Тема: «Методы исследования в психологии»

План:

1. Определение основных понятий (методология: определение, уровни, принципы; метод: научный и исследовательский, методика).

2. Классификации методов психологического исследования. Ознакомиться с предложенными классификациями, найти определения всех непонятных терминов.

3. Основные методы: наблюдение, эксперимент. При характеристики наблюдения обратите внимание на его отличие от самонаблюдения. Выделите разновидности эксперимента и охарактеризуйте их.

4. Вспомогательные методы. Характеристику вспомогательных методов дайте по следующему плану определение метода, позитивные и негативные стороны, условия применения.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей сихологии. – М. 2000

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.2005

7. Предмет и метод психологии: Антология/ Под ред. Е.Б.Старовойтенко.- М.2005

Практические задания:

  1. Составить схему «Виды эксперимента».
  2. Составить Схему «Виды наблюдения».
  3. Решить задачи.

Задача 1

Из перечисленных ниже положений выбрать те, в которых содержатся: 1) общие требования экспериментальных.и неэкспериментальных методов; 2) требования, характерные только для экспериментальных методов; 3) требования, характерныетолькодля естественного эксперимента.

а) Исследователь не вмешивается в течение психических процессов;

б) исследователь сам создает условия для возникновения интересующих его психических явлений;

в) добывается знание о психике, не зависящее (в той или иной степени) от субъективных качеств исследователя (таких, как мнение, оценки и пр.);

г) изучается психика по ее объективным проявлениям;

д) изучается психика человека в процессе его обычной (настоящей) деятельности;

е) изучаются объективные причины и условия, от которых зависит данное психическое явление.

11 стр., 5166 слов

История метода «эксперимент» в психологии

... метода «эксперимент» в психологии 1.1. История метода «эксперимент» в России Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. ... экспериментом. Этот метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требованиях ... экспериментальной психологии. Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы ...

3Адача 2

Определить, какие методики соответствуют или не соответствуют требованиям психологических исследований.

А. Испытуемый помещается в специальную изолированную камеру. Приборы регистрируют изменения дыхания, кровяного давления, пульса, возникающие при угрозе сильного укола. Результаты эксперимента сопоставляются с разными данными, полученными об этом испытуемом в других опытах, с историей его развития и жизни (анамнезом), материалами наблюдений за его определенной деятельностью.

Б. По образцам почерка устанавливаются некоторые индивидуальные особенности личности испытуемого: те или иные способности; социальная принадлежность, направленность интересов, черты характера.

Задача 3

Какие методы применены в приведенных примерах?

А. С целью изучения общительности испытуемого проведена следующая беседа с ним.

Вопросы экспериментатора

Ответы испытуемого

1. Вы быстро или медленно знакомитесь с но­выми людьми?

2. Непринужденно или натянуто ведете себя в новой компании?

3. Много или мало у вас друзей?

4. Разговорчивы или нет в общении с новыми людьми?

Быстро

Непринужденно

Много

Разговорчив

Б. В возрасте шести с половиной лет Сана Н. уже хорошо справляется с задачей, в которой требуется сопоставить два предмета, указать как “одинаковое” (общее), так и “разное”. При этом, проявляя уже известную способность к наблюдению за, собственными мыслительными операциями, Сана делает любопытное замечание: “Мама, а разное мне легче увидеть, чем одинаковое. Это я давно умею. А находить одинаковое интересно: оно одинаково, но не совсем”. (По С. Л. Рубинштейну.)

В. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится веселая игра — “Танец кукол”. Все идет хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе В. выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя X. (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но движения ее неуверенные, чувствуется скованность.

Г. Для изучения отвлекаемости внимания испытуемому предлагают для решения арифметические задачи и одновременно включают интересную передачу (отвлекающий раздражитель).

Д. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют “страшные” картинки и регистрируют возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

Е. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов.

Задача 4

Оцените с точки зрения методических требований к анкете следующие две группы вопросов.

А. Легко ли вам просидеть час не разговаривая? Охотно ли вы одалживаете свои вещи? Любите ли вы похвастаться перед экзаменом, что хорошо подготовились? \

Б. Есть ли у вас чувство юмора? Заносчивы ли вы? Является ли точность чертой вашего характера? (По И. М. Палею, 1966.)

На какие вопросы ответы будут более достоверными? Почему?

Задача 5

По предлагаемым описаниям определите методы исследования.

А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или при различных состояниях организма (бодрствование, сон).

Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля деятельности старшеклассников.

Различные классификации методов психологического исследования

I классификация:

— Методы самонаблюдения

— Объективные методы

II классификация:

— номотетические методы (устанавливающие законы) – методы, предназначенные для выявления и изучения общих закономерностей психики: наблюдение, эксперимент, психодиагностика

— идиографические методы (своеобразное описание) – методы, нацеленные изучение и описание своеобразных особенностей психики конкретного человека:

1. Биографический:

— традиционный (ретроспективное воспроизведение жизненного пути)

— лонгитюдный (прослеживание жизненного пути человека в течение долгого времени)

— каузо-метрический анализ (метод основан на анализе жизненного пути человека, с помощью которого устанавливаются причинно-следственные связи)

2. Анализ документальных материалов (по результатам анализа описывается обобщенный психологический портрет людей на основе некоторых признаков)

— метод герменевтики

3. Этологические исследования – конкретная личность изучается в естественных условиях

4. Феноменологический метод – получение информации на основании субъективного опыта

III классификация:

a) не экспериментальные психологические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, монографический метод

б) диагностические методы: тестирование, опрос;

в) экспериментальные методы;

г) формирующие методы:

 психолого-педагогический эксперимент,

 формирующий эксперимент,

 экспериментально-генетический метод,

 метод поэтапного формирования и т.п.

IV классификация:

Классификация (Г. Пирьов):

1. Собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.); наблюдение бывает объективное, непосредственно — опосредованное (анкеты, опросники), субъективный эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический.

2. Методические приемы — вспомогательные методы (математические, графические, биохимические).

3. Методические подходы (генетический, психофизиологический).

V классификация:

Классификация С.Л. Рубинштейна:

1. Основные методы:

1.1 Наблюдение:

а) внешнее;

б) внутреннее.

1.2 Эксперимент:

а) естественный;

б) лабораторный;

в) психолого-педагогический;

г) физиологический (или метод условных рефлексов).

2. Дополнительные методы:

2.1 Приемы изучения продуктов деятельности.

2.2. Беседа

2.3Анкета

VI классификация:

Классификация Б.Г. Ананьева:

1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод.

3. Методы обработки данных: методы математической статистики, качественного описания.

4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация).

VII классификация:

Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского

Согласно точке зрения этих авторов, метод — это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они сводят число основных психологических методов к шести:

1) герменевтический — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);

2) биографический — выделение целостного объекта познания в науке о психике;

3) наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания;

4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации;

5) клинический — на первый план выходит задача перехода от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам;

6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

VIII классификация:

Классификация В.Н.Дружинина

Классификация Дружинина.

3 класса методов:

1.Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).

Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественноязыковой, знаково-символической или пространственно-схематической:

2.1. Дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.

2.2. Индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.

2.3. Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдедукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/ или доступный для исследования. Результат – модель объекта, состояния, процесса:

2.3.1. Структурно – функциональное – исследователь для выявления структуры отдельной системы по ее внешнему виду, выбирает или конструирует ее аналог – другую систему, обладающую сходным поведением. Это основной метод психологического исследования и единственный в естественнонаучном психологическом исследовании.

2.3.2. Функционально – структурное — исследователь по сходству структуры модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Метод распространен во многих науках, в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологи и др.

3. Итерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.