Периоды развития теории управления

Основы менеджмента.

Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства.

Управление — воздействие управляющей системы на управляемую систему, т. е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе производства с целью эффективного выполнения стоящей перед производством задачи.

В определение менеджмента входит:

  • изучение рынка, проведение исследований;
  • производство продукции с min затратами и ее реализацией с max прибылью;
  • управление персоналом.

Менеджер — руководитель, управляющий, занимает постоянную должность и наделен полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности; организатор конкретных видов работ, руководитель предприятия, подразделения.

Менеджер выполняет функции:

  • определяет цели деятельности,
  • планирование и способы достижения;
  • осуществляет распределение работ,
  • координация этих работ;
  • контроль за подчиненными

Менеджмент существует в сферах общества:

Политическая — необходимость установления и поддержания порядка в группах.

Экономическая — необходимость в изыскании производства и распределение ресурсов.

Оборонительная — защита от врагов.

1. Древний — самые простые формы организации труда (9−7 тыс. переход от присваивающего хозяйства к обрабатывающему).

Сократ: «Главное в управлении поставить нужного человека на нужное место и добиться поставленной перед ним задачи». Платон — дал классификацию форм государственного управления. Македонский — развил теорию и практику управления войсками.

2. Индустриальный (конец 18−19 вв.).

А. Смит — анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанности государя и государства. Роберт Оуэн — внес идею гуманизма и оценил роль человеческого фактора в управлении производством, признал необходимость обучения, улучшения условие труда и быта рабочих. К. Маркс — вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс — «Следует различать управление вещами и управление людьми»

27 стр., 13341 слов

9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда

... еще до того как возникнет необходимость осуществлять специальную профессиональную деятельность по принятию решения. Каждый руководитель ... цель производства зак-ется в постоянном увеличении комфорта и благосостояния че-ва;• миссия научного управления состоит ... усталости работника из-за чрезмерной тяжести и напряженности труда; - монотонность труда; - болезненное состояние работника; - неосторожность; - ...

3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе полученных знаний формируется новые направления школ, изменяется и совершенствуется научные аппарат, меняются взгляды на менеджмент.

4. Информационный (2 половина 20 в.) С помощью применение компьютеров осуществляется управление производством.

Подходы к управлению:

  1. подход основан на выделении различных школ управления

  2. процессный подход — рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций
  3. системный подход — предполагает, что руководитель рассматривает организацию в виде совокупности взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи, технологии, ресурсы)
  4. ситуационный подход — основан на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Школа менеджмента.

Школа научного управления. Фредерик Тейлор внес вклад, внес изучение времени, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время исполнения этих движений, разработал тарифную систему оплаты труда.

Принципы научного управления:

  1. научный обор рабочего,

  2. обучение и изучение рабочего,
  3. специализация работы,
  4. важность побудительных мотивов зарплаты,
  5. справедливое распределение ответственности.

Гилбрет — изучение утомляемости рабочего и его двигательной активности, пути улучшения общего состояния рабочего, научный отбор и изучение персонала. Эмерсон в 1916 г. сформировал принципы производительности труда:

  1. здравый смысл предполагающий поиск причин допустимых ошибок,

  2. отчетливо поставленные цели,
  3. компетентная консультация профессионалов,
  4. дисциплина,
  5. справедливое отношение к персоналу,
  6. быстрый надежный точный учет,
  7. диспетчирование,
  8. нормы и расписания,
  9. нормализация труда,
  10. нормирование операций,
  11. письменные и стандартные инструкции,
  12. вознаграждение за производительность.

Административная школа. Анри Файоль разбил процесс управления на функции:

  • планирование
  • организация
  • подбор и расстановка кадров
  • контроль
  • мотивация.

Принципы управления:

  1. разделение труда (специализация),

  2. полномочия и ответственность,
  3. дисциплина,
  4. единоначалие и коллегиальность,
  5. единство направления,
  6. подчиненность личных интересов общим,
  7. вознаграждения,
  8. централизация,
  9. скалярная цепь (иерархия власти),
  10. порядок,
  11. справедливость,
  12. стабильность рабочего места для персонала,
  13. инициатива,
  14. корпоративный дух.

Маркс Вебер — родоначальник бюрократии.

Разработал принципы:

  • разделение труда основной элемент построения организации,
  • хорошо иерархическая система распределения власти,
  • система правил и норм, прав и обязанностей,
  • прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации,
  • стратегия к пожизненному найму и четкая система карьеры.

Школа человеческих отношений или школа поведенческих наук.

Элтон Мэйо в 1927 г. разработал факторы, влияющие на коммуникационные процессы в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории:

  1. теория Х — «теория понукания»

  2. теория У — «теория гуманизма»
  3. теория Z — «теория группизма»

М. Паркер Фоллет 1-я кто определил менеджмент как обеспечение выполнение работы с помощью другого лица.

