Общенаучные и конкретно научные методы исследования

Исследование социально-экономических и политических процессов

1. Организация социологических исследований социально-экономических и политических процессов

Социологическое исследование – один из основных способов развития социологии, сфера профессиональной деятельности социологов. Социологические исследования представляют собой последовательность определённых этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых, как правило, – проблемных – фрагментов социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющей систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессах, об их связях, отношениях и зависимостях.

Все социологические исследования делятся на две большие группы: теоретико-прикладные и прикладные.

Теоретико-прикладные исследования ориентированы на содействие решению социальных проблем путём разработки новых принципиальных подходов к их изучению, формулированию общей стратегии их решения. Исследования этого типа выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой наряду с прикладными предусмотрено решение достаточно крупной социальной проблемы («Наркомания и молодёжь», «Эволюция политической культуры российского электората» и т. п.).

Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем. Результатом исследований этого типа являются социально-технологические разработки, в реализации которых часто участвуют сами социологи. Иногда они называются социально-инженерными и выполняются по прямому заказу заинтересованного лица или организации. В качестве исходного знания здесь используются выводы и теоретические подходы, полученные другими учёными, в том числе и по преимуществу – социологами, которые реализуются здесь в конкретном приложении к определённой проблеме.

В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, которую предстоит изучить, социологические исследования группируются в три основных типа, каждый из которых имеет специфическую стратегию исследовательской деятельности.

1. Формулятивное (разведывательное) исследование применяется тогда, когда об изучаемой проблеме имеется самое общее, смутное представление и никаких, кроме тривиальных, гипотез о подходах к её решению социолог выдвинуть не может. Наиболее типичная сфера применения формулятивного исследования – новая (либо сама по себе, либо для социолога) область знания (например, «факторы и формы участи криминальных структур в управлении государством») или проблема (например, «маргинализация социальных групп в процессе «демократизации» российского общества»).

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Группы принципов социальной работы: общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук ... процедур, целенаправленность и адресность социальной работы). Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принцип универсальности ...

Характерный признак такой ситуации – скудость или полное отсутствие литературы, материалов исследований по этой или сопредельным проблемам.

Реализация исследования этого типа предполагает три этапа.

Изучение имеющейся литературы (библиография, селекция, изучение).

Встречи и беседы со специалистами (экспертами): список лиц и организаций.

Цели бесед:

* убедиться в полноте библиографии;

* получить дополнительные сведения о литературе и проблематике;

* разработать наброски первичных гипотез.

Разведывательное наблюдение (непосредственное или по литературе, прессе, СМИ) Например, маргиналы.

Итог разведывательного исследования – чёткая формулировка проблем, целей, задач, гипотез (если надо).

2. Описательное (дескриптивное) исследование преследует цель строгого описания качественно-количественных значений характеристик изучаемой проблемы в конкретной предметной области. Необходимое условие проведения дескриптивного исследования является наличия достаточных знаний об объекте и предмете исследования для выдвижения осмысленных гипотез. Его главное отличие от формулятивного – возможность чёткого описания предмета исследования в виде системы признаков—переменных—показателей. Типичные примеры дескриптивных исследований – анализ общественного мнения. Результат дескриптивного исследования – классификация эмпирии, описание структуры предмета (например, свободного времени) с минимальной интерпретацией и аналитикой.

3.Аналитико-экспериментальное исследование – наиболее сильный и распространённый тип социологического исследования. Оно предполагает наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Его цель – выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей и достаточно обоснованный выход на социально-технологические рекомендации и методики.

По степени годности методико-инструментального аппарата социологические исследования делятся на пилотажные и основные.

Пилотажное исследование направлено на проверку годности методов получения первичной информации, а также системы всех процедур в целом, в том числе и организационных, и общих подходов к отбору единиц наблюдения. Материалы пилотажного исследования содержательной ценности, как правило, не имеют.

Пилотажное исследование проводится на небольшой (30-100) выборке, в которую необходимо включить представителей всех категорий обследуемых с различными социально-демографическими характеристиками. При этом важно обеспечить включение в выборку представителей социальных групп, обладающих какими-либо особенностями, которые (по предположению исследователя) могут быть источником систематических ошибок в основном исследовании.

