Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художеств

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский)

федеральный университет»

Факультет психологии

Кафедра психологии личности

Специальность: 020400 – Психология

Выпускная квалификационная работа

(Дипломная работа)

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на примере работников салона красоты)

Работа завершена:

“___” __________ 20_ г. _______________ (С.О. Таннер)

Работа допущена к защите:

Научный руководитель

к.пс.н., ассистент кафедры

психологии личности

“___” __________ 20_ г. _______________ (И.В. Балымова)

Заведующий кафедрой

профессор, доктор

психологических наук

“___” __________ 20_ г. _______________ (Л.М. Попов)

Казань -2010

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения творчества в профессиональной деятельности.

1.1 Психология профессиональной деятельности…………………………6

1.2 Творческая компетентность в профессиональной деятельности…………………..………………………………………….13

1.3 Критерии, предъявляемые к профессиональной деятельности работников салона красоты. Специальность работника салона красоты в системе «человек-художественный образ»………………..……..……..23

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня креативности сотрудников салона красоты

2.1 Организация и проведение исследования……………………………….34

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…………………….43

2.3. Статистическое сравнение показателей по t-критерию Стьюдента………………………………………………………..……………47

2.4. Анализ значений линейной корреляции………………………………..49

2.5. Результаты дивергентного анализа эмпирических данных……………53

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..57

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... условии правильного отношения к профессиональной деятельности и постоянной духовно-нравственной работы над собой. Но, эта работа над собой не ... профессиональной деформации необходимы новые исследования, которые опирались бы на святоотеческий опыт, традиции православной культуры. Психолог Д.В. Новиков отмечает что необходимо создание общей терминологии для православно-ориентированной психологии. ...

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования. На сегодняшний день, когда рынок становится все более насыщенным, постепенно сглаживается разница в ценах, ассортименте и качестве услуг. В целях повышения конкурентоспособности владельцы салонов вынуждены проявлять определенную изобретательность. Каким бы модным не был интерьер предприятия индустрии красоты, какое бы сверхновое оборудование не было установлено в нем, какие бы престижные дипломы не красовались на стенах, салон красоты делают привлекательным для клиентов именно контактные сотрудники — администраторы и специалисты.

Для того чтобы предприятие оставалось конкурентоспособным, следует учитывать самые незначительные на первый взгляд индивидуальные потребности своих клиентов. Это позволяет выстраивать экстра-лояльные, практически индивидуальные схемы взаимодействия с ними. Таким образом, в настоящее время к работникам салона красоты, наряду с высокой профессиональной квалификацией, предъявляются следующие требования: хорошее настроение персонала, приветливость, ухоженный внешний вид, соблюдение делового этикета в каждой детали поведения, навык установления контакта, умение грамотно консультировать, желание вникнуть в ситуацию, готовность выслушать и помочь — вот что имеет первостепенное значение и по-настоящему значимо для клиента.

Следовательно, работник салона красоты должен обладать навыками самоуправления, быть уверенным, обладать гибким мышлением, умением схватывать главное, находить выход из любых ситуаций, т.е. творческими качествами для осуществления успешной профессиональной деятельности.

На основании исследования имеющейся на сегодня литературы и информации, содержащейся в интернете, можно утверждать, что в настоящее время актуальна проблема исследования психологических характеристик личности в том числе и креативности как профессионально важного качества работников салона красоты, обеспечивающих рост профессиональной квалификации.

Объект исследования: психология профессиональной деятельности.

Предмет исследования: психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на примере работников салона красоты).

Гипотеза: выраженность креативности работников салона красоты как профессионально значимого качества личности, обусловлена рядом психологических характеристик.

Цель исследования: выявить психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на примере работников салона красоты).

Задачи исследования:

1.Провести анализ современных психологических представлений о природе креативности и профессионально значимых качествах личности работников салона красоты.

2.Провести эмпирическое исследование и сравнительный анализ полученных данных. Диагностировать уровень креативности и психологических качеств личности работников салона красоты

3.В заключении разработать рекомендации применимые в сфере «человек-человек, художественный образ», в частности для работников салонов красоты с целью повышения общего уровня профессионализма.

