Выводы по главе 1 19

Оглавление

Введение 3

I Глава. Характеристика микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации 6

I.1. Характеристика микросреды жизнедеятельности ребенка 6

I.2. Характеристика социализации 10

1.3. Характеристика особенностей микросреды жизнедеятельности детей как условия обеспечения безопасной социализации 12

Выводы по главе 1 19

II Глава. Характеристика опыта организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации 20

II.1. Анализ опыта организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка в школе 20

II.2. Рекомендации по результатам исследования 24

Выводы по главе 2 25

Заключение 26

Список использованной литературы 28

В настоящее время мы живем в условиях глубокого преобразования всех сфер жизнедеятельности: изменяются экономические отношения, социальная структура общества, происходят существенные сдвиги в политической и духовной сферах жизни людей. В происходящих процессах прослеживается сложность, неоднозначность и противоречивость.

Такая ситуация неблагоприятно сказывается на развитии детей. Показателями неблагоприятности социально-экономической и социально-культурной ситуации развития ребенка в детском возрасте в стране является низкая рождаемость, высокая детская смертность, рост социального сиротства, ухудшение психосоматического здоровья детей, детская безнадзорность, отклонения в развитии личности и поведении ребенка.

Усложнение социально-педагогической ситуации развития детей связано, прежде всего, с дестабилизацией семьи. Снижение воспитательного потенциала многих семей, обусловленное экономической озабоченностью, материально-бытовой неустроенностью, создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, особенно в детском возрасте.

В систему образования также вошли рыночные отношения, в силу которых большая часть детей, отстающих от требований возраста, социально незащищенных, оказываются отделенными в отдельные группы, либо полностью вытесняются из образовательных учреждений. Поэтому именно сегодня необходимо глубоко и всесторонне изучать как положительные, так и отрицательные явления реальной действительности, раскрывать их природу и сущность, анализировать источники и причины их существования; находить пути их устранения из реальной действительности, а в деле воспитания подрастающего поколения — способы предупреждения, преодоления, и компенсации негативных влияний микросреды на личность.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Наибольшую актуальность приобретает проблема компенсации негативных влияний микросреды на дошкольников, так как именно в этом возрасте закладываются фундаментальные основы личности.

Многие недостатки в развитии личности ребенка, обусловленные социально-педагогической ситуацией, остаются своевременно незамеченными и неустраненными в силу неразработанности проблемы предупреждения, преодоления и компенсации негативных влияний микросреды в научном плане и отсутствия специальной подготовки педагогов дошкольного учреждения к работе с микросоциальным окружением детей.

Поэтому проблемадиагностики микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации является важной и актуальным.

Изучением особенностей диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации занимались: Е.А. Лобанова, А.В. Мудрик, Н.В. Нищева, Г.И. Репринцева, Н.А. Рыжова, М.А. Шакурова и др.

Неразработанность проблемы диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка как условия обеспечения безопасной социализации определила выбор темы нашего исследования: «Диагностика микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации».

Объект исследования – диагностика микросреды жизнедеятельности ребенка.

Предметом исследования являются особенности диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации.

Цельюнашей работы является анализ особенностей диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации.

Основными задачами исследования выступили следующие:

  1. дать характеристику детского сада как компонента жизнедеятельности детей;
  2. дать характеристику микросреды жизнедеятельности ребенка как условия обеспечения безопасной социализации;
  3. Изучить особенности психосоциальной поддержки семей группы рискРаскрыть особенности использованиея методов лечебной педагогики в работе социального педагоизучить опыт проведения диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации;
  4. разрабоатать методические рекомендацииразработать рекомендации по развитию эффективности микросреды жизнедеятельности ребенка.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды А.В. Мудрик, Н.В. Нищевой, Н.А. Рыжовой, М.В. Шакуровой и др.

25 стр., 12024 слов

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации

Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга ГОУ СПО Некрасовский педагогический колледж №  1 Квалификационная  работа по педагогике Тема: Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации. Автор: Чернова Татьяна Владимировна Специальность: Организация воспитательной деятельности (050702) 5 курс 10 группа Отделение: начальных классов Научный ...

Методыисследования:

– теоретические методы (анализ и синтез учебной литературы, статей, монографий);

– эмпирические методы (наблюдение, изучение документации, беседа, анкетирование).

Организация исследования.

