Диагностика избирательности внимания

Первый Московский государственный университет имени И.М. Сеченова

Подготовила: Ильинская Наталия, Лечебный факультет, 2 курс, 38 группа;

Проверила: Тимофеева Екатерина Васильевна, кафедра педагогики и медицинской психологии.

Город Москва, 2015 год.

Оглавление:

  1. Введение…………………………………………………………………………… стр. 2
  2. Исследование явления внимания в психологии и способы его развития

Глава 1. Явление и определение внимания. Его характерные особенности…….стр.3

§1. Свойства внимания……………………………………………………стр. 3-5

§2. Функции и виды внимания……………………………………….…. стр. 5-6

§3. Индивидуальные особенности внимания……………………………. стр. 7

Глава 2. Способы развития внимания…………………………………………….стр. 7-9

Глава 3. Исследования внимания………………………………………………стр. 9-11

  1. Эмпирическое исследование уровня концентрации внимания и эффективности работы………………………………………………………………………… стр. 12-13
  2. Выводы…………………………………………………………………………….стр. 14
  3. Заключение………………………………………………………………………..стр. 14
  4. Список использованной литературы……………………………………………..стр.15
  5. Приложения…………………………………………………………………….стр.16-17
  1. Введение

Внимание – это важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее труд, тем больше требований он предъявляет к вниманию. Таким образом, не составляет труда понять, что исследования в этой области науки весьма актуальны. В данном случае, я представляю вам лишь небольшое прикладное исследование, в котором исследую конкретную характеристику внимания, а именно её избирательность. Данное свойство позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели. Для изучения этой характеристики у конкретных людей я использовала тест Мюнстерберга на восприятие и внимание. По его результатам можно определить точность избирательности внимания и эффективность работы в целом. Данная методика может применяться при приёме на работу, требующую от работников большой внимательности и концентрации, а также помехоустойчивости. Своё исследование я проводила на своих коллегах – студентах 2 курса, лечебного факультета, — тем интереснее было узнать, насколько внимательны на моём курсе будущие врачи. Помимо этого в своей работе я рассмотрю вопрос развития внимания, что поможет давать советы тем участникам исследования, концентрация внимания которых оставляет желать лучшего и помочь им улучшить свои навыки.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... что будущее исследование должно продвинуть позже эту дихотомию и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются ...

  1. Явление внимания в психологии и способы его развития.

В настоящее время внимание понимается как избирательная направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определенных объектах, имеющих для личности устойчивое или ситуативное значение.

Физиологическими основами внимания являются формирование в соответствующем участке центральной нервной системы доминанты, определяющей избирательность внимания, и общий уровень активности нервной системы, влияющий на уровень бодрствования.

Глава 1. Явление и определение внимания. Его характерные особенности.

§1. Свойства внимания

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

  1. Объем внимания – это количество объектов, которые человек может воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного предъявления. Норма – 7± Изучается с помощью тахистоскопического метода (на экране мелькают объекты, появляющиеся на 0,1 сек).
  2. Распределение внимания – проявляется при одновременном выполнении двух или более видов деятельности. Легкость зависит от содержания совмещаемых видов деятельности и, главное, от степени автоматизации одного из видов деятельности. Легче совмещаются различные по содержанию виды деятельности – умственная и физическая.
  3. Концентрация внимания – это сила сосредоточения внимания на объекте или деятельности, это силовая характеристика внимания, обратно пропорциональная отвлекаемости. Концентрация внимания определяется следующими факторами:
  • Внешние условия: обстановка, в которой выполняется деятельность — отвлекающие факторы снижают уровень концентрации внимания.
  • Содержание выполняемой работы: чем интереснее выполняемая деятельность, тем выше уровень концентрации внимания.
  • Степень сложности выполняемой деятельности: наибольшая концентрация внимания достигается при средней степени сложности выполняемой деятельности; при слишком легкой или слишком сложной деятельности концентрация внимания снижается.
  • Особенности личности: волевые качества и темперамент – чем выше уровень развития воли, сила и уравновешенность нервных процессов, тем выше уровень концентрации внимания.
  • Устойчивость внимания – длительность сосредоточения (временная характеристика внимания).