17 стр., 8420 слов

Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей

... возможные пути коррекции гериатрических проблем пожилых людей. Объект исследования: проблемы пожилых людей. Предмет: особенности гериатрических проблем пожилых людей. Задачи: 1. Определить место гериатрии в ... 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 1.1. Гериатрия в системе наук о человеке Социальные и психологические проблемы пожилых людей являются предметом изучения ...

Методы исследования: логико-теоретический анализ проблемы, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Методики:

1. Методика «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова.

2. Методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева.

3. Методика «Диагностика невербальной креативности» Е. Торранса.

4. Методика «Самооценка творческих характеристик личности».

Теоретическое основание исследования: работы отечественных и зарубежных авторов: в области психологии профессиональной деятельности – Е.А. Климова, Е.П. Ильина, Э.Ф. Зеера; в области психологии творчества – Е.П. Ильина, Д.М. Комского, Я.А. Пономарева; исследования креативности – Е. Торранса, Ф. Вильямса.

Методологическая основа: принцип детерминизма, принцип системно-структурного подхода.

Теоретическая значимость: содержащиеся в работе выводы позволяют в новом свете взглянуть на профессиональную деятельность работников салона красоты и классифицировать ее не только как «человек-человек», но и как «человек-художественный образ».

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в лекционном материале таких дисциплин как психология труда и психология творчества. Результаты и выводы данного исследования могут быть использованы для разработки тренинговых занятий для персонала, а также в программе курсов для руководителей салонов красоты.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы изучения творчества в профессиональной деятельности.

1.1. Психология профессиональной деятельности.

Психология профессиональной деятельности относится научно-практическому направлению.

1.2.Творческая компетентность в профессиональной деятельности.

Существуют профессии — их называют «творческими профессиями» — где от человека требуется быть творческой личностью как необходимое качество.

1.3. Критерии, предъявляемые к профессиональной деятельности работников салонов красоты. Специальность работника салона красоты в системе «человек-художественный образ».

Приведенная ниже типология предприятий эстетического бизнеса, позволит лучше представить себе форматы имеющихся на рынке салонов красоты.

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня креативности работников салона красоты.

2.1. Организация и проведение исследования.

Описание исследования.

В исследовании приняло участие 32 человека – работники салона красоты различного профиля в возрасте 18-39 лет. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы тестов: методики «Диагностика невербальной креативности» Е. Торранса, методики «Самооценка творческих характеристик личности». Затем группу разделили на 2 части, ориентируясь на показатель общей креативности методики «Самооценка творческих характеристик личности»: первая группа с показателем выше среднего, вторая – средними значениями данного показателя. Далее обеим группам предложено ответить на вопросы следующих тестов: ССУ (способность самоуправления), МИС (методика исследования самоотношения).

19 стр., 9331 слов

Исследование специфических особенностей соревновательной деятельности ...

... потенциала в условиях экстримальной ситуации[ 10,24,45]. Гипотеза исследования: Исследование специфических особенностей соревновательной деятельности элитной группы прыгунов и метателей позволит в определённой ... ранних этапах. Научная новизна. Проведённые исследования позволили впервые получить определённые количественные характеристики соревновательной деятельности элитных спортсменов в прыжках в ...

Результаты эмпирического исследования и все измеряемые показатели представлены в свободном протоколе, который находится в приложении.

Описание методик исследования.

1. Методика «Способность самоуправления» разработана в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н. М. Пейсахова.

Самоуправление — целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление нужно отличать от саморегуляции. Самоуправление — процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.

Рассмотрим полный цикл самоуправления более детально.

1) Анализ противоречий или ориентировка в ситуации — человек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: почему сейчас не получается так, как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что происходит со мной? В чем причина моих неудач (во мне, в других, в сложившихся обстоятельствах)? Что происходит вокруг меня? Каково реальное положение вещей?

2) Прогнозирование — человек формирует модель-прогноз, которая основана на анализе прошлого и настоящего, на анализе противоречий между прошлым и настоящим. Прогноз — это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий или желаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы: можно ли что-то изменить? Что может измениться, если я вмешаюсь и буду как-то действовать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий?

