1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе.

Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни.

Объект-человек, группа людей.

Предмет-психика человека, психология группы

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Лонгитюдный метод — это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов.

Эмпирические методы — наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними;

2.История становления современной психологии.

Существует 4 этапа.

1 этап- античный. На этом этапе сложились 2 точки зрения на то что есть душа.

Материалисты(Лукреций, Демокрит)- под душой аонимали разновидность материи.

Идеалисты(Платон)-считали что душа не имеет ничего общего с материей.Душа призвана управлять телом направляя жизнь человека.Над здоровьем души человек должен заботиться больше чем над здоровьем организма.

Вершиной античной психологии стал трактат Аристотеля ”о душе”( 4 вдо.н э)

2 этап- 17 век. Появилась необходимость изучать закономерности сознаня человека. Способность думать и чувствовать назвали сознанием.

Задача пс.- анализ состояния и содержание сознание.

Декарт ввел в научн. Оборот понятие рифлекса, открыл новую пс. Сущность о сознании человека.

Лейбниц- ввел понятие о бессознательной психологии.

3 этап- выделение пс. В самостоятельную науку 2 половине 19 века. Вунд в своей лаборотории изучает сознание( разбил на структуры: ощущение, обрызы, чувства)

Пс-наука о структуре сознания.

4 этап- начало ХХ века. В пс. Возникает кризисная ситуация ее причины:

1)Отрыв Пс от практики __2)Невозможность объяснить ряд основных проблем самой Пс. Вывод: кризис привел к краху(крушен.) сложивш. Основных направлений психологии.В следствии появились новые направления Пс:Геншталь Пс., психоонализ.

3.Место психологии в системе наук. Основные категории психологии.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки. План: 1. Изменение представлений о предмете психологии в первой половине XIX в. 1 2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2 2.1. Вильгельм Вундт (1832-1920). 2 2.2. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). 2 2.3. Франк Брентано (1838-1917). 2 Изменение представлений о предмете психологии в первой половинеXIXв. ...

С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез.

С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам — работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания.

Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития и тд.

4.Психика: сущность, содержание, структура

Психика ( «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

  • Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
  • Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.)

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, , развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

4 стр., 1825 слов

Лекция 8 — Психические свойства личности (темпераменты)

Лекция Курс «Психология и Педагогика» Тема 8. Психические свойства личности. Психические свойства личности. Направленность и установка личности. Темперамент и характер как свойства личности. Задатки и способности личности. Классификация личностей. Знания, навыки и умения как свойства личности. Личность– в общем плане, это совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая ...

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности.

Деятельность- форма поведения активности человека.

Деятельность- активное взаимодействие человека со средой.

Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека

Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические функции. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели.

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки.

6.Ощущение. Определение, виды, свойства.

Ощущение — процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира

Ощущение— простейший психический процесс, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Виды человеческих ощущений

1)Дистантные ощущения

Зрение,Слух,,Обоняние

2)Контактные ощущения

Вкус,осязание,боль

3) Глубинные ощущения(то есть то что внутри)

7.Внимание. Определение, виды, свойства.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека

Выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

3 стр., 1179 слов

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЗВ

Формирование сенсорных эталонов        На занятиях данного типа работа тифлопедагога направлена на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине, умений выделять эти информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета, навыков использования сенсорных операций в системе исследовательских действий.  & ...

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком.

Преднамеренное внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании.

8.Память. Определение, виды, свойства. Способы запоминания материала

Память- одна из пс. Функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать, и воспроизводить информ.

1)Память играет важную роль в жизни и проф. деятельности человека

2)Историческая память делает человека частью народа.

Пмять-процесс запоминания и воспоминания.

1)Запоминание 2)Хранение информ. 3)Воспроизводство информации

Свойства П- 1)V 2)Быстрота 3)точность 4)Длительность

9.Мышление. Определение, виды, формы, качество. Мыслительные операции.

Мышление- Совокупность умственных проц., лежащих в осн. познания

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных.

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил.

Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление, наоборот, — свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

Формы мышления.