К опросу привлекают не только авторов, но и других исполнителей (анкетёров, интервъюеров), чтобы определить особенности работы инструмента чисто в технологическом плане. Кроме того – коллег, чтобы определить их мнение.

4 стр., 1513 слов

Социально-психологические закономерности деятельности менеджера

... управленческой деятельности. Объект исследования - деятельность менеджера, руководящего состава организаций. Предмет исследования - мотивационный аспект социально – психологических закономерностей деятельности менеджера. Задачи исследования: - ... вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми. В деятельности реализуется принцип единства сознания и деятельности, согласно которому ...

Пилотажные исследования могут проводиться в два этапа: 1 – предварительная проба и 2 – генеральный пилотаж.

На первом проверяются отдельные элементы методики.

На втором проверяется вся процедура сбора информации. Это «разведка боем», цель которой – проверка всей полевой процедуры.

В качестве основного исследования может быть описательное или аналитико-экспериментальное.

В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению и включена в исследование, различают сплошные и выборочные социологические исследования.

Примером исследований, основывающихся на сплошном изучении всего множества единиц, образующих объект исследования, могут служить материалы текущего наблюдения ряда показателей, которые осуществляют органы статистики. К ним, в частности, относятся рождаемость, смертность, число браков, разводов, пассажирооборот и т.д., все они предполагают сплошной учёт соответствующих фактов. Сплошные исследования проводятся и социологами. Часто они используются при подготовке широкомасштабных перспективных решений по развитию предприятия или организации, при проведении монографических исследований. Сплошные опросы проводятся при изучении причин текучести кадров (опрашиваются все увольняющиеся с предприятия и вновь принимаемые).

Можно привести и ставшие уже хрестоматийные примеры крупных территориальных сплошных социологических исследований.

При всей внешней очевидности достоинств сплошных исследований в подавляющем большинстве случаев социолог вынужден решать проблему ограничения числа единиц наблюдения, которые включаются в эмпирическую базу исследования. Дело в том, что в тех случаях, когда объект состоит из нескольких тысяч и более единиц наблюдения, сплошное исследование требует:

* огромных финансовых и материально-технических ресурсов;

* создания громоздкого организационного механизма;

* привлечения большого количества дополнительных сотрудников, как правило, неквалифицированных (для проведения интервью, анкетирования, наблюдения и т. д.);

* длительного времени, необходимого для сбора, контроля, обработки и анализа собранного эмпирического материала.

Поэтому преобладающим видом исследований в социологии являются выборочные. Помимо дешевизны, оперативности, гибкости выборочные исследования обладают ещё одним существенным достоинством: при тщательном соблюдении определённых правил и процедур они могут обеспечить получение более достоверных и глубоких результатов, чем сплошные. Связано это с тем, прежде всего, что провести тотальный контроль качества фиксации первичной эмпирии невозможно. В то же время привлекаемый непрофессиональный актив вольно или невольно привносит в полевые материалы множество так называемого «информационного шума», полное выявление и устранение которого принципиально невозможно. При выборочном исследовании практически всегда можно гарантировать приемлемую достоверность эмпирической фактуры. Однако при проведении выборочных исследований возникает другая, достаточно серьёзная проблема – необходимость обеспечения репрезентативности первичных данных.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... результатов исследования. 10.Структура и стиль исследования различных специальностей. Паспорт специальностей 13.00.01, 02, 08. Язык и стиль диссертации 13 11.Составление экспертных заключений ... реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного ...

Под репрезентативностью информации понимается такое её свойство, при котором обеспечивается приемлемый (допустимый, заданный) уровень отклонения количественных значений наиболее важных характеристик (критериев) некоторой части множества изучаемых объектов (выборочной совокупности) от их значений во всей совокупности (генеральной).

Максимальная величина названного отклонения по какой-либо из критериальных характеристик образует ошибку репрезентации. Выборочная совокупность, ошибка репрезентации которой не превышает некоторой заданной величины (в социологии этот уровень принято определять в 5% от номинала), называется репрезентативной. Репрезентативность первичной социологической фактуры позволяет исследователю выводы и закономерности, обнаруженные в выборочной совокупности, распространять на всю генеральную совокупность.

