Р. Фишер Теория потребностей

Рональд Дж. Фишер

Теория потребностей, социальная идентичность

215

ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ,

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

И ЭКЛЕКТИЧНАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА’

Введение

Обращение к теории потребностей обусловлено тем, что она предлагает дополнительную опору и новую перспективу для уме­стности и полезности проблемного подхода к разрешению конф­ликта.

На языке концептуализации теория потребностей, конечно, не является совокупностью каких-то новых идей. В области гумани­стической психологии и прикладной социальной психологии су­ществуют многочисленные общие представления, идеи и прин­ципы, которые дополняют теорию потребностей. В частности, концепция идентичности с точки зрения ее значения для меж­групповых отношений представляет уникальную возможность для связи теории потребностей с разрешением конфликта. Кро­ме этого эклектичная модель межгруппового конфликта, основан­ная главным образом на социально-психологических идеях, обеспечивает контекст для теории потребностей и более широ­кую основу для понимания и в конечном счете разрешения затяж­ных конфликтов. Гуманизм и гуманистическая психология явля­ются первоначальной основой для ценностных представлений концепции человека, на которых базируются прикладная соци­альная психология, изучение межгрупповых отношений, а также осуществление политики межкультурных отношений. В дополне­ние к сказанному эклектичная модель конфликта использует понимание межгрупповых отношений и указывает путь к таким подходам по разрешению конфликтов, которые соответствуют гуманистическим ценностям. Таким образом, понимание и при­знание базовых человеческих потребностей, утверждаемых тео­рией потребностей и провозглашаемых на основе гуманизма, очень важны и существенны для улучшения межгрупповых отно­шений и разрешения затяжных социальных конфликтов.

*Fisher R. J. Needs Theory, Social Identity and an Eclectic Model of Conflict. In: J. Bur­ton (ed.).

Conflict: Human Needs Theory. New York: St. Martin Press, 1990. P. 89-112.

Источники дополнительных идей: гуманистическая психология

Философия гуманизма утверждает, что основание моральных ценностей следует искать в человеческом опыте и человеческих потребностях, в отличие от религиозных догм [1]. Способность человека к критическому мышлению и научным исследованиям необходимо использовать для выработки моральных ценностей и разрешения социальных проблем в соответствии с гуманисти­ческими нормами. Так, в поиске социальной справедливости гу­манизм предан идеям демократии и социального равенства. Принцип равенства исходит из требования, что все люди равны в своем достоинстве и ценности и поэтому заслуживают равных возможностей и обращения [2]. Это означает по меньшей мере удовлетворение базовых экономических и культурных потребно­стей всех людей. Неотъемлемым механизмом функционирова­ния гуманизма является соучаствующая демократия, при которой индивиды вовлечены в принятие решений, непосредственно влияющих на их жизнь. Таким образом, гуманизм призывает к де­мократизации всех институтов для того, чтобы они стали чувстви­тельны к взглядам и потребностям членов общества. Наконец, гу­манизм призывает людей ответственно использовать свободу для того, чтобы они развивали свои потенциальные возможнос­ти и направляли свои способности на достижение человеческо­го благосостояния.

7 стр., 3155 слов

Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной ...

... в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). ... 1937), ознаменовавшей отход от классической фрейдовской теории, она сосредотачивается не на прошлых, а на существующих в данный момент конфликтах личности и включает в сферу своего ...

В социальных науках гуманизм получает ясное выражение в области гуманистической психологии, которая занимается вопро­сами полного развития и раскрытия человеческого потенциала как на индивидуальном, так и на социальном уровнях [3]. Конечная цель гуманистической психологии состоит в том, чтобы дать пол­ное описание того, что называется «быть живым», и ее методы соответственно являются субъективными, описательными и цело­стными. В поисках полного раскрытия человеческого потенциала гуманистическая психология рекомендует, чтобы люди брали на себя ответственность за свою собственную жизнь, усваивали те­кущие перспективы и возможности, не боялись проявлять весь спектр человеческих эмоций, стремились к взаимности и аутен­тичности в социальных взаимоотношениях и принимали ориента­цию роста в своей текущей жизни [4]. Конечно, эта ориентация ставит людей в столкновение с нормами современного общества и с типичными способами поведения людей в конфликтах.

216

Р. Дж.Фишер

Другими словами, гуманистическая психология предписыва ет открытый, ориентированный на сотрудничество подход при разрешении разногласий и различий в отличие от общепринятых стратегий доминирования, подавления или ухода, В рамках гуманистической психологии были разработаны представления, касающиеся основных человеческих потребно-стей. Наиболее известной является иерархия потребностей Маслоу, которая конкретизирует базовые положительные моти- вы, лежащие в основе человеческого поведения [5]. Опираясь на свой опыт клинического психолога, Маслоу выделил и структури-ровал эти потребности в иерархию, в которой сначала должны удовлетворяться потребности низшего уровня, прежде чем инди­вид начнет заниматься удовлетворением потребностей более вы­сокого уровня. К сожалению, проведено очень мало исследова­ний по проверке как природы выделенных потребностей, так и в отношении порядка их иерархии. Несмотря на это, модель Мас­лоу оказала существенное влияние в области клинической и организационной психологии, а также в развитии теории потреб­ностей. Эта иерархия, включающая когнитивные и эстетические потребности, выделенные Маслоу позднее, выглядит следующим образом:

15 стр., 7119 слов

Понятие потребности и способности в психологии

... в зависимости от индивидуальной психологии человека. Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие ... три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи -- третьей и четвертой группам; потребности роста -- ...

  • потребности в самоактуализации: высшая мотивация, включающая потребность в полном раскрытии уникального по­ тенциала человека;
  • потребности в оценивании: потребность достижения, ком­ петентности и мастерства, а также стремления к признанию, престижу и статусу;
  • эстетические потребности: страстное желание красоты, гармонии и порядка;
  • когнитивные потребности: желание знать, понимать и удовлетворять свою любознательность;
  • потребности в любви и принадлежности: потребности, которые должны удовлетворяться в процессе социальных отно­ шений;
  • потребности в безопасности: потребности, которые дол­ жны удовлетворяться, чтобы защитить человека от угроз;
  • физиологические потребности: базовые внутренние усло­ вия дефицита, которые должны удовлетворяться для поддержа­ ния нормального функционирования организма.

Возможно, порядок иерархии не так важен, если учесть, что потребности представляют необходимые базовые условия для

выживания и развития человека как в физическом, так и в соци­альном смысле. Поэтому основная схожесть идей Маслоу с бо­лее поздними положениями теории потребностей совершенно очевидна. Однако отдельные положения модели Маслоу были подвергнуты критике рядом сторонников теории потребностей. Ледерер [6], например, вводя в оборот ряд основополагающих положений теории потребностей, отмечает, что иерархия Маслоу предполагает разделение на более базовые и менее базовые потребности в отношении срочности/необходимости их удовлет-ворения. Кроме этого,более базовые потребности считаются «эквивалентными материальным источникам их удовлетворения, тогда как менее базовые потребности связываются с нематери­альным источником удовлетворения, создавая потенциальные двусмысленности в приоритетах развития международных отно­шений, и соответственно для разрешения конфликтов. Галтунг [7] также считает иерархическую концепцию потребностей опасной, поскольку она ограничивает сферу теоретических возможностей и может быть использована для узаконивания главенствующего положения интеллектуалов (или аскетов), реализующих в своей жизнедеятельности удовлетворение высших нематериальных

потребностей.