    Зависит от тех же факторов, что и концентрация, но не является постоянной характеристикой. Изменение проявляется в колебаниях внимания:

  • Микроколебания – от 2 до 12 сек;
  • Макроколебания – 15-20 мин.

Колебания внимания отражаются на качестве работы. Причины колебаний – утомление.

  1. Переключаемость внимания – проявляется при переключении с одной деятельности на другую. Легкость переключения зависит от содержания деятельности, на которую переключаются, от степени трудности (индивидуально) и от особенностей личности, в первую очередь, от подвижности нервной системы (чем подвижнее нервная система, тем выше уровень переключаемости внимания).

§ 2. Функции и виды внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Рассмотрим основные виды внимания.

  1. Непроизвольное внимание является врожденным и связано с эмоциями и чувствами: происходит отбор и удержание в сознании объектов, имеющих для человека эмоциональное значение.
  2. Произвольное внимание формируется в детстве под воздействием воспитания; отсутствие связи объекта внимания с эмоциями, а, следовательно, и интереса к этому объекту компенсируется наличием волевого усилия для удержания данного объекта в сознании.
  3. Послепроизвольное внимание возникает в процессе увлечения на основе произвольного внимания, когда к объекту внимания возникает интерес и пропадает необходимость применения волевого усилия.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ  ВНИМАНИЕ

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Наличие или отсутствие цели

Нецеленаправленное

Целенаправленное

Целенаправленное

Наличие или отсутствие волевого усилия

Не волевое

Волевое

Не волевое

Происхождение

Биологическое

Социальное

Биологическое и социальное

Отличительные признаки видов внимания можно представить в таблице 1:

Табл. 1. Признаки видов внимания

§3. Индивидуальные особенности внимания

Индивидуальные особенности внимания обусловлены особенностями нервной системы:

  • Сильный тип нервной системы – высокая концентрация и устойчивость внимания; слабый тип – низкая концентрация и устойчивость;
  • Подвижный тип нервной системы – высокая переключаемость внимания; инертный тип — низкая переключаемость.

Одним из индивидуальных особенностей внимания является рассеянность. Рассеянность в одних случаях обусловлена низкой концентрацией и устойчивостью внимания (неспособность сконцентрировать внимание), в других случаях – низкой переключаемостью (неспособность переключить внимание).

Глава 2. Способы развития внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Под развитием внимания подразумевается процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.).

Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.

Различают естественный и искусственный пути развития внимания. Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики человека. Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий и требует периодического закрепления приобретенных качеств. Наиболее существенное влияние на развитие внимания оказывают факторы:

  • речь, развиваемая под воздействием обучения;
  • копирование (подражание) поведения взрослых людей;
  • умственная деятельность.

В процессе развития внимания выделяют несколько стадий. На 1-й стадии имеют место только признаки непроизвольного непосредственного внимания. Проявляется оно в форме ориентировочного рефлекса, обеспечивающего ориентацию ребенка на что-то необычное для него, возникающее в данной конкретной ситуации.

На 2-й стадии весомую роль в развитии внимания играет невербальное поведение

взрослых (мимика, жесты, позы), а также паралингвистические параметры их речи

(интонация, громкость, паузы и др.).

Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают ему, куда направлять свое внимание. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмоционально-двигательной реакции ребенка при появлении рядом с ним матери или звучании ее голоса.

На 3-й стадии ребенок обнаруживает для себя такие средства привлечения внимания взрослых, как издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др. Подобные действия закладывают основу для развития возможности произвольной ориентации своего внимания.

На 4-й стадии процесс развития внимания получает ускорение благодаря освоению речи. Здесь уже наблюдается произвольное реагирование ребенка на слова взрослых, эмоционально-подчеркнуто обращенных к нему. Но свою речь он преимущественно использует для привлечения внимания окружающих.

На 5-й стадии речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Однако в этот период произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво. Причина обычно заключена в плохом владении собственными чувствами, в повышенной эмоциональности.

На 6-й стадии все еще преобладает непроизвольное внимание. Наглядные, яркие, необычные предметы и явления окружающего мира проходят в психику «вне очереди». Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим поведением в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня Зарождение средства регуляции своим мышлением -внутренней речи — также интенсифицирует развитие внимания.