Исследование проходило на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25». Юридический адрес: 162614, Вологодская область, г. Череповец, ул. Набережная, 55. Директор: Смирнова С.Н.

IГлава. Характеристика микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации

I.1. Характеристика микросреды жизнедеятельности ребенка

Задачей данного параграфа является дать характеристику микросреды жизнедеятельности ребенка.

По мнению Панкрухиной А.П., макросреда включает в себя факторы широкого социального плана: политические, правовые, экономические, демографические, географические, национальные, социокультурные, научно-технические, технологические и др. [16]. Сущностью макросреды являются господствующие в обществе производственные отношения, а также те элементы общественной надстройки, которые выступают по отношению к формирующейся личности как объективные, не зависящие от ее воли и сознания [11].

Любая социальная система управления является частью определенной среды. В условиях Российской Федерации существенное значение имеет как макро-, так и микросреда. Социальная среда, точнее социальное пространство России и отдельных ее регионов, выступает по отношению к системе управления социальным обслуживанием населения системой более высокого порядка.

Структура социального пространства, отражая многомерность пространства в России, коррелирует с такими переменными, как отношения, занятость населения и безработица, социальная защита социально ослабленных и незащищенных слоев, социальные девиации [23].

4 стр., 1609 слов

К проблеме формирования профессиональной компетентности социального педагога – организатора деятельности подростка в условиях детского общественного объеди

К проблеме формирования профессиональной компетентности социального педагога - организатора деятельности подростка в условиях детского общественного объединения Современное общество предъявляет новые требования к социально значимым качествам подрастающего поколения. В зависимости от того, как будет направлен процесс формирования социального опыта у подростков сегодня, какие нормы будут лежать в ...

Макросреда обусловливает поведение индивида, предлагая ему определенные правила поведения, общественно одобряемые цели и этические идеалы [18].

По мнению Лодкиной Т.В., микросреда (микросоциум) — это непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение; фактор, ускоряющий или сдерживающий процесс самореализации личности. Характеристика конкретного общества формирует ту социальную среду, в которой существует семья [11]. Микросреда всегда играла и продолжает играть важную роль, как в формировании личности. Человек в силу своей временной и пространственной ограниченности не в состоянии вступать во всю совокупность общественных отношений и подвергаться воздействию со стороны этой сложнейшей социальной системы. Он испытывает влияние лишь определенной ее части, в которую оказывается непосредственно включенным [4].

Любая социальная группа, чтобы сохранить свое существование принимает меры к тому, чтобы превратить групповые взгляды и нормы, установки и ценностные ориентации в принципы и правила индивидуального поведения. А всякое отклонение от групповых ценностей отражается в реальном поведении человека, что фиксируется другими членами группы и влияет на их отношение к нему. А поскольку каждый человек дорожит положительным отношением к ней тех людей, с которыми он непосредственно взаимодействует, то это и определяет силу психологического влияния группы на своих членов [22].

Под микросредой личности понимается совокупность материальных, идеологических и социально-психологических факторов, с которой она непосредственно взаимодействует в своей жизни и деятельности [19, 245].

Микросреда личности та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодей­ствует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно выделить два момента:

а) личность испытывает воздейст­вие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой;

б) существенным отли­чием микросреды является наличие не только прямых, но и об­ратных связей между личностью и ее окружением.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

Коллегиальное управление процессом; 3. внутришкольный контроль и руководство; 4. централизованное государственное финансирование; 5. использование дополнительных форм учебно-воспитательного процесса 305. Сотрудничество для школьников как качество педагогического процесса является: 1. формой организации познавательной деятельности; 2. средством активизации общественной деятельности; 3. методом ...

Иными словами, микросреда − это прежде всего поле ак­тивной социальной деятельности личности, объективная сово­купность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаи­модействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудни­чества, либо соревнования и конфронтации.

Социальная группа важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непо­средственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосред­ственно участвует. Взаимодействие между личностью и общест­вом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.

Социальная группа − это более или менее устойчивая кон­кретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее при­надлежность к самым различным социальным группам. Ее бли­жайшее социальное окружение составляет семья, учебная груп­па, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Об­щим для всех этих групп является совместная деятельность лю­дей, направленная на достижение общих целей, предполагаю­щая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объек­тивно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы [17].

