Парадигма это модель построения научной теории

Социология как наука

1.объект предмет и методы социологии

2.структура и функции социологии

3.социология и другие науки

 

Основоположником социологии был Огюст Кант- ввел термин социология в 1838 г

Причины появления социологии

1переход человечества к промышленной цивилизации

2.накопление большого количества повторяющихся фактов

3.фундаментальное открытие в естественных науках

Источники социологии

1.общественная мысль

2.философия

3.социальная теория

Объект исследования

Объект любой науки это какая либо реальность представляющая собой фрагмент объективного мира.

Предмет науки это какая либо сторона реальности и появление наиболее значимых закономерных связях

Социология это наука о закономерностях развития социальных систем

Общество как социальная система

Социальные связи и взаимоотношения, социальное поведение, социальные процессы и изменения.

Методы социологии переход

Теоретические методы

1. методы системного анализа

2. Методы структурного анализа

3. Метод функционального анализа

4. Метод типологического анализа

5. Метод сравнительного анализа

6. Метод сравнительно исторического анализа

ЭМПЕРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

1. опрос

2. анализ документов

3. наблюдения

4. эксперимент

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

1.статистические

2.шкалирование

3.факторного анализа

4.метод корреляции

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

1.по характеру знаний-

1. теоретическая что и как познается

2. эмпирическая для чего познается

По уровню знаний-

1. микросоциология,

2. макроциология,

3. мегасоциология

По содержанию

1.общество

2.личность

3.культура

4.социальная стратификация

5.социальные институты

 

Социальные конфликты и кризисы

Функции социологии

1.теоретические изучения жизни и формирование законов развития

2.информационные-давать реальную информацию об обществе

3.мировоззренческая функция-формирование культуры мышления и выбора позиции

4.прогностическая функция-прогнозировать общества

Отношения социологии с другими науками

Методологически-с естественными науками

2.теоретическими-с гуманитарными науками, имеет общие теории

5 стр., 2282 слов

Презентация на тему: Методы

... внутри коллектива. Создание социальных нормативов влечет за собой упорядочивание социальных отношений между социальными группами, коллективами и отдельными. Конкретными методами социального нормирования являются ... поведения), формы дисциплинарного воздействия. В социальное планирование входит методы регулирования, они отвечают за упорядочивание социальных отношений путем выявления и регулирования ...

3.функционально-с психологией и логикой и др

4.практически-с педогооикой и медициной и др

НОВЫЕ НАУКИ-социальная психология, экономическая социология, политическая социология, социальная экология

История изучает общественные процессы в хронологической последовательности ,а социология то и почему это произошло.

Социология и экономика

Социология и психология-психология мотивы реакции и чувства

Психология, ориентации

Социология и право-нормы и отношения между людьми социологии

Становление социологии — середина 19 века

Классическая социология-граница 19-20 веков

Современная социология-с 1930 годов по настоящее время

Детерминанты этапов

1.развитие самого общества

2.смена научных парадигм

Парадигма это модель построения научной теории

1 этап- промышленный капитализм

2.этап,монополистический капитализм

3 этап-ГМК, ТНК, социалистическое общество

На первом этапе в социологии появились сразу два направления:

1.позитивизм-общество развивается по естественным законам. представители, Огюст Конт, Герберт спенсер.

2.марксизм-признавал общество развивается по естественно-историческим законам ,карл маркс.

В нашей стране социология появилась позже – только в 1860-е гг. Процесс формирования социологии в России отражал реальное разнообразие типов умонастроения и мировоззрения, поэтому в социологии существовало множество направлений и течений . Исследовалось общество и прогресс« вообще». Законы общественного развития приравнивались к законам природы .

Основными течениями в этот период были:

1. географическое – представлял Л.И . Мечников,который считал, что географическая среда ( климат, почва, реки) является ведущим фактором социальных изменений , а историю цивилизации характеризует три периода – речной, средиземноморский , океанический ;

2. субъективное направление представляли П . Л. Лаврови Н .К . Михайловский,разработавшие субъективный метод социологии и теории социального прогресса, личности как субъекта социального действия, подражания (героя и толпы ), народного строя;

3. плюралистическое направление в лице М .М . Ковалевскогодало плюралистический метод и теорию прогресса как роста человеческой солидарности; ученый Н .Я . Данилевскийсоздал первую в истории социологии антиэволюционистскую модель общественного прогресса и теорию культурно-исторических типов. На рубеже XIX-XX веков в России появляется

4. антипозитивизми общество начинает рассматриваться как организация духовно-нормативного типа. Большой вклад в развитие социологии в России внес П . А . Сорокин. Он разработал « систему социологии» и теории социокультурной динамики, социальной стратификации, социальной мобильности и др. Д ля юристов интерес представляет его работа « Преступление и кара, подвиг и

награда».

