Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

На 5 курсе института стоматологии

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема №1: «организация охраны здоровья населения»

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола …12…

«_23__»_апреля__2007 г.

Зав. кафедрой ОЗиЗ

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..

Составитель:

к.м.н., доцент Шульмин А. В.

Красноярск

2007

  1. Тема занятия: Организация охраны здоровья населения.

Значение изучаемой темы:

Учебное значение (актуальность) изучаемой темы: Здоровье населения Российской Федерации является стратегическим ресурсом. Снижение средней продолжительности жизни высокий уровень заболеваемости определяют приоритетность направления сохранения и укрепления здоровья населения.

Профессиональное значение изучаемой темы: Умение определять наиболее значимые и управляемые факторы здоровья необходимо при разработке профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.

Личностное значение изучаемой темы: Полученные знания позволяют проводить оценку собственного состояния здоровья и откорректировать сложившийся образ жизни с целью его укрепления.

  1. Цель изучения темы:

Сформировать понятие о здоровье человека, его природе и социальной обусловленности. Рассмотреть основные факторы, определяющие здоровье. Изучить влияние образа жизни, как основополагающего фактора формирующего здоровье. Рассмотреть качество жизни, зависящее от здоровья, как важный элемент оценки результатов здравоохранения.

Для достижения данной цели необходимо:

Знать: определения понятий индивидуальное здоровье, общественное здоровье, образ жизни, категории образа жизни, факторы риска, качество жизни связанное со здоровьем, концепции определения бремени болезни и физических отклонений, алгоритм определения QALY.

15 стр., 7342 слов

Философия жизни М. Мамардашвили и ее значение для психологии

... является не столько значение идей Мамардашвили, сколько их личностный смысл для меня в контексте моей жизни (не только профессиональной). ... в общем-то, никакого отношения не имеет. Она изучает даже не лабораторного человека, а некоторое лабораторное представление ... находит в психологии места, хотя оно имеет существенное значение для самого способа протекания и реализации наших основных склонностей, ...

Уметь: применить метод QALY для определения качества жизни зависящего от здоровья.

Иметь представление: об уровнях здоровья, основных задачах здравоохранения по улучшению здоровья населения, группах здоровья, основных компонентов оценки общественного здоровья, сущности методик оценки качества жизни.

Иметь навыки: оценки уровня качества жизни зависящего от здоровья.

  1. План проведения занятия

    Этапы занятия

    Входящий тестовый контроль

      Устный опрос с коррекцией знаний и разбором темы

        Самостоятельная работа.

          Разбор и обсуждение выполненной самостоятельной работы

          Итоговый контроль

            Анализ подведение итогов

              Задание на дом

            1. Основные понятия и положения темы

            1. I. Здоровье как объект службы здравоохранения.

            Уровни здоровья:

            1. Определение понятия — здоровье индивидуума

            1. Здоровье отдельного человека — индивидуальное.
            2. Здоровье групп людей – коллективное.
              1. Здоровье малых групп (социальная, этническая, профессиональная принадлежность).
              2. Здоровье населения по принадлежности к административно-территориальной единице (население города, села, района).
              3. Общественное здоровье — здоровье общества, популяции в целом (государственный, общемировой масштаб).

            В устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) включено определение здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.1

            Для практического использования мы будем использовать определение здоровья как состояние человека, имеющее физические, психологические и социальные параметры, каждый из которых может быть представлен в виде континуума с положительным и отрицательным полюсами2.

            Положительный полюс (хорошее здоровье) характеризуется способностью выдерживать воздействия неблагоприятных факторов, а отрицательный полюс (плохое здоровье) характеризуется болезненностью и летальностью.

            Индивидуальное здоровье оценивается по субъективным (самочувствие, самооценка) и объективным (отклонение от нормы, отяжеленная наследственность, наличие генетического риска, резервные возможности, физическое и психическое состояние) критериям.

            При комплексной оценке индивидуального здоровья население подразделяется на группы здоровья:

            1 группа — здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности);

            2 группа — практически здоровые лица с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний);

            3 группа — больные с частыми острыми заболеваниями (более 4х случаев и 40 дней нетрудоспособности в году);

            4 группа — больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние);

            5 группа — больные с обострением длительно текущих заболеваний (субкомпенсированное состояние).

