1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе.

Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни.

Объект-человек, группа людей.

Предмет-психика человека, психология группы

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Лонгитюдный метод — это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов.

Эмпирические методы — наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними;

2.История становления современной психологии.

Существует 4 этапа.

1 этап- античный. На этом этапе сложились 2 точки зрения на то что есть душа.

Материалисты(Лукреций, Демокрит)- под душой аонимали разновидность материи.

Идеалисты(Платон)-считали что душа не имеет ничего общего с материей.Душа призвана управлять телом направляя жизнь человека.Над здоровьем души человек должен заботиться больше чем над здоровьем организма.

Вершиной античной психологии стал трактат Аристотеля ”о душе”( 4 вдо.н э)

2 этап- 17 век. Появилась необходимость изучать закономерности сознаня человека. Способность думать и чувствовать назвали сознанием.

Задача пс.- анализ состояния и содержание сознание.

Декарт ввел в научн. Оборот понятие рифлекса, открыл новую пс. Сущность о сознании человека.

Лейбниц- ввел понятие о бессознательной психологии.

3 этап- выделение пс. В самостоятельную науку 2 половине 19 века. Вунд в своей лаборотории изучает сознание( разбил на структуры: ощущение, обрызы, чувства)

Пс-наука о структуре сознания.

4 этап- начало ХХ века. В пс. Возникает кризисная ситуация ее причины:

1)Отрыв Пс от практики __2)Невозможность объяснить ряд основных проблем самой Пс. Вывод: кризис привел к краху(крушен.) сложивш. Основных направлений психологии.В следствии появились новые направления Пс:Геншталь Пс., психоонализ.

3.Место психологии в системе наук. Основные категории психологии.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала ... Сеченов предлагает генетический подход к изучению того, как человек развивается, переходя от простейших хватательных функций к более ... психические функции все же можно исследовать, однако особыми методами. В дальнейшем по прошествии нескольких десятилетий теория ...

С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез.

С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам — работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания.

Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития и тд.

4.Психика: сущность, содержание, структура

Психика ( «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

  • Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
  • Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.)

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, , развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности.

Деятельность- форма поведения активности человека.

Деятельность- активное взаимодействие человека со средой.

Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека

Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические функции. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели.

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

2 стр., 900 слов

Теория мышления в ассоциативной психологии

... индивида). ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические ... человеком» (1749) положила начало классическому ассоцианизму. Единицей анализа психики была признана ассоциация, как связь между двумя или более психическими образованиями. Сложные психические ...

Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки.

6.Ощущение. Определение, виды, свойства.

Ощущение — процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира

Ощущение— простейший психический процесс, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Виды человеческих ощущений

1)Дистантные ощущения

Зрение,Слух,,Обоняние

2)Контактные ощущения

Вкус,осязание,боль

3) Глубинные ощущения(то есть то что внутри)

7.Внимание. Определение, виды, свойства.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека

Выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком.

Преднамеренное внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании.

8.Память. Определение, виды, свойства. Способы запоминания материала

Память- одна из пс. Функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать, и воспроизводить информ.

1)Память играет важную роль в жизни и проф. деятельности человека

2)Историческая память делает человека частью народа.

Пмять-процесс запоминания и воспоминания.

1)Запоминание 2)Хранение информ. 3)Воспроизводство информации

Свойства П- 1)V 2)Быстрота 3)точность 4)Длительность

9.Мышление. Определение, виды, формы, качество. Мыслительные операции.

Мышление- Совокупность умственных проц., лежащих в осн. познания

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных.

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил.

Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление, наоборот, — свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

Формы мышления.

1)Понятие — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим, специфическим для них признакам;

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... мечтах Понятие Определение понятия А) личность 1) постижение действительности, формирующее мысли, образы, отражающие свойства познаваемых объектов, явлений Б) деятельность 2) присущая человеку способность ... связей и отношений; биологическое своеобразие; способность к деятельности; способность к мышлению. Признаком индивида является: возраст; способность создавать культурные ценности; умение ...

2)Суждение — форма М., в которой что-либо утвержд. или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

3)Умозаключение – вывод

Мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

10.Воображение. Определение, виды, свойства.

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.

