Рональд Дж. Фишер
Теория потребностей, социальная идентичность…
215
ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ,
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
И ЭКЛЕКТИЧНАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА’
Введение
Обращение к теории потребностей обусловлено тем, что она предлагает дополнительную опору и новую перспективу для уместности и полезности проблемного подхода к разрешению конфликта.
На языке концептуализации теория потребностей, конечно, не является совокупностью каких-то новых идей. В области гуманистической психологии и прикладной социальной психологии существуют многочисленные общие представления, идеи и принципы, которые дополняют теорию потребностей. В частности, концепция идентичности с точки зрения ее значения для межгрупповых отношений представляет уникальную возможность для связи теории потребностей с разрешением конфликта. Кроме этого эклектичная модель межгруппового конфликта, основанная главным образом на социально-психологических идеях, обеспечивает контекст для теории потребностей и более широкую основу для понимания и в конечном счете разрешения затяжных конфликтов. Гуманизм и гуманистическая психология являются первоначальной основой для ценностных представлений концепции человека, на которых базируются прикладная социальная психология, изучение межгрупповых отношений, а также осуществление политики межкультурных отношений. В дополнение к сказанному эклектичная модель конфликта использует понимание межгрупповых отношений и указывает путь к таким подходам по разрешению конфликтов, которые соответствуют гуманистическим ценностям. Таким образом, понимание и признание базовых человеческих потребностей, утверждаемых теорией потребностей и провозглашаемых на основе гуманизма, очень важны и существенны для улучшения межгрупповых отношений и разрешения затяжных социальных конфликтов.
*Fisher R. J. Needs Theory, Social Identity and an Eclectic Model of Conflict. In: J. Burton (ed.).
Conflict: Human Needs Theory. New York: St. Martin Press, 1990. P. 89-112.
Источники дополнительных идей: гуманистическая психология
Философия гуманизма утверждает, что основание моральных ценностей следует искать в человеческом опыте и человеческих потребностях, в отличие от религиозных догм [1]. Способность человека к критическому мышлению и научным исследованиям необходимо использовать для выработки моральных ценностей и разрешения социальных проблем в соответствии с гуманистическими нормами. Так, в поиске социальной справедливости гуманизм предан идеям демократии и социального равенства. Принцип равенства исходит из требования, что все люди равны в своем достоинстве и ценности и поэтому заслуживают равных возможностей и обращения [2]. Это означает по меньшей мере удовлетворение базовых экономических и культурных потребностей всех людей. Неотъемлемым механизмом функционирования гуманизма является соучаствующая демократия, при которой индивиды вовлечены в принятие решений, непосредственно влияющих на их жизнь. Таким образом, гуманизм призывает к демократизации всех институтов для того, чтобы они стали чувствительны к взглядам и потребностям членов общества. Наконец, гуманизм призывает людей ответственно использовать свободу для того, чтобы они развивали свои потенциальные возможности и направляли свои способности на достижение человеческого благосостояния.
Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной ...
... в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). ... 1937), ознаменовавшей отход от классической фрейдовской теории, она сосредотачивается не на прошлых, а на существующих в данный момент конфликтах личности и включает в сферу своего ...
В социальных науках гуманизм получает ясное выражение в области гуманистической психологии, которая занимается вопросами полного развития и раскрытия человеческого потенциала как на индивидуальном, так и на социальном уровнях [3]. Конечная цель гуманистической психологии состоит в том, чтобы дать полное описание того, что называется «быть живым», и ее методы соответственно являются субъективными, описательными и целостными. В поисках полного раскрытия человеческого потенциала гуманистическая психология рекомендует, чтобы люди брали на себя ответственность за свою собственную жизнь, усваивали текущие перспективы и возможности, не боялись проявлять весь спектр человеческих эмоций, стремились к взаимности и аутентичности в социальных взаимоотношениях и принимали ориентацию роста в своей текущей жизни [4]. Конечно, эта ориентация ставит людей в столкновение с нормами современного общества и с типичными способами поведения людей в конфликтах.
216
Р. Дж.Фишер
Другими словами, гуманистическая психология предписыва ет открытый, ориентированный на сотрудничество подход при разрешении разногласий и различий в отличие от общепринятых стратегий доминирования, подавления или ухода, В рамках гуманистической психологии были разработаны представления, касающиеся основных человеческих потребно-стей. Наиболее известной является иерархия потребностей Маслоу, которая конкретизирует базовые положительные моти- вы, лежащие в основе человеческого поведения [5]. Опираясь на свой опыт клинического психолога, Маслоу выделил и структури-ровал эти потребности в иерархию, в которой сначала должны удовлетворяться потребности низшего уровня, прежде чем индивид начнет заниматься удовлетворением потребностей более высокого уровня. К сожалению, проведено очень мало исследований по проверке как природы выделенных потребностей, так и в отношении порядка их иерархии. Несмотря на это, модель Маслоу оказала существенное влияние в области клинической и организационной психологии, а также в развитии теории потребностей. Эта иерархия, включающая когнитивные и эстетические потребности, выделенные Маслоу позднее, выглядит следующим образом:
Понятие потребности и способности в психологии
... в зависимости от индивидуальной психологии человека. Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие ... три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи -- третьей и четвертой группам; потребности роста -- ...
- потребности в самоактуализации: высшая мотивация, включающая потребность в полном раскрытии уникального по тенциала человека;
- потребности в оценивании: потребность достижения, ком петентности и мастерства, а также стремления к признанию, престижу и статусу;
- эстетические потребности: страстное желание красоты, гармонии и порядка;
- когнитивные потребности: желание знать, понимать и удовлетворять свою любознательность;
- потребности в любви и принадлежности: потребности, которые должны удовлетворяться в процессе социальных отно шений;
- потребности в безопасности: потребности, которые дол жны удовлетворяться, чтобы защитить человека от угроз;
- физиологические потребности: базовые внутренние усло вия дефицита, которые должны удовлетворяться для поддержа ния нормального функционирования организма.
Возможно, порядок иерархии не так важен, если учесть, что потребности представляют необходимые базовые условия для
выживания и развития человека как в физическом, так и в социальном смысле. Поэтому основная схожесть идей Маслоу с более поздними положениями теории потребностей совершенно очевидна. Однако отдельные положения модели Маслоу были подвергнуты критике рядом сторонников теории потребностей. Ледерер [6], например, вводя в оборот ряд основополагающих положений теории потребностей, отмечает, что иерархия Маслоу предполагает разделение на более базовые и менее базовые потребности в отношении срочности/необходимости их удовлет-ворения. Кроме этого,более базовые потребности считаются «эквивалентными материальным источникам их удовлетворения, тогда как менее базовые потребности связываются с нематериальным источником удовлетворения, создавая потенциальные двусмысленности в приоритетах развития международных отношений, и соответственно для разрешения конфликтов. Галтунг [7] также считает иерархическую концепцию потребностей опасной, поскольку она ограничивает сферу теоретических возможностей и может быть использована для узаконивания главенствующего положения интеллектуалов (или аскетов), реализующих в своей жизнедеятельности удовлетворение высших нематериальных
потребностей.