Школа поведенческих наук — цель — повышение эффективности организации за счет повышения ее человеческих ресурсов и оказания помощи работнику в осознании своих собственных возможностей.

Школа науки управления (количественная).

С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, происходит замена словесных рассуждений и описательного анализа моделью символов и количественными значениями.

Организация и ее элементы

Организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели, совокупность взаимоотношений прав обязанностей принятых на предприятии.

Требования для создания организации:

  • наличие не менее 2-х людей, которые считают се6я частью группы
  • наличие хотя бы 1-й общей цели.

Составляющие организации:

  1. Люди, входящие в данную организацию;

  2. Задачи, для решения которых данная организация существует;
  3. Управление, которое формирует и приводит в движение потенциал организации для решения задач.
  4. Структура — является формальной классификацией частей организации.
  5. Технология — включает в себя технологические средства: инструмент, оборудование, материалы, процессы, знания.
  6. Цель организации — конечное состояние или желанный результат.

Технология

Люди

Цели

Структура

Задачи

Общие характеристики организации.

  1. Ресурсы — целью любой организации являются наличие и преобразование ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, информационных.

  2. Разделение труда — существуют 2-а вида разделения труда:

Вертикальное разделение — иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т. е. высшее руководство; оперативное управление — составление и доведение до микро коллективов и отдельных исполнителей оперативных планов; расстановка исполнителей по рабочим местам и организация контроля за ходом производства.

Горизонтальное — специализация работников на выполнении отдельных видов работ, операций, работа разделяется по профессиональному признаку.

  1. В зависимости от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде в зависимости от деятельности организации так или иначе воздействующие на нее.
  2. Управление.

Организационные структуры управления.

Организационная структура — совокупность управленческих звеньев расположенных в строгой соподчиненности обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой, т. е. необходимо наличие звеньев, связей, структур.

Линейная структура (т.е. военная).

  • соблюдение принципа единоначалия;
  • ясность и четкость связей;
  • оперативность управления.

Недостатки: — руководитель должен обладать разносторонними знаниями.

Функциональная структура (т.е. школьная).

— выполнение отдельных функций возлагается на специалистов.

— создаются условия для компетентного принятия решений за счет специализации и проф. подготовки работников.

Недостатки: нарушение принципа единоначалия, подчиненные получают задания от разных руководителей.

Линейно-функциональная структура.

При разработке вопросов линейному руководителю помогает аппарат, состоящий из функциональных подразделений (консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность.

Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность управления.

Матричная структура.

Характерна для научно-исследовательских институтов, формируется на время проектная группа (создается на базе линейно-функциональной структуры) для решения определенной проблемы, когда цель достигнута, члены проектной группы возвращаются в функциональные подразделения.

Недостаток: конфликты, порожденные неясностью полномочий, сложность в системе вознаграждения.

Адаптированная структура.

Это быстрое приспособление к внешней среде. Гибкая организационная структура, которую можно быстро модернизировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями организации.

Требования к организационным структурам.

  1. оптимальность

  2. оперативность
  3. надежность
  4. экономичность
  5. гибкость
  6. устойчивая структура управления

Проектирование организационных структур — процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организации (люди, структура, задачи, технология) и стратегия.

Факторы, влияющие на проект организации:

  • состояние окружающей среды (стабильное, постепенно изменяющееся, резкое и значительное изменение окружающей среды)
  • технология — изучение влияния воздействия технологии на организационное проектирование (Вудворд, Томсон).
  • размер

Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности

Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека.

Использование законов представляет собой такую организацию деятельности человека, при котором действие закона помогает ему наиболее эффективно достигать поставленных целей.

Основные закономерности: изучение закономерностей позволяет производить гибкий научный анализ систем управления объективно оценивать ее состояние и предоставлять возможность совершенствования системы управления:

  1. единство системы управления производством, устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.

  2. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства.
  3. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой системы.
  4. централизация и децентрализация управления.

Принципы управления — основополагающие идеи закономерности по осуществлению управленческих функций:

  1. разделение труда (специализация),

  2. полномочия и ответственность,
  3. дисциплина,
  4. единоначалие и коллегиальность,
  5. единство направления,
  6. подчиненность личных интересов общим,
  7. вознаграждения,
  8. централизация,
  9. скалярная цепь (иерархия власти),
  10. порядок,
  11. справедливость,
  12. стабильность рабочего места для персонала,
  13. инициатива,
  14. корпоративный дух.

Функции и методы управления.

Функция — специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью.

Специальные функции — характерны для оперативных видов деятельности (управление банком, биржей).

