ПРОГРАММА КУРСА(Syllabus)

Некоммерческое АО «Алматинский университет энергетики и связи»

Факультет Информационных технологий

Кафедра Социальных дисциплин

ПРОГРАММА КУРСА(Syllabus)

по СОЦИОЛОГИИ

для студентов всех специальностей всех форм обучения

5В070200 – Автоматизация и управление; 5В070300 – Информационные системы; 5В070400 – Вычислительная техника и программное обеспечение; 5В071700 – Теплоэнергетика; 5В071800 – Электроэнергетика; 5В071900 – Радиотехника, электроника и телекоммуникации; 5В073100 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды; 5В081200 – Энергообеспечение сельского хозяйства; 5В060200 – Информатика; 5В074600 – Космическая техника и технологии; 5В071600 – Приборостроение; 5В100200 – Защита информационной безопасности;

Курс 1,2,3

Семестр 3 или 4

Всего 2 кредита

Общее количество часов – 90

Лекции – 15 часов

Семинары – 15 часов

СРС – 30 часов

СРСП – 30 часов

Семестровая работа 3,4 семестр

(2 СР – 3,4 семестр)

Экзамен – 3 или 4 семестре

Алматы 2012

Силлабус составили: проф., к.и.н. Орынбекова Д.С., ст. преп., к.ф.н., Апашов С.Б. на основании рабочей программы.

Силлабус рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Социальных дисциплин» от 20 июня 2012г., протокол № 10.

Зав. кафедрой СД Джагфаров Н.Р.

Данные о преподавателях:

7 стр., 3054 слов

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОПСИХОЛОГИЯ специальности «социальная работа»

... ун-т. 1999. Самостоятельная работа: начать составление словаря терминов к изучаемой дисциплине. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы: Медицинская психология: новейший справочник практического ... час. Форма итогового контроля зачет Сыктывкар, 2008 Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпуск­ника по специальности «социальная ...

Орынбекова Дина Серикбековна – кандидат исторических наук, профессор кафедры СД. В АУЭС работает с 6 октября 1985 года. Ведет курс «Социология» по специальностям: 5В070200 – Автоматика и управление; 5В070400 – Вычислительная техника и программное обеспечение; 5В071800 – Электроэнергетика; 5В071900 – Радиотехника, электроника и телекоммуникации; 5В081200 – Энергообеспечение сельского хозяйства; 5В060200 – Информатика.

Апашов Сабит Бегманович – кандидат философских наук, старший препеподаватель кафедры СД. В АУЭС работает с 1 сентября 2009 года. Ведет курс «Социологи» по специальностям: 5В070200 – Автоматика и управление; 5В070300 – Информационные системы; 5В070400 – Вычислительная техника и программное обеспечение; 5В071700 – Теплоэнергетика; 5В071800 – Электроэнергетика; 5В071900 – Радиотехника, электроника и телекоммуникации.

Пояснительная записка

Формирование социологии как науки произошло на основе существовавших традиций в исследовании общества. Еще в трудах древневосточных и древнегреческих мыслителей рассматривался вопрос о возникновении и сущности общества, его организации и развитии. Древние ученые пытались не только определить, но и заложить основы для формирования принципов «моделирования» социальных процессов, осуществить эмпирический анализ отдельных социальных фактов и процессов, структуры общества, связей и отношений между людьми, различными социальными группами. В Новое время были поставлены вопросы о взаимоотношениях личности и общества, по-новому переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства.

На отыскание этих законов общественного бытия, исследование социальных институтов, движений, ценностных ориентиров, регулирующих поведение личности, и была направлена социология с самых первых шагов своего развития.

Рационалистический, разумный характер социологии неизменно противостоит присутствующим в любом обществе иррационалистическим тенденциям, общественному хаосу и аномии. Подобно другим формам независимой научной деятельности социология выживает и продуктивно развивается только в условиях свободы творчества.

Здравый смысл и чувство реализма требуют реальной оценки социологии в процессе модернизации общества.

Основные задачи курса

Курс «Социологии» призван способствовать овладению студентами методологическими проблемами этой науки, историей социологической мысли, характеристикой общества как социальной реальности и социальной системы, единством общей и прикладной социологий.

9 стр., 4084 слов

Методика изучения уровня социальной активности студентов

... них 16 девушек и 8 юноши. Характеристика методов и методик Для изучения социальной активности студентов 1 и 5 курсов факультета психологии были использованы следующие методики: «Тест ... том числе была разработана анкета, состоящая из 21 вопроса, позволяющая определить уровень социальной активности. «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана) Автором методики является ...

