Психология (душа, учение) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности.
Предметом психологии является:
- Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и формировать, регулировать деятельность субъекта и его поведения.
- Психическая деятельность и процессы взаимоотношения с реальностью.
- Особенности развития и функционирования психики.
Направления в психологии:
- Интроспекция (смотреть внутрь) – самонаблюдение.
- Дуализм (двойственный) – учение, рассматривающее духовное и материальное как равнозначные начала.
- Бихевиоризм (поведение) – изучает поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порождённые исключительно внешними причинами.
- Гештальтпсихология – используют для объяснения сложных психических явлений, принцип их целостности.
- Психоанализ – считает, что основную роль в поведение человека принадлежит бессознательно влечениям и инстинктам.
- Когнитивная психология – изучает познавательные процессы.
- Генетическая психология
- Гуманистическая психология. Её цель – самосовершенствование личности.
- Теория отражения – теория психических явлений как отражение действительности.
- Транстреональная психология – изучает множественность состояния сознания, духовный кризис, развитие интуиции, творчество, личностные ресурсы.
Управленческая психология – отрасль психологии, целью которой являются исследования и психологическое обеспечение решение проблем, организации деятельности в условиях рыночной системы хозяйствования.
Основными предметами управленческой психологии является:
- Личность, её особенности и развитие.
- Лидерство и принятие управленческих решений.
- Мотивирование и климат в коллективе.
- Конфликт и стресс.
Основные принципы:
- Детерминизм – действие людей определяются наследственностью и предшествующими событиями их жизни.
- Развитие – переход из одного состояния в другое, более совершенное.
- Система – единство взаимосвязанных частей составляющих целое.
Метод (путь к чему-либо) – способ деятельности осуществления научного исследования:
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по ... поведении и переживаниях человека как следствие его развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, ...
- Наблюдение.
- Эксперимент (проба, опыт).
- Личностные опросники: черт личности, опросники мотивов, интересов, ценностей.
- Проективный: ассоциативный (тест незаконченных предложений), интерпретационный (тест ТАТ, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображённые на картинках), рисунок- точка.
- Изучение продуктов деятельности (изобретения, книги, письма).
- Биографический метод.
- Беседа.
- Интервью.
- Анкета (список вопросов).
- Метод лонгитнодный (долгота) – изучение психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени.
Валидность (подтверждать) – мера соответствия результатов исследования, цели тестирования.
Надёжность – повторное тестирование.
Деловая игра – форма обучения, имитационная модель, как средство эффективного усвоения полученных знаний и непосредственного перехода от учёбы к практике.
Тренинг – выработка определённых навыков для специалистов, интенсивное обучение, через активность всех участников.
09.09.11.
Личность и её структура
1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
2.Системное качество индивида, определяемое включённостью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении.
Быть личностью – значит:
- Осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;
- Оценивать последствия принятых решений и держать ответ за них пред собой и перед обществом;
- Постоянно саморазвиваться;
- О
Структура личности
бладать свободой выбора и нести за неё ответственность.
Внутренняя
Внешняя
Психические процессы
Психолого-физические качества
1.По территориальному признаку;
2.По статусу;
3.По национальному признаку.
1.Ощущения
2.Восприятие
3.Внимание
4.Память
5.Мышление
6.Эмоции
1.Темперамент
2.Характер
3.Воля
4.Способности
5.Убеждения
Психологические школы изучения личности.
1.Фрейдизм (психоанализ).
Основатель Зигмунд Фрейд.
2.Бихевиоризм. Основатель Джон Уотсон.
3.Гештальтпсихология.
4.Гуманистическая психология. Представители: Абрахам Маслоу, Г.Мерфи, Г.А.Мюррей, В.Франкл.
5.Когнитивная психология (познание).
Представители: У.Найсер, Дж.Келли, Г.Саймон и т.д.
Общий вид основных направлений изучения личности.
Направление психологии |
Предмет исследования |
Фрейдизм |
Бессознательное |
Бихевиоризм |
Поведение |
Гештальтпсихология |
Целостные структуры личности |
Гуманистическая психология |
Личность, индивидуальность |
Когнитивная психология |
Познавательные процессы |
Когнитивные особенности личности: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Коммуникация.
- Форма общения двух и более субъектов.
- Обмен информацией, целью является обеспечение понимания.
- Взаимное влияние партнёров.
Ощущения.
Реакция организма на внешние раздражители.
Восприятие.
Форма целостного психического отражения в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Свойства восприятия:
- Предметность;
- Целостность;
- Осмысленность;
- Избирательность.
