Сознание и познание. Научное познание

ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ОЗО 2010

(НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА)

 

Предмет философии

1. Системно-рационализированное мировоззрение называют:

А) рефлексией

Б) философией

В) религией

Г) искусством.

2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется:

А) гипотезой

Б) парадигмой

В) картиной мира

Г) законом.

3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе:

А) повседневного опыта

Б) Священного писания

В) мифологических представлений

Г) философских идей.

4. Для научной картины мира характерно:

А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных

Б) отождествление веры и знания

В) уверенность в существовании Мирового разума

Г) истинное знание причины.

5. Проблемы, решаемые философией, носят __________ характер.

А) частный

Б) стандартный

В) конечный

Г) всеобщий, предельный.

 

6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью:

А) мифологии

Б) религии

В) науки

Г) философии.

7. Философия отличается от религии тем, что:

А) познавательная функция для неё является ведущей

Б) обладает большим гуманистическим потенциалом

В) она вырабатывает определенную систему ценностей

Г) она является формой мировоззрения.

8. Гносеология – это философское учение о:

А) познании

Б) природе

В) бытии

Г) человеке.

9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:

А) этика

Б) эргономика

В) эстетика

Г) экономика.

10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть:

А) культурология

Б) история философской мысли

В) эпистемология

Г) онтология.

11. Что такое материализм?

а) учение, считающее первичной материю;

б) учение, считающее первичным сознание;

в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

12. Что такое идеализм?

а) учение, считающее первичной материю;

б) учение, считающее первичным сознание;

в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

13. Что такое дуализм?

а) учение, считающее первичной материю;

б) учение, считающее первичным сознание;

11 стр., 5360 слов

Тема 1. Философское учении о бытии, материи

... материи. Общедоступный очерк естественного мирового порядка //Мир философии.- М., 1991,Ч.1, С.452-456. 2.Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ч.,Ч.2, С.304-310. 3.Дидро Д. Разговор Даламбера с Дидро //Мир философии, ... материалисты считают, что сознанием являются физиологические процессы в клетках коры головного мозга. При таком подходе разрушается связь сознания с окружающим миром. Подобную ...

в) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

14. Что такое монизм?

а) учение, считающее, что существует только одна субстанция;

б) учение, считающее, что существует две субстанции;

в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.

15. Что такое плюрализм ?

а) учение, считающее, что существует только одна субстанция;

б) учение, считающее, что существует две субстанции;

в) учение, считающее, что есть три и больше субстанций.

16. Что такое субъективный идеализм?

а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;

б) учение, считающее первичной человеческую духовность;

в) учение, считающее первичным материальный мир.

17. Что такое объективный идеализм?

а) учение, считающее первичным внечеловеческую духовность;

б) учение, считающее первичной человеческую духовность;

в) учение, считающее первичным материальный мир.

18. Что такое агностицизм?

а) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ;

б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания;

в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения.

19. Что такое метафизика?

а) учение, познающее мир в его изменении;

б) учение, познающее мир помимо его изменения;

в) философия, стоящая над физикой.

20. Что такое диалектика?

а) учение, познающее явления в их связи друг с другом;

б) учение, познающее явления вне их связи друг с другом;

в) учение, считающее развитие мира целенаправленным.

21. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на:

А) диалектиков и метафизиков

Б) материалистов и идеалистов

В) сенсуалистов и рационалистов

Г) монистов и дуалистов.

22. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется:

А) дуализмом

Б) плюрализмом

В) идеализмом

Г) материализмом.

23. Философская позиция дуализма выражается в признании:

А) первичности материи

Б) тождества мышления и бытия

В) первичности идеального

Г) мышления и материи независимыми субстанциями.

24. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа — это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли:

А) дуалисты

Б) идеалисты

В) материалисты

Г) интуитивисты.

25. Сторонники ______________ считают сознание воплощением мирового разума.

А) объективного идеализма

Б) материализма

В) плюрализма

Г) субъективного идеализма.

26. Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции:

А) субъективного идеализма

Б) объективного идеализма

В) дуализма

Г) материализма.

27. Утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь», отражает теорию:

А) субъективных идеалистов

Б) умеренных материалистов

В) объективных идеалистов

Г) вульгарных материалистов.

28. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:

А) метафизическим

22 стр., 10903 слов

Возникновение и становление философских учений. Предмет философии, ...

