теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного во

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с ФФН 6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогической работы 6

1.2. Понятие фонематических процессов, их характеристика 14

1.3. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста 19

Выводы по первой главе 19

Список литературы 25

Введение

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) является наиболее распространённым. По данным исследования Т.Б. Филичевой, количество дошкольников с ФФН составляет 34,98% общего числа детей.

Фонетико-фонематическое недоразвитие часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Поэтому устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звуковым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии. Исследования Л.Г. Парамоновой показали, что предпосылки развития того или иного вида дисграфии имеют от 10,5 до 55,5% детей дошкольного возраста. У 25% детей может развиться дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза и у 16,7% артикуляторно-акустическая диарафия, что является следствием недоразвития фонематических функций.

10 стр., 4765 слов

Создание благоприятных условий, способствующих облегчению периода ...

... для детей раннего возраста на развитие игровой деятельности. адаптация дошкольный игровая 1.Аналитическая часть 1.1 Учёные и практики о значении адаптации Адаптация( приспособление) - это процесс ... сформулировать проблему моего исследования следующим образом: каковы психолого-педагогические условия оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ? Ее решение составило цель моей ...

Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие развитие фонетико-фонематической стороны речи.

Вопросами фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников и спецификой его проявления занимались многие авторы (Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.В.Лопатина, Л.В.Мелехова, Р.И.Мартынова, В.К.Орфинская, О.В.Правдина, Л.Г.Парамонова, Ф.Ф.Рау, Е.Ф.Рау, Э.Я.Сизова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина, Н.Х.Швачкин).

В исследованиях многих авторов указывалось на связь между недостатками звукопроизношения и нарушениями фонематических процессов, т.е. фонематического анализа, синтеза и представлений. Подчёркивалась та огромная роль, которую играет развитие фонематических функций в исправлении недостатков звукопроизношения, развитии речи в целом и формировании процессов чтения и письма.

Достаточно полно разработан этот вопрос в практике дошкольной логопедии. Создана широкая сеть речевых групп, специализированных детских садов и речевых центров, охватывающих большую часть детей с ФФНР. Однако трудности своевременной диагностики и не достаточный охват значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы возможна за счет взаимодействия всего педагогического коллектива дошкольного учреждения (логопеда, психолога, воспитателя, медицинского работника).

Деятельность педагогов, и прежде всего логопеда и воспитателя, имеет много общего и направлена на решение образовательных (познавательных), коррекционных и воспитательных задач.

Необходимость изучения и обобщения имеющихся данных об особенностях формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и организации взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя обусловили выбор темы исследования.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Объект исследования – развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Предмет исследования – взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

2. Изучить особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН в процессе экспериментального исследования.

19 стр., 9482 слов

Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников ...

... Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего у умственно отсталых детей не возникает своевременно лепет. Это процесс рефлекторный, в норме он появляется ... умственно отсталых дошкольников совсем не развивается регулирующая функция речи. Во многих случаях наблюдается эхолаличная речь. Речь у умственно отсталых дошкольников не может выполнять самую ...

3. Разработать содержание работы по развитию учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: теоретические (анализ, обобщение литературных источников), эмпирические (тестирование, эксперимент), математические методы.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с ФФН

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогической работы

Проблема взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогической работы рассматривалась Т.А. Матросовой, Л.И. Прокопьева, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркиной и др.

Т.А. Матросова отмечает, что вопросами организации работы по формированию речи детей в специальном детском саду занимается логопед. Однако для успешного усвоения детьми речевых навыков необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая осуществляется на занятиях и в повседневной жизни в режимных моментах в условиях детского сада. Эта работа ведётся по трём основным направлениям:

— развитие лексики,

— развитие грамматического строя речи,

— обучение рассказыванию.

Воспитатели работают над формированием связной речи детей в процессе выполнения всех режимных моментов. При этом логопед определяет специальный речев…….

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. — М.: Просвещение, 2005. — 400 с.

2. Бодрова Н.С. Взаимодействие логопеда и воспитателя при отборе детей в логопедическую группу// Логопед. 2008. №7.

3. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005. — №1. – С.9-15.

4. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.

5. Давыдова, М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения // Логопед. 2008. №1.

6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

7. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. – 320 с.

8. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей [Текст] / Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д.: РГПУ, 2001. – 138 с.

9. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. — М.: Сфера, 2005. – 192 с.

10. Кныш, В.А. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников [Текст] / В.А. Кныш, И.И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю.В. Дудик. – Мн.: Аверсэв, 2008. – 188 с.

13 стр., 6253 слов

Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет

... грамматического строя речи младших дошкольников. Гипотеза - уровни сформированности грамматически правильной речи детей 5-го года жизни определяются их возрастными и индивидуальными особенностями усвоения грамматической стороны речи, содержательностью работы дошкольных учреждений ...

11. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с.

12. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева. — М.: Владос, 1999. — 224 с.

13. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.

14. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999. — 678 с.

15. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максакова. — М.: Просвещение, 1982. — 159с.

16. Матросова, Т.А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. 2007. №4(18).

С.35-38.

17. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.

18. Микляева, Н.В. Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Микляева // Логопед. – 2008. — №5. – С.119-123.

19. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. – М.: АПО, 1993. – 57с.

20. Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 240 с.

21. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.

22. Овчинникова, Т.С. Психомоторика дошкольников шести-семи лет с нарушениями речи [Текст] / Т.С. Овчинникова // Логопед в детском саду. — 2005. — №4. — С. 52-58.

23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Под ред. Т.В. Волковой. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.

24. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие / Ред. Т.В. Волосовец. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований; М.: В. Секачев, 2002. — 256 с.

25. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008. – С.72-117.

26. Прокопьева, Л. И. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи : учебно-методическое пособие / Л. И. Прокопьева. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2013. – 68 с.

27. Реформатский, А.А. Введение в языковедение [Текст] / А.А. Реформатский. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 536 с.

28. Русская грамматика. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология [Текст] / Ред. кол. Н. Ю. Шведова. — М. : Наука, 1980. — 783 с.

29. Свободина, Н.Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения [Текст] / Н.Г. Свободина // Логопед. – 2007. — №2. – С.4-9.

30. Степанова, Е.А. Организация логопедической работы в ДОУ [Текст] / Е.А. Степанова. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.

11 стр., 5395 слов

Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи

... Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, ... научного совершенствования обучения монологическому контекстному высказыванию. На основе концепции теории текста как процесса и как результата сложной речемыслительной деятельности начала создаваться ...

31. Тарасова, М.В. Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в рамках системы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» — март — апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.

32. Тихонов, А.Н. Современный русский язык: Морфемика. Словообразование. Морфология [Текст] / А. Н. Тихонов. — М. : Цитадель-трейд, 2002. — 464 с.

33. Ткаченко, Т.А. Дневник воспитателя логопедической группы [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2002. – 56 с.

34. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.

35. Филичева, Т.Б. Основные направления коррекционной работы [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн.5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С.158-167.

36. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 224 с.

37. Фомина, М. И. Современный русский язык. Лексикология [Текст] / М.И. Фомина. — М. : Высш. шк., 1983. — 335 с.

38. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М.Е. Хватцев. — М.: АСТ, 2002. — 266 с.

39. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина. — М.: Академия, 2003. — 240