Виды Воображения:

произвольные(это создание новых образов с помощью волевых усилий. )

непроизвольные(это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей.),

Мечта- построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществ.

Творческие- это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.)

Воссоздающее- это воображение на основе прочитанного или услышанного.

11.Речь. Определение, виды, свойства, функции.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Виды: Письменная, устная

Свойства:

Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей

Понятность речи — это правильное построение предложений

Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность

Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

12.Воля. Определение, волевые качества. Развитие воли

Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Проявляется в достижении сознательно поставленных целей

К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие.

Развитие воли: Упражнение, Самодисциплина, Добрые привычки, Значение принципов в деле выработки воли, Религия, как источник этих принципов.

13.Психические состояния и образования.

Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.

Уровни проявления:

1)Физиологический(Гормональный, сердечнососудистый)

2)Моторной сферы(Мышечный тонус, мимика и жесты,голосов.характ.)

3)Эмоциональный 4)Когнитивный 5)Поведенческий 6)Социальный

Виды ПС. состояний: 1)По степени выраженности 2)По эмоциональному 3)По длительности 4)По системному уровню 5)По степени активации 6)По степени осознанности

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

14.Эмоции и чувства. Определение, виды.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... человеком).   Виды мышления По уровню психических процессов: -интуитивное -аналитическое По психическим процессам: -наглядно-действительное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании; ... реального объекта; с 7 до старости)   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид ( ...

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

С точки зрения эволюции, эмоции — это более древняя форма отношения человека к окружающему миру, поэтому они присущи и животному, и человеку. Чувства же присущи только человеку.

Характеристика различных эмоций

Эмоции ожидания и прогноза(волнение,тревога,отчаяние,страх)

Удовлетворение и радость

Фрустрационные эмоции (фрустрация — расстройство, крушение планов, замыслов, надежд)-Обида, разочарование , стах , гнев ,печаль , уныние, горе.

Интелектуальные: Удивление, Интерес, Чувство юмора, уверенность.

Коммуникативные эм.: Веселье, смущение, смятение, стыд, вина

Характеристика различных чувств: Симпатия, Любовь, дружба, влюбленность, ревность, зависть, враждебность, счастье

15.Человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Определение понятий и их характеристика.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Человек выступает как: организм; индивид; индивидуальность , носитель ролей , личность

Индивид — отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность

Индивидуальность проявляется:1)Характер 2)Темперамент 3)привычки 4)Кач. Познаваемых процессов 5)Способности и тд

16.Психологическая сущность, признаки и структура личности

Образ мира — психологическая сущность

Понятие «личность» гораздо шире, чем такие понятия, как «индивид», «индивидуальность». Если индивид — это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность — это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Структура личности:

1)Биологический аспект(представлен психикой личности)- процессы, состояния, свойства, образования

2)Социальный аспект(проявляется в мировозрании)- знания, взгляды, убеждения.

Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты.

Супер Эго( сверх Я)=сверхсознательное( ценности, нравственность духовность, самоконтроль,)

Эго(я)=сознание. (Разум, рассудок, принцип реальн., внеш.контроль)

Подсознательное, безсознательное

17.Направленность личности. Характеристика основных элементов направленности.

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...

... образовательное учреждение «Новокузнецкий педагогический колледж»   МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение ... наш дом 17. Мебель 18. Семья 19. Школа, школьные принадлежности 20. Профессии людей 21. Зима, Новый год 22. День защитника Отечества 23. Весна, 8 Марта ...

Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Направленность личности характеризуется желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениями, мировоззрением, которые являются её основными элементами.

Желание — это психическое состояние, выражающее осознание потребности, её объектов и возможных путей её удовлетворения. Желания обладают непосредственной побуждающей силой.

Интерес — это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.

Склонность — это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную деятельность и побуждающее ею заниматься.

Ценностная ориентация — это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей

Убеждения — это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии с её ценностными ориентациями и идеалами, то есть в основе убеждений личности лежат её ценностные ориентации и идеалы.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом, на его место в этом мире, которой он руководствуется в деятельности и поведении.

18.Темперамент. Определение, виды.