Кроме этого, нормативное предписание о первоочередности удовлетворения потребностей низших уровней может быть использовано для оправдания намеренного невнимания к нематериальным потребностям и к сохранению неприемлемого статус-кво. Более того, Галтунг [8] отмечает, что теория Маслоу вместе с множеством других работ по проблематике потребностей несет на себе отпечаток западной культуры. Он обсуждает эту проблему в связи с конкретными характеристиками западного общества, включая нелинейное представление о времени, аналитическую концепцию эпистемологии, позицию о том, что человек -хозяин природы, а также положение о вертикальном разделении труда. Если оставить в стороне иерархическую природу модели Маслоу, это могло бы снять многое из высказанной критики и получить в остатке перечень потребностей, которые имеют существенное сходство с потребностями, идентифицированными во многих других положениях теории потребностей.
Роль теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу для социальной ...
... Маслоу под этим понимает более конкретно заботу состоявшегося на низших уровнях человека о своем развитии, становлении, совершенствовании: «…если вышеперечисленные потребности человека ... низших потребностях рассматриваются в теории Маслоу как патологические состояния. потребность маслоу стимулирование труд Использование теории Маслоу в управлении В соответствии с учением Маслоу, если ...
Следует отметить, что Маслоу не был первым психологом, предложившим перечень человеческих потребностей, как считает Клайнберг [9]. Более ранняя концепция инстинктов в социальной психологии была предтечей многочисленных перечней по-
218
Р.Дж. Фишер
требностей. Один из наиболее известных был предложен Мюр-реем, который ввел разграничение между висцерогенными (орт низмическими) и психологическими потребностями. Клайнберг [10] отмечает, что Мюррей постулировал много основных пред ставлений, таких как аффилиация (привязанность), доминирова ние, воспитание и т. д., имеющих важное социальное значение для межгрупповых отношений и разрешения конфликтов. Кроме этого, потребность в достижении, ставшая популярной в соци альных исследованиях благодаря работе МакКлелланда и его коллег, привлекла большое внимание в связи с вопросами эко номического и социального развития. Так же как и в случае с моделью Маслоу, идеи Мюррея были подвергнуты критике как олицетворяющие западные ценности и, следовательно, имеющие ограничения в связи с разработкой универсальной теории человеческих потребностей.
Общая, хотя и не столь широко известная формулировка потребностей, предложенная гуманистическим социальным психологом Хэдли Кантрилом, представляет попытку целостного (холистического) подхода к конкретизации универсальных элементов человеческой природы, которая действительно преодолевает границы конкретных культур, обществ или политических систем. Ниже перечислены одиннадцать (слегка перефразированных) характеристик, которые, как полагает Кантрил, представляют существенные элементы человеческого существования [11]:
- люди нуждаются в удовлетворении потребностей выжи вания;
- люди стремятся к обеспечению безопасности как в физиче ском, так и в психологическом смысле;
- люди нуждаются в определенном порядке и уверенности, достаточными для того, чтобы быть способными предсказывать последствия своих действий;
- люди постоянно стремятся расширять сферу и обогащать качество удовлетворения своих потребностей;
- люди являются существами, имеющими надежду и генети чески не запрограммированными на отказ от своих прав и обязан ностей;
- люди имеют способность выбирать и стремятся реализовы- вать эту способность;
- люди нуждаются в свободе выбора вариантов поведения, которые они способны осуществлять;
- люди стремятся к достижению своей идентичности и це лостности;
- люди стремятся к переживанию чувства собственного до стоинства и значимости;
- люди стремятся иметь определенную систему ценностей и убеждений (ценностных представлений), с которой они могут себя идентифицировать;
— люди стремятся быть уверенными в том, что общество, в котором они живут, дает надежду на справедливое удовлетворе ние их притязаний.
После утверждения этих фундаментальных положений Кантрил [12] кратко рассматривает взаимосвязь между индивидом и обществом для удовлетворения базовых потребностей. Ясно, что жизнеспособное общество должно обеспечивать удовлетворение потребностей выживания, безопасности и достижения. Кроме этого эффективно функционирующее общество дает возможность его членам развивать лояльность и формировать притязания, совместимые с социальными ценностями, которые в то же время учитывали бы и индивидуальные различия. В этом смысле любая социальная и политическая система — это эксперимент, который (неизбежно) должен приспосабливаться к фундаментальным характеристикам человеческого существования. Таким образом, представления и суждения Кантрила, Маслоу и других психологов помогают выделить перечень вопросов для понимания динамики социального измерения и разрешения конфликтов.
Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...
... его организма и развития его личности. Потребности человека бывают биологические, социальные и духовные. То, что может удовлетворить потребность – есть ценность. Социум является механическим ... полового самосознания (гендерной идентичности) ребенка. Сексуальность – это широко распространенный термин, обозначающий сексуальные характеристики и сексуальное поведение людей (Э. Гидденс).. Сексуальность ...
Прикладная социальная психология
Прикладная социальная психология направляет интересы гуманистически ориентированных психологов в социальную сферу систематически и совершенно отчетливо. Эту исследовательскую сферу можно определить как область социально-психологических исследований и практики в реальных условиях жизнедеятельности людей, ориентированную на понимание социальных проблем [13]. Акцент на роль социальной науки в достижении человеческого благосостояния требует того, чтобы исследовательское поле было основано на ясной концепции, что значит «человеческое» и на четкой формулировке гуманистической ценностной основы. Таким образом, прикладная социальная психология предполагает, что индивиды и социальные группы имеют неустранимые потребности и права на достоинство, ува-
220
Р.Дж. Фишер
Теория потребностей, социальная идентичность..
221
жение, безопасность и «место под солнцем» как в физическом, так
и в психологическом смысле, т. е. в удовлетворении потребнос-
тей в идентичности, участии и адекватном контроле над своей
собственной судьбой [14]. Через активное взаимодействие тео-
рии, исследований и практики на разных уровнях анализа при-
кладная социальная психология дает ориентиры, как следует
упорядочить групповые и межгрупповые отношения, чтобы ус-
пешно удовлетворять потребности людей, и в каком направлении
должны осуществляться социальные изменения для эффектив-ного разрешения социальных проблем. Логическое обоснование этому состоит в том, что все человеческие проблемы имеют со-циальные компоненты и фактически большинство из них носят преимущественно социальный характер. Таким образом, требования к социальной науке состоят в том, чтобы она была одновременно и гуманистической, и научной, а также в том, чтобы она функционировала в контексте гуманистических ценностей и (социальных) потребностей [15].
Важнейшим элементом такого подхода является способ концептуализации как самого социального конфликта, так и методов его разрешения, совместимых с ценностными основаниями и разумными объяснениями прикладной социальной психологии [16].
