Развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………….5

1.1 Понятие творческие способности в психолого-педагогических исследованиях …………………………………………………………………5

1.2 Ознакомление с природой как средство развития творческих способностей дошкольников ……………………………………………….…10

Выводы по главе 1 …………………..…………………………………………..16

Глава 2. Природа как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ………………………………………………..…………17

2.1 Содержание, формы и методы развития творческих способностей на занятиях при ознакомлении с природой ………………………………………17

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты…………………………24

Выводы по главе 2………………………………………………………………28

Заключение ………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………32

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребёнка. В этот возраст происходит интенсивное развитие личности, формирование сознания как самостоятельности и творческой индивидуальности ребёнка в различных видах деятельности.

Основной целью воспитания и обучения детей является развитие неповторимой, самобытной личности ребёнка с его основами миропонимания, ценностью отношения к природе, процессу познания, к самому себе.

По мнению многих ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Дж. Фримана, Д. Б. Эльконина и других творческие способности подразумевают собственную активность ребенка в своей деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения.

Недаром многие ученые-педагоги рекомендуют вооружить человека определенной суммой знаний, воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает свою радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

Мир природы прячет в себе широкие возможности для всестороннего развития детей. Целенаправленная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений дает возможность развивать мышление детей, способность видеть и чувствовать живописное разнообразие явлений природы, обнаруживать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе вместе с воспитателем, дошкольник обогащает и наполняет свои знания, чувства, у него формируется правильное и бережное отношение к живому, желание создавать, эксперементировать, а не разрушать.

5 стр., 2024 слов

определить особенности развития творческих способностей детей пятого года жизни в процессе освоения нетрадиционной техники изображения.

... теории и практики является поиск условий и средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Проблема развития творческих способностей, их природа, условия их формирования, исследовалась мыслителями и философами, учеными ...

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой благоприятно влияет на человека, делает его душевнее, мягче, формирует нравственные и эстетические чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Знания о природе помогают ребенку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных объектов.

Актуальность данного исследования обусловлено тем, что для решения этих проблем необходимо вести работу по использованию занятий по ознакомлению с природой для развития творческих способностей, так как в ходе работы с природным материалом ребёнок осваивает новые знания. В частности, орудия художественно — творческой деятельности, планируют необходимые для выполнения действия, реализуют свои замыслы в материальные объекты действительности.

Объект исследования: процесс ознакомления с природой, ориентированный на творческие способности.

Предмет исследования: педагогические условия для развития творческих способностей дошкольников.

Цель исследования: теоретически доказать развития творческих способностей средствами окружающей природы.

Задачи исследования:

· изучить психолого-педагогические и методические источники по проблеме исследования;

· раскрыть понятие «творческие способности» в научных исследованиях;

· проверить успешность использования занятий по ознакомлению с природой для развития творческих способностей дошкольников

14 стр., 6916 слов

Игра как средство развития личности дошкольника 2

... направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. В случае нашего исследования цель- развитие внимания у дошкольника. Игровой замысел ... правильно организованная и проведенная игра способствует развитию творческих способностей личности, формированию активности ребенка на уроке. ... знаний об окружающей жизни, профессиях, явлениях природы, образе жизни и повадках животных, птиц. ...

Изучением развития способностей занимались многие ученые: Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев, Б.М.Теплов, Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг, Л.С. Выготский.

Методы исследования:

· Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

· Наблюдение за деятельностью дошкольников;

· Педагогический эксперимент, анализ результатов.

Теоретическая значимость предстоящей работы состоит в том, что в работе рассмотрены различные формы занятий по ознакомлению с природой как средства развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость определяется тем, что в результате работы будет представлен полный материал данного исследования, который может быть использован в учебной деятельности педагога.

Изложенные цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

1.1. Понятие творческие способности в психолого-педагогических исследованиях

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования проблемы развития творческих возможностей подрастающей личности в современных условиях имеют большую важность. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. Наряду с этим о необходимости развития творческих способностей дошкольников написано много научных трудов. В настоящее время ученые-педагоги разработали различные развивающие программы и технологии, направленные на достижение этой цели. Однако в настоящее время проблема развития творческих способностей дошкольников претерпела существенные изменения.