5. Марксистское направление в России представляли Г. В . Плеханови

В . И . Ульянов (Ленин).Они считали, что предметом социологии является

вы явление объективных, наиболее общих законов исторических процессов. Ими было дано научное осмысление исторического процесса на основе раскрытия диалектики общего, единичного и особенного. Основным

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

... и одаренных. К числу важнейших его работ также относятся "Начала социологии", "Грядущее рабство". Спенсер рассматривает общество как особое бытие, хотя и слагаемое из отдельных единиц, но ... противником теории свободы воли, отрицавшей возможность существования социологии как науки, Спенсер вместе с тем был непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество ...

вкладом в социологию стали теории роли народных масс и личности в истории, общественно-экономических формаций , социалистической революции, социальной структуры власти, национальных отношений и многие другие. Однако в 1922 г. развитие социологии было прерван о, сама наука была запрещена, а ученые-социологи — высланы из страны . Возрождение социологии началось только в 1970-е годы , а в вузы она вошла — в 1990-е годы . К настоящему времени эта наука достаточно мощно вновь развивается и в России.

Структурный функционализм.

-Считает, что общество функционально едино.

-Все общественные явления функциональны и необходимы.

-Изменение элемента системы ведёт к изменению всей системы.

-Условие выживания системы – равновесие.

-Развитие общества носит эволюционный характер.

Представители: Толкотт Парсон, Роберт Мертон (1910-2003 года; американский социолог).

Конфликтология.

-Конфликт – это норма жизни, это фактор развития социальных систем.

-Конфликт выполняет позитивные функции.

-Форма регулирования конфликтов – демократическое общество.

Представители: Льюис Козер и Ральф Дарендорф.

Символический интеракционизм.

-Социальный процесс – это выработка и изменение социальных значений.

-Главная характеристика действий людей – использование символов.

-Человек становится членом общества если усваивает образцы и нормы группового действия.

Представители: Джордж Мид и Нейл Смелзер.

Концепция социального обмена.

-Человеческое поведение – это функция его платежа.

-Социальное действие – это процесс обмена.

-Обмен строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.

Представители: Джордж Хоманс и Питер Блау.

Постмодернизм.

Разрабатывает концепции современных общественных систем:

-Постиндустриальное общество;

-Глобально общество;

-Коммуникативное общество.

Представители: Энтони Гидуенс, Даниэл Белл, Иммануил Валлерштайн, никлас Луман, Олвин Тоффлер.

Особенности современной западной социологии:

-Развивается в двух обособленных руслах:

1)Академическая (теоретическая).

2)Прикладная (эмпирическая).

-Разделена на два уровня социологических обобщений:

1)Микросоциология.

2)Макросоциология.

-Представлена двумя методологическими основами:

1)Социоцентризм (предмет социологии – общество).

2)Человекоцентризм (предмет социологии – поведение).

-Имеет два непримиримых научных лагеря:

1)Эволюционизм.

2)Конфликтология.

-Основывается на множестве парадигм (больше двух десятков).

-Связана с осознанием глобализации современного мира.

-Уделяет значительное внимание социальным технологиям (социальному прогнозировании, диагностике, консультированию, тренингам).

Вывод: современная социология имеет сложно организованную и постоянно развивающуюся структуру социального знания.

 

 

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

I. Программа социологического исследования

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... определялась по шестибалльной системе, после чего для каждого аудитора подсчитывался средний балл вы­полнения теста, характеризующий его “аудиторские способности”. В исследованиях Е. Ф. ... основывающихся на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, заключающийся в применении словесных ...

II. Методы сбора соц инфы.

III. Методы анализа соц инфы.

 

Соц. исследование – одно из основных методов социологии, представляет собой инструмент проникновения в реально сложившуюся соц действительность.

