Особенности использования наглядных методов на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной коррекционной школе

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ..………………………..5

1.1 Психолого – педагогическая характеристика умственно отсталых младших школьников……………………………………………………………..5

1.2 Значение уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы……………………………………………8

1.3 Наглядные методы обучения, применяемые на уроках трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы………..11

Выводы по главе 1………….……………………………………………..13

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНОГО МЕТОДА В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……15

2.1 Значение и особенности наглядного метода обучения на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы…………….15

2.2 Средства наглядности и приемы работы с ними на уроках трудового обучения………………….……………………………..………………………..19

Выводы по главе 2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что важная роль в решении воспитательных, образовательных и коррекционно – развивающих задач специальной школы принадлежит трудовому обучению умственно отсталых детей. Подключаясь к трудовому процессу, ребенок всецело меняет представление об окружающем его мире и о себе. В процессе овладения новыми знаниями и применением их в своей жизни формируется мировоззрение ребенка. При работе с наглядной опорой на уроках трудового обучения в младших классах в специальной (коррекционной) школе демонстрируются реальные объекты, способы выполнения приемов работы, учебно-наглядные пособия. Именно поэтому анализ проблемы использования наглядного метода обучения в процессе обучения труду в условиях специальной (коррекционной) школы является актуальным, так как результативность процесса трудового обучения зависит от ее организации.

Проблемами трудового обучения умственно отсталых детей в условиях специальной (коррекционной) школы занимались такие ученые, как В. А. Шикаренко, Т.С. Жидкина, С. Л. Мирский, Е. В. Воронова и многие другие.

7 стр., 3306 слов

Организация обучения детей в младших классах школы

... вопросы Научение и обучение в младшем школьном возрасте Научение и обучение в подростковом возрасте ОБУЧЕНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Организация обучения детей в младших классах школы Независимо от того, ... ситуации развития, немного. Это – поступление в школу, ее окончание, получение профессии и начало самостоятельной трудовой деятельности, становление семьи, переходы из одного возраста ...

Учитывая важность и актуальность применения наглядного метода в процессе трудового обучения, тему курсовой работы определили: «Особенности использования наглядных методов на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной коррекционной школе».

Целью исследования является рассмотрение особенностей использования наглядных методов на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной (коррекционной) школе.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить психолого – педагогические особенности умственно отсталых младших школьников;

2. Определить значение уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы;

3. Дать характеристику наглядным методам обучения, применяемым на уроках трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы;

4. Определить значение и особенности наглядного метода обучения на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы;

5. Рассмотреть средства наглядности и приемы работы с ними на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе.

Объектом исследования является процесс работы с наглядностью на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной (коррекционной) школе.

Предметом курсовой работы является использование наглядной опоры на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной (коррекционной) школе.

Методы исследования: метод анализа и обобщения психолого –педагогической и специальной литературы; анализ практики работы дефектологов по теме: «Особенности использования наглядных методов на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной (коррекционной) школе».

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, параграфов, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психолого – педагогическая характеристика умственно отсталых младших школьников

Проблемы изучения умственно отсталых детей исследовали ученые, педагоги, психологи: Л. С. Выготский, Б. П. Пузанов, В. Г. Петрова, и многие другие.

Термин «умственно отсталый ребенок», используемый в дефектологии, имеет отношение к весьма разнородной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), объединяющее наличие органического поражения головного мозга, который имеет диффузный характер [24].

Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта [19].

Подходы к определению умственной отсталости различны, но имеют такие общие положения, как: стойкое нарушение познавательной деятельности, социальная неадаптированность, расстройство эмоционально-волевой сферы, качественные изменения всей психики [2].

Рассмотрение развития умственно отсталого ребенка невозможно без характеристики его психических процессов. Рассмотрим некоторые особенности учащихся специальных (коррекционных) школ.

7 стр., 3462 слов

Требования к результатам освоения дисциплины. по дисциплине «Общеметодические ...

... компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования 10 2 2 8 2. Специальное коррекционное образовательное учреждение ... 12 2 2 10 3.3. Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ ... умственного, речевого, эмоционального и др. развития детей. Навыками оказания консультативной помощи лицам, заинтересованным в получении информации о проблемах специальной ...

Психика умственно отсталого ребенка представляет собой целостную систему, нарушения которой вызывают различные отклонения деятельности в целом или протекающих психических процессов. Это относится и к восприятию. Бегло воспринимая окружающую обстановку, умственно отсталые учащиеся дифференцированно воспринимают меньше объектов, чем дети с сохранным интеллектом. Это встает преградой им на пути знакомства с находящимися в поле зрения предметами, узнавания их и выделения из их числа наиболее значимых для тщательного рассмотрения. Умственно отсталым школьникам свойственно также узкое зрительное восприятие. Особенностью зрительного восприятия умственно отсталых учащихся является также его недостаточная дифференцировка: они не всегда правильно распознают цвет и его оттенки, объект воспринимают глобально, без вычленения характерных для него частей, пропорций и своеобразия строения [18].

Своеобразие личности умственно отсталых детей находится в тесной связи с особенностями их деятельности. В процессе аномального развития у них формируются качественно своеобразные психические процессы и строение деятельности. У умственно отсталых детей наблюдается недостаточно критичное отношение к себе и результатам своей деятельности. Дети не соотносят полученные результаты с требованиями задания, чтобы проверить их правильность, не обращают внимания на их реальное значение. Обнаруживается незрелость мотивационной сферы. Оно состоит в том, что мотивы усваиваются ими формально, не становясь для них собственными стремлениями [7]….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа была посвящена рассмотрению особенностей работы с наглядной опорой на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной коррекционной школе.