  • формирование социологического видения социальной реальности, научное осмысление социальных явлений и процессов в современной общественной жизни;
  • помочь студентам понять специфику современного казахстанского общества, определить круг приоритетных социальных проблем, основные тенденции и перспективы развития Республики Казахстан;
  • развитие социологического мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения;
  • выработка умения активно пользоваться социологическими знаниями и методами и применять их в решении конкретных задач в своей профессиональной деятельности.

— формировать и развивать у студентов культуру общения и активную жизненную позицию путем приобщения их к ценностям общества и формирования социально-значимых качеств и гуманистического мировоззрения, освоения социальных ролей в группе и обществе.

— осуществлять на практике теоретические знания, полученные по методологии и методике проведения социологических исследований, пробрести навыки исследовательской работы.

Ожидаемые результаты

Студент должен продемонстрировать знания, умения и навыки в следующих направлениях:

1. Показать к концу семестра знания фактического материала по курсу социология

2. Основную часть курса социологии студент должен изучить самостоятельно под руководством преподавателя.

3. Выполнить в установленный срок 2 семестровые работы, которые должны носить обязательно самостоятельный, поисковый характер. При их выполнении необходимо использовать специальные журналы по направлению социологии, уметь составить анкету по теме семестрового задания.

4. Уметь отвечать логически последовательно на задаваемые вопросы, защищать и рецензировать семестровые работы.

5. Самостоятельно делать выводы, анализировать сложные социальные явления и события, использую конкретнын социологические исследования для получения объективной картины мнений и ожиданий населения.

6. Овладеть навыками сбора первичной социологической информации, а также анализа и обработки полученной информации.

7. Приобрести навыки осуществлять на практике знания, полученные по методологии и методике для проведения социологических исследований по социальным проблемам общества.

8. Участвовать в разработке и проведении социологических исследований в институте и использовать их результаты.

Пререквизиты:Истории Казахстана, Философия, Основы экономической теории.

Постреквизиты.Политология, Основы права.

Политика и процедуры курса

1. Студент должен посещать все виды занятий по дисциплине (лекции, семинары) согласно расписанию. Для ведения лекционных и семинарских занятий требуются отдельные общие тетради (48 листов – для лекций; 96 листов – для семинарских занятий, 48 листов для СРС и СРСП).

2. Все задания студент должен выполнять вовремя, принимать активное участие в обсуждении вопросов на семинарских занятиях, иметь конспекты семинаров на каждом занятии.

3. Пропущенные семинарские занятия студент должен в обязательном порядке отработать, т.е. самостоятельно изучить тему, составить конспект и устно сдать ее преподавателю в часы СРСП. Консультации преподаватель дает по отдельному расписанию, находящемуся на кафедре и в деканатах по специальностям. Отработанное семинарское занятие может быть оценнено до 5 баллов (75%) по 9 балльной системе.

4. Семестровые работы сдаются в установленный графиком срок. За несвоевременную сдачу семестровых работ оценка снижается.

За каждый день опаздания на (5%) 1баллу.

5. Проблемы, не вошедшие в тематику лекций и семинаров, изучаются студентом самостоятельно под руководством преподавателя.

6. Студент должен соблюдать правила посещения занятий в университете, этику поведения (не опаздывать на занятия, не мешать вести занятия, не включать сотовые телефоны на занятиях, быть опрятным).

Критерии оценки

1. Студент должен свободно излагать материал темы семинара, пользуясь записями в конспектах, характеризуя социальные события и измения в обществе, современные факты, данные, ссылаясь на источник или на конкретного автора и его работу; проверяя конспект преподаватель выявляет степень готовности студента по всем трем вопросам, использование им рекомендованной литературы. Студент, дополняющий каждый вопрос семинара, предлагая новые факты и излагая свои суждения по проблеме, претендует на более высокий балл.

  1. Студенты, пропустившие семинар или получившие на нем неудовлетворительную оценку, отрабатывают эти темы в обязательном порядке в специально отведенные для этого часы СРСП. Студенты, пропустившие лекционные занятие, набирают соответственно меньше процентов в рейтинге из расчета 1 лекционное занятие = 1%.
  2. Только студенты, присутствовавшие на лекциях, имеющие положительные оценки по всем 8 семинарским занятиям и представившие их полный конспект до экзамена, а также выполнившие качественно ив срок 2семестровые работы и темы СРС, сдавшие рубежный контроль, могут рассчитывать на получение допуска к сдаче экзамена по предмету.
  3. Ответы студентов и семестровые работы оцениваются по 9 балльной системе. Результаты работы на семинарах составляют 50 %. Выполненные качественно и в срок 2 семестровые работы оцениваются каждая по 10% (10х2=20%), а также за составление анкеты по выбранной теме 10%. За посещение лекций студент набирает 20%. Таким образом за семестр студент получает рейтинг допуска к экзамену 20%+50%+20%+10% =100%.
  4. За экзаменационное задание студент по каждому их 3х вопросов билета получает отдельную оценку по 9 балльной системе. Сумма этих трех оценок составляет 40% экзамена.
  5. Итоговая оценка курса Социология складывается на основе суммы 60% рейтинга допуска и 40% итоговая за выполнение экзаменационного задания.