Социальная идентичность, межгрупповые отношения и мультикультурализм
В концепции идентичности содержится потенциальная возможность ключевой взаимосвязи теории потребностей с разрешением межгрупповых и международных конфликтов. Потребность в идентичности рассматривается рядом современных теоретиков по проблеме потребностей как фундаментальное требование нормального человеческого развития. Ведущим из них является Надлер [17], утверждающий, что потребность в идентичности — это первая и наиболее фундаментальная потребность, альтернативой которой являются дезорганизация и смерть. Оставаясь на позициях подхода, базирующегося на теории открытых систем, Надлер заявляет [18], что идентичность развивается и сохраняется в процессе обмена с окружающей средой; это утверждение соответствует положению Мида о том, что идентичность личности формируется в процессе социального взаимодействия. Галтунг [19] отдает должное важности потребности в иден-
Группы социального риска в современном российском обществе
... поведение индивида задаётся принадлежностью к конкретной социальной группе: соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, гастрономические пристрастия, музыкальные вкусы, сексуальные нормы, отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению и ...
тичности как одной из четырех категорий в своей исчерпывающей типологии, в которой потребность в идентичности рассматривается как зависящая главным образом от социальной структуры, т. е. степень удовлетворения потребности в идентичности больше детерминируется природой социальной структуры, чем мотивацией и способностями конкретных действующих лиц. Это положение сразу же связывает потребность в идентичности с уровнем межгрупповых отношений внутри и между сообществами. В рамках такою социально-психологического подхода Клайнберг [20] связывает потребность в принадлежности и отождествлении с группой с потребностью в аффилиации, постулированную Мюрреем. Важность наличия групповой идентичности основывается на хорошо известном классическом положении Эриксона о том, что идентичность соответствующим образом проявляет себя одновременно как в индивидуальной культуре, так и коммунитар-ной. Несмотря на то, что Клайнберг [21] против того, чтобы разделять потребности на фундаментальные (для человеческого существования) и менее значимые, он приходит к выводу, что потребность в принадлежности и отождествлении себя с группой является фактически универсальной. И наконец, рассматривая конкретные случаи из жизни, он приходит к предположению, сделанному Галтунгом [22] и другими исследователями ранее: люди готовы безмерно страдать и жертвовать своей жизнью — и в ряде случаев они это делают — в борьбе за свою идентичность и ее защиту. Подобные драматические явления придают особое значение тому положению, что идентичность является фундаментальной потребностью, оказывающей огромное влияние на социальное взаимодействие на групповом, межгрупповом и международном уровнях.
Социальные психологи в целом приняли трактовку Шерифа [23] о том, что межгрупповое поведение предполагает взаимодействие индивидов на языке их групповых идентификаций. Современное направление исследований, известное как теория социальной идентичности, вновь подчеркнуло важность групповой или социальной идентичности, поскольку она влияет на отношения между группами. Эта основа объединяет концепции самооценки и социальной идентичности с теорией социального сравнения для того, чтобы объяснить межгрупповую дискриминацию [24]. Таким образом, теория обеспечивает полезные связи между индивидуальным, групповым и международным уровнями анализа.
222
Р.Дж. Фишер
Теория потребностей, социальная идентичность…
223
Первые исследования для обоснования теории включали лабораторные эксперименты, демонстрирующие тот факт, что простого восприятия принадлежности к искусственно сформиро-ванной группе было достаточно, чтобы вызвать межгрупповую дискриминацию в пользу своей группы в распределении ограни-ченных вознаграждений. Таким образом, была индуцирована межгрупповая дискриминация безо всякого реального конфлик-та интересов и безо всякой предшествующей истории взаимоот ношений. Исследователи искали такие объяснения, которые обосновывали бы положение о том, что простое наличие социальной категоризации в группах приводит к дискриминации между группами. Основной объясняющей концепцией представ-лялась концепция социальной идентичности, которая состояла из тех составляющих Я-образа индивида, выводимых из социальных категорий, к которым он или она принадлежит, и эмоциональной и ценностной значимости этого членства. Социальная идентичность рассматривалась «важным вкладчиком» в индивидуальную положительную самооценку или Я-концепцию (качество, которое, как считается, люди стремятся достичь, усилить или поддержать).
Личность в системе социальных отношений и её социально-психологическая структура
... об общественном индивиде, объекте и субъекте исторического и социального процесса. Статус личности «задается» системой общественных отношений, социальных образований и дополняется позицией личности и ее ролями ... Происходит прежде всего овладение своим поведением, становление новых механизмов разрешения мотивационных конфликтов, связанных с волей и сознанием. «Только идеальный мотив, т.е. мотив, ...
Эти соображения приводят к четырем базовым утверждениям теории социальной идентичности: (1) индивиды прилагают усилия к сохранению положительной Я-концепции и социальной идентичности; (2) членство в группах способствует формированию социальной идентичности индивида; (3) оценивание своей собственной группы базируется на процессе социального сравнения с другими группами; (4) положительная социальная идентичность основывается на предпочтительных сравнениях в свою пользу.
Основная гипотеза состоит в том, что стремление к определенности и положительной оценке своей группы ведет к межгрупповой дискриминации в пользу своей группы. Таким образом, теория подчеркивает важность групповой идентичности как для индивидуального, так и межгруппового функционирования. В некотором смысле базовая потребность в социальной идентичности подпитывает процесс сравнения, который является частью этноцентрической дискриминации между группами. Однако важно отметить, что дискриминация, обнаруженная в исследованиях, представляет только одну сторону этноцентрического реагирования, т. е. ингрупповой фаворитизм. Враждебность и отвержение внешней группы, другая сторона этноцентризма, обычно
не обнаруживается в исследованиях этого направления [25]. Независимо от этого исследования в области теории социальной идентичности действительно демонстрируют потенциальное влияние самооценки и социальной идентичности на межгрупповые отношения и, следовательно, на межгрупповые конфликты. Стремление достичь и сохранить положительную социальную идентичность сравнимо с утверждениями представителей теории потребностей, которые считают осознание и признание идентичности существенными требованиями человеческого развития. Обсуждению вопроса о возможных негативных и позитивных последствиях стремления людей к поиску и обретению своей идентичности будет уделено внимание ниже при рассмотрении эклектичной модели конфликта.
История социальной психологии характерна непрекращающимся интересом к темам, связанным с пониманием межгрупповых отношений, начиная с ранних работ по социальным установкам и этническим стереотипам, исследований по проблемам убеждающей коммуникации и пропаганды и заканчивая проблемами предубеждений и дискриминации. Более конкретно некоторые теории межгрупповых отношений, акцентируя свое внимание главным образом на проблемах взаимоотношений большинства — меньшинства, были разработаны для того, чтобы дать ответ на ряд фундаментальных вопросов и попытаться объяснить причины эскалации и разрешения межгрупповых конфликтов [26]. С практической точки зрения социальные психологи внесли свой вклад в разработку принципов положительных межгрупповых отношений, на основании которых делается попытка конкретизировать условия, при которых различные группы были бы способны эффективно взаимодействовать в социетальном, особенно в международном контекстах. Эти принципы делают акцент на важности наличия у каждой группы достаточной идентичности, автономии и власти, чтобы безопасно, уважительно и осмысленно вступать во взаимозависимые отношения [27]. Недостаток идентичности и власти у группы меньшинства заканчивается гетто при условии, если группы продолжают оставаться разделенными после формального уничтожения сегрегации с минимальным межгрупповым признанием. Когда группа меньшинства обладает адекватной идентичностью и властью, разделение поддерживает сегрегацию и питает конкуренцию и противоборство, тогда как налаживание взаимосвязей и взаимоотно-
Этапы развития группы. Конфликты как форма проявления противоречий, ...