В структуре микросреды следует выделить и ее предметно вещевой элемент, оказывающий определенное влияние на формирование сознания личности. Соответствующая предметно-вещевая микросреда является определенной деятельностью предшествующих поколений людей и современников.

Индивид не рождается с готовой способностью распознавать в окружающих его вещах закрепленный в них человеческий опыт и социальный смысл. Вступая в жизнь, включаясь в деятельность, он постигает сущность этих вещей, их социальный смысл и функции. Предметно-вещный мир, окружающий человека, лишь постепенно становится для индивидуального сознания миром человеческим, миром социальной культуры [4].

9 стр., 4117 слов

Социализация пожилых людей в современном российском обществе

... старшего возраста. Это связано с тем, что в процессе социализации индивид становится личностью, соответствующей требованиям и установкам, предъявляемым обществом для дальнейшей максимальной ... благополучия социализации пожилых на макроуровне, безусловно является система государственных мер социальной направленности в отношении лиц старшего возраста. В социальной работе с пожилыми людьми ...

Развивающая среда − это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта [15].

Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. В основе организации такой среды лежит системный подход к развивающему обучению детей и современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста [20].

Микросреду следует понимать как продукт и результат субъект-объектного и субъект-субъективного взаимодействий. Общество в своем развитии создает, преобразует и совершенствует объективные условия своего существования, а отдельный индивид в процессе онтогенеза и деятельности создает, преобразует и совершенствует собственную микросреду [22].

Таким образом, микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности.

I.2. Характеристика социализации

Задачей данного параграфа является дать характеристику социализации.

В настоящее время под пристальным вниманием педагогики оказалась проблема социализации личности, связанная с процессами «вхождения» ребенка в окружающий его природный мир, врастания в микро-, мезо-, макросоциум, освоения им среды с учетом положительного и отрицательного ее влияния на формирующуюся личность.

Понятие социализации впервые встречается в конце 40−х начале 50−х гг. XIX века в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. На рубеже 60-х -70-х гг. острый интерес к этой проблеме проявили и другие западные ученые: социологи, социальные педагоги − И. Таллмен, Ф.Г. Гиддингс; У. Бронфенбреннер.

10 стр., 4916 слов

СРЕДА ОБИТАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭВОЛЮЦИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1   1.СРЕДА ОБИТАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К основным результатам эволюционного процесса относят общее усложнение организации живого организма, повышение его приспособленности к широкому кругу постоянно меняющихся условий, прогрессивное изменение центральной нервной системы (ЦНС), органов чувств и более совершенное взаимодействие с биосферой. Последний момент — один из ...

В 80−90−е гг. XX в. различные аспекты социализации личности рассматриваются в работах таких отечественных педагогов, как В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, И. А. Прокопьев, и др.

Социализация − процесс двусторонний. Ее сущность состоит в том, что, социализируясь, человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Понятие социализации отражает взаимодействие индивида и общества, в результате которого общество «производит» индивида как личность, а личность, в свою очередь, «производит» общество. Следовательно, социализация представляет собой необходимое условие существования человеческого общества, является одной из атрибутивных характеристик общественного развития [3].

Существует множество определений термина «социализация».

Б.Д. Парыгин понимает под социализацией весь многогранный процесс очеловечивания человека, вхождения индивида в социальную среду и предполагающий: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д. [17, 17]

И.С. Кон считает, что социализация − это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность [9, 37].

Социализация в качестве социально-педагогического явления понимается А.В. Мудриком как «развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой и процесс усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит» [14, 23].

Социализация − это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит [5].

Таким образом, социализация представляет собой целостный процесс, состоящий из ряда педагогических процессов (обучения, воспитания и развития) и обстоятельств, не исчерпываемых этими процессами (семья и другие социумы).

Процесс обучения направлен на формирование системы знаний и умений, процесс воспитания — на формирование личностных свойств и личности в целом, процесс развития — на развитие индивидуальных качеств, индивидуальности. Для проектирования этих процессов необходимо развести понятия «развитие индивидуальности» и «воспитание личности».

1.3. Характеристика особенностей микросреды жизнедеятельности детей как условия обеспечения безопасной социализации

Российские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина и другие в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности [7].

Успешная социализация предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант).

Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач социализации (точнее, той ее части, которая называется воспитанием).

Поэтому «воспитание» начинает принимать иной смысл: не навязывание, не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени [10].

На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности (И.С. Кон) [9].

