Заключение 4 (исследование познавательной деятельности и эмо

Заключение по данным экспериментально — психологического обследования

М. 24 года от 2005 года.

При проведении психологического исследования контакт с испытуемым был установлен быстро и носил свободный неформальный характер. При этом ситуация обследования воспринималась пациентом, как дружеская беседа, психологическая дистанция им не соблюдалась. Он много и с удовольствием рассказывал о себе, с меньшим удовольствием выполнял предложенные методики, суть выполнения которых оставалась для него не ясна даже после подробных разъяснений, он слабо понимал, какая польза от того, что его психологически обследуют. Испытуемый утверждал, что тесты глупые, вопросы нелепые, что ему неприятно ощущать себя «подопытным кроликом», однако от выполнения методик не отказывался, выполнял их по инструкции, периодически отвлекаясь и пытаясь перевести ситуацию обследования в обычную беседу. К допускаемым ошибкам относился безразлично, формально соглашаясь с ними и утверждая, что в жизни подобная информация ему не пригодится. Говорил, что учеба всегда давалась ему очень легко, что он всегда учился лучше всех, а те ошибки, на которые указывает ему психолог, обусловлены нелепостью самих заданий, а не его незнанием. Поэтому он не переживал, если у него что-то не получалось. Неудачи, таким образом, воспринимались им безболезненно и всегда рационализировались. Испытуемому важно было произвести благоприятное впечатление на экспериментатора и по демонстрируемому поведению было видно, что он уверен в себе и в том, что производит неизгладимое впечатление. Мотив экспертизы, таким образом, не был сформирован, так как его сформированность предполагает наличие у испытуемого исследовательской мотивации, желания что-то узнать о себе, чего в данном случае не было.

Настроение испытуемого на протяжении всего эксперимента оставалось ровным, с тенденцией к повышению. Движения многочисленные, экспрессивные. Мимические проявления яркие. Голос громкий. Эмоциональные реакции средней интенсивности и продолжительности, плохо нюансированы, не всегда адекватны ситуации. Была отмечена недостаточность осмысления возникающих эмоций и аффективного контроля. Эмоциональная поддержка и одобряющая обстановка не влияли на темп и продуктивность работы, которые оставались сниженными на протяжении всего эксперимента, однако создавали почву для более доверительного общения. Испытуемый был недостаточно критичен к допускаемым ошибкам. При просьбе подумать, редко самостоятельно их исправлял, но при подсказке соглашалась с правильными ответами экспериментатора, хотя и формально. В эксперименте испытуемый демонстрировал низкий образовательный и интеллектуальный уровень развития. Ранее усвоенный опыт он с трудом переносил на выполнение последующих заданий. Плохо понимал юмор, шутки. При анализе речевой продукции были выявлены бедность словарного запаса, незрелость суждений, признаки психического инфантилизма.

2 стр., 948 слов

Заключение по результатам психологического обследования испытуемого

... экспертизы сформирован, но неустойчив. Фон настроения ровный, скорее сниженный, испытуемый спокоен, несколько заторможен (на момент обследования отмечает у себя рассеянность, связывает её наличие с приемом ... ответов, использование одних и тех слов и словосочетаний при объяснении разных заданий. Мотивационный компонент мышления нарушен (наличие соскальзываний – чередование ошибок, характерных для ...

При расспросе исследуемый предъявлял жалобы на:

1. Приступы паники. Приступ, со слов обследуемого, представляет собой неожиданно, беспричинно возникающее чувство необоснованного страха, которое невозможно контролировать. Приступ сопровождается тем, что становятся холодными руки и ноги и появляется сильное сердцебиение, «сердце бьется как у зайца». Впервые подобное состояние, по его словам, возникло год назад, без видимой причины. Ночью плохо спал, утром проснулся и возникла паническая атака, вызвал скорую помощь. С тех пор приступы повторялись практически каждый день, лечился в Клинике неврозов без видимых улучшений. Светлый промежуток (безприступный), который длился 3 месяца пациент связывает с романтическими отношениями, утверждая, что если бы они продолжались, он и по сей день чувствовал бы себя хорошо.

2. Неприятные ощущения сжимающего характера «под ложечкой».

При этом испытуемый утверждает, что подобные состояния он может самостоятельно перебарывать. Приступы мучительны, но реализации жизненных планов они не мешают.