Содержание дисциплины.

Распределение часов по видам занятий

№ п/п

Наименование тем

Кол-во академ.

часов для очного обучения

Кол-во академ. час. для ускоренного сокращен. образование

Кол-во академ. час. для заочного обучения

Л

Е

К

Ц

С

Е

М

С

Р

С

С

Р

С

П

Л

Е

К

Ц

С

Е

М

С

Р

С

С

Р

С

П

Л

Е

К

Ц

С

Е

М

С

Р

С

1.

Предмет и метод социологии. Структура и функции социологии

1

2

1

1

1

1

1

1

1

6

2.

Основные этапы развития социологической мысли

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

4

3.

Социальная структура. Социальная стратификация.

2

2

2

1

1

1

2

1

1

1

6

4.

Программа и методика проведения социологического исследования

2

2

1

2

1

1

1

2

1

1

4

5.

Социология личности.

2

2

1

1

1

1

1

1

1

4

6.

Социология труда.

2

2

1

1

1

1

1

1

4

7.

Социоинженерная деятельность и методы ее осуществления

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

4

8.

Социология образования

2

1

1

1

1

1

1

1

4

9.

Социология управления и организаций

1

1

1

1

4

10.

Социология культуры.

1

1

1

1

4

11.

Социология религии.

1

1

1

1

4

12.

Социология семьи

1

1

1

1

4

13.

Социология массовых коммуникаций

1

1

1

1

4

14.

Социология экологии

1

1

1

1

4

Итого:

15

15

15

15

8

8

15

15

6

4

60

Формы контроля и их доля в итоговой оценке

Вид контроля

Доля в итоговой оценке (%)

Лекция

20%

100х0,6=60%

Семинар

40%

Семестровые работы 1,2

10+10=20%

Анкета

10%

Рубежный контроль

5+5=10%

Экзамен

40%

Календарный график учебного процесса по дисциплине «Социология»

для очного отделения

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Виды работ

Л1

С1

Л2

С2

Л3

СР1

С3

Л4

РК1

С4

Л5

СР2

С5

Л6

С6

Л7

С7

РК2

Л8

С8

Для ускоренного сокращен. образование

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

Виды работ

Л1

С1

Л2

С2

Л3

С3 СР1

Л4

С4

РК1

Л5

С5

Л6

С9

Л7

С7

СР2

Л8

С8

Обозначения: Л – лекция;

С – семинар;

СР– семестровая работа

РК – рубежный контроль

Оценка знаний студентов

%

Буквенная оценка

В баллах

Традиционная

1.

(95-100)

(90-94)

(А)

(А -)

9

8

отлично

отлично

2.

(85-89)

(80-84)

(75-79)

(В+)

(В)

(В-)

7

6

5

хорошо

хорошо

хорошо

3.

(70-74)

(65-69)

(60-64)

(55-59)

(С+)

(С)

(С-)

(Д+)

4

3

2

1

удовл.

удовл.

удовл.

удовл.

4.

(50-54)

(0-49)

(Д)

(F)

0

0

удовл.

неудовл.

Содержание лекционных занятий

Лекция 1. Предмет и метод социологии. Структура и функции социологии.

1. Определение социологии как науки. Объект, предмет и метод социологии. Общество в целом, социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития. Социальный процесс. Уровни социального процесса, его исторические особенности. Своеобразие познания социальных явлений. 2. Понятие социального. Социологические законы и категории. 3.Социологическая теория, ее основные уровни и способы построения. Теоретическая и прикладная социология, их специфика и взаимосвязь. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология. Функции социологии. Методологическая, познавательная, описательная, прогностическая, общекультурная и др. функции социологии. 4. Идеология и проблема объективности социологии как науки. Социология в системе социогуманитарных наук: социология и философия, социология и история, социология и конкретные естественные и гуманитарные науки. 5. Роль социологической науки и задачи курса социологии в становлении высококвалифицированных специалистов. Роль социологической науки в реформировании общества.

