Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Вопросы

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.

Материнство и отцовство. Педагогическая культура семьи.

Правовые основы семейного воспитания.

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15— 20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья — социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность – это врожденные качества человека, развитые и ...

При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. — самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Демографическая ситуация в Беларуси сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из двух-трех человек. Дети, по высказыванию таких семей, — это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.

Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.

Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение размеров семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. — частично были переложены на сферу бытовых услуг.

3 стр., 1213 слов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

... мере, в какой это могут сделать родители. Восприятие семьей ребенка-инвалида определяется в основном, до­минирующими в ... семьи ребенка с ограниченными возможностями выступает нор­мализация межличностных отношенийв ней. Особенно это касается отношений между родителями и ребенком/детьми ... упреков в свой адрес, особенно это характерно для родителей, ребенок которых имеет наследст­венную патологию.   ...

Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на него заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

8 стр., 3517 слов

Семья как социальный институт

... по различным основаниям: A. в зависимости от состава семьи: а) нуклеарная – родители и дети; б) расширенная – родители, дети и другие родственники; в) неполная – один из ... , представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус. Необходимость изучения ...

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему; миру, людям.

Но и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функции. Смысл их заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

Изречение «мой дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

9 стр., 4009 слов

51. Физическое воспитание. Его роль в жизни человека

... полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания ... мир человека. 52.Содержание полового воспитания. Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения ...

Социального контроля — родители несут моральную и материальную ответственность за поступки своих детей.

Досуговая — обеспечение развивающего, обогащающего личность досуга.

Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми — фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье. В психолого-педагогической литературе выделяются различные типы семей .

Типы семей

1)В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. 2) По количеству поколений они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.3) По составу: если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак. Отмечено, что более половины женщин, решившихся на рождение ребенка при незарегистрированном браке, сами рождены и выросли в условиях незаключенного официального брака их родителями. Как видим, семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них.

4)Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная, или скандально-раздражительная.

11 стр., 5242 слов

Социальная работа в семьях разведенных родителей

... характера и нравственного развития, однобокое воспитание (феминизация мальчиков, нарушения половой идентификации) [6]. Для работы с детьми в семьях разведенных родителей применяют проективные методики, психодиагностические ... браке предусматривает, что после развода только один из родителей сохраняет полное право на воспитание ребенка; другой родитель обязан только оказывать материальную помощь, но не ...

М.И. Буянов называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

5)У педагогов-практиков принято деление семей на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети нездоровы, т. к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. Ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мир или, наоборот, пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя, т. е. он не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

В.В. Чечет определяет понятие «семейное воспитание» в широком и узком смыслах слова.

Семейное воспитание в широком смысле слова — это одна из наиболее древних изначальных форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев, нравов народа, семейно-бытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности.

Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

... на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей 2 года. Иногда, мои родители просят ... , рассказать о принципах выбора и просмотра мультфильмов в нашей семье. 1. Выбор мультфильмов. В первую очередь старые отечественные ... : делом, словом, жизнью. Роль мультфильма в данном процессе – лишь вспомогательная, это всего лишь средство воспитания, как и книги, ...

Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие:

1) гуманность и милосердие к ребенку;

2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

3) открытость и доверительность отношений с детьми;

4) оптимистичность взаимоотношений в семье;

5) последовательность и согласованность родителей в своих требованиях;

6) оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;

7) социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

Содержание семейного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности человека: духовную (мировоззренческое воспитание, самовоспитание, эстетическое воспитание); гуманитарную (нравственное воспитание; воспитание культуры речи; подготовка к семейной и супружеской жизни); организационную (правовая и политическая культура личности, ее активная жизненная позиция); материальную (трудовое воспитание, экологическое, воспитание культуры здорового образа жизни).

Семья в силу глубокой специфичности ее воздей­ствия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных кол­лективов.

Необходимость семейного воспитания объясняет­ся следующим.

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья — не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, стариков. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни. Физическое развитие связано с нала­женностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуаци­ях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функ­ция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрас­тах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшает­ся, а в старческом возрасте вновь становится домини­рующей.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в пер­вые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как прави­ло, дифференцированно относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери).

Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой со­циализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умствен­ном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что развитие в коэффициенте умственно­го развития детей, выросших в благополучных и небла­гополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а так­же влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овла­дении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семей­ных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жиз­ненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-пси­хологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самоприня­тия, аспекты и эффективность самореализации.

Материнство и отцовство. Педагогическая культура семьи

Как свидетельствуют данные педагогических исследований, и успеваемость детей во многом зависит от брачно-семейных отношений, от стабильности или дезорганизации семьи. Естественно, что в полных семьях легче и качественнее осуществляется контроль за поведением детей. Неслучайно, что среди несовершеннолетних правонарушителей большая часть приходится на выходцев из неполных семей.

Отсутствие одного из родителей приводит к изменениям во внутрисемейных отношениях, к существенным нарушениям характера жизнедеятельности взрослых и детей, к трудностям и осложнениям в воспитании детей. Изучение показывает, что роль матери и отца в семье как воспитательном микроколлективе большая, но не равноценная. Матери от природы отведена более значимая, глубинная роль в семейном воспитании. Она обусловлена только ей присущими функциями:

а) создавать и сберегать семью;

6) пробуждать у мужчины-отца и детей чувства родственной любви и кровных связей;

в) осуществлять неразрывные семейные связи, в основе которых находятся физиологические «контакты» матери с ребенком, который еще не родился.

Мать, в отличие от отца, более остро чувствует (ощущает) эти связи, либо она живет одной жизнью с ребенком, организм которого развивается в естественной зависимости от материнского. В этой остроте и непосредственности ощущения связи женщины-матери с ребенком, семьей и заложены ее бесценные возможности в воспитании будущего человека.

Отношение родителей к детям. Чувства и отношения родителей к детям содействуют:

1) укреплению прочности и жизнедеятельности семьи;

2) занятию в семье женщиной-матерью, которая более тесно связана с детьми, ведущего положения и позиций;

3) обогащению жизнедеятельности семейного микроколлектива;

4) процессу передачи материальных, моральных, культурных ценностей старшего поколения молодому.

Выполнение родителями функций материнства и отцовства, Дети и чувства к ним являются в отношении супругов тем основным фактором, который делает эти отношения благородными; появление детей преобразует соединение полов в более или менее устойчивый союз морально-этического и трудового характера.

Одна из самых специфических, ответственных и больших задач женщины, которую никто и никогда ничем не заменит, — это ее как физическое (биологическое, т. е. природный материнский инстинкт), так и духовное материнство. Такая задача женщины-матери определяется самой природой, продолжением человеческого рода, вечными общечеловеческими ценностями. Исследования показывают, что особенности материнского воспитания заключаются:

1) в развитии эмоциональной сферы ребенка посредством чувства любви и привязанности (природный материнский инстинкт, участие, сопереживание, сочувствие родным, близким, окружающим людям);

2) формировании через самое непосредственное общение с ребенком доброты, сердечности, милосердия, чуткости, нежности, правдивости, искренности;

3) возможности помочь ребенку приобрести первый положительный жизненный опыт через общение, игру, труд, познание;

4) создании благоприятной семейной атмосферы, которая содействует воспитанию и развитию ребенка. Отцовство не менее значимо в воспитании детей, нежели материнство. Положительная сторона отцовского воспитания заключается:

1) в развитии у детей ответственности и требовательности к себе и другим;

2) формировании у детей, особенно у мальчиков, таких положительных «мужских» качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность;

3) воспитании чувства ответственности перед семьей, родными, соотечественниками, обществом;

4) воспитании уважения к матери, женщине, маленьким детям, готовности защищать их и свое достоинство.

Духовное единство семьи. Семья испытывает потребность не только в родственном объединении, в родительских отношениях к детям, в материально-бытовых условиях, но и в духовном единстве ее членов. Дух, духовная атмосфера семьи обусловлена наличием родственных чувств, взаимными связями членов семьи, осознанием зависимости перспективы жизни и судьбы каждого представителя семейного микроколлектива. Нормальная семья, которая благоприятно влияет на воспитательный микроколлектив, всегда представляет собой духовную среду. И тем не менее исследования показывают, что из множества моделей жизнедеятельности семьи выделяются две наиболее характерные: первая — с ориентацией родителей главным образом на материальные запросы и интересы, вторая (даже нередко при слабых материальных условиях) — на духовное развитие детей и других членов семьи. В семейном воспитании важно ориентироваться именно на вторую модель, не забывая, естественно, и о материальных интересах.

