Теория организации Природа и сущность организации

Содержание

Введение 2

1. Понятие и сущность организации. Причины создания организаций 4

1.1. Сущность термина «организация» 4

1.2. Черты и свойства организаций 6

2. Теория организации и ее место в системе научных знаний 10

3.Характеристика организации 17

3.1.Характеристика фирмы 17

3.2. Целевые подсистемы СУ 18

3.3.Организационная структура управления 19

3.4.Функциональная структура управления 20

3.5.Обеспечивающие подсистемы управления 21

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Введение

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, – ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.

В связи с этим, актуальным становится рассмотрение теории организации в ракурсе системы наук.

3 стр., 1181 слов

Организация управления коммерческой фирмой на примере OOO «ПИЩЕПАК»

... введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе «Теоретические основы организации управления ... знакомые всем; • построить такую организацию, которая позволяет своим членам расти, развиваться и изменяться путем постоянного ... отношениях образцом для окружающих. В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация ...

Цель работы: провести теоретическое исследование природы и сущности организации.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. раскрыть сущность термина «организация»;

2. описать черты и свойства организаций;

3. выявить взаимосвязь теории организации с другими науками;

4. провести анализ конкретной деловой организации.

1. Понятие и сущность организации. Причины создания организаций

1.1. Сущность термина «организация»

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать».

Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения.

Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития.

Организация – это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации.

Предметом теории организации являются закономерности и проблемы построения, функционирования и развития деловых организаций (предприятий, учреждений), а также иных организационных форм (объединений политического, религиозного, культурного, любительского типов).

Организация — многомерное явление. В ее состав входят люди, оборудование, здания, деловые бумаги, инфраструктура и т.д. Она состоит из элементов разной природы. Организация — явление живое, подвижное: люди работают, ступают в различные отношения — личные, управленческие, сотрудничества, конфликтные, официальные и неофициальные, властные и дружеские и т.д. Организация — явление иерархическое.

В ней неизбежны отношения руководства и подчинения, распределение ролей — как формальное — по выполняемым функциям, так и неофициальное — лидерство, межличные отношения и т.д. Организация меняется во времени. Она рождается, развивается, обновляется или «загнивает» и «умирает». Она имеет прошлое, живет в настоящем и планирует будущее. Жизнь организации во многом предопределена средой.

Нередко цели свои она получает извне, вовне обращены и многие продукты ее деятельности, ее персонал живет в окружающем мире. Организация вынуждена чутко следить за своими отношениями со средой. Все это создает для организаций, их руководителей, других работников многие трудности: напряжения, неблагоприятные последствия, новые требования, кризисы.

Но отсюда же открываются и новые возможности для членов организаций: профессионального и служебного продвижения, повышения заработка, реализации своих способностей, накопление опыта решения организационных проблем и т.д. Обычно выделяются четыре аспекта изучения организаций: — строение организаций — изучение их целей, иерархии, состава, структуры, классификации организаций и т.д.;

12 стр., 5924 слов

Этические аспекты отношения медицинского работника к жизни и смерти

... же категорически запрещает самоубийство. Согласно буддизму, цель человеческой жизни есть смерть. Этой религии характерно спокойное и умиротворённое отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление ... противоречивом единстве триады: жизнь - смерть - бессмертие с точки зрения этики медицинских работников 1. Биологический потенциал человека Смерть может быть естественной, то есть физиологической. В ...

— функционирование организаций — типы организационных отношений, поведение индивида в организации, взаимодействие социально-психологических и административных факторов, процессы принятия и осуществления решений и т.д. — управление в организациях — организационные процессы, отношения подчиненных и руководителей, стиль и методы руководства, управленческие решения и т.д.

— развитие организаций — проектирование и создание новых организаций, тенденции развития организаций, методы их преобразования, нововведения и т.п.

1.2. Черты и свойства организаций

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения.

Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.

6 стр., 2735 слов

Организация и управление самостоятельной деятельностью студентов по психологии

... Б.Г. Иоганзен). Самостоятельная работа понимается также рядом авторов как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, проетекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов, ... активность, творческое отношение к труду и др.; - при самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т.е. для выполнения учащиеся опираются на ...