            1. 2. Определение понятия – общественное здоровье.

            Определения, данные Минздравом РФ:

            Общественное здоровье — медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

            Здоровье населения — медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определённых социальных общностей.

            Основу оценки состояния общественного здоровья составляет учет и анализ:

            • числа случаев заболеваний, травм и отравлений выявленных впервые или обострившихся случаев хронической патологии;
            • числа инвалидов впервые установленных и всего состоящих на учете;
            • числа случаев смерти;
            • данных физического развития.
            1. 3. Факторы, обуславливающие здоровье населения.

            Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

            В отличие от непосредственных причин возникновения и развития заболеваний, факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания. Однако следует учитывать, что эти категории тесно взаимосвязаны друг с другом.

            Ю.П. Лисицин (1989 г.) определил, что влияние факторов определяющих здоровье соотносится в следующей пропорции:

            • на долю образа жизни приходится 50-55%;
            • на внутренние наследственно-биологические факторы (предрасположенность к наследственным заболеваниям) — 18-22%;
            • на факторы окружающей среды (загрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенными и другими вредными веществами, резкая смена атмосферных явлений, радиационное излучение, географическое расположение местности) — 17-20%;
            • уровень развития ЗО (обеспечение населения лекарственными препаратами, качество и своевременность оказания медицинской помощи, развитие материально- технической базы, проведение профилактических мероприятий) — 8-12 процентов.

            3.1. Образ жизни – главный фактор, обусловливающий здоровье

              Образ жизни квалифицируется как система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей, в единстве ее количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений.

              Образ жизни обобщает, включает в себя четыре категории: экономическую – «уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни».

              1. Уклад жизни это условия, в которых происходит жизнедеятельность людей (общественная и культурная жизнь, быт, трудовая деятельность).

              2. Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения, проявления жизнедеятельности, активности, образа и стиля мышления.
              3. Уровень жизни — характеризует размер и структуру материальных потребностей человека (количественная категория).
              4. Качество жизни3 (КЖ) понятие многомерное в своей основе, многофакторное и в широком смысле определяется как степень возможности реализации материальных и духовных потребностей человека. По определению Минздрава РФ качество жизни это категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации. Определение ВОЗ (1999): Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.
              1. 3.1.1. Понятие «качество жизни связанное со здоровьем» и его оценка.

              В современной медицине широкое распространение получил термин «качество жизни, связанное со здоровьем». Одним из принципиальных положений концепции качества жизни в медицине, представленной экспертами Межнационального центра исследования качества жизни (А.А. Новик, Т.И. Ионова, П. Кайнд; 1998, 1999), относится постулат о том, что качество жизни (КЖ) – универсальный критерий для оценки состояния основных функций человека: физической, психологической, социальной и духовной.

              Существуют две основные концепции определения бремени болезни и физических отклонений:

              QALY (Quality Adjusted Life Years) – годы жизни, скорректированные по качеству.

              DALY – (Disability Adjusted Life Years) – годы жизни, скорректированные по нетрудоспособности.

              Концепция QALY стала стандартным инструментом в оценке программ укрепления здоровья в середине восьмидесятых годов. В данном подходе основное внимание уделяется оценке с помощью сложных и дорогостоящих (при масштабных исследованиях) методов, потерь индивидуумом, скорректированных по качеству лет жизни в связи с со снижением физического, умственного или социального статуса в течении определенного времени из за различных причин.

              В качестве основного способа оценки качества жизни применяется метод QALY, по алгоритму определения полезности на основе таблиц, разработанный Торренсом и соавторами.

              Предложенный алгоритм применим для людей старше 3 лет и позволяет определить коэффициенты полезности для различных состояний здоровья на основе четырех признаков (P, R, S, H), представленных в таблицах 1 – 4. Показатель P характеризует физическое состояние, подвижность и физическую активность (табл. 1), показатель R связан со способностью к самообслуживанию и другим формам повседневной жизнедеятельности (табл. 2), показатель S – с психическим состоянием (табл. 3), показатель H – с особыми проблемами здоровья (табл. 4).

              Каждый из четырех признаков характеризуется несколькими уровнями. Чтобы определить коэффициент полезности, характеризующий данное состояние, для каждого из признаков выбирается уровень, соответствующий этому состоянию. Таким образом, состояние определяется при помощи задания четырех уровней. Зная уровни, соответствующие состоянию, по таблице 5 находят соответствующие им числа m1, m2, m3, m4 – мультипликативные факторы полезности, и рассчитывают коэффициент полезности (U), используя эмпирическую формулу:

              U = 1,42 x (m1 x m2 x m3 x m4) – 0,42 (1);

              В формуле 1 полному здоровью соответствует полезность, равная единице, а смерти – полезность, равная нулю. При очень низких значениях мультипликативных факторов полезности может получиться значение меньше нуля – «состояние, худшее, чем смерть» (табл. 7).

              Таблица 1

              Физическое состояние: подвижность и физическая активность (Р)

              Код

              Описание

              P1

              Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи; отсутствуют ограничения физической возможности вставать, ходить, бегать, прыгать, нагибаться.

              P2

              Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи; имеются некоторые ограничения физической способности вставать, ходить, бегать, прыгать, нагибаться.

              P3

              Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи, но при передвижении нуждается в механической опоре.

              P4

              Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому или вне его; имеются некоторые ограничения физической способности вставать, ходить, бегать, прыгать или нагибаться.

              P5

              Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому или вне его; нуждается в механической опоре при ходьбе.

              P6

              Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому и вне его; не в состоянии пользоваться или управлять руками и ногами.

              Таблица 2

              Повседневная жизнедеятельность: самообслуживание и другие формы (R).

              Код

              Описание

              R1

              Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; отсутствуют ограничения на участие в играх, посещение школы, трудовую деятельность, другие занятия.

              R2

              Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; имеются некоторые ограничения при играх, посещении школы, трудовой деятельности или других занятиях.

              R3

              Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; не способен участвовать в играх, посещать школу или место работы.

              R4

              Нуждается в помощи при принятии пищи, одевании, принятии ванны, пользовании туалетом; имеет некоторые ограничения на участие в играх, посещение школы, трудовую деятельность и другие занятия.

              R5

              Нуждается в помощи при принятии пищи, одевании, принятии ванны, пользовании туалетом; не способен играть, посещать школу или работать.

              Таблица 3

              Социально-эмоциональные функции: эмоциональное благополучие и социальная активность (S).

              Код

              Описание

              S1

              Счастлив и раскован всегда или большую часть времени; имеет среднее число друзей и контактов с ними.

              S2

              Счастлив и раскован всегда или большую часть времени; имеет мало друзей и контактов с ними.

              S3

              Беспокоен или находится в состоянии депрессии все или значительную часть времени; имеет среднее число друзей и контактов с ними.

              S4

              Беспокоен или находится в состоянии депрессии все или значительную часть времени; имеет мало друзей и контактов с ними.

              Таблица 4

              Особые проблемы здоровья (H)

              Код

              Описание

              H1

              Нет проблем со здоровьем.

              H2

              Имеет небольшие физические отклонения или дефекты, например, шрамы на лице.

              H3

              Нуждается в слуховом аппарате.

              H4

              Имеет проблемы со здоровьем, выражающиеся в болях и дискомфорте не менее двух дней подряд через каждые два месяца.

              H5

              Нуждается в обучении в специальной школе из-за проблем с заучиванием или пониманием.

              H6

              Проблемы со зрением даже при пользовании очками.

              H7

              Проблемы из-за непонимания его окружающими.

              Примечания:

              1. Выбор в пределах каждого описания определяется с учетом возраста человека. Трехлетний ребенок, например, не способен гулять без сопровождающих.

              2. Лица с несколькими проблемами классифицируются в соответствии с наиболее серьезной.

              Таблица 5

              Мультипликативные факторы полезности (mi)

              Физическое состояние

              Повседневная жизнедеятельность

              Социо-эмоц-ные состояния

              Проблемы здоровья

              Уровень

              m1

              Уровень

              m2

              Уровень

              m3

              Уровень

              m4

              Р1

              1,00

              R1

              1,00

              S1

              1,00

              H1

              1,00

              Р2

              0,91

              R2

              0,94

              S2

              0,96

              H2

              0,92

              Р3

              0,81

              R3

              0,77

              S3

              0,86

              H3

              0,91

              Р4

              0,80

              R4

              0,75

              S4

              0,77

              H4

              0,91

              Р5

              0,61

              R5

              0,50

              H5

              0,86

              Р6

              0,52

              H6

              0,84

              H7

              0,83

              H8

              0,74

              Достоинством данного метода является его универсальность. Зная достаточно полно состояние при каждом конкретном заболевании на основании приведения данных таблиц, можно беспристрастно оценить значение его коэффициента полезности. Если оценки окажутся смещенными, то в равной степени для всех состояний, следовательно, смещение изменений полезности при каждом вмешательстве будет минимальным.

              Во избежание сложных и дорогостоящих процедур (при масштабных исследованиях), связанных с расчетами индекса QALY, Мировым банком и Всемирной организации здравоохранения был разработан другой подход к измерению глобального бремени болезней – DALY.

              Главная идея концепции DALY состоит в попытке качественной интегральной оценки состояния здоровья, принимая во внимание различные социальные роли в разных возрастах и их измерения с течением времени. Неотъемлемой частью концепции DALY является учет с помощью специальных коэффициентов весовых социальных предпочтений состояния здоровья различных половозрастных групп населения.

              3.1.2. Понятие о здоровом образе жизни

                Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: всё, что в поведении, деятельности людей благотворно влияет на их здоровье. В данное понятие включаются все позитивные для здоровья стороны образа жизни как активной категории: трудовую, социальную, интеллектуальную, образовательную, физическую и, конечно, медицинскую активность.

                Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

                1. Задания для уяснения темы занятия. Контрольные вопросы:

                1. Перечислите уровни анализа состояния здоровья.

                2. Обоснуйте, какое из известных вам определений индивидуального здоровья наиболее полно характеризует его?
                3. Обоснуйте, какое из известных вам определений индивидуального здоровья наиболее приемлемо в практической деятельности врача?
                4. Перечислите основные задачи здравоохранения применительно к улучшению здоровья индивидуума?
                5. По каким критериям осуществляется оценка индивидуального здоровья?
                6. Каковы критерии распределения населения по группам здоровья при комплексной оценке индивидуального здоровья?
                7. Дайте определение общественному здоровью.
                8. Перечислите основные составляющие оценки общественного здоровья?
                9. Охарактеризуйте понятие и дайте определение «фактор риска».
                10. Перечислите факторы, обусловливающие здоровье населения в зависимости от степени их влияния.
                11. Дайте характеристику образа жизни как главного фактора, здоровья. Перечислите категории образа жизни.
                12. Охарактеризуйте понятие качество жизни связанное со здоровьем.
                13. В чем заключается сущность методики оценки качества жизни по QALY?
                14. В чем заключается сущность методики оц. кач. жизни по DALY?
                15. Перечислите этапы алгоритма определения QALY на основе таблиц, разработанный Торренсом и соавторами.
                16. Дайте определение понятия — здоровый образ жизни.

                Тестовые вопросы:

                1. Главной целью системы здравоохранения Российской Федерации является

                а) Изучение — влияния социальных факторов на здоровье населения отдельного человека

                б) Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия

                в) Снижение стоимости медицинской помощи, повышение доступности и качества лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия

                г) Повышение доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия

                2. Образ жизни является по исследованиям Ю. П. Лисицина

                а) наименее значимым фактором для здоровья населения

                б) фактором не влияющим на здоровье населения

                в) фактором доля влияния которого на здоровье населения составляет около 20%

                г) наиболее значимым фактором для здоровья населения

                3. Какой из перечисленных факторов оказывает наибольшее влияние на общественное здоровье (по Ю. П. Лисицину)

                а) образ жизни

                б) миграция населения

                в) внешняя среда

                г) наследственность

                4. Основными принципами охраны здоровья граждан являются

                а) приоритет профилактических мер в области здравоохранения

                б) самообесспечение граждан в случае утраты здоровья

                в) платность и софинансирование медицинской помощи для инвалидов

                г) расширение показаний для лечения в круглосуточных стационарах

                5. Какие высшие органы государственной власти и управления РФ являются полномочными в области охраны здоровья граждан

                а) всемирная организация здравоохранения

                б) органы управления здравоохранения в крае (области)

                в) Министерство здравоохранения и социального развития РФ

                г) Президент РФ

                6. Какие высшие органы государственной власти и управления РФ являются полномочными в области охраны здоровья граждан?

                а) органы управления здравоохранения в крае (области);

                б) Министерство здравоохранения и социального развития РФ

                в) Президент РФ;

                г) нет правильного ответа

                7. Предприятия и учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять деятельность только при наличии:

                а) сертификата соответствия стандартам;

                б) лицензии на медицинские услуги и работы;

                в) сертификата и лицензии;

                г) разрешения органа местного самоуправления

                8. Порядок и условия выдачи лицензий учреждениям всех форм собственности устанавливаются:

                а) Президентом РФ;

                б) Правительством РФ;

                в) Федеральным Собранием РФ;

                г) Министерством здравоохранения и социального развития РФ

                9. Какое из следующих определений понятия «здоровье» относится к определению, данному ВОЗ (1958)?

                а) Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов

                б) Здоровье человека — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями.

                в) Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.

                г) Здоровье — это динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно.

                10. Какое из следующих определений понятия «здоровье» относится к определению, данному Ю. П. Лисицыным (1989)?

                а) Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

                б) Здоровье человека — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями.

                в) Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.

                г) Здоровье — это динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно.

                11. К основным постулатам понятия «Общественное здоровье» можно отнести:

                а) отношение к общественному здоровью как к производному от здоровья индивидуумов;

                б) отношение к здоровью общества как к сумме показателей индивидуального здоровья;

                в) характеристику общественного здоровья только по демографическим показателям;

                г) характеристику общественного здоровья только через показатели рождаемости и смертности.

                12. Одним из критериев оценки общественного здоровья является:

                а) миграция населения;

                б) уровень развития здравоохранения;

                в) уровень образования и культуры;

                г) уровень инвалидности

                13. Одним из критериев оценки общественного здоровья является:

                а) условия труда;

                б) уровень развития здравоохранения;

                в) показатели заболеваемости;

                г) уровень жизни;

                14. Наибольший удельный вес среди факторов, влияющих на общественное здоровье, приходится:

                а) на генетические (наследственные)

                б) на факторы внешней среды

                в) на образ жизни

                г) на уровень развития здравоохранения

                15. Наиболее важным фактором, оказывающим влияние на здоровье населения, является:

                а) наследственность

                б) состояние окружающей среды

                в) образ жизни

                г) состояние здравоохранения

                16. Среди факторов, определяющих общественное здоровье, образ жизни:

                а) занимает 3-е место

                б) является основным

                в) не влияет на здоровье

                г) влияет на здоровье меньше других основных факторов

                17. Среди факторов, определяющих общественное здоровье, уровень развития здравоохранения

                а) занимает 1 место

                б) не влияет на здоровье

                в) имеет наименьший удельный вес

                г) занимает 2 место

                18. В структуре факторов, влияющих на здоровье населения, доля системы здравоохранения составляет примерно (по Ю.П. Лисицыну):

                а) 1-5 %

                б) 5-7%

                в) 30-35%

                г) 8-10%

                19. В структуре факторов, влияющих на здоровье населения, доля образа жизни составляет (по Ю.П. Лисицыну):

                а) 8-12%;

                б) 18-22%;

                в) 17-20%;

                г) 50-55%.

                20. В структуре факторов, влияющих на здоровье населения, доля факторов окружающей среды составляет(по Ю.П. Лисицыну):

                а) 8-12%;

                б) 18-22%;

                в) 17-20%;

                г) 50-55%.

                21. В структуре факторов, влияющих на здоровье населения, доля наследственных факторов составляет (по Ю.П. Лисицыну):

                а) 8-12%;

                б) 18-22%;

                в) 17-20%;

                г) 50-55%.

