливания крови и написал первый русский учебник по физиологии. Мировое признание получили исследования «отца русской физиологии» И.П. Павлова, а также Н.Е. Введенского и других отечественных физиологов.

Накопление большого теоретиче-ского материала и практического опыта в области общей физиологии человека и бурное развитие научно-технического процесса подготовили почву для зарождения во второй половине XIX века новой науки – физиологии труда. В этот период выдающийся зарубежный физиолог Э. Дюбуа- Реймон, а также русский физиолог И.М. Сеченов начали изучать проблему утомления и движения. В 1857 году польский естествоиспытатель В. Ястембовский опубликовал работу «Черты эргономики». Развитие биомеханического направления в физиологии труда определили работы М. Рубнера по энергетике различных типов деятельности, немецкого физиолога Н. Цунца и французского ученого Ж. Амара по мышечному сокращению.

Большое влияние на развитие физиологии труда оказала работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1869 г.), в которой отражены вопросы рефлекторной деятельности головного мозга. Идеи, выдвинутые И.М. Сеченовым, в дальнейшем были разработаны И.П. Павловым и Н.Е. Введенским.

Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов, признанный в 1935 году старейшиной физиологов мира, создал учение о типах нервной деятельности, условных рефлексах и сигнальных системах коры головного мозга, что явилось серьезным вкладом в развитие как общей физиологии, так и физиологии труда.

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

... виды деятельности рассматриваются в современной психологии? A) физкультура, спорт, ЗОЖ ; B) умения и навыки, привычки; C) игра, учение, труд; D) привычки, поступки, деяния; E) ... высшая ступень совершенствования личности; D) высшая форма(ступень) развития психики, свойственная только человеку; E)высокоорганизованный психический процесс духовного развития человека. 4. В чем заключается существенное ...

До И.П. Павлова в физиологи-ческой науке преобладал аналити-ческий подход к изучению функций организма, заключавшийся в исследовании работы отдельных органов, которые искусственно выделялись из целостного организма. Такой подход не раскрывал взаимосвязь различных физиологических систем человека и не учитывал их взаимодействие с внешней средой.

И.П. Павлов является создателем нового синтетического направления, позволяющего изучать функции органов и процессы в целостном организме во взаимной связи с деятельностью других органов, учитывая при этом влияние внешней среды. Использование И.П. Павловым и аналитических приемов исследования позволяет говорить об аналитико-синтетическом подходе, созданном этим ученым.

Неоценимый вклад в развитие физиологии труда внесли также такие исследователи, как Н.Е. Введенский (утомляемость нервных волокон, связь процессов возбуждения и торможения), А.А. Ухтомский (принцип общего конечного пути, принцип доминанты), П.К. Анохин (учение о функциональных системах организма) и др.

В начале XX века известное влияние на развитие физиологии труда оказали исследования Ф. Тейлора. Разработанная им система была направлена на рационализацию трудовых движений, повышение темпа работы и исключение лишних движений.

В 1920 году в России А.К. Гастевым был создан Центральный институт труда (ЦИТ) при ВЦСПС, в котором изучались вопросы физиологии, психологии, гигиены труда, в частности проблемы рационализации трудовой деятельности и приемов обучения с учетом физиологических и психических особенностей работников.

В 1921 году был организован Всеукраинский институт труда, в котором большое внимание уделялось вопросам профессионального отбора и научной организации труда.

В 30 – 50-е годы ХХ века изучение проблем физиологии труда проходило, в основном, в лабораторных условиях. Вехой в развитии этой науки стала Первая всесоюзная конференция по вопросам физиологии труда, проведенная в 1959 году.

В 60 – 80-е годы исследования в области физиологии труда значительно расширились. Большой вклад в развитие этого направления внесли ведущие отечественные физиологи В.М. Золина, В.Д. Полежаев, В.Г. Макушин, В.В. Розенблат и другие. За рубежом в этот период активно разрабатывались такие проблемы физиологии труда, как предельные возможности человека в трудовой деятельности (Д. Мейстер — США, К Моралл и А. Чапонис – Великобритания), физиологические характеристики труда операторов (З. Етоп – Польша) и другие.