Выборочную совокупность можно в определённом смысле рассматривать как своеобразную модель, воспроизводящую в миниатюре генеральную совокупность. Однако никогда нельзя забывать, что это достаточно сильное упрощение, идеализация, так как выборка воспроизводит генеральную совокупность только по значениям критериальных характеристик. Значения остальных характеристик выборки могут довольно сильно отличаться от их значений в генеральной совокупности.

Программа социологического исследования – документ, содержащий развёрнутое изложение её теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико–инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.

Содержание программы с.и. варьируется и зависит от типа и целей исследования. Основные функции программы социологического исследования – методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая.

Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).

Методологический раздел программы:

1. Формулировка проблемы, обоснование её актуальности.

2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования.

3. Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация).

4. Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели.

5. Формулировка рабочих гипотез.

Процедурный (методический) раздел программы.

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.

3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации.

4. Содержательный анализ результатов исследования.

5. Оформление результатов исследования в виде отчётов, публикаций, социальных технологий и т. д.

7 стр., 3462 слов

Метод экспертной оценки

... основной части, заключения и списка литературы. 1. Метод экспертной оценки .1 Экспертные методы в социальном прогнозировании Процесс исследования социального объекта или явления путем распознавания и ... благотворительность, спонсорство, частные инициативы и т.д. Среди экспертных методов можно назвать следующие. Индивидуальные прогностические оценки экспертов - ведущих специалистов в данной области, ...

2. Экспертные методы изучения социально-экономических процессов

Методы экспертных оценок. Общие основания и особенности экспертных исследований: сущность экспертных методов, их цели и задачи. Основные методы социального прогнозирования: экстраполяция и экспертные оценки. Подготовка и проведение экспертизы. Требования к отбору экспертов. Индивидуальный и групповой варианты опроса экспертов. Метод Дельфи: содержание и последовательность проведения, достоинства и недостатки. Проблемы применения экспертных методов в практике управления.

(Подробнее см. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов. Гл. IVС. 146-165).

Общие основания и особенности экспертных исследований. Методы – способы решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций познания действительности.

В ходе метода экспертных оценокпроисходит опрос компетентных лиц, специалистов в определённых областях знаний или официальных представителей. Специалисты высказывают мнение о возможных, с точки зрения имеющихся ресурсов, оптимальных решениях проблем. Оценивается различного рода информация с помощью специальных логических и математических приёмов. Работа ведётся с информацией по имеющимся в обществе проблемам. Информация специалистами м.б. структурирована или хотя слабо структурирована. Но возможна ситуация когда информация не м.б. структурирована в принципе (последний вариант иногда имеет в управленческой практике название «проклятые проблемы»).

В последнем варианте мнение экспертов представляется особенно важным.

Область применения экспертных оценок: — составление перечня возможных событий в различных областях за определённый промежуток времени; — определение наиболее вероятных интервалов времени совершения событий; — определение целей и задач управления. с упорядочением их по степени важности; — определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения и т.д.

Основные методы социального прогнозирования: экстраполяция и экспертные оценки. Экстраполяция основана на построении динамических (временных рядов) значений количественных характеристик системы с возможно более ранней точки отсчёта в прошлом до даты прогнозируемого состояния. Смысл – перенесение объективных закономерностей процесса, характерных для прошлых состояний системы на будущее её состояние. В реальности развитие процесса конечно не всегда плавно, а скорее скачкообразно. Отсюда необходимость в экспертных методах оценки.

Метод экспертной оценки – опрос экспертов, т.е. высококлассных специалистов. Эксперты анализируют возможное развитие проблемной ситуации с количественной или качественной оценкой уровня достоверности.

Подготовка и проведение экспертизы. Основные этапы экспертного опроса: 1) подбор специалистов (от самооценки до взаимной оценки специалистов); 2) разработка методики проведения опроса; 3) организация и непосредственное проведение опроса, и выбор метода обработки данных; 3) организации и непосредственное проведение опроса; обработка и оформление результатов опроса.