Проанализировав литературу по данной теме были сделаны следующие выводы:

1. К умственной отсталости относят состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, которое вызвано органическим поражением коры головного мозга. Качественные изменения всей психики и личности в целом – это результат перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они в меньшей мере, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании нового.

2. В системе педагогических мер воздействия на психику умственно отсталого школьника труд является одним из важнейших средств коррекции познавательных процессов. Трудовая деятельность способствует коррекции дефектов в личностном развитии ребенка, формирует эмоционально – волевую сферу, вырабатывает социально значимую трудовую мотивацию, осуществляет его социальную адаптацию;

3. На уроках трудового обучения в младших классах в специальной (коррекционной) школе широко применяются наглядные методы обучения. Сущность данных методов заключается в наглядном представлении школьниками с интеллектуальными нарушениями натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей, изображений;

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

... организованности. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, развиваются умственные способности, воспитываются положительные нравственные и ... времени сознательно делать самую физическую работу. Во время учебы физических упражнений ребенок должен представлять способ выполнения двигательного действия, знать основные ...

4. Значение наглядного метода обучения на уроках труда заключается в том, что результаты обучения зависят как от правильного определения целей и содержания образования, так и от способов достижения целей. Наглядный метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность умственно отсталых школьников, которые обеспечивают усвоение ими содержания образования и тем самым достижение целей обучения. В случае применения наглядного метода обучения достигаются более стойкие результаты, повышая при этом эффективность обучения. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики младших школьников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала.

5. На уроках трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школе демонстрируются различные средства наглядности: пособия, образцы изделий, рисунки, технологические карты, инструменты, модели, приборы, диапозитивы и диафильмы, учебные фильмы, компьютерные презентации и прочее.

При активном использовании наглядного метода обучения на уроках труда в специальной (коррекционной) образовательной школе достигается высокая эффективность обучения трудовым навыкам и умениям.

Использование наглядных методов обучения на уроках труда помогает активизировать интерес умственно отсталых младших школьников к трудовой деятельности; помогает выработать у школьников эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям; сформировать у них определенные знания, умения и навыки.

Таким образом, использование наглядного метода в процессе трудового обучения значительно повышают умения и навыки младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова, А. А. Учебно-методический комплекс. Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. / А. А. Богданова, В. Н. Вовк. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 160 с.

2. Варенова, Т. В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». / Т. В. Варенова. – Мн.: ГИУСТБГУ, 2007. – 112 с.

3. Васенков, Г. В., Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта. / Г. В. Васенков. – Дефектология №3, 2004, – с.60

4. Войлокова, Е. Ф., Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева. – СПб., 2005г.

5. Воронкова, В. В. Коррекционная роль трудового обучения умственно отсталых школьников // Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. – С. 69-75.

6. Воронова, Е. В. Методика преподавания ручного труда : учебно – методическое пособие ; Ряз. гос. унт им. С. А. Есенина. / Е. В. Воронова. – Рязань, 2008. – 128 с.

7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

8. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей–дефектологов. / В. В. Гладкая. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 112 с.

16 стр., 7512 слов

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей ...

... -практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович, К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии ... семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот. Теперь немного о неадекватных мотивах, по которым ребенок хочет идти в школу: Игровой ("хочу в школу, ...

9. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред В. А. Сластенина. – 2–е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

10. Горина, Е. Н. Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития: Учебное пособие. / Е. Н. Горина, Е. Н. Павлова, Ю. В. Селиванова, В. О. Скворцова, О. В. Соловьева, Е. Б. Щетинина. – Саратов, изд-во Саратовского Государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, – 2012, 80 с.

11. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика : учеб. пособие : рек. УМО / А. А. Дмитриев. – М.: Высш. шк., 2010. – 295 с.

12. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / под ред. Епифанцева Т. О.; 2–е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.

13. Жидкина, Т. С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 192 с.

14. Калинина, С. Е. Современные подходы к организации трудового обучения детей с нарушением интеллекта различной степени тяжести / С. Е. Калинина, Л. В. Токарская // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии : материалы науч. – практ. конф. Часть 2. – Екатеринбург : ИРРО, 2008. – С. 116-119.

15. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие. / Г. Ф. Кумарина. – М. : Академия, 2003. – 320 с.

16. Кудинова, З. А. Уроки труда в специальной (коррекционной) школе. Учебно – методическое пособие. / З. А. Кудинова. – М. : Академия, 2006, 142 с.

17. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие для вузов / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер. – М.: Академия, 2001. – 314 с.

18. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. / В. В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 144 с.

19. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с.

20. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М. : Академия , 2001. – 246 c.

21. Мирский, С. Л. Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы / С. Л. Мирский // Дефектология. – 2003. – № 1. – с. 46-53.

22. Назарова, Н. М. Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева. – М.: Академия, 2008. – 400 с.

23. Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Никуленко – М.: Феникс, 2006. – 382 с.

24. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

В.   «___»_________ 20 г.     © Издательство ВГУЭС ВВЕДЕНИЕ В настоящее время особую актуальностьприобретает изучение педагогики, которая наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного цикла систематизируют базовые гуманитарные знания студентов. Дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы воспитания и преподавания. Содержание дисциплины базируется ...

25. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Б. П. Пузанов. – М.: Академия, 2001. – 272 с.

26. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Н. М. Трофимова. – М. ; СПб. ; Нижний Новгород: Питер, 2006. – 304 с.

27. Хохлина, Е. П. Исследование психолого – педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. П. Хохлина // Дефектология. – 2003. – № 2. – С. 25-34.

28. Шинкаренко, В. А. Трудовая подготовка людей с умственными ограничениями / В. А. Шинкаренко, Е. Г. Титова. – Минск, 2011. – 213 с.

29. Шинкаренко, В. А. Урок трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / В. А. Шинкаренко // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 21-25.