3) Целеполагание — человек формирует субъективную модель
желаемого или должного. В основе целеполагания лежит прогноз. Это
переход от предположения о принципиальной возможности произвести
изменения к предположению о вероятных результатах. Люди стремятся
получить ответы на такие вопросы: какими должны быть результаты? В
каком направлении нужно изменять себя, свое общение, поведение или
деятельность? Что конкретно можно изменить, ситуацию или самого себя?
Целеполагание — это процесс создания системы целей, соотнесения их между
собой и выбора предпочтительных. При выборе целей их сравнивают по
длительности (стратегические цели рассчитаны на всю жизнь, на их основе
выдвигают тактические цели, осуществление которых требует 5-7 лет, а они,
в свою очередь, определяют оперативные цели, реализация которых требует
дней, месяцев).

С точки зрения субъективной привлекательности
оцениваются вероятность достижения цели, усилия, необходимые для ее
достижения.

4) Планирование — человек формирует модель средств достижения цели
и последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут
быть стратегическими, тактическими, оперативными. Человек ищет ответы
на такие вопросы: какие средства нужны для достижения цели? В какой
последовательности их следует применять?

5) Критерии оценки качества — человек должен решить вопросы:
какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации
плана? Как оценить, что сделанное было необходимым? Как оценить, что
мои поступки и действия достаточны? Систему оценок желательно
заготовить до начала практических действий и поступков, а по ходу
действия их лучше корректировать. Поспешная выработка критериев может
привести к тому, что они окажутся недостаточно обоснованными или просто
ошибочными, а это может привести к совершенно иным результатам, чем
было первоначально задумано.

8 стр., 3614 слов

Методы исследования малой группы (социометрия, методики по изучению ...

... методиках изучения малых групп. 1.Малая группа как объект социально-психологического исследования Малая группа - это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью ... между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней; 8) организованность - способность группы к самоуправлению; ...

6) Принятие решения — это переход от плана к действиям, это
самоприказ: начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить
на совсем не простые вопросы: все ли я предусмотрел? Есть ли у меня еще
время? Начинать действовать или еще нужно подождать немного? Человек
стремится найти оптимальное решение, которое предполагает сочетание
смелости и осмотрительности. Не стоит поступать «сломя голову», «лезть в
воду, не зная броду», но и нельзя слишком оттягивать исполнение
задуманного. Упущенное время может быть потеряно безвозвратно. Когда
человек, наконец решился на активные действия, то оказалось, что к этому
моменту все изменилось настолько значительно, что любое, даже очень
хорошо подготовленное, действие теряет всякий смысл.

7) Самоконтроль — сбор информации о том, как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает себе на вопросы: как идет дело? Есть ли движение к цели? Нет ли ошибок в моих поступках?

8) Коррекция — изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос: как быть дальше? Ответ на этот вопрос зависит от результатов самоконтроля. Если идет как задумано, то человек может продолжать действовать так же, повторить еще и еще раз, чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления. Фактически — это переход к саморегуляции, закрепление того нового, что было найдено в процессе самоуправления. Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, что есть ошибки в поведении и деятельности, то возникаю новые вопросы: что нужно изменить в своих поступках и действиях? Когда нужно произвести изменения, немедленно или через некоторое время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в процессе самоуправления, чтобы получить желаемый результат? После этого начинается новый цикл самоуправления, новый анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание и т. д.

Эти циклы повторяются до тех пор, пока не исчезнет потребность в совершенствовании отдельных звеньев, этапов процесса самоуправления, пока не произойдёт переход к саморегуляции, т.е. к привычным поступкам и действиям, совершаемым на основе найденных целей, планов, критериев оценки качества.

Если результаты анкетирования будут выше 31-ого балов, то в целом система самоуправления у данного человека имеется, однако в этом случае существует опасность того, что данный человек слишком расчетлив и рационален, что ему не хватает эмоций. Об этом стоит подумать, следует понаблюдать за собой, проанализировать свои поступки и действия с точки зрения уравновешивания рационального и эмоционального.

Если результаты анкетирования будут ниже 23-х балов, то у данного человека еще нет целостной системы самоуправления, а сформированы лишь отдельные звенья. Скорей всего такой человек сильно переживает свои неудачи, но дальше этого не идет. У него эмоциональная оценка преобладает над рациональным анализом, т. е. полноценный цикл самоуправления в этом случае даже не начинается, а поэтому и не формируется.

2. Методика исследования самоотношения (МИС) (Р.С. Пантелеев).