... и развитие, руководство и принятие решений, сплочение, групповое давление, конфликты. Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий. На первой стадии осуществляется ... также появляться эмоционально психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развития группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и ...
224
Р.Дж. Фишер
Теория потребностей, социальная идентичность…
225
шений должно приводить к справедливой интеграции и взаимо-зависимости. Последняя ситуация считается идеальной, если каждая группа сохраняет свою идентичность и автономию, участ- вуя в то же время в социальных и институциональных взаимодействиях на равных и кооперативных началах. Для того чтобы продвигаться в этом направлении в контексте отношений большинства — меньшинства, Петтигрю [28} и другие исследователи предлагают стратегию смешанного обогащения и интеграции, при реализации которой усиливается и внутреннее развитие группы меньшинства, поскольку поощряется осмысленная взаимозависимость.
Для реального взаимодействия между членами различных групп социальные психологи предложили совокупность условий, способствующих межгрупповому контакту, базирующихся на многочисленных исследованиях, начиная от лабораторных экспериментов до массовых опросов, касающихся разногласий в межгрупповых взаимоотношениях. Эти условия конкретизируют параметры и характеристики межгрупповых взаимодействий, которые способствуют уменьшению предубежденности и враждебности между членами групп, обычно возникающих во взаимоотношениях групп меньшинства — большинства, и соблюдение которых содержит потенциальную возможность в конечном счете снижать интенсивность межгрупповых конфликтов. Обзоры исследований, подкрепленные социально-психологическим анализом установок и их изменений, позволили выделить совокупность общепризнанных условий, которые представляют наивысшую «квинтэссенцию мудрости», предложенную данным направлением исследований [29]. Продолжение исследований в этой области помогает подкреплять и обновлять эти условия и наглядно иллюстрировать самые разнообразные групповые взаимоотношения, к которым они могут применяться [30]. Вкратце условия, которые способствуют положительным межгрупповым контактам, включают:
влияние групп потребностей на поведение человека.Теории классификаций ...
... развития. Российский социолог В.Г.Подмарков рассматривал три группы потребностей: · обеспечения; · призвания; · престижа. В учебниках по экономической теории принято деление потребностей на первичные и вторичные (в ... при помощи социально-психологических потребностей. Когда же первая группа удовлетворяется полностью, то решающей остается вторая. Все это используется в теории и практики менеджмента. ...
- хорошую возможность установления знакомства на меж личностном уровне, позволяющую членам разных групп узнавать друг друга как личностей, а также разрушать стереотипы и барь еры для взаимодействия;
- равный статус участников взаимодействия или более вы сокий статус членов группы меньшинства, что делает взаимное уважение более вероятным;
Р. Фишер Теория потребностей — Стр 2
- поддерживающие социальные нормы и институциональ ные ожидания, способствующие установлению положительных качеств взаимодействия, включая дружбу, открытость и доверие;
- кооперативную (требующую сотрудничества) структуру за дач и вознаграждений, которая вовлекает участников взаимодей ствия в функционально значимые виды активности, ориентиро ванные на достижение общих целей.
В определенной степени эти условия можно рассматривать как совместимые с индивидуальными и групповыми потребностями, которые считаются важными и существенными для жизнеспособных межгрупповых отношений и разрешения межгрупповых конфликтов. Эти условия совместимы со стремлениями каждой группы в получении признания и обеспечения безопасности, что необходимо для поддержания своей особенной идентичности и достижения равенства в рамках взаимозависимых отношений с другими группами.
Принципы межгрупповых отношений и способствующие условия межгруппового контакта оказались полезными в понимании и проведении в жизнь политических рекомендаций по улучшению отношений групп меньшинства — большинства в Канаде и Новой Зеландии. Фишер и МакНабб [31] запротоколировали и произвели оценку работы местного комитета по налаживанию отношений «меньшинство — большинство» между местным населением и новопоселенцами в одном из небольших городов Западной Канады. С использованием данных методов включенного наблюдения и интервью был составлен отчет, описывающий деятельность комитета и предлагающий модель для других муниципалитетов, заинтересованных в улучшении подобных отношений. Получено подтверждение правильности базового подхода в деятельности комитета: ориентация на интеграцию, которая включала виды активности и программы, позволяющие каждой группе сохранять и поддерживать свою идентичность и независимость и в то же время приходить к взаимодействию и сотрудничеству в решении вопросов, представляющих взаимный интерес. Комитет провел конференции по межкультурному диалогу, включающие коренных и некоренных жителей города для выявления и анализа проблемных зон взаимодействия. Затем комитет сформировал целевые группы из членов обеих групп для выработки проектов совместных действий, ориентированных на повышение безопасности и автономии коренных жителей и на уменьшение
226
Р. Дж. Фишер
предубежденности и неосведомленности некоренных жителей по отношению к коренным. Пилотные программы вначале осуществлялись для представителей коренной группы и реализовывали стратегию независимости и обогащения для того, чтобы способствовать развитию особой культурной идентичности; конечная цель заключалась в интеграции групп на основе их равенства. Принципы положительных межгрупповых отношений и контакта, выведенные с помощью социальной психологии, как оказалось, были положительно восприняты и оценены особенно членами коренной группы комитета и рабочими группами.
Эти принципы оказались также полезными в разработке стратегии для нормализации отношений между общинами Маори-Пакеа в Новой Зеландии [32J, выработанной на основе данных интервьюирования. Личностные интервью с отобранным составом опрашиваемых из числа уважаемых и ответственных членов общин с бикультурным происхождением включали вопросы, касающиеся восприятия истории отношений и перспектив на будущее, а также представлений об идеальных взаимоотношениях. Преобладающая точка зрения на идеальные взаимоотношения включала самоопределение для каждой группы, межкультурное взаимопонимание, равенство и бикультурализм. Объединение принципов межгрупповых отношений и способствующих условий межгруппового контакта привело к выработке совокупности четырех предпосылок для реализации соответствующей стратегии. Было предложено показательно, демонстративно и постоянно оказывать поддержку самоопределению группы Маори в качестве средства обеспечения автономии и власти в решении таких внут-ригрупповых проблем, как образование, вопросы экономики и политики. Межкультурное взаимопонимание должно было улучшаться при помощи тщательно спланированных и реализуемых программ (базирующихся на условиях межгруппового контакта) для всех секторов общества. Необходимо реализовывать всеобъемлющую интегрированную политику двуязычия, бикультурализ-ма и мультикультурализма, ввести язык Маори в качестве официального языка, включить культурные ценности Маори в существующие социальные нормы и институты, а также способствовать развитию межкультурного общества. И наконец, необходимо предпринять усилия для равноправного распределения социе-тальных ресурсов для того, чтобы групповая идентичность не
227
Теория потребностей, социальная идентичность..
растворилась в экономическом и соответственно политическом статусе, ставя под угрозу социальную справедливость и засевая семена деструктивного и затяжного конфликта.