Темперамент- биологически обусловленная подструктура личности

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

19.Характер. Определение, особенности формирования

Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Формирование характера происходит под воздействием не только жизненного опыта, но и собственного мировоззрения, убеждений, привычек, которые в свою очередь сильно обусловлены окружением человека. Когда живешь, постоянно оглядываясь на окружающих, их мнение ставишь выше своего и боишься самостоятельных решений, о воспитании характера говорить не приходится, а значит – и о становлении зрелой личности.

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ... Какой возраст считается наиболее подходящим для выбора личностью профиля обучения. Объясните ответ. 8) Дайте рекомендации родителям ... с какого возраста можно говорить о: произвольности поведения человека, развитии «подлинной» самостоятельности и ответственности за поступки. ...

Одним из наиболее эффективных средств формирования характера является труд, как общественный, так и индивидуальный, поскольку любая деятельность предполагает постановку целей и стремление к результату, а значит, влияет на развитие упорства, настойчивости, способности к самомотивации.

20.Способности как индивидуально-типологические свойства личности.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том уровне знаний, умений и навыков одно дело у человека получается лучше другого.

Способности — важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать.

Существует несколько уровней развития способностей.

Первой и главной ступенькой являются природные задатки – врожденные

Следующий уровень – одаренность – способности, которые дают возможность человеку успешно выполнять какой-либо вид деятельности.

Следующий этап – мастерство, что подразумевает совершенство в конкретном виде деятельности. Далее – талант, то есть высокий уровень развития способностей, который обычно проявляется в творческих видах деятельности.

Способности классифицируют по видам психических функциональных систем (мыслительные, коммуникативные, сенсомоторные и т.д.) и по основным видам деятельности (математические, музыкальные, литературные и т.п.).

21.Сознание как высшая ступень развития психики.

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека.

Сознание- это поле, в котором происходит осмысление происходящих событий

Выделяют следующие свойства сознания: Построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах.

Выделяют два слоя сознания

Бытийное сознание (сознание для бытия): 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

Рефлективное сознание (сознание для сознания),: 1) значение; 2) смысл.

Функции сознания: 1. отражательная, 2. порождающая (творчески-креативная), 3. регулятивно-оценочная, 4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

22.Самосознание: понятие, сущность, структура.

Самосознание — свойство личности. Это осознание человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми, мотивов поведения своих действий и поступков, своих личностных качеств.

Самосознание тесно связано с самооценкой, с анализом результатов своей деятельности, с учетом оценки себя окружающими.

Самосознание помогает каждому заниматься самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием.

Наиболее типичные недостатки в самосознании человека — субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность.

2 стр., 605 слов

Семинар Образование как развитие личности

... газетную статью, посвящённую проблеме развития, социализации и воспитания личности. Источники: Журналы: «Педагогика»,« Воспитание школьников», «Народное образование», « «Классный руководитель». Газеты: «Первое сентября», «Учительская ... профессиональному саморазвитию и самообразованию специалистов. Какие из них наиболее полезны людям гуманитарных профессий? Какие – педагогу? Оформите картотеку в виде ...

Самосознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, нередко неосознаваемое отношение к себе. Большую роль играет самосознание в профессиональном становлении личности.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Функции самосознания

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

23.Бессознательное: понятие, сущность

Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве.

24.Общение как основа межличностных отношений.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и соц. перцепцию (восприятие и понимание партнера)

Межличностные отношения — совокупность взаимодействий между индивидами. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Основные цели общения:1)Получение инф 2)Установление отношений 3)Получить и передать информацию 4)понять себя и др людей и др

Функции общения: Контактная, Побудительная, Установление отношений , оказание влияния и др

Что дает человеку общение?

  • О.- важный источник информации для человека
  • Сравнить себя с др.
  • О. одно из условий нормального, хорошего самочувствия
  • О.- решающ условие столкновение человека как личности

25.Общение как обмен информацией.

Общение процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Общение как обмен информации (коммуникативная сторона общения)

Коммуникация- процесс двустороннего обмена информации ведущего к взаимному пониманию.

26.Общение как взаимодействие.

Главное содержание общения — это воздействие на партнера.

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для участников деятельности чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», разработать их общий план.

Кооперация и конкуренция – лишь формы взаимодействия;

27.Общение как восприятие людьми друг друга. (перцептивная сторона общения)

Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению также, как личность.