Творческий климат в обществе создается не только воспитанием любознательности, способности мыслить нетривиально, вкуса к нестандартным решениям. Необ­ходимо еще воспитывать готовность к восприятию со­циально-прогрессивного, а также нового и необычного, стремление использовать и внедрять творчество.

Рассматривая структуру способностей, С.Д. Рубинштейн вы­деляет два основных компонента:

«операциональный» — отлаженная система тех способов дей­

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

... 74 страницы компьютерного текста. Научная новизна исследования состоит в том, что потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у дошкольников впервые рассматривается как ... рисунка, организуется выставка. Тема «Игра Диснейленд» ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ • Развивать творческие способности, мышление, ориентировку в пространстве. • Познакомить с нетрадиционным способом изображения: ...

ствия, посредством которых осуществляется деятельность;

«ядро» — психические процессы, которыми регулируются

операции: качество процессов анализа и синтеза.

Структура способностей, предложенная Рубинштейном, с од­ной стороны, позволяет избежать фатализма, так как через ста­новление системы операций допускает развитие самого ядра, а с другой — объясняет те трудности, с которыми столкнулась тесто-логия. Оценка по результату, а не процессу не позволяет давать однозначную интерпретацию результатов тестирования, поскольку на формирование операциональной системы влияет ряд чисто социальных факторов[3, 20].

Анализ научных разработок Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского показал, что креативность дошкольников развивается в совместной деятельности с воспитателем. Взрослый является примером для подражания, показывает своим поведением и поступками необычайные стороны окружающего предметного мира.

Существует несколько основных точек зрения на рассматриваемую проблему. Первый подход раскрывается в работах Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский под творческой деятельностью подразумевал деятельность человека, которая придумывает, экспериментируют что-то новое, не имеет значения будет ли это созданием творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущими и обнаруживающимся только в самом человека [5, 64].

Важно отметить, что развитие способностей про­ходит несколько стадий:

развитие функциональной системы, реализующей конкретную функцию в совокупности ее компонентов и связей;

развитие операционных механизмов;

развитие оперативности в системе функциональных и опера­ционных механизмов;

овладение субъектом способностями через рефлексию в кон­кретной деятельности[3, 22]

Следует отметить, что в поведении человека, его деятельности в различных областях, выделяют два основных вида действий. Одни действия человека можно назвать производящими или репродуктивными. Данный вид деятельности имеет большую связь с нашей пaмятью и показывает сформированные приемы поведения и действия.

Согласно Н.Н. Поддьякову, детское творчество представляет собой механизм развития деятельности ребёнка, накопления опыта ребенка, личностного роста[16].

5 стр., 2358 слов

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как продукт речевой деятельности 1.Понятие и теория текста Сам термин «текст» происходит от латинского «textus», что означает «ткань; сплетение, связь, сочетание», т.е. в общем плане термин означает связную и полную последовательность символов. Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). ...

Согласно Л.А. Большаковой, творческие способности выступают как сложное личное качество, определяющее способность человека к творчеству в различных сферах жизнедеятельности. В тоже время оно позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

В процессе творческой деятельности создается что-то новое, необыкновенное, основанное на способности создавать своеобразные идеи и использовать обычные способы деятельности.

Детское творчество — это своеобразный самостоятельный мир духовной жизни ребенка. Оно определяет самовыражение и самоутверждение ребенка, активность, креативность, интерес и личностную значимость, интеллектуальное развитие и решительность.

В результате полученных впечатлений от восприятия искусства и накопления опыта исполнительства формируется детское творчество. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.

Ученые-педагоги классифицируют творческие способности на общие и специальные. К общим способностям, относятся трудолюбие, настойчивость, целенаправленность детей, внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

Второй подход прослеживается в трудах Л.А. Венгера. К примеру, Л. А. Венгер, под способностями понимает индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, имеющие большое отношение к успеху выполнения определенной деятельности. Однако при этом успех в какой-либо деятельности может быть обеспечен группой способностей характеризующих личность [4, 47].

Из сказанного становится очевидным, что определенных творческих способностей нет. Важно отметить, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой деятельности индивида.

Интересна позиция по этому вопросу у исследователей А. Олоха, Д. Б. Богоявленской, А. Маслоу, которые рассматривали главную роль в формулировании определения значения выражения творческого поведения через

· мотивации,

· ценности,

· личностные черты (и др.).[14].