                22. Образ жизни — это:

                а) способ деятельности в материальной сфере жизнедеятельности людей

                б) совокупность существенных черт деятельности людей

                в) определенный способ деятельности людей в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности

                г) способ поведения людей

                23. Под укладом жизни людей обычно понимают:

                а) размеры реальных доходов населения

                б) обеспеченность людей мед. помощью

                в) порядок общественной жизни, быта, культуры

                г) покупательские предпочтения

                24. Термин «стиль жизни» относят:

                а) к принятому в обществе укладу быта, культуры

                б) к материальным и духовно-нравственным условиям, сопутствующим образу жизни

                в) к индивидуальным особенностям жизни, стиля мышления, поведения

                г) порядок общественной жизни, быта, культуры

                25. Уровень жизни характеризуют:

                а) размер и структура материальн. потребностей

                б) уклад быта

                в) определяющие образ жизни факторы

                г) размеры валового национального продукта

                26. Здоровый образ жизни это:

                а) отказ от курения

                б) отказ от алкогольных напитков

                в) гигиеническое поведение, направленное на укрепление здоровья, обеспечивающее высокий уровень трудоспособности, достижение активного долголетия

                г) поведение, направленное на отказ от вредных привычек

                27. Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная:

                а) на повышение благосостояния населения

                б) на рост доступности мед. помощи населению

                в) на сохранение и укрепление здоровья людей

                г) на повышение качества стационарной медицинской помощи

                28. Санитарное просвещение это:

                а) специальная область науки и здравоохранения, имеющая целью увеличение «индекса здоровья»

                б) специальная область науки и здравоохранения, изучающая поведение людей в состоянии предболезни

                в) специальная область науки и здравоохранения, имеющая целью формирование поведения, направленного на обеспечение здоровья коллектива индивидуума и общества в целом

                г) специальная область науки и здравоохранения, имеющая целью формирование поведения, направленного на обеспечение готовности платить за медицинскую помощь коллектива индивидуума и общества в целом

                29. Какой путь профилактики заболеваний является наименее дорогостоящим и самым практичным?

                а) здоровый образ жизни

                б) приобретение лекарств

                в) изменение места жительства

                г) услуги народных целителей

                30. К основным формам деятельности человека относятся:

                а) трудовая, общественно-политическая, познавательная, культурная, воспитательная

                б) социальная, биологическая

                в) материальная, бытовая, духовная

                г) материальная, бытовая, духовная, социальная, биологическая

                Ситуационная задача:

                Используя методику расчета показателя QALY, рассчитать собственный показатель качества жизни. Сравнить его с показателем рядом сидящего студента. Написать выводы.

                7. Список тем по уирс:

                1. Рассчитать показатели качества жизни для пациентов с различной стадией развития ишемической болезни сердца.

                2. Рассчитать показатели качества жизни для пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой.

                Оформление работы УИРС осуществлять в соответствии с методическими рекомендациями «Правила выполнения УИРС и ее оформления».

                8. Список литературы по теме занятия:

                Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

                1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов мед. вузов / Под. Ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. – 4-е изд. – М.:МЕД.пресс-информ.2006. – 528 с. Глава 4.

                Дополнительные для подготовки к занятию литературные источники:

                1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР – МЕДИЦИНА, 2002. – С. 250.

                2. Медик, В. А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье / В. А Медик, В. К. Юрьев. – М.: Медицина, 2003. – С. 210.
                3. Юрьев, В. К. Общественное здоровье и здравоохранение / В. К. Юрьев, Г. И. Куценко. – Санкт-Петербург, ООО «Издательство “Петрополис”», 2000. – С. 280

                Электронные версии учебников, учебных пособий и лекционного материала можно получить в методическом кабинете кафедры ОЗиЗ и на сайте www.krasgma.ru.

                1В 1946 г. Устав ВОЗ определил здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или других дефектов». В 1977 г. ВОЗ расширила определение здоровья, дополнив его понятием «социальной и экономической продуктивности индивида, и поставила задачу достижения к 2000 г. состояния здоровья населения всего мира, при котором народы смогут вести продуктивную в социальном и экономическом смысле жизнь».

                2Согласованное заявление 1988 года «О занятиях спортом, физической подготовке и здоровье в США».

                3Термин «качество жизни» вошел в обиход в тех развитых обществах, где все основные материальные блага являются широко доступными. Определение ВОЗ (1999): Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

                16