28.Содержание, структура и особенности психологии группы

Группа- совокупность индивидов взаимодейств. Друг с другом для достижения общих целей и сознающих свою принадлежность к данной общности

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Параметры групп:

  • Время существования
  • Состав группы
  • Структура группы
  • Групповые процессы(процессы групповой динамики) а)Групповое давление б)Проц. Групповой сплоченности
  • Групповые нормы и ценности
  • Групповые санкции

Основные факторы сплоченности групп:

  1. Сходство богатств ценностей
  2. Ясность и определенность групповой цели
  3. Демократический вид руководства
  4. Взаимосвязь членов групп в процессе совместной деятельности
  5. Престиж групп

Групповая норма- совокупность правил, выработанные группой

Групповые ценности — соц и культурные значения определенных явлений групповой жизнедеятельности, выраженные в форме нормативных представлений.

Суть психологической группы в том, что у ее участников есть возможность решать свои внутренние трудности, непосредственно в тех условиях, в которых они обычно возникают – т.е. в условиях реального общения.

29.Коллектив: понятие и признаки.

Коллектив-группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, концепции.

В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

Для коллектива характерны: 1)Отношения высокой нравственности

2)Ответственность 3)Колликтивизм

30.Характеристика основных элементов содержания психологии коллектива (мнение коллектива, взаимоотношения, традиции, настроения).

Содержание Психологии коллектива- мнение, оценки, которые проявляются и формируются у коллектива

Структура Пс. Коллектива можно выделить элементы:

1)Общесогласованные позиции коллектива по главным вопросамего жизни и деятельности-их называют коллективное мнение.

2)Определенный уровень взаимоотношения в коллективе (сотруднечиство, а не соперничество)

3)Коллективные привычки и традиции

4)Коллективное настроение. Плохое настроение в К. снижает работоспособность на 8-10%, полож. повыш.Работоспособность на 4-6%

31.Педагогика: предмет, методы, место педагогики в системе наук.

Педагогика — наука о воспитании и обучении человека.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс., Человек, группа людей.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов.

32.Основные категории педагогики и их характеристика

Категории педагогики — понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики.

Практически везде категориями педагогики считаются:

1)Образование-процесс и результат усвоения суммы знаний, навыков и умений, и обеспеченье на этой основе соотв. Уровня развития личности. Главный критерий образования- система знаний.

2)Обучение- это планомерный, целенаправленный процесс передачи знаний, навыков, умений.

3)Воспитание- целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

33.История становления педагогики.

1.Первобытность.

1)Передача жизненного опыта: о традициях, о нормах поведения в данном роду племени.

2)Развитие трудовых навыков

Воспитание возникло с появлением общества

2.Античность.Зародилась в 6 в до нэ.Появились школы, новые формы обучения, новые концепции обучения и воспитания подрастающ.Покол.

Основные ученые:Сократ, Платон, Аристотель.

3.Средние века .Все содержание воспитание детей и взрослых было направленно религией.

Появились Церковно- преходские, кафедральные и монастырские шк-ы

4.Эпоха возрождения( 15-17)-возрожд. Интереса к античным интересам

5.Новейшее время. Научная педагогика зародилась в 17 веке. Её основоположник- Коменский(1592-1670)-“Великая дидактика”

34.Система образования: понятие и структура.

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

35.Система образования в России.

Образова́ние в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)

В России входят обр. учреждения нескольких уровней:

  • Дошкольное образование
  • Общее образование(Начальное, основное ,полное)
  • Дополнительный уровень образования(муз и худ школы)
  • Среднее профессиональное образование
  • Высшее образование

36.Ценности и цели современного образования.

Образование — это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей:

  • это ценности образования как ценности государственной;
  • как ценности общественной;
  • как ценности личностной.

Обозначилось 3 основных подхода к определению целей образования:

Подход определяет цель образования – как передачу накопленного опыта из поколения в поколение.

Подход видит цель образования в формировании личности, полезной обществу.

Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и видит цель образования в формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе богатого культурного жизненного опыта.

37.Принципы образования.