Лекция 2. Основные этапы развития социологической мысли.

1. Экономические, социально-политические, теоретические предпосылки возникновения социологии. 2. Основные этапы исторического развития социологии: а) классический период в развитии социологии ХIХ-ХХ вв.; б) социология ХХ-ХХI вв. 3. Основные вехи развития социологии в ХIХ в. О.Конт и его социологические взгляды. Учение о законах истории развития, социальной статике и социальной динамике, роли идей и влияния природной среды на социальные процессы. 4. Развитие идей О.Конта в последующих позитивистских теориях (Дж.Ст.Милль, Г.Спенсер, Г.Тард, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис и др.).

5. Социология М.Вебера и «веберовский ренессанс» в развитии современной социологии. 6. Понимающая социология Г.Зиммеля. 7. Основные законы и направления развития социологической мысли в США и России. 8. Становление и перспективы развития социологической науки в Казахстане. Социально-политические взгляды на развитие общества Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова, А.Букейханова и др.

Лекция 3. Социальная структура. Социальная стратификация.

1. Социальная структура – важнейшее направление исследования социологической науки. Понятие «социальная структура общества». Общественное разделение труда и социальная структура: история и современность. 2. Виды социальных структур: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная. Элементы социальной структуры: классы, слои, этнические общности, семья, трудовые организации, маргинальные социальные группы и др. Срезы социальной структуры. 3. Социально-групповые интересы и потребности. Проблемы межгруппового взаимодействия и социальных конфликтов. 4. Теории социальной стратификации: общие положения, понятие стратификации, проблема неравенства, выявление дифференцирующих признаков стратификации социальных слоев, групп, поиск многомерного подхода к анализу структуры общества. 5. Понятия «статуса», «социальной роли», «ранга», «престижа», «социальной позиции», «страты». 6. Основные направления стратификационной теории. Классовая теория (К.Маркс и неомарксисты).

7. Функционалисткая теория социальной стратификации (К.Дэвис, У.Мур, Т.Парсонс, Р.Мертон).

8. Класс и статус (М.Вебер и неовеберианцы).

9. Учение П.Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Понятие социального пространства, формы социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная. Социальная мобильность, ее виды. Особенности социальной мобильности в каждой из форм стратификации. 10. Каналы социальной мобильности, закономерности ее протекания в разные периоды развития общества. Современные стратификационные модели. Эмпирическое значение теории социальной стратификации для исследования социальных процессов и прогнозирования их развития. Средний класс. Проблемы формирования и развития среднего класса в Республике Казахстан.

Лекция 4. Социология личности.

1. Понятие «личность» в социологии. Человек, индивид, личность. Структура личности. Типология личности в социологических исследованиях. Социальный статус и социальная роль личности. Сочетание биологического и социального в личности. Историко-социологические аспекты формирования теории личности. 2. Теория развития личности: теория развития личности (Г.Кули, Дж.Мид), психоаналитические теории (З.Фрейд, Э.Эриксон), теория развития познания (Ж.Пиаже), теория нравственного развития (Л.Колберг).

3. Проблема интеграции личности в различные типы социальных общностей. 4. Методологическое значение теории личности в социологическом исследовании и их роль в формировании концепций воспитания. Теория и практика процесса социализации личности. Понятие «социализации» в социологии. Факторы и механизмы социализации. Этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация. Адаптация и активность личности. 5. Первичные социализирующие группы и их роль в развитии личности. Соотношение и взаимодействие макро- и микросреды в процессе социализации личности. Значение воспитания в решении проблем социализации личности. 6. Методы исследования процессов социализации личности в различных социально-культурных средах. Ресоциализация личности в условиях современности: издержки и перспективы. Роль социологической науки в формировании всесторонне развитой личности в условиях реформирования всех сторон жизни общества в Республике Казахстан.

Лекция 5. Социология труда.

1. Труд как социальный процесс и основа жизнедеятельности человека. Труд как отношения между людьми. Стадии развития труда и человеческого общества. Социальные и технологические стороны организации коллективного труда. Категории социологии труда. 2.Труд и развитие общества. Труд и развитие личности. Культура труда. Проблемы отчуждения труда. 3. Человек в управлении трудовой деятельности. Субъективная структура трудового процесса. 4. Социальные факторы роста эффективности труда. Мотивация трудового поведения. Типы и виды трудовой мотивации — Э.Мэйо, Ф.Тейлор об организации трудовой деятельности. 5. Роль социологии во внедрении инноваций, в оптимизации структуры культуры и функций трудовых коллективов, в решении проблемы социально-психологических отношении, в т.ч. снятие социальных конфликтов. 6. Поиск работы и трудовая мобильность. Самостоятельная занятость. Понятие безработицы и ее виды. Социальные проблемы безработицы.