1)Понятие — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим, специфическим для них признакам;

2)Суждение — форма М., в которой что-либо утвержд. или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

6 стр., 2748 слов

Базовые основания личности человека как фактор духовно-нравственного воспитания

 Янушкявичене О. Л. Мы знаем, что некоторые упущения развития в определенном возрасте не наверстываются впоследствии. Например, известно, что реальные «Маугли» не смогли стать людьми в социальном смысле. Музыкой или спортом нужно начать заниматься до какого-то возраста, иначе высоких результатов не будет. Однако все эти данные касаются определенных навыков, умений, но есть ведь еще очень ...

3)Умозаключение – вывод

Мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

10.Воображение. Определение, виды, свойства.

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.

Виды Воображения:

произвольные(это создание новых образов с помощью волевых усилий. )

непроизвольные(это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей.),

Мечта- построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществ.

Творческие- это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.)

Воссоздающее- это воображение на основе прочитанного или услышанного.

11.Речь. Определение, виды, свойства, функции.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Виды: Письменная, устная

Свойства:

Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей

Понятность речи — это правильное построение предложений

Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность

Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

12.Воля. Определение, волевые качества. Развитие воли

Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Проявляется в достижении сознательно поставленных целей

К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие.

Развитие воли: Упражнение, Самодисциплина, Добрые привычки, Значение принципов в деле выработки воли, Религия, как источник этих принципов.

13.Психические состояния и образования.

Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

4 стр., 1846 слов

Представления о строении и развитии личности в психологии сознания

Джемс. Блочная стратегия к строению личности. Автор первого учебника “Психология”, переведенного на русский язык; ввел понятие “поток сознания”, самоактуализирующаяся личность, личностная норма. Личность – вместилище блоков. Структура личности собирается из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами). Блоки располагаются по вертикали: ...

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.

Уровни проявления:

1)Физиологический(Гормональный, сердечнососудистый)

2)Моторной сферы(Мышечный тонус, мимика и жесты,голосов.характ.)

3)Эмоциональный 4)Когнитивный 5)Поведенческий 6)Социальный

Виды ПС. состояний: 1)По степени выраженности 2)По эмоциональному 3)По длительности 4)По системному уровню 5)По степени активации 6)По степени осознанности

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

14.Эмоции и чувства. Определение, виды.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

С точки зрения эволюции, эмоции — это более древняя форма отношения человека к окружающему миру, поэтому они присущи и животному, и человеку. Чувства же присущи только человеку.

Характеристика различных эмоций

Эмоции ожидания и прогноза(волнение,тревога,отчаяние,страх)

Удовлетворение и радость

Фрустрационные эмоции (фрустрация — расстройство, крушение планов, замыслов, надежд)-Обида, разочарование , стах , гнев ,печаль , уныние, горе.

Интелектуальные: Удивление, Интерес, Чувство юмора, уверенность.

Коммуникативные эм.: Веселье, смущение, смятение, стыд, вина

Характеристика различных чувств: Симпатия, Любовь, дружба, влюбленность, ревность, зависть, враждебность, счастье

15.Человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Определение понятий и их характеристика.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития

Отделение заочного обучения Специальность 44.02.04 Домашняя контрольная работа По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР» (3 курс, 1 семестр) Задание: разработать практические проблемные ситуации по формированию нравственного поведения у детей ...

Человек выступает как: организм; индивид; индивидуальность , носитель ролей , личность

Индивид — отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность

Индивидуальность проявляется:1)Характер 2)Темперамент 3)привычки 4)Кач. Познаваемых процессов 5)Способности и тд

16.Психологическая сущность, признаки и структура личности

Образ мира — психологическая сущность

Понятие «личность» гораздо шире, чем такие понятия, как «индивид», «индивидуальность». Если индивид — это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность — это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Структура личности:

1)Биологический аспект(представлен психикой личности)- процессы, состояния, свойства, образования

2)Социальный аспект(проявляется в мировозрании)- знания, взгляды, убеждения.

Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты.

Супер Эго( сверх Я)=сверхсознательное( ценности, нравственность духовность, самоконтроль,)

Эго(я)=сознание. (Разум, рассудок, принцип реальн., внеш.контроль)

Подсознательное, безсознательное

17.Направленность личности. Характеристика основных элементов направленности.