4. К принципам образования относятся:

  1. демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;
  2. гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;
  3. мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;
  4. непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;
  5. преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;
  6. автономность образовательных учреждений;
  7. адресность и доступность образовательных услуг;
  8. единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.

38.Самообразование: понятие, цели, задачи

Самообразование — образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности.

Самое главное отличие самообразования – отсутствие обучающего заведения или человека, а также полная свобода обучаемого в выборе предмета, методов и источников.

Самообразовываясь, вы самостоятельно выбираете область, в которой хотите расти и накапливать новые знания, затем составляете какой-то план и следуете ему по собственному желанию.

С. становится необходимой составляющей саморазвития.

39.Педагогические технологии.

Педагогическая технология— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

По источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

По целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

По функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

40.Сущность процесса обучения и его закономерности.

Сущность процесса обучении — это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся

— овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Процесс обучения обладает множеством функций:

1) образовательная — дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

2) развивающая — это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

3) воспитательная — формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

4) социальная — формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

41.Принципы процесса обучения.

Принцип обучения- основопол. Положения, определяющие систему требований к содержанию организации и методов обучения.

Принципы обучения:

1) Развивающие

2)Принцип научности содержания и методов уч. Процесса

3)Связи обучения с практикой

4)Принцип систематичности и последовательного обучения

5)Принцип наглядности

6)Принцип прочности

42.Метод устного изложения материала, его виды и их характеристика. Требования к устному изложению.

Методы устного изложения включают рассказ, объяснение и лекцию. Характерная черта этих методов — основой служит живое слово учителя.

Рассказ — вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах.

Лекция — вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися.

Лекция активизирует познавательную деятельность обучающихся, будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины, к поискам ответов на возникшие вопросы.

Речь должна быть содержательной, насыщенной объективной и систематизированной информацией, а проще говоря — умной.

43.Метод обсуждения учебного материала, его виды и их характеристика. Требования к обсуждению материала

Обсуждение изучаемого материала — метод обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга.

Существуют следующие его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.

Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении и развитии.

Классно-групповое занятие — вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемого в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем непосредственное участие.

Семинар — форма учебно-практ. занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщ-я, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам уч-х или нау-х исследов. под руководством преподавателя.

44.Метод демонстрации (показа), его виды и их характеристика. Требования к методу показа.

Демонстрация (показ) — метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем.

Сущность этого метода состоит в том, чтобы с помощью различных действий и средств создать у обучаемых наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содержании.

45.Метод упражнения, его виды и их характеристика. Условия успешного осуществления упражнения.

Упражнение – способ привлечения к деятельности — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

1)системы упражнений; 2)их содержания; 3)доступности и посильности упражнений; 4)объема; 5)частоты повторений; 6)контроля и коррекции; 7)личностных особенностей воспитанников; 8)места и времени выполнения упражнений; 9)сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упр.; 11)мотивации и стимулирования упражнений

46.Метод самостоятельной работы, его виды и их характеристика.

Самостоятельная работа — важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.

Различают следующие виды самостоятельной работы:

• работа с печатными источниками;

• самостоятельный поиск;

• самостоятельный просмотр (прослушивание) теле- (радио-) передач.

Работа с печатными источниками обычно охватывает большое количество времени школьников. Главное ее достоинство — возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время.

Педагогическая функция поисковых заданий и проектов — в индивидуализации обучения, расширении объема знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам.

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приращении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навыками.

47.Формы обучения: понятие и виды

Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

Обычно выделяются три группы форм обучения:

1)Коллективные, 2)групповые, 3)индивидуальные.

Индивидуальная форма организации обучения — соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);

Групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы — сути не меняет

Коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.

48.Проверка знаний, навыков и умений: понятие, виды, требования, предъявляемые к ней.

Составной частью процесса обучения является проверка знаний, навыков и умений которая осуществляется в виду постоянного и непрерывного контроля.

Требования при проверки ЗНУ: 1)Систематичность 2)Всесторонность 3)Объективность 4)Деференцированность

Виды проверки: Текущая, контрольная, итоговая, инспекторская

Способы проверки: Устная, письменная

49.Оценка знаний, навыков и умений: понятие, формы и критерии оценки.

Проверка знаний осуществляется в виде оценки.