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения) создан Р.С.Пантелеевым в 1989 году. Данная методика предназначена для изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания. Он состоит из девяти шкал: открытость (внутренняя честность), самоуверенность, саморуководство, «зеркальное Я», самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.

«Внутренняя честность» (открытость) . Включает пункты с такими аспектами образа Я, как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания. Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

«Самоуверенность» . Содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать. Высокие значения шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности.

Низкие значения соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.

«Саморуководство» . Отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчетливо переживает собственное » Я» как внутренний стержень, интегрирующий к организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Низкие баллы свидетельствуют о подвластности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом. Данная шкала по содержанию близка к психологической, которую в литературе принято обозначать как локус контроля

«Зеркальное Я» (отраженное самоотношение). Включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание.

Низкие значения связаны с ожиданием противоположных чувств по отношению к себе от другого.

«Самоценность» . Отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.

Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потеря интереса к своему внутреннему миру.

«Самопринятие» . Отражает представления о безусловном, эмоциональном принятии себя со своими достоинствами и недостатками. Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств — недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптацни.

«Самопривязанность». Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

«Внутренняя конфликтность». Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммунникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Умеренное повышение значений по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения. Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.

«Самообвинение». Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств. Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.

3. Методика «Диагностика невербальной креативности» Е. Торранса.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).

При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

4. Методика «Самооценка творческих характеристик личности».

Опросник направлен на самооценку тех качеств личности, которые тесно связаны с креативностью. При оценке опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Рискованность (Р), а также суммарный показатель. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая оценка) и слабые (низкая оценка) стороны личности. Этот опросник разработан, для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающие воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Чем выше оценка человека, испытывающего позитивные чувства к самому себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является.

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования.

Результаты статистической обработки представлены в приложении.

Сравнению подвергались средние значения показателей испытуемых с различным уровнем креативности (первая группа с показателями выше среднего, вторая группа со средними показателями).

Таблица 1

Короткие статистики выборки 1, N – 25 показателей.

N

Наименование шкалы

Х среднее

Уровень сформированности

1

Анализ противоречий

3.71

Средний

2

Прогнозирование

4.06

Средний

3

Целеполагание

3.12

Средний

4

Планирование

2.71

Ниже среднего

5

Критерий оценки качества

3.65

Средний

6

Принятие решения

3.59

Средний

7

Самоконтроль

3.18

Средний

8

Коррекция

3.18

Средний

9

Общая способность самоуправления

27.18

Средний

10

Открытость

6.18

Средний

11

Самоуверенность

6.65

Средний

12

Саморуководство

7.35

Выше среднего

13

Зеркальное «Я»

6.00

Средний

14

Самоценность

7.82

Выше среднего

15

Самопринятие

7.65

Выше среднего

16

Самопривязанность

6.59

Средний

17

Конфликтность

5.24

Средний

18

Самообвинение

4.65

Средний

19

Оригинальность

0.72

Выше среднего

20

Уникальность

2.88

Выше среднего

21

Рискованность

21.29

Выше среднего

22

Любознательность

20.82

Выше среднего

23

Сложность

19.41

Выше среднего

24

Воображение

17.71

Выше среднего

25

Суммарная оценка креативности

79.24

Выше среднего

В первой группе были выявлены следующие показатели:

По методике «Способность к самоуправлению» (Н. М. Пейсахов).

Показатель №4 («планирование») находится в зоне значений ниже среднего, остальные показатели, включая общую способность к самоуправлению, находятся в зоне средних значений.

По методике исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева.

Показатели №12 («саморуководство»), №14 («самоценность») и №15 («самопринятие») находятся в зоне значений выше среднего, остальные показатели – в зоне средних значений.

По методике «Диагностика невербальной креативности» Е. Торранса.

Все показатели находятся в зоне значений выше среднего.

По методике «Самооценка творческих характеристик личности».

Все показатели находятся в зоне значений выше среднего.

Таким образом, группа 1 характеризуется развитием общей способности самоуправления, но при этом «планирование» находится не на приоритетной позиции, то есть планирование не всегда присуще поведению и действиям членов этой группы; так же для группы характерно саморуководство, самоценность, самопринятие, следовательно, каждый человек данной группы отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей; также заинтересован в собственном «Я», любви к себе, ощущении ценности собственной личности и одновременно предполагаемой ценности своего «Я» для других; вместе с этим соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Таблица 2

Короткие статистики выборки 2, N – 25 показателей.

N

Наименование шкалы

Х среднее

Уровень сформированности

1

Анализ противоречий

4.33

Средний

2

Прогнозирование

3.93

Средний

3

Целеполагание

3.93

Средний

4

Планирование

3.27

Средний

5

Критерий оценки качества

3.20

Средний

6

Принятие решения

4.07

Средний

7

Самоконтроль

3.27

Средний

8

Коррекция

3.47

Средний

9

Общая способность самоуправления

29.53

Средний

10

Открытость

6.53

Средний

11

Самоуверенность

6.47

Средний

12

Саморуководство

6.87

Средний

13

Зеркальное «Я»

6.80

Средний

14

Самоценность

8.60

Выше среднего

15

Самопринятие

7.27

Выше среднего

16

Самопривязанность

5.93

Средний

17

Конфликтность

3.73

Средний

18

Самообвинение

3.67

Средний

19

Оригинальность

0.63

Средний

20

Уникальность

1.80

Средний

21

Рискованность

17.13

Средний

22

Любознательность

16.67

Средний

23

Сложность

17.73

Выше среднего

24

Воображение

14.93

Ниже среднего

25

Суммарная оценка креативности

66.47

Средний

Во второй группе были выявлены следующие показатели:

По методике «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова.

Все показатели, включая общую способность к самоуправлению, находятся в зоне средних значений.

По методике исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева.

Показатели №14 («самоценность») и №15 («самопринятие») находятся в зоне значений выше среднего, остальные показатели – в зоне средних значений.

По методике «Диагностика невербальной креативности» Е. Торранса.

Все показатели находятся в зоне средних значений.

По методике «Самооценка творческих характеристик личности».

Показатель №23 («сложность») находится в зоне значений выше среднего, показатель №24 («воображение») – в зоне значений ниже среднего, остальные показатели – в зоне средних значений.

В первой группе показатель №4 («планирование») ниже, чем во второй группе; показатели №12 («саморуководство»), №19 («оригинальность»), №20 («уникальность»), №21 («рискованность»), №22 («любознательность») выше, чем во второй группе; показатель №24 («воображение») намного выше, чем во второй группе.

Таким образом, для группы 2 характерно развитие общей способности самоуправления и самоценность, самопринятие, что означает заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущению ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценности своего «Я» для других; вместе с этим соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Вместе с этим для данной группы характерно предпочтение сложных идей при недостаточно развитом воображении.

2.3. Статистическое сравнение показателей по Т-критерию Стьюдента дало следующие результаты:

У испытуемых первой группы выше, чем у испытуемых второй группы следующие показатели:

№17 «конфликтность» (р=0.01);

№20 «уникальность» (р=0.01);

№21 «рискованность» (р=0.001);

№22 «любознательность» (р=0.001);

№23 «сложность» (р=0.05);

№24 «воображение» (р=0.01)

Таким образом, первая группа испытуемых характеризуется большей конфликтностью и креативностью, что говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе «Я» и отсутствии вытеснения. Вместе с этим характеризуются уникальностью, показывающей, насколько действительно новое может создать человек, испытывающий позитивные чувства к самому себе, который является творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах.

Таблица 3

Результаты статистического сравнения показателей по Т — критерию Стьюдента для связанных выборок.

Наименование шкалы

Значение критерия t

Достоверность (P)

1

Анализ противоречий

-1.692

Не достоверно

2

Прогнозирование

0.293

Не достоверно

3

Целеполагание

-1.886

Не достоверно

4

Планирование

-1.033

Не достоверно

5

Критерий оценки качества

0.975

Не достоверно

6

Принятие решения

-0.932

Не достоверно

7

Самоконтроль

-0.191

Не достоверно

8

Коррекция

-0.816

Не достоверно

9

Общая способность самоуправления

-0.987

Не достоверно

10

Открытость

-0.849

Не достоверно

11

Самоуверенность

0.574

Не достоверно

12

Саморуководство

0.991

Не достоверно

13

Зеркальное «Я»

-1.496

Не достоверно

14

Самоценность

-1.851

Не достоверно

15

Самопринятие

0.780

Не достоверно

16

Самопривязанность

1.275

Не достоверно

17

Конфликтность

2.859

0.01

18

Самообвинение

1.437

Не достоверно

19

Оригинальность

2.021

Не достоверно

20

Уникальность

2.951

0.01

21

Рискованность

6.045

0.001

22

Любознательность

4.847

0.001

23

Сложность

2.185

0.05

24

Воображение

3.384

0.01

25

Суммарная оценка креативности

6.291

0.001

2.4. Анализ значений линейной корреляции.

Результаты линейных корреляций графически представлены на рис 1-2.

В первой группе с наибольшим количеством взаимосвязей выявлены следующие показатели:

показатель — №22 «любознательность», у которого внутритестовая прямая взаимосвязь с №25 «суммарная оценка креативности» (р=0.01);

межтестовая прямая взаимосвязь с № 18 «самообвинение» (р=0.01); межтестовая обратная связь с (№14) «самоценность» (р=0.01).

показатель — №21 «рискованность», у которого внутритестовые прямые взаимосвязи с №23 «сложность» (р=0.01) и с №25 «суммарная оценка креативности» (р=0.001);

межтестовая обратная связь с №10 «открытость» (р=0.01).

показатель — №19 «оригинальность»,у которого внутритестовая прямая взаимосвязь с №20 «уникальность» (р=0.001);

межтестовая прямая взаимосвязь с № 11 «самоуверенность» (р=0.01).

Таким образом, на основании корреляционного анализа первой группы испытуемых можно сделать следующие выводы:

Данная группа испытуемых характеризуется высокими значениями любознательности и рискованности, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности, а также высокими показателями оригинальности и уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек. Чем выше эти показатели, тем выше самоуверенность (самомнение, отсутствие внутренней напряженности) и самообвинение (готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки) и тем ниже открытость (глубокая осознанность «Я», повышенная рефлексивность и критичность, способность не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость) и самоценность (переоценка духовного «Я», сомнение в ценности собственной личности).

Во второй группе с наибольшим количеством взаимосвязей выявлены следующие показатели:

показатель — №2 «прогнозирование», у которого внутритестовые прямые взаимосвязи с №3 «целеполагание» (р=0.01),

показатель — №7 «самоконтроль» (р=0.001) и с №9 «общая способность самоуправления» (р=0.001);

межтестовые обратные взаимосвязи с №18 «самообвинение» (р=0.01) и №23 «сложность» (р=0.01).

Системообразующим показателем в данной выборке является показатель № 2 «прогнозирование».

Таким образом, на основании корреляционного анализа второй группы испытуемых можно сделать следующие выводы:

Группа характеризуется высоким уровнем субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, попыткой заглянуть в будущее, предсказать ход событий и предположением о вероятных результатах. Чем выше прогнозирование, тем выше целеполагание, самоконтроль (сбор информации о выполнении плана в реальном общении, поведении, деятельности), общая способность к самоуправлению и тем ниже самообвинение (индикатор внутренней дезадаптации и кризисной ситуации) и сложность (стремление к более простым идеям).

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художеств

Рисунок 1. Результаты линейной корреляции первой группы:

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художествПсихологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художеств Уровень достоверности р=0.001

Уровень достоверности р=0.01

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художеств Уровень достоверности р=0.01, отрицательная взаимосвязь.

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художеств

Рисунок 2. Результаты линейной корреляции второй группы:

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художествПсихологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художеств Уровень достоверности р=0.001

Уровень достоверности р=0.01

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художеств Уровень достоверности р=0.01, отрицательная взаимосвязь.

2.5. Результаты дивергентного анализа эмпирических данных.

Дивергентный анализ позволяет выявить наиболее значимые различия во взаимосвязях между структурами, образованными показателями представленных качеств исследуемых групп.

Дивергентный анализ показал наличие достоверных различий между структурами групп по взаимосвязям:

№8 «коррекция» и №14 «самоценность». Взаимосвязь данных показателей в первой группе прямая, но не достоверная (р<0.05), во второй группе прямая достоверная (р=0.01).

№11 «самоуверенность» и №13 «зеркальное «Я»». Взаимосвязь данных показателей в первой группе обратная, но не достоверная (р<0.05), во второй группе прямая достоверная (р=0.01).

№11 «самоуверенность» и №19 «оригинальность». Взаимосвязь данных показателей в первой группе прямая (р=0.01), во второй группе прямая, но не достоверная (р<0.05).

№14 «самоценность» и №22 «любознательность». Взаимосвязь данных показателей в первой группе обратная (р=0.01), во второй группе прямая, но не достоверная (р<0.05).

Таким образом, данные дивергентного анализа позволяют сделать следующие выводы:

Для первой группы характерны самоуверенность, дающая представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать при высоких показателях оригинальности. Также для первой группы характерна самоценность, отражающая заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно прилагаемую ценность своего «Я» для других при высоком показателе любознательности.

Для второй группы характерны изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления при высоких показателях самоценности. Также для второй группы характерна самоуверенность при представлении субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание.

ВЫВОДЫ

На основе теоретического исследования креативности как профессионально значимого качества можно сделать следующие выводы:

— творчество является профессионально значимым качеством работников салона красоты и обуславливает его развитие и саморазвитие;

— у творческих людей прослеживается тесная взаимосвязь с личностными характеристиками, такими как: большим желанием экспериментировать и накапливать опыт, учиться, большими умственными способностями, гибкостью и независимостью мышления, свободой от внутренних самоограничений, высокой творческой энергией.

— характеристики креативности присущие работникам салона красоты присущи так же профессиям, связанным с системой «человек-художественный образ», вследствие чего можно данную профессию отнести к системе и «человек-человек» и «человек-художественный образ».

На основе эмпирического исследования креативности как профессионально значимого качества можно сделать следующие выводы:

— при равном развитии общей способности к самоуправлению, более творческие люди отличаются меньшей способностью к планированию, то есть планирование не всегда присуще их поведению и действиям;

— для обеих групп характерны высокие показатели самоценности и самопринятия, т.е. заинтересованность в собственном «Я» и одновременно предполагаемой ценности своего «Я» для других и соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, безусловному принятию себя, даже с некоторыми недостатками. Наряду с этим, для более творческих людей характерно еще и саморуководство, т.е. отчетливое переживание собственного «Я» как внутреннего стержня, интегрирующего и организующего его личность и жизнедеятельность;

— у более творческих людей частные показатели креативности имеют тоже высокие значения, а у другой группы, имеющей показатели креативности средние, наблюдается тенденция к выбору сложных задач и их решение при менее развитом воображении;

— более творческие люди характеризуются большей конфликтностью, что свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой;

— на основании линейной корреляции у более творческих людей выявлена прямая взаимосвязь с самоуверенностью и самообвинением, обратная с открытостью, кроме того, в плеядах показательна взаимосвязь творческих характеристик с характеристиками самоотношения и общим показателем самоконтроля, в то время как в сфере показателей самоконтроля существуют только внутренние взаимосвязи. Во второй группе прослеживается другая картина: здесь больше всего внутренних взаимосвязей в области самоконтроля, где находится системообразующий показатель – прогнозирование, который взаимосвязан и с творческими характеристиками и со сферой самоотношения;

— дивергентный анализ выявил основные различия между группами, которые заключаются в следующих взаимосвязях: для творческой – оригинальность-самоуверенность и любознательность-самоценность, для другой – коррекция-самоценность и самоуверенность-зеркальное «Я».

На основании исследования можно сказать, что работники салона красоты обладают уровнем креативности не ниже среднего, т.е. от средних значений (верхняя граница нормы) до высоких по общему показателю и обусловлены различными личностными характеристиками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данная работа посвящена исследованию уровня креативности работников салона красоты и его взаимосвязи с характеристиками личности.

В результате эмпирического исследования, проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:

— творчество является профессионально важным качеством для работников данной сферы и обуславливается следующими характеристиками: общая способность к самоуправлению, самоценность, самопринятие, саморуководство, оригинальность, уникальность, рискованность, любознательность, сложность задач, воображение, внутренняя конфликтность;

— существует как прямая, так и обратная взаимосвязь уровня креативности и самоотношения, самоконтроля.

С целью повышения общего уровня профессионализма и развития творческих способностей работников салона красоты можно рекомендовать следующее:

— обратить внимание сотрудников на эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира и представление о безусловном, эмоциональном принятии себя со своими достоинствами и недостатками;

— для работников с высоким творческим потенциалом стимулировать работу с любознательностью и оригинальностью;

— для работников со средним творческим потенциалом вести работу с коррекцией реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.