11 стр., 5166 слов

История метода «эксперимент» в психологии

... или доказательству, которое он дает”. 1. История метода «эксперимент» в психологии 1.1. История метода «эксперимент» в России Успехи психологии были обусловлены внедрением в ... эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за состояниями собственного сознания. Иначе говоря, решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе. Сам этот метод ...

Для подготовки экспертизы д.б. сформирована группа специалистов-организаторов. Её задачи: постановка проблемы, определение целей и задач экспертизы, её границ, основных этапов; разработка процедуры экспертизы; отбор экспертов, проверка их компетентности формирование групп экспертов; проведение опроса и согласование оценок; преобразование полученной деятельности. Группа состоит из 5-7 человек, специалистов по данной проблеме, а также специалистов по экспертным методам (социологов, психологов, программистов).

Требования к отбору экспертов. Характерные черты экспертов: компетентность (степень квалификаии в определённой области знаний), креативность (способность решения творческих задач), аналитичность (особо ценна при решении сложных многоаспектных проблем), прагматизм, широта мышления, конструктивность мышления, коллективизм, самокритичность, независимость. Учитывается также уровень общей эрудиции, наличие практического и исследовательского опыта по рассматриваемой проблеме.

Индивидуальный и групповой (коллективный) варианты опроса экспертов — это прогнозные методы интуитивного порядка. К первым из вышеуказанных относят: интервью (суждения в ходе беседы по определённым вопросам), аналитические записки, метод построения сценариев. Ко вторым: мозговую атаку, метод комиссий (выявление единого коллективного мнения в результате определённых компромиссов; непосредственный обмен мнениями), метод Дельфи, дерево целей, матричный метод. Методы коллективной экспертной оценки используют с целью объективизации субъективных оценок при исследовании социальных процессов. По ряду параметров групповые оценки надёжнее индивидуальных.

Метод Дельфи.Процедура м.б. рассмотрена в виде специфических циклов «мозговой атаки». Особенность – специалисты не могут непосредственно визуально и вербально общаться. В классическом виде – проводится в четыре тура, между которыми интервал в два месяца. Результаты каждого тура обрабатываются статистическими методами с целью определения среднего и крайних мнений по исследуемой проблеме (децили, квартили, моды и т.д.).

Статистические методы являются критерием точности групповой экспертизы. Статистический показатель — это количественная оценка свойства изучаемого явления. В зависимости от целевой функции статистических показателей их можно разделить на два: учетно-оценочные и аналитические.Анализ статистической информации позволяет раскрывать причинные связи изучаемых явлений, определять влияние и взаимо­действие различных факторов, оценивать эффективность принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций. Путем сравнения обобщающих статистических показателей изучаемых явлений определяются количественные оценки их распространенности в пространстве и развития во времени, устанавливаются характеристики связи и зависимости. Возможен пересмотр экспертами прежних оценок с указанием причин изменения мнения.

Среди негативных сторон метода Дельфи: большие временные и финансовые затраты, часто отсутствие реальной картины развития процессов на длительный период (хотя метод рассчитан именно на это), необходимость неоднократного пересмотра экспертами своих ответов может вызвать у них отрицательную реакцию.

12 стр., 5706 слов

Прикладной характер метода эксперимента в социологии

... возможность применения метода эксперимента в изучении социальных явлений, которые слишком сложны и изменчивы, и однозначная интерпретация поведения человека или социальной общности невозможна, эксперимент как метод эмпирического исследования начал активно ...

Проблемы применения экспертных методов в практике управления – достаточно острая, так как участие экспертов в решении дел по управлению обществом увеличивается, а учет их рекомендаций и предложений далеко не всегда реализуется управленцами.

Итак, экспертные оценки по своей сути субъективны, но поскольку основу каждого суждения составляют вполне определенная информация, накопленный опыт, результа­ты анализа объективной действительности, предполагается, что суждения не будут слишком противоречивыми. К тому же, различия могут быть преодолены путем взаимной коррекции мнений, произведенной с учетом дополнительных сведений, полученных от других экспер­тов. При увеличении количества объективной информации, как правило, повышается степень адекватности выдвигаемых гипотез и их использования в исследовании социально-экономических и политических процессов.