Первая их группа − макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах.

Вторая − мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.).

Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы.

К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание − учебные, профессиональные, общественные, частные и пр. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик), то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Выделение ряда факторов позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации.

К ним относятся:

− традиционный (через семью и ближайшее окружение);

− институциональный (через различные институты общества);

− стилизованный (через субкультуры);

− межличностный (через значимых лиц);

− рефлексивный (через переживание и осознание).

Понимание социализации как целостного процесса во всей совокупности объективных социальных условий требует прежде всего преодоления типичной для массовой практики недооценки социальной (макро- и микро-) среды в жизни человека [5].

Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой − необходимым условием успешного развития этого процесса [24].

Можно выделить разновидности социальной среды: (С+) − микросреда с положительной направленностью, (С-) − микросреда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как (Л+) − личность, характеризующаяся положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями и (Л-) – личность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.

Успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [(С+) х (Л+)] − это первый тип взаимодействия личности и среды.

Второй тип механизма взаимодействия личности и среды характеризуется несовпадением ожиданий-требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня притязаний личности адаптируемого. В этой ситуации возможны два варианта: первый − вхождение в новое социальное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью (вариант социальной адаптации с неустойчивой положительной направленностью): (А+) = (С+) х (Л-).

В этом случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установления, перевоплотить их в свои личные качества, цели, поступки; второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравственной и правовой ориентацией лиц с положительными личностными качествами (вариант адаптации с неустойчивой отрицательной направленностью): (А+) = (С-) х (Л+).

Тут микросреда может формировать черты личности, не отвечающие интересам общества, и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может произойти передача отрицательных образцов, шаблонов поведения. При этом возможно появление и развитие антиобщественной направленности личности, которая впоследствии реализуется в противозаконном поведении.

Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, которые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциальной или преступной среде [10].

В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи, как микросреды развития, являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи.

Критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

— выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

— ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

— уверенность в своих силах и самодостаточность;

— умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

— способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Семья выступает в качестве персонального микромира ребенка, в котором он растет и воспитывается [7].

Многие отклонения зарождаются в семье или связаны с ней, вызваны недостатками семейного воспитания. Занятость обоих родителей, малодетность, устранение детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблем часто становятся тем фактором, который способствует развитию неблаговидных наклонностей и поступков.

Г.М. Миньковский предложил классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала, влияния на детей и возможностей нарушения ими норм и правил поведения: воспитательно сильная; воспитательно устойчивая; воспитательно неустойчивая; воспитательно слабая с утратой контактов с детьми и контроля над ними; воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой; маргинальная с алкогольной, сексуальной деморализацией; правонарушительная; преступная; психически отягощенная.

Пять последних типов семей составляют 10–15% и считаются криминологически неблагополучными. Они обусловливают искаженное формирование личности ребенка, возникновение у него деформаций в ценностных ориентациях, структуре мотивов, механизме самоконтроля. К тому же 15–20% семей относятся к числу таких, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, недостаток образования, педагогической культуры, чрезмерная загруженность на работе) не в состоянии правильно воспитывать детей (Г.М. Миньковский) [13].

Неправильное воспитание, неблагоприятные условия, конфликты в семье и в школе ведут к определенным отклонениям в психике личности, которые, в свою очередь, повышают возможность отклоняющегося поведения подростков (В.Андриянов) [1].

Образовательное учреждение получает ребенка как личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой [2]. Воспитывающую среду образовательного учреждения как часть социальной среды, организованную педагогами-профессионалами, можно рассматривать как микросреду, наиболее приближенную, после семейной, к растущему человеку, вступающему в большой социальный мир.

Отличительными особенностями воспитывающей среды  школы  в сравнении с социальной средой в целом, являются:

− наличие насыщенных благоприятных условий для личностных проявлений в процессе субъектного становления; многообразие осваиваемых субъектных ролей;

− личностная  значимость среды для ее субъектов;

− ориентация на успех и лидерскую направленность как формы проявления самореализации субъектов среды; насыщенное взаимодействие субъектов среды;

− комплексная реализация личностных потребностей в функционирующих пространствах среды;

− педагогическая поддержка как фактор успешного освоения ролей и личностного становления в воспитывающей среде школы.