Конкретные функции — функции связанные с видами управленческой деятельности зависимые от особенностей объектов управления (управление финансами и управление людьми).

Общие (основные) — такие виды деятельности, которые не связанны с особой спецификой объекта управления, являются общими для всех ступеней управления (во всех организациях и во всех структурных подразделениях).

Функции управления:

  1. Планирование — выбор цели, стратегии, линии поведения, программы и процедуры для их выполнения для предприятия в целом и для любого его подразделения (стратегическое, оперативное, тактическое).

  2. Прогнозирование — определение системы вероятных целей функционирования и развития социально-экономических систем и вероятные пути их достижения.
  3. Регулирование — процесс установления отклонений от заданных плановых значений или естественного хода процесса.
  4. Организация — упорядочение деятельности менеджера и исполнителей по средствам распределения полномочий и обеспечение координации.
  5. Контроль — непрерывный процесс, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчение выполнения управленческих задач, выявление степени соответствия текущих и плановых заданий (предварительный, текущий, заключительный).
  6. Учет — подведение итогов деятельности за определенный отрезок времени.
  7. Анализ — сбор, хранение, обработка и использование информации для обоснования и реализации функций управления.
  8. Мотивация — побуждение людей к повышению эффективности деятельности организации (материальное и моральное стимулирование).
  9. Принятие управленческих решений

Функции управления всегда применяются комплексно, в разных моментах и при разных обстоятельствах различные функции могут принимать доминирующий характер.

Методы управления

Методы — совокупность приемов и способов воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных организацией целей.

Организационно-экономический методы.

Совокупность экономических рычагов с помощью которых достигается эффект удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частном, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. В результате повышения деятельности экономических методов формируются условия, при которых трудовой коллективов эффективно работает, не столько административным влиянием, сколько экономическим стимулированием. Способствует выявлению новых методов и резервов. Использование этого метода предполагает:

  • внедрение новых методов оплаты труда;
  • премирование;
  • единовременные выплаты.

Организационно-административные методы.

Основой использование данных методов выступают организационные отношения. Задача методов состоит в координации действий подчиненных. Административные методы опираются на власть руководителей его права присущие организации дисциплины и ответственность, оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы распоряжения оперативные указания.

Социально-психологические методы.

Совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в коллективе, а также социологические процессы, протекающие в нем.

Стиль руководства.

Стиль — система постоянных применяемых методов руководства.

Стиль управления — манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Стиль руководства — относительно устойчивая система способов методов и форм практической формы деятельности менеджера.

1. Директивный стиль (авторитарный):

Централизация власти в руках 1-го руководителя. Присуща ставка на администротирование и ограниченные контакты с подчиненными: руководитель единолично принимает и отменяет решения, приказывает, но не просит; этот стиль не стимулирует инициативу. Необходим при низкой дисциплине при слабой сознательности и воли подчиненных.

2. Демократический стиль:

Руководитель стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе и правильно реагировать на критику. В подготовке управленческих решений принимают участие все члены коллектива, часть управленческих функций делегируется другими специалистами более активное участие работающих в управлении и проявлении своей инициативы.

Недостаток: большое количество согласований и низкая дисциплина.

3. Либеральный стиль: т. е. минимальное участие руководителей в принятии решений

Руководитель практически не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставляется полная самостоятельность. Средства воздействия на коллектив просьба и уговоры, боится конфликтов, мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет. Руководитель является посредником между коллективом и вышестоящим руководством.

4. Ситуационный стиль: стиль руководства выбирается в зависимости от конкретной ситуации.

Факторы, влияющие на выбор:

  1. время на решения,

  2. качество руководителя (опыт, образование, талант),
  3. дисциплинированность подчиненных,
  4. зависит от сложности проблемы.

Управленческие решения

Управленческие решения — основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных целенаправленных и последовательных логических управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (предприятие, фирма, организация).

В условиях определенности — менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив и имеется вся необходимая информация.

В условиях риска — имеется надежная информация, однако результаты каждой из альтернатив зависят от случая.

В условиях неопределенности — невозможно определить вероятность потенциальных результатов.

В условиях неясности — цели, которые необходимо достигнуть, неясны, альтернативные варианты трудно определяемы и информации о результатах нет.

Классификация управленческих решений:

  1. по сроку действия и степени воздействия на общие решения: оперативные, тактические, стратегические.

  2. по ширине охвата: частные, общие.
  3. по функциональному признаку направленные на совершенство: планирования, мотивации, контроля.
  4. по содержанию: политические, технологические, технические.
  5. по степени новизны: рутинные, стандартные, творческие, уникальные.
  6. по числу лиц: индивидуальные, групповые.
  7. по способу принятия: интеллектуальные, эмоциональные.