 

От характера знания: 1. Теоретическая 2. Эмпирическая Социология.

 

Эмпирическая социология — обобщение комплекса эмпирич соц исследования в рамках социологии города, семьи, труда и тд.

 

I.

1. Разработать программу.

2. Разработать инструментарий.

3. Собрать инфу.

4. Обработать инфу.

5. Описать инфу.

 

Программа — изложение теоретико-методологических предпосылок предпринимаемой работы.

Разделы:

1. Теоретический(постановка проблемы, формулировка цели, задачи, объект, предмет, персонализация, гипотезы)

2. Процедурный(тип исследования, выборка, методы сбора инфы, методы анализа инфы)

 

Теоретический раздел :

1. Постановка проблемы— осмысление ситуации и формулировка самой проблемы.

Проблемная ситуация — реально сущв. Соц . действительных противоречие, способы решения которой не ясны

Проблема — стороны противоречие.

2. Цель— планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская работа.

3. Задачи— конкретный план работы, выполнение которого позволит достигнуть цель.

4. Объект — носитель социальной проблемы.

5. Предмет — определенная сторона или свойство объекта, которые подлежат изучению и выражают исследуемую проблему.

6. Гипотеза — обоснованные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.

 

Процедурный раздел:

1. Тип исследования — стратегия исследовательского поиска:

А. Поиск-разведка

Б. Описательная

В. Теоретическая.

 

Выборка- определение обследуемой совокупности(сколько, кого, как опрашивать).

А. Вероятностная(собственно-случайностный, механическая, серийная, гнездовая).

Б. Целенаправленная(стихийная, основного массива, квотная).

В. Одноступенчатая и многоступенчатая(комбинирования).

 

II.

Для сбора соц инфы могут применяться различные методы:

1. Опрос

2. Наблюдение.

3. Анализ документов.

4. Эксперимент.

5. Экспертные оценки.

 

1. Опрос — путем диалога между исследователем и респондентов в виде формализованных вопросов и ответов:

А. Письменный и устный.

Б. Очный и заочный.

В. Экспертные и массовые.

Г. Выборочные и сплошные.

 

Анкета- упорядочение по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, воплощенный в виде вопросника.

 

Правила разработки:

1. Должно подчиняться цели и задаче.

2. Язык должен быть понятен.

3. Нет навязывания.

4. Респондент не должен решать сложных задач.

 

Структура:

1. Введение.

2. Содержательная.

3. Заключительная.

 

22 стр., 10689 слов

Социальная психология в системе наук. Социальная перцепция

... малых групп, меж­групповых отношений и взаимодействий («группа—группа»), больших социальных групп и массовых психических явлений. ... результате ее структуру составляет социальная психология лич­ности, психология взаимодействия, в том числе отношений и общения (т. е. объект исследования — система «личность-лич­ность»), психология ...

Виды вопросов:

1. По отношению к цели: а) содержательные(о фактах, знаниях, мнениях, мотивах, оценках, отношении) б) функциональные(фильтры, контрольные, психологические, буферные, контактные)

2. По форме: а) открытые б) закрытые в) полузакрытые

3. По конструктивным особенностям: а) шкальные б) дихотомические( да, нет) в) альтернативные(1 ответ) г) вопросы-меню (несколько ответов)

4. По расположению: а) линейное б) табличное

III.

Суть этого этапа — преобразование эмпирических данных

 

Методы:

1. Количественные- матем обработка данных

2. Качественные- описание объяснение

 

Обработка данных: 1. Первичная — обработка исходных данных. 2. Вторичная — обобщение, т е получение показателей.

 

Следующий этап — анализ.

Описание — это фиксация результатов исследования с помощью выбранной системы обозначений(группировка, типологизация).

 

Объяснение — раскрытие на основе эмпир данных и общей соц теории сущности объекта(генетическое, структурное, комбинированное)

 

Верификация (проверка) гипотез:

1. Статистические

2. Введение контрольных факторов и переменных.

3. Модификация гипотезы.

4. Подбор более чувствительных показателей.

5. Построение математических моделей.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ТИПЫ

 

1. Сущность социальных систем.

2. Общество как социокультурная система.