Больным испытуемый себя не считает. Причину своего состояния видит в нагромождении трудных жизненных ситуаций, а появление и периодическое усиление симптомов связывает с переутомлением и с тем, что часто нервничает.

Говорит, что его приступы — это реакция на нервное перенапряжение, «стрессы довели» и правильный образ жизни.

Более детальный анализ жалоб по методике SCL90 свидетельствует о минимальной степени выраженности симптоматики на момент исследования. Общий симптоматический индекс, индекс проявлений симптоматики и индекс выраженности дистресса не превышают значения, полученные в контрольной группе здоровых испытуемых. Некоторое повышение было отмечено по шкалам: «Соматизация», «Тревожность» и «Фобии» (показатели по ним находятся в диапазоне между нормой и значениями, полученными у больных неврозами).

Из 90 жалоб представленных в опроснике испытуемого особо беспокоят следующие (это жалобы, имеющие умеренную степень выраженности, жалобы с максимальной степенью выраженности отсутствуют): чувство слабости, нервозность, приступы неожиданного беспричинного страха, учащенное сердцебиение.

В целом темп работы был низким. При выполнении целенаправленной деятельности обследуемый быстро утомлялся, эффективность работы на протяжении всего эксперимента оставалась низкой. После выполнения более легких заданий и беседы продуктивность не улучшалась. Не смотря на ухудшение качества работы со временем, уровень трудоспособности оставался достаточным. Отмечались волевая и в большей степени мотивационная недостаточность

Целью настоящего обследования явилось получение дополнительных экспериментально — психологических сведений относительно уровня и характера протекания основных психических процессов, исследование эмоционально-поведенческой сферы, а также уточнение особенностей личности для определения актуального психологического статуса обследуемого.

8 стр., 3778 слов

Феномен тревожности. Специфика применения методов ТОП в работе с тревожностью

... методами ТОП оказали благоприятное влияние практически на всех испытуемых. 67 ВЫВОДЫ 68 Заключение 69 Литература 73 ... функционировани физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле. Работа с их телесными провлениями помогает по принципу ... исследования депрессивных состояний 65 Вероятность допустимой ошибки меньше 0,05 считается достаточной для научно убедительных выводов, ...

В результате проведенного обследования были получены следующие данные:

Внимание.Время выполнения проб на внимание значительно превышает среднестатистическую норму. Испытуемый выполнял задания на внимание в медленном темпе. Выявлены крайне низкая концентрация и устойчивость внимания на объектах (испытуемый выполнил корректурную пробу за 14 минут, сделав 37 ошибок, при норме до 15 ошибок за 8-11 минут).

При этом в инструкции было оговорено вычеркивать из корректурной таблицы две буквы, испытуемый некоторое время правильно выполнял задание, затем вопреки инструкции стал вычеркивать только одну букву вместо двух. Повторная попытка успешней не оказалась (13 минут, 29 ошибок).

Утомляемость на начальном этапе исследования внимания была незначительная, однако ярко проявилась в динамике. Объем внимания снижен (4 информационные единицы при норме 5-7).

Выявляется недостаток активного внимания: повышена истощаемость внимания, снижена его устойчивость, что проявляется в снижении скорости работы и увеличении количества ошибок к концу исследования. Процесс переключения с одного элемента на другой затруднен (страдает переключаемость внимания), повышена отвлекаемость.

Память.Выявлены низкие показатели течения мнестической деятельности. В методике на непосредственное произвольное запоминание испытуемый не смог верно, воспроизвести 10 слов даже после десятого предъявления (в норме к 3 — 5 предъявлению человек должен запомнить 9-10 слов).

Кривая запоминания носит характер низкого плато (4,4,3,5,6,5,6,6,7,6).

Такая кривая запоминания встречается при интеллектуальной, а также при мотивационной и волевой недостаточности. Продуктивность долговременного припоминания составила лишь 40%. Процесс опосредованного произвольного запоминания оказался недоступным для испытуемого. Он не смог подобрать пиктограммы ни к одному слову-стимулу и отказался от выполнения задания. При этом одинаково трудными для опосредования оказались как абстрактные понятия, так и конкретные стимулы. Механическая память у исследуемой страдает меньше, чем логическая. Выявлены нарушения динамики мнестической деятельности, которая носит прерывистый характер, что, является индикатором неустойчивости умственной работоспособности в целом, ее повышенной истощаемости. Мотивационный компонент памяти сохранен относительно.