Кроме этого, нормативное предписание о первоочередности удовлетворения потребностей низших уровней может быть ис­пользовано для оправдания намеренного невнимания к нема­териальным потребностям и к сохранению неприемлемого ста­тус-кво. Более того, Галтунг [8] отмечает, что теория Маслоу вме­сте с множеством других работ по проблематике потребностей несет на себе отпечаток западной культуры. Он обсуждает эту проблему в связи с конкретными характеристиками западного об­щества, включая нелинейное представление о времени, аналити­ческую концепцию эпистемологии, позицию о том, что человек -хозяин природы, а также положение о вертикальном разделении труда. Если оставить в стороне иерархическую природу модели Маслоу, это могло бы снять многое из высказанной критики и получить в остатке перечень потребностей, которые имеют су­щественное сходство с потребностями, идентифицированными во многих других положениях теории потребностей.

8 стр., 3648 слов

Роль теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу для социальной ...

... Маслоу под этим понимает более конкретно заботу состоявшегося на низших уровнях человека о своем развитии, становлении, совершенствовании: «…если вышеперечисленные потребности человека ... низших потребностях рассматриваются в теории Маслоу как патологические состояния. потребность маслоу стимулирование труд Использование теории Маслоу в управлении В соответствии с учением Маслоу, если ...

Следует отметить, что Маслоу не был первым психологом, предложившим перечень человеческих потребностей, как счита­ет Клайнберг [9]. Более ранняя концепция инстинктов в социаль­ной психологии была предтечей многочисленных перечней по-

218

Р.Дж. Фишер

требностей. Один из наиболее известных был предложен Мюр-реем, который ввел разграничение между висцерогенными (орт низмическими) и психологическими потребностями. Клайнберг [10] отмечает, что Мюррей постулировал много основных пред ставлений, таких как аффилиация (привязанность), доминирова ние, воспитание и т. д., имеющих важное социальное значение для межгрупповых отношений и разрешения конфликтов. Кроме этого, потребность в достижении, ставшая популярной в соци альных исследованиях благодаря работе МакКлелланда и его коллег, привлекла большое внимание в связи с вопросами эко номического и социального развития. Так же как и в случае с моделью Маслоу, идеи Мюррея были подвергнуты критике как олицетворяющие западные ценности и, следовательно, имею­щие ограничения в связи с разработкой универсальной теории человеческих потребностей.

Общая, хотя и не столь широко известная формулировка по­требностей, предложенная гуманистическим социальным психо­логом Хэдли Кантрилом, представляет попытку целостного (хо­листического) подхода к конкретизации универсальных элемен­тов человеческой природы, которая действительно преодолевает границы конкретных культур, обществ или политических систем. Ниже перечислены одиннадцать (слегка перефразированных) характеристик, которые, как полагает Кантрил, представляют существенные элементы человеческого существования [11]:

  • люди нуждаются в удовлетворении потребностей выжи­ вания;
  • люди стремятся к обеспечению безопасности как в физиче­ ском, так и в психологическом смысле;
  • люди нуждаются в определенном порядке и уверенности, достаточными для того, чтобы быть способными предсказывать последствия своих действий;
  • люди постоянно стремятся расширять сферу и обогащать качество удовлетворения своих потребностей;
  • люди являются существами, имеющими надежду и генети­ чески не запрограммированными на отказ от своих прав и обязан­ ностей;
  • люди имеют способность выбирать и стремятся реализовы- вать эту способность;
  • люди нуждаются в свободе выбора вариантов поведения, которые они способны осуществлять;
  • люди стремятся к достижению своей идентичности и це­ лостности;
  • люди стремятся к переживанию чувства собственного до­ стоинства и значимости;
  • люди стремятся иметь определенную систему ценностей и убеждений (ценностных представлений), с которой они могут себя идентифицировать;

— люди стремятся быть уверенными в том, что общество, в котором они живут, дает надежду на справедливое удовлетворе­ ние их притязаний.

После утверждения этих фундаментальных положений Кан­трил [12] кратко рассматривает взаимосвязь между индивидом и обществом для удовлетворения базовых потребностей. Ясно, что жизнеспособное общество должно обеспечивать удовлетворение потребностей выживания, безопасности и достижения. Кроме этого эффективно функционирующее общество дает возмож­ность его членам развивать лояльность и формировать притяза­ния, совместимые с социальными ценностями, которые в то же время учитывали бы и индивидуальные различия. В этом смыс­ле любая социальная и политическая система — это эксперимент, который (неизбежно) должен приспосабливаться к фундамен­тальным характеристикам человеческого существования. Таким образом, представления и суждения Кантрила, Маслоу и других психологов помогают выделить перечень вопросов для понима­ния динамики социального измерения и разрешения конфликтов.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... его организма и развития его личности. Потребности человека бывают биологические, социальные и духовные. То, что может удовлетворить потребность – есть ценность. Социум является механическим ... полового самосознания (гендерной идентичности) ребенка. Сексуальность – это широко распространенный термин, обозначающий сексуальные характеристики и сексуальное поведение людей (Э. Гидденс).. Сексуальность ...

Прикладная социальная психология

Прикладная социальная психология направляет интересы гуманистически ориентированных психологов в социальную сферу систематически и совершенно отчетливо. Эту исследова­тельскую сферу можно определить как область социально-пси­хологических исследований и практики в реальных условиях жизнедеятельности людей, ориентированную на понимание со­циальных проблем [13]. Акцент на роль социальной науки в до­стижении человеческого благосостояния требует того, чтобы исследовательское поле было основано на ясной концепции, что значит «человеческое» и на четкой формулировке гуманистиче­ской ценностной основы. Таким образом, прикладная социальная психология предполагает, что индивиды и социальные группы имеют неустранимые потребности и права на достоинство, ува-

220

Р.Дж. Фишер

Теория потребностей, социальная идентичность..

221

жение, безопасность и «место под солнцем» как в физическом, так

и в психологическом смысле, т. е. в удовлетворении потребнос-

тей в идентичности, участии и адекватном контроле над своей

собственной судьбой [14]. Через активное взаимодействие тео-

рии, исследований и практики на разных уровнях анализа при-

кладная социальная психология дает ориентиры, как следует

упорядочить групповые и межгрупповые отношения, чтобы ус-

пешно удовлетворять потребности людей, и в каком направлении

должны осуществляться социальные изменения для эффектив-ного разрешения социальных проблем. Логическое обоснование этому состоит в том, что все человеческие проблемы имеют со-циальные компоненты и фактически большинство из них носят преимущественно социальный характер. Таким образом, требо­вания к социальной науке состоят в том, чтобы она была одно­временно и гуманистической, и научной, а также в том, чтобы она функционировала в контексте гуманистических ценностей и (со­циальных) потребностей [15].

Важнейшим элементом такого подхода является способ кон­цептуализации как самого социального конфликта, так и методов его разрешения, совместимых с ценностными основаниями и ра­зумными объяснениями прикладной социальной психологии [16].