Зарождение психологии труда в России происходит одновременно с физиологией труда и связано с именем И.М. Сеченова, который исследовал рефлекторную природу психических процессов в трудовых актах. В таких работах, как «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1837), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого» (1901), «Очерк рабочих движений человека» (1901), И.М. Сеченов подвел физиологический фундамент под психические процессы, происходящие во время работы и определяющие ее качество. В дальнейшем своими опытами И.М. Сеченов заложил основу учения об активном отдыхе, на которое опирается и психология, и физиология труда. Основные положения этих экспериментов были опубликованы ученым в его статье «К вопросу о влиянии раздражения чувствующих нервов на мышечную работу».

7 стр., 3284 слов

Психология профессионального общения работников правопорядка

... или процессуальное решение следователя). Нормативная регламентация общения. В профессиональном общении работников органов правопорядка всегда присутствует элемент определенных правил и норм поведения, ... ориентирован на познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка человека. Следует отметить, что психологическая информация о другом ...

Зарубежные исследования по психологии труда начали проводиться перед первой мировой войной. Основные проблемы, разрабатываемые психологами труда, включали вопросы подбора и обучения кадров, расстановки по рабочим местам, оптимизации условий труда, травматизма, взаимоотношений работников.

На развитие психологии труда большое влияние оказало внедрение Г. Фордом конвейерно-поточной системы производства, обусловившей монотонность труда.

Основоположниками зару-бежной психологии труда, назы-вавшейся в то время «индустриаль-ной психологией», «промышленной психологией», «прикладной психологией», «психотехникой», являются психологи В. Штерн, Г. Мюнстерберг, О. Липман и другие. Термин «психотехника» был предложен в 1903 году немецким психологом В. Штерном, а задачи этой науки достаточно подробно были описаны Г. Мюнстербергом в 1910 году. Основной целью этой науки считалось практическое использование психологии и экономики с целью повышения эффективности труда работников.

Заметное место в «психотехнике» начала XX века занимали профессиография и профессиональный отбор. Особый вклад в разработку этого направления внес Г. Мюнстерберг, разработавший системы тестов для профотбора телефонистов, вагоновожатых и морских штурманов. Однако его комплексные и всесторонне обоснованные разработки были скорее исключением, чем правилом в решении вопросов профессионального отбора. Для диагностики профессиональных способностей в то время в основном применялись наборы кратковременных тестов, дававших далеко не полную информацию о свойствах психики работника.

В нашей стране психотехника достаточно активно развивалась в 20-е годы XX века, когда в крупных городах появились первые психотехнические лаборатории. Впервые в мире психологическую лабораторию основал в Лейпциге еще в 1879 году немецкий психолог Вильгельм Вундт. Вскоре, к 1885 году, выдающийся русский психофизиолог В.М. Бехтерев создал подобную лабораторию в России. Впоследствии, в советские годы, сеть лабораторий В.М. Бехтерева, возглавившего организованный им в Петрограде Институт изучения мозга и психической деятельности, распространилась по всей стране. Ученик профессора Н.Е. Введенского, В.М. Бехтерев с сотрудниками изучал вопросы, связанные с влиянием трудовой деятельности на психику человека, профотбором, профессиональной пригодностью и эффективностью труда работников и многие другие. .

В 1927 году было создано Всероссийское психотехническое общество. В этот период начал издаваться журнал «Психофизиология труда и психотехника» (с 1932г. он был переименован и получил название «Советская психотехника»); ведущими специалистами проводились исследования динамики работоспособности и утомления, процесса овладения трудовыми навыками, разрабатывались схемы и методы профессиографии.

Несмотря на активную работу психологов, психотехника прекратила свое существование в 30-е годы XX в., что было связано с кризисом, назревшим внутри этой науки. Грубые ошибки при профотборе, связанные с пренебрежением к теории, погоней за цифрами без попыток проникнуть в стоящие за ними закономерности, механистические подходы приводили к необоснованным отстранениям от работы пригодных к ее выполнению работников.