3. Культура как ценностно-нормативная система.

 

1.

Социальная система — целостное сложное образование, которое имеет интегративные свойства.

 

Структура соц.системы:

1. Люди

2. Связи между людьми.

3. Нормы.

 

Особенности социальных систем:

1. Относительное постоянство, устойчивость и целостность.

2. Образует новое качество.

3. Относительная уникальность и самостоятельность.

4. Могут взаимно перегруппировываться (синтез, симбиоз).

5. Каждая социальная система развивается по своим закономерностям.

6. Основная форма развития — инновация.

7. Инерционность.

8. Соц. система состоит из подсистем.

9. Социальные системы — максимально сложные образования, т.к. их основной элемент — человек — обладает большим диапазоном выбора поведения.

10. Обладают значительной неопределённостью функционирования.

11. Имеют границы управляемости.

Типы социальных систем:

1. По уровню: А. Макросистемы. Б. Микросистемы. В. Мегасистемы.

2. По качеству: А. Открытые. Б. Закрытые. В. Изолированные.

Открытые — взаимодействуют с другими по многие направлениям.

Закрытые — 1-2 направлениям.

Изолированные — не взаимодействуют.

3. По структуре: А. Гомогенные — только социальная природа.

Б. Гетерогенные — разная природа.

 

Основные социальные системы:

1. Общество. 2. Культура. 3. Личность.

 

1.Общество — исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность взаимодействующих индивидов.

12 стр., 5634 слов

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в ...

... психология профессиональной деятельности. Предмет исследования: психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на примере работников ... психологических характеристик. Цель исследования: выявить психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на примере работников ...

 

Признаки общества:

1. Общность территории

2. Целостность и устойчивость.

3. Самовоспроизводство.

4. Самообеспеченность.

5. Саморегулируемость.

 

Структура общества:

1. Социальны группы и общности.

2. Социальные организации и институты.

3. Нормы и ценности.

 

Источник развития общества — инновационная энергия людей.

Функционирование общества — его постоянное самовоспроизводство на основе:

1. Социализация.

2. Интуализация.

3. Легитимация.

 

Алгоритм развития общества:

Инновация->Шок->Бифуркация->Флуктуация->Новое общество

 

Функции общества:

1. Создание условий для удовл. потребностей людей.

2. Предоставление индивидам возможностей для саморазвития.

 

Типы общества:

1. По способам производства: а. Первобытные б. Рабовладельческие в. Феодальные г. Капиталистические д. Коммунистические.

2. Цивилизации: а. Традиционные б. Индустриальные в. Постиндустриальные.

3. Политические основания: а. Демократические б. Авторитарные в. Тоталитарные.

4. Религиозные основания: а. Христианские (не однородно) б. Мусульманские (суниты и шеиты) в. Буддистские г. Иудейские.

 

Закономерности развитие общественных систем:

1. Ускорение истории.

2. Уплотнение исторического времени.

3. Неравномерность развития.

4. Возрастание роли субъективного фактора.

 

 

Культура — система ценностей и норм, жизненных представлений,образцов поведения, способов и приемов человеческое деятельности.

 

Функции культуры:

1. Общественно-преобразующая.

2. Информационная.

3. Гносиологическая.

4. Семиологическая.

5. Аксиологическая.

5. Коммуникативная.

6. Социализации.

7. Гуманистическая.

8. Нормативно-регулирующая.

 

Сущность культуры:

1. В ней все естественно.

2. Она прочно проникает в человеа и становится чем-то вполне разумеющимся.

3. Она дает основы жизнедеятельности.

4. Сама по себе культура универсальна.

5. У разных народов культура различна.

 

Структура культуры:

1. Нормы, ценности…..

2. Способы и приемы человеческой деятельности.

3. Предметы деятельности.

4. Социальные отношения.

 

Типология культуры:

1. Виды:

А. Материальная.

Б. Духовная.

В. Социальная.

2. По целевому назначению: светская и религиозная.

3. По соц. предназначению: элитарная и массовая.

Контркультура — оппозиционная культура.

Субкультуры — культура специфической социальной группы.

 

ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА

1. Социальная сущность личности.

2. Социальные роли личности.

3. Социальные статусы личности.

