Основные принципы и методы управленческой психологии 2

Психология (душа, учение) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности.

Предметом психологии является:

  1. Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и формировать, регулировать деятельность субъекта и его поведения.
  2. Психическая деятельность и процессы взаимоотношения с реальностью.
  3. Особенности развития и функционирования психики.

Направления в психологии:

  1. Интроспекция (смотреть внутрь) – самонаблюдение.
  2. Дуализм (двойственный) – учение, рассматривающее духовное и материальное как равнозначные начала.
  3. Бихевиоризм (поведение) – изучает поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порождённые исключительно внешними причинами.
  4. Гештальтпсихология – используют для объяснения сложных психических явлений, принцип их целостности.
  5. Психоанализ – считает, что основную роль в поведение человека принадлежит бессознательно влечениям и инстинктам.
  6. Когнитивная психология – изучает познавательные процессы.
  7. Генетическая психология
  8. Гуманистическая психология. Её цель – самосовершенствование личности.
  9. Теория отражения – теория психических явлений как отражение действительности.
  10. Транстреональная психология – изучает множественность состояния сознания, духовный кризис, развитие интуиции, творчество, личностные ресурсы.

Управленческая психология – отрасль психологии, целью которой являются исследования и психологическое обеспечение решение проблем, организации деятельности в условиях рыночной системы хозяйствования.

Основными предметами управленческой психологии является:

  1. Личность, её особенности и развитие.
  2. Лидерство и принятие управленческих решений.
  3. Мотивирование и климат в коллективе.
  4. Конфликт и стресс.

Основные принципы:

  1. Детерминизм – действие людей определяются наследственностью и предшествующими событиями их жизни.
  2. Развитие – переход из одного состояния в другое, более совершенное.
  3. Система – единство взаимосвязанных частей составляющих целое.

Метод (путь к чему-либо) – способ деятельности осуществления научного исследования:

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по ... поведении и переживаниях человека как следствие его развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, ...

  1. Наблюдение.
  2. Эксперимент (проба, опыт).
  3. Личностные опросники: черт личности, опросники мотивов, интересов, ценностей.
  4. Проективный: ассоциативный (тест незаконченных предложений), интерпретационный (тест ТАТ, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображённые на картинках), рисунок- точка.
  5. Изучение продуктов деятельности (изобретения, книги, письма).
  6. Биографический метод.
  7. Беседа.
  8. Интервью.
  9. Анкета (список вопросов).
  10. Метод лонгитнодный (долгота) – изучение психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени.

Валидность (подтверждать) – мера соответствия результатов исследования, цели тестирования.

Надёжность – повторное тестирование.

Деловая игра – форма обучения, имитационная модель, как средство эффективного усвоения полученных знаний и непосредственного перехода от учёбы к практике.

Тренинг – выработка определённых навыков для специалистов, интенсивное обучение, через активность всех участников.

09.09.11.

Личность и её структура

1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

2.Системное качество индивида, определяемое включённостью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении.

Быть личностью – значит:

  • Осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;
  • Оценивать последствия принятых решений и держать ответ за них пред собой и перед обществом;
  • Постоянно саморазвиваться;
  • О

    Структура личности

    бладать свободой выбора и нести за неё ответственность.

Внутренняя

Внешняя

Психические процессы

Психолого-физические качества

1.По территориальному признаку;

2.По статусу;

3.По национальному признаку.

1.Ощущения

2.Восприятие

3.Внимание

4.Память

5.Мышление

6.Эмоции

1.Темперамент

2.Характер

3.Воля

4.Способности

5.Убеждения

Психологические школы изучения личности.

1.Фрейдизм (психоанализ).

Основатель Зигмунд Фрейд.

2.Бихевиоризм. Основатель Джон Уотсон.

3.Гештальтпсихология.

4.Гуманистическая психология. Представители: Абрахам Маслоу, Г.Мерфи, Г.А.Мюррей, В.Франкл.

5.Когнитивная психология (познание).

Представители: У.Найсер, Дж.Келли, Г.Саймон и т.д.

Общий вид основных направлений изучения личности.

Направление психологии

Предмет исследования

Фрейдизм

Бессознательное

Бихевиоризм

Поведение

Гештальтпсихология

Целостные структуры личности

Гуманистическая психология

Личность, индивидуальность

Когнитивная психология

Познавательные процессы

Когнитивные особенности личности: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Коммуникация.

  • Форма общения двух и более субъектов.
  • Обмен информацией, целью является обеспечение понимания.
  • Взаимное влияние партнёров.