Моральное единство семьи проявляется:

1) в заботе мужа (отца) о жене и детях;

2) заботе жены (матери) о муже и детях;

3) чувстве любви и уважения детей к; матери и отцу, благодарности им за заботу, помощь и защищенность;

4) помощи детей родителям (бабушке и дедушке), другим членам семьи.

Все эти чувства и проявления, которые основаны на родственности и родительском инстинкте, играют огромную роль в воспитании ребенка человеком, тружеником, семьянином.

Трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия. Этот фактор наиболее существенно влияет на другие, особенно на духовное и моральное единство семьи. Именно честный труд всех членов семьи, атмосфера трудолюбия воспитывают моральные отношения, чувства, мотивы у детей, являются естественным средством формирования их многих положительных качеств (честности, доброты, гуманного отношения к родителям, другим людям).

Авторитет родителей — это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, которое основано на уважительно-доверительных отношениях ребенка к суждению отца и матери.

Потребность в авторитете и матери, и отца присуща детям всех возрастов. Его значимость возрастает для юношей и девушек, которые, хотя и критически относятся к родителям, тем не менее при решении жизненно важных проблем ориентируются на мнение матери или отца.

Особых «методов» создания родительского авторитета в семье нет, он является результатом постоянного естественного образа жизнедеятельности матери и отца и зависит от стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения и деятельности родителей; характера взаимоотношений между матерью и отцом; правильных отношений и общения родителей с детьми; ответственности родителей за воспитание детей.

Практика показывает, что достаточно большая категория родителей допускает типичную ошибку, когда видит свою задачу в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Такие авторитарные отношения (когда идет полное подчинение ребенка власти и воле родителей), которые будто бы, на первый взгляд, не требуют от родителей особых педагогических умений, приводят к отрицательным результатам в семейном воспитании: у детей формируется комплекс отрицательных качеств (безынициативность, слабоволие, безответственность, неумение принимать самостоятельные решения, активно действовать в сложных жизненных ситуациях и др.).

Семейные традиции, обычаи и обряды играют важную роль в возобновлении (воссоздании, воспроизведении) культуры народа, его духовной жизни, в формировании у детей привычек и навыков деятельности и поведения. Под семейной традицией понимается устойчивая форма семейной жизнедеятельности (отношений и поведения), которая передается от родителей и старших членов семьи детям. С помощью традиций происходит «трансляция» детям знаний, взглядов, идеалов, убеждений, вкусов, преданий, нравов, обычаев и т. п. Обычай как форма реализации семейных традиций служит для сохранения и передачи от родителей детям установленных правил поведения и деятельности в конкретных ситуациях. Обычаи сопровождаются разнообразными обрядами — специфическими действиями, цель которых заключается в том, чтобы «при помощи эмоционально насыщенной символики содействовать прочному усвоению социального опыта».

Культура общения родителей с детьми. Взаимодействие родителей с детьми в процессе семейного воспитания осуществляется через общение — весьма тонкое и деликатное средство воспитания. С его помощью родители формируют моральную мотивацию поступков ребенка, включают сына или дочь в полезную семейную и общественную деятельность, обогащают опыт детских переживаний, что положительно влияет на все сферы развития личности. Общение родителей с детьми делает процесс воспитания естественным, неприметным, ненавязчивым и достаточно действенным. Следовательно, родители должны владеть культурой общения, которая в комплексе предусматривает наличие общей культуры, знаний об общении как средстве воспитания, его функциях и стилях, а также основными психолого-педагогическими умениями:

1) быть постоянно внутренне подготовленными к глубокому и тонкому пониманию потребностей ребенка;

2) понимать состояние детей и правильно оценивать их поступки и действия в каждой конкретной ситуации;

3) эмоционально отзываться (реагировать) на их состояние, поступки, поведение;

4) выбирать способы и формы общения с учетом возраста и психологических особенностей детей;

5) адекватно оценивать себя и свои действия, управлять своим эмоциональным состоянием;

6) владеть методикой общения.