 

1. Социальная сущность личности

Личность — это человек, который обладает устойчивой системой социально значимых качеств.

5 стр., 2149 слов

Тема 4. Периодизация возрастного развития. Социальная ситуация развития

... см. Приложение к теме). Литература Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка //Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 2001, ... себя, позиция в общении и др.); выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.). ...

 

Особенности личности:

1. Личностью не рождаются а становятся.

2. Не каждый человек становится личностью.

3. Личность — это сложная социальная система.

 

Подход 1: личность — это система, потому что имеет сложную структуру.

Элементы:

1. Память.

2. Культура.

3. Деятельность.

Ядро социальной структуры личности — убеждение.

Подход 2: личность — это система, потому что состоит из компонентов разной природы.

Компоненты:

1. Биологические.

2. Психологические.

3. Социальные.

 

Биологиеские: 1. Анатомия. 2. Физиология.

Бихевиорическая теория личности

S -> R

S -> P -> R

 

Психологические компоненты: память, характер, темперамент, чувства, воля.

Психологическая теория Зигмунда Фрейда

ID -> EGO -> SUPER EGO

(ОНО -> Я -> СВЕРХ Я)

 

Социальные компоненты: Способности к: 1. Общению. 2. Самостоятельной деятельности. 3. Социальной ответственности.

Теория социализации

Социализация — процесс усвоения человеком норм и ценностей.

Структура социализации:

1. Нормы и ценности.

2. Общество.

3. Личность.

 

Содержание социализации:

1. Обучение.

2. Воспитание.

3. Взаимодействие с другими.

4. Освоение норм и ценностей, ролей.

5. Приобретение прав и обязанностей.

 

Стадии социализации:

1. Дотрудовая.

2. Трудовая.

3. Послетрудовая.

 

Добавить из учебника: институты социализации, агенты социализации, десоциализация, ресоциализация.

 

Подход 3: личность — это система, потому что имеет множество «я».

«Я» индивидуальные:

1. Наличное.

2. Желаемое.

3. Представляемое.

 

«Я» социальное:

1. Субъективное.

2. Зеркальное.

 

Субъективное «я» — представление человека о себе как о субъекте социальных отношений.

Структура:

1.»Я» образ

2.»Я» концепция.

 

Зеркальное «я» — представление о себе, на основании того, что ,по его мнению, о нем думают друге.

Структура:

1. Каким меня видят другие.

2. Как меня оценивают другие.

3. Мои реакции на это.

Реакции:

1. Реакция страха.

2. Реакция стыда.

3. Реакция вины.

4. Реакция совести.

Типы личности:

1. Традиционалисты.

2. Идеалисты.

3. Фрустрированный тип.

4. Реалисты.

5. Гедоностические материалисты.

 

3 стр., 1300 слов

Типы личности 2

... аморальных поступков. Не переносит крутых перемен, ломки жизненных стереотипов. Неустойчивый тип общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении. ... аффективные вспыш­ки из-за сильной утомляемости и раздражительности.   Лабильный тип общительность,добродушие, чуткость и привязанность, искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого ...

Подход 4: личность — это система, потому что выполняет множество ролей.

 

 

2. Социальные роли личности

Социальная роль

— стандартизированный способ поведения.

— это функции личности

— обязанности личности

 

Составляющие роли:

1. Ролевые ожидания.

2. Ролевое поведение.

 

Особенности социальных ролей:

1. Роль не обусловлена свойствами индивида.

2. Каждая личность выполняет несколько ролей.

3. Индивид всегда автономкн от роли.

 

Детерминантые роли:

1. Ролевые установки.

2. Ролевое понимание.

3. Ролевые способности.

4. Ролевые ориентации.

5. Ролевые мотивы.

 

типы ролей:

1. Предписанные.

2. Приобретаемые.

 

Усвоение роли выражается в поведении.

 

Социальное поведение — действия и взаимодействия на человека.

 

Типы поведения:

1. Идентификационное.

А. Адекватное.

Б. Гениальное.

Б. Фанатичное.

 

2. Дистанцированное

А. Конформистское.

Б. Ретритское.

В. Бунтарсоке.

 

 

3. Социальные статусы личности.

 

Социальный статус — положение человека в группе, в обществе.