Мышление.У испытуемого выявлены нарушения операциональной стороны мышления по типу снижения уровня обобщений. Как правило, в суждениях пациента доминировали непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменялось установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении более сложных экспериментальных заданий (простые и сложные аналогии, исключения, установление сходства) испытуемому оказалось трудным из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие, т.о. у него затруднен процесс дифференцировки существенных признаков от несущественных, второстепенных. Кроме того, у пациента выявлялись единичные искажения процесса обобщения по типу актуализации несущественных личностно-значимых признаков. Иногда в его суждениях доминировали сугубо индивидуальные представления о предметах и явлениях, не являющиеся патологическими и отражающими эгоцентрические тенденции, когда задание рассматривалось испытуемым не с точки зрения формальной логики, а пропускалось через призму собственного опыта и индивидуальных представлений. Эти единичные, ошибочные суждения не всегда подвергались коррекции, обследуемый не соглашался с экспериментатором, отстаивая собственную точку зрения.

21 стр., 10375 слов

Роль развивающего обучения в развитии мышления

... литературных источников по проблеме исследования роль развивающего обучения на развитие мышления 1.1 Мышление и его виды Мышление - высший познавательный и регулятивный процесс. Оно представляет собой ... а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается ...

Недостаточной оказалась способность испытуемого к абстрагированию, возможности образования новых понятий. У него преобладает конкретно – действенный тип мышления, абстрактное мышление развито не достаточно. Страдает целенаправленность мыслительной деятельности и частично критичность мышления.

Нарушена динамика ассоциативного процесса в виде лабильности мышления: неустойчив способ выполнения заданий, логические связи нередко подменяются случайными сочетаниями.

Личностный компонент мышления сохранен (соскальзываний, разноплановости, резонерства не выявлено).

Уровень интеллектуального развития (определяемый по методике Векслера): общийIQ– 84, что соответствует низкой или плохой норме (встречается у 16% населения).

Невербальный и Вербальный интеллект развиты примерно одинаково и укладываются в диапазон низкой нормы (НевербальныйIQ– 84, ВербальныйIQ– 85).

При этом оценки практически по всем субтестам у испытуемого оказались ниже среднестатистической возрастной нормы.

Анализ структуры интеллектуальной деятельностиотражает значительное понижение группы показателей, характеризующих невербальный (биологический базовый интеллект), а именно — память и внимание (концентрацию, переключаемость и объем).

Самыми низкими оказались показатели по субтестам «Кодирование», «Арифметика» и «Кубики Косса». На фоне низкой нормы они выглядят как западения и укладываются в диапазон пограничной зоны между нормой и интеллектуальным дефектом.

Низкий балл по субтесту «Арифметика» говорит о том, что у испытуемого страдает оперативная память, концентрация внимания и оперативное мышление. Клиническое значение субтеста – характеристика «оперативного» мышления, важного в диагностике органических заболеваний головного мозга и отчасти шизофрении, он чувствителен также к «эмоциональной дезорганизации» при тревожных состояниях. Низкий показатель по субтесту «Кубики Косса» свидетельствует о недостатке конструктивного мышления, а также затрудненности пространственного анализа и синтеза. Субтест «Кубики Косса» обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии. А выраженное снижение показателей по субтесту «Кодирование» свидетельствует о нарушениях визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, снижении скорости образования навыка и психомоторной недостаточности.

12 стр., 5791 слов

Методика развития творческого мышления у подростков

... образы. По данным отечественных психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть детей ... резким снижением успеваемости и потерей интереса к учебе, неприятием общепринятых социальных норм и правил, появлением девиантного поведения. Но ребенок продолжает учиться в ...

В диапазон ниже среднестатистической нормы в интеллектуальном профиле испытуемого вошли показатели по субтестам «Общая осведомленность» и «Понятливость».

