Социология наука об обществе

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2

1. Объект и предмет социологии ………………………………………………………………4

2. Материально-экономические предпосылки возникновения социологии.……………..…7

3. Понятие социологического исследования (СИ).……………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………………………10

Список используемой литературы…………………………………………………………….12

Введение

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение).

Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему.(Платон, Аристотель) Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формиривалась в xix веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком. английском языках. Огюст Конт ( 1798 — 1857 ) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно — научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.

В конце 19 — нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) — французский социолог и филосфов, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к наук, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

3 стр., 1283 слов

Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология ...

... последствия! 2.Прочтите предлагаемый список терминов и понятий: общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия. К какой теме, изученной в первой ... свойств всей совокупности однородных объектов Произведите соотнесение 2.а. Соотнести название науки и ее предмет: А) наука о бытии - 1. этика б) учение о познании ...

Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии общественных наук “, где специальным пунктом было записано “ .. одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее — выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксиской социологической мысли ( М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического материализма: Популярный учебник марксиской социология М. — 1923 ), в которой социология отждествлялась с историческим материализмом и преврашалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курс а “ История ВКПб “ И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология ,на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марексизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц — профессионалы.

Принципы, теория и методы познания и освоения соцтальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социология : началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука — нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц исследования как несовместимые социология спецификой философской гносиологией, выводились за пределы соц знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти о т народа, нарастании нац. тенденций и т. д.

Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

6 стр., 2619 слов

Социология личности как специальная социологическая теория

... на выявление и критический анализ возможностей и ограничений социологических средств и социологии как научной дисциплинарности в целом в исследовании личностной проблематики (в этом случае необходим анализ и ... социальной группы, класса, нации, семьи. Социология изучает личность в трех основных аспектах: а) как социальная система и как элемент социальных общностей, институтов; б) личность как объект ...

Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инжении и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения — отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц исследований ( с 1972 — институт социологических исследований, а с 1978 — Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал “ Соц иссл “. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепцый, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология был 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г. повышение роли марксиско — ленинской социология в решении узловых и социальных проблем советского общества)Сегодня на западе в США социологии уделяется большое внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социология, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием.

В нашей в 1989 г. был первый выпуск ста человек. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.

  1. Объект и предмет социологии

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей и так далее. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Сначала уточним общие понятия объекта и предмета.

«Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.»

Таким образом, «объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики и так далее).» Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, деревня, человек, культура, организация и так далее) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.

3 стр., 1445 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

... в работе послужила психология как наука. Предмет изучения – психологическая наука как социальный институт. Цель работы – проанализировать психологию как социальный институт. Задачи работы: - ... с. 332] Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и ...

Предмет исследования существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделяемых нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект, существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании – с точки зрения удобства внутренних помещений и так далее. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. В самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г.Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом».Каждая наука отличается от другой предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и так далее. Все эти науки изучают природу и общество, но каждая из них изучает свою особую сторону или сферу, объективной реальности, специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности. При этом одна и также сторона объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность – объект исследования множества общественных и технических наук, социальная – наук общественных и гуманитарных.

Итак, в качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки – это часть объективной или субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.

«Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объект социологии – социальная реальность, и потому социология наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология – наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме.»

13 стр., 6125 слов

Социальная работа как наука

... социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная ...

Принять считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное сточки зрения российского социолога Г.В.Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии французский мыслитель О.Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения знаменитого немецкого социолога М.Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение по М.Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание т него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М.,: Мысль, 1990) Г.В.Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

11 стр., 5081 слов

Метод социологического исследования. Социологический опрос

... социологического исследования. Методологию можно определить как принципы организации исследований, «нормы», при помощи которых выбираются и оформляются процедура и техника. Надо отличать методологию от теории социологии, ... вписать содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. Прикладная социология: методология и методы: ...

Выделение предмета исследования из такого крупного и сложного предмета изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющих сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук – крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительства, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека, его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет?

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, то есть не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а «как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах.»1 Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры Г.Щедровицкий. Представим себе две дощечки, на которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого нами целого. Если шарики расположены просто, без всякой связи, то есть наша система упорядочена организована, но ее части не взаимодействуют, то при изменении положения одного шарика, это никак не скажется на изменении положения остальных шариков. Но если положение шариков зафиксируем пружиной, то каждое изменение в положении одного из них неизбежно приведет к изменению позиций всех остальных шариков. Используя указанную механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и так далее В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (то есть находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостях).

9 стр., 4498 слов

11. Д. Гласс – исследование социальной мобильности

... социологии принято понимать одно из наиболее влиятельных леворадикальных течений, возникшее в конце 1920-х гг. и оформившееся в 1930-х гг. на базе франкфуртского Института социальных исследований и "Журнала социальных исследований". ... введении Д. Гласе подчеркнул, что исследование направлено на анализ социального статуса или социального престижа, а не социального класса в классическом понимании ...

Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и так далее), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Совокупность связей и взаиморасположения отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как средства, престиж, объем знаний и другими. Поэтому говорить о социальной структуре – значит говорить о социальном различии и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.

Важным моментом в определении предмета социологии является следующее: при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положения отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничения поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множеств совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.

  1. Материально-экономические предпосылки возникновения социологии.

Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848г. Во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О.Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания в обществе и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

... организм. В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность ... из целей позитивистского подхода к обществознанию. В главном социологическом произведении — трехтомных "Основаниях социологии" (1876-1896) — Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества и ...

