принципы наглядности в формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблема формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 6

1.1. Сущность принципа наглядности 6

1.2. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников 12

1.3. Роль уроков технологии в формировании универсальных учебных действий 20

Выводы по главе 1 24

Глава 2. Разработка системы уроков технологии 26

2.1. Состояние проблемы исследования в практике работы школы №51 26

2.2. Содержание системы уроков 34

Выводы по главе 2 43

Заключение 45

Список литературы 47

Приложение 50

Введение

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.

Значительным потенциалом для формирования универсальных учебных действий младших школьников обладают уроки технологии. Активное развитие современных технологий ставит перед ребенком основную задачу – своевременно реагировать на все внешние изменения, побуждать к действию, выполнять поставленные перед ним задачи. В мире быстро развивающихся технологий не каждый способен быстро овладеть этим. Технологическая культура, с одной стороны, дает возможность познания и сохранения традиций, знаний в различных областях, а с другой – помогает преобразовывать, улучшать, совершенствовать среду обитания человека. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой для формирования универсальных учебных действий (УУД).

12 стр., 5946 слов

Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников ...

... время составлена программа формирования универсальных учебных действий в начальном общем образовании. Цель исследования: научно-педагогическое обоснование системы работы по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности. Объект исследования: деятельность ...

На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта деятельности и т.д.) предстают перед ребенком в наглядном виде и тем самым становятся более понятными.

Таким образом, предметная область «технология» полностью дает возможность для формирования универсальных учебных действий у младших школьников, помогает адаптироваться в современных жизненных условиях, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важную роль в формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии играет принцип наглядности.

Несмотря на то, что важная роль наглядности признана в психолого-педагогических исследованиях, в настоящее время недостаточно разработана проблема формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии с использованием принципа наглядности. Возникает противоречие между необходимостью формировать универсальные учебные действия у младших школьников на уроках технологии и недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике начального школьного образования. В связи с этим возникает проблема: как эффективно формировать универсальные учебные действия с использованием принципа наглядности?

Цель исследования – изучить принцип наглядности в формировании универсальных учебных действий у младших школьников и разработать систему уроков технологии для 1 класса с учетом принципа наглядности.

Объект исследования – процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии.

Предмет исследования – принципы наглядности в формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования принципа наглядности в обучении.

2. Раскрыть содержание и виды универсальных учебных действий, формируемых у младших школьников в процессе обучения.

3. Рассмотреть роль уроков технологии в формирования универсальных учебных действий младших школьников.

4. Выявить состояние проблемы исследования в практике работы МОУ СОШ №51.

5. Разработать систему уроков по предмету «Технология» с учетом принципа наглядности.

Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №51 г. Челябинска, 1а класс.

Глава 1. Проблема формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии

10 стр., 4642 слов

Понятие универсальные учебных действий и их классификация в соответствии ...

... следственных связей и т.д.) [11, с.23]. Также овладевая познавательными универсальными учебными действиями младший школьник должен уметь формулировать и решать проблемы творческого и поискового характера. На ... мы использования «технологии критического мышления» на уроках окружающего мира с целью формирования развития познавательных УУД.     Понятие универсальные учебных действий и их ...

1.1. Сущность принципа наглядности

С накоплением человечеством знаний, появлением книг, развитием производства содержание обучения значительно усложняется. Это содержание, выраженное в знаковой форме (словах), ученикам нужно соотнести с представлением о реальной жизни (в чувственных образах).

Особенно это актуально для детей с трудностями в обучении.

В XVII в. Я.А. Коменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения. И.Г. Песталоцци превратил наглядность в основное средство обучения. Значительным шагом вперед в разработке этой проблемы являются научные и учебные книги К.Д. Ушинского, который дал более глубокое психологическое обоснование принципу наглядности [23].

Начиная с эпохи Я.А. Коменского, принцип наглядности занял прочное место в теории и практике обучения и является одним из ведущих дидактических принципов до настоящего ….

Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2007. – 526 с.

2. Бим-Бад, Б.М. Пед. энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – с. 528.

3. Богатырев, А.Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях: учеб. пособие / А.Н. Богатырев, A.B. Коптелов, Г.Н. Некрасова. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 124 с.

4. Бондаревская, Е.В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. — М., Ростов н/Д., 1999. — 560 с.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: Собрание сочинений / Л.С. Выготский, В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 671 с.

6. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.А. Голуб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 96.

7. Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом / Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. — 2000. — №4. — С. 21-26.

8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

9. Ермолаева, М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод. пособие / М.Г. Ермолаева. — СПб.: СПбАППО, 2007. – 120 с.

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

11. Коджаспиров, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспиров, К.В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.

12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Academia , 2005. — 173 c.

13. Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории: практ. пособие для учителей / М.В. Короткова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 176.

14. Краля, H.A. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся / H.A. Краля. — Омск: ОмГУ, 2005. – 15 с.

15. Кроль, В.М. Психология и педагогика : учеб. пособие / В.М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2001. – 319 с.

17 стр., 8410 слов

Подготовка преподавателя при проведении практических занятий ...

... -боевых психологических качеств является одной из важнейших задач их обучения и воспитания в стенах учебных центров ФПС. Развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво ... совершенствование знаний о своём предмете; систематическое изучение актуальных вопросов педагогики, психологии, частной методики; углубленное изучение путей тесной связи теории и практики; ознакомление ...

16. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2002. – 480 с.

17. Купирова, Е.А. Развитие младшего школьника как субъекта познавательной деятельности / Е.А. Купирова, Е.Л. Суворова // Начальная школа. — 2011. — №7. — С. 84-91.

18. Молева, Г.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках по технологии / Г.А. Молева, И.А. Богданова // Школа и производство. – 2005. – №7. – С.53-56.

19. Нексовская, В.В. Изучение материала крупными блоками как условие развития активности и самостоятельности учащихся / В.В. Нексовская // Методы и формы развития активности и самостоятельности учащихся. – Омск, 2003. — С. 81-87.

20. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Учебник. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 1995. — 496 с.

21. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. — №7. – С.151-157.

22. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1997. – 390 с.

23. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М.Осмоловская. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

24. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности : методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. — М.- Нальчик: Эль-Фа, 1996. – 126 с.

25. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. — №4. – С.52-55.

26. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. — 2000. — № 1. — С. 41-45.

27. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2008. – 576с.

28. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2008. — 190 с.

29. Психологическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий учащихся: проект / Сост. О.Б. Гильманова, М.И. Лысенко. — Казань, 2010. — 180 с.

30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.

31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

32. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия» 2005. – 384 с.