Уровни управленческих решений:

  1. Рутинный — неукоснительное следование процедуре в соответствии с имеющейся программой использование различных правил, инструкций.

  2. Селективный — руководитель оценивает достоинства нескольких возможных решений и старается выполнить те действия, которые больше подходят к данной проблеме.
  3. Адаптационный — руководителю очень трудно выбрать новое решение, отказаться от привычного, но уже устарелого подхода и выработать творческое решение.
  4. Инновационный — руководителю необходимо найти совершенно неожиданное и непредсказуемое решение.

Подходы к принятию решений:

  • интуитивный, на основе суждений (опыта работы),
  • рациональное решение (не зависящий от прошлого опыта)

Процесс принятия управленческого решения.

  1. Выработка и постановка цели.

  2. Изучение проблемы.
  3. Выбор и обоснование критериев эффективности возможных последствий принимаемых решений.
  4. Рассмотрение вариантов решений.
  5. Выбор и окончательное формулирование решений.
  6. Принятие решений.
  7. Доведение решений до исполнителя.
  8. Контроль за использованием решений.
  9. Обратная связь и корректировка.

Требования к управленческим решениям.

  1. Эффективность.

  2. Экономичность.
  3. Своевременность.
  4. Обоснованность.
  5. Реальная осуществимость.

Методы принятия управленческих решений.

  1. Неформальные — основанные на аналитических способности лиц принимающих решение. Совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта.

Достоинства: оперативность.

  1. Количественные методы — в основе лежит научно практический подход предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки с помощью ЭВМ больших массивов информации. Различают:
  • линейное моделирование
  • динамическое программирование
  • теория игр
  • имитационные модели
  • метод платежной матрицы
  • метод дерева решений и др.
  1. Коллективный метод принятия решений:
  • мозговая атака или мозговой штурм — характеризуется открытыми высказываниями мнений специалистов по решению конкретной задачи, запрещается критика чужих суждений, высказываются любые суждения.
  • Метод «Дельфы» основан на закрытом многократном анкетировании и позволяет исключить взаимовлияние мнений.
  • Японская кольцевая система «Кинги се».

Миссия организации

Миссия организации — важная составляющая стратегического планирования. Определение соответствующей миссии способствует выработки на ее основе целей, которые служат в качестве критерия для всего последующего процесса принятия управленческих решений,

формулировка миссии должна содержать:

  • задачи фирмы с точки зрения ее услуг или выпуска изделия
  • внешняя среда по отношению к фирме (необходимость адаптации)
  • культура организации и климат внутри фирмы

Достойное заявление о миссии компании отличается чертами:

  1. концентрация внимания на ограниченном количестве целей

  2. в заявлении миссии подчеркивается основные направления политики
  3. миссия определяет основные поля конкуренции
  4. поле продукции и направление деятельности
  5. поле основных деловых навыков и способностей
  6. поле рыночного сегмента
  7. поле вертикальной интеграции
  8. географическое поле (город, регион, мировой рынок)

Требования, которые предъявляются к миссии:

  1. реалистичность

  2. конкретность
  3. миссия должна стимулировать

Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование — набор действий и решений, предпринятых руководством которые ведут к разработке специфических стратегий предназначенные, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегия — детальный всесторонний комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии организации и достижение ее цели.

Стратегические планы должна быть разработаны, чтобы не только оставаться целостным в течение длительного времени, но и быть достаточно гибким.

Стратегия фирмы — рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных целей.

Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

Стратегическое управление — предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетных целей.

Процесс разработки стратегии:

  1. Оценка потенциала фирмы.

  2. Анализ внешних факторов.
  3. Оценка альтернативных направлений деятельности.
  4. Выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей.
  5. Принятие решений.
  6. Формирование стратегического мышления.

Классификация стратегии:

  1. продуктовая стратегия.

  2. стратегия маркетинга
  3. конкурентная стратегия
  4. стратегия нововведений (инновационная политика)
  5. стратегия зарубежного инвестирования
  6. стратегия поглощения (приобретение акций в др. областях отрасли)
  7. стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности

Выбор стратегии делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности.

В рамках стратегического планирования решаются задачи:

  • распределение ресурсов предприятия (кадры, финансы, производственные фонды)
  • адаптация к внешней среде
  • формирование организационной структуры

Этапы стратегического планирования:

  1. формулировка миссии предприятия

  2. постановка цели
  3. выбор и анализ стратегии
  4. определение задач
  5. определение политики предприятия

Роль и значение целей в менеджменте.

Цель — достижение желаемого.

Общая цель должна содержать описание конечных результатов: коммерческие цели (выражаются в прибыли) и не коммерческие (благотворительный фонд).

