Оглавление
Введение 3
Глава 1. Адаптация ребенка в школе 8
1.1 Сущность адаптации в школе 8
1.2 Возрастные особенности детей 16
1.3 Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников в школе 20
Вывод по главе 1 25
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации ребенка в школе 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Средства и формы успешной адаптации детей в школе 27
2.3 Анализ результатов исследования 30
Вывод по главе 2 35
Заключение 38
Библиография 39
Приложение 1 41
Приложение 2 48
Введение
Школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно всё: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго.
Вообще-то первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой не хватает родителям терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из «добрых побуждений» они становятся виновниками «школьных стрессов».
Это не только новые условия жизни и деятельности человека — это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...
... период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка. Объект исследования - адаптация детей третьего года жизни к детскому саду. Предмет исследования - педагогические условия адаптации детей третьего ... года жизни к детскому саду. Цель работы - описать особенности адаптации детей третьего года жизни к детскому ...
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую «платит» организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.
Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.
Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.
От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель — ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика — высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающим их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче — дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых. Правда, есть дети, особенно среди шестилеток, не осознающие специфическую позицию учителя и свое положение ученика. Такой ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу здесь учиться: мне с вами неинтересно». С таким ребенком отстоять свое «я» бывает довольно трудно. В этих случаях бесполезно приказывать, наказывать, нужно завоевать доверие и уважение ребенка; поэтому важно проявить терпение, доброжелательность, расположить к себе малыша, попробовать серьезно, «по-взрослому» поговорить, но не при всех, а наедине. Можно привлечь на помощь, не жалуясь на ученика, родителей. Через некоторое время (если нет других отклонений в поведении) все уладится.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, — это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка, но и новый вид деятельности — учебная деятельность — возникает не сразу.
Психологические характеристики профессиональной деятельности учителя
... через систему соответствующих умений учителя. Рассматриваемые здесь конструктивный и проектировочный компоненты деятельности связаны с уровнем мастерства. Как показало исследование Е. Д. Егина, между ... Динамика профессионального функционирования учителя протекает в трех стадиях: адаптации, становления и стагнации. На стадии профессиональной адаптации молодой учитель пытается адаптироваться к ...
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.
На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избегания наказания — вот что должно быть основой учебной деятельности.
Таким образом, начальный период обучения для первоклассников достаточно труден, так как вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Меняется фактор места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Смена места в системе общественных отношений — переход в позицию ученика, школьника, создает ситуацию психологической открытости ребенка. Последствия трудной адаптации различны: ухудшение состояния здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала.
Следовательно, проблема адаптации ребенка в школе является актуальной.
Проблема исследования: Какие существуют средства и формы успешной адаптации детей в школе? Какие этапы адаптации детей к школе существуют?
Противоречия исследования: данная проблема обусловлена необходимостью формирования адаптации ребенка в школе, с одной стороны, и недостаточностью внимания семьи и педагога к данной проблеме, с другой стороны.
На основе выделенной проблемы и сформулированных противоречий, мы сформулировали тему исследования: «Адаптация ребенка в школе».
Цель исследования: изучить средства и формы успешной адаптации ребенка в школе.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.
Изучение особенностей подготовки к школе слабослышащих детей
... адаптации ребенка к школьным условиям имеет воспитание трудолюбия, сформированность культурно-гигиенических навыков. Условия специальных школ ... слабослышащих детей к школьному обучению представлены в исследованиях ... ребенка к школьному обучению важное значение имеют учет подходов к этой проблеме в дошкольной педагогике и психологии, рассмотрение различных компонентов психологической готовности к школе ...
2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить особенности адаптации младших школьников.
3. Выявить средства и формы успешной адаптации ребенка в школе.
4. Проверить эмпирически эффективность выбранных нами средств и форм успешной адаптации ребенка в школе.
Объект исследования: адаптация ребенка в школе.
Предмет исследования: средства и формы успешной адаптации ребенка в школе.
Решение задач исследования предполагает использование следующих методов: теоретические (анализ литературы по данной проблеме); эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа); аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).