3. Методы исследования социально-экономических процессов

Метод (от греческого «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.  Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.  Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией.

Методология дословно означает «учение о методах». Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.  Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования: 1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка.  2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие, и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов. 3. Конкретно научные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности.

Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела. Далее мы более подробно остановимся на общенаучных и конкретно научных методах исследования.

2.Общенаучные методы  

2.1 Эмпирические методы

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях природы путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п.  К эмпирическимметодам исследования относят: наблюдение, эксперименты, описания, измерения.Наблюдение- это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:  1) однозначность цели, замысла;  2) системность в методах наблюдения;  3) объективность;  4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.  Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... исследование одного объекта представителями разных наук. 2. К эмпирическим: • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); • психодиагностический метод; • анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); • моделирование; • биографический метод. ...

Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений.  Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение — есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных. Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции (самонаблюдения). Метод наблюдения является одним из древнейших. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. В научном исследовании этот метод приобретает особые характеристики и ценится тем, что объект наблюдения предстает перед исследователем целостно.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

Выбор способа наблюдения (как наблюдать?);

Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.

Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения.

Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

... на центральность района, некоторые ее территории плохо освоены. В эксперименте использовалась методика К.Линча. Испытуемые выполняли следующие задания: 1.Рисовали карту ... Метод исследования заключался в следующем : испытуемый рисовал ... улица с торговой функцией) (рис.5) . Кроме архитектурных достопримечательностей, указывались объекты с уникальными функциями – Ленфильм, рынок, зоопарк, мечеть и места ...

 Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования. Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

Эксперимент– наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Существует шесть видов эксперимента:

исследовательский;

проверочный;

воспроизводящий;

изолирующий;

количественный;

физический,

химический и др. 

Экспериментв отличие от наблюдения — это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в «чистом виде», во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.  Различают несколько видов эксперимента.

1. Простейший вид эксперимента — качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений. 

2. Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса. 

3. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент.

4. Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.  Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты — фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий. Также к методам обработки и систематизации знаний эмпирического уровня относятся анализ и синтез.

Анализ- процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения).

Процедурой, обратной анализу, является синтез.

Синтез- это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежитиндукции(от лат. inductio — наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции являетсядедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.  Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение — установление сходства и различия объектов, явлений.

Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки классификаций — объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций — таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д. Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов. Применение метода эксперимента целесообразно в тех случаях, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.

 Различают два вида эксперимента — естественный и лабораторный. Существенно, что лица, участвующие в естественном эксперименте, не знают о том, что они выступают в роли испытуемых; он часто и проводится в обычной обстановке учебной или трудовой деятельности. Вследствие его специфики в нем применимо лишь ограниченное число сигнальных и регистрирующих устройств, а потому его результаты в значительной доле выражаются в описательной форме. Второй вид эксперимента обычно проводится в специально оборудованных сигнальными и регистрирующими устройствами помещениях — лабораториях. Испытуемый может не знать о всем замысле исследования, но знает, в качестве кого он участвует в эксперименте. В современных лабораториях данные эксперимента прямо поступают для обработки на ЭВМ, а результаты обработки — к исследователю, который по мере надобности может воздействовать на условия, в которых протекает деятельность испытуемых Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в данном случае имеются в виду какие-то явления, которые положены в основу измерений (например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта).

 Наличие субъекта (исследователя), производящего измерения, не всегда является обязательным. Он может и не принимать непосредственного участия в процессе измерения, если измерительная процедура включена в работу автоматической информационно-измерительной системы. Последняя строится на базе электро-вычислительной техники. По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений (например, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения).

 Хорошо развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях. Описание– фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте

2.2 Теоретические методы  Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям.  К теоретическим методам относятся:  

1. Метод формализации – это метод, представления результатов науки в виде формул. Математика наиболее точно соответствует законам человеческой логики и, несмотря на то, что математика оторвана от природы (нет никакой возможности эмпирически проверить большинство современных математических теорий, но оказывается что, развиваясь по законам логики математика время от времени дает выходы на практику эмпирически проверяема).

Это служит ещё одним подтверждением соответствие логики человека логике природы. 