Социальная идентичность, межгрупповые отношения и мультикультурализм

В концепции идентичности содержится потенциальная воз­можность ключевой взаимосвязи теории потребностей с разре­шением межгрупповых и международных конфликтов. Потреб­ность в идентичности рассматривается рядом современных те­оретиков по проблеме потребностей как фундаментальное тре­бование нормального человеческого развития. Ведущим из них является Надлер [17], утверждающий, что потребность в идентич­ности — это первая и наиболее фундаментальная потребность, альтернативой которой являются дезорганизация и смерть. Ос­таваясь на позициях подхода, базирующегося на теории откры­тых систем, Надлер заявляет [18], что идентичность развивает­ся и сохраняется в процессе обмена с окружающей средой; это утверждение соответствует положению Мида о том, что идентич­ность личности формируется в процессе социального взаимодей­ствия. Галтунг [19] отдает должное важности потребности в иден-

5 стр., 2464 слов

Группы социального риска в современном российском обществе

... поведение индивида задаётся принадлежностью к конкретной социальной группе: соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, гастрономические пристрастия, музыкальные вкусы, сексуальные нормы, отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению и ...

тичности как одной из четырех категорий в своей исчерпывающей типологии, в которой потребность в идентичности рассматрива­ется как зависящая главным образом от социальной структуры, т. е. степень удовлетворения потребности в идентичности боль­ше детерминируется природой социальной структуры, чем моти­вацией и способностями конкретных действующих лиц. Это по­ложение сразу же связывает потребность в идентичности с уров­нем межгрупповых отношений внутри и между сообществами. В рамках такою социально-психологического подхода Клайнберг [20] связывает потребность в принадлежности и отождествлении с группой с потребностью в аффилиации, постулированную Мюрреем. Важность наличия групповой идентичности основыва­ется на хорошо известном классическом положении Эриксона о том, что идентичность соответствующим образом проявляет себя одновременно как в индивидуальной культуре, так и коммунитар-ной. Несмотря на то, что Клайнберг [21] против того, чтобы раз­делять потребности на фундаментальные (для человеческого существования) и менее значимые, он приходит к выводу, что потребность в принадлежности и отождествлении себя с группой является фактически универсальной. И наконец, рассматривая конкретные случаи из жизни, он приходит к предположению, сде­ланному Галтунгом [22] и другими исследователями ранее: люди готовы безмерно страдать и жертвовать своей жизнью — и в ряде случаев они это делают — в борьбе за свою идентичность и ее защиту. Подобные драматические явления придают особое зна­чение тому положению, что идентичность является фундамен­тальной потребностью, оказывающей огромное влияние на соци­альное взаимодействие на групповом, межгрупповом и междуна­родном уровнях.

Социальные психологи в целом приняли трактовку Шерифа [23] о том, что межгрупповое поведение предполагает взаимодей­ствие индивидов на языке их групповых идентификаций. Совре­менное направление исследований, известное как теория соци­альной идентичности, вновь подчеркнуло важность групповой или социальной идентичности, поскольку она влияет на отноше­ния между группами. Эта основа объединяет концепции само­оценки и социальной идентичности с теорией социального срав­нения для того, чтобы объяснить межгрупповую дискриминацию [24]. Таким образом, теория обеспечивает полезные связи меж­ду индивидуальным, групповым и международным уровнями анализа.

222

Р.Дж. Фишер

Теория потребностей, социальная идентичность

223

Первые исследования для обоснования теории включали лабораторные эксперименты, демонстрирующие тот факт, что простого восприятия принадлежности к искусственно сформиро-ванной группе было достаточно, чтобы вызвать межгрупповую дискриминацию в пользу своей группы в распределении ограни-ченных вознаграждений. Таким образом, была индуцирована межгрупповая дискриминация безо всякого реального конфлик-та интересов и безо всякой предшествующей истории взаимоот ношений. Исследователи искали такие объяснения, которые обосновывали бы положение о том, что простое наличие со­циальной категоризации в группах приводит к дискриминации между группами. Основной объясняющей концепцией представ-лялась концепция социальной идентичности, которая состояла из тех составляющих Я-образа индивида, выводимых из соци­альных категорий, к которым он или она принадлежит, и эмоцио­нальной и ценностной значимости этого членства. Социальная идентичность рассматривалась «важным вкладчиком» в индиви­дуальную положительную самооценку или Я-концепцию (каче­ство, которое, как считается, люди стремятся достичь, усилить или поддержать).

24 стр., 11622 слов

Личность в системе социальных отношений и её социально-психологическая структура

... об общественном индивиде, объекте и субъекте исторического и социального процесса. Статус личности «задается» системой общественных отношений, социальных образований и дополняется позицией личности и ее ролями ... Происходит прежде всего овладение своим поведением, становление новых механизмов разрешения мотивационных конфликтов, связанных с волей и сознанием. «Только идеальный мотив, т.е. мотив, ...

Эти соображения приводят к четырем базовым утверждениям теории социальной идентичности: (1) индивиды прилагают усилия к сохранению положительной Я-концепции и социальной идентичности; (2) членство в группах способствует формированию социальной идентичности индивида; (3) оцени­вание своей собственной группы базируется на процессе со­циального сравнения с другими группами; (4) положительная со­циальная идентичность основывается на предпочтительных сравнениях в свою пользу.

Основная гипотеза состоит в том, что стремление к опреде­ленности и положительной оценке своей группы ведет к межгруп­повой дискриминации в пользу своей группы. Таким образом, теория подчеркивает важность групповой идентичности как для индивидуального, так и межгруппового функционирования. В не­котором смысле базовая потребность в социальной идентично­сти подпитывает процесс сравнения, который является частью этноцентрической дискриминации между группами. Однако важ­но отметить, что дискриминация, обнаруженная в исследовани­ях, представляет только одну сторону этноцентрического реаги­рования, т. е. ингрупповой фаворитизм. Враждебность и отвер­жение внешней группы, другая сторона этноцентризма, обычно

не обнаруживается в исследованиях этого направления [25]. Независимо от этого исследования в области теории социальной идентичности действительно демонстрируют потенциальное влияние самооценки и социальной идентичности на межгруппо­вые отношения и, следовательно, на межгрупповые конфликты. Стремление достичь и сохранить положительную социальную идентичность сравнимо с утверждениями представителей теории потребностей, которые считают осознание и признание идентич­ности существенными требованиями человеческого развития. Обсуждению вопроса о возможных негативных и позитивных по­следствиях стремления людей к поиску и обретению своей иден­тичности будет уделено внимание ниже при рассмотрении эклек­тичной модели конфликта.

История социальной психологии характерна непрекращаю­щимся интересом к темам, связанным с пониманием межгруппо­вых отношений, начиная с ранних работ по социальным установ­кам и этническим стереотипам, исследований по проблемам убеждающей коммуникации и пропаганды и заканчивая пробле­мами предубеждений и дискриминации. Более конкретно неко­торые теории межгрупповых отношений, акцентируя свое внима­ние главным образом на проблемах взаимоотношений большин­ства — меньшинства, были разработаны для того, чтобы дать ответ на ряд фундаментальных вопросов и попытаться объяс­нить причины эскалации и разрешения межгрупповых конфлик­тов [26]. С практической точки зрения социальные психологи внесли свой вклад в разработку принципов положительных меж­групповых отношений, на основании которых делается попытка конкретизировать условия, при которых различные группы были бы способны эффективно взаимодействовать в социетальном, особенно в международном контекстах. Эти принципы делают акцент на важности наличия у каждой группы достаточной иден­тичности, автономии и власти, чтобы безопасно, уважительно и осмысленно вступать во взаимозависимые отношения [27]. Недостаток идентичности и власти у группы меньшинства закан­чивается гетто при условии, если группы продолжают оставать­ся разделенными после формального уничтожения сегрегации с минимальным межгрупповым признанием. Когда группа мень­шинства обладает адекватной идентичностью и властью, разде­ление поддерживает сегрегацию и питает конкуренцию и проти­воборство, тогда как налаживание взаимосвязей и взаимоотно-

7 стр., 3477 слов

Этапы развития группы. Конфликты как форма проявления противоречий, ...