Отметим, что организации заранее проектируются, моделируются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленных целей. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в современных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функций управления и специализацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций, таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководителей, замена руководителей, улучшение тех или иных организационных процедур.

Следует различать теорию организации и организационное поведение. Макроуровень (организация в целом и ее основные части) является объектом анализа в теории организации, которая изучает условия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина имеет как описательный, так и нормативный аспекты. Она описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее оптимальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование. Организационное поведение как научная дисциплина имеет объектом анализа микроуровень — поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов обычно изучается с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изучения входит производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворенность работой.

Необходимо подчеркнуть, что теория организации и организационное поведение – смежные дисциплины, имеют много точек соприкосновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Исследуя конфликты, организационное поведение сосредоточивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается теорией организации, связан преимущественно с проблемами внутренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми. В другом — как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организации и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организационного процесса.

Каждая организация имеет свое предназначение — миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия — понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;

2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;

3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

4 стр., 1657 слов

Теории коллективного поведения

... взгляд автора на эти теории. Глава 1. Теории возникновения коллективного поведения Теория заражения. Под заражением здесь понимается распространение настроения или поведения человека на всю толпу. ... Факторы «ускорения»; Мобилизация участников; Действие социального контроля; Согласно теории прирастающей ценности поведение толпы ограничивается следующими факторами: Эмоциональными нуждами ее членов. ...

4) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).

Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает:

предлагаемые продукты или услуги;

место и роль в системе рыночных отношений;

цели организации (выживание, рост, доходность);

технологию (процессы, инновации);

философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);

внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания);

внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).

Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей – выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т.д.

2. Теория организации и ее место в системе научных знаний

Организации не могут быть предметом изучения только одной науки – теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации представлена на рис. 1.

Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций рассмотрения его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению установленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неоднозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассматривается как составная часть науки об управлении.

Научные дисциплины

Изучаемые аспекты

Рис 1 Система наук об организации

Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта.

В ряде работ по теории управления формулируются основные категории, закономерности, принципы и типология организационных систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории – к организации или управлению — относится тот или иной постулат.

Имеется также большое число работ, выделяющих проблемы организации в относительно самостоятельную область знаний. Исходная позиция их авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» – зачем и как воздействовать на объект. Понимание организации создает основу для изучения управления. Такая позиция позволяет, на наш взгляд, глубже и всесторонне исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности их отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования. Разумеется, и при таком подходе сохраняется объективно существующая связь и взаимовлияние организации и управления в рамках единого процесса целенаправленной деятельности.

22 стр., 10508 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...

... образовательного процесса. Цель исследования: определить и охарактеризовать пути совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения. Задачи исследования: - обеспечить качество ... реализующих их образовательных учреждений; - органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Рассмотрим данное понятие как совокупность взаимодействующих ...

Интересы комплексного решения проблем организаций требуют учета того, что в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-экономическую структуру организации (индивидуумы с их способностями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, неформальные отношения, потоки информации).

С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологические правила).

Основополагающая задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосредственно связаны с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и разработке мотивационных методов, степени удовлетворенности работой, психологических аспектах процессов принятия решений, оценке поступков и позиций людей, природе хозяйственной предприимчивости.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Принципиально важным является изучение группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социализации, организационной структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса и власти.

Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социальных конфликтов (прежде всего конфликтов межличностных) между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организации большую научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, анализ факторов социальной активности и социальной патологии, моделирование социальной значимости деятельности человека, исследование его социальных возможностей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильности, идентификации.

9 стр., 4433 слов

Организация деятельности салона красоты

... устава, предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции по заказам потребителей; организация торговли и общественного питания; оказание предприятиям ... и его отдельных элементов. Важнейшие направления в совершенствовании управления производства это: улучшение подготовки специалистов, совершенствование организационных структур, ...

