Сознание и познание. Научное познание

ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ОЗО 2010

(НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА)

 

Предмет философии

1. Системно-рационализированное мировоззрение называют:

А) рефлексией

Б) философией

В) религией

Г) искусством.

2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется:

А) гипотезой

Б) парадигмой

В) картиной мира

Г) законом.

3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе:

А) повседневного опыта

Б) Священного писания

В) мифологических представлений

Г) философских идей.

4. Для научной картины мира характерно:

А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных

Б) отождествление веры и знания

В) уверенность в существовании Мирового разума

Г) истинное знание причины.

5. Проблемы, решаемые философией, носят __________ характер.

А) частный

Б) стандартный

В) конечный

Г) всеобщий, предельный.

 

6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью:

А) мифологии

Б) религии

В) науки

Г) философии.

7. Философия отличается от религии тем, что:

А) познавательная функция для неё является ведущей

Б) обладает большим гуманистическим потенциалом

В) она вырабатывает определенную систему ценностей

Г) она является формой мировоззрения.

8. Гносеология – это философское учение о:

А) познании

Б) природе

В) бытии

Г) человеке.

9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:

А) этика

Б) эргономика

В) эстетика

Г) экономика.

10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть:

А) культурология

Б) история философской мысли

В) эпистемология

Г) онтология.

11. Что такое материализм?

а) учение, считающее первичной материю;

б) учение, считающее первичным сознание;

в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

12. Что такое идеализм?

а) учение, считающее первичной материю;

б) учение, считающее первичным сознание;

в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

13. Что такое дуализм?

а) учение, считающее первичной материю;

б) учение, считающее первичным сознание;

11 стр., 5360 слов

Тема 1. Философское учении о бытии, материи

... Источники и литература 1.Бюхнер Л. Сила материи. Общедоступный очерк естественного мирового порядка //Мир философии.- М., 1991,Ч.1, С.452-456. 2.Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ... семинара. Вульгарные материалисты считают, что сознанием являются физиологические процессы в клетках коры головного мозга. При таком подходе разрушается связь сознания с окружающим миром. Подобную точку зрения ...

в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

14. Что такое монизм?

а) учение, считающее, что существует только одна субстанция;

б) учение, считающее, что существует две субстанции;

в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.

15. Что такое плюрализм ?

а) учение, считающее, что существует только одна субстанция;

б) учение, считающее, что существует две субстанции;

в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.

16. Что такое субъективный идеализм?

а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;

б) учение, считающее первичной человеческую духовность;

в) учение, считающее первичным материальный мир.

17. Что такое объективный идеализм?

а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;

б) учение, считающее первичной человеческую духовность;

в) учение, считающее первичным материальный мир.

18. Что такое агностицизм?

а) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ;

б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания;

в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения.

19. Что такое метафизика?

а) учение, познающее мир в его изменении;

б) учение, познающее мир помимо его изменения;

в) философия, стоящая над физикой.

20. Что такое диалектика?

а) учение, познающее явления в их связи друг с другом;

б) учение, познающее явления вне их связи друг с другом;

в) учение, считающее развитие мира целенаправленным.

21. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на:

А) диалектиков и метафизиков

Б) материалистов и идеалистов

В) сенсуалистов и рационалистов

Г) монистов и дуалистов.

22. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется:

А) дуализмом

Б) плюрализмом

В) идеализмом

Г) материализмом.

23. Философская позиция дуализма выражается в признании:

А) первичности материи

Б) тождества мышления и бытия

В) первичности идеального

Г) мышления и материи независимыми субстанциями.

24. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа — это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли:

А) дуалисты

Б) идеалисты

В) материалисты

Г) интуитивисты.

25. Сторонники ______________ считают сознание воплощением мирового разума.

А) объективного идеализма

Б) материализма

В) плюрализма

Г) субъективного идеализма.

26. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции:

А) субъективного идеализма

Б) объективного идеализма

В) дуализма

Г) материализма.

27. Утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь», отражает теорию:

А) субъективных идеалистов

Б) умеренных материалистов

В) объективных идеалистов

Г) вульгарных материалистов.

28. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:

А) метафизическим

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... Гносеология – это учение о Варианты ответов: познании бытии ценностях смыслах Гносеология - это раздел философии, изучающий… Варианты ... человек есть центр и высшая цель мироздания, называется Варианты ответов: антропоцентризмом натурализмом теоцентризмом космоцентризмом ... понятием «соборности» Л.Н.Толстой, М.Ганди и А.Швейцер считали, что… Варианты ответов: Моральное оправдание насилия невозможно ...