... предмет философии менялся, что было обусловлено социальными трансформациями, духовной жизнью, уровнем научного знания, в том числе философского. В настоящее время философия - это учение об универсальных принципах бытия ... т. п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее ...

Б) аксиоматическим

В) диалектическим

В) телеологическим

29. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется:

А) методологической

Б) критической

В) аксиологической

Г) прогностической.

30. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии.

А) гуманистическим

Б) практическим

В) методологическим

Г) культурно-воспитательным.

31. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов:

А) критической

Б) интегральной

В) аксиологической

Г) логической.

32. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется:

А) культурно-воспитательной

Б) критической

В) аксиологической

Г) мировоззренческой.

33. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию.

А) практическую

Б) мировоззренческую

В) методологическую

Д) гносеологическую.

34. Функция философии, заключающаяся в разработке основных методов познания окружающей действительности, называется:

А) гносеологической

Б) мировоззренческой

В) методологической

Г) критической.

35. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, выполняет свою _______________ функцию.

А) теоретическую

Б) гуманистическую

В) критическую

Г) методологическую.

36. Функция философии, состоящая в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, утверждении моральных норм, помогающая человеку адаптироваться в окружающем мире, называется:

А) воспитательно-гуманитарной

Б) критической

В) мировоззренческой

Г) гносеологической.

 

Онтология

1. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом:

А) истории

Б) философии

В) искусства

Г) мифологии.

2. Онтологией в философии называется учение о:

А) бытии

Б) законах мышления

В) боге

Г) морали и нравственности.

3. Предельно общие характеристики всего сущего выражаются в категории:

А) бытие

Б) взаимодействие

В) жизнь

Г) сущность.

4. Первоначально, причина и носитель всего сущего – это:

А) элементарные частицы

Б) субстанция

В) вселенная

Г) природа.

5. Категория «субстанция»:

А) Обозначает совокупность всего существующего

Б) Обозначает духовный мир человека

В) Обозначает чувственно-воспринимаемый мир

Г) Выражает идею единства бытия.

6. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется:

А) материей

Б) субстанцией

В) миром

Г) природой.

7. Модель реальности, в которой создаётся эффект присутствия в ней человека, называется:

А) актуальной

Б) объективной

В) виртуальной

Г) субъективной.

8. Что обозначается категорией движения?

а) любое изменение;

б) пространственное перемещение;

в) развитие.

9. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является:

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... называется, все могут видеть человека, и ещё никто не перепутал человека с животным. В мире нет более сложного, противоречивого, таинственного и до конца еще неопознанного феномена как человек. Философия ...

А) количество

Б) пространство

В) движение

Г) время.

10. С точки зрения философии, развитие:

А) присуще природе, обществу и сознанию

Б) характерно только для материальных систем

В) характерно только для социума

Г) наблюдается только в живых системах.

11. Согласно диалектике, источником развития выступает:

А) любое изменение объекта

Б) разрешение внутренних противоречий

В) внешнее воздействие на объект

Г) стремление к установлению равновесия.

12. Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием:

А) закон

Б) необходимость

В) отношение

Г) связь.

13. Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть:

А) внешние признаки предмета

Б) то, что можно измерить

В) система необходимых свойств предмета

Г) то, что никогда не изменяется в предмете.

14. Что утверждает закон взаимопревращения количественных и качественных изменений?

а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;

в) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;

г) форма развития спиралеобразна.

15. Что утверждает закон единства и борьбы противоположностей?

а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;

б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;

в) форма развития спиралеобразна.

16. Что утверждает закон отрицания отрицания?

а) причиной саморазвития вещи является ее внутренняя противоречивость;

б) развитие осуществляется путем накопления количественных изменений, нарушения меры и качественного скачка;

в) форма развития спиралеобразна.

17. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:

А) совокупностью

Б) интегралом

В) моделью

Г) системой.

18.Изменения системы в сторону повышения уровня упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как:

А) онтогенез

Б) движение

В) прогресс

Г) редукцию.

Сознание и познание. Научное познание

1. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ___________ взгляда на сознание:

А) мифологического

Б) естественно-научного

В) обыденного

Г) эстетического.

2. Что такое отражение?

а) форма мышления, фиксирующая общие и отличительные признаки предметов и явлений;

б) свойство материи воспроизводить предметами признаков других предметов;

в) приобретение человеком знаний о мире.