На вопросы, возникающие в процессе функционирования организации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина – социальная психология. При изучении межличностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия.

Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу изменения позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения индивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т.е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций.

В теории организации исключительно важно учитывать характер и степень влияния указанных факторов на формирование приоритетов людей и их поведение в организациях.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внешних взаимодействий. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к административному праву, регулирующему общественные отношения, возникающие в процессе организации государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право – совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельности исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения.

Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствующую законодательную форму и обеспечивающая юридическую регламентацию общественных отношений, создает необходимые предпосылки для эффективного функционирования организаций.

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах.

2 стр., 963 слов

Социальные организации и управление

... они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности - на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм). Управление персоналом включает в себя целую систему. Система работы ... этого феномена и множество научных дисциплин, его изучающих (теория организаций, социология организаций, экономика организаций, менеджмент и др.). Среди множества различных трактовок этого понятия ...

Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оперативности принятия, реализации и контроля управленческих решений.

Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации как руководителями, так и исполнителями. Развитие современных информационных систем осуществляется высокими темпами за счет широкого внедрения новых информационных технологий, развития компьютерных сетей и телекоммуникаций. В перспективе значение этого фактора будет возрастать.

3.Характеристика организации

3.1.Характеристика фирмы

Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский кирпичный завод № З».

Адрес: Россия, 454036, г. Челябинск, ул. Первомайская, 97 Тел.: (351) 721-13-13, 21.06-41

Тел./факс (351) 721-06-36

В 2009 году «Челябинскому кирпичному заводу № 3» исполняется «55 лет. За 55-летнюю историю завод сохранил неизменно высокое качество кирпича, доброе: отношение к людям, любовь к своему делу. За это время завод обзавелся твердыми связями со строительными организациями и накопил опыт работы на товарном рынке.

В настоящее время завод изготавливает:

рядовой одинарный полнотелый кирпич;

рядовой одинарный полнотелый кирпич стремя технологическими отверстиями;

рядовой полуторный пустотелый кирпич;

рядовой полуторный полнотелый кирпич с тремя технологическими отверстиями;

фасонный кирпич.

ООО «ЧКЗ №3» выпускает красный керамический кирпич, применяемый для кладки наружных и внутренних стен зданий и сооружений, а также для кладки печей и фундамента.

Годовой объем выпуска продукций составляет 25млн штук кирпича.

Вся предлагаемая продукция лицензирована, то есть соответствует ГОСТу 530-98.

Выгоду работы с предприятием признали и в Челябинской области, и за ее пределами и строительные организации, и рядовые покупатели.

Кирпичный завод работает в настоящий момент на глинистом сырье Казанцевского месторождения, месторождения «Мельничный тупик» и Круглянского месторождения на одной технологической линии.

Формование осуществляется с вакуумированием глиняных масс на прессе СМК-325 и укладки на сушильные вагонетки автоматом укладчиком.

Сушка кирпича проводится в туннельных сушилах непрерывного действия. Обжиг осуществляется газом в туннельной печи при температурах

980-1040 ОС.

Выставка кирпича с обжиговых вагонеток осуществляется вручную на поддоны. Грузоподъемные

операции на складе готовой продукции проводятся козловым краном.

Основной нормативно-технической документацией предприятие обеспечено в полном объеме:

— разработана технологическая карта и карта контроля;

— ведутся журналы входного,операционного и приемочного контроля;

— имеется в наличии нормативно-технологическая документация.

Входной контроль качества глинистого сырья,операционный контроль произ водства,приемочный контроль качества кирпича керамического осуществляется силами ОТК и лаборатории предприятия,аттестованной в установленном порядке.

3.2. Целевые подсистемы СУ

Миссия организации: Добиться процветания и роста организации; донести до потребителя свою продукцию; сохранить высокое качество продукции при увеличении объема производства .

7 стр., 3195 слов

1.Основные черты научной организации управления

... низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления. Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, ... для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых в предприятии. Во-вторых. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор ...

Цели организации:

увеличить свою долю на строительном рынке Челябинской области;

увеличение объемов производства;

максимизация прибыли;

совершенствование качества продукции.

ООО «Челябинский кирпичный завод № З» осуществляет свои системы управления таким образом, чтобы достичь поставленные цели.

3.3.Организационная структура управления

Под организационной культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведение членов организации, которые придают общий смысл их действиям. Как нечто целое организационная культура неуловима.

Она обычно вырабатывается в процессе человеческой деятельности, и в свою очередь, влияет на нее. Извне на организационную культуру оказывает влияние

социальное и деловое окружение, национально-государственный и этический фактор, менталитет.

На Рис.2. представлена организационная структура управления ООО «Челябинский кирпичный завод № З».

Рис.2. Структура управления предприятия

3.4.Функциональная структура управления

Директор Общества осуществляет оперативное управление Обществом, выполняет основные задачи и цели, поставленные учредителями, контролирует деятельность главного бухгалтера, главного технолога, главного инженера, начальника отдела снабжения и заведующего производством.

Контролирует наиболее крупные сделки, поставки продукции и сырья, заключает различные договора, разрабатывает и подписывает приказы, несет перед учредителями ответственность за эффективность управления Обществом.

Главный бухгалтер ведет финансовый и управленческий учет предприятия, контролирует деятельность бухгалтера, представляет интересы Общества в налоговых органах, ежегодно заключает контракт с аудиторами, контролирует аудиторскую проверку, ведет финансовый анализ Общества, представляет различную отчетность руководителю предприятия.

Главный технолог разрабатывает и внедряет (после одобрения руководителем предприятия) наиболее эффективную технологию производства продукции, следит за развитием технологий в данной отрасли, за технологиями конкурентов, за возможностью появления ноу-хау. Контролирует деятельность технологов-контролеров (которые следят за исправностью действия данной технологии производства макаронной продукции).

Менеджер по производству следит за состоянием основных фондов предприятия, разрабатывает различные проекты, представленные руководителем и контролирует работу ремонтной группы.

Менеджер по коммерческим операциям контролирует работу снабженцев, водителей и других работников отдела снабжения, разрабатывает и выдает различные инструкции, подписывает сметы расходов, договаривается с поставщиками, несет ответственность перед руководителем предприятия за эффективную снабженческую политику.

Начальник по эксплуатации непосредственно управляет производственным процессом на предприятии и несет ответственность за эффективность свой деятельности. Инструктирует производственных рабочих и выдает им производственные планы на каждые месяц, неделю и день. Перед началом каждой смены устраивает небольшие собрания, на которых объясняет производственным рабочим их задачи на данную смену. Докладывает о возникших неисправностях в работе производственного цеха главному инженеру.

Подсистема планирования и контроля

состоит из:

аппарат управления ООО, в том числе:

планово-учетный отдел,

производственный отдел,

отдел по охране труда,

технологический отдел,

контрольно-качественная служба,

цеховые аппараты управления:

a. мастер – контролер,

b. бригадир и т. д.

Аппарат управления и контроля следит за:

Соответствием производимой и реализуемой продукции ГОСТам и другим нормативным требованиям,

Непрерывностью и бесперебойностью производственного цикла,

Своевременностью обеспечения доставки продукции в розничную сеть и на оптовые клады;

производит контроль за качеством продукции и соответствием процесса производства нормам охраны труда.

3.5.Обеспечивающие подсистемы управления

Кадровое обеспечение

Состоит из следующих этапов:

Структура кадров на текущее время и анализ необходимости кадров,

Подбор кадров (оценка анкет, а затем проведение собеседования),

Обучение,

«Соревнование» в обретение навыков.

Информационное обеспечение управления

ООО «Челябинский кирпичный завод № 3» в июле 2008 года было проведено маркетинговое исследование на предмет целесообразности предложения маркетинговых Internet- услуг в г. Челябинске. Необходимость данного исследование была предопределена перспективными целями развития фирмы (проект Internet-маркетинг и маркетинговых исследования).

Для обеспечения независимости положения маркетинг-группы по отношению к другим подразделением и группам, служба маркетинга получается непосредственно генеральному директору. Исходя из этого маркетинговая служба, как система внутрифирменного управления, требует значительной эластичности, оперативности принятия управленческих решений, собственного организационного построения управленческих служб и их периодической реорганизации. Маркетинговая деятельность фирмы основана на формировании целевых групп, когда персонал отдельных подразделений фирмы объединяется в малую группу с целью решения конкретной задачи, на определенный срок, и по ее выполнении расформировываются.

Тематика и задачи маркетинговых исследований определяются как внутренними потребностями ООО «Челябинский кирпичный завод № 3», анализом конкурентов и потребителей.

Непосредственным проведением маркетинговых исследований занимается рекламный отдел (в том числе и внештатные рекламные агенты).

Такое распределение определяется задачами, которые стоят перед подразделением:

сбыт и увеличение сбыта услуг и продукции фирмы на максимально выгодных нее условиях

стабилизация, расширение и укрепление возможности фирмы по реализации своей продукции

расширение поля деятельности фирмы

формирование положительного имиджа фирмы

Начальник рекламного отдела следит за деятельностью подчиненных ему агентов, ведет учет информационных источников, обобщает и сводит необходимую информацию, которая впоследствии передается генеральному директору. Кроме того ведет консультационные и разъяснительные

работы

с рекламными агентами по поводу сбора информации, разрешает конфликтные ситуации.

В настоящий момент функции начальника отдела выполняет исполнительный директор фирмы. Это связано с внутрифирменной проблемой — высокий уровень текучести кадров. Дело в том, что данное подразделение является самым гибким и инновационным и характеризуется следующими чертами:

содержание работы постоянно меняется

круг обязанностей работников подразделения определен примерно и работник обязан выполнять любую работу, связанную с основной

поощряется творческий подход к работе, внесение предложений по совершенствованию внутрифирменных процессов

формальных инструкции немного

гибкое разделение работ и труда (деятельность организована по проектам)

Все это вызывает определенные сложности в правильной организации работ, контроле и оценке достигнутых результатов.

В июле 2008 года было проведено маркетинговое исследование — «Улучшение информационной поддержки строительных работ, торговли стройматериалами, а также в области оказания услуг и поставок товаров для обеспечения ремонта и отделки». Скрытой целью данного исследования явилось определение целесообразности и возможности предложения на челябинском рынке такой услуги, как Internet-маркетинг. Выборочная совокупность фирм- совокупность фирм-респондентов- 100. Основным методом проведения исследования явился опрос, а средством- анкета, заполняемая при личной встрече с руководителями фирм.

Собранная информация была передана в рекламный отдел для статистической обработки и резюмирования.

Финансовое обеспечение управления

Главным или основным видом деятельности предприятия, является та деятельность, для осуществления которой оно было создано. Для производственного предприятия ООО «Челябинский кирпичный завод № З» главной является производственная деятельность. Таким образом, с позиций финансового менеджмента, основная деятельность связана с поступлением и использованием денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций предприятия (рис. 3).

Рис. 3. Потоки денежных средств по основной деятельности

Основная деятельность предприятия является главным источником прибыли и денежных средств.

Прибыль от основной деятельности является источником капиталовложений в расширенное воспроизводство. Но, во-первых, не вся, а, во-вторых, для капиталовложений могут использоваться и другие финансовые ресурсы.

Деятельность предприятия по распределению собственной прибыли, а также его деятельность на финансовом рынке, носит название финансовой деятельности (рис. 4).

Рис. 4. Потоки денежных средств по финансовой деятельности

Финансовая деятельность включает поступления денежных средств в результате получения кредитов или эмиссий акций, о также оттоки, связанные с выплатой процентов и погашением задолженностей по ранее полученным кредитам, и выплату дивидендов. Сюда же следует включить налоговые и прочие выплаты из прибыли, например такие, как отчисления на образование резервных фондов, фондов потребления и накопления, отчисления на благотворительные цели, штрафные санкции и расходы по возмещению ущерба окружающей среде и т.д.

Если в операционную деятельность включить выплаты процентов за кредиты, которые включаются в себестоимость продукции (то есть выплачиваются до налогообложения прибыли), часть выплат по кредитам которая осуществляется из балансовой прибыли и сам налог не прибыль, то сальдо операционной деятельности будет представлять собой чистую прибыль, как результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Часто, рассматривая операционную деятельность предприятия именно так и поступают.

С другой стороны, обслуживание кредитов и расчеты по ним, а также взаимоотношение с бюджетом и распределение чистой прибыли — это все финансовая деятельность. То есть, с содержательных позиций, сальдо операционной деятельности — это не что иное, как нетто-результат эксплуатации инвестиций. Поэтому, оговорившись, что формальные моменты, связанные со стандартами составления финансовой отчетности или используемыми моделями финансового анализа, могут разграничивать операционную, финансовую и инвестиционную деятельность предприятия несколько иначе, здесь я буду придерживаться содержательной экономической логики.

Финансовая деятельность призвана увеличить денежные средств находящиеся в распоряжении компании для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности.

Материально-техническое и прочее ресурсное обеспечение

Целями ресурсного обеспечения любой системы управления являются:

своевременное обеспечение потребителей фирмы основными видами ресурсов требуемого качества

улучшение использования ресурсов

повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полое использование вторичных ресурсов и т.д.

Заключение

Совершенно очевидно, что для решения возникших проблем теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин. Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении.

Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неоднозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассматривается как составная часть науки об управлении.

Обоснование решений Информационные технологии телекоммуникации относительно самостоятельную область знаний.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью в исследовании отношений собственности, рыночного и государственного регулирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования. Перечисленные системы имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право.

Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оперативности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации как руководителями, так и исполнителями.

Список использованной литературы

Баранников А. Теория организации. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 700 с.

Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.,2007.

Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М., 2008.

Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – СПб.: «Питер» – 2006. – 268 с.

Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. Краткий курс. – М.: 2004. – 272 с.

Лафта Дж.К. Теория организации. – М.: Проспект, 2006. – 410 с.

Мильнер Б. Теория организаций (Курс лекций).

– М., Инфра-М, 2005.

Райченко А.В., Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для вузов. – М.: 2007. – 400 с.

Румянцева З. Современный менеджмент (Курс лекций) // Российский экономический журнал. 2008. № 9. С. 51-60.

Смирнов Э. А. Основы теории организации. – М., 2008.

Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2006

Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М., 2008.

Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации. – М., 2009.

Теория организации. Под ред. В.Г.Алиева. – М., 2007.

Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: учеб. Пособие. – М.: Инфра-М, 2005. – 128 с.

Шеметов П. Теория организации. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2007. – 176 с.

2 Законодательная регламентация

Правила и нормативы

Ответственность, санкции

Теория организации

Теория управления

Психология

Социология

Социальная психология

Антропология

Экономические науки

Юридические науки

Сущность, типы

Цели, миссия, среда

Механизм функционирования

Адаптация, проектирование

Динамика организации

Субъекты и объекты управления

Стимулирование и мотивация

Принятие и реализация решений

Подготовка и компетентность руководителей

Руководство

Линейное и функциональное управление

Обучение, тренировка

Мотивация

Личность, восприятие

Удовлетворенность работой

Оценка действий

Отношение к труду

Форма поведения

Групповая динамика

Нормы, роли

Статус, власть

Конфликты

Бюрократия

Организационная культура

Социализация

Изменение поведения

Изменение позиции

Групповые процессы

Сравнительные ценности

Сравнительные нормы

Сравнительные позиции

Этнические особенности

Регулирование

Рыночные отношения

Эффективность

Экономическая стратегия

Информатика

Информационные потоки

Обоснование решений

Информационные технологии

Телекоммуникации

Начальник по запасам

Начальник по эксплуатации

Рабочий коллектив

Менеджер по коммерческим операциям

Менеджер по контролю за качеством

Менеджер по производству

Начальник кадров

Главный технолог

Главный бухгалтер

Начальник отдела

маркетинга

Директор