2. Дедуктивный метод – это метод построения теорий, как связанных между собой и выводящихся одна из другой гипотез. 

3. Метод подтверждения и опровержения – эти методы предложены философией позитивизма и подтверждают научность или не научность теории. Возможность опровержения теории (фальсификация) говорит о том, что данная теория научна, она использует научные приемы, доказательства.  Также к методам теоретического исследования относится абстрагирование — метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны.

Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон. В процессе познания используется и такой прием, как аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

Моделированиеиспользуется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений. 

3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей. 

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором. 

5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.  С моделированием органически связана идеализация — мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки — идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, государство и т.д. При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному.  На начальном этапе познание идет от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли. Теперь встает на очередь следующая задача — воспроизвести объект, его целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом этапе абстрактные определения, т.е. перейти от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. Именно такой путь от общих абстракций товара, денег и т. д. до целостной, богатой картины капитализма проделывает Маркс в «Капитале». При этом само построение теории может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами, которые тесно связаны между собой.  При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения, и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.

Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния.  Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы.   В свою очередь исторический метод, в конечном счете, дает ту же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой.   В построении теории, как и идеальных объектов, важная роль принадлежит аксиоматизации — способу построения научной теории, при котором в основу его кладутся некоторые исходные положения — аксиомы или постулаты.  Самой главной аксиомой науки является представление о том, что мир в принципе познаваем. Долгое время пытались решить проблему познаваемости мира. Кант: разделял природу на «вещь в себе», и «вещь для нас», доказывая, что человек никогда не узнает, как соотносятся эти понятия.

Маркс: утверждал, что человеческое мышление дает нам адекватное представление о мире, так как существует практика, которая проверяет эти представления. Человеческое мышление, возникшее в процессе эволюции, все время проверяло на практике свои представления. Если бы оно было неадекватным, человек бы не выжил. Таким образом, правильно или неправильно мы познаем мир это вопрос веры, но в целом наука исходит из представлений о том, что она познает истину, хотя и относительную. 

3. Конкретно научные методы  

К конкретно научным методам научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления.

Каждая конкретная наука имеет свои специфические методы исследования. Например, в химии конкретно научным методом является спектральный анализ, в биологии электронный микроскоп, а в социологии — наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п.  Интервьюирование это способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на 2 вида: свободные и стандартизованные (формализованные).

Анкетирование- это техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет. Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучении общественного мнения Конкретно научные методы могут действовать за пределами той отрасли, где они возникли. Например, методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Конкретно научные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В конкретно научных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т.д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, конкретно научные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира.

  1. Социометрические методы исследования малых групп

Социометрия. Сущность социометрического метода исследования. Основные требования к проведению. Социометрический анализ. Социометрические критерии. Положительные и отрицательные выборы. Индивидуальные и групповые индексы. Социоматрицы и социограммы. Локограммы. Методика определения лидерства в группе. Социометрия как инструмент формирования социальных групп.

(При наличии желания, кроме аудиторных лекций см. например, Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов. М.: 2008. с. 133-145. Или см. Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник – СПб. 2004. с. 232-247).

Сущность. С прикладной т.з. это метод исследования малых групп, коллективов и организаций, с помощью описания системымежличностных отношениймежду их членами. Техника такого исследования (опроспо поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности).

Позволяет фиксировать, как объективные взаимоотношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной общности. Т.о. объектисследования – малая (контактная) группа, апредмет– социометрическая структура группы, социометрический статус члена группы. Проводится групповым методом. Время затрат — до 15 минут.

Процедура может носить параметрический (ограничение числа выборов) и непараметрический характер (неограниченное количество выборов группе).

В социометрических карточках(анкетах) каждый член группы указывает отношение к другим членам группы по выделенным критериям.

Основные требования к проведению. Проводить в коллективах имеющих некоторый опыт совместной деятельности. Оптимальное количество членов коллектива 8-9 человек (иногда указывают и 10-15 человек).

Задаваемые вопросы должны представлять собой критерий на основании, которого осуществляется личный выбор. Содержание выбранного критерия д.б. ясным и понятным для всех членов коллектива. Необходимо указать возможное количество выборов. Опрос должен производиться посторонним для данного коллектива лицом. Соблюдение анонимности.