Итак, в предложениях для реализации соответствующей политики одновременно делается акцент на интеграцию на межгрупповом уровне и на учет более широких условий в обществе, которые влияют на групповую идентичность, автономию и безопасность. В обоих рассмотренных случаях главными темами были признание, защита и усиление социальной и культурной идентичности группы меньшинства для того, чтобы обеспечить нормальные межгрупповые отношения и противодействовать эскалации конфликта. Этнически разнородные общества все больше привлекает политика мультикультурализма для предотвращения межгруппового конфликта и обеспечения культурной доброкачественности жизни своих граждан. В начале 70-х годов правительство Канады начало осуществлять новую политику развития мультикультурализма, отчасти мотивированную необходимостью официального введения франко-английского двуязычия в более широком и приемлемом контексте. Берри [33] провел анализ мультикультурной политики Канады, основываясь на критическом анализе теории и исследованиях с выделением соответствующих проблем, релевантных для проведения политики. Согласно Берри эта политика ориентирована на укрепление межгрупповой гармонии, способствует всем этническим группам страны в развитии их как жизнеспособных сообществ, а также поощряет взаимодействие и участие групп в распределении ресурсов. Основная предпосылка, лежащая в основе этой политики, состоит в том, что такое групповое развитие будет приводить к укреплению чувства личностного и коллективного уважения и, как следствие, к большей этнической терпимости [34].
Мультикультурализм рассматривается как механизм для уменьшения этнической дискриминации и в конечном счете для быстрого достижения равенства, культурного обогащения и единства на национальном уровне.
На основе проведенного анализа Берри выделяет четыре главных элемента проводимой политики и взаимосвязей между ними: поддержка развития своей собственной группы; терпимость и принятие другой группы; межгрупповой контакт и совместное разделение ответственности и прав; а также обучение языкам, законодательно принятым в качестве официальных языков
228
Р.Дж. Фишер
Потребностей
, социальная идентичность…
229
государства. Проводимая политика сдерживает процессы асси-миляции и активно содействует поддержанию группами своей особой культурной идентичности, что вместе с разделением со-вместной ответственности в правах и обязанностях будет способ-ствовать принятию других групп и, следовательно, интеграции. На социетальном уровне полнокровному участию групп в жизни общества способствует изучение официально принятых языков всеми этническими группами. Когда уверенность в своей соб-ственной группе переживается скорее как чувство безопасности, а не этноцентрического самовосхваления, то это связывается с этнической терпимостью, тем самым подтверждая базовое поло-жение проводимой политики. Более того, проведенный анализ в целом подтвердил, что такая политика в своей основе опирается на преференции и установки граждан Канады и что условия положительного межгруппового контакта в целом оказались правильными. Таким образом, существует значимое соответствие между политикой межкультурализма, социально-психологическими принципами межгрупповых отношений и данными существующей практики реализации этой политики. С практической точки зрения правительство опиралось на большие возможности и ресурсы для осуществления политики министерства по делам мультикультурализма и внесло на утверждение новое законодательство для подтверждения своей решимости развивать и укреплять нормальные межгрупповые отношения на государственном уровне.
Эклектичная модель конфликта
как содержательная основа теории потребностей
Результаты усилий и работы гуманистической и прикладной социальной психологии, обозначенные выше, дают дополнительные подтверждения базовым принципам теории потребностей в приложении к межгрупповому конфликту. Эти положения выделяют полезные идеи и принципы на индивидуальном, групповом и межгрупповом уровнях анализа. Однако необходимо понимать, что при осмыслении межгруппового конфликта основное внимание в первую очередь необходимо обращать на межгрупповой уровень анализа с последующей выборочной интеграцией релевантных переменных, относящихся к другим уровням. Эта стратегия была реализована Фишером [35] при разработке эклектичной модели межгруппового конфликта, которая предположи-
тельно может быть основой (и контекстом) для теории потребностей в качестве одного из возможных объяснений происхождения затяжного, трудноразрешимого конфликта.
Эклектичная модель конфликта была разработана с опорой на классические и современные разработки социальной науки, особенно социальной психологии. Модель ориентирована на динамику развития процесса и основана главным образом на реалистичной теории группового конфликта [36], полевых экспериментах и аналитических разработках Шерифа [37], а также феноменологическом подходе Дойча [38].
При разработке модели использовался подход к построению теории, предложенный Дубином [39], который «сконструирован» для развития прикладных теорий, имеющих практическую пользу как для практиков, так и для исследователей. Подход опирается на философию науки при разработке и истолковании теории, а также на разумное сочетание индукции и дедукции. Он содержит в себе семь параметров теоретической модели, которые в то же время являются ступенями (или шагами) конструирования самой модели. Короче говоря, процесс построения теории начинается с конкретизации и выделения базовых переменных и завершается законами взаимодействия, обозначением пограничных условий и состояний системы, выдвижением предпосылок и эмпирических индикаторов и в конечном счете гипотез, подлежащих проверке в эмпирическом исследовании.
Исходная модель (см. рис. 1) упорядочивает значимые переменные по уровням анализа — индивидуального, группового и межгруппового, а также по временному параметру, когда конкретная переменная возникает и приобретает значимость (прошлое, ориентации, процессы и последствия).
Переменные были выделены исходя из теоретических разработок и из того, что они выдержали проверку временем (с в отношении их взаимосвязи с важными элементами межгруппового конфликта).
Чтобы уловить сущность межгруппового конфликта с точки зрения социально-психологической перспективы, представляются необходимыми три уровня анализа. Переменные, характеризующие историю взаимоотношений, существуют до открытого проявления конфликта и представляют собой характеристики индивидов, групп или межгрупповых взаимоотношений. Ориентации — это преддис-позиции, восприятия, установки или подходы к разрешению конфликта, проявляющиеся на ранних стадиях его возникновения и
232
Р. Дж. Фишер
Теория потребностей, социальная идентичность…
233
оказывающие сильное влияние на интенсивность и форму протекания конфликта. Процессы — это индивидуальные стили и групповые формы поведения или характеристики межгрупповых взаимодействий, которые вместе действуют и проявляются в открытом конфликте. Переменные, входящие в группу последствий, — это конечные «продукты» (результаты) конфликтного процесса на разных уровнях анализа. Несмотря на то, что выделение и размещение переменных в модели в определенной мере выборочны и произвольны, предполагается, что в целом они хорошо «схватывают » содержание межгруппового конфликта.
Взаимосвязи между переменными (законы взаимодействия или принципы) обозначены на рис. 1 линиями и стрелками, связывающими эти переменные. В процессе построения модели предполагалось, что принципы являются утверждениями и формулировками, характеризующими общепринятые взаимоотношения и содержащими полный перечень релевантных ценностных переменных. Многие принципы, содержащиеся в модели, можно обнаружить в имеющихся теориях межгруппового конфликта. Однако полезность модели заключается в том, что в ней предпринята попытка интегрировать эти принципы в более исчерпывающее и согласованное целое. Поэтому принципы, включенные в модель, рассматриваются как основополагающие, а не как второстепенные, а сама модель скорее как базовая, а не всеобъемлющая. Принципы упорядочены по уровням анализа, и на межгрупповом уровне отдается предпочтение тем принципам, которые непосредственно имеют отношение к причинам возникновения, эскалации и разрешению конфликта.