3.Способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме называется:

А) эмоцией

Б) сознанием

В) раздражимостью

Г) чувствительностью.

4. Под сознанием в философии понимают:

А) форму непосредственного слияния человека и мира

Б) продукт общественной деятельности людей

В) совокупность различных идеальных процессов

Г) высшую форму психического отражения действительности

Д) всю совокупность присущих человеку психических явлений, состояний и действий.

5. Сознание и бессознательное:

А) взаимосвязаны

Б) взаимодействуют между собой и способны достигать единства

8 стр., 3743 слов

Знание, познание и интуиция

... сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов ... предметов, являются их комбинацией. Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, ... внезапное постижение истины. 2.2 Определение. ...

В) изолированы друг от друга

Г) абсолютно противоположны

Д) являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека.

6. Креативность сознания выражается в:

А) способности создавать нечто новое

Б) придании смысла предмету сознания

В) отсутствии способности создавать нечто новое

Г) отсутствии смысла в действиях.

7. В структуру сознания включается:

А) темперамент

Б) воля и эмоции

В) рефлексы

Г) инстинкты.

8. Сознание и мышление:

А) взаимосвязаны

Б) активны

В) противоположны друг другу

Г) идеальны

Д) тождественны.

9. Что такое идеальное?

а) способ бытия объекта в психическом мире субъекта;

б) предмет, выступающий представителем другого предмета;

в) способ передачи информации от предмета к предмету.

10. Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть:

А) труд

Б) бог

В) ноумен

Г) субъект познания.

11. Источником содержания сознания для материалистов выступает:

А) бессознательное

Б) Бог

В) объективный мир

Г) ощущение.

12. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которой располагает общество или отдельный индивид, есть:

А) представление

Б) концепция

В) познание

Г) знание.

13. По мнению представителей _____________ «знания о вещах изменчивы и текучи, поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

А) гносеологического оптимизма

Б) скептицизма

В) догматизма

Г) агностицизма.

14. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает __________ знание.

А) паранаучное

Б) квазинаучное

В) научное

Г) обыденное.

15. Процесс постижения смысла чего-либо есть:

А) интуиция

Б) понимание

В) знание

Г) интроспекция.

16. Придавать смысл вещам и процессам может:

А) само их существование в мире

Б) природа, взятая вне человека

В) лишь человек

Г) все существующие в природе живые существа.

17. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с:

А) восприятием

Б) экспериментом

В) сознанием

Г) интуицией.

18. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями, есть:

А) предсознание

Б) чувственно-аффективный уровень сознания

В) абстрактное мышление

Г) ценностно-волевой уровень сознания.

19. Что такое представление?

а) результат непосредственного воздействия предмета на органы чувств;

б) образ отдельных чувственных признаков предмета;

в) чувственный образ непосредственно не данных предметов.

20. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется:

А) понятием

Б) переживанием

В) словом

Г) знаком.

21. Что такое эмпирический уровень познания?

а) познание, опирающееся на теоретические конструкции и их же представляющее;

б) познание на основе непосредственного изучения предметов;

4 стр., 1641 слов

Основы знаний о физкультурной деятельности – 45ч.

...               Содержание учебной программы Основы знаний о физкультурной деятельности – 45ч. – Культурно – исторические основы – 15ч. – Социально – психологические основы – 15ч. ... культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом ...

в) познание на основе интуиции.

22. К эмпирическому уровню познания относится:

А) построение теории

Б) выдвижение гипотез

В) построение картины мира

Г) анализ фактов.

23. К теоретическому познанию относится:

А) измерение

Б) эксперимент

В) формализация

Г) наблюдение.

24. Что такое рациональное познание?

а) познание в виде живого созерцания предметов и явлений;

б) отражение содержания предметов в обобщенных абстрактных образах;

в) вывод из одних суждений других суждений.

25. К формам рационального познания не относится:

А) восприятие

Б) теория

В) гипотеза

Г) умозаключение.

26. Систему приемом, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют:

А) экспериментом

Б) методом

В) теорией

Г) парадигмой.

27. Проблема соответствия знаний объективной реальности характеризуется в философии как проблема:

А) истины

Б) соотношения субъекта и объекта познания

В) человека

Г) метода.

28. Согласно классической позиции, истина есть:

А) то, что признается таковым большинством

Б) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

В) правда

Г) соответствие знаний объективной действительности.