7-я стадия характеризуется таким уровнем развития внимания, которое позволяет сосредоточиться на каком-то занятии, связанном с исполнением профессионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негативно сказываются на характеристиках свойств внимания.

Существуют различные тесты на внимание и упражнения на его тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что они как интересны, так и полезны для общего развития ребенка. Подобные тесты можно (и нужно) использовать также и для более взрослого населения.

Глава 3. Исследования внимания

В конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии. Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие используется для преодоления ассоционистского подхода, сводящего сознание к механическим связям ощущений и представлений. Однако при этом внимание преимущественно рассматривается как внешняя по отношению ко всему содержанию сознания сила, которая воздействует извне, создавая данный сознанию материал. Это идеалистическое понимание внимания. Оно вновь вызывает реакцию «обратной отмашки»: ряд психологов (Фуко, Делевр и др.) вновь отрицают правомерность этого понятия. Наиболее радикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из

психологии, сделали представители бихевиоризма и гештальтпсихологии. Первая, механистическая, попытка удалить внимание из поля зрения психологии была начата двигательной теорией внимания Т. Рибо, а затем развита у бихевиористов и рефлексологов. Они свели процесс внимания к рефлекторным установкам. Вторая попытка, принадлежащая представителям гештальтпсихологии, сводила явление внимания к структурности сенсорного поля.

Сторонники волюнтаризма в психологии (В. Вундт, У. Джемс) усматривали сущность внимания исключительно в волевом процессе. Но при таком взгляде нельзя объяснить существование непроизвольного внимания. Ряд психологов высказывал противоположное мнение, сводя функцию внимания к фиксации образов исключительно посредством эмоций. Такое толкование отрицало наличие произвольного внимания – ведь оно может включаться и вопреки эмоциям.

Учение И. П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение А. А. Ухтомского о доминанте (очаге возбуждения в коре головного мозга, приводящего к торможению в соседних участках) положили начало новому взгляду на процесс внимания. Они дали физиологическое обоснование явлений внимания.

Когнитивная психология, сформировавшаяся в конце 1950 – начале 1960-х гг. дала следующее определение понятию внимания – это концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях. В исследованиях внимания когнитивной психологией наметилось пять направлений: избирательность и пропускная способность внимания, процесс возбуждения коры головного мозга, управление вниманием, когнитивные нейроисследования, внимание в контексте сознания в целом.

Первое направление установило, что мы можем обращать внимание лишь на некоторые, но не на все сигналы из внешнего мира.

Второе направление привело к выводу, что мы имеем некоторый контроль над стимулами, на которые мы обращаем внимание.

Результатом исследований по третьему направлению стал вывод, что многие процессы деятельности становятся настолько привычными, что требуют совсем небольшого количества сознательного внимания и протекают автоматически (например, вождение автомобиля).

Исследования в области нейрокогнитологии (четвёртое направление) показали, что наш мозг и ЦНС являются анатомической основой внимания, так же как всех когнитивных процессов.

Наконец, пятое направление позволило представителям когнитивной психологии сделать вывод, что внимание привносит события в наше сознание.

Эмпирическое исследование уровня концентрации внимания и эффективности работы

    Цель исследования: определение точности избирательности внимания эффективности работы. Проблема исследования: выявление факторов, влияющих на данные показатели.

    Задачи:

    1. Ознакомиться с методикой Мюнстерберга (см. Приложение 1).
    2. Проведение эмпирического исследования.
    3. Обработка результатов.

    Тест Мюнстерберга предназначен для диагностики избирательности внимания.  Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.

    Оборудование: корректурные бланки для испытуемых.

    (На каждом бланке напечатано по 7 строк сплошных букв, среди этих букв размещены 25 существительных в именительном падеже, единственном числе)

    Обработка результатов:

    1. У каждого испытуемого подсчитывается: N — общее количество найденных слов, r – количество неправильно подчеркнутых слов,

    p – количество пропущенных слов.