Принципы, релевантные теории потребностей и социальной идентичности
Первый принцип в модели расположен на межгрупповом уровне и в широком смысле имеет отношение к основным источникам конфликта между группами:
1. Реальный конфликт интересов, ценностей, потребностей или власти является причиной возникновения межгруппового конфликта.
Этот принцип первоначально был обоснован в реалистичной (практической) теории группового конфликта и в объективном подходе к управлению конфликтом. Однако он сразу же был дополнен субъективными источниками несовместимых ценностей
и неудовлетворенных потребностей. Конфликт материальных потребностей канализировался в область конкурентных интересов, которые чаще всего связывались с дефицитом ресурсов и/или со слабостью позиции. Таким образом, следуя за рассуждениями Бертона и Азара [40], модель учитывает, что все социальные группы имеют фундаментальные потребности в признании, идентичности, безопасности и участии, которые, будучи неудовлетворенными, приводят к жесточайшему напору, направленному на исправление положения дел и восстановление справедливости. Эта динамика очень хорошо объясняет огромное количество коммунальных и международных затяжных и трудно разрешимых конфликтов во всем мире. В дополнение к сказанному, потребность обладания властью независимо от того, является ли она составной частью максимизации динамики социальной системы [41], или механизмом реализации интересов, ценностей или других потребностей, становится другим источником возникновения конфликта. Все эти источники можно объединить в рамках концепции несовместимых целей. Дополнительные принципы межгруппового уровня, в которых делается акцент на воспринятой угрозе и этноцентризме, проявляют себя таким образом, что первоначальные различия приводят к деструктивной эскалации социального взаимодействия.
- Реальный конфликт обусловливает взаимную ориентацию на конкуренцию и циклически повторяющееся конкурентное вза имодействие.
- Реальный конфликт, культурные отличия, история антаго нистических отношений групп, а также конкурентная ориентация и взаимодействие обусловливают восприятие уровня угрозы.
- Воспринятая угроза обусловливает этноцентризм, включая внутригрупповую солидарность и враждебность по отношению к
внешней группе.
5. Конкурентная ориентация, воспринятая угроза и этноцент ризм приводят к эскалации конфликта из-за неэффективной ком муникации, неадекватной координации, использования конфлик тных тактик и из-за уменьшения результативности взаимодей ствия.
В связи с базовыми потребностями в признании и безопасности любые действия другой группы, воспринимаемые как ограничивающие или отвергающие эти потребности, будут интерпретироваться как особо опасные и угрожающие. Восприятие этих уг-
Р.Дж. Фишер
роз будет подпитывать этноцентризм с точки зрения усиления внутригрупповой лояльности и восхваления своей группы с еще большим принижением внешней группы и ростом враждебности к ней. Межгрупповое взаимодействие будет все больше и боль-ше искажаться, и уменьшается вероятность того, что члены груп-пы будут обращаться к своим базовым потребностям: чем боль-ше эскалация конфликта, тем более затяжным он становится.
На групповом и индивидуальном уровнях два принципа непос-редственно устанавливают связь концепции идентичности с вос-принятой угрозой и этноцентризмом, являющимися важнейшими элементами процесса эскалации и самооценки (которая, в свою очередь, является общепризнанным компонентом личности).
6. 6.Групповая идентичность и групповая сплоченность положительно и постоянно связаны с этноцентризмом.
7. Самооценка положительно связана с групповой идентичностью и сплоченностью и негативно — с воспринятой угрозой.
Первый принцип на групповом уровне вступает в противоречие с этикой мультикультурализма, отмеченной ранее. Если групповая идентичность обеспечена — например, политикой правительства — уверенность в своей идентичности и чувство безопасности могут привести к уважению других групп. Однако при отсутствии уверенности групповая идентичность может подпитывать чрезмерное восхваление своей группы и внутригрупповую солидарность до такой степени, что это начинает связываться с негативными установками к другим группам. Такой тип этноцентрической реакции особенно вероятен, если существует угроза групповой идентичности. Второй принцип, расположенный в модели на индивидуальном уровне, объединяет положения теории социальной идентичности в том плане, что групповая идентичность связывается с индивидуальной самооценкой. Считается, что групповая идентичность поддерживает самооценку в том случае, что когда группа испытывает угрозу, ее члены также переживают чувство угрозы на персональном уровне. Таким образом, угроза фундаментальной потребности в идентичности оказывает воздействие как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, усиливая тем самым энергетику этой динамики в ситуациях межгруппового конфликта.
Эти рассуждения и соображения ставят ряд трудных альтернатив для теории потребностей в связи с разрешением конфликта: потребность в идентичности может иметь «темную сторону»,
235
Теория потребностей, социальная идентичность…
когда в стремлении поддержать и сохранить ее происходит скорее усиление и «увековечивание» конфликтного противоборства, чем его разрешение. Согласно теории социальной идентичности индивиды будут стремиться поддерживать и сохранять свою самооценку, социальную идентичность посредством завистливо-подозрительных сравнений с другими группами и формировать негативные этноцентрические установки. Для того чтобы поддержать и усилить свою групповую исключительность и идентичность, индивид будет делать межгрупповые сравнения таким образом, что качества своей группы будут преувеличиваться, а характеристики внешней группы умаляться. Подобная взаимосвязь между самооценкой, восхвалением своей группы и принижением внешней группы может быть прослежена также в психоанализе и в теориях личности, базирующихся на Я-концепции. Левайн и Кэмпбелл [42] отмечают, что Фрейд рассматривал этноцентризм как форму нарциссизма на групповом уровне, тогда как любовь к своей группе, как форму любви к самому себе, усиливаемую замещением агрессии по отношению к своей группе на презираемые внешние группы. Различные модификации «теории самооценивания» также позволяют объяснить, как группы защищают свою самооценку посредством преувеличения своих добродетелей и преувеличением недостатков и неполноценности внешних групп. При помощи самых разнообразных механизмов у индивида при защите своей самооценки и реализации потребности в социальной идентичности могут происходить искажения восприятий, возникать эмоциональная враждебность и негативные оценки по отношению к внешним группам. Таким образом, потребность в идентичности, которая считается положительным аспектом человеческого функционирования и требованием нормального развития, может действовать также и как негативный побудитель в возникновении и эскалации межгруппового конфликта.