Предметом особого внимания этих исследователей стала когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях творческого поведения детей.

23 стр., 11494 слов

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Общеинститутская кафедра психологии образования Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр КУРСОВАЯ РАБОТА ...

Тем н……..

Список литературы

1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития[Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 608 с.

2. Алякринский, Б. С. О таланте и способностях [Текст]: учеб.-метод. пособие/ Б. С. Алякринский. — Москва: Изд-во МГУ,1988. — С.78-97.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей[Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.-320 с.

4. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер. — М. : Педагогика, 1973. — 96 с.

5. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой[Текст] /С.А. Веретенникова- М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с

6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте[Текст] / Л. С. Выготский. — СПб. : Союз, 1997. — 96 с.

7. Гончарова, Е.В. Развитие креативности дошкольников в процессе ознакомления с природой [Текст] /Е.В. Гончарова, И.С. Телегина //Вестник Нижневартовского государственного университета < contents.asp?issueid=1399857>.- 2015.- № 2 < contents.asp?issueid=1399857&selid=23639562>. -С. 57-63.

8. Дружинина, Н.В. Развитие эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Дружинина, И.Ф. Кривошеева, О.В.Ходакова //Детский сад от А до Я < contents.asp?issueid=1362490>.- 2010. -№ 6 (48) < contents.asp?issueid=1362490&selid=22844869>. -С. 122-129

9. Дыбина, О.В. Развивать, играя [Текст]/О.В. Дыбина: Метод, пособие для воспитателей,- Тольятти, 2002.

10. Игнатович И.И. Роль природы в развитии креативного потенциала [Текст] / И. И.Игнатович // Научные труды SWorld < contents.asp?issueid=1403755>. -2015. -Т. 8.- № 2 (39) < contents.asp?issueid=1403755&selid=23728830>. -С. 28-30.

11. Колесникова, Г.Г. Роль природы в формировании личности дошкольника [Текст] / Г.Г Колесникова, Е.В. Гордеева//Международный академический вестник < contents.asp?issueid=1373993>- 2015.- № 1 (7) < contents.asp?issueid=1373993&selid=23065170>.- С. 52-53

24 стр., 11542 слов

Особенности развития связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

// // Введение недоразвитие речь монологический дошкольный Актуальность исследования заключается в том, что правильное формирование речи является необходимым условием всестороннего развития детей. Именно уровень развития речи определяет возможности у ребенка в познание окружающей его действительности, а так же предопределяет характер отношений со сверстниками и взрослыми. Формирование лексико- ...

12. Литовкина, А. В. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте [Текст] / А. В. Литовкина, Е. С. Дручинина // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 669-671.

13. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. — М. : Академия. — 2008. — 336 с.

14. Митина, Р.М. Формирование у детей интереса к родной природе [Текст]/Р.М. Митина, Л.А Жидова, Н.Н.Исаева //Педагогическое мастерство и педагогические технологии < contents.asp?issueid=1516906>. -2015.- № 1 (3) < contents.asp?issueid=1516906&selid=24932103>. -С. 53-55

15. Олах, А. Творческий потенциал и личностные перемены[Текст] // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. — 2004

16. Петровский, А. В. Введение в психологию [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Петровский. — Москва: Изд-во Академия, 2005. — 468с.

16. Поддьяков, Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков. — Волгоград, 1994.

17. Рютина, И.М Эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой[Текст] //В сборнике: Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников < item.asp?id=24321149> материалы межвузовской научно-практической конференции. Отв. редактор С.Б. Шухардина.- 2015.- С. 128-132.

18. Саморукова, П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.

19. Севостьянова, И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творчески способностей дошкольников [Текст] /И.Н.Севостьянова// Начальная школа плюс До и После < contents.asp?issueid=1255916>.- 2014. -№ 2 < contents.asp?issueid=1255916&selid=21371528>.- С. 52-55.

20.Сергеева, Г.Ю. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой[Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — Издательство «Институт стратегических исследований» < >, 2016.-№6-3.-С.105-109

21.Терентьева, Л.И. Средства развития интеллектуальных способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой [Текст] // Инновационная наука < contents.asp?issueid=1568688>. -2016.- № 4-2 < contents.asp?issueid=1568688&selid=25809464>.- С. 208-213.