Ощущения.

Реакция организма на внешние раздражители.

Восприятие.

Форма целостного психического отражения в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия:

  1. Предметность;
  2. Целостность;
  3. Осмысленность;
  4. Избирательность.

Типы людей по ведущему каналу восприятия.

Тип собеседника

Ключевые слова

Фразы для общения с данным типом

Визуал

Видеть, точка зрения, рисовать, озарение, мрачный, бледный…

Я это вижу. Мне ясно. Посмотрим на ситуацию с другой точки зрения.

Аудиал

Слышать, звучать, шум, звонкий, мелодичный…

Это звучит странно. Мне многое пришлось выслушать. Кричащая одежда.

Кинестетик

Ощущать, трогать, брать, нащупать, теплый, мягкий, гладкий, колючий, сухой, ароматный, сладкий, свежий…

У него такое кислое лицо. Я постоянно натыкаюсь на препятствия. Моя жизнь протекала ровно и гладко.

Любой тип

Нейтральные слова: верить, думать, знать, понимать, уважительный, доверчивый…

Я думаю, мы можем принять вашу идею. Я не знаю, почему так случилось.

Примерные нормы приближения общающихся людей:

Вид общения

Расстояние (см)

Ситуация общения

Интимное

0 – 45

Общение близких людей

Персональное

45 – 120

Общение со знакомыми

Социальное

120 – 400

Официальное общение

Публичное

400 – 750

Выступление перед аудиторией

Практическая работа №1. «Типы людей по ведущему каналу восприятия и способы общения с ними»

Цель: Определить свой тип по ведущему каналу восприятия и способы общения с этим типом.

Инструкция: Система (Визуал – Аудиал – Кинестетик) ВАК предназначена для определения ведущего канала восприятия. Всего их три – слух, зрение и осязание.

  1. да Визуал — 9
  2. да Аудиал — 11
  3. да Кинестетик — 8
  4. да
  5. да
  6. нет
  7. да
  8. да
  9. да
  10. да
  11. да
  12. нет
  13. да
  14. нет
  15. да
  16. нет
  17. нет
  18. нет
  19. да
  20. да
  21. нет
  22. да
  23. нет
  24. нет
  25. нет
  26. нет
  27. нет
  28. нет
  29. да
  30. нет
  31. да
  32. да
  33. да
  34. да
  35. да
  36. да
  37. да
  38. нет
  39. нет
  40. да
  41. нет
  42. да
  43. нет
  44. да
  45. нет
  46. да
  47. да
  48. да

Тест: ведущий канал восприятия.

1) *

2) @

3) @

4) +

5) @

6) *

7) *

8) +

9) @

10) +

11) *

12) *

13) @

14) *

15) *

+ Визуал – 3

* Аудиал — 7

@ Кинестетик – 5

Аудиал

Визуал

Кинестетик

*

*

*

*

*

*

Результат: По результатам тестирования у меня преобладает Аудиальный тип воспроизведения.

При общении со мной можно использовать следующие фразы: «Слышала ли ты этот звук?» «Послушай песню»

Предпочитаю среднее расстояние при общении.

Вывод: Для того чтобы заинтересовать собеседника необходимо определить преобладающий у него элемент общения и общаться на этом уровне.

Необходимо помнить, что элемент общения у любого человека подвержен постоянным изменениям, и неодинаков даже в пределах одного дня. Возможно, постепенно во время беседы перевести собеседника свой преобладающий элемент.

14. 09. 2011

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Виды внимания.

ВИД

ОСНОВНАЯ ХАРАКТКРИСТИКА

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Непроизвольное

Непроизвольность.

Легкость возникновения.

Легкость переключения.

Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего; эмоциональный отклик раздражителя.

Произвольное

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий. Утомляет.

Постановка (принятие) задачи

Послепроизвольное

Сохраняется целенаправленность. Снижается напряжение.

Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Процессы памяти:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • узнавание;

Виды памяти:

  • Кратковременная
  • Долговременная
  • Оперативная (вкл. элементы кратковременной и долговременной)
  • Произвольная
  • Непроизвольная

Индивидуальные типы запоминания:

  • Наглядно – образный тип;
  • Словесно – логический тип; (лучше запоминает формулы, понятия)
  • Эмоциональный тип;
  • Феноменальная память;

Успешность памяти:

1 – от степени завершенности действия запоминания;

2 – от интересов и склонностей личности;

3 – от отношения личности к той или иной деятельности;

4 – от эмоционального настроения;

5 – от волевого усилия;

Воображение – психологический процесс, заключающийся в создании новый образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Мышление – форма психического отражения окружающей действительности, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Качества мышления:

  • Широта – способность охватить весь процесс целиком;
  • Глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;
  • Самостоятельность – умение самостоятельно решать новые задачи;
  • Гибкость – способность быстро разобраться в новой ситуации и принять решения;
  • Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли;

Практическая работа №2 «Метод пиктограмм»

Цель. «Изучить методы и провести исследование и особенностей памяти, мышления.

Инструкция: Предлагается запомнить 15 слов сделав при этом рисунок, помогающий запоминанию.

Стимульный материал: предлагается лист бумаги, простой карандаш и набор слов для запоминания, например: летний вечер, страх, тяжелая работа, болезнь, мечта, вкусный ужин, развитие, дружба и т.д.

Инструкция для испытуемого: «Сейчас, я зачитаю Вам слова, которые надо хорошо запомнить и повторить в конце занятия. Чтобы было легче справиться с заданием, вы можете нарисовать что-нибудь, что вам напомнит каждое слово. Качество рисунков не имеет значение.

Вывод:

1. Я воспроизвела 14 слов из 15 (Норма составляет 14 — 15 слов) Что говорит о нормальном объеме памяти.

2. Рисунки связаны с темой отражают суть предметов, что говорит о достаточном уровне образного мышления.

3. Нормальный уровень памяти и мышления, что свидетельствует об интеллектуальной норме.

4. По анализу расположения рисунков можно сделать вывод, что я способен правильно организовать свою деятельность.

Индивидуально – типологические особенности личности.

Темперамент, характер способности.

Темперамент – проявление индивидуально – типологических свойств личности в поведении;

Теории темперамента.

1. Гуморальная теория.

2. Теория П.Ф. Лесгафта

3. Конституционная теория Кречмера – Шелдона.

а) астеник – характеризуется длинной худой грудной клеткой; слабая мускулатура;

б) пикник – широкая грудь, коренастый, широкой фигурой. Круглая голова, выступающий животик;

в) атлетик – преобладает костно–мускулатурная система, атлетичность и сила;

г) дипластик — неправильное телосложение.

Основным недостатком гуморальных и морфологических (конституционных) теории является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимым для этого свойства.

4. Теория И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека.

— Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы – темперамент сангвиника;

— Сильный уравновешенный, инертный – темперамент флегматика;

— Сильный неуравновешенный – темперамент холерик;

— Слабый — темперамент меланхолика;

Психологические характеристики типов темперамента:

Холерик.

Достоинства: инициативность, активность, энергичность, настойчивость, быстрая скорость реакции, способность преобладать барьеры, использует свою энергию.

Недостатки: склонность к скандалам (конфликтность), вспыльчивость, агрессивность, импульсивность, сарказм;

Флегматик:

Достоинства: хладнокровное использование его планов; эмоциональная устойчивость;

Недостатки: ригидность, скорость реакции в ситуациях;

Меланхолик:

Достоинства: владеет большим объемом информации, стремление и упорядочения информации

Недостатки: неуверенность, повышенная тревожность;

Сангвиник:

Достоинства: чувство юмора, оптимизм, лабильность, уверенность;

Недостатки: изменчивость, не доводит дело до конца, переключается на другую работу, склонность к уравниванию всех людей как «интересных», легкомысленность;

Психологические особенности темперамента в управлении

Сангвиник – способен консолидировать вокруг себя людей; Создает атмосферу жизнерадостности, снимает напряжение людей;

Холерик – способен преодолевать препятствия, целесообразно привлекать людей в тех случаях, когда требуется включать всех в действия., вовлекать в работу;

Флегматик – обладает высокой работоспособностью, прочно запоминает усвоенное; не любит менять привычек, работу, друзей.

Меланхолик – можно поручить капаться в большом объеме информации.

Практическая работа №3.

Г.Айзенк выявил 2 главных фактора: экстраверсия, интроверсия и невротизм.

Экстраверт – ориентация личности на внешний мир.

Свойственно: общительность, гибкость поведения, большая инициативность, но малая настойчивость.

Интроверсия – ориентация на внутренний мир.

Свойственно: замкнутостью, социальная настойчивость при большой настойчивости склонность к анализу.

Нейротизм – эмоциональная устойчивость, тревожность, уровень самоуважения и возможных вегетативных расстройств, зрелость и адаптированность.