... и развитие, руководство и принятие решений, сплочение, групповое давление, конфликты. Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий. На первой стадии осуществляется ... также появляться эмоционально психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развития группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и ...

224

Р.Дж. Фишер

Теория потребностей, социальная идентичность

225

шений должно приводить к справедливой интеграции и взаимо-зависимости. Последняя ситуация считается идеальной, если каждая группа сохраняет свою идентичность и автономию, участ- вуя в то же время в социальных и институциональных взаимодей­ствиях на равных и кооперативных началах. Для того чтобы про­двигаться в этом направлении в контексте отношений большин­ства — меньшинства, Петтигрю [28} и другие исследователи пред­лагают стратегию смешанного обогащения и интеграции, при ре­ализации которой усиливается и внутреннее развитие группы меньшинства, поскольку поощряется осмысленная взаимозави­симость.

Для реального взаимодействия между членами различных групп социальные психологи предложили совокупность условий, способствующих межгрупповому контакту, базирующихся на многочисленных исследованиях, начиная от лабораторных экс­периментов до массовых опросов, касающихся разногласий в межгрупповых взаимоотношениях. Эти условия конкретизируют параметры и характеристики межгрупповых взаимодействий, которые способствуют уменьшению предубежденности и враж­дебности между членами групп, обычно возникающих во взаимо­отношениях групп меньшинства — большинства, и соблюдение которых содержит потенциальную возможность в конечном сче­те снижать интенсивность межгрупповых конфликтов. Обзоры исследований, подкрепленные социально-психологическим ана­лизом установок и их изменений, позволили выделить совокуп­ность общепризнанных условий, которые представляют наивыс­шую «квинтэссенцию мудрости», предложенную данным направ­лением исследований [29]. Продолжение исследований в этой области помогает подкреплять и обновлять эти условия и нагляд­но иллюстрировать самые разнообразные групповые взаимоот­ношения, к которым они могут применяться [30]. Вкратце условия, которые способствуют положительным межгрупповым контактам, включают:

3 стр., 1412 слов

влияние групп потребностей на поведение человека.Теории классификаций ...

... развития. Российский социолог В.Г.Подмарков рассматривал три группы потребностей: · обеспечения; · призвания; · престижа. В учебниках по экономической теории принято деление потребностей на первичные и вторичные (в ... при помощи социально-психологических потребностей. Когда же первая группа удовлетворяется полностью, то решающей остается вторая. Все это используется в теории и практики менеджмента. ...

  1. хорошую возможность установления знакомства на меж­ личностном уровне, позволяющую членам разных групп узнавать друг друга как личностей, а также разрушать стереотипы и барь­ еры для взаимодействия;
  2. равный статус участников взаимодействия или более вы­ сокий статус членов группы меньшинства, что делает взаимное уважение более вероятным;

Р. Фишер Теория потребностей — Стр 2

  1. поддерживающие социальные нормы и институциональ­ ные ожидания, способствующие установлению положительных качеств взаимодействия, включая дружбу, открытость и доверие;
  2. кооперативную (требующую сотрудничества) структуру за­ дач и вознаграждений, которая вовлекает участников взаимодей­ ствия в функционально значимые виды активности, ориентиро­ ванные на достижение общих целей.

В определенной степени эти условия можно рассматривать как совместимые с индивидуальными и групповыми потребнос­тями, которые считаются важными и существенными для жизне­способных межгрупповых отношений и разрешения межгруппо­вых конфликтов. Эти условия совместимы со стремлениями каж­дой группы в получении признания и обеспечения безопасности, что необходимо для поддержания своей особенной идентично­сти и достижения равенства в рамках взаимозависимых отноше­ний с другими группами.

Принципы межгрупповых отношений и способствующие усло­вия межгруппового контакта оказались полезными в понимании и проведении в жизнь политических рекомендаций по улучшению отношений групп меньшинства — большинства в Канаде и Новой Зеландии. Фишер и МакНабб [31] запротоколировали и произве­ли оценку работы местного комитета по налаживанию отношений «меньшинство — большинство» между местным населением и новопоселенцами в одном из небольших городов Западной Ка­нады. С использованием данных методов включенного наблюде­ния и интервью был составлен отчет, описывающий деятель­ность комитета и предлагающий модель для других муниципали­тетов, заинтересованных в улучшении подобных отношений. По­лучено подтверждение правильности базового подхода в дея­тельности комитета: ориентация на интеграцию, которая включа­ла виды активности и программы, позволяющие каждой группе сохранять и поддерживать свою идентичность и независимость и в то же время приходить к взаимодействию и сотрудничеству в решении вопросов, представляющих взаимный интерес. Коми­тет провел конференции по межкультурному диалогу, включаю­щие коренных и некоренных жителей города для выявления и анализа проблемных зон взаимодействия. Затем комитет сфор­мировал целевые группы из членов обеих групп для выработки проектов совместных действий, ориентированных на повышение безопасности и автономии коренных жителей и на уменьшение

226

Р. Дж. Фишер

предубежденности и неосведомленности некоренных жителей по отношению к коренным. Пилотные программы вначале осуществ­лялись для представителей коренной группы и реализовывали стратегию независимости и обогащения для того, чтобы способ­ствовать развитию особой культурной идентичности; конечная цель заключалась в интеграции групп на основе их равенства. Принципы положительных межгрупповых отношений и контакта, выведенные с помощью социальной психологии, как оказалось, были положительно восприняты и оценены особенно членами ко­ренной группы комитета и рабочими группами.

Эти принципы оказались также полезными в разработке стра­тегии для нормализации отношений между общинами Маори-Пакеа в Новой Зеландии [32J, выработанной на основе данных интервьюирования. Личностные интервью с отобранным соста­вом опрашиваемых из числа уважаемых и ответственных членов общин с бикультурным происхождением включали вопросы, ка­сающиеся восприятия истории отношений и перспектив на буду­щее, а также представлений об идеальных взаимоотношениях. Преобладающая точка зрения на идеальные взаимоотношения включала самоопределение для каждой группы, межкультурное взаимопонимание, равенство и бикультурализм. Объединение принципов межгрупповых отношений и способствующих условий межгруппового контакта привело к выработке совокупности четы­рех предпосылок для реализации соответствующей стратегии. Было предложено показательно, демонстративно и постоянно оказывать поддержку самоопределению группы Маори в качестве средства обеспечения автономии и власти в решении таких внут-ригрупповых проблем, как образование, вопросы экономики и политики. Межкультурное взаимопонимание должно было улуч­шаться при помощи тщательно спланированных и реализуемых программ (базирующихся на условиях межгруппового контакта) для всех секторов общества. Необходимо реализовывать всеобъ­емлющую интегрированную политику двуязычия, бикультурализ-ма и мультикультурализма, ввести язык Маори в качестве офи­циального языка, включить культурные ценности Маори в суще­ствующие социальные нормы и институты, а также способство­вать развитию межкультурного общества. И наконец, необходимо предпринять усилия для равноправного распределения социе-тальных ресурсов для того, чтобы групповая идентичность не

227

Теория потребностей, социальная идентичность..

растворилась в экономическом и соответственно политическом статусе, ставя под угрозу социальную справедливость и засевая семена деструктивного и затяжного конфликта.