Основная цель: управление коллективом; повышение согласованности труда направленная на решение двуединой задачи; достижение в интересах предприятия мах результатов при ограничении затрат; формулирование благоприятных отношений и условий в коллективе.

Характеристики целей:

  • конкретные и измеримые, ориентация во времени (сроки),
  • достижимость целей,
  • взаимно поддерживающие цели.

Классификация целей:

  1. По содержанию: социальные, кадровые, экономические.

  2. По сфере действия: производственные, административные, организационные.
  3. По среде: внешние, внутренние.
  4. По измеримости: количественные, качественные.
  5. Повторяющиеся, разовые.
  6. По иерархии: цели организации, цели подразделений.
  7. По периоду установления: стратегические (3−5 лет); краткосрочные (до 1 г.); тактические (1−2 месяц); оперативные (немедленно)

Процесс управления организации по целям

1 этап: разработка долгосрочных целей фирмы (стратегическое планирование), долгосрочное планирование.

2 этап: оценка действующей организационной структуры предприятия.

3 этап: разработка целей структурных подразделений.

4 этап: доведение выбранных целей до подразделений: сущность заключается в выявлении взаимозависимых целей реализуемых на каждом уровне управления. Представляет собой структурное отображение распределение целей по уровню управления и взаимосвязи. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия для чего осущ-ся декомпозиция главной цели на подцели по правилам:

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

цели по подсистемам организации

Производство

маркетинг

персонал

финансы

Подцели по подсистемам организации

1…

2…

3…

1…

2…

3…

1…

2…

3…

1…

2…

N…

Правила:

  1. общая цель находиться в вершине содержит описание конечного результата

  2. подцели каждого уровня являются необходимым и достаточным условием для достижения цели предыдущего уровня
  3. цели — необходимо описывать результат, а не способы их получения
  4. подцели каждого уровня должны быть независимы
  5. фундамент дерева целей должен составлять задачи представляющие собой формулировку работ

5 этап: доведение целей до каждого исполнителя

6 этап: реализация цели, включает этапы:

  1. закрепление цели за каждым исполнителем

  2. выявление наличия всех ресурсов необходимых для реализации целей
  3. установления графика работ
  4. контроль выполнения цели по всей системе управления

7 этап: оценка достигнутых результатов (снизу вверх)

8 этап: корректировка цели.

Трудовой коллектив

Трудовой коллектив — объединение работников осуществляющих совместную трудовую деятельность связанных общими целями.

Признаки коллектива:

  • наличие общих целей;
  • психологическое признание группой и отнесение себя к ней;
  • постоянство личное взаимодействие на протяжении всего времени существования группы.

Классификация коллективов:

— официальные, не официальные.

— формальные и не формальные.

— производственные, научные и др.

— малые (< 30 чел.), большие (ñ 30 чел.).

Планирование потребностей в трудовых ресурсах включает 3 этапа:

  1. оценка имеющихся ресурсов;

  2. оценка будущих потребностей;
  3. разработка программ удовлетворения будущих потребностей.

Набор персонала заключается в создании необходимого резерва, из которых организация отбирает наиболее подходящих для нее работников.

  1. Внешний набор — вне предприятия,
  2. Внутренний — переквалификация.

Отбор персонала осуществляется путем выбора подходящих кандидатов из резерва.

  1. Испытание — тестирование,
  2. Собеседование — интервью.

Производственные коллективы следует формировать, учитывая разность пола, возраста, проф. состава, интересов, индивидуальных психологических особенностей, численность и наличие формальных и неформальных лидеров.

Управление персоналом — целенаправленное комплексное воздействие на коллективы и отдельные работников

Управляющие персоналом — это группа профессиональных специалистов-менеджеров, главная цель которых повышение производственной и творческой отдачи и активности персонала.

Задачи кадровых служб:

— найма высококвалифицированных работников,

— планирование карьеры,

— оценка производственной деятельности,

— совершенствование оплаты труда.

Собеседование — не является идеальным методом личностной оценки претендента.

Основная цель — получение ответа: «заинтересован ли кандидат в вакантной должности способен ее качественно выполнить?».

Виды собеседования:

— контакт,

— интервью,

— дискуссия

Ошибки при собеседовании:

— предрассудки — эмоции

— неготовность к проведению собеседования

— эффект пессимизма

— эффект самочувствия.

Личность, власть и авторитет менеджера

Требование к менеджеру:

1 способность управлять собой

2 разумные четкие личные ценности

3 постоянный личный рост

4 навыки решения проблем

5 изобретательность способность к инновациям

6 способность влиять на окружающих

7 знание современных управленческих подходов

8 способность обучать подчиненных

9 способность формировать и развивать трудовой коллектив.