Ключ:

Экстраверсия: норма 11-14 баллов;

Нейротизм: норма 10-15 баллов;

Шкала лжи: норма 4-5 балов, всё что ниже или выше, говорит о тенденции к приукрашиванию или преуменьшении своих качеств, о желании казаться лучше или хуже.

Вывод: по результатам диагностики по типу темперамента я ______________________.

Шкала экстраверсии ______баллов, что соответствует __________(рекомендации),

Шкала нейротизм ________баллов, что соответствует ___________(рекомендации),

Шкала лжи_____ баллов, что говорит о тенденции «Свои слабости надо знать, чтобы не дать им развиться!»

Кант

Характер – Это черта, отпечаток, штамп.

А.Ф.Лавурский, Ю.П.Платонов, В.Д.Небылицын, В.Н.Мясищев, Б.М.Теплов.

Н.А.Ананьева считала:

Характер – это алгоритм поведения, который фиксируется у человека.

Характер представляет устойчиво повторяющиеся черты и их сочетания.

Характер – частота повторяющихся действий, способы поведения, направленные для воздействия на среду.

Характер – индивидуальный стиль поведения, связанный с возможностью решения собственных потребностей, желаний, мотивов, с механизмами психологической защиты.

Акцентуация характера

  • «заострённость» какой-либо черты, наиболее яркая её выраженность.
  • выраженность акцентуации характера может быть различной: от лёгкой, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.
  • акцентуация характера проявляются не постоянно, со временем они могут исчезнуть.

Практическая работа №6. «Типы акцентуации личности»

Цель:

  1. Выявить свой тип акцентуации характера;
  2. Рассмотреть особенности общения и поведения;
  3. Определить предпочитаемую сферу деятельности.
  1. +
  2. +
  3. +
  4. +
  5. +
  6. +
  7. +
  8. +
  9. +
  10. +
  11. +
  12. +
  13. +
  14. +
  15. +
  16. +
  17. +
  18. +
  19. +
  20. +
  21. +
  22. +
  23. +
  24. +
  25. +
  26. +
  27. +
  28. +
  29. +
  30. +
  31. +
  32. +
  33. +
  34. +
  35. +
  36. +
  37. +
  38. +
  39. +
  40. +
  41. +
  42. +
  43. +
  44. +
  45. +
  46. +
  47. +
  48. +
  49. +
  50. +

Тип акцентуации

Особенности общения и поведения

Предпочитаемая деятельность

Демонстративный тип

Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой.

Работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами.

Застревающий тип

«Застревает» на своих мыслях, чувствах, не может забыть обид, «сводить счёты», несговорчив, склонен к склокам, властолюбив.

Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя.

Педантичный тип

На службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.

Профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа».

Возбудимый тип

Повышенная раздражимость, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудность», но возможны льстивость и услужливость (как маскировка).

Физический труд, атлетические виды спорта

Гипертимный тип

Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, самостоятелен, стремится к риску, лидерству, не реагирует на замечания, игнорирует наказания.

Работа, связанная с общением

Дистимический тип

Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность.

Работа, не требующая широкого круга общения.

Тревожно-боязливый тип

Пониженный фон настроения, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.

Нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения.

Аффективно-экзальтированный тип

Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, словоохотливость, влюбчивость.

Сфера искусств

Эмотивный тип

Возможные частные подъёмы и спады настроения.

Интересы зависят от настроения

Циклотимный тип

Чрезмерная чувствительность, ранимость.

Сфера искусства, медицина, воспитание детей, уход за животными.

Название шкалы

Знак ключа

№ вопроса

Коэффициент

Сумма

Дм

Плюс

1,1,1,1,0,0,1,1,1,1,0

*2

18

Минус

1

З

Плюс

0,1,1,1,0,1,0,0,0

*2

8

Минус

0,0,0

П

Плюс

1,0,1,1,0,0,0,0,1,0,1

*2

10

Минус

0

В

Плюс

0,0,0,0,1,1,0,1

*3

9

Г

Плюс

1,1,1,0,1,1,1,1

*3

21

Дис

Плюс

1,0,0,1,0

*3

6

Минус

0

Т

Плюс

1,0,1,0,1,0,0

*3

9

Минус

0,0,0

Эк

Плюс

1,1,0,0

*6

12

Эм

Плюс

1,0,0,1,1,0,0

*3

12

Минус

1

Ц

Плюс

0,1,0,1,0,0,1,1

*3

12