Лекция 6. Социоинженерная деятельность и методы ее осуществления.

1. Социоинженерный подход как выражение организационно-технологической функции социологии. Социоинженерная деятельность и ее особенности. Определение необходимости и реальных возможностей получения конкретных результатов, порядка последовательности их достижения. Социологическое, методическое обеспечение деятельности руководителей как функция социолога (инженера-социотехника).

2. Социальное проектирование как обоснованное конструирование в знаковой форме модели намечаемого к созданию объекта, отвечающего заданным требованиям и нормативам. 3. Социальная технология как система действий по использованию социальных, экономических и психологических факторов для получения ожидаемых измерений в организаций и деятельности социального субъекта. Виды и методы социальной технологии в зависимости от сферы и направленности деятельности. 4. Роль социальной инженерии в реализации задач переходного периода: повышение обоснованности и эффективности социального управления, развитие инновационных процессов и др.

Лекция 7. Социология образования.

1. Понятие социологии образования. Характеристика основных частей социологии образования. Образование как механизм передачи социального опыта (результатов культурно-исторического развития общества и знании) от одного поколения к другому. Культурообразующая и воспитательная функция образования. 2. Общее и профессиональное образование. Непрерывное образование как общественная потребность. Образование как один из факторов сохранения и развития национальных культур. 3. Образование как средство всестороннего развития человека, его задатков, способностей, подготовке к активной социальной деятельности. Пути и методы выявления индивидуальных способностей и наклонностей, учащихся с целью повышения эффективности обучения. 4. Модели образования. Социальные проблемы образования в Республике Казахстан.

Лекция 8. Социология семьи.

1.Определение семьи и брака. Их история. Основные социологические аспекты изучения семьи: семья как основной социальный институт и как малая группа. Статистические данные (количество семей, численность и структура семей).

2. Основные подходы к изучению социологии семьи: семья как социальный институт и малая группа. Типология семейных структур и динамика их изменения. 3.Анализ социальных функций семьи (социально-статусная, репродуктивная, воспитательная, материально-экономическая, бытовая, досуговая, психотерапевтическая, сексуальная и др.).

Типология семейных структур. Характер супружества. Критерий власти в семье. Критерий социального положения супругов. Особенности студенческой семьи. Анализ основных проблем семьи в казахстанском обществе. 4. Жизненный цикл семьи. Кризис семьи как традиционного института социализации. Социальные причины распада семьи. Исследование мотивов брака и разводов и их социальных последствий. 5. Семья и развитие личности. Проблемы женщины в семье. Современная семейная политика в Казахстане.

Содержание семинарских занятий

Семинарские занятия по Социологии выполняют познавательную, мировозренческую и воспитательную функции, позволяют осуществлять контроль за самостоятельным изучением студентами материала, ориентируя студентов на гуманизацию и гуманитаризацию процесса образования – посредством социологического мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения

Главной целью семинарских занятий является развитие у студентов самостоятельного мышления и умения анализировать происходящие процессе в современном мире, а также формирование практических навыков и умение самостоятельно проводить социологические исследования в социально-экономической и политической деятельности людей, понимать социальные закономерности развития современного общества, тем самымкрепить и множить экономический, интелектуальный, нравственный потенциал Республику Казахстан.

Семинарские заняти выполняют познавательную, гуманистическую, воспитательную функции, позволяют преподавателю осуществлять контроль над самостоятельным изучением студентами учебного материала, формируя активную жизненную позицию, способствуя социализации личности студента и формируя гражданскую позицию.

Тематика семинарских занятий

1.Социология как наука. Предмет и объект социологии. Функции социологии. Роль социологии в реформировании общества. 1 час

2. Исторические этапы развития социологической мысли. Социология в Казахстане. 2 часа

3.Социальная структура.Социальная стратификация.2 часа

4. Социология труда. 2 часа

5.Социоинженерная деятельность и методы ее осуществления.2 часа

6. Социология личности. 2 часа

7. Социология семьи 2 часа

8. Социальные проблемы образования 2 часа

.