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Направленность личности характеризуется желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениями, мировоззрением, которые являются её основными элементами.

Желание — это психическое состояние, выражающее осознание потребности, её объектов и возможных путей её удовлетворения. Желания обладают непосредственной побуждающей силой.

Интерес — это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.

Склонность — это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную деятельность и побуждающее ею заниматься.

Ценностная ориентация — это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей

Убеждения — это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии с её ценностными ориентациями и идеалами, то есть в основе убеждений личности лежат её ценностные ориентации и идеалы.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом, на его место в этом мире, которой он руководствуется в деятельности и поведении.

18.Темперамент. Определение, виды.

Темперамент- биологически обусловленная подструктура личности

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

19.Характер. Определение, особенности формирования

Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Формирование характера происходит под воздействием не только жизненного опыта, но и собственного мировоззрения, убеждений, привычек, которые в свою очередь сильно обусловлены окружением человека. Когда живешь, постоянно оглядываясь на окружающих, их мнение ставишь выше своего и боишься самостоятельных решений, о воспитании характера говорить не приходится, а значит – и о становлении зрелой личности.

Одним из наиболее эффективных средств формирования характера является труд, как общественный, так и индивидуальный, поскольку любая деятельность предполагает постановку целей и стремление к результату, а значит, влияет на развитие упорства, настойчивости, способности к самомотивации.

20.Способности как индивидуально-типологические свойства личности.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том уровне знаний, умений и навыков одно дело у человека получается лучше другого.

Способности — важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать.

Существует несколько уровней развития способностей.

Первой и главной ступенькой являются природные задатки – врожденные

Следующий уровень – одаренность – способности, которые дают возможность человеку успешно выполнять какой-либо вид деятельности.

Следующий этап – мастерство, что подразумевает совершенство в конкретном виде деятельности. Далее – талант, то есть высокий уровень развития способностей, который обычно проявляется в творческих видах деятельности.

Способности классифицируют по видам психических функциональных систем (мыслительные, коммуникативные, сенсомоторные и т.д.) и по основным видам деятельности (математические, музыкальные, литературные и т.п.).

21.Сознание как высшая ступень развития психики.

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека.

Сознание- это поле, в котором происходит осмысление происходящих событий

Выделяют следующие свойства сознания: Построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах.

Выделяют два слоя сознания

Бытийное сознание (сознание для бытия): 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

Рефлективное сознание (сознание для сознания),: 1) значение; 2) смысл.

Функции сознания: 1. отражательная, 2. порождающая (творчески-креативная), 3. регулятивно-оценочная, 4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

22.Самосознание: понятие, сущность, структура.

Самосознание — свойство личности. Это осознание человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми, мотивов поведения своих действий и поступков, своих личностных качеств.

Самосознание тесно связано с самооценкой, с анализом результатов своей деятельности, с учетом оценки себя окружающими.

Самосознание помогает каждому заниматься самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием.

Наиболее типичные недостатки в самосознании человека — субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность.

Самосознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, нередко неосознаваемое отношение к себе. Большую роль играет самосознание в профессиональном становлении личности.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Функции самосознания

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

23.Бессознательное: понятие, сущность

Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве.

24.Общение как основа межличностных отношений.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и соц. перцепцию (восприятие и понимание партнера)

Межличностные отношения — совокупность взаимодействий между индивидами. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Основные цели общения:1)Получение инф 2)Установление отношений 3)Получить и передать информацию 4)понять себя и др людей и др

Функции общения: Контактная, Побудительная, Установление отношений , оказание влияния и др

Что дает человеку общение?

  • О.- важный источник информации для человека
  • Сравнить себя с др.
  • О. одно из условий нормального, хорошего самочувствия
  • О.- решающ условие столкновение человека как личности

25.Общение как обмен информацией.

Общение процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Общение как обмен информации (коммуникативная сторона общения)

Коммуникация- процесс двустороннего обмена информации ведущего к взаимному пониманию.

26.Общение как взаимодействие.

Главное содержание общения — это воздействие на партнера.

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для участников деятельности чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», разработать их общий план.

Кооперация и конкуренция – лишь формы взаимодействия;

27.Общение как восприятие людьми друг друга. (перцептивная сторона общения)

Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению также, как личность.