В теории потребностей существует как минимум одна возможная линия рассуждений для того, чтобы попытаться разрешить это потенциальное противоречие-подтвердить, что потребность в идентичности является преимущественно и главным образом положительной силой человеческого функционирования, в то же время признавая, что она может удовлетворяться как позитивными, так и негативными «источниками». Линия поведения, которая способствует развитию реалистичной гордости и удовлетворе-
236
Р.Дж. Фишер
Теория потребностей, социальная идентичность…
237
нию группы без оскорбительных сравнений с другими, совершенно отлична от фанатичного ура-патриотизма и шовинизма, которые требуют если не подавления других групп, то их очернения, клеветы и диффамации. Иначе говоря, потребность в идентич-ности может быть удовлетворена либо через посредство мульти-культурализма или этноцентризма, интернационализма или на-ционализма, который наименее желателен с гуманистической точки зрения. Этот подход требует, чтобы и в теории потребнос- тей, и в сфере исследований по проблеме разрешения конфликта было признано центральное положение идентификационной группы. Человеческие потребности удовлетворяются главным образом в группе идентификации, которая в ряде случаев и в определенное время ассоциируется с национальным государством. Постоянные потребности, так же как идентичность, могут удовлетворяться только в идентификационной группе, тогда как другие потребности — такие, как безопасность, свобода и права человека, — могут быть гарантированы только государством, в ряде случаев под патронажем международной системы. Призыв к проведению разумной и реалистичной политики мультикульту-рализма, интернационализма и формированию соответствующих структур, особенно в области прав человека, представляется очевидным.
Системные состояния модели в связи с теорией потребностей
Системные состояния — это моделируемые условия системы, в которых все ее параметры имеют свои ценности, сохраняемые в рамках определенного периода времени. Поэтому модель может содержать (и проявить) ряд условий, в рамках которых эти параметры становятся как бы не соответствующими базовой модели, но которые в то же время помогают уловить сущность проблемы, подлежащей анализу. Переходы между состояниями системы и повторяющиеся возвращения системы в прежнее состояние и составляют динамику модели. Различные состояния системы позволяют поставить ряд аналитических вопросов, касающихся условий и оценки параметров, при которых определенные состояния системы будут сохраняться или переходить к другому состоянию.
В эклектичной модели конфликта два состояния системы (низкая и высокая интенсивность конфликта) и две формы пере-
хода (эскалация и деэскалация) представлены на рис. 2. Основной переменной является интенсивность конфликта, определяемая как психологическими характеристиками участников конфликта, так и объективными параметрами оценивания ими своих потерь и успехов. Переходы от эскалации к деэскалации можно описать совокупностью предпосылок, которые базируются на принципах преимущественно межгруппового уровня анализа.
При системном состоянии с низкой интенсивностью конфликта индикаторами интенсивности будут низкий или умеренный уровень восприятия угрозы, этноцентризма и недоверия к другой группе, а также ограниченный круг спорных вопросов. С точки зрения теории потребностей важно отметить, что при низкой интенсивности конфликта основными противоречиями являются различия в базовых интересах и ценностях, но вместе с этим участники конфликта не считают, что существует угроза их фундаментальным потребностям в идентичности и безопасности, и они не рассматривают конфликт как силовую борьбу за выживание. Представители конфликтующих сторон, делегированные для переговоров по урегулированию конфликта, естественно, стремятся достичь преимущественного баланса между сотрудничеством и конкуренцией с точки зрения конечных приобретений и потерь (затрат и вознаграждений) в процессе разрешения конфликта. Конфликты интересов в области дефицитных ресурсов и позиций скорее всего будут разрешаться традиционными методами урегулирования, включая прямые переговоры, посредничество и процедуру арбитража. Однако есть одна существенная характеристика конфликтов с низкой интенсивностью — они очень быстро и легко могут превращаться в разрушительные конфликты, если участники переговоров проявляют эмоционально неадекватные реакции и оценки на ситуации разногласий. Многие из подобных процессов эскалации содержатся в принципах эклектичной модели.
Р. Фишер Теория потребностей — Стр 3
В конфликте большой интенсивности главными источниками являются отвержение и фрустрация базовых потребностей и борьба за власть: обе группы воспринимают конфликтную ситуацию таковой, что их неустранимые потребности в идентичности, признании, безопасности и самоопределении находятся под угрозой или их удовлетворение блокируется другой группой. Такая фундаментальная угроза требует от группы мобилизации всех возможных и доступных ресурсов и форм воздействия,
240
Р.Дж. Фишер
потребностей, социальная идентичность…
241
чтобы удовлетворить или поддержать приемлемый уровень удов-летворения потребностей, которые не подлежат никаким перего-ворам. Такая ситуация может возникать двумя путями. Во-пер-вых, конфликты низкой интенсивности, которые начинаются с различия интересов и ценностей, могут усиливаться до такого coстояния, когда возникает угроза фундаментальным потребнос-тям, которым вначале не было никакой угрозы. И это особенно часто происходит в таких ситуациях, когда угроза усиливается до такого уровня, что каждая сторона (или одна из них) начинает угрожать самому существованию другой стороны — по крайней мере социальной целостности, если не физическому существованию — и, следовательно, явно угрожая ее безопасности и идентичности. Именно такая ситуация возникает, например, в конфликте между сверхдержавами, когда каждая сторона начинает угрожать самому существованию и идентичности оппонента и когда мирное существование с такой чужеродной системой представляется невозможным и неприемлемым. Во-вторых, некоторые конфликты потребностей с высокой интенсивностью могут возникать с самого начала, когда группы находятся в таких позициях, что сам факт существования одной группы угрожает существованию другой. Это особенно справедливо в таких ситуациях, когда идентичность групп «переплетается» с частично совпадающей (взаимно спорной) территорией. Например, в процессе деколонизации вакуум власти, возникающий благодаря уходу нации-метрополии, зачастую приводил к такой ситуации, когда группы, прежде конкурирующие за ресурсы, начинали угрожать безопасности и существованию идентичности друг друга. Примерами подобного рода являются Индия и Пакистан или Шри Ланка. Аналогично возникновение Израиля создало ситуацию, в которой безопасность и идентичность (и в определенном смысле независимость) палестинцев сразу же были поставлены под угрозу, как только Израиль попытался реализовать эти условия для себя самого. Таким образом, конфликт существует (возникает) там и тогда, где признание одной группы другой почти автоматически отрицает законность существования первой группы. Такие ситуации свидетельствуют о том, что неустранимое «давление» в удовлетворении базовых потребностей* будет постоянно оказывать сильное воздействие на международные отношения и на
*В отечественной литературе эти потребности часто называют потребностями существования. — Примеч. пер.
процесс социальной истории в целом. В дополнение к сказанному, эти ситуации — свидетельство того, почему конфликты большой интенсивности обычно очень затяжные, трудно разрешимые и не поддаются обычным методам урегулирования. Поэтому когда урегулирование подобных конфликтов и происходит в каких-то временных параметрах и формах, то это скорее всего означает капитуляцию одной из сторон или арбитражное давление третьей, более могущественной стороны. Однако подобные урегулирования имеют дело с поверхностными проблемами, связанными с интересами, а основная проблема состоит в том, что необращение к фундаментальным потребностям является гарантией того, что деструктивное взаимодействие возникнет вновь в будущем. Как отметил Бертон [43], только исчерпывающий анализ конфликта в рамках проблемно-ориентированного подхода, направленного на разрешение, скорее всего может оказаться успешным в «работе» с конфликтами высокой интенсивности. Там, где возможно обсуждать потребности конфликтующих сторон в такой форме и под таким углом зрения, как было изложено в данном разделе, конфликт может быть ослаблен до такого уровня, когда различия интересов и ценностей можно будет урегулировать традиционными методами управления разногласиями.