Тематика срсп

  1. Классическая социология 20 века.
  2. Программа и методика проведения социологического исследования.
  3. Социология управления и организаций.
  4. Социология конфликта
  5. Социология религии. Религиозная ситуация в Казахстане
  6. Социология массовых коммуникаций
  7. Социальная экология
  8. Социология культуры

Наличие имеющихся в библиотеке методических материалов к курсу «Социология»

  1. Вопросы к темам выносимые на обсуждение на семинарских занятиях, а так же список рекомендуемой литературы смотрите в методической разработке — «Социология». Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех форм обучения всех специальностей». – Алматы, АИЭС, 2008. 34стр.
  2. Орынбекова Д.С. Учебное пособие по социологии. Для всех форм обучения. – Алматы: АУЭС, 2010. – 52 стр.
  3. Орынбекова Д.С. Социология. Конспект лекции для всех специальностей. — Алматы: АИЭС, 2010. – 44 стр.
  4.  Социология. Методические указания для выполения семестровых работ (для студентов всех форм обучения).

    Тематика семестровых работ, а так же список рекомендуемой литературы смотрите в методической разработке «Социология». Требования по методике написания семестрового задания по социологии в «Методических указаниях к семестровым работам». – Алматы: АИЭС. 2008.

Тематика Семестровая работа №1

1.1 Предмет и метод социологии

1.2 Структура и функции социологии

1.3 Основные категории социологии

1.4 Основные этапы развития социологии

1.5 Социология М.Вебера и «веберовский ренессанс»

1.6 Основные направления современной социологии

1.7 Социологические взгляды представителей казахского просвещения

1.8 Социальная мысль начала ХХ века в Казахстане

1.9 Основные направления социологии ХХ века

1.10 П.А. Сорокин – выдающийся социолог ХХ века

1.11 Русская социология, ее школы

1.12 Социология в Казахстане

1.13 Труд – основа общественного производства

1.14 Социология труда

1.15 Социальные последствия безработицы

1.16 Социоинженерная деятельность

1.17 Социальная инженерия в реализации задач переходного периода

1.18 Социология управления

1.19Социология организаций

1.20Социальная структура общества

1.21Общество как система

1.22 Социальная стратификация

1.23Социальная мобильность

1.24 Личность и общество

1.25 Социология личности

1.26Личность и социализация

1.27Социология отклоняющегося (девиантного) поведения

1.28 Виды девиации

1.29Социология семьи

1.30Семья и демографическая политика

Семестровая работа №2

2.1 Социология молодежи

2.2 Социальные институты

2.3 Социальный процесс

2.4 Социология конфликта

2.5Социология образования

2.6Образование и общество

2.7Социология науки

2.8 Проблема свободы личности и и социальная роль в обществе

2.9 Гендерная социология

2.10 Политическая социология

2.11 Образование как ценность

2.12 Социология образования

2.13 Образование и общество

2.14Социальное проектирование

2.15 Этносоциология

2.16 Актуальные проблемы нацональных отношений

2.17Социология культуры

2.18Культура и общество

2.19Социология религии

2.20 Социология права

2.21. Социальная экология

2.22 Актуальные проблемы социальной экологии и развития общества

2.23 Социология массовых коммуникаций

2.24Массовая коммуникация и культура

2.25Социология общественного мнения

2.26Программа социологического исследования

2.27Методологические приемы сбора первичной социологической информации

2.28 Методика опросов

2.29 Выборочный метод в социологическом исследовании

2.30 Анализ и обработка данных исследования

Экзаменационные вопросы по социологии

  1. Предмет и метод социологии. Место социологии в системе общественных наук.