Конфликты.

Виды конфликтов:

  1. внутри личностный

  2. межличностный
  3. конфликт между личностью и группой
  4. межгрупповой
  5. скрытые конфликты
  6. функциональные (полезные для коллектива)
  7. дифункциональные

Конфликт — это противоречие возникающие в процессе совместной трудовой деятельности из-за непонимания противоположностей интересов и отсутствия согласия между 2-я или более людьми.

Фазы конфликта:

  1. появление конфликта

  2. нарастание конфликта
  3. пик конфликта
  4. продолжение или полное угасание его.

Способы управления конфликтами:

Педагогический — беседа, убеждение, разъяснение требований, и т. д.

Административный — силовое разрешение конфликта, подавление интересов конфликтующих, разрешение конфликта по приговору, приказу.

Процесс управления конфликтами:

  1. изучение причин возникновения
  2. ограничение числа участников
  3. анализ конфликта
  4. разрешение конфликта.

Мотивация.

Мотивация человека — это совокупность движущихся сил побуждающих к осуществлению действий, т. е. побудительная причина и повод к действию: внешние (материальные, не материальные) и внутренние.

Мотивация как процесс выглядит:

  1. возникновение потребности (человеку что-то не хватает),

  2. поиск путей устранения потребностей.
  3. определение направлений действий,
  4. осуществление действий,
  5. получение вознаграждения,
  6. устранение потребностей.

1 часть. Теория содержательной концепции. Данные теории стараются определить потребности побуждающих людей к действию. Эти теории описывают структуру потребности и их содержание. Исследователи Маслоу.

1.1 Иерархия потребностей по Маслоу.

1-й уровень физиологические потребности.

2-й уровень — безопасность и защищенность.

3-й уровень — принадлежность и причастность (часть какого-либо коллектива).

4-й уровень — признание и самоутверждение.

5-й уровень — самовыражение (стремление использовать свои знания на благо).

1.2 Теория ERG Альдерфера.

1-й уровень — существование.

2-й уровень — связь.

3-й уровень — рост.

1.3. Теория Мак Клелланда, внимание делается на удовлетворение высших потребностей.

— потребность власти,

— потребность успеха.

— потребность в причастности (налаживание дружных отношений)

1.4. Двухфакторная модель Герцберга. 2-а вида потребностей:

— здоровье, гигиена

— потребность мотивации

2 часть. Процессуальная концепция. Соотношение желаний с возможностями.

2.1 Теория ожидания (справедливое вознаграждение) приступая к работе чел., ожидает, что затраченные им усилия принесут результат, который должен быть замечен и вознагражден. Портера- Лоулера.

2.2 Теория постановки цели. Поведения человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой. Эдвин Лок.

  1. человек осознает и оценивает события.

  2. определяете цели.
  3. осуществляет действия.
  4. удовлетворенность результатом снова п. 1 .

2.3 Теория равенства (справедливости).

Люди определяют соотношение вознаграждения и затраченных усилий, а потом сравнивают полученный результат с вознаграждением др.

2.4 Теория партисипаративного управления. Чел. имеет естественное стремление участвовать в протекающих в организации процессах, которые связаны с его деятельностью, но выходят за рамки выполняемой работы.

Разделение, регламентирование и нормирование труда менеджера

Разделение труда менеджера свойственно 1-ое разделение труда, которое предусматривает распределение работ и трудовых обязанностей между работниками организации.

Нормирование труда — это система средств и методов установления меры труда необходимой для объективной оценки его эффективности.

Для труда менеджера характерно: высокая интенсивность деятельности, частое вмешательство в процесс его работы сверху и снизу.

Нормирование труда менеджера определяются его участием в выполнении трудовых функций.

НОТ менеджера вкл.:

  1. разделение и кооперирование труда

  2. нормирование труда
  3. регламентация режима труда
  4. формирование системы совместного труда
  5. планирование личной работы.

Признаки разделения труда: объем, полномочия, функции, квалификация труда.

Рекомендации по составлению плана:

  1. Составляйте план только на часть своего рабочего времени (60%)

  2. Распределить работы по степени важности, необходимо отличать важное от спешного.
  3. Предусматривать время для творческой работы (свое личное развитие)
  4. Делегируйте дела (передача части работы подчиненным)

Правила эффективного делегирования:

  1. определить полномочия на каждый вид деятельности

  2. избегать слишком подробного инструктажа
  3. не делать выводы за подчиненных
  4. спокойно воспринимать неизбежные ошибки.