Б) аксиоматическим

В) диалектическим

В) телеологическим

29. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется:

А) методологической

Б) критической

В) аксиологической

Г) прогностической.

30. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии.

А) гуманистическим

Б) практическим

В) методологическим

Г) культурно-воспитательным.

31. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов:

А) критической

Б) интегральной

В) аксиологической

Г) логической.

32. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется:

А) культурно-воспитательной

Б) критической

В) аксиологической

Г) мировоззренческой.

33. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию.

А) практическую

Б) мировоззренческую

В) методологическую

Д) гносеологическую.

34. Функция философии, заключающаяся в разработке основных методов познания окружающей действительности, называется:

А) гносеологической

Б) мировоззренческой

В) методологической

Г) критической.

35. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, выполняет свою _______________ функцию.

А) теоретическую

Б) гуманистическую

В) критическую

Г) методологическую.

36. Функция философии, состоящая в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, утверждении моральных норм, помогающая человеку адаптироваться в окружающем мире, называется:

А) воспитательно-гуманитарной

Б) критической

В) мировоззренческой

Г) гносеологической.

 

Онтология

1. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом:

А) истории

Б) философии

В) искусства

Г) мифологии.

2. Онтологией в философии называется учение о:

А) бытии

Б) законах мышления

В) боге

Г) морали и нравственности.

3. Предельно общие характеристики всего сущего выражаются в категории:

А) бытие

Б) взаимодействие

В) жизнь

Г) сущность.

4. Первоначально, причина и носитель всего сущего – это:

А) элементарные частицы

Б) субстанция

В) вселенная

Г) природа.

5. Категория «субстанция»:

А) Обозначает совокупность всего существующего

Б) Обозначает духовный мир человека

В) Обозначает чувственно-воспринимаемый мир

Г) Выражает идею единства бытия.

6. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется:

А) материей

Б) субстанцией

В) миром

Г) природой.

7. Модель реальности, в которой создаётся эффект присутствия в ней человека, называется:

А) актуальной

Б) объективной

В) виртуальной

Г) субъективной.

8. Что обозначается категорией движения?

а) любое изменение;

б) пространственное перемещение;

в) развитие.

9. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является:

8 стр., 3775 слов

Человек как предмет философского познания. Философская антропология.

... вокруг.   В философии Нового времени и Просвещения человек рассматривается, прежде всего, как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется ... развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до роди простого "инструмента" в социальных и технологических ...

А) количество

Б) пространство

В) движение

Г) время.

10. С точки зрения философии, развитие:

А) присуще природе, обществу и сознанию

Б) характерно только для материальных систем

В) характерно только для социума

Г) наблюдается только в живых системах.

11. Согласно диалектике, источником развития выступает:

А) любое изменение объекта

Б) разрешение внутренних противоречий

В) внешнее воздействие на объект

Г) стремление к установлению равновесия.

12. Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием:

А) закон

Б) необходимость

В) отношение

Г) связь.

13. Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть:

А) внешние признаки предмета

Б) то, что можно измерить

В) система необходимых свойств предмета

Г) то, что никогда не изменяется в предмете.

14. Что утверждает закон взаимопревращения количественных и качественных изменений?

а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;

в) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;

г) форма развития спиралеобразна.

15. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей?

а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;

б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;

в) форма развития спиралеобразна.

16. Что утверждает закон отрицания отрицания?

а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;

б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;

в) форма развития спиралеобразна.

17. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:

А) совокупностью

Б) интегралом

В) моделью

Г) системой.

18.Изменения системы в сторону повышения уровня упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как:

А) онтогенез

Б) движение

В) прогресс

Г) редукцию.

Сознание и познание. Научное познание

1. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ___________ взгляда на сознание:

А) мифологического

Б) естественно-научного

В) обыденного

Г) эстетического.

2. Что такое отражение?

а) форма мышления, фиксирующая общие и отличительные признаки предметов и явлений;

б) свойство материи воспроизводить предметами признаков других предметов;

в) приобретение человеком знаний о мире.

3.Способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме называется:

А) эмоцией

Б) сознанием

В) раздражимостью

Г) чувствительностью.

4. Под сознанием в философии понимают:

А) форму непосредственного слияния человека и мира

Б) продукт общественной деятельности людей

В) совокупность различных идеальных процессов

Г) высшую форму психического отражения действительности

13 стр., 6437 слов

Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...

... из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека. Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей ...

Д) всю совокупность присущих человеку психических явлений, состояний и действий.

5. Сознание и бессознательное:

А) взаимосвязаны

Б) взаимодействуют между собой и способны достигать единства

В) изолированы друг от друга

Г) абсолютно противоположны

Д) являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека.

6. Креативность сознания выражается в:

А) способности создавать нечто новое

Б) придании смысла предмету сознания

В) отсутствии способности создавать нечто новое

Г) отсутствии смысла в действиях.

7. В структуру сознания включается:

А) темперамент

Б) воля и эмоции

В) рефлексы

Г) инстинкты.

8. Сознание и мышление:

А) взаимосвязаны

Б) активны

В) противоположны друг другу

Г) идеальны

Д) тождественны.

9. Что такое идеальное?

а) способ бытия объекта в психическом мире субъекта;

б) предмет, выступающий представителем другого предмета;

в) способ передачи информации от предмета к предмету.

10. Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть:

А) труд

Б) бог

В) ноумен

Г) субъект познания.

11. Источником содержания сознания для материалистов выступает:

А) бессознательное

Б) Бог

В) объективный мир

Г) ощущение.

12. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которой располагает общество или отдельный индивид, есть:

А) представление

Б) концепция

В) познание

Г) знание.

13. По мнению представителей _____________ «знания о вещах изменчивы и текучи, поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

А) гносеологического оптимизма

Б) скептицизма

В) догматизма

Г) агностицизма.

14. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает __________ знание.

А) паранаучное

Б) квазинаучное

В) научное

Г) обыденное.

15. Процесс постижения смысла чего-либо есть:

А) интуиция

Б) понимание

В) знание

Г) интроспекция.

16. Придавать смысл вещам и процессам может:

А) само их существование в мире

Б) природа, взятая вне человека

В) лишь человек

Г) все существующие в природе живые существа.

17. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с:

А) восприятием

Б) экспериментом

В) сознанием

Г) интуицией.

18. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями, есть:

А) предсознание

Б) чувственно-аффективный уровень сознания

В) абстрактное мышление

Г) ценностно-волевой уровень сознания.

19. Что такое представление?

а) результат непосредственного воздействия предмета на органы чувств;

б) образ отдельных чувственных признаков предмета;

в) чувственный образ непосредственно не данных предметов.

20. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется:

А) понятием

Б) переживанием

В) словом

Г) знаком.

21. Что такое эмпирический уровень познания?

а) познание, опирающееся на теоретические конструкции и их же представляющее;

8 стр., 3743 слов

Знание, познание и интуиция

... познания. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание ... обучения и кончая научно-исследовательской работой. Знание правил и законов логики не является ... озарение" ("инсайт" - внутренняя вспышка), внезапное постижение истины. 2.2 Определение. Общие черты. До определенного времени такого ...

б) познание на основе непосредственного изучения предметов;

в) познание на основе интуиции.

22. К эмпирическому уровню познания относится:

А) построение теории

Б) выдвижение гипотез

В) построение картины мира

Г) анализ фактов.

23. К теоретическому познанию относится:

А) измерение

Б) эксперимент

В) формализация

Г) наблюдение.

24. Что такое рациональное познание?

а) познание в виде живого созерцания предметов и явлений;

б) отражение содержания предметов в обобщенных абстрактных образах;

в) вывод из одних суждений других суждений.

25. К формам рационального познания не относится:

А) восприятие

Б) теория

В) гипотеза

Г) умозаключение.

26. Систему приемом, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют:

А) экспериментом

Б) методом

В) теорией

Г) парадигмой.

27. Проблема соответствия знаний объективной реальности характеризуется в философии как проблема:

А) истины

Б) соотношения субъекта и объекта познания

В) человека

Г) метода.

28. Согласно классической позиции, истина есть:

А) то, что признается таковым большинством

Б) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

В) правда

Г) соответствие знаний объективной действительности.

29. Современная диалектико-материалистическая трактовка истины предполагает, что:

А) истина есть процесс

Б) абсолютной истины не существует

В) истина неразрывно связана с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой

Г) истина всегда субъективна

Д) в познании следует стремиться к вечной абсолютной истине.