28.Содержание, структура и особенности психологии группы

Группа- совокупность индивидов взаимодейств. Друг с другом для достижения общих целей и сознающих свою принадлежность к данной общности

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Параметры групп:

  • Время существования
  • Состав группы
  • Структура группы
  • Групповые процессы(процессы групповой динамики) а)Групповое давление б)Проц. Групповой сплоченности
  • Групповые нормы и ценности
  • Групповые санкции

Основные факторы сплоченности групп:

  1. Сходство богатств ценностей
  2. Ясность и определенность групповой цели
  3. Демократический вид руководства
  4. Взаимосвязь членов групп в процессе совместной деятельности
  5. Престиж групп

Групповая норма- совокупность правил, выработанные группой

Групповые ценности — соц и культурные значения определенных явлений групповой жизнедеятельности, выраженные в форме нормативных представлений.

Суть психологической группы в том, что у ее участников есть возможность решать свои внутренние трудности, непосредственно в тех условиях, в которых они обычно возникают – т.е. в условиях реального общения.

29.Коллектив: понятие и признаки.

Коллектив-группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, концепции.

В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

Для коллектива характерны: 1)Отношения высокой нравственности

2)Ответственность 3)Колликтивизм

30.Характеристика основных элементов содержания психологии коллектива (мнение коллектива, взаимоотношения, традиции, настроения).

Содержание Психологии коллектива- мнение, оценки, которые проявляются и формируются у коллектива

Структура Пс. Коллектива можно выделить элементы:

1)Общесогласованные позиции коллектива по главным вопросамего жизни и деятельности-их называют коллективное мнение.

2)Определенный уровень взаимоотношения в коллективе (сотруднечиство, а не соперничество)

3)Коллективные привычки и традиции

4)Коллективное настроение. Плохое настроение в К. снижает работоспособность на 8-10%, полож. повыш.Работоспособность на 4-6%

31.Педагогика: предмет, методы, место педагогики в системе наук.

Педагогика — наука о воспитании и обучении человека.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс., Человек, группа людей.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов.

32.Основные категории педагогики и их характеристика

Категории педагогики — понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики.

Практически везде категориями педагогики считаются:

1)Образование-процесс и результат усвоения суммы знаний, навыков и умений, и обеспеченье на этой основе соотв. Уровня развития личности. Главный критерий образования- система знаний.

2)Обучение- это планомерный, целенаправленный процесс передачи знаний, навыков, умений.

3)Воспитание- целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

33.История становления педагогики.

1.Первобытность.

1)Передача жизненного опыта: о традициях, о нормах поведения в данном роду племени.

2)Развитие трудовых навыков

Воспитание возникло с появлением общества

2.Античность.Зародилась в 6 в до нэ.Появились школы, новые формы обучения, новые концепции обучения и воспитания подрастающ.Покол.

Основные ученые:Сократ, Платон, Аристотель.

3.Средние века .Все содержание воспитание детей и взрослых было направленно религией.

Появились Церковно- преходские, кафедральные и монастырские шк-ы

4.Эпоха возрождения( 15-17)-возрожд. Интереса к античным интересам

5.Новейшее время. Научная педагогика зародилась в 17 веке. Её основоположник- Коменский(1592-1670)-“Великая дидактика”

34.Система образования: понятие и структура.

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

35.Система образования в России.

Образова́ние в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)

В России входят обр. учреждения нескольких уровней:

  • Дошкольное образование
  • Общее образование(Начальное, основное ,полное)
  • Дополнительный уровень образования(муз и худ школы)
  • Среднее профессиональное образование
  • Высшее образование

36.Ценности и цели современного образования.

Образование — это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей:

  • это ценности образования как ценности государственной;
  • как ценности общественной;
  • как ценности личностной.

Обозначилось 3 основных подхода к определению целей образования:

Подход определяет цель образования – как передачу накопленного опыта из поколения в поколение.

Подход видит цель образования в формировании личности, полезной обществу.

Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и видит цель образования в формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе богатого культурного жизненного опыта.

37.Принципы образования.