Типы людей по ведущему каналу восприятия.
Тип собеседника |
Ключевые слова |
Фразы для общения с данным типом |
Визуал |
Видеть, точка зрения, рисовать, озарение, мрачный, бледный… |
Я это вижу. Мне ясно. Посмотрим на ситуацию с другой точки зрения. |
Аудиал |
Слышать, звучать, шум, звонкий, мелодичный… |
Это звучит странно. Мне многое пришлось выслушать. Кричащая одежда. |
Кинестетик |
Ощущать, трогать, брать, нащупать, теплый, мягкий, гладкий, колючий, сухой, ароматный, сладкий, свежий… |
У него такое кислое лицо. Я постоянно натыкаюсь на препятствия. Моя жизнь протекала ровно и гладко. |
Любой тип |
Нейтральные слова: верить, думать, знать, понимать, уважительный, доверчивый… |
Я думаю, мы можем принять вашу идею. Я не знаю, почему так случилось. |
Примерные нормы приближения общающихся людей:
Вид общения |
Расстояние (см) |
Ситуация общения |
Интимное |
0 – 45 |
Общение близких людей |
Персональное |
45 – 120 |
Общение со знакомыми |
Социальное |
120 – 400 |
Официальное общение |
Публичное |
400 – 750 |
Выступление перед аудиторией |
Практическая работа №1. «Типы людей по ведущему каналу восприятия и способы общения с ними»
Цель: Определить свой тип по ведущему каналу восприятия и способы общения с этим типом.
Инструкция: Система (Визуал – Аудиал – Кинестетик) ВАК предназначена для определения ведущего канала восприятия. Всего их три – слух, зрение и осязание.
- да Визуал — 9
- да Аудиал — 11
- да Кинестетик — 8
- да
- да
- нет
- да
- да
- да
- да
- да
- нет
- да
- нет
- да
- нет
- нет
- нет
- да
- да
- нет
- да
- нет
- нет
- нет
- нет
- нет
- нет
- да
- нет
- да
- да
- да
- да
- да
- да
- да
- нет
- нет
- да
- нет
- да
- нет
- да
- нет
- да
- да
- да
Тест: ведущий канал восприятия.
1) *
2) @
3) @
4) +
5) @
6) *
7) *
8) +
9) @
10) +
11) *
12) *
13) @
14) *
15) *
+ Визуал – 3
* Аудиал — 7
@ Кинестетик – 5
Аудиал |
Визуал |
Кинестетик |
* |
||
* |
||
* |
||
* |
* |
|
* |
Результат: По результатам тестирования у меня преобладает Аудиальный тип воспроизведения.
При общении со мной можно использовать следующие фразы: «Слышала ли ты этот звук?» «Послушай песню»
Предпочитаю среднее расстояние при общении.
Вывод: Для того чтобы заинтересовать собеседника необходимо определить преобладающий у него элемент общения и общаться на этом уровне.
Необходимо помнить, что элемент общения у любого человека подвержен постоянным изменениям, и неодинаков даже в пределах одного дня. Возможно, постепенно во время беседы перевести собеседника свой преобладающий элемент.
14. 09. 2011
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Виды внимания.
ВИД |
ОСНОВНАЯ ХАРАКТКРИСТИКА |
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ |
Непроизвольное |
Непроизвольность. Легкость возникновения. Легкость переключения. |
Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего; эмоциональный отклик раздражителя. |
Произвольное |
Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий. Утомляет. |
Постановка (принятие) задачи |
Послепроизвольное |
Сохраняется целенаправленность. Снижается напряжение. |
Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес |
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
Процессы памяти:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение;
- узнавание;
Виды памяти:
- Кратковременная
- Долговременная
- Оперативная (вкл. элементы кратковременной и долговременной)
- Произвольная
- Непроизвольная
Индивидуальные типы запоминания:
- Наглядно – образный тип;
- Словесно – логический тип; (лучше запоминает формулы, понятия)
- Эмоциональный тип;
- Феноменальная память;
Успешность памяти:
1 – от степени завершенности действия запоминания;
2 – от интересов и склонностей личности;
3 – от отношения личности к той или иной деятельности;
4 – от эмоционального настроения;
5 – от волевого усилия;
Воображение – психологический процесс, заключающийся в создании новый образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Мышление – форма психического отражения окружающей действительности, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Качества мышления:
- Широта – способность охватить весь процесс целиком;
- Глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;
- Самостоятельность – умение самостоятельно решать новые задачи;
- Гибкость – способность быстро разобраться в новой ситуации и принять решения;
- Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли;
Практическая работа №2 «Метод пиктограмм»
Цель. «Изучить методы и провести исследование и особенностей памяти, мышления.
Инструкция: Предлагается запомнить 15 слов сделав при этом рисунок, помогающий запоминанию.
Стимульный материал: предлагается лист бумаги, простой карандаш и набор слов для запоминания, например: летний вечер, страх, тяжелая работа, болезнь, мечта, вкусный ужин, развитие, дружба и т.д.
Инструкция для испытуемого: «Сейчас, я зачитаю Вам слова, которые надо хорошо запомнить и повторить в конце занятия. Чтобы было легче справиться с заданием, вы можете нарисовать что-нибудь, что вам напомнит каждое слово. Качество рисунков не имеет значение.
Вывод:
1. Я воспроизвела 14 слов из 15 (Норма составляет 14 — 15 слов) Что говорит о нормальном объеме памяти.
2. Рисунки связаны с темой отражают суть предметов, что говорит о достаточном уровне образного мышления.
3. Нормальный уровень памяти и мышления, что свидетельствует об интеллектуальной норме.
4. По анализу расположения рисунков можно сделать вывод, что я способен правильно организовать свою деятельность.
Индивидуально – типологические особенности личности.
Темперамент, характер способности.
Темперамент – проявление индивидуально – типологических свойств личности в поведении;
Теории темперамента.
1. Гуморальная теория.
2. Теория П.Ф. Лесгафта
3. Конституционная теория Кречмера – Шелдона.
а) астеник – характеризуется длинной худой грудной клеткой; слабая мускулатура;
б) пикник – широкая грудь, коренастый, широкой фигурой. Круглая голова, выступающий животик;
в) атлетик – преобладает костно–мускулатурная система, атлетичность и сила;
г) дипластик — неправильное телосложение.
Основным недостатком гуморальных и морфологических (конституционных) теории является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимым для этого свойства.
4. Теория И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека.
— Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы – темперамент сангвиника;
— Сильный уравновешенный, инертный – темперамент флегматика;
— Сильный неуравновешенный – темперамент холерик;
— Слабый — темперамент меланхолика;
Психологические характеристики типов темперамента:
Холерик.
Достоинства: инициативность, активность, энергичность, настойчивость, быстрая скорость реакции, способность преобладать барьеры, использует свою энергию.
Недостатки: склонность к скандалам (конфликтность), вспыльчивость, агрессивность, импульсивность, сарказм;
Флегматик:
Достоинства: хладнокровное использование его планов; эмоциональная устойчивость;
Недостатки: ригидность, скорость реакции в ситуациях;
Меланхолик:
Достоинства: владеет большим объемом информации, стремление и упорядочения информации
Недостатки: неуверенность, повышенная тревожность;
Сангвиник:
Достоинства: чувство юмора, оптимизм, лабильность, уверенность;
Недостатки: изменчивость, не доводит дело до конца, переключается на другую работу, склонность к уравниванию всех людей как «интересных», легкомысленность;
Психологические особенности темперамента в управлении
Сангвиник – способен консолидировать вокруг себя людей; Создает атмосферу жизнерадостности, снимает напряжение людей;
Холерик – способен преодолевать препятствия, целесообразно привлекать людей в тех случаях, когда требуется включать всех в действия., вовлекать в работу;
Флегматик – обладает высокой работоспособностью, прочно запоминает усвоенное; не любит менять привычек, работу, друзей.
Меланхолик – можно поручить капаться в большом объеме информации.
Практическая работа №3.
Г.Айзенк выявил 2 главных фактора: экстраверсия, интроверсия и невротизм.
Экстраверт – ориентация личности на внешний мир.
Свойственно: общительность, гибкость поведения, большая инициативность, но малая настойчивость.
Интроверсия – ориентация на внутренний мир.
Свойственно: замкнутостью, социальная настойчивость при большой настойчивости склонность к анализу.
Нейротизм – эмоциональная устойчивость, тревожность, уровень самоуважения и возможных вегетативных расстройств, зрелость и адаптированность.
Ключ:
Экстраверсия: норма 11-14 баллов;
Нейротизм: норма 10-15 баллов;
Шкала лжи: норма 4-5 балов, всё что ниже или выше, говорит о тенденции к приукрашиванию или преуменьшении своих качеств, о желании казаться лучше или хуже.
Вывод: по результатам диагностики по типу темперамента я ______________________.