Итак, в предложениях для реализации соответствующей по­литики одновременно делается акцент на интеграцию на меж­групповом уровне и на учет более широких условий в обществе, которые влияют на групповую идентичность, автономию и без­опасность. В обоих рассмотренных случаях главными темами были признание, защита и усиление социальной и культурной идентичности группы меньшинства для того, чтобы обеспечить нормальные межгрупповые отношения и противодействовать эскалации конфликта. Этнически разнородные общества все больше привлекает политика мультикультурализма для предот­вращения межгруппового конфликта и обеспечения культурной доброкачественности жизни своих граждан. В начале 70-х годов правительство Канады начало осуществлять новую политику развития мультикультурализма, отчасти мотивированную необ­ходимостью официального введения франко-английского дву­язычия в более широком и приемлемом контексте. Берри [33] провел анализ мультикультурной политики Канады, основываясь на критическом анализе теории и исследованиях с выделением соответствующих проблем, релевантных для проведения поли­тики. Согласно Берри эта политика ориентирована на укрепление межгрупповой гармонии, способствует всем этническим группам страны в развитии их как жизнеспособных сообществ, а также поощряет взаимодействие и участие групп в распределении ре­сурсов. Основная предпосылка, лежащая в основе этой полити­ки, состоит в том, что такое групповое развитие будет приводить к укреплению чувства личностного и коллективного уважения и, как следствие, к большей этнической терпимости [34].

Мультикультурализм рассматривается как механизм для уменьшения этнической дискриминации и в конечном счете для быстрого достижения равенства, культурного обогащения и един­ства на национальном уровне.

На основе проведенного анализа Берри выделяет четыре главных элемента проводимой политики и взаимосвязей между ними: поддержка развития своей собственной группы; терпи­мость и принятие другой группы; межгрупповой контакт и совме­стное разделение ответственности и прав; а также обучение язы­кам, законодательно принятым в качестве официальных языков

228

Р.Дж. Фишер

Потребностей

, социальная идентичность

229

государства. Проводимая политика сдерживает процессы асси-миляции и активно содействует поддержанию группами своей особой культурной идентичности, что вместе с разделением со-вместной ответственности в правах и обязанностях будет способ-ствовать принятию других групп и, следовательно, интеграции. На социетальном уровне полнокровному участию групп в жизни общества способствует изучение официально принятых языков всеми этническими группами. Когда уверенность в своей соб-ственной группе переживается скорее как чувство безопасности, а не этноцентрического самовосхваления, то это связывается с этнической терпимостью, тем самым подтверждая базовое поло-жение проводимой политики. Более того, проведенный анализ в целом подтвердил, что такая политика в своей основе опирает­ся на преференции и установки граждан Канады и что условия по­ложительного межгруппового контакта в целом оказались пра­вильными. Таким образом, существует значимое соответствие между политикой межкультурализма, социально-психологически­ми принципами межгрупповых отношений и данными существу­ющей практики реализации этой политики. С практической точ­ки зрения правительство опиралось на большие возможности и ресурсы для осуществления политики министерства по делам мультикультурализма и внесло на утверждение новое законода­тельство для подтверждения своей решимости развивать и ук­реплять нормальные межгрупповые отношения на государствен­ном уровне.

Эклектичная модель конфликта

как содержательная основа теории потребностей

Результаты усилий и работы гуманистической и прикладной социальной психологии, обозначенные выше, дают дополнитель­ные подтверждения базовым принципам теории потребностей в приложении к межгрупповому конфликту. Эти положения выде­ляют полезные идеи и принципы на индивидуальном, групповом и межгрупповом уровнях анализа. Однако необходимо понимать, что при осмыслении межгруппового конфликта основное внима­ние в первую очередь необходимо обращать на межгрупповой уровень анализа с последующей выборочной интеграцией реле­вантных переменных, относящихся к другим уровням. Эта стра­тегия была реализована Фишером [35] при разработке эклекти­чной модели межгруппового конфликта, которая предположи-

тельно может быть основой (и контекстом) для теории потребно­стей в качестве одного из возможных объяснений происхождения затяжного, трудноразрешимого конфликта.

Эклектичная модель конфликта была разработана с опорой на классические и современные разработки социальной науки, особенно социальной психологии. Модель ориентирована на динамику развития процесса и основана главным образом на реалистичной теории группового конфликта [36], полевых экспе­риментах и аналитических разработках Шерифа [37], а также феноменологическом подходе Дойча [38].

При разработке модели использовался подход к построению теории, предложенный Дубином [39], который «сконструирован» для развития прикладных теорий, имеющих практическую пользу как для практиков, так и для исследователей. Подход опирается на философию науки при разработке и истолковании теории, а также на разумное сочетание индукции и дедукции. Он содержит в себе семь параметров теоретической модели, которые в то же время являются ступенями (или шагами) конструирования самой модели. Короче говоря, процесс построения теории начинается с конкретизации и выделения базовых переменных и завершает­ся законами взаимодействия, обозначением пограничных усло­вий и состояний системы, выдвижением предпосылок и эмпири­ческих индикаторов и в конечном счете гипотез, подлежащих проверке в эмпирическом исследовании.

Исходная модель (см. рис. 1) упорядочивает значимые пере­менные по уровням анализа — индивидуального, группового и межгруппового, а также по временному параметру, когда конкрет­ная переменная возникает и приобретает значимость (прошлое, ориентации, процессы и последствия).

Переменные были выде­лены исходя из теоретических разработок и из того, что они вы­держали проверку временем (с в отношении их взаимосвязи с важными элементами межгруппового конфликта).

Чтобы уловить сущность межгруппового конфликта с точки зрения социально-психологической перспективы, представляются необходимыми три уровня анализа. Переменные, характеризующие историю взаимоотношений, существуют до открытого проявления конф­ликта и представляют собой характеристики индивидов, групп или межгрупповых взаимоотношений. Ориентации — это преддис-позиции, восприятия, установки или подходы к разрешению кон­фликта, проявляющиеся на ранних стадиях его возникновения и

232

Р. Дж. Фишер

Теория потребностей, социальная идентичность

233

оказывающие сильное влияние на интенсивность и форму про­текания конфликта. Процессы — это индивидуальные стили и групповые формы поведения или характеристики межгрупповых взаимодействий, которые вместе действуют и проявляются в открытом конфликте. Переменные, входящие в группу послед­ствий, — это конечные «продукты» (результаты) конфликтного про­цесса на разных уровнях анализа. Несмотря на то, что выделе­ние и размещение переменных в модели в определенной мере выборочны и произвольны, предполагается, что в целом они хо­рошо «схватывают » содержание межгруппового конфликта.

Взаимосвязи между переменными (законы взаимодействия или принципы) обозначены на рис. 1 линиями и стрелками, свя­зывающими эти переменные. В процессе построения модели предполагалось, что принципы являются утверждениями и фор­мулировками, характеризующими общепринятые взаимоотноше­ния и содержащими полный перечень релевантных ценностных переменных. Многие принципы, содержащиеся в модели, можно обнаружить в имеющихся теориях межгруппового конфликта. Однако полезность модели заключается в том, что в ней предпри­нята попытка интегрировать эти принципы в более исчерпываю­щее и согласованное целое. Поэтому принципы, включенные в модель, рассматриваются как основополагающие, а не как вто­ростепенные, а сама модель скорее как базовая, а не всеобъ­емлющая. Принципы упорядочены по уровням анализа, и на меж­групповом уровне отдается предпочтение тем принципам, кото­рые непосредственно имеют отношение к причинам возникнове­ния, эскалации и разрешению конфликта.