Оценка- процесс определения степени ЗНУ в соответствующее с требованием программного обучения.

Оценка может быть выражена: 1)оценочным суждением 2)Отметкам

Критерии оценки знаний:

“5” – глубоко изученный материал, ответ последователен и точен

“4”-твердо знает материал, отвечает без навязчивых вопросов

“3”- знание основного материала, ответ не достаточно точен

“2”- не правильный ответ на вопрос

50.Воспитание: понятие, цели, функции и структура процесса воспитания.

Воспитание предмет педагогики

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

Воспитание обычно стоится из трех элементов

1)Наказание(Кнут) 2)Поощрение(Пряник)3)личн. пример воспитателя.

51.Виды воспитания и их характеристика.

По содержанию воспитания:

1)умственное 2)трудовое 3)физическое 4)нравственное 5)эстетическое 6)правовое 7)половое 8)экономическое 9)экологическое

По институциональному признаку:

1)семейное 2)религиозное 3)социальное (в узком смысле) 4)дизсоциальное (асоциальное) 5)коррекционное

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера

Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.

52.Принципы воспитания

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.

Общие принципы воспитания: принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития;

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста.

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе.

53.Метод убеждения: понятие, пути и приёмы убеждения. Основные условия действенности метода убеждения.

Убеждение — элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная) степень убеждённости, у многих олицетворяет вера (уверенность).

Метод убеждения — основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.

В отличие от внушения, убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.

Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

54.Метод упражнения: понятие, средства. Основные условия действенности метода упражнения.

Упражнение – способ привлечения к деятельности — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Метод упражнения (в физическом воспитании) — многократное выполнение каких-л. движений, моторных действий согласно определенным методическим правилам как основной метод формирования и совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств человека

55.Метод примера: понятие, средства. Основные условия действенности метода примера.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей

Название

Характеристика

Примеры непосредственного влияния

личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);

Примеры опосредованного влияния

личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);

56.Метод поощрения: понятие, средства. Основные условия действенности метода поощрения

Поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Поощрение — метод мотивации, противоположный наказанию; мера признания заслуг материального или морального характера.

Виды: материальные(Медаль,награда,премия),нематериальные(похвала)

Представляет собой похвалу, награду, то, чем поощряют кого-либо.

57.Метод принуждения: понятие, приёмы. Основные условия действенности метода принуждения.

Метод принуждения – это метод воздействия, который имеет две модификации: морально – психологический и физический. Метод принуждения по своей сути похож на метод убеждения. Ведь в двух методах главная задача коммуникатора – это то, чтобы собеседник принял его точку зрения. Как при методе убеждения, так и при методе принуждения человек начинает обосновывать свою личную точку зрения с помощью различных доказательств. Поэтому метод убеждения и метод принуждения, считаются основными методами при психологическом воздействии на своего собеседника.

58.Методы педагогического воздействия в профессиональной деятельности руководителя.

1. Изучайте творческие возможности ваших подчиненных, их интересы и наклонности. Это поможет правильно расставить и более эффективно использовать имеющиеся кадры, создать в коллективе обстановку делового товарищества и взаимопомощи.

2. Четкое распределение обязанностей

3. Авторитет руководителя

4. Росту авторитета в значительной мере способствуют терпимость к слабостям людей, не мешающим их работе и, напротив, нетерпимость ко всему, что неблагоприятно отражается на ней.

5. Несдержанность, грубость и крик в отношениях с подчиненными наносят огромный ущерб авторитету.

6. Задания и распоряжения необходимо отдавать в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно, чтобы все поняли, что нужно сделать, как это сделать и какой ожидается результат.

7. Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший показывает, как это сделать.

8. Основой здоровых отношений между руководителем и подчиненным является взаимное уважение.

10. Если кто-то из подчиненных высказывает мнение, противоречащее вашему, — критикуйте мнение, а не автора и тд

59.Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Социологи выделяют несколько функций семьи

  • Репродуктивная: рождение потомства.
  • Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
  • Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
  • Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
  • Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
  • Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
  • Социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация.

60.Психологические факторы внутрисемейного воспитания

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

Особенности семейного воспитания

— родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком;

— власть используется лишь в меру необходимости;

— в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

— родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

— он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его