Шкала экстраверсии ______баллов, что соответствует __________(рекомендации),
Шкала нейротизм ________баллов, что соответствует ___________(рекомендации),
Шкала лжи_____ баллов, что говорит о тенденции «Свои слабости надо знать, чтобы не дать им развиться!»
Кант
Характер – Это черта, отпечаток, штамп.
А.Ф.Лавурский, Ю.П.Платонов, В.Д.Небылицын, В.Н.Мясищев, Б.М.Теплов.
Н.А.Ананьева считала:
Характер – это алгоритм поведения, который фиксируется у человека.
Характер представляет устойчиво повторяющиеся черты и их сочетания.
Характер – частота повторяющихся действий, способы поведения, направленные для воздействия на среду.
Характер – индивидуальный стиль поведения, связанный с возможностью решения собственных потребностей, желаний, мотивов, с механизмами психологической защиты.
Акцентуация характера
- «заострённость» какой-либо черты, наиболее яркая её выраженность.
- выраженность акцентуации характера может быть различной: от лёгкой, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.
- акцентуация характера проявляются не постоянно, со временем они могут исчезнуть.
Практическая работа №6. «Типы акцентуации личности»
Цель:
- Выявить свой тип акцентуации характера;
- Рассмотреть особенности общения и поведения;
- Определить предпочитаемую сферу деятельности.
- +
- –
- +
- +
- –
- –
- +
- –
- +
- +
- +
- +
- –
- –
- +
- +
- +
- +
- +
- –
- –
- +
- +
- +
- –
- +
- –
- –
- +
- –
- +
- +
- +
- +
- –
- +
- +
- +
- –
- +
- –
- –
- –
- –
- +
- +
- +
- –
- –
- –
- –
- +
- +
- –
- +
- +
- +
- –
- +
- +
- –
- –
- +
- +
- +
- +
- +
- –
- –
- +
- –
- +
- +
- –
- +
- –
- +
- –
- –
- –
- –
- –
- +
- +
- +
- +
- –
- –
Тип акцентуации |
Особенности общения и поведения |
Предпочитаемая деятельность |
Демонстративный тип |
Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой. |
Работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами. |
Застревающий тип |
«Застревает» на своих мыслях, чувствах, не может забыть обид, «сводить счёты», несговорчив, склонен к склокам, властолюбив. |
Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя. |
Педантичный тип |
На службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью. |
Профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». |
Возбудимый тип |
Повышенная раздражимость, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудность», но возможны льстивость и услужливость (как маскировка). |
Физический труд, атлетические виды спорта |
Гипертимный тип |
Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, самостоятелен, стремится к риску, лидерству, не реагирует на замечания, игнорирует наказания. |
Работа, связанная с общением |
Дистимический тип |
Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. |
Работа, не требующая широкого круга общения. |
Тревожно-боязливый тип |
Пониженный фон настроения, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. |
Нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения. |
Аффективно-экзальтированный тип |
Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, словоохотливость, влюбчивость. |
Сфера искусств |
Эмотивный тип |
Возможные частные подъёмы и спады настроения. |
Интересы зависят от настроения |
Циклотимный тип |
Чрезмерная чувствительность, ранимость. |
Сфера искусства, медицина, воспитание детей, уход за животными. |
Название шкалы |
Знак ключа |
№ вопроса |
Коэффициент |
Сумма |
Дм |
Плюс |
1,1,1,1,0,0,1,1,1,1,0 |
*2 |
18 |
Минус |
1 |
|||
З |
Плюс |
0,1,1,1,0,1,0,0,0 |
*2 |
8 |
Минус |
0,0,0 |
|||
П |
Плюс |
1,0,1,1,0,0,0,0,1,0,1 |
*2 |
10 |
Минус |
0 |
|||
В |
Плюс |
0,0,0,0,1,1,0,1 |
*3 |
9 |
Г |
Плюс |
1,1,1,0,1,1,1,1 |
*3 |
21 |
Дис |
Плюс |
1,0,0,1,0 |
*3 |
6 |
Минус |
0 |
|||
Т |
Плюс |
1,0,1,0,1,0,0 |
*3 |
9 |
Минус |
0,0,0 |
|||
Эк |
Плюс |
1,1,0,0 |
*6 |
12 |
Эм |
Плюс |
1,0,0,1,1,0,0 |
*3 |
12 |
Минус |
1 |
|||
Ц |
Плюс |
0,1,0,1,0,0,1,1 |
*3 |
12 |