Принципы, релевантные теории потребностей и социальной идентичности

Первый принцип в модели расположен на межгрупповом уров­не и в широком смысле имеет отношение к основным источни­кам конфликта между группами:

1. Реальный конфликт интересов, ценностей, потребностей или власти является причиной возникновения межгруппового конфликта.

Этот принцип первоначально был обоснован в реалистичной (практической) теории группового конфликта и в объективном подходе к управлению конфликтом. Однако он сразу же был до­полнен субъективными источниками несовместимых ценностей

и неудовлетворенных потребностей. Конфликт материальных потребностей канализировался в область конкурентных инте­ресов, которые чаще всего связывались с дефицитом ресурсов и/или со слабостью позиции. Таким образом, следуя за рассуж­дениями Бертона и Азара [40], модель учитывает, что все соци­альные группы имеют фундаментальные потребности в призна­нии, идентичности, безопасности и участии, которые, будучи не­удовлетворенными, приводят к жесточайшему напору, направ­ленному на исправление положения дел и восстановление спра­ведливости. Эта динамика очень хорошо объясняет огромное количество коммунальных и международных затяжных и трудно разрешимых конфликтов во всем мире. В дополнение к сказан­ному, потребность обладания властью независимо от того, явля­ется ли она составной частью максимизации динамики социаль­ной системы [41], или механизмом реализации интересов, цен­ностей или других потребностей, становится другим источником возникновения конфликта. Все эти источники можно объединить в рамках концепции несовместимых целей. Дополнительные принципы межгруппового уровня, в которых делается акцент на воспринятой угрозе и этноцентризме, проявляют себя таким об­разом, что первоначальные различия приводят к деструктивной эскалации социального взаимодействия.

  1. Реальный конфликт обусловливает взаимную ориентацию на конкуренцию и циклически повторяющееся конкурентное вза­ имодействие.
  2. Реальный конфликт, культурные отличия, история антаго­ нистических отношений групп, а также конкурентная ориентация и взаимодействие обусловливают восприятие уровня угрозы.
  3. Воспринятая угроза обусловливает этноцентризм, включая внутригрупповую солидарность и враждебность по отношению к

внешней группе.

5. Конкурентная ориентация, воспринятая угроза и этноцент­ ризм приводят к эскалации конфликта из-за неэффективной ком­ муникации, неадекватной координации, использования конфлик­ тных тактик и из-за уменьшения результативности взаимодей­ ствия.

В связи с базовыми потребностями в признании и безопасно­сти любые действия другой группы, воспринимаемые как ограни­чивающие или отвергающие эти потребности, будут интерпрети­роваться как особо опасные и угрожающие. Восприятие этих уг-

Р.Дж. Фишер

роз будет подпитывать этноцентризм с точки зрения усиления внутригрупповой лояльности и восхваления своей группы с еще большим принижением внешней группы и ростом враждебности к ней. Межгрупповое взаимодействие будет все больше и боль-ше искажаться, и уменьшается вероятность того, что члены груп-пы будут обращаться к своим базовым потребностям: чем боль-ше эскалация конфликта, тем более затяжным он становится.

На групповом и индивидуальном уровнях два принципа непос-редственно устанавливают связь концепции идентичности с вос-принятой угрозой и этноцентризмом, являющимися важнейшими элементами процесса эскалации и самооценки (которая, в свою очередь, является общепризнанным компонентом личности).

6. 6.Групповая идентичность и групповая сплоченность положи­тельно и постоянно связаны с этноцентризмом.

7. Самооценка положительно связана с групповой идентично­стью и сплоченностью и негативно — с воспринятой угрозой.

Первый принцип на групповом уровне вступает в противоре­чие с этикой мультикультурализма, отмеченной ранее. Если груп­повая идентичность обеспечена — например, политикой прави­тельства — уверенность в своей идентичности и чувство безопас­ности могут привести к уважению других групп. Однако при отсут­ствии уверенности групповая идентичность может подпитывать чрезмерное восхваление своей группы и внутригрупповую соли­дарность до такой степени, что это начинает связываться с не­гативными установками к другим группам. Такой тип этноцентри­ческой реакции особенно вероятен, если существует угроза груп­повой идентичности. Второй принцип, расположенный в модели на индивидуальном уровне, объединяет положения теории соци­альной идентичности в том плане, что групповая идентичность связывается с индивидуальной самооценкой. Считается, что групповая идентичность поддерживает самооценку в том случае, что когда группа испытывает угрозу, ее члены также переживают чувство угрозы на персональном уровне. Таким образом, угроза фундаментальной потребности в идентичности оказывает воз­действие как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, усиливая тем самым энергетику этой динамики в ситуациях меж­группового конфликта.

Эти рассуждения и соображения ставят ряд трудных альтер­натив для теории потребностей в связи с разрешением конфлик­та: потребность в идентичности может иметь «темную сторону»,

235

Теория потребностей, социальная идентичность

когда в стремлении поддержать и сохранить ее происходит ско­рее усиление и «увековечивание» конфликтного противоборства, чем его разрешение. Согласно теории социальной идентичнос­ти индивиды будут стремиться поддерживать и сохранять свою самооценку, социальную идентичность посредством завистливо-подозрительных сравнений с другими группами и формировать негативные этноцентрические установки. Для того чтобы поддер­жать и усилить свою групповую исключительность и идентич­ность, индивид будет делать межгрупповые сравнения таким образом, что качества своей группы будут преувеличиваться, а характеристики внешней группы умаляться. Подобная взаимо­связь между самооценкой, восхвалением своей группы и прини­жением внешней группы может быть прослежена также в психо­анализе и в теориях личности, базирующихся на Я-концепции. Левайн и Кэмпбелл [42] отмечают, что Фрейд рассматривал эт­ноцентризм как форму нарциссизма на групповом уровне, тогда как любовь к своей группе, как форму любви к самому себе, уси­ливаемую замещением агрессии по отношению к своей группе на презираемые внешние группы. Различные модификации «теории самооценивания» также позволяют объяснить, как группы защи­щают свою самооценку посредством преувеличения своих доб­родетелей и преувеличением недостатков и неполноценности внешних групп. При помощи самых разнообразных механизмов у индивида при защите своей самооценки и реализации потреб­ности в социальной идентичности могут происходить искажения восприятий, возникать эмоциональная враждебность и негатив­ные оценки по отношению к внешним группам. Таким образом, потребность в идентичности, которая считается положительным аспектом человеческого функционирования и требованием нор­мального развития, может действовать также и как негативный побудитель в возникновении и эскалации межгруппового конф­ликта.