Заключение
Гуманистическая психология и прикладная социальная психология дают ряд концептуальных и теоретических идей, которые прямо и косвенно свидетельствуют в пользу теории потребностей, поскольку «схватывают» (улавливают) содержание того, что называется «человеческое». В частности, фрустрация и удовлетворение потребности в идентичности представляются центральными элементами в обусловливании, эскалации и потенциальном разрешении межгруппового и международного конфликтов. В дополнение к этому социально-психологическое исследование конфликта, отраженное в эклектичной модели, подкрепляет ва-лидность теории потребностей в качестве важной концептуальной основы для понимания и «работы» с затяжными социальными конфликтами.
Предложенная модель является эклектичной с точки зрения ее опоры на широкий круг источников, вместе с тем она скорее является базовой, чем всеохватывающей для переменных взаимоотношений и конкретных процессов. В этом смысле теория
242
Р.Дж. Фишер
Теория потребностей, социальная идентичность..
243
потребностей представляется как составная часть сущностного объяснения затяжного межгруппового конфликта — как коммунального так и международного Проведенный анализ дает убедительные свидетельства в пользу проблемно-ориентированных подходов к разрешению конфликта, как средства установления жизнеспособных межгруп-повых и межкультурных отношений, при которых фундаменталь-ные потребности индивидов и групп являются предметом посто-янной заботы и внимания. С помощью таких подходов интенсив-ные деструктивные конфликты можно ослаблять и разрешать или в отдельных случаях не допускать их развития до уровня открытого насилия и взаимной непримиримости.
Библиография
- A Definition of Humanism / Kurtz P. (ed.) // Humanist. 28 (1).
1968.
- The Moral Revolution: Toward a Critical Radicalism / Kurtz P. (ed.) // Hu manist. 31. 1971. P. 4-6.
- Challenges of Humanistic Psychology / Bugental J. F. T. (ed.).
New York: McGraw-Hill, 1967.
- Bugental J. F. T. The Humanistic Ethic — The Individual in Psychotherapy as a Societal Change Agent//Journal of Humanistic Psychology. 10.1971. P. 11-26.
- MaslowA. H. A Theory of Human Motivation // Psychological Review 50. 1943. P. 370-96; MaslowA. H. Motivation and Personality. 2nd edn. New York: Harper & Row, 1970.
- Lederer K. (ed.), Galtung J., Antal D. Human Needs: A Contribution to the Current Debate. Cambridge, MA.: Oelgeschlager, Gunn & Hain, 1980.
- Galtung J. The Basic Needs Approach. In: Lederer K. (ed.).
Human Needs.
- Galtung J. The Basic Needs Approach.
- Klineberg O. Human Needs: A Social-Psychological Approach. In: Lede rer K. (ed.).
Human Needs.
- Klineberg O. Human Needs.
- Cantril H. A Fresh Look at the Human Design. In: Bugental J. F. T. (ed.).
Challenges of Humanistic Psychology. New York: McGraw-Hill, 1967. P. 14-17.
- Cantril H. A Fresh Look at the Human Design.
- Fisher R. J. Social Psychology: An Applied Approach. New York: St. Mar tin’s Press, 1982.
- Fisher R. J. Third Party Consultation: A Problem-Solving Approach for De-escalating International Conflict. In: J. P. Maas and R. A. C. Stewart (eds).
Toward A World of Peace: People Create Alternatives. Suva, Fiji: The Universi ty of the South Pacific, 1986.
- Kelman H. C. A Time to Speak. San Francisco: Jossey-Bass, 1969.
- Benne K. D. The Moral Orientation of Laboratory Methods of Education and Changing. In: K. D. Benne, L. P. Bradford, J. R. Gibb and R. J. Lippitt (eds.).
The Laboratory Method of Changing and Learning: Theory and Application. Palo
Alto, CA: Science and Behavior Books, 1975; Fisher R. J. The Social Psychology of Intergroup Conflict, from Manuscript to be Published. New York: Springer-
Verlag, 1990.
- NudlerO. Human Needs: A Sophisticated Holistic Approach. In: Lede rer K. (ed.).
Human Needs.
- NudlerO. Human Needs.
- Galtung J. The Basic Needs Approach.
- Klineberg O. Human Needs.
- Klineberg O. Human Needs.
- Galtung J. The Basic Needs Approach.
- SherifM. In Common Predicament: Social Psychology, Intergroup Con flict and Cooperation. Boston: Houghton Mifflin, 1966.
- TajfelH. Experiments in Intergroup Discrimination//Scientific American. 223(5).
1970. P. 96-102; TajfelH., Turner J. С The Social Identity Theory of In tergroup Behavior. In: S. Worchel and W. G. Austin (eds.).
Psychology of Inter group Relations. 2nd edn. Chicago: Nelson-Hall, 1986.
- Brewer M. B. Ingroup Bias in the Minimal Intergroup Situation: A Cogni tive Motivational Analysis// Psychological Bulletin. 86. 1979. P. 307-324.
- Taylor D. M., Moghaddam F. M. Theories of Intergroup Relations: Inter national and Social Psychological Perspectives. New York: Praeger, 1987.
- As in T. F. Pettigrew. Racially Separate or Together? New York: McGraw- Hill, 1971.
- Pettigrew T. F. Racially Separate.
- Amir Y Contact Hypothesis in Ethnic Relations // Psychological Bulle tin. 71. 1969. P. 319-42; AmirY. The Role of Intergroup Contact in Change of Prejudice and Ethnic Relations. In: P. A. Katz (ed.).
Towards the Elimination of Racism. New York: Pergamon, 1976; Allport G. W. The Nature of Prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley, 1954; Cook S. W. A Preliminary Study of At titude Change. In: M. Wertheimer (ed.).
Confrontation: Psychology and the Prob lems of, Today. Glenview, IL: Scott, Foresman, 1970.
- Contact and Conflict in Intergroup Encounters / Hewstone M., Brown R. (eds.).
Oxford: Basil Blackwell, 1986.
- Fisher R. J., McNabb H. A Social Services Planning Approach to Native/ non Native Relations in Saskatoon. Ottawa: Federation of Canadian Municipa lities, 1979.
- Fisher R. J. Conflict and Collaboration in Maori-Pakeha Relations: Ka TaeaAnooeTaatouteWhenuaHoukura//Occasional Paper 20. Hamilton, New Zealand: Centre for Maori Studies and Research, University of Waikato, 1984.
- Berry J. W. Multicultural Policy in Canada: A Social Psychological Analy sis // Canadian Journal of Behavioral Science. 16. 1984. P. 353-70.
- Berry J. W. Multicultural Policy. P. 353.
- FisherR. J. Approaching the Enigma of Intergroup Conflict: Social Psy chological Theory, Research and Practice, invited lecture, Carleton University, Ottawa (May 1987); Fisher R. J. The Social Psychology of Intergroup Conflict.
- Campbell D. T. Ethnocentrism and Other Altruistic Motives. In: D. LeVine (ed.).
Nebraska Symposium on Motivation, 13. Lincoln: University of Nebraska Press, 1965; LeVine R. A., Campbell D. T. Ethnocentrism: Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behavior. New York: Wiley, 1972.