4. К принципам образования относятся:

  1. демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;
  2. гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;
  3. мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;
  4. непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;
  5. преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;
  6. автономность образовательных учреждений;
  7. адресность и доступность образовательных услуг;
  8. единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.

38.Самообразование: понятие, цели, задачи

Самообразование — образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности.

Самое главное отличие самообразования – отсутствие обучающего заведения или человека, а также полная свобода обучаемого в выборе предмета, методов и источников.

Самообразовываясь, вы самостоятельно выбираете область, в которой хотите расти и накапливать новые знания, затем составляете какой-то план и следуете ему по собственному желанию.

С. становится необходимой составляющей саморазвития.

39.Педагогические технологии.

Педагогическая технология— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

По источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

По целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

По функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

40.Сущность процесса обучения и его закономерности.

Сущность процесса обучении — это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся

— овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Процесс обучения обладает множеством функций:

1) образовательная — дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

2) развивающая — это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

3) воспитательная — формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

4) социальная — формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

41.Принципы процесса обучения.

Принцип обучения- основопол. Положения, определяющие систему требований к содержанию организации и методов обучения.

Принципы обучения:

1) Развивающие

2)Принцип научности содержания и методов уч. Процесса

3)Связи обучения с практикой

4)Принцип систематичности и последовательного обучения

5)Принцип наглядности

6)Принцип прочности

42.Метод устного изложения материала, его виды и их характеристика. Требования к устному изложению.

Методы устного изложения включают рассказ, объяснение и лекцию. Характерная черта этих методов — основой служит живое слово учителя.

Рассказ — вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах.

Лекция — вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися.

Лекция активизирует познавательную деятельность обучающихся, будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины, к поискам ответов на возникшие вопросы.

Речь должна быть содержательной, насыщенной объективной и систематизированной информацией, а проще говоря — умной.

43.Метод обсуждения учебного материала, его виды и их характеристика. Требования к обсуждению материала

Обсуждение изучаемого материала — метод обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга.

Существуют следующие его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.

Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении и развитии.

Классно-групповое занятие — вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемого в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем непосредственное участие.

Семинар — форма учебно-практ. занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщ-я, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам уч-х или нау-х исследов. под руководством преподавателя.

44.Метод демонстрации (показа), его виды и их характеристика. Требования к методу показа.

Демонстрация (показ) — метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем.

Сущность этого метода состоит в том, чтобы с помощью различных действий и средств создать у обучаемых наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содержании.

45.Метод упражнения, его виды и их характеристика. Условия успешного осуществления упражнения.

Упражнение – способ привлечения к деятельности — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

1)системы упражнений; 2)их содержания; 3)доступности и посильности упражнений; 4)объема; 5)частоты повторений; 6)контроля и коррекции; 7)личностных особенностей воспитанников; 8)места и времени выполнения упражнений; 9)сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упр.; 11)мотивации и стимулирования упражнений

46.Метод самостоятельной работы, его виды и их характеристика.

Самостоятельная работа — важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.

Различают следующие виды самостоятельной работы:

• работа с печатными источниками;

• самостоятельный поиск;

• самостоятельный просмотр (прослушивание) теле- (радио-) передач.

Работа с печатными источниками обычно охватывает большое количество времени школьников. Главное ее достоинство — возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время.

Педагогическая функция поисковых заданий и проектов — в индивидуализации обучения, расширении объема знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам.

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приращении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навыками.

47.Формы обучения: понятие и виды

Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

Обычно выделяются три группы форм обучения:

1)Коллективные, 2)групповые, 3)индивидуальные.

Индивидуальная форма организации обучения — соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);

Групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы — сути не меняет

Коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.

48.Проверка знаний, навыков и умений: понятие, виды, требования, предъявляемые к ней.

Составной частью процесса обучения является проверка знаний, навыков и умений которая осуществляется в виду постоянного и непрерывного контроля.

Требования при проверки ЗНУ: 1)Систематичность 2)Всесторонность 3)Объективность 4)Деференцированность

Виды проверки: Текущая, контрольная, итоговая, инспекторская

Способы проверки: Устная, письменная

49.Оценка знаний, навыков и умений: понятие, формы и критерии оценки.

Проверка знаний осуществляется в виде оценки.