В теории потребностей существует как минимум одна возмож­ная линия рассуждений для того, чтобы попытаться разрешить это потенциальное противоречие-подтвердить, что потребность в идентичности является преимущественно и главным образом положительной силой человеческого функционирования, в то же время признавая, что она может удовлетворяться как позитивны­ми, так и негативными «источниками». Линия поведения, которая способствует развитию реалистичной гордости и удовлетворе-

236

Р.Дж. Фишер

Теория потребностей, социальная идентичность

237

нию группы без оскорбительных сравнений с другими, совершенно отлична от фанатичного ура-патриотизма и шовинизма, которые требуют если не подавления других групп, то их очернения, клеветы и диффамации. Иначе говоря, потребность в идентич-ности может быть удовлетворена либо через посредство мульти-культурализма или этноцентризма, интернационализма или на-ционализма, который наименее желателен с гуманистической точки зрения. Этот подход требует, чтобы и в теории потребнос- тей, и в сфере исследований по проблеме разрешения конфликта было признано центральное положение идентификационной группы. Человеческие потребности удовлетворяются главным образом в группе идентификации, которая в ряде случаев и в определенное время ассоциируется с национальным государ­ством. Постоянные потребности, так же как идентичность, могут удовлетворяться только в идентификационной группе, тогда как другие потребности — такие, как безопасность, свобода и права человека, — могут быть гарантированы только государством, в ряде случаев под патронажем международной системы. Призыв к проведению разумной и реалистичной политики мультикульту-рализма, интернационализма и формированию соответствующих структур, особенно в области прав человека, представляется очевидным.

Системные состояния модели в связи с теорией потребностей

Системные состояния — это моделируемые условия системы, в которых все ее параметры имеют свои ценности, сохраняемые в рамках определенного периода времени. Поэтому модель мо­жет содержать (и проявить) ряд условий, в рамках которых эти параметры становятся как бы не соответствующими базовой модели, но которые в то же время помогают уловить сущность проблемы, подлежащей анализу. Переходы между состояниями системы и повторяющиеся возвращения системы в прежнее со­стояние и составляют динамику модели. Различные состояния системы позволяют поставить ряд аналитических вопросов, ка­сающихся условий и оценки параметров, при которых определен­ные состояния системы будут сохраняться или переходить к другому состоянию.

В эклектичной модели конфликта два состояния системы (низкая и высокая интенсивность конфликта) и две формы пере-

хода (эскалация и деэскалация) представлены на рис. 2. Основ­ной переменной является интенсивность конфликта, определяе­мая как психологическими характеристиками участников конф­ликта, так и объективными параметрами оценивания ими своих потерь и успехов. Переходы от эскалации к деэскалации можно описать совокупностью предпосылок, которые базируются на принципах преимущественно межгруппового уровня анализа.

При системном состоянии с низкой интенсивностью конфлик­та индикаторами интенсивности будут низкий или умеренный уровень восприятия угрозы, этноцентризма и недоверия к другой группе, а также ограниченный круг спорных вопросов. С точки зрения теории потребностей важно отметить, что при низкой интенсивности конфликта основными противоречиями являются различия в базовых интересах и ценностях, но вместе с этим участники конфликта не считают, что существует угроза их фун­даментальным потребностям в идентичности и безопасности, и они не рассматривают конфликт как силовую борьбу за выжива­ние. Представители конфликтующих сторон, делегированные для переговоров по урегулированию конфликта, естественно, стремятся достичь преимущественного баланса между сотрудни­чеством и конкуренцией с точки зрения конечных приобретений и потерь (затрат и вознаграждений) в процессе разрешения кон­фликта. Конфликты интересов в области дефицитных ресурсов и позиций скорее всего будут разрешаться традиционными ме­тодами урегулирования, включая прямые переговоры, посредни­чество и процедуру арбитража. Однако есть одна существенная характеристика конфликтов с низкой интенсивностью — они очень быстро и легко могут превращаться в разрушительные конфлик­ты, если участники переговоров проявляют эмоционально не­адекватные реакции и оценки на ситуации разногласий. Многие из подобных процессов эскалации содержатся в принципах эк­лектичной модели.

Р. Фишер Теория потребностей — Стр 3

В конфликте большой интенсивности главными источниками являются отвержение и фрустрация базовых потребностей и борьба за власть: обе группы воспринимают конфликтную ситу­ацию таковой, что их неустранимые потребности в идентичнос­ти, признании, безопасности и самоопределении находятся под угрозой или их удовлетворение блокируется другой группой. Та­кая фундаментальная угроза требует от группы мобилизации всех возможных и доступных ресурсов и форм воздействия,

240

Р.Дж. Фишер

потребностей, социальная идентичность

241

чтобы удовлетворить или поддержать приемлемый уровень удов-летворения потребностей, которые не подлежат никаким перего-ворам. Такая ситуация может возникать двумя путями. Во-пер-вых, конфликты низкой интенсивности, которые начинаются с различия интересов и ценностей, могут усиливаться до такого co­стояния, когда возникает угроза фундаментальным потребнос-тям, которым вначале не было никакой угрозы. И это особенно часто происходит в таких ситуациях, когда угроза усиливается до такого уровня, что каждая сторона (или одна из них) начинает угрожать самому существованию другой стороны — по крайней мере социальной целостности, если не физическому существованию — и, следовательно, явно угрожая ее безопасности и идентичности. Именно такая ситуация возникает, например, в конф­ликте между сверхдержавами, когда каждая сторона начинает уг­рожать самому существованию и идентичности оппонента и когда мирное существование с такой чужеродной системой представ­ляется невозможным и неприемлемым. Во-вторых, некоторые конфликты потребностей с высокой интенсивностью могут воз­никать с самого начала, когда группы находятся в таких позици­ях, что сам факт существования одной группы угрожает суще­ствованию другой. Это особенно справедливо в таких ситуациях, когда идентичность групп «переплетается» с частично совпадаю­щей (взаимно спорной) территорией. Например, в процессе де­колонизации вакуум власти, возникающий благодаря уходу на­ции-метрополии, зачастую приводил к такой ситуации, когда груп­пы, прежде конкурирующие за ресурсы, начинали угрожать безо­пасности и существованию идентичности друг друга. Примерами подобного рода являются Индия и Пакистан или Шри Ланка. Аналогично возникновение Израиля создало ситуацию, в которой безопасность и идентичность (и в определенном смысле незави­симость) палестинцев сразу же были поставлены под угрозу, как только Израиль попытался реализовать эти условия для себя самого. Таким образом, конфликт существует (возникает) там и тогда, где признание одной группы другой почти автоматически отрицает законность существования первой группы. Такие ситу­ации свидетельствуют о том, что неустранимое «давление» в удовлетворении базовых потребностей* будет постоянно оказы­вать сильное воздействие на международные отношения и на

*В отечественной литературе эти потребности часто называют потребностями существования. — Примеч. пер.

процесс социальной истории в целом. В дополнение к сказанно­му, эти ситуации — свидетельство того, почему конфликты боль­шой интенсивности обычно очень затяжные, трудно разрешимые и не поддаются обычным методам урегулирования. Поэтому когда урегулирование подобных конфликтов и происходит в ка­ких-то временных параметрах и формах, то это скорее всего оз­начает капитуляцию одной из сторон или арбитражное давление третьей, более могущественной стороны. Однако подобные уре­гулирования имеют дело с поверхностными проблемами, связан­ными с интересами, а основная проблема состоит в том, что не­обращение к фундаментальным потребностям является гаранти­ей того, что деструктивное взаимодействие возникнет вновь в бу­дущем. Как отметил Бертон [43], только исчерпывающий анализ конфликта в рамках проблемно-ориентированного подхода, на­правленного на разрешение, скорее всего может оказаться ус­пешным в «работе» с конфликтами высокой интенсивности. Там, где возможно обсуждать потребности конфликтующих сторон в такой форме и под таким углом зрения, как было изложено в данном разделе, конфликт может быть ослаблен до такого уров­ня, когда различия интересов и ценностей можно будет урегули­ровать традиционными методами управления разногласиями.

Заключение

Гуманистическая психология и прикладная социальная пси­хология дают ряд концептуальных и теоретических идей, которые прямо и косвенно свидетельствуют в пользу теории потребнос­тей, поскольку «схватывают» (улавливают) содержание того, что называется «человеческое». В частности, фрустрация и удовлет­ворение потребности в идентичности представляются централь­ными элементами в обусловливании, эскалации и потенциаль­ном разрешении межгруппового и международного конфликтов. В дополнение к этому социально-психологическое исследование конфликта, отраженное в эклектичной модели, подкрепляет ва-лидность теории потребностей в качестве важной концептуаль­ной основы для понимания и «работы» с затяжными социальны­ми конфликтами.

Предложенная модель является эклектичной с точки зрения ее опоры на широкий круг источников, вместе с тем она скорее является базовой, чем всеохватывающей для переменных вза­имоотношений и конкретных процессов. В этом смысле теория

242

Р.Дж. Фишер

Теория потребностей, социальная идентичность..

243

потребностей представляется как составная часть сущностного объяснения затяжного межгруппового конфликта — как коммунального так и международного Проведенный анализ дает убедительные свидетельства в пользу проблемно-ориентированных подходов к разрешению конфликта, как средства установления жизнеспособных межгруп-повых и межкультурных отношений, при которых фундаменталь-ные потребности индивидов и групп являются предметом посто-янной заботы и внимания. С помощью таких подходов интенсив-ные деструктивные конфликты можно ослаблять и разрешать или в отдельных случаях не допускать их развития до уровня открытого насилия и взаимной непримиримости.

Библиография

  1. A Definition of Humanism / Kurtz P. (ed.) // Humanist. 28 (1).

    1968.

  2. The Moral Revolution: Toward a Critical Radicalism / Kurtz P. (ed.) // Hu­ manist. 31. 1971. P. 4-6.
  3. Challenges of Humanistic Psychology / Bugental J. F. T. (ed.).

    New York: McGraw-Hill, 1967.

  4. Bugental J. F. T. The Humanistic Ethic — The Individual in Psychotherapy as a Societal Change Agent//Journal of Humanistic Psychology. 10.1971. P. 11-26.
  5. MaslowA. H. A Theory of Human Motivation // Psychological Review 50. 1943. P. 370-96; MaslowA. H. Motivation and Personality. 2nd edn. New York: Harper & Row, 1970.
  6. Lederer K. (ed.), Galtung J., Antal D. Human Needs: A Contribution to the Current Debate. Cambridge, MA.: Oelgeschlager, Gunn & Hain, 1980.
  7. Galtung J. The Basic Needs Approach. In: Lederer K. (ed.).

    Human Needs.

  8. Galtung J. The Basic Needs Approach.
  9. Klineberg O. Human Needs: A Social-Psychological Approach. In: Lede­ rer K. (ed.).

    Human Needs.

  1. Klineberg O. Human Needs.
  2. Cantril H. A Fresh Look at the Human Design. In: Bugental J. F. T. (ed.).

    Challenges of Humanistic Psychology. New York: McGraw-Hill, 1967. P. 14-17.

  3. Cantril H. A Fresh Look at the Human Design.
  4. Fisher R. J. Social Psychology: An Applied Approach. New York: St. Mar­ tin’s Press, 1982.
  5. Fisher R. J. Third Party Consultation: A Problem-Solving Approach for De-escalating International Conflict. In: J. P. Maas and R. A. C. Stewart (eds).

    Toward A World of Peace: People Create Alternatives. Suva, Fiji: The Universi­ ty of the South Pacific, 1986.

  6. Kelman H. C. A Time to Speak. San Francisco: Jossey-Bass, 1969.
  7. Benne K. D. The Moral Orientation of Laboratory Methods of Education and Changing. In: K. D. Benne, L. P. Bradford, J. R. Gibb and R. J. Lippitt (eds.).

    The Laboratory Method of Changing and Learning: Theory and Application. Palo

Alto, CA: Science and Behavior Books, 1975; Fisher R. J. The Social Psycho­logy of Intergroup Conflict, from Manuscript to be Published. New York: Springer-

Verlag, 1990.

  1. NudlerO. Human Needs: A Sophisticated Holistic Approach. In: Lede­ rer K. (ed.).

    Human Needs.

  2. NudlerO. Human Needs.
  3. Galtung J. The Basic Needs Approach.
  4. Klineberg O. Human Needs.
  5. Klineberg O. Human Needs.
  6. Galtung J. The Basic Needs Approach.
  7. SherifM. In Common Predicament: Social Psychology, Intergroup Con­ flict and Cooperation. Boston: Houghton Mifflin, 1966.
  8. TajfelH. Experiments in Intergroup Discrimination//Scientific American. 223(5).

    1970. P. 96-102; TajfelH., Turner J. С The Social Identity Theory of In­ tergroup Behavior. In: S. Worchel and W. G. Austin (eds.).

    Psychology of Inter­ group Relations. 2nd edn. Chicago: Nelson-Hall, 1986.

  9. Brewer M. B. Ingroup Bias in the Minimal Intergroup Situation: A Cogni­ tive Motivational Analysis// Psychological Bulletin. 86. 1979. P. 307-324.
  1. Taylor D. M., Moghaddam F. M. Theories of Intergroup Relations: Inter­ national and Social Psychological Perspectives. New York: Praeger, 1987.
  2. As in T. F. Pettigrew. Racially Separate or Together? New York: McGraw- Hill, 1971.
  3. Pettigrew T. F. Racially Separate.
  4. Amir Y Contact Hypothesis in Ethnic Relations // Psychological Bulle­ tin. 71. 1969. P. 319-42; AmirY. The Role of Intergroup Contact in Change of Prejudice and Ethnic Relations. In: P. A. Katz (ed.).

    Towards the Elimination of Racism. New York: Pergamon, 1976; Allport G. W. The Nature of Prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley, 1954; Cook S. W. A Preliminary Study of At­ titude Change. In: M. Wertheimer (ed.).

    Confrontation: Psychology and the Prob­ lems of, Today. Glenview, IL: Scott, Foresman, 1970.

  1. Contact and Conflict in Intergroup Encounters / Hewstone M., Brown R. (eds.).

    Oxford: Basil Blackwell, 1986.

  2. Fisher R. J., McNabb H. A Social Services Planning Approach to Native/ non Native Relations in Saskatoon. Ottawa: Federation of Canadian Municipa­ lities, 1979.
  3. Fisher R. J. Conflict and Collaboration in Maori-Pakeha Relations: Ka TaeaAnooeTaatouteWhenuaHoukura//Occasional Paper 20. Hamilton, New Zealand: Centre for Maori Studies and Research, University of Waikato, 1984.
  4. Berry J. W. Multicultural Policy in Canada: A Social Psychological Analy­ sis // Canadian Journal of Behavioral Science. 16. 1984. P. 353-70.
  1. Berry J. W. Multicultural Policy. P. 353.
  2. FisherR. J. Approaching the Enigma of Intergroup Conflict: Social Psy­ chological Theory, Research and Practice, invited lecture, Carleton University, Ottawa (May 1987); Fisher R. J. The Social Psychology of Intergroup Conflict.
  3. Campbell D. T. Ethnocentrism and Other Altruistic Motives. In: D. LeVine (ed.).

    Nebraska Symposium on Motivation, 13. Lincoln: University of Nebraska Press, 1965; LeVine R. A., Campbell D. T. Ethnocentrism: Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behavior. New York: Wiley, 1972.