 

Детерминаты статуса:

1. Социально-экономические признаки

2. Социально-демографические признаки.

3. Стиль жизни.

4. Тип образования.

Типы статусов:

1. Предписанные

2. Достигаемые.

3. Аскрипивные (приписанные).

Статус показывает:

1. Место человека в общественных отношениях.

2. Основные функуции личности.

3. Деятельность личности.

4.оценку деятельности личности со стороны общества.

5. Самооценку личности.

 

Особенности статуса:

1. Статус завоевывается.

2. Статус в большой степени зависит от самой личности.

3. Изменения статуса ведет к ищменению ответственности личности.

4. Социальный статус соотносится с ценностью личности.

 

СОЦИАЛЬАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

1. Сущность социальной структуры.

2. Социальная стратификация и неравенство.

3. Социальная мобильность.

 

1.

 

Социальная структура общества — совокупность классов, слоев, групп и связей между ними.

 

Основания развития социальной структуры:

1. ролевые ожидания

2. Типы собственности на средства производства

 

Социальная структура показывает:

1. Стабильность общества.

6 стр., 2545 слов

Типы конфликтных личностей

... избегание ответственности и т. п. Кроме этих выделяют еще некоторые типы конфликтных личностей. Тип личности - целенаправленно конфликтный - рассматривает конфликт как средство достижения собственных ... развития, трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон. Владеет хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности. ...

2. Динамику общества.

3. Тип общества.

4. Основные противоречия в обществе.

 

Функции социальной структуры:

1. Распределительная — развитие форм общественного разделения труда.

2. Стимулирующая — формирование стимулов к общественно-полезной деятельности.

3. Интеграционная — обеспечение единства интересов различных групп.

4. Инновационная — способствование динамизму социального развития.

 

Роль социальной структуры — обеспечивать устойчивость в развитии общества.

Типы социальных структур:

1. Классовая (Маркс, Ленин).

2. Стратификационная (Макс Веббер, Питерим Сорокин).

3. Институциональная (Эмиль Дюркгейм).

Закономерности развития социальной структуры:

1. Обладает достаточной стабильностью и изменяется только со значительным изменением общества.

2. По мере развития социальная структура становиться разнообразнее и сложнее.

3. В основе развития социальной структуры лежат противоречия, что предполагает как социальное единство, так и социальную борьбу.

 

Тенденции развития социальной структуры:

1. Рост численности лиц наемного труда.

2. Значительное усложнение профессионально-квалификационной структуры.

3. Увлечение занятых в сфере услуг.

4. Возрастание доли умственного труда.

5. Рост материального благосостояния и культурного уровня широких масс.

6. Рост числа безработных.

7. Урбанизация.

8. Усиление полиэтничной структуры.

9. Маргинализация.

 

Социально-стратификационная структура

Социальная стратификация — это иерархическое разделение общества не неравные слои.

 

Функции:

1. Обеспечить наиболее способным людям возможность социального продвижения.

 

Критерии:

1. Первичные: образование, профессия, доход, богатство, власть, престиж, привилегии.

2. Вторичные: пол, возраст, религия, социальное происхождение, расовое, этническое происхождение.

 

Классы: 1. Средний. 2. Высший. 3. Низший.

 

Высший — 10% — 500 тыс. $ на члена семьи

Средний — >50% — 30 тыс. $ на члена семьи

 

Виды:

1. Экономическая.

2. Политическая.

3. Профессиональная.

 

Типы:

1. Физико-генетическая.

2. Этократическая.

3. Социально-профессиональная.

4. Культурно-символическая.

5. Культурно-нормативная.

6. Социально-территориальная.

 

Социальное неравенство— неравноценность условий развития, при которых люди имеют неодинаковый доступ к различным социальным благам.

Истоки неравенства:

1. Природные различия.

2. Мотивация.

3. Экономические и социальные условия.

 

Функции неравенства:

1. Выравнивание стартовых позиций вследствие конкуренции.

2. Закрепления вновь завоеванного статуса.

3. Стимулирующая.

4. Поддержания потенциала выживания, социальной активности, творчества.

Типы социального неравенства:

1. Этническое.

2. Гендорное.

3. Неравенство людей по возрасту.

4. Материальное.

 

Социальная мобильность — возможные перемещении людей из 1 социальной позиции в другую.

 

Типы:

1. Вертикальная: восходящая и нисходящая. Горизонтальная.

2. Индивидуальная и групповая.

3. Межпоколенная и внутрипоколенная.

4. Близкая и дальняя.

 

Функции:

1. Обеспечение стабильности в обществе.

2. Обеспечение социальной справедливости в обществе.

 

Особенности:

1. Высокий уровень.

2. Преимущественно восходящая вертикальная.

3. Равенство возможностей для обильности людей разного происхождения.

4. Маргинализациия общества.

 

СОЦИАЛЬНАЯОРГАНИЗАЦИЯ

 

Социальная организация — способ упорядочения и регулирования жизни людей.

 

Особенности:

1. Наличие общих целей.

2. Наличие формализации.

3. Зависимость от качественного состава участников.

 

Социальные свойства организации:

1. Создается как инструмент решения общественных задач.

2. Складывается как человеческая общность.

3. Объективируется как безличная структура связей и норм.

 

Признаки:

1. Наличие единой цели.

2. Наличие норм.

3. Иерархия отношений.

4. Распределение функций.

5. Наличие коммуникаций.

 

Функции:

1. Координирование деятельности людей.

2. Сглаживание конфликтов между руководящими и подчиненными.

3. Сплочение членов группы.

4. Сохранение чувства индивидуальности.

Структура:

1. Цели.

2. Члены.

3. Организаторы.

4. Совокупность ролей.

5. Правила поведения.

6. Средства деятельности.

7. Алгоритм действий.

8. Система отношений.

9. Связи с другими организациями.

 

Эффективность зависит от:

1. Синергия (сотрудничество).

 

Стадии возрастания энергии социальной организации:

1. Одновременность и одно направленность усилий многих.

2. Расчленение общей работы.

3. Специализация.

 

Типология социальных организаций:

1. От оформления структуры: а)формальные б)неформальные.

2. По размеру: а) большие б) средние в) малые.

3. По историческим типам: сословно-феодальная, командно-административная … .

СОЦИАЛЬНЫЕИНСТИТУТЫ

Социальный институт — форма организации совместной деятельности людей, основанная на системе норм и правил.

 

Структура:

1. Определенная сфера деятельности.

2. Группа лиц.

3. Нормы принципы.

4. Материальные средства.

 

Функции:

1. Обеспечение развития общества.

2. Осуществление социализации.

3. Обеспечение преемственности в использовании ценностей и передаче навыков социального поведения.

4. Стабилизации общественных отношений.

5. Согласование действий людей.

+

2 группа: Латентные (вторичные, не явные).

 

Основные типы:

От сферы деятельности:

1. Экономические (производство, собственность, обмен, деньги, …).

2. Политические (власть, государство, партии, …).

3. Социальные (семья, брак, воспитание, здравоохранение, …).

4. Культурные (религия, образование, наука).

 

Институциализация — процесс подведения норм и правил под определенный тип отношений между людьми.

 

Изменение социальных институтов происходит под воздействием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов и причин.

 

Политика как социальный институт— это выражение интереса к власти, а так же способ осуществления власти.

 

Право как социальный институт — это система норм, установленных и охраняемых государством.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

1. Сущность.

2. Соц конфликты и кризисы.

3. Соц реформы и революции.

 

Процесс — продвижение.

Социальный процесс — это последовательная смена обстоятельств социального явления. Совокупность взаимозависимых изменений, приводящих к определенному результату.

Структура:

1. Причины и условия изменений.

2. Сами изменения и их результаты.

3. Механизмы преобразований.

 

Особенности:

1. Не происходят сами по себе, а являются результатом взаимодействия людей.

2. В основе лежат противоречия.

3. Длительны по времени.

4.Усточивость, логическая последовательность, идентичность, непрерывность, неравномерность.

5. Массовый характер и общественное содержание.

Типы:

I. По содержанию. 1. Ассоциативные. 2. Диссициативные.

II. По качеству: 1. Воспроизводства. 2. Развития. 3. Трансформационные.

III. По уровню: 1. Микро. 2. Макро. 3. Мега.

IV. По направленности: Прогрессивные Регрессивные Застойные.

V. По степени управления: Целенаправленные Исторические Стихийные.

 

1. Все типы могут быть позитивными, функциональными и нефункциональными.

2. Это динамика развития определенного социального явления.

 

 

2. Социальные конфликты и кризисы.

Социальный конфликт — это столкновение людей с противоположными потребностями, интересами, ценностями или взглядами.

 

Общие причины:

1. Само социальное развитие.

2. Неравное положение людей.

3. Несовместимость претензий.

4. Неумение вовремя снимать противоречия.

 

Структура:

1. Участники.

2. Источник.

3. Конфликтное поведение.

4. Условия протекания конфликта.

5. Последствия конфликта.

 

Типы:

1. Микро макро мега.

2. Политические экономические, религиозные, этническте … .

3. Антогонестические — не … . Объективные — искусственные. Большие и малые. Явные и латентные.

 

Механизм развертывания конфликта:

По числу участников и по колличеству проблем.

 

Этапы:

1. Возникновение.

2. Поляризация социальных сил.

3. »Растягивние».

4. Экстримизация.

5. Невродизация.

6. Социальный писсемизм.

7. Бой.

Решение конфликта:

1 шаг в решении конфликтов — это воспринять конфликт, как нераскрытую возможность. Чтобы решить конфликт необходимо:

I. Выбрать подход:

1. Разрешить конфликт.

2. Отказаться от решения.

3. До исследовать ситуацию.

4. Усложнить ситуацию.

II. Использовать метод циклов:

1. Проанализировать и оценить ситуацию.

2. Разработать альтернативы.

3. Принять решение.

4. Выполнить решение.

5. Оценить результаты.

III. Использовать разные формы:

1. Переговоры.

2. Насилие.

3. Возмездие.

IV. Способы:

1. Контроль эмоциональной сферы.

2. Использование разума.

3. Использование интуиции.

V. Приемы:

1. Выиграть/Выиграть.

2. Творчество.

3. Оптимальное самоутверждение.

4. Нейтрализация борьбы за власть.

 

Функции:

1. Позитивные: выявление назревших проблем. Стимулированеи активности. Усиление сплоченности. Разрядка напряженности. Ускорение общественных перемен.

2. Негативные. Ухудшение соц климата. Уменьшение сотрудничества. Конфронтация. Приведение к растерянности и агресивности. Ввод в тупик.

 

Социальный кризис — острейшая форма проявление оциал ного противоречия, когда разрушается со стабильность, соц связи, наступает общий упадок, система выходит из равновесия и ее дальнейшее функционирование становится невозможным.

 

Объективные основы: противоречия

Субъективные: осознание соу ситуации, как критической.

 

Динамика:

1. Оживление социальных сил.

2. Объединение соц сил.

3. Подъем.

4. Натиск.

 

Функции:

1. Обострение противоречий.

2. Ликвидация отжившего.

3. Ускорение, развитие.

 

Типы:

По механизму:

1. Перманентные.

2. Периодические.

3. Хронические.

4. Конъюктурные.

5. Структурные.

По сферам:

1. Экономический.

2. Социальный.

3. Политический.

4. Культурный.

5. Общенациональный.

По ровню: микро макро мега.

 

Способы разрешения:

1. Реформы

2. Революция

3. Террор.

3. Социальные реформы и революции.

 

Социальные реформы — преобразование какой либо стороныобщества, без изменения его основ.

 

Особенности:

1. Осуществляются целенаправленно.

2. Осуществляются сверху.

3. С помощью соответствующих законов.

4. Носят вынужденный характер.

5. Носят двойственный характер.

 

Типы реформ:

1. Экономические.

2. Политические.

3. Социальные.

4. Культурные.

Социальная революция — глубокое скачкообразное изменение, приводящее общество к качественно- новому состоянию.

 

Особенности:

1. Насилие.

2. Осуществляется мирными и не мирными путями.

Мирные пути: выборы и реформы.

Не мирные: вооруженное восстание, партизанская война, гражданское война.

 

Для соц. революции необходимы объективные условия и социальный фактор.

Типы:

1. Буржуазные.

2. Буржуазно-демократические.

3. Социалистические.

4. Национально-освободительные.

5. Антиколониальные.

6. Антифашистские.

7. Антидиктаторские.

8. Исламские.

9. »Бархатные» или цветные революции.