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX века вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируется «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы, Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Огюст Конт –французский философ, социолог и популяризатор науки, основатель позитивистского направления, был автором многочисленных работ по социологии. В 1824г. Выходит в свет «Система позитивной политики» или Трактат о социологии, устанавливающий «религию Человечества», затем «Курс позитивной философии», в котором излагаются философские взгляды О.Конта, дается классификация наук, излагаются основы социологии. Создавая свои работы, он пытался таким образом найти (определить) место социологии в системе наук.

В «Иерархии основных наук» к фундаментальным наукам О.Конт относил математику, астрономию, физику, химию, биологию. Среди них, по его мнению, не хватает науки об обществе, ее еще предстояло создать, и ею должна стать социология. Предметом социологии, считал Конт, должна стать наука об общественных явлениях. Но поскольку социология появилась позже других общественных наук, то на ее долю приходится все то, что ими не изучается. Однако, в отличие от естественных наук, изучающих отдельные явления, социология должна изучать общественную систему, все социальные процессы и явления во взаимосвязи со всей жизнью общества.

Социологическая теория О.Конта состоит из двух частей: социальной статистики и социальной динамики. В задачи социальной статистики входило изучение человека, семьи, общества, условий жизни человека, всех социальных общностей, в которых действует человек. Существенной чертой социальной статистики является изучение личности как существа, наделенного духовной силой, принимающего участие в создании материальных и духовных ценностей, и в то же время существа внутреннего противоречивого. О.Конт исходил из того, что личность невозможно понять, не разобравшись в ее сложной, противоречивой сущности, представляющей собой переплетение противоборствующих религиозных, метафизических и позитивных идей.

14 стр., 6615 слов

Личность как предмет исследования в социальной психологии

... "родительских" дисциплинах: социологии и психологии. Практически в социологический анализ сплошь и рядом вкрапливаются проблемы, в частности те, которые являются специальными проблемами социальной психологии. К ним ... позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии личность — отнюдь не главный объект исследования, поскольку сам "замысел" существования этой особой отрасли ...

Марксистское направление в социологии связано с именем основоположника этого направления К. Маркса (1818-1883).

В основе его теории лежит материалистическое понимание истории. Согласно Марксу в основании общественной жизни людей лежит их хозяйственная, а точнее экономическая деятельность. Она имеет название – способ производства материальных благ. Любой способ производства содержит две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производственные силы и производственные отношения составляют в совокупности экономический базис общества, над которым возвышается идеологическая надстройка, включающая в себя право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство, религию.

На основе материалистического понимания истории Маркс создает теорию социальных систем. Он вводит новое понятие – общественно-экономическая формация. Общественная формация – это социальная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов.

еория социальных революций – одно из центральных мест социального учения Маркса. Она органически вписывается в теорию социального развития. В процессе революции происходит смена установившихся ранее и безнадежно устаревших производственных отношений. Устанавливаются новые отношения, соответствующие данному уровню развития производительных сил, и общество постепенно переходит на новый уровень, более высокой общественно-экономической формации. Маркс называл революцию «локомотивом истории» и призывал, не боятся ее разрушительного действия.

Раздел 1 — Стр 2

  1. Понятие социологического исследования (СИ).

Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоянием морально-психологического климата.

Социологическое исследование — это процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются I дедуктивный и индуктивный методы анализа. *С Социологическое исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д. Это первый его этап.

Второй этап — сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.

Третий этап — подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

И наконец, заключительный, четвертый этап — анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Каждое серьезное дело требует тщательной социологических подготовки. И социологические исследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методических и организационных приемов социологического анализа общественных явлений и процессов предшествует глубокое овладение научными правилами, способными обеспечить высокий научный уровень анализа.

Подготовка социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инструментарии сбора информации, сформировать исследовательскую группу.

В научной литературе понятие «методологии» имеет довольно много определений. Одно из наиболее авторитетных научных изданий «Энциклопедический социологический словарь» определяет методологию социологического исследования как составную часть и особую область социологического познания, имеющую своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований. Существуют и другие определения понятия «методология». Одним из самых простых является расшифровка этого греческого слова: метод — способ, прием; логос — закон, главное условие, принцип. В данном случае — это способ получения нового знания. Если рассматриваем такой подход, то главная задача методолога — показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемыми социальными процессами, человеческим взаимодействием. Значит, создавая исследовательские программы, социолог-методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Делается это для того, чтобы повысить уровень надежности получаемых эмпирических данных, следить за тем, как они вписываются в теорию, если же реальная действительность противоречит теоретическим построениям, то и скорректировать теорию.

Заключение.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий.

Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т п.

Список используемой литературы.

1. Агашин Ю.А. Политика. Право. Мораль. М., 1992.

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

3. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 2002.

4. Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1999.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

6. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1992.

7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

8. Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 2003.

9. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.,2000.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1998.

11. Библер B.C. Культура. Диалог культур //Вопр. философии. 1999. № 6.

12. Блауберг И.Г., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М„ 2003.

13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1998.

14. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе: Теоретическое направление. М., 1998.

15. Бородкин Ф.М. Ценностный фундамент организационных конфликтов в социалистическом обществе // Экономическая социология и перестройка. М„ 1999.

16. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 2002

17. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Т. 1. Вып. 1. 1993.

18. Моль А. Социодинамика культуры. — М.: 2003.

19. Монсон Пер. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. — М.: 2002.

20. Рихтаржик К. Социология на путях познания. — М.: 1991.

21. Смелзнер Н. Социология. — М.: 1994.

22. Современная западная социология: Словарь. — М.: 1990.

23. Теркер Дж. Структура социологической теории. — М.: 1995.

12