29. Современная диалектико-материалистическая трактовка истины предполагает, что:

А) истина есть процесс

Б) абсолютной истины не существует

В) истина неразрывно связана с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой

Г) истина всегда субъективна

Д) в познании следует стремиться к вечной абсолютной истине.

30. Что такое объективная истина?

а) неопровергаемое знание, полностью отражающее свой предмет;

б) содержание знания, не зависящее от сознания субъекта;

в) знание, которое частично сохранится и в будущем.

31. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии:

А) заблуждение

Б) абсолютность

В) конкретность

Г) абстрактность.

32. Основой преемственности истин является:

А) конкретность истины

Б) относительность истины

В) догматизм

Г) объективность истины.

33. Непреднамеренное искажение знания есть:

А) относительная истина

Б) заблуждение

В) ложь

Г) фантазия.

34. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как:

А) ложь

Б) фантазия

В) объяснение

Г) заблуждение.

35. Что такое заблуждение?

а) знание, рассматривающее предмет в реальных условиях;

б) знание, абсолютизирующее отдельные стороны предмета;

в) предметно-чувственная деятельность человека.

36. Главным критерием истины для диалектического материализма является (-ются):

А) чувственные переживания

Б) самоочевидность и достоверность

В) практика

Г) логические построения.

37. К формам практики как критерия истины не относится:

А) социально-политическая деятельность

Б) идеология

В) общественное производство

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, мифы, ... характера» с позиции теории «народного духа» положила так называемая этнопсихология. Ее зарождение относится к 1859 году, когда приват-доцент кафедры общего языкознания Берлинского университета Г. Штейн ...

Г) научно-экспериментальная деятельность.

38. Наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни в (во):

А) период великих географических открытий

Б) аграрном обществе

В) время первой научной революции XYII века

Г) постиндустриальном обществе.

39. В научном познании выделяют два уровня:

А) эмпирический и теоретический

Б) новаторский и репродуктивный

В) диалектический и метафизический

Г) эклектический и монистический.

40. На эмпирическом уровне научного познания:

А) обосновываются теории

Б) формулируются законы

В) выдвигаются гипотезы

Г) выявляются внешние связи между предметами.

41. К методам теоретического уровня познания не относится:

А) системный подход

Б) эксперимент

В) структурно-функциональный анализ

42. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть:

А) закон

Б) принцип

В) теория

Г) гипотеза.

43. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть:

А) теория

Б) факт

В) гипотеза

Г) обобщение.

44. Что такое научный факт?

а) изучение предмета таким, каким он дан в восприятии;

б) реальное явление, выступающее основой теоретического обобщения;

в) знание об объекте, воспроизводящем признаки другого объекта.

45. Что такое научная проблема?

а) предположение о чем-либо, достоверность чего должна быть установлена позднее;

б) исследование на основе замещения предмета его аналогом;

в) система вопросов, решение которых важно для науки.

46. Что такое дедукция?

а) изучение предмета путем расчленения его на части;

б) знание, полученное путем обобщения исходных знаний;

в) знание, полученное на основе вывода по законам логики.

Философская антропология (философское учение о человеке)

1. Философская антропология, это философское учение о:

А) природе

Б) цивилизации

В) обществе

Г) человеке.

2. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется:

А) гуманистической

Б) социологизаторской

В) рационалистической

Г) натурализаторской.

3. Мировоззренческий принцип, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется:

А) натурализмом

Б) теоцентризмом

В) космоцентризмом

Г) антропоцентризмом.

4. Природные жизненные силы человека проявляются в:

А) задатках

Б) коммуникации

В) нравственных принципах

Г) морали

Д) способностях.

5. Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть:

А) индивид

Б) особь

В) личность

Г) гражданин.

6. Духовно–телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть:

10 стр., 4661 слов

Психологическое обеспечение процесса формирования и развития ...

... обществе; недостаточная разработанность законодательной базы развития общества; отсутствие четких экономических механизмов регуляции деятельности организаций и стимуляции работы людей; повышенная стрессогенность в обществе; ... членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью ... разрабатываются и воплощаются у жизни образовательные, управленческие технологии и ...

А) особь

Б) индивид

В) герой

Г) личность.

7. Личность понимается как:

А) поведенческо-генетическая характеристика человека

Б) субъект общественных отношений

В) природная характеристика человека

Г) продукт общественных отношений

Д) неповторимые своеобразные качества человека.