    1. По формуле 1 подсчитывается показатель точности избирательности внимания (А):
    2. Эффективность работы (ЭФР) рассчитывается по формуле 2:

    Где M – общее количество правильно подчёркнутых слов, а F – общее количество слов в тексте (по ключу).

    Результаты вы можете увидеть в таблице 2:

    Испытуемый

    N

    r

    p

    A

    ЭФР, %

    1. Бабадей Алла

    19

    1

    6

    0,72

    72

    1. Байсуров Ибрагим

    15

    1

    10

    0,56

    56

    1. Богачева Полина

    21

    1

    4

    0,8

    80

    1. Гурбатова Мария

    27

    2

    0

    0,93

    100

    1. Джафарова Ума

    23

    2

    4

    0,77

    92

    1. Дмитриева Анастасия

    25

    4

    4

    0,72

    84

    1. Кукушкина Елизавета

    17

    0

    17

    0,71

    68

    1. Паэгле Дарья

    23

    2

    4

    0,77

    92

    1. Хизриева Карина

    22

    2

    5

    0,74

    80

    1. Чухрова Олеся

    20

    1

    5

    0,76

    76

    1. Шкарбанёва Юлия

    23

    2

    4

    0,77

    92

    1. Выводы:

    1. Из подученных данных можно заключить, что у 10 из 11 (91%) испытуемых показали хорошую точность избирательности внимания (А ≥ 0,70), и лишь у одного из испытуемых (9%) данный показатель находится на довольно низком уровне (A=0,56).

      Фактором различий в данных является состояние каждого испытуемого и окружающая обстановка.

    2. 4 из 11 испытуемых показали высокую эффективность работы (90% и выше); 5 из 11 показали нормальную эффективность работы (70-89%); 2 из 11 показали низкую эффективность работы (ниже 70%).

      На эффективность работы главным образом повлияли (помимо вышеназванных): а) наличие интереса к объекту внимания, а также б) волевого усилия, компенсирующего отсутствие первого из названных факторов. Оба пункта характеризуют такой вид внимания как произвольное внимание. Оно формируется в детстве под воздействием воспитания, но также его можно развить, выполняя различные упражнения на внимание (см. Приложение 2).

      Помимо этого, различия в результатах можно обосновать индивидуальными особенностями внимания (см. II часть, главу 1, § 3).

    Заключение:

      Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

      1. Список использованной литературы:

      1. Козубовский В. М.// Общая психология: познавательные процессы. – Мн., 2008.
      2. Титченер Э. // Внимание. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
      3. Дмитриева Н.Ю. // Общая психология. Шпаргалки. –М.: 2008. — 32 с.
      4. http://psycabi.net/testy/579-test-myunsterberga-na-vospriyatie-i-vnimanie-diagnostika-izbiratelnosti-vnimaniya
      5. http://stud-baza.ru/vnimanie-referat-psihologiya-49045
      6. http://www.kraskizhizni.com/poleznoe/1519-zadania-vnimanie
      7. http://litlbetr.ru/razvitie-intellekta/razvitie-kontsentratsii-vnimaniya-uprazhneniya-igry.html

      1. Приложения. Приложение 1. Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание (Диагностика избирательности внимания):

      Инструкция. В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача — как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты. 

      Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость». 

      Тестовый материал. бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьодлрконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэприаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщнруцтргшчтлрлвоснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

      Обработка результатов. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

      Ключ. Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

      Приложение 2. Упражнения для развития внимания (примеры):

      1. Скажи какой цвет:
      2. о

        а

        м

        и

        м

        н

        и

        т

        ь

        е

        н

        а

        с

        и

        в

        р

        и

        н

        е

        б

        п

        а

        т

        о

        Прочитай запись.

      Это задание потребует от вас не только внимания, но и смекалки и сообразительности. Посмотрите на эту запись, и если сможете, то прочитайте ее. Ответ: Начинаем читать с правой нижней ячейки вверх по вертикали и получаем: что? Читайте сами!

      1. Таблица внимания.

      Попробуйте на скорость отыскать все цифры от единицы до… До скольки? сами узнаете 🙂

      Как проверить эффективность:

      5-10 мин, вы очень наблюдательны

      10-15 мин – хорошо

      15-20 мин — нормально

      20-25 мин – на троечку.