Этапы делегирования полномочий:

  1. руководитель проводит анализ тех дел, которыми он занимается точки зрения контроля (текущий, обычный полный специальный контроль)

  2. определение, какую часть можно доверить подчиненным
  3. определение кому можно делегировать полномочия
  4. полномочия делегируются заблаговременно
  5. определяются срок выполнение задания

Сущность и виды контроля

Контроль является одной из основных функций управления. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.

Сущностью контроля является выработка и осуществление эффективного и своевременного управляющего воздействия для обеспечения заданной эффективности достижения цели деятельности.

Конечным результатом, целью контроля является выработка и осуществление эффективного управляющего воздействия, которое должно свести к нулю, исключить отклонение от плана.

Общее содержание (задачи) контроля:

  • проверка значений контролируемых параметров в определенных точках контроля;
  • выработка управляющего воздействия в случае несоответствия параметров запланированным значениям;
  • утверждение выработанного управляющего воздействия;
  • осуществление управляющего воздействия.

Задачи контроля в организации: изучает положение дел в организации;отслеживает тенденции ее развития;выявляет нарушения и ошибки;является основой вознаграждения;ориентирует, на что нужно обращать внимание.

Требования к организации контроля: привлечение компетентных лиц; направленность на предотвращение ошибок; гибкость; своевременность;экономичность;индивидуализированность;ориентированность на человека.

Особенности процесса контроля:

  1. Система контроля и целевая группа контроля создаются заблаговременно при выработке решения планирования и организации.
  2. В процесс контроля входит и непосредственное воздействие с целью обеспечения эффективной деятельности.

Виды контроля по периодичности

Предварительный контроль персонала призван прежде всего ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи.

В сферу предварительного контроля входят вопросы:

  • изучение профессионального уровня персонала (проводится с помощью разного рода тестов, собеседований, аттестаций);
  • подготовка и переподготовка кадров, их инструктирование; состояние здоровья и способность выполнять в данный момент свои обязанности; создание условий для творчества;
  • состояние материальных и финансовых ресурсов организации.

Текущий контроль бывает стратегическим и оперативным.

Стратегический контроль имеет в качестве своего основного объекта эффективность использования ресурсов организации. Такой контроль предназначен для оценки состояния организации, а не для исправления ошибок и поиска виновных.

Оперативный контроль, соединяющийся на практике с оперативным управлением, имеет объектом текущую деятельность.

Итоговый контроль. Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих планов и предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.

Этапы процесса контроля.

  1. Выявление параметров деятельности организации, подлежащих контролю.
  2. Уточнение модели функционирования организации и определение «точек контроля».
  3. Осуществление наблюдения, сбор и обработка информации.
  4. Принятие и выполнение решений о корректирующих действиях.

Регулирование — внесение в управленческий процесс поправок с учетом изменения объекта управления и воздействий внешней среды; управленческий процесс преодоления «узких мест», а также выделение, направление и распределение ресурсов, сил и средств на решение стоящих задач.

Контроль является одной из основных функций управления. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.

Национальные особенности менеджмента

Характеристики

Япония

США

1. постановка целей и планирование

Долгосрочная

Краткосрочная

2. состав менеджеров

Преобладание инженеров

Экономисты и юристы

3. наем на работу

Долгосрочный

Краткосрочный

4. форма ответственности

Коллективная

Индивидуальная

5. заинтересованность

В успехе организации в целом

Успех конкретного участника

6. принятие решений

Коллективное

Индивидуальное

7. контроль

Не формальный коллективный

Формальный индивидуальный

8. повышение квалификации

Внутри фирменное, без отрыва от производства

Спец программы в школах бизнеса

Японская система «точно — во время» т. е. «вытягивание» изделий из предыдущих участков в достаточном количестве и качестве. Система карточек «кан-бан». В Японии создаются кружки качества, рассматриваются все рационализаторские разработки.

Тайвань — управление предполагает повиновение вышестоящему руководству. Предприятия создаются в рамках одной семьи. Качество изделий внутри страны и на экспорт разное.

Южная Корея — достигла передовой позиции в менеджменте, гибкая система управления.

Россия — нет определенной специфики менеджмента, объединяет элементы разных развитых стран.

Документация. Виды документации:

  1. организационно распорядительная

  • организационные (устав, инструкции, протоколы)
  • распорядительные (приказы, распоряжения)
  • справочно-информационные (извещения, акты, договора)
  • по личному составу (заявления, анкеты, характеристики)
  1. специальная документация
  • конструкторская документация
  • техпроцесс
  • документация по снабжению

Требования к документации:

— ясность выражения мысли

— легкость восприятия

— достоверность информации

— юридическая безупречность

— достаточное количество информации

Информационное обеспечение.

Информация (устная, письменная) — обмен сигналами, сведениями между людьми машинами и т. д. это сведения или сообщения необходимые для процесса управления, т. е. совокупность данных о состоянии управляющей и управляемой системы.