Данная работа имеет следующую структуру:
— введение, содержит актуальность данной темы, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы исследования;
— глава 1;
— глава 2;
— заключение содержит краткое обобщение полученных данных, выводы по проделанной работе, практическую значимость исследования;
— список литературы, который включает в себя 21 издание;
— приложения.
База исследования: МОУ СОШ № 77 города Челябинска.
Глава 1. Адаптация ребенка в школе
1.1 Сущность адаптации в школе
Приведем некоторые определения понятия «адаптация» с точки зрения различных авторов.
Адаптация личности к условиям своей деятельности органически связана со многими проблемами государства. Это связано с резким усложнением социального портрета общества, расслоением социальной структуры, сменой главных жизненных ориентиров общества в целом и отдельных индивидуумов в частности (полот, словарь).
Доступное для понимания определение адаптации дает В.А. Мижериков в психолого-педагогическом словаре — приспособление. Здесь же он приводит классификацию видов адаптации [10]:
• в широком смысле — процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования;
• физиологическая — изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к изменению силы действующих раздражителей;
• литературная — сокращение и упрощение печатного текста, с учетом возраста, профессии и уровня подготовки читателей;
• профессиональная — процесс приспособления людей к из-менившимся условиям профессиональной основной деятельности.
Д. Жюлиа в Философском словаре рассматривает адаптацию как приспособление одного живого существа к другому живому существу или к окружающей среде. Приводит в пример две основные психологические теории адаптации:
• теория Дарвина во главу угла ставит воздействие окружающей среды и ее способность отбирать наиболее адаптированные организмы;
• теория Ламарка утверждает, что адаптация зависит в первую очередь от самого организма……..
Библиография
1. Александровский, Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский – М.: Владос, 2009. – 276 с.
2. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл //Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С. 87 — 94.
3. Белшева, С. А. Диагностика школьной дезадаптации / С. А. Белшева – М.: АСТ, 2007. – 143 с.
Психология семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
... сопровождающийся иногда двигательным беспокойством, проявляющимся в суетливости, жестикуляции. У других детей с ОВЗ проявляется повышенная возбудимость, беспокойство, раздражительность, упрямство, быстрая смена ... проблемой - это необходимость ранней, этапной, длительной, комплексной медико-социальная реабилитация детей с ОВ с учетом индивидуального подхода. Она предполагает медицинские, психолого- ...
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин — СПб: Речь, 2008. – 270 с.
5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова — М.: Генезис, 2009. – 340 с.
6. Вергелес, Г.И. Младший школьник: Посоги ему учиться: Книга для учителей и родителей / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2010. — 159 с.
7. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процессы обучения младших школьников / В.В. Давыдов //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 2006. — 304 с.
8. Иванова, Н.В. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н.В. Иванова, М.С. Кузнецова // Журнал практического психолога №2, 2007. — С.14 — 20.
9. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника / В.А. Крутецкий //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 2006. — 304 с.
10. Мижериков, В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков – М.: Феникс, 2008. – 447 с.
11. Молодцова, Т. Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации / Т. Д. Молодцова– Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 243 с.
12. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возратса в школе / Под ред. И.Д.Зверева, А.М.Пышкало — М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
13. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова — М.: Педагогика, 2007. – 127 с.
14. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский — М.: МГУ, 2009. – 224 с.
15. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан //Вестник СПб гос. Унив. 2007.- Серия 6, № 3. — С.72 — 86.
16. Резническо, М.А. Трудности взросления младшего школьника / М.А. Резническо //Начальная школа, 2008, №1. — С. 25-30
17. Рогов, Е.И. Настольная книга школьного психолога / Е.И. Рогов — М.: Феникс, 2007. – 210 с.
18. Салмина, Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова — М.: МГППУ, 2009. — 210 с.
19. Хрипкова, А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физиологическим нагрузкам / А.Г. Хрипкова — М.: Педагогика, 2008. – 326 с.
20. Шилова, Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков / Т.А. Шилова — М.: Аврис ПРЕСС, 2008. – 182 с.
21. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 2006. — 304 с.