Объединенные во времени, пространстве, движении педагоги и учащиеся, взаимодействуя, сознательно создают в образовательном учреждении организованную среду, являющуюся целью, условием и результатом их  сотрудничества.

Одним из законов существования и развития организованной воспитывающей среды как специфического проявления социальной среды является субъектное становление и субъектная самореализация личности в ней, интенсивное взаимодействие среды и личности.

Воспитывающая среда образовательного учреждения, обладая всеми свойствами социальной среды, имеет свою специфику, которая определяется установкой среды на субъектное становление, развитие и воспитание, спецификой субъектов среды: воспитатели и воспитанники, учителя и ученики; содержанием и технологией деятельности, преобладанием  учебной и обучающей деятельности.

Функционирование воспитывающей среды во многом определяется ее традициями и авторитетами как информационными, так и личностными. В среде возникают непререкаемые познавательные постулаты: законы, закономерности, образцы поведения, люди, на которых равняются. Авторитеты нередко становятся лидерами.

Рассматривая воспитывающую среду как социально-педагогическое явление, стоит констатировать, что сама личность, оказывающая факторное влияние на создание и функционирование воспитывающей среды и имеющая биосоциальное значение (В.Бехтерев), оказывает непосредственное влияние как на направленность среды, так и на характер ее функционирования [Бой].

В микросреде выделяются малые группы, которые являются мощным катализатором индивидуального поведения своих членов. В зависимости от господствующих в группе норм усиливаются социально полезные или социально опасные ориентации и формы деятельности. Направленность групповой активности во многом зависит и от личных качеств неформального лидера.

Процесс заражения и подражания наиболее интенсивно идет в так называемых стихийных группах, возникающих самопроизвольно, спонтанно и большей частью через эмоциональное притяжение. В них очень развит конформизм. Именно в таких группах возникают нормы поведения, не совпадающие с общественными требованиями или противоречащие им [4].

Таким образом, микросреда (семья, сверстники, воспитатели) − самые весомые в первичной социализации ребёнка. Непосредственное окружение оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизни. Семья реализует функционально социализацию и воспитание, обеспечивает комфорт, безопасность, психотерапию и эмоциональную защиту ребёнка. Механизмами семейной социализации, как и социализации вообще, являются естественное усвоение через подражание, усвоение норм и правил через взаимоотношения (общение и деятельность), полоролевая идентификация, общение со сверстниками.

Выводы по главе 1

Социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять друг друга, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных обстоятельств.

Микросреда (микросоциум) — это непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение; фактор, ускоряющий или сдерживающий процесс самореализации личности. Микросреду следует понимать как продукт и результат субъект-объектного и субъект-субъективного взаимодействий.

Различные компоненты микросреды являются носителями определенных нравственных форм и факторами соответствующего поведения своих членов. Вольно или невольно человек придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, в котором могут присутствовать или даже преобладать установки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни. Чаще всего бывает так, что лишь какой-то элемент микросреды, а не вся она в целом имеет антиобщественную направленность. И здесь многое зависит от того, какая группа будет для личности референтной, более авторитетной и притягательной.

IiГлава. Характеристика опыта организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации

II.1. Анализ опыта организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка в школе

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для изучения особенностей организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка.

Диагностику микросреды можно разделить на диагностику микросреды социального института, в структуру которого включен ребенок (социально-педагогическая характеристика микросоциума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-характеристика жизненного пространства семьи и т.п.) и диагностику микросреды личности (Карта обследования жизненного пространства ребенка).

Нас интересует второй аспект.

Цель изучения – выявить и описать опыт работы по организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25».

Объект изучения – организация диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25».

Предмет исследования – опыт работы по организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка как условие обеспечения безопасной социализации в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25».

Субъект исследования – исследователь.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать компоненты микросреды школы как условия безопасной социализации школьников;

2) изучить опыт реализации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»;

3) представить методические рекомендации социальному педагогу по организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25».

Методы изучения:

− изучение и анализ документации;

− беседа с социальным педагогом;

− изучение педагогического опыта.

Ориентировочный этап

Цель этапа – изучить элементы микросреды школы как условия безопасной социализации детей.

Методы: изучение документации, беседа, анализ.

Методики: беседа с социальным педагогом.

Рассмотрим общую характеристику учреждения, где организуется изучение опыта организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» является государственным образовательным учреждением, которое реализует цели и задачи общего среднего образования.