Требования к информации:

  1. полнота информации (имеющейся информация / необходимая) и избыточное и недостаточное количество информации является недостатком

  2. полезность информации
  3. своевременность
  4. достоверность
  5. точность

Источники информации:

  • средства СМИ;
  • деловые партнеры;
  • информационные организации; и др.

Методы определения объема управленческой информации:

  1. по числу документов обращающихся в организации

  2. по числу строк-граф в документах
  3. объем информации определяется по формуле: 5*Б + 3,3*С

где Б- буквы и С — цифры в документе

Коммуникационные процессы.

Этапы коммуникационного процесса:

1 этап — отправление, кодирование информации

2 этап — передача информации, используются различные каналы передачи информации

3 этап — получение информации, процесс получение — понимание — переработка

4 этап — оценка информации

5 этап — обратная связь, ответ на сообщение

Виды коммуникации:

  1. организационные — совокупность коммуникаций строящихся на основе общения опосредованного информацией о самой организации ее целях и задачах

  1. внешняя — партнеры поставщики и т. д.
  2. внутренняя:

— формальная — определяются структурой управления штатным расписанием (вертикальное — иерархия нисходящая и восходящая, горизонтальное)

— не формальная

  1. межличностные

Власть

Обладать властью — уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей.

Формы власти:

Утилитарная — воздействие посредством сильных мотивов.

Авторитарно-нормативный — законная власть.

Объединенная власть — власть группы.

Способы влияния на группы:

Эмоциональное влияние — влияние 1 человека на поведение др. (заражение — неосознанная передача своего состояния и подражание).

Рассудочное влияние: внушение; просьба; угроза; подкуп; приказ.

Авторитет — заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе это признание личности (официальный авторитет; реальный авторитет).

Лидерство

Лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — чтобы люди делали правильные вещи.

Эффективный менеджер должен обязательно являться эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Отличие менеджера от лидера

менеджер

лидер

1. администратор

Инноватор

2. поручает

Вдохновляет

3.работает по целям других

Работает по своим целям

4. план — основа действий

Видение-основа действий

5. полагается на систему

Полагается на людей

6. использует доводы

Использует эмоции

7. контролирует

Доверяет

8. поддерживает движение

Дает импульс движению

9. профессионален

Энтузиаст

10. уважаем

Превращает решения в реальность

11. принимает решения

обожаем

Менеджер — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

Лидер — воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому.

Эффективность управления — это:

  • характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения;
  • степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.

Эффективность управления обусловлена: управленческим потенциалом менеджмента (профессиональными и личными характеристиками менеджеров);организационной структурой управления;схемами функционирующих в организации коммуникативных процессов;стилем руководства организацией;технологией управления (совокупность функций, методов и форм управленческого воздействия);организационной культурой;социально-психологическими факторами.

Основные подходы к оценке эффективности менеджмента.

  1. Экономические — предполагают соотношение результатов хозяйственной деятельности организации и затрат ресурсов на управление (например, полученной прибыли и затрат на управление).
  2. Социальные — ориентируют на учет социальных результатов управленческой деятельности (например, морально-психологический климат, сплоченность трудового коллектива, ритмичность в работе, отсутствие деструктивных конфликтов и др.).

30.2.Критерии и показатели эффективности управления

Эффективность производства:объем производства;прибыль;рентабельность;производительность труда;фондоотдача.

Эффективность собственного управления.

  1. Количественные критерии (характеризуют экономический эффект):трудовые показатели (экономия живого труда в сфере управления — численность аппарата управления, трудозатраты на управление и др.);финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и др.);показатели экономии времени путем внедрения прогрессивных управленческих технологий.
  2. Качественные критерии (характеризуют социальную эффективность):уровень квалификации менеджмента;обоснованность принимаемых решений;организационная культура;управляемость организации;удовлетворенность трудом;морально-психологический климат;сплоченность трудового коллектива;авторитет менеджмента организации;другие.

Факторы эффективности деятельности менеджера.

  1. Необходимые личностные качества: способность управлять собой;четкие ценности;четкие личные цели;продолжающееся саморазвитие;хорошие навыки решения проблем;творческий подход;умение влиять на окружающих;понимание особенностей управленческого труда;способность руководить;умение обучать;умение налаживать групповую работу.
  2. Ограничения:неумение управлять собой;размытость личных ценностей;смутные личные цели;остановленное саморазвитие;недостаточность навыков решения проблем;отсутствие (недостаток) творческого подхода;неумение влиять на людей;недостаточное понимание особенностей управленческого труда;недостаток способности руководить;неумение обучать;низкая способность формировать коллектив (команду).

Коникова Елена стр. 12

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector