Тема 4. Периодизация возрастного развития. Социальная ситуация развития

Рабочая тетрадь студента по изучению курса »Психология развития и возрастная психология»

______________________________________________________________________________________

ТЕМА 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

  1. СТРАНИЦА «ОРИЕНТИРОВКА В ТЕМЕ»
  2. ГЛОССАРИЙ
  • Периодизация психического развития.
  • Критерии периодизации. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности. Возрастные новообразования.
  • Возрастные кризисы. Динамика (фазы) кризиса. Виды кризиса: кризис отношений, кризис самосознания

  1. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
  1. Критерии периодизации в зарубежной и отечественной возрастной психологии.
  2. Возрастные кризисы детства и ведущий вид деятельности в периодизации Д.Б. Эльконина.
  3. Возрастные кризисы детства как следствие изменения социальной ситуации развития.

  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  1. Составьте тезисный план работ Л.С. Выготского ‘’Проблема возраста’’ и А.Н. Леонтьева ‘’К теории развития психики ребенка’’, выделите основные понятия изучаемой темы (см. Глоссарий).
  2. В рамках Практикума профессиональной подготовки проведите изучение социальной ситуации развития ребенка школьного возраста, используя методику »Мой круг общения» (см.

    Приложение к теме).

  1. Литература
  1. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка //Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 2001, с. 173 – 179.
  2. Вересов Н.Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип //Культурно-историческая психология. 2005. №2. С. 76-85.
  3. Выготский Л. С. Проблема возраста. // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 2005. С. 27-50.
  4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2006.
  5. Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития //Культурно-историческая психология. 2005. №2. С. 87-93.
  6. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 2005. С. 92-101.
  7. Пиаже Ж. Теория стадий //История психологии. ХХ в. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.

    4 стр., 1649 слов

    Развитие личности донаучн. период

    ... до н.э.), давая объяснение развитию, соответ­ствующим образом представил и первую возрастную периодизацию, состоящую из трех этапов: ... ные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное ... изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О ...

    Ждан. М., 2003. С. 732 – 738.

  8. Эльконин Д. Б.К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Избранные психологические труды. М., 1995, с. 60 – 77.

  1. Работа с понятиями

  1. Периодизация психического развития

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Критерии периодизации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальная ситуация развития

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущий вид деятельности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возрастные новообразования

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Возрастные кризисы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фазы кризиса

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кризис отношений

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кризис самосознания

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страница «исследовательские умения»

  1. Теоретический анализ

Выделите специфику понимания социального фактора в психическом развитии ребенка в работах Л.С. Выготского и Ж Пиаже.

  1. Моделирование

Опишите варианты благоприятной и неблагоприятной социальной ситуации развития ребенка школьного возраста (младшего школьного или подросткового).

Дайте графическое »описание» содержания социальной ситуации развития ребенка в каждом из 6 периодов детства (по периодизации Д.Б. Эльконина).

Для определения соотношения »близкого» и »дальнего» социального окружения в жизни ребенка на каждом возрастном этапе используйте соответствующие средства обозначения (символы, цвет, пространство).

Подсказка: имейте в виду специфику ведущего вида деятельности того

или иного возраста

Младенец

Преддошкольник

Дошкольник

Младший школьник

Младший подросток

Старший подросток

  1. Качественный анализ результатов обследования ребенка

Сделайте вывод об особенностях социальной ситуации развития на основе качественного анализа хода и результатов обследования по методике »Мой круг общения».

Качественный анализ беседы включает:

  • сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения;
  • сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление личностно значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;
  • выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.);
  • выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Интерпретация результатов обследования ребенка

Выскажите предположение о ресурсах возрастного и личностного развития обследуемого Вами ребенка на данном возрастном этапе.

Предложите возможные пути перестройки социальной ситуации развития (при неблагоприятном ее варианте).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СТРАНИЦА РЕФЛЕКСИИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К МОЕМУ ОБУЧЕНИЮ»

Культурный контекст рефлексии (имена, события, факты, книги, пословицы, поговорки…)

Направление и содержание

рефлексии

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я чувствую»

  1. Мои доминирующие переживания…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я теперь знаю»

Новое знание для меня ….

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я теперь могу»

  1. Фокус и мера трудностей в освоении темы…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я хочу»

  1. Зона моего ближайшего развития…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я-концепция»

  1. Я как будущий специалист…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страница самоконтроля «ай, да я!»

Задание 1.

Перед Вами 8 возрастных ситуаций, отражающих область тех или иных отношений и определяющих развитие на том или ином этапе жизни человека (по Э. Эриксону).

А. Ребенок __?_ — родители, братья, сестры

Б. _____?____ __?_ — сослуживцы (профессия), родственники

В. ___?___ _?__ — друзья

Г. Ребенок _?__ — мать или ее заместитель

Д. ___?___ _?__ — учителя, соседи

Е. ___?___ __?_ — человечество, ближние

Ж. ___?___ _?__ __ — группа сверстников

З. Ребенок _?_ — родители

Установите порядок смены ситуаций развития, попытайтесь обосновать его

ситуация 1 – карточка Г (0 – 1) – полная физическая и психологическая зависимость от матери или тех, кто ее замещает в силу разных обстоятельств жизни

ситуация 2 – ___– _________________________________________________________

______________________________________________________________

ситуация 3 – ___–_________________________________________________________

______________________________________________________________

ситуация 4 – ___–_________________________________________________________

______________________________________________________________

ситуация 5 – ___–_________________________________________________________

______________________________________________________________

ситуация 6 – ___–_________________________________________________________

______________________________________________________________

ситуация 7 – ___–_________________________________________________________

______________________________________________________________

ситуация 8 – ___–_________________________________________________________

______________________________________________________________

В пропусках впишите возраст человека, выделите хронологические границы каждой ситуации.

Задание 2

Какие психологи предложили и использовали в своих исследованиях выделенные ниже критерии периодизации. Подчеркните свой выбор.

  1. Социальная ситуация развития

Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин

  1. Ведущий вид деятельности

Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин

  1. Возрастные новообразования

Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин

Задание 3

Заполните пропуски в следующем высказывании.

В рамках периодизации Д.Б.Эльконина переход от эпохи к эпохе связан с ___________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; переход от периода к периоду связан с__________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 4

Что выступает субъективной составляющей структуры социальной ситуации развития ребенка? Приведите пример.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

Соотнесите конкретные показатели результатов беседы »Мой круг общения» (список слева, цифровое обозначение) и возможные гипотезы трудностей возрастного развития подростка (список справа, буквенное обозначение)

1. Мало »заселенный» круг общения в секторе круга »Сверстники»

А. Показатель интенсивного роста самосознания в подростковом возрасте, способности критической оценки отношений

2. Предпочтение подростком общения с детьми младшего возраста

В. Поведенческая реакция эмансипации как стремление подростка освободиться от опеки, контроля

3. Круг общения »Взрослые в школе» окрашен отрицательно

С. Трудности взросления, инфантильность

4. Круг общения »Взрослые вне школы» окрашен отрицательно.

D. Трудности становления возрастной идентичности.

  1. Строки ответов для самопроверки

1

А

В

С

D

2

А

В

С

D

3

А

В

С

D

4

А

В

С

D

  1. Придумай свою задачу по этойтеме!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ»

  1. БЕСЕДА «МОЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ»

Источник:Андрущенко Т.Ю. Беседа »Мой круг общения» в диагностике социальной ситуации развития //Журнал практического психолога, 1998, № 4 , с.86 – 91.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Данная процедура дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми, т.е. собственно психологическую сторону социальной ситуации развития. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог, социальный работник может определить меру благополучия складывающихся условий возрастного и личностного становления.

МАТЕРИАЛ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Стандартный лист с изображением большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя — горизонтальной и вертикальной – линиями, два цветных карандаша (темный и светлый).

Лист является протоколом дальнейшей беседы (см. в конце приложения).

На основании графических приемов (цвет, интенсивность штриховки и др.), в беседе выявляется круг и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями. Беседа строится в следующем направлении.

Этап беседы

Высказывания – побуждения психолога

Действия психолога

Установление контакта

»Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразитьтвою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты».

Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущее началу общения.

Построение круга (»дома») общения

»Давай представим, с кемигдетебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место (»дом») в этом круге твоего общения».

  • Рисует (или предлагает готовый) круг.
  • Делит (или объясняет разделение) круг на секторы (сферы общения).

    Вертикальная черта разделяет секторы: »школа» и »вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы »сверстники», »взрослые».

»Заселение» круга общения

»Теперь надо »заселить» каждый »дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам».

  • »Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности).
  • Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимодействия.
  • Высказывания ребенка фиксируются в протоколе.

Выявление круга симпатий — антипатий

»Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный — »недобро-желательный», »неприятный» и светлый — »радостный», »приветливый».

  • В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом, психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации.
  • С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний.
  • Высказывания ребенка фиксируются в протоколе.

Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка.

»Давай в большом круге нарисуем еще два круга, один — в середине и еще один маленький, в центре, здесь поместим тебя, напишем твое имя.

С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен».

  • С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия, антипатия) между участниками круга общения.
  • С помощью стрелки обозначается направление и мера выраженности отношений (до внутренней или внешней окружности и др.).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Студент описывает особенности социальной ситуации развития ребенка на основе протокола »графической беседы».

Протокол беседы

КРУГ ОБЩЕНИЯ __________________________

С В Е Р С Т Н И К И

В З Р О С Л Ы Е

55