Игровая деятельность в процессе социализации детей.Сюжетно-ролевые игры как формы организации культурно-досуговой деятельности дошкольника

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3

Глава 1. Теоретические аспекты социализации дошкольников в процессе игровой деятельности

1.1 Социализация детей дошкольного возраста_________________________5

1.2 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника__________________ 11

Глава 2. Сюжетно-ролевые игры как формы организации культурно-досуговой деятельности дошкольника

2.1 Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте_________17

2.2 Роль игровой деятельности дошкольников на примере работы Детского сада № 492 Фрунзенского района г. Минска__________________________ 24

Заключение ______________________________________________________32

Список использованной литературы_________________________________34

Введение

На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социальных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими.

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальных навыков — способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.

В работах Г. А. Берулава, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия — через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

7 стр., 3001 слов

Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности

Реферат Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности Содержание Введение 1. Особенности развития игр. 2. Игра с сюжетно-образными игрушками. 3. Обучающие игры. 4. Игра с дидактическими игрушками. 5. Игра со строительным материалом. 6. Игра с предметами-орудиями, игрушечными орудиями труда. 7. Игры-забавы, развлечения. Заключение. Список литературы. Введение игра развитие ребенок ...

Целью исследования является определение роли игровой деятельности в процессе социализации детей.

Объектом исследования выступает игровая деятельность ребенка дошкольного возраста.

Предметом исследования является условия для социализации детей дошкольного возраста.

Методами исследования являются:

1.Анализ и синтез литературы по проблеме исследования.

2.Невключенное наблюдение.

Глава 1. . Теоретические аспекты социализации дошкольников в процессе игровой деятельности

1.1 Социализация детей дошкольного возраста

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по высказываниям Л. С. Выготского, рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

Социальное развитие (социализация) — «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений» [9, с. 18].

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста — процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

1 этап середина IX века – 1908 год: определяется предмет изучения и основные проблемы (сотрудничество психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов – большинство работ по социальной психологии было издано в этот период.) 2 этап до середины 40х годов XX века – появление научных социально-психологических школ ориентированных на связь теории с практикой. 3 этап с середины 40х годов ...

По мнению Р. Стеркиной, содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой — отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного “Я”, раскрытием творческих потенциалов личности [17, с. 28].

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.

В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.

Эффективность социального развития как результата социализации-индивидуализации обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого — приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Современные исследования личностного развития ребенка позволяют дополнить, конкретизировать обозначенный перечень и отнести к универсальным человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление которых осуществимо в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.

Развитие социальных навыков — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

3 стр., 1359 слов

«Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков».

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 Речь и ее роль в психическом развитии 4 2 Особенности общения у детей с нарушением речи 7 3 Особенности личностно-социального развития детей и подростков с нарушениями речи 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20 ВВЕДЕНИЕ Ребенок с самого рождения включен в разностороннюю систему социальных связей. Психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно- ...

По мнению Г.М. Андреевой, огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам [3, с. 186].

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития — нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте непереоценимо.

Т.М. Бабунова считает, что реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики [1, с. 78].

А.В. Мудрик считает важной ступенью социального развития ребенка, формирование у него социальных навыков.

Навык — «автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий» [13, с. 135].

В дошкольном возрасте у детей активно развиваются социально бытовые и социально — коммуникативные навыки.

8 стр., 3604 слов

Особенности социального развития умственно отсталых детей

... и социального развития умственно отсталого ребенка. Формирование личностных качеств умственно отсталых детей, так же как и любого иного ребенка, происходит в онтогенезе4. Огромную роль в воспитании ... социального развития умственно отсталых детей связано с такими особенностями их развития как: несформированность потребности в общении; трудности в овладении средствами общения (речью и социально- ...

Выделяют следующие группы социально — бытовых навыков, которыми дети должны овладеть в дошкольном возрасте:

— навыки по уходу за собой: умение одеваться, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться туалетом;

— навыки, относящиеся к питанию: умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.;

— элементарные движения: умение вытирать ноги при входе в помещение с улицы, сесть на стул, подниматься по лестнице и т.д.;

— навыки, относящиеся к ручному труду: умение держать иглу, сделать узелок на нитке, пришить пуговицу, сшить для куклы одежду, постирать для куклы и т.д.;

— уход за помещением: умение открыть окно, открыть дверь ключом, вытирать пыль, постелить постель, зажечь и выключить свет.

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем социально бытовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Формирование данной группы навыков осуществляется в рамках трудового воспитания детей [7, с. 34].

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.).

Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность [6, с. 49].

Хозяйственно — бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно — бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

5 стр., 2270 слов

руководство сенсорным развитием дошкольников.Особенности сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования 1..1. Особенности сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста 6 1.2. Руководство сенсорным развитием дошкольников 12 Глава 2. Педагогические условия сенсорного развития дошкольников 2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей 19 младшего дошкольного возраста 19 2.2. Создание развивающей ...

Определяя содержание и последовательность обучения детей социально — бытовым умениям и навыкам, необходимо учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно — гигиенические требования к его организации.

В ходе обучения социально — бытовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять сам……..

Список использованной литературы

1. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 1997. — 66 с.

2. Бабаева, Т.И. В игре ребенок познает мир, общается / Т.И. Бабаева. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 56 с.

3. Бабунова, Т.М. Актуальные проблемы дошкольного образования / Т. М. Бабунова; под ред. Т. М. Бабуновой. — Магнитогорск : Сфера, 2003. — 186 с.

4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — М. : Академия, 2008. — 284 с.

5. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Л.С. Выготский. — М., 1982. — 104 с.

6. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Голованова. — СПб. : Речь, 2004. — 146 с.

7. Дьяченко, О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста / О. М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. — 1992. — №2. — С. 18-24.

8. Загуменная, Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников / Л.А. Загуменная. — М.: Академия, 2003. — 34 с.

9. Иванова, Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание/ Н.О. Иванова. — 2001. — №4. — С. 34-41.

10. Князева, О. Новое направление в дошкольном образовании — развитие социальных навыков дошкольников / О. Князева. — Дошкольное воспитание. — 1998. — № 9. — с.79-82.

13 стр., 6011 слов

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

5 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт физической культуры Кафедра теоретических основ физического воспитания Курсовая работа Физическое воспитание детей дошкольного возраста Екатеринбург, 2007г. Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава. 1. Характеристика понятий 1.1 ...

11. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. — Журнал «Детский сад от А до Я» — 2004. — № 5. — С. 28-35.

12. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. — с. 96.

13. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 314 с.

14. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Д. В. Сергеева. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 114 с.

15. Смирнова, Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание / Е.Смирнова. — 2004. — №3. — С.69-71.

16. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова. — Дошкольное воспитание. — 1999. — № 10. — С. 32-39.

17. Стеркина, Р. «Я, ты, мы»: программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 7. — С. 21-35.

18. Эльконин, Д.Б. Психологические игры / Д.Б. Эльконин. — М., 1978. — с. 45.