Основным документом школы является Устав, содержащий в себе общие положения, цели образовательного процесса и виды образовательной деятельности учреждения, основные характеристики организации образовательного процесса, порядок комплектования и управления учреждением, права и обязанности участников образовательного процесса, ликвидация и реорганизация учреждения, а также порядок внесения изменений в Устав. В школе действуют педагогический совет и родительский комитет, которые принимают все основные решения в организации жизнедеятельности школы. Особое место занимает попечительский совет, без которого невозможно решить проблемы общественной поддержки школы в условиях дефицита бюджетных, кадровых, материальных и некоторых иных ресурсов школы.

В данном учреждении существуют все необходимые информационно-справочные документы и учебно-педагогическая документация, среди которой отчётно-планирующая документация по организации диагностики микросреды жизнедеятельности детей.

В МОУ «СОШ №25» существует социально-психологическая служба, она координирует усилия всех школьных специалистов по созданию условий для успешной социализации школьников.

Диагностический этап

Цель: подобрать методики, направленные на изучение опыта реализации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25».

Методы: изучение документации, наблюдение, беседа.

Методики: беседа с социальным педагогом, анкетирование родителей (см. Карту обследования жизненного пространства ребенка в Приложении).

Социальный педагог отвечает за качество организации работы с учащимися отклоняющегося поведения и прогуливающими учебные занятия; в составлении комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности учащегося в школе и по месту жительства; в учете детей «группы риска», планировании работы с ними и осуществлении контроля за их поведением, учебой.

Работа с детьми «группы риска» ведется следующим образом: проводится систематическое социально-педагогическое наблюдение за данными учащимися, беседы, осуществляется сопровождение ребенка (привлекается к работе педагогический состав школы), производится выход в семью с классным руководителем, если оказываемые в школе действия на ребенка не приносят желаемого результата. Далее ведется работа с семьей учащегося.

Постановочный этап

Цель: изучить опыт реализации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25».

Методы: анализ, обобщение, синтез.

На данном этапе проводилось анкетирование родителей с целью выявления особенностей организации микросреды жизнедеятельности ребенка. В анкетировании принимало участие 5 семей учеников 5-го класса. По результатам заполнения карты было выявлено, что все семьи проживают в отдельных квартирах. В 3 семьях есть детская комната, остальные живут в однокомнатной квартире. Только одна семья отметила, что у них есть двор, где ребенок может гулять без присмотра взрослого. По мнению родителей, все 5 детей здоровы. Культурно-бытовые условия в квартире следующие: во всех квартирах есть специальные учебные уголки, книги. Спортивный инвентарь представлен только в одной семья, также как и музыкальный инструмент. Во всех семьях есть бытовая техника, к которой имеют доступ дети. Уголок природы, животные наблюдаются в 3 семьях, однако уход за животными осуществляют только 2 ребенка. Наименее благоустроенными во всех семьях являются специальные площадки для физического развития детей. Чаще всего отношение родителей к внеучебным занятиям – контролирующее. Равнодушный характер оно носит только в одной семье. Отношение семьи к учебным делам ребенка является разнообразным: 1 семья – постоянно заинтересованное, 2 семьи – поддерживающее, 1 семья − конфликтное из-за отметок, 1 семья − жестко контролирующее. В 2 семьях наказывают за неудачи часто, в 1 семья – иногда, в 2 семьях – никогда. Дома дети находятся в большинстве семей самостоятельно. В 1 семье взрослые участвуют в делах ребенка, постоянно контролируют его. Только в 2 семьях наблюдаются конфликты ребенка с родителями. Любимыми досуговыми занятиями у учеников являются просмотр телепередач, общение в Интернете. Отношение взрослых к общению и друзьям ребенка в 3 семьях носит заинтересованный характер, в 2 семьях − равнодушный. Дети не посещают внеучебные занятия в школе. 2 ребенка посещают спортивную секцию. В полезном труде по благоустройству дома участвует изредка 1 ребенок, остальные – не участвуют. Ни один ребенок не участвует в облагораживании двора. Все дети трудятся на территории школы. На даче трудится только 1 ребенок. В 4 семьях есть приусадебный участок. Самостоятельное зарабатывание денег поощряется только в 1 семье.