30. Что такое объективная истина?

а) неопровергаемое знание, полностью отражающее свой предмет;

б) содержание знания, не зависящее от сознания субъекта;

в) знание, которое частично сохранится и в будущем.

31. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии:

А) заблуждение

Б) абсолютность

В) конкретность

Г) абстрактность.

32. Основой преемственности истин является:

А) конкретность истины

Б) относительность истины

В) догматизм

Г) объективность истины.

33. Непреднамеренное искажение знания есть:

А) относительная истина

Б) заблуждение

В) ложь

Г) фантазия.

34. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как:

А) ложь

Б) фантазия

В) объяснение

Г) заблуждение.

35. Что такое заблуждение?

а) знание, рассматривающее предмет в реальных условиях;

б) знание, абсолютизирующее отдельные стороны предмета;

в) предметно-чувственная деятельность человека.

36. Главным критерием истины для диалектического материализма является (-ются):

А) чувственные переживания

Б) самоочевидность и достоверность

В) практика

Г) логические построения.

37. К формам практики как критерия истины не относится:

9 стр., 4155 слов

Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?

... учительскую деятельность было невозможно. Преследования за педагогическую деятельность со стороны властей и окрестных помещиков не прекращались. Толстой был подавлен таки жестоким и несправедливым отношением к ... народа. Толстой писал тогда, что русским людям необходимо народное образование, народные школы и училища. Писатель задумал создать «Общество народного образования», целью которого должно было ...

А) социально-политическая деятельность

Б) идеология

В) общественное производство

Г) научно-экспериментальная деятельность.

38. Наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни в (во):

А) период великих географических открытий

Б) аграрном обществе

В) время первой научной революции XYII века

Г) постиндустриальном обществе.

39. В научном познании выделяют два уровня:

А) эмпирический и теоретический

Б) новаторский и репродуктивный

В) диалектический и метафизический

Г) эклектический и монистический.

40. На эмпирическом уровне научного познания:

А) обосновываются теории

Б) формулируются законы

В) выдвигаются гипотезы

Г) выявляются внешние связи между предметами.

41. К методам теоретического уровня познания не относится:

А) системный подход

Б) эксперимент

В) структурно-функциональный анализ

42. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть:

А) закон

Б) принцип

В) теория

Г) гипотеза.

43. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть:

А) теория

Б) факт

В) гипотеза

Г) обобщение.

44. Что такое научный факт?

а) изучение предмета таким, каким он дан в восприятии;

б) реальное явление, выступающее основой теоретического обобщения;

в) знание об объекте, воспроизводящем признаки другого объекта.

45. Что такое научная проблема?

а) предположение о чем-либо, достоверность чего должна быть установлена позднее;

б) исследование на основе замещения предмета его аналогом;

в) система вопросов, решение которых важно для науки.

46. Что такое дедукция?

а) изучение предмета путем расчленения его на части;

б) знание, полученное путем обобщения исходных знаний;

в) знание, полученное на основе вывода по законам логики.

Философская антропология (философское учение о человеке)

1. Философская антропология, это философское учение о:

А) природе

Б) цивилизации

В) обществе

Г) человеке.

2. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется:

А) гуманистической

Б) социологизаторской

В) рационалистической

Г) натурализаторской.

3. Мировоззренческий принцип, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется:

А) натурализмом

Б) теоцентризмом

В) космоцентризмом

Г) антропоцентризмом.

4. Природные жизненные силы человека проявляются в:

А) задатках

Б) коммуникации

В) нравственных принципах

Г) морали

Д) способностях.

5. Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть:

А) индивид

Б) особь

В) личность

Г) гражданин.

6. Духовно–телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть:

8 стр., 3523 слов

I. Роль философии в обществе и в жизни человека

... вопрос о смысле жизни 2) проблема соотношения материального и духовного 3) вопрос о сущности человека. 6. Какое философское ... подражать деятели Ренессанса? 1) культуре Греции и Рима 2) Арабской культуре 3) Индийской культуре 4) культуре Египта 22. На какой ... философского понятия "материя'', более всего соответствующего современному уровню развития науки и философии? 1) материя – это все, что ...

А) особь

Б) индивид

В) герой

Г) личность.

7. Личность понимается как:

А) поведенческо-генетическая характеристика человека

Б) субъект общественных отношений

В) природная характеристика человека

Г) продукт общественных отношений

Д) неповторимые своеобразные качества человека.