8. Человека как личность характеризует (-ют):

А) особенности внешности

Б) активная жизненная позиция

В) физическое и психическое здоровье

Г) принадлежность к виду homo sapiens.

9. Ключевыми компонентами в содержании понятия «личность» являются:

А) социальная роль

Б) религиозность

В) темперамент

Г) индивидуальность

Д) принадлежность к миру природы.

10. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения — называется:

А) рефлексией

Б) самоидентификацией

В) самосознанием

Г) самооценкой.

11. Взгляд личности на что-либо есть:

А) убеждение

Б) понятие

В) мнение

Г) интроспекция.

12. Важнейшими элементами, связывающими личность и общество, являются:

А) природные инстинкты

Б) потребности

В) географические факторы

Г) ценности

Д) социальные нормы.

13. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется:

А) поведением

Б) проектированием

В) трудом

Г) активностью.

14. Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является:

А) Америка

Б) Азия

В) Африка

Г) Австралия.

15. Решающую роль в становлении сознания человека сыграли:

А) хозяйственный уклад

Б) орудийная деятельность

В) географическая среда

Г) субъективные устремления людей

Д) язык.

16. Как называется учение о способах поведения и взаимоотношений между людьми?

а) мораль;

б) нравственность;

в) право;

г) этика.

17. Христианское понимание смысла жизни заключается в:

А) материальном обогащении

Б) преобразовании мира

В) накоплении знаний

Г) спасении.

18. Понятие этики, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, — это:

А) счастье

Б) совесть

В) наслаждение

Г) долг.

19. Этическая позиция, связывающая смысл жизни с наслаждением, характерна для:

А) альтруизма

Б) гедонизма

В) эвдемонизма

Г) стоицизма.

20. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека:

А) эвдемонизм

Б) утилитаризм

В) гедонизм

Г) аскетизм.

21. Принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, заботе о своем «Я» и его интересах даже ценой блага других, называется:

А) утилитаризмом

Б) эгоизмом

В) аскетизмом

Г) прагматизмом.

22. Что такое свобода совести?

а) осознанная необходимость;

б) право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения;

11 стр., 5423 слов

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

... развития общества, так как закрепляет в словах результаты человеческого мышления, создает науку и тем обеспечивает прогресс культуры. Для развития второй сигнальной системы человека решающее значение имеют первые 6 лет жизни. ... в онтогенезе .1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи ...

в) право человека не считаться с убеждениями своей совести;

г) способность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями.

Социальная философия

1. Всё то, что возникло естественным путём, называется:

А) обществом

Б) природой

В) ноосферой

Г) биосферой.

2. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек осмысленно и глобально контролирует ход природных процессов, есть:

А) ноосфера

Б) атмосфера

В) литосфера

Г) биосфера.

3. Что понимается под природой в социальной философии?

а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;

б) биосфера и ноосфера;

в) часть материального мира, не созданная людьми, в рамках которой существует и с которой взаимодействует общество;

г) вся материальная действительность.

4. Что такое географическая среда?

а) совокупность предметов и явлений природы, вовлеченных в процесс общественного производства на том или ином историческом этапе;

б) совокупность людей, живущих в определенной стране, части света или на Земле в целом;

в) сфера деятельности человека по созданию материальных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей;

г) биосфера Земли.

5. Под обществом в философии понимают:

А) коллективное бессознательное

Б) продукт взаимодействия людей

В) единую личность, чья воля на основании соглашения многих людей должна стать волею их всех

Г) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания.

6. Главными условиями существования и развития общества является (-ются):

А) вера в бога

Б) освоение космоса

В) справедливые отношения между людьми

Г) материальное производство.

7. Что такое общественное бытие?

а) материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу;

б) противоположность общественному небытию;

в) жизнь общества во всех его проявлениях;

г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

8. Какое из указанных явлений относится к общественному бытию?

а) мораль;

б) наука;

в) культура;

г) государство.

9. Какое из указанных явлений относится к общественному сознанию?

а) политика;

б) наука;

в) культура;

г) государство.

10. Что такое способ производства?

а) единство производительных сил и производственных отношений в их конкретно-исторической форме, на определенном этапе общественного развития, в основном определяющее качественную характеристику общества;

б) совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства;

в) деятельность человека по созданию чего-либо, необходимого для удовлетворения материальных или духовных потребностей;

г) приемы и правила обработки различных природных материалов.