Социометрические критерии (категории анализа).

Это конкретные содержательные ситуации, характеризуемые контактом и представленные в идее основы выбора или отклонения (в идее вопроса).

Среди социометрических критериев определяют такие виды: производственные, непроизводственные, прогностические и прочие.

Положительные и отрицательные выборы (единицы анализа и измерения).

Выбор или отклонение осуществляется по отношению к конкретной содержательной деятельности. Положительные критерии (прямые) предполагают объединения партнёров для какой-либо совместной деятельности (с кем бы вы хотели пойти в разведку?).

Отрицательные (обратные) предполагает выделение из коллектива лиц, с которыми опрашиваемый не хотел бы заниматься какой-либо деятельностью. Среди прочих критериев – двойные (взаимное равенство), ординарные (ситуация предполагающая неравенство выбирающего и выбранного; например, выбор шефа).

Индивидуальные (персональные)и групповые индексы (показатели).

Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы (индекс социометрического статуса, эмоциональной экспрессивности, интенсивности взаимодействия, концентрации взаимодействия).

Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения (наиболее важные — эмоциональной экспансивности и психологической взаимности).

Социоматрицы – таблицы с помощью, которой анализируются результаты социометрического опроса. Они формируются, после того как социометрические карточки заполнены и собраны. На основе анализа данных находящихся в социоматрицах происходит математическая обработка материала.

Социограмма.Способ представления межличностных и межгрупповых отношений в виде графа (системы связей между точками, каждой из которых соответствует определённый индивид или социальная группа).

Позволяет количественно описать структуру и динамику отношений в социальной общности, выделить в ней оси, элементы (например, «рабочие группы»), определить положение этих групп и индивидов в структуре. Разновидностей социограмм достаточно много: «мишень» (исходя из статуса, группировок и др.).

Локограммы – специфический вид графического отражения связей внутри группы с указанием конкретного локуса опрашиваемого (например, рабочего местоположения в офисе).

Методика определения лидерства в группе. Лидерство – социальная роль, наделённая определёнными полномочиями как формальными, так и неформальными для выражения общественной воли. Предполагает способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Проявляется во взаимодействии ценностных ориентаций группы, задающих уникальные для каждой группы характеристики группового лидера, определяющегося по мере выявления положительных и отрицательных ориентиров группы (лидеров положительных и отрицательных симпатий), а также роли лидера мнения. Среди факторов лидерства: персональный, нормативный, ситуативный.

Исследователь Р. Шиндлер указал такие максимально часто встречающиеся роли: альфа (лидер), бета (эксперт), гамма (пассивный, легко приспосабливающийся), омега (самый отстающий), пси (противник, оппозиционер).

Применяемые индексы позволяют достаточно чётко определять место индивида в группе.

Социометрия как инструмент формирования социальных групп. Как метод исследования предложен социальным психологом Дж. Морено. Первоначально предполагал выяснение эмоциональных «притяжений» и «отталкиваний» между людьми, что учитывалось при формировании групп. Групповой терапии и проч. недостаток такой версии – была исключительная ориентация на эмоциональные отношения, поверхностный анализ межличностных отношений.

Сейчас разработка и использование социометрических методов направлена на исследование межличностных отношений различного содержания. Изучаются как формальные отношения, так и неформальные, не только эмоциональные, но рациональные, деловые и ролевые – через восприятие и оценку этих отношений участниками.

Ограниченность социометриикак метода – в первую очередь связана с тем. Что фиксируется не объективные отношения, а их отображения в сознании их носителей. Кроме того – затруднено её использование на больших объектах. Социограмма становится в этом случае слишком многомерной, плохо интерпретируемой. Существуют и этические ограничения – недопустимость использования её результатов, касающиеся отдельного индивида, т.е. его социометрического статуса без добровольного его сознания. Не является способом разрешения внутригрупповых проблем.

Социометрическая структуризация группы позволяет определить возраст группы, её устойчивость по отношению к внутренним и внешним конфликтам, способность к управляемости и прочие важные стороны.

11