8. Человека как личность характеризует (-ют):

А) особенности внешности

Б) активная жизненная позиция

В) физическое и психическое здоровье

Г) принадлежность к виду homo sapiens.

9. Ключевыми компонентами в содержании понятия «личность» являются:

А) социальная роль

Б) религиозность

В) темперамент

Г) индивидуальность

Д) принадлежность к миру природы.

10. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения — называется:

А) рефлексией

Б) самоидентификацией

В) самосознанием

Г) самооценкой.

11. Взгляд личности на что-либо есть:

А) убеждение

Б) понятие

В) мнение

Г) интроспекция.

12. Важнейшими элементами, связывающими личность и общество, являются:

А) природные инстинкты

Б) потребности

В) географические факторы

Г) ценности

Д) социальные нормы.

13. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется:

А) поведением

Б) проектированием

В) трудом

Г) активностью.

14. Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является:

А) Америка

Б) Азия

В) Африка

Г) Австралия.

15. Решающую роль в становлении сознания человека сыграли:

А) хозяйственный уклад

Б) орудийная деятельность

В) географическая среда

Г) субъективные устремления людей

Д) язык.

16. Как называется учение о способах поведения и взаимоотношений между людьми?

а) мораль;

б) нравственность;

в) право;

г) этика.

17. Христианское понимание смысла жизни заключается в:

А) материальном обогащении

Б) преобразовании мира

В) накоплении знаний

Г) спасении.

18. Понятие этики, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, — это:

А) счастье

Б) совесть

В) наслаждение

Г) долг.

19. Этическая позиция, связывающая смысл жизни с наслаждением, характерна для:

А) альтруизма

Б) гедонизма

В) эвдемонизма

Г) стоицизма.

20. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека:

А) эвдемонизм

Б) утилитаризм

В) гедонизм

Г) аскетизм.

21. Принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, заботе о своем «Я» и его интересах даже ценой блага других, называется:

А) утилитаризмом

Б) эгоизмом

В) аскетизмом

Г) прагматизмом.

22. Что такое свобода совести?

а) осознанная необходимость;

б) право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения;

11 стр., 5423 слов

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

... развития общества, так как закрепляет в словах результаты человеческого мышления, создает науку и тем обеспечивает прогресс культуры. Для развития второй сигнальной системы человека решающее значение имеют первые 6 лет жизни. ... и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия. На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство ...

в) право человека не считаться с убеждениями своей совести;

г) способность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями.

Социальная философия

1. Всё то, что возникло естественным путём, называется:

А) обществом

Б) природой

В) ноосферой

Г) биосферой.

2. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек осмысленно и глобально контролирует ход природных процессов, есть:

А) ноосфера

Б) атмосфера

В) литосфера

Г) биосфера.

3. Что понимается под природой в социальной философии?

а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;

б) биосфера и ноосфера;

в) часть материального мира, не созданная людьми, в рамках которой существует и с которой взаимодействует общество;

г) вся материальная действительность.

4. Что такое географическая среда?

а) совокупность предметов и явлений природы, вовлеченных в процесс общественного производства на том или ином историческом этапе;

б) совокупность людей, живущих в определенной стране, части света или на Земле в целом;

в) сфера деятельности человека по созданию материальных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей;

г) биосфера Земли.

5. Под обществом в философии понимают:

А) коллективное бессознательное

Б) продукт взаимодействия людей

В) единую личность, чья воля на основании соглашения многих людей должна стать волею их всех

Г) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания.

6. Главными условиями существования и развития общества является (-ются):

А) вера в бога

Б) освоение космоса

В) справедливые отношения между людьми

Г) материальное производство.

7. Что такое общественное бытие?

а) материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу;

б) противоположность общественному небытию;

в) жизнь общества во всех его проявлениях;

г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

8. Какое из указанных явлений относится к общественному бытию?

а) мораль;

б) наука;

в) культура;

г) государство.

9. Какое из указанных явлений относится к общественному сознанию?

а) политика;

б) наука;

в) культура;

г) государство.

10. Что такое способ производства?

а) единство производительных сил и производственных отношений в их конкретно-исторической форме, на определенном этапе общественного развития, в основном определяющее качественную характеристику общества;

б) совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства;

в) деятельность человека по созданию чего-либо, необходимого для удовлетворения материальных или духовных потребностей;

г) приемы и правила обработки различных природных материалов.