11. Важнейшей производительной силой любого общества является:

А) человек

Б) коллектив

В) идеология

Г) право.

12. В структуру современных производительных сил общества не входит (ят):

А) производственно-экономическая инфраструктура

Б) технология производственных процессов

В) научное знание

Г) отношения распределения продуктов производства.

13. К производственным отношениям относятся отношения:

А) между поколениями

Б) распределения продуктов производства

В) межличностные

Г) межнациональные.

14. Укажите правильное положение:

а) производственные отношения объективны, но не материальны;

б) производственные отношения зависят от сознания людей;

в) производственные отношения материальны, так как складываются независимо от субъективных желаний людей;

г) производственные отношения, как и все человеческие отношения, нематериальны.

15. Укажите правильную формулировку соотношения производительных сил и производственных отношений:

а) производительные силы должны соответствовать производственным отношениям;

б) производственные отношения и производительные силы должны друг другу соответствовать;

в) производительные силы могут не соответствовать производственным отношениям;

г) производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил.

16. Укажите диалектико — материалистическое определение практики:

а) практика – это деятельность человека, направленная на достижение поставленных целей;

б) практика – это чувственное восприятие мира;

в) практика – это только производственная деятельность людей;

г) практика — это сознательная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем.

17. Какой вид деятельности не относится к практике?

а) политическая забастовка;

б) научный эксперимент;

в) предвыборная агитация;

Г) приготовление пищи.

18. Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу называются _____________ революцией.

А) политической

Б) технической

В) культурной

Г) научной.

19. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется:

А) промышленной

Б) научной

В) биотехнической

Г) неолитической.

20. Мировая история в целом есть:

А) лишь теоретическая конструкция

Б) процесс стадиального изменения определенного числа изначально существовавших социоисторических организмов

В) процесс возникновения, развития и гибели огромного множества социоисторических организмов

Г) простая последовательность событий.

21. Что такое общественно-экономическая формация?

а) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии;

б) совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению, мера человеческого в человеке;

в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;

г) общественный организм.

22. Какое явление относится к базису в структуре общественно-экономической формации?

а) семья;

б) культура;

в) государство;

г) экономика.

23. Какое явление относится к надстройке в структуре общественно-экономической формации?

а) семья;

б) культура;

в) государство;

г) экономика.

24. Что такое цивилизация?

а) совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению, мера человеческого в человеке;

б) собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью охватываемых ею индивидов и социальных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства;

в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;

г) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

25. Сторонники формационного подхода к истории:

А) уверены, что ход истории определяется свободной волей великих личностей

Б) являются последовательными провиденциалистами

В) считают важнейшими факторами функционирования и развития общества факторы социально-экономические

Г) убеждены, что в основе общественных отношений лежат особенности духовной культуры, менталитета.

26. Цивилизационный подход к истории предполагает:

А) европоцентризм

Б) деление истории на формационные этапы

В) признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур

Г) установление общих закономерностей развития общества.

27. К субъективному фактору исторического процесса относится:

А) деятельность выдающихся исторических личностей

Б) влияние космических излучений

В) проявление исторических закономерностей

Г) промысел бога.

28. Социальная сфера общества включает в себя:

А) общности людей

Б) государственные структуры

В) транснациональные корпорации

Г) средства производства.

29. Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является:

А) класс

Б) народность

В) семья

Г) сословие.

30. Что такое общественный класс?

а) большая группа людей, различающаяся по месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам и размерам получаемой ими доли общественного богатства;

б) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии;

в) общественный организм;

г) объективно сложившееся в обществе исторически устойчивое объединение людей, характеризующееся спецификой образа жизни по сравнению с другими объединениями людей, особым местом и особой ролью в общественной жизни.

31. Что такое государство?

а) система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определенной цели;

б) исторически конкретная совокупность отношений, характеризующих данный этап развития общества, уровень развития основных его сфер, прежде всего экономической и политико-правовой;

в) основной политический институт классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и организаций данного общества в целях защиты его экономической и социальной структур;

г) область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами.

32. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть:

А) право

Б) политика

В) религия

Г) мораль.

33. Традиционное общество – это __________ общество.

А) индустриальное

Б) массовое

В) доиндустриальное

Г) информационное.

34. В постиндустриальном обществе на первый план выходит:

А) машиностроение и металлургия

Б) сельское хозяйство

В) сфера услуг, образования и науки

Г) производство товаров массового спроса.

35. Масса в постиндустриальном обществе.

А) предполагает обязательный личный контакт индивидов

Б) воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих

В) формируется с помощью коммуникативных технологий

Г) характеризуется личной идентификацией с позицией лидера.

36. Что обозначается категорией прогресса?

а) любое изменение;

б) переход от простого к сложному, от низшего к высшему;

в) развитие;

г) эволюция.

37. Что обозначается категорией регресса?

а) упрощение, упадок, деградация;

б) любое изменение;

в) переход от простого к сложному, от низшего к высшему;

г) развитие.

38. Особенностью современного научно-технического прогресса является:

А) широкое использование электрической энергии

Б) массовое машинное производство

В) создание новых технологий на базе научной теории

Г) автоматизация производства.

39. К негативным социальным последствиям перехода к постиндустриализму современные исследователи относят:

А) усиление социального неравенства

Б) возрастающую роль образования и науки

В) утверждение класса носителей знания в качестве основного

Г) размывание и распад социальных связей

Д) инновационный характер производства.

40. В политической сфере процессы глобализации выражаются в:

А) исчезновении противоречий между отдельными государствами

Б) создании международных организаций и союзов

В) росте числа национально-этнических конфликтов

Г) появлении новых демократических государств.

41. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, то есть принципа:

А) детерминизма

Б) дополнительности

В) эволюции

Г) коэволюции.

42. Глобальная проблема, проявившая себя в XXI веке, — это:

А) международный терроризм

Б) угроза распространения ВИЧ-инфекции

В) предотвращение мировой термоядерной войны

Г) освоение космоса.

43. Исторический материализм считает основным критерием общественного прогресса:

А) уровень развития производительных сил общества

Б) развития научного знания

В) наличие правового государства

Г) духовное развитие человека.

44. Эволюционный тип развития общества предполагает:

А) реформы

Б) восстания

В) войны

Г) политические перевороты.

45. Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется:

А) культурой

Б) сознанием

В) психикой

Г) божественными заповедями.

46. Что такое культура?

а) весь образ жизни, определяемый социальным окружением и приобретенный индивидом как членом данного общества;

б) процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств; мера человеческого в человеке;

в) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей;

г) поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символических действий, слов или подражания.

47. Укажите правильное положение:

а) культура – это надстройка общества;

б) культура – это самостоятельный элемент общества, находящийся вне базиса и надстройки;

в) культура – это явление, существующее только в рамках цивилизации;

г) культура – это явление, характеризующее структуру общественно-экономических формаций и цивилизаций.

48. Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется:

А) адаптационной

Б) коммуникативной

В) познавательной

Г) аксиологической.

49. Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется:

А) маргинальной

Б) массовой

В) элитарной

Г) информационной.

50. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во):

А) конце XIX в.

Б) XVIII в.

В) второй половине XX в.

Г) начале XX в.

51. Необходимым и предварительным условием решения всех глобальных проблем является:

А) регулирование темпов роста народонаселения

Б) преодоление дисбаланса в экономическом развитии отдельных стран

В) освоение ресурсов мирового океана

Г) предотвращение III-й мировой войны.

52. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии:

А) «информатизация»

Б) «технологизация»

В) «идеологизация»

Г) «глобализация».

53. В экономической сфере процессы глобализации выражаются в (во):

А) росте экономической самостоятельности государств

Б) взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами

В) формировании социально-ориентированной экономики

Г) выходе экономики за национальные рамки.

54. Типичным образованием глобального коммуникационного поля является:

А) субкультура

Б) поп-культура

В) национальная культура

Г) маргинальная культура.

55. Для того чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо прежде всего:

А) активизировать исследование космоса

Б) разработать международный экологический кодекс

В) изменить потребительское отношение человечества к природе

Г) снизить темпы научно-технического прогресса.

56. Спецификой глобального характера современного общества не является (-ются):

А) высокие темпы развития техники

Б) массовый характер современного производства

В) ускоренное развитие средств массовой коммуникации

Г) постоянная смена философских концепций.

57. Проблема голода и нищеты в отсталых странах

А) Относится к экологическим проблемам

Б) Вообще не является глобальной проблемой

В) Относится к проблеме международного терроризма

Г) Относится к группе проблем межгосударственного характера.