  2. Структура и функции социологии. Проблема эмпирического и теоретического в социологии.
  3. Основные категории социологии и их характеристика.
  4. Основные этапы исторического развития социологической мысли.
  5. Классический период в развитии мировой социологии 19 – начала 20 века.
  6. Задачи и приоритеты в государственной социальной политике (по Посланию Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана).
  7. Социология ХХ века. Основные направления.
  8. Социологические взгляды общественно – политических деятелей, писателей и поэтов: А. Букейханова, М. Жумабаева, С. Муканова и др.
  9. Социология М.Вебера и «веберовский ренессанс» в развитии современной социологии.
  10. П.А. Сорокин – выдающийся социолог ХХ века.
  11. Становление и развитие социологической мысли в Казахстане.
  12. Социологические взгляды представителей казахского просвещения.
  13. Социальные проблемы управления.
  14. Категории социологии труда, их характеристика.
  15. Мотивы трудовой деятельности.
  16. Социальные институты и социальные общности.
  17. Социология организаций.
  18. Социальная стратификация и ее критерии.
  19. Социальная мобильность как механизм регулирования.
  20. Основные подходы изучения социологии личности.
  21. Семья как социальный институт и малая группа.
  22. Социология общественного мнения.
  23. Социальная структура общества. Типология общества.
  24. Средний класс. Формирование среднего класса в РК.
  25. Понятие конфликта, его социальные предпосылки. Механизм регулирования конфликтов.
  26. Труд – основа развития общества. Социальная сущность труда.
  27. Безработица как социальное явление, ее социальные последствия.
  28. Социальные проблемы инженерного труда. Требования к личности инженера.
  29. Социоинженерия как составная часть управленческой деятельности.
  30. Труд инженера и его особенности в современных условиях.
  31. Профессиональная мобильность инженера.
  32. Социально – психологический портрет инженера ХХІвека.
  33. Социология экологии. Экологическая ситуация в РК.
  34. Особые приоритеты государства в сфере образования РК (по Посланию Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана).
  35. Религия как социальное явление.
  36. Социологические теории религии.
  37. Религиозная ситуация в Казахстане.
  38. Социология девиантного поведения личности.
  39. Социализация: основные этапы. Проблема индивидуальности.
  40. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение.
  41. Виды девиации. Пути выхода.
  42. Личность и общество.
  43. Социальные функции, цели образования. Проблемы образования в РК.
  44. Учение как социокультурная деятельность.
  45. Анкета. Композиция анкеты и правила ее составления.
  46. Цель и сущность социологических исследований. Методы социологических исследований.
  47. Социологический опрос как основной метод получения социологической информации.
  48. Виды социологического исследования.
  49. Методы сбора социологической информации.
  50. Композиция анкеты.
  51. Устный опрос (интервью), преимущества и недостатки.
  52. Программа социологического исследования.
  53. Роль гипотезы в социологическом исследовании.
  54. Проблема выборки в социологическом исследовании.
  55. Организация социологического исследования.
  56. Методы социологического исследования.
  57. Ключевой приоритет и факторы духовного и национального единства в РК (по Доктрине национального единства Казахстана).
  58. Социометрический опрос.
  59. Культура как социальное явление.
  60. Методы обработки социологических данных
  61. Виды социологического опроса.
  62. Анкета. Правила ее составления.
  63. Операционализация понятий в социологическом исследовании.
  64. Шкалирование, ранжирование социологической информации.
  65. Метод исследования малых групп.
  66. Роль социологического исследования. Виды.
  67. Мотивы трудовой деятельности.
  68. Социальные институты.
  69. Социальные общности.
  70. Учение О.Конта о трех стадиях развития общества.
  71. Гендерная социология.
  72. Основные этапы развития социологии в России.
  73. Инженерно – управленческий труд.
  74. Категория «социальное» в социологии. Социальный процесс.
  75. Социологизм Э. Дюркгейма.

Литература:

  1. Аитов Н.А. Основы социологии. Алматы, 1999
  2. Аитов Н.А., Александров Р.Р.Высшее техническое образование в условиях НТР. – М., 1993
  3. Антипина Г.С. Теоретико-методрлогические проблемы исследования малых групп. — Л. 1988
  4. Арон Р. Этапы социологической мысли. 0 М., 1993
  5. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности / Американская социология. –М., 1972 – С. 235-247
  6. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // М.Вебер. Избранные произведения. – М., 1990
  7. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. 1992.-№11
  8. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. — Высшая школа, 1989
  9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990
  10. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории.- Новосибирск, 1991
  11. Зигерт В. Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990
  12. Кареев Н.И. Основы русской социологии // Социс. – 1985 -№3
  13. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. – Ростов-на-Дону, 1998
  14. Кон И.С. В поисках себя. — М., 1984
  15. Кравченко А.И. Трудовые организации. Структура. Функции. Поведение.-М., 1991
  16. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. – 1992 — №№2-4
  17. Маркович Д. Социология труда. – М., Прогресс, 1998
  18. Мацковский М.С. Социология семьи. – М., 1998
  19. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику. – М., 1979
  20. Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А.Эфендиева. – М., 1994.
  21. Орынбекова Д.С. Учебное пособие по социологии. Для всех форм обучения. – Алматы: АУЭС, 2010. – 52 стр.
  22. Орынбекова Д.С. Социология. Конспект лекции для всех специальностей. — Алматы: АИЭС, 2010. – 44 стр.
  23. Орынбекова Д.С. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех форм обучения всех специальностей бакалавриат. – Алматы: АИЭС, 2009. – 26 стр.
  24. Орынбекова Д.С. Социология. Методические указания к семестровым работам для всех форм обучения. Алматы: АИЭС, 2008.- 34стр.
  25. Пригожин А.И. Социология организаций. – М., 1994
  26. Смелзер Н. Социология. – М., 1994
  27. Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность / Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992
  28. Социологическая мысль в России // под ред. В.Н. Чагина.- Л., 1978
  29. Радугин А.А., Радугина К.А. Социология. Курс лекций. – М., Владос, 1995

Современная западная социология: Словарь. – М., — 1990

  1. Свенцицкий А. Социальная психология управления. – Л., 1986
  2. Социальное управление: Словарь.- М., 1994
  3. Социология:Учебное пособие для студентов технических ВУЗов / Под ред. К.Г.Габдуллиной. – Алматы: Гылым, 1997
  4. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1984
  5. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа, Методы.- М., 1972.