11. Важнейшей производительной силой любого общества является:

А) человек

Б) коллектив

В) идеология

Г) право.

12. В структуру современных производительных сил общества не входит (ят):

А) производственно-экономическая инфраструктура

Б) технология производственных процессов

В) научное знание

Г) отношения распределения продуктов производства.

13. К производственным отношениям относятся отношения:

А) между поколениями

Б) распределения продуктов производства

В) межличностные

Г) межнациональные.

14. Укажите правильное положение:

а) производственные отношения объективны, но не материальны;

б) производственные отношения зависят от сознания людей;

в) производственные отношения материальны, так как складываются независимо от субъективных желаний людей;

г) производственные отношения, как и все человеческие отношения, нематериальны.

15. Укажите правильную формулировку соотношения производительных сил и производственных отношений:

а) производительные силы должны соответствовать производственным отношениям;

б) производственные отношения и производительные силы должны друг другу соответствовать;

в) производительные силы могут не соответствовать производственным отношениям;

г) производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.

16. Укажите диалектико — материалистическое определение практики:

а) практика – это деятельность человека, направленная на достижение поставленных целей;

б) практика – это чувственное восприятие мира;

в) практика – это только производственная деятельность людей;

г) практика — это сознательная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем.

17. Какой вид деятельности не относится к практике?

а) политическая забастовка;

б) научный эксперимент;

в) предвыборная агитация;

Г) приготовление пищи.

18. Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу называются _____________ революцией.

А) политической

Б) технической

В) культурной

Г) научной.

19. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется:

А) промышленной

Б) научной

В) биотехнической

Г) неолитической.

20. Мировая история в целом есть:

А) лишь теоретическая конструкция

Б) процесс стадиального изменения определенного числа изначально существовавших социоисторических организмов

В) процесс возникновения, развития и гибели огромного множества социоисторических организмов

Г) простая последовательность событий.

21. Что такое общественно-экономическая формация?

а) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии;

б) совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению, мера человеческого в человеке;

в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;

г) общественный организм.

22. Какое явление относится к базису в структуре общественно-экономической формации?

а) семья;

б) культура;

в) государство;

г) экономика.

23. Какое явление относится к надстройке в структуре общественно-экономической формации?

а) семья;

б) культура;

в) государство;

г) экономика.

24. Что такое цивилизация?

а) совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению, мера человеческого в человеке;

б) собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью охватываемых ею индивидов и социальных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства;

в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;

г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

25. Сторонники формационного подхода к истории:

А) уверены, что ход истории определяется свободной волей великих личностей

Б) являются последовательными провиденциалистами

В) считают важнейшими факторами функционирования и развития общества факторы социально-экономические

Г) убеждены, что в основе общественных отношений лежат особенности духовной культуры, менталитета.

26. Цивилизационный подход к истории предполагает:

А) европоцентризм

Б) деление истории на формационные этапы

В) признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур

Г) установление общих закономерностей развития общества.

27. К субъективному фактору исторического процесса относится:

А) деятельность выдающихся исторических личностей

Б) влияние космических излучений

В) проявление исторических закономерностей

Г) промысел бога.

28. Социальная сфера общества включает в себя:

А) общности людей

Б) государственные структуры

В) транснациональные корпорации

Г) средства производства.

29. Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является:

А) класс

Б) народность

В) семья

Г) сословие.

30. Что такое общественный класс?

а) большая группа людей, различающаяся по месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам и размерам получаемой ими доли общественного богатства;

б) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии;

в) общественный организм;

г) объективно сложившееся в обществе исторически устойчивое объединение людей, характеризующееся спецификой образа жизни по сравнению с другими объединениями людей, особым местом и особой ролью в общественной жизни.

31. Что такое государство?

а) система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определенной цели;

б) исторически конкретная совокупность отношений, характеризующих данный этап развития общества, уровень развития основных его сфер, прежде всего экономической и политико-правовой;

в) основной политический институт классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и организаций данного общества в целях защиты его экономической и социальной структур;

г) область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами.

32. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть:

А) право

Б) политика

В) религия

Г) мораль.

33. Традиционное общество – это __________ общество.

А) индустриальное

Б) массовое

В) доиндустриальное

Г) информационное.