Оценка- процесс определения степени ЗНУ в соответствующее с требованием программного обучения.

Оценка может быть выражена: 1)оценочным суждением 2)Отметкам

Критерии оценки знаний:

“5” – глубоко изученный материал, ответ последователен и точен

“4”-твердо знает материал, отвечает без навязчивых вопросов

“3”- знание основного материала, ответ не достаточно точен

“2”- не правильный ответ на вопрос

50.Воспитание: понятие, цели, функции и структура процесса воспитания.

Воспитание предмет педагогики

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

Воспитание обычно стоится из трех элементов

1)Наказание(Кнут) 2)Поощрение(Пряник)3)личн. пример воспитателя.

51.Виды воспитания и их характеристика.

По содержанию воспитания:

1)умственное 2)трудовое 3)физическое 4)нравственное 5)эстетическое 6)правовое 7)половое 8)экономическое 9)экологическое

По институциональному признаку:

1)семейное 2)религиозное 3)социальное (в узком смысле) 4)дизсоциальное (асоциальное) 5)коррекционное

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера

Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.

52.Принципы воспитания

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.

Общие принципы воспитания: принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития;

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста.

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе.

53.Метод убеждения: понятие, пути и приёмы убеждения. Основные условия действенности метода убеждения.

Убеждение — элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная) степень убеждённости, у многих олицетворяет вера (уверенность).

Метод убеждения — основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.

В отличие от внушения, убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.

Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

54.Метод упражнения: понятие, средства. Основные условия действенности метода упражнения.

Упражнение – способ привлечения к деятельности — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Метод упражнения (в физическом воспитании) — многократное выполнение каких-л. движений, моторных действий согласно определенным методическим правилам как основной метод формирования и совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств человека

55.Метод примера: понятие, средства. Основные условия действенности метода примера.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей

Название

Характеристика

Примеры непосредственного влияния

личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);

Примеры опосредованного влияния

личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);

56.Метод поощрения: понятие, средства. Основные условия действенности метода поощрения

Поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Поощрение — метод мотивации, противоположный наказанию; мера признания заслуг материального или морального характера.

Виды: материальные(Медаль,награда,премия),нематериальные(похвала)

Представляет собой похвалу, награду, то, чем поощряют кого-либо.

57.Метод принуждения: понятие, приёмы. Основные условия действенности метода принуждения.

Метод принуждения – это метод воздействия, который имеет две модификации: морально – психологический и физический. Метод принуждения по своей сути похож на метод убеждения. Ведь в двух методах главная задача коммуникатора – это то, чтобы собеседник принял его точку зрения. Как при методе убеждения, так и при методе принуждения человек начинает обосновывать свою личную точку зрения с помощью различных доказательств. Поэтому метод убеждения и метод принуждения, считаются основными методами при психологическом воздействии на своего собеседника.

58.Методы педагогического воздействия в профессиональной деятельности руководителя.

1. Изучайте творческие возможности ваших подчиненных, их интересы и наклонности. Это поможет правильно расставить и более эффективно использовать имеющиеся кадры, создать в коллективе обстановку делового товарищества и взаимопомощи.

2. Четкое распределение обязанностей

3. Авторитет руководителя

4. Росту авторитета в значительной мере способствуют терпимость к слабостям людей, не мешающим их работе и, напротив, нетерпимость ко всему, что неблагоприятно отражается на ней.

5. Несдержанность, грубость и крик в отношениях с подчиненными наносят огромный ущерб авторитету.

6. Задания и распоряжения необходимо отдавать в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно, чтобы все поняли, что нужно сделать, как это сделать и какой ожидается результат.

7. Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший показывает, как это сделать.

8. Основой здоровых отношений между руководителем и подчиненным является взаимное уважение.

10. Если кто-то из подчиненных высказывает мнение, противоречащее вашему, — критикуйте мнение, а не автора и тд

59.Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Социологи выделяют несколько функций семьи

  • Репродуктивная: рождение потомства.
  • Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
  • Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
  • Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
  • Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
  • Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
  • Социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация.

60.Психологические факторы внутрисемейного воспитания

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

Особенности семейного воспитания

— родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком;

— власть используется лишь в меру необходимости;

— в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

— родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

— он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его