8 стр., 3519 слов

Психология профессиональной пригодности работников

... с возможностями их реализации. Методы и процедура деловой оценки работников На показатели конечных результатов труда работников, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов, ... какого-либо производственного или управленческого звена. В самом общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших ...

В течении 20 лет психология труда в нашей стране не развивалась. Ее возрождение в СССР началось в 1957 году с Первого Всесоюзного совещания по психологии труда. В течении последних лет психологам удалось преодолеть ряд ошибок теоретического и методологического характера, выработать собственную систему экспериментальных методик и поднять психологию труда на качественно новый уровень.

Характерной особенностью психологии труда 50 – 80-х гг. XX в. является преодоление ее сугубо прикладного характера. В разработку теоретических аспектов этой науки большой вклад внесли такие ученые, как К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, В.М. Мунипов, М.А. Дмитриева, В.П. Зинченко и другие.

В настоящий период физиология и психология труда развивается как единая наука. Теоретические и прикладные аспекты этой дисциплины вызывают значительный интерес у ведущих отечественных и зарубежных психофизиологов. В нашей стране проблемами физиологии и гигиены труда занимаются специалисты Киевского института медицины труда АМН Украины, Украинского научно-исследовательского института промышленной медицины, Харьковского научно-исследовательского института гигиены труда и профзаболеваний, Донецкого научно-исследовательского института медико-экологических проблем Донбасса и угольной промышленности. Теоретическими и практическими вопросами физиологии и гигиены операторского и умственного труда занимаются такие специалисты, как Г.Т. Чукмасова и др. Вопросы охраны и безопасности труда изучаются учеными Национального научно-исследовательского института охраны труда  5, с. 19-20.

В условиях становления рыночной экономики проблемы психофизиологии труда приобретают особое значение. Вопросы нормирования рабочего дня, охраны труда и безопасности работников, повышенной нагрузки на психику в связи с возникающими стрессами и эмоциональными перегрузками и многие другие требуют неотложного внимания. Решение этих проблем невозможно без участия физиологов и психологов труда, обеспечивающих надежную базу для оптимизации условий труда, сохранения здоровья и работоспособности работников.

Глава 1 — Стр 2

Вопросы для самоконтроля

  1. Что изучает физиология труда? Охарактеризовать физиологию и психологию труда как науку.
  2. Выделить три аспекта труда и охарактеризовать его психофизиологические признаки.
  3. Какие виды труда можно выделить в зависимости от преобладания мышечных или нервных нагрузок?
  4. На каких принципах базируется физиология и психология труда как наука?
  5. Какие группы методов исследования используются в психофизиологии труда?
  6. Охарактеризуйте основные этапы развития физиологии труда.
  7. Кратко изложите историю психологии труда.
  8. Чем характеризуется современный этап развития физиологии и психологии труда? Кто занимается изучением проблем психофизиологии труда в настоящий период?

Литература

  1. Георгиева С.А., Беликина Н.В. и др. Физиология / Под ред. С.А. Георгиевой. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1986. – С. 4-27.
  2. История советской психологии труда: Тексты / Под ред. В.П. Зинченко и др. – М.: Изд. Моск. Ун-та, 1983. – С. 321-343.
  3. Коган А.Б., Косицкий Г.И. и др. Физиология человека и животных: Учебник – в 2-х ч. / Под ред. А.Б. Когана. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 3-31.
  4. Косилов С.А. Психофизиологические основы научной организации труда. – М.: МГУ. 1984. – С. 40-48.*
  5. Крушельницька Я.В. Фізіологія і психологія праці . – К.: КНЕУ, 2000. – С. 1-21.*
  6. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: МГУ, 1984. – С. 40-48.
  7. Лукашевич Н.П., Сингаевская И.В., Бондарчук Е.И. Психология труда. – К.: МАУП, 1997. – С. 1-23.*
  8. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М.: Медицина, 1970. – С. 7-52.*
  9. Полежаев Е.Ф., Макушин В.Г. Основы физиологии и психологии труда. – М.: Экономика, 1974. – С. 3-12.*

________________

Примечание: * основная литература