34. В постиндустриальном обществе на первый план выходит:

А) машиностроение и металлургия

Б) сельское хозяйство

В) сфера услуг, образования и науки

Г) производство товаров массового спроса.

35. Масса в постиндустриальном обществе.

А) предполагает обязательный личный контакт индивидов

Б) воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих

В) формируется с помощью коммуникативных технологий

Г) характеризуется личной идентификацией с позицией лидера.

36. Что обозначается категорией прогресса?

а) любое изменение;

б) переход от простого к сложному, от низшего к высшему;

в) развитие;

г) эволюция.

37. Что обозначается категорией регресса?

а) упрощение, упадок, деградация;

б) любое изменение;

в) переход от простого к сложному, от низшего к высшему;

г) развитие.

38. Особенностью современного научно-технического прогресса является:

А) широкое использование электрической энергии

Б) массовое машинное производство

В) создание новых технологий на базе научной теории

Г) автоматизация производства.

39. К негативным социальным последствиям перехода к постиндустриализму современные исследователи относят:

А) усиление социального неравенства

Б) возрастающую роль образования и науки

В) утверждение класса носителей знания в качестве основного

Г) размывание и распад социальных связей

Д) инновационный характер производства.

40. В политической сфере процессы глобализации выражаются в:

А) исчезновении противоречий между отдельными государствами

Б) создании международных организаций и союзов

В) росте числа национально-этнических конфликтов

Г) появлении новых демократических государств.

41. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, то есть принципа:

А) детерминизма

Б) дополнительности

В) эволюции

Г) коэволюции.

42. Глобальная проблема, проявившая себя в XXI веке, — это:

А) международный терроризм

Б) угроза распространения ВИЧ-инфекции

В) предотвращение мировой термоядерной войны

Г) освоение космоса.

43. Исторический материализм считает основным критерием общественного прогресса:

А) уровень развития производительных сил общества

Б) развития научного знания

В) наличие правового государства

Г) духовное развитие человека.

44. Эволюционный тип развития общества предполагает:

А) реформы

Б) восстания

В) войны

Г) политические перевороты.

45. Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется:

А) культурой

Б) сознанием

В) психикой

Г) божественными заповедями.

46. Что такое культура?

а) весь образ жизни, определяемый социальным окружением и приобретенный индивидом как членом данного общества;

б) процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств; мера человеческого в человеке;

в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;

г) поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символических действий, слов или подражания.

47. Укажите правильное положение:

а) культура – это надстройка общества;

б) культура – это самостоятельный элемент общества, находящийся вне базиса и надстройки;

в) культура – это явление, существующее только в рамках цивилизации;

г) культура – это явление, характеризующее структуру общественно-экономических формаций и цивилизаций.

48. Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется:

А) адаптационной

Б) коммуникативной

В) познавательной

Г) аксиологической.

49. Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется:

А) маргинальной

Б) массовой

В) элитарной

Г) информационной.

50. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во):

А) конце XIX в.

Б) XVIII в.

В) второй половине XX в.

Г) начале XX в.

51. Необходимым и предварительным условием решения всех глобальных проблем является:

А) регулирование темпов роста народонаселения

Б) преодоление дисбаланса в экономическом развитии отдельных стран

В) освоение ресурсов мирового океана

Г) предотвращение III-й мировой войны.

52. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии:

А) «информатизация»

Б) «технологизация»

В) «идеологизация»

Г) «глобализация».

53. В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во):

А) росте экономической самостоятельности государств

Б) взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами

В) формировании социально-ориентированной экономики

Г) выходе экономики за национальные рамки.

54. Типичным образованием глобального коммуникационного поля является:

А) субкультура

Б) поп-культура

В) национальная культура

Г) маргинальная культура.

55. Для того чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо прежде всего:

А) активизировать исследование космоса

Б) разработать международный экологический кодекс

В) изменить потребительское отношение человечества к природе

Г) снизить темпы научно-технического прогресса.

56. Спецификой глобального характера современного общества не является (-ются):

А) высокие темпы развития техники

Б) массовый характер современного производства

В) ускоренное развитие средств массовой коммуникации

Г) постоянная смена философских концепций.

57. Проблема голода и нищеты в отсталых странах

А) Относится к экологическим проблемам

Б) Вообще не является глобальной проблемой

В) Относится к проблеме международного терроризма

Г) Относится к группе проблем межгосударственного характера.