Низкий балл по субтесту «Общая осведомленность» свидетельствует о низком объеме и уровне знаний, плохой способности сохранять знания в долговременной памяти, недостаточной общей образованности испытуемого. Важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему в гораздо меньшей степени, чем по другим тестам подвержены «ухудшению» в связи с тем или иным заболеванием и поэтому в клинике этот субтест рассматривают как показатель «преморбидной» характеристики интеллекта больного. А низкий балл по субтесту «Понятливость», говорит о невысоком социальном интеллекте, необходимом для адаптации человека в обществе, недостатке житейского опыта, чувства юмора и здравого смысла.

Т.о., по методике Векслера и методикам на исследование когнитивных процессов у испытуемого диагностируются признаки двух патопсихологических симптомокомплексов: личностно-аномального и частично органического (лабильный вариант), а низкий уровень интеллекта (плохая норма), мотивационная недостаточность и некоторое снижение критичности усугубляют картину и создает впечатление некоторой неадекватности.

Исследование личности.

Анализируя результаты методики MMPI, следует учитывать противоречивое отношение испытуемого к обследованию, проявляющееся в стремлении, с одной стороны придать своим ответам социально одобряемый характер, а с другой – подчеркнуть, выставить напоказ имеющиеся недостатки и слабости. Код профиля личности (4,9,8,6\0) с ведущим изолированным пиком по шкале «Психопатия», отражает затруднения социализации, связанные с недостаточной способностью исследуемого воспринимать обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей. Затруднения в межличностной сфере обусловлены у таких личностей как испытуемый отсутствием способности к интуитивному пониманию окружающих, что приводит к нарушению социальной адаптации. Исследуемый характеризуется неконформным (отличающимся от группового стандарта) поведением и возможной склонностью к девиантным (асоциальным) поступкам, что обусловлено у него трудностями приспособления к тем или иным условиям, а также неспособностью четко осознавать социальную норму. Протест против принятых норм может ограничиваться семьей и ближайшим внесемейным окружением, но может приобретать и генерализованный характер. Неспособность организовывать свою деятельность в соответствии с устойчивыми мнениями, интересами и целями, делает поведение испытуемого непредсказуемым. С этим же обстоятельством, по-видимому, связано его неумение планировать будущие поступки и пренебрежение последствиями своих действий. Недостаточная способность обследуемого извлекать пользу из собственного негативного опыта, ведет к повторным конфликтам с окружающими. Непосредственная реализация возникающих побуждений в поведении и недостаточность прогнозирования приводят к отсутствию тревоги и страха перед потенциальным наказанием. Реальное наказание, если оно значимо, может провоцировать у испытуемого агрессивные реакции. Агрессия при этом будет обусловлена самим фактом наказания, а не той ситуацией, которая привела к наказанию. В ситуации прямого обвинения, испытуемый, как правило, будет злиться по поводу того, что его наказывают, а не раскаиваться в совершенном поступке. В межличностных отношениях лица с личностным профилем, как у обследуемого, отличаются поверхностными и нестойкими контактами. У них редко возникает чувство глубокой привязанности. Они могут быть приняты в кратковременном общении, но при длительном знакомстве обычно обнаруживается ненадежность этих личностей, их склонность к дисфориям. В патологических случаях асоциальные тенденции могут проявляться в беспричинной агрессивности, чрезмерной назойливости, лживости, сексуальной несдержанности, реализации асоциальных влечений. Совершая асоциальные поступки лица с таким личностным профилем, как у испытуемой, мало заботятся о получении выгод и не принимают во внимание возможность разоблачения и опасных для них самих последствий таких поступков. Неадекватно повышенная самооценка у исследуемого позволяет ему объяснять свои действия посредством провозглашения необязательности для себя правил установленных для всех остальных. Следует отметить, что результаты методикиMMPIне соответствуют позиции нормативности, которую испытуемый декларирует в беседе.

13 стр., 6055 слов

Психологические характеристики испытуемых с разными индивидуально ...

... проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к ... стремлюсь заранее представить последовательность своих действий.         6. Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам ...

Кроме того, у испытуемого диагностируются: пассивная психотерапевтическая позиция, отрицание, как основной механизм психологической защиты и неконструктивные механизмы совладания со стрессом в виде подавления эмоций и активного избегания. Корригирующие мероприятия в психодинамическом ключе затруднены в силу личностных особенностей испытуемого, невысокого уровня интеллектуального развития и отсутствия мотивации к психотерапии, как таковой.

Клинический психолог