Таким образом, только в 2 семьях созданы благоприятные условия для их безопасной социализации. В семье благополучные отношения, созданы достаточно хорошие условия для развития и воспитания ребенка. В остальных семьях отмечаются проблемы либо во взаимоотношениях (конфликты, частые наказания, жесткий контроль), либо в создании условий для развития ребенка.

Таким образом, социальным педагогом школы проводится диагностика микросреды жизнедеятельности детей только «группы риска». Остальные дети находятся под вниманием учителей, классного руководителя. Более полная диагностика (карта обследования жизненного пространства ребенка) дает характеристику условий жизни ребенка вне школы, позволяет понять причины трудностей в овладении знаниями, в поведении.

II.2. Рекомендации по результатам исследования

Социальным педагогом проводится диагностика микросреды жизнедеятельности ребенка только «группы риска», что затрудняет проведение профилактики проблем социализации. Данную работу может осуществить классный руководитель через анкетирование родителей. Анкеты могут быть направлены на изучение жизненного пространства детей. Результаты анкетирования позволяют выявить «группу внимания», за которой ведет наблюдение классный руководитель и при необходимости обращается к социальному педагогу.

Диагностические данные можно фиксировать в специально разработанных таблицах для более легкой обработки данных. В таблице могут быть отражены жилищно-бытовые, культурно-бытовые, отношения в семье между взрослыми и ребенком, как проводит досуг ученик. Такие данные позволяют судить о благополучии семейных отношений, о создании дома условий для развития школьника.

Выводы по главе 2

Нами была составлена программа изучения особенностей организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка. Данная программа содержит 3 этапа: ориентировочный, постановочный, диагностический.

К каждому этапу мы определили цель, направления изучения, методики диагностики и особенности фиксации результатов. По результатам анкетирования было выявлено, что только в 2 семьях созданы благоприятные условия для их безопасной социализации. В семье благополучные отношения, созданы достаточно хорошие условия для развития и воспитания ребенка. В остальных семьях отмечаются проблемы либо во взаимоотношениях (конфликты, частые наказания, жесткий контроль), либо в создании условий для развития ребенка.

По результатам исследования были даны рекомендации по организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка.

Заключение

Изучение проблемы исследования позволяет сделать следующие выводы:

Социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Социализация − процесс двусторонний. Ее сущность состоит в том, что, социализируясь, человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Под микросредой понимается непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение; фактор, ускоряющий или сдерживающий процесс самореализации личности. Микросреда − это продукт и результат субъект-объектного и субъект-субъективного взаимодействий.

Различные компоненты микросреды являются носителями определенных нравственных форм и факторами соответствующего поведения своих членов. Вольно или невольно человек придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, в котором могут присутствовать или даже преобладать установки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни. Чаще всего бывает так, что лишь какой-то элемент микросреды, а не вся она в целом имеет антиобщественную направленность. И здесь многое зависит от того, какая группа будет для личности референтной, более авторитетной и притягательной.

Нами была составлена программа изучения особенностей организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка. Данная программа содержит 3 этапа:

− ориентировочный,

− постановочный,

− диагностический.

К каждому этапу мы определили цель, направления изучения, методики диагностики и особенности фиксации результатов. Нами было проведено анкетирование родителей с целью изучения жизненного пространства ребенка и получены следующие результаты: в 2 семьях созданы благоприятные условия для их безопасной социализации; в семье благополучные отношения, созданы достаточно хорошие условия для развития и воспитания ребенка; в остальных семьях отмечаются проблемы либо во взаимоотношениях (конфликты, частые наказания, жесткий контроль), либо в создании условий для развития ребенка.

По результатам исследования были даны рекомендации по организации диагностики микросреды жизнедеятельности ребенка.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. − М.: Аспект Пресс, 1996.
  2. Бабкина Т.А. Моделирование локальной воспитательной системы. //Образование и общество. – 2005. – №2.
  3. Богуцкая Т.В. Компенсация негативных влияний микросреды на младших школьников: автореферат на соис. степени канд. пед. наук. – Барнаул, 2001.
  4. Бойко Е.А. Микросреда и формирование правового сознания студенческой молодежи. //Ломоносовские чтения 2003 года. Аспиранты. Т.1. – СПб., 2003.
  5. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория//Социологические исследования. − 1991. −  № 4. − с. 72−78
  6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. — Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 2000.
  7. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. – Минск: Университетское, 1999.
  8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., Речь, 2005.
  9. Кон И.С. Ребенок и общество. − М.: Наука, 1988.
  10. Кузнецова Т.Ю. Социальная адаптация выпускников детских домов: Дис. … канд. социол. наук. – СПб., 2003
  11. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. − М., Академия, 2003.
  12. Лукина А.К. Работа с педагогически запущенными детьми: методические рекомендации. − Красноярск: РИО КрасГУ, 2003.
  13. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение. //СОЦИС. − 1982. − № 2. − с. 106
  14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.
  15. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  16. Панкрухина А.П. Маркетинг образовательных услуг. – М.: Интерпракс, 1995.
  17. Парыгин Б.Д. Основы социально-педагогичесой теории. − М.: Мысль, 1971.
  18. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  19. Рунов А.В. Социализация как форма адаптации к социальной среде // Человек и социум: на рубеже тысячелетия. – М.,1999.
  20. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
  21. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Издательский центр Академия, 2002.
  22. Фомичева Л.Н. Социальные факторы правового поведения личности. – М.: Ин-т государства и права, 1994.
  23. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.— М.: Академия, 2007.
  24. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. − М.: Академия, 2002.

Приложение

Карта обследования жизненного пространства ребенка

  1. Ф.И.О. ребенка.
  2. Дата рождения ребенка (число, месяц, год).
  3. Место рождения (город, село, область) и его экологическая характеристика (природные условия и их сохранность, наличие разрушающих природу источников, экологически грязных и вредных производств, общественный транспорт, удаленность дома от большого скопления техники и людей).
  4. Географический характер места постоянного проживания.
  5. Жилищно-бытовые условия (отдельный дом, квартира, наличие детской комнаты, двора, где ребенок может быть без присмотра взрослых).
  6. Физическое развитие ребенка (полностью здоров, хронически болен (чем именно), часто болеет).
  7. Культурно-бытовые условия домашней жизни: наличие специального учебного уголка, комнаты-мастерской для занятий по интересам; книг, спортивного инвентаря, музыкальных инструментов; бытовой техники, с которой ребенок постоянно имеет дело дома; собственного уголка природы, животных, птиц, растений, за которыми он постоянно ухаживает.
  8. Культурно-гигиенические условия дома и двора (наличие детской площадки, специальных предметов и инвентаря, предназначенного для физического развития ребенка).
  9. Отношение взрослых к внеучебным занятиям ребенка дома (поощрительное, заинтересованное, контролирующее, равнодушное, отрицательное).
  10. Отношение семьи к учебным делам ребенка (постоянно заинтересованное, жестко контролирующее, поддерживающее, непоследовательное, постоянно конфликтное из-за отметок).
  11. Наказывают ли дома за школьные успехи и неудачи (практически нет, довольно часто, нет, никогда).
  12. Обычное проведение времени ребенком дома (самостоятельное, под контролем взрослых, при участии взрослых в его делах, при его участии в делах взрослых, бесконтрольное, ребенок сам контролирует свое время, контролирует и свое время, и занятия младших членов семьи).
  13. Часто ли ребенок конфликтует с членами семьи (родителями, старшими, младшими).
  14. Любимые досуговые занятия (труд, общение, чтение, просмотр телепередач, занятия музыкой, искусством, увлечение техникой, уходом за животными, растениями, спорт, поделки и т.п.).
  15. Отношение взрослых к общению и друзьям ребенка (заинтересованное, равнодушное, негативное).
  16. Основные внеучебные занятия ребенка в школе после уроков (игры со сверстниками, самоподготовка к занятиям, физический труд, спортивные занятия, занятия в кружках, занятия по спецпрограмме, компьютерные игры и т.д.).
  17. Посещение ребенком учреждений дополнительного образования (посещает библиотеку (еженедельно, время от времени, никогда, поблизости библиотеки нет); ходит на занятия клубных кружков, объединений, секций, ходит в клуб на познавательно-развлекательные программы, не ходит в клуб, клуба нет; занимается по индивидуальной программе в УДО).
  18. Участвует ли в полезном труде по благоустройству своего дома (да, изредка, нет), двора (да, нет), школы (да, нет).
  19. Трудится ли вместе с родителями на приусадебном участке, даче (постоянно и охотно, только по просьбе взрослых, участвует периодически (весной, летом, осенью), не участвует, приусадебного участка нет).
  20. Поощряется ли самостоятельное зарабатывание денег (да, еще мал, нет).

31