31. Журавский А.В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. – М., 1990.

32. Лобье, П. де. Социология религиозного феномена. – М., 2000.

33. Митрохин Л.Н. Религия и культура. – М., 2000.

34. Яблоков И.Н. Социология религии. – М., 1979.

35. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры Екатеринбург, 1999.

36. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М., 2000.

37. Дмитриев А.В. и др. Неформальная политическая коммуникация. – М., 1996.

38. Егоров В.А. Телевидение и власть. – М., 1997.

39. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.

40. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 1999.

41. Пресса в обществе (1995 – 2000): Оценки журналистов и социологов / Авт и сост. Волков А.И. – М., 2000.

42. Социология общественного мнения: Учеб. пособие /Под ред. В.Н. Ефремова, В.А. Пилипенко. – Волгоград, 1998.

43.Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. – М., 2003.

44. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М., 2003.

45. Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. – М., 1996.

46. Бабасов Е.М. Социология управления. – Мн., 2001.

47. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теории и практика. – СПб., 2000.

48. Кравченко А.И. Социология менеджмента: Учеб. пособие. – М., 1999.

49 Курбатов В.И. Искусство управлять обществом. – Ростов – на – Дону., 1997.

50. Тихонов А.В. Социология управления. Теоретико – методологические основы. – СПб., 2000.

51. Удальцова М.В. Социология управления: Учебник. – М., 2002.

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 томах. М., 2009.
  2. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. М., Гардарики, 2004.
  3. Большой толковый социологический словарь: Основные термины и понятия по социологии. Составители: Дэвид и Джулия Джерри. М., Вече, 2001.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., Инфра, 2010.
  5. Социологическая энциклопедия. М., Мысль, 2003.
  6. Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи. М., 2003.
  7. Масионис Дж. Социология. Пер. с англ. СПб., Питер, 2004.
  8. Бачинин В.А., Саидулов Ю.А. История западной социологии. СПб, 2002.
  9. История социологии: Учебное пособие/под ред. А.Н. Елсукова., Минск. 1997
  10. Современная западная социология: Классические представления и поиск парадигмы. М.,1988.
  11. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.
  12. Аберкромби Н. Социологический словарь. М., 2004.
  13. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2002.
  14. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  15. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  16. Булатова А.Н. Исмагамбетова З.Н. Курс лекций по социологии. Алматы, 2000.
  17. Кравченко А.И. Общая социология Учебное пособие. М., Юнити-Дана, 2004.
  18. Тощенко Ж.Т. Социология. М.,1994, Гл. 1-2.
  19. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. Минск, 2004.
  20. Гидденс Э. Социология. М.,1999.
  21. Харчева В. Основы социологии. М., Логос, 1997.
  22. Фролов С.С. Социология: Учебник М., Гардарики, 2004.
  23. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2004.
  24. Кравченко А.И. Социология для экономистов. Учебное пособие. М., Юнити-Дана, 2000.
  25. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003.
  26. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М., 2003.
  27. Антонов А.И. Социология семьи. М., Инфра, 2005.
  28. Рабочая книга социолога. М., 1990.
  29. Заславская Т.И. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1990.
  30. Радаев В. Экономическая социология. М., 1999.
  31. Дарменова Б.К. Социология управления. Алматы, 2001.
  32. Пригожин И.И. Социология организации. М., 2001.
  33. Смелзер Н. Социология. М., 1990.
  34. Гараджа В.И. Социология религии. М.,1996.
  35. w.w.w. soc. pu. ru
  36. w.w.w. gumer. Info/bibliotek_Buks/
  37. w.w.w. Sociology/index – socio.php
  38. w.w.w. book- ua. org /politologj/index. php
  39. w.w.w. gandeamus. omskcitj. com
  40. w.w.w. jourclub. ru
  41. w.w.w.ido.edn.ru(Федеральный Фонд учебных курсов)
  42. w.w.w.iglib.ru