Уровень педагогической культуры родителей в значительной мере влияет на успешность выполнения семьей ее воспитательной функции и зависит от многих других факторов, среди которых в первую очередь выделяются общая культура, гражданская направленность личности, профессиональная подготовленность, жизненный опыт, индивидуальные особенности родителей.

В педагогической культуре важнейшей составной частью является педагогическая подготовленность родителей, т. е. приобретение ими:

а) конкретных знаний, прежде всего по психологии и педагогике, а также по медицине, физиологии, гигиене, генетике, праву, этике и т. п.;

б) определенных навыков, которые формируются в практике семейного воспитания.

В процессе семейного воспитания родители осуществляют такие виды педагогической деятельности, как конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Конструктивная деятельность родителей предусматривает определение цели и задач семейного воспитания, выбор путей, форм и методов воспитания детей, а также проектирование своей собственной деятельности и поведения. Конструктивная деятельность осуществляется с помощью организаторской, которая включает:

1) организацию жизнедеятельности детей (режим, труд, учебу, досуг, общение, оздоровление и т. п.);

2) организацию собственной деятельности (семейный, производственный, общественный труд, воспитание детей, отдых, психофизическую реабилитацию).

В процессе осуществления первых двух видов деятельности устанавливаются взаимоотношения между отцом и матерью, родителями и детьми, детьми, между членами семьи и окружающими людьми (коммуникативная деятельность).

Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям.

Важным компонентом педагогической культуры является педагогический такт родителей, т. е. их умение внимательно относиться к детям, быть чуткими, справедливыми и требовательными.

Повышение педагогической культуры родителей особенно интенсивно осуществляется в процессе непосредственно воспитательной деятельности в семье, в совместной деятельности семьи и детского сада, семьи и школы.

Важное направление повышения педагогической культуры — самообразование родителей, которое осуществляется с помощью:

1) участия родителей в семейном и общественном воспитании детей;

2) постоянного изучения психолого-педагогической литературы;

3) психолого-педагогического консультирования у специалистов и самостоятельного внедрения их рекомендаций и советов в процессе семейного воспитания.

Правовые основы семейного воспитания

Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в гос. и общ. жизни страны. Внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, о семье, правах ребёнка, защите материнства и детства.

В Беларуси разработаны и приняты различные законы, программы общенационального масштаба, направленные на поддержку института семьи: Кодекс РБ о браке и семье (1999 г., с изм. и доп.); Закон РБ «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г.); Президентская программа «Дети — Беларуси», содержащая подпрограмму «Социальная защита семьи и детей «; Указ Президента от 14 февраля 2006 г. № 98 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3-х лет» и др. Эти документы определяют основные ориентиры в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. И все-таки основополагающим нормативным документом, отражающим государственную политику в отношении семьи безусловно является Указ Президента РБ от 21 января 1998 г. № 46 «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики РБ» цели, задачи, направления государственной политики, а также меры ее реализации. Так, основными целями государственной семейной политики провозглашены: обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций; укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе. С принятиям Указа проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуются в значительно большем объеме, чем прежде.

Государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Эту помощь предполагается осуществлять в самой разнообразной форме: содействие в трудоустройстве, повышение квалификации, выдача кредитов на собственное дело, социальные целевые выплаты и натуральные выдачи.

Поддержку государства получают семьи с детьми-инвалидами, семьи с родителями-инвалидами, опекунские, приемные семьи, семьи одиноких матерей, семьи, где один из супругов уклоняется от уплаты алиментов, семьи военнослужащих срочной службы.

В республике сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);

трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;

социальное обслуживание семьи (оказание конкретной психолого-педагогической, посреднической, юридической помощи, консультирование, предоставление различного рода социальных услуг);

бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, питание беременным женщинам и т. д.).

Основными формами гос. помощи семьям, имеющим детей, являются: денежные выплаты семьям на детей в связи с их рождением (с 1 октября 2011 в связи с рождением первого ребёнка 4 423 600 рублей (10 бпм), при рождении второго и последущих -6 193 040 (14бпм); пособие женщине, ставшей на учёт в гос. организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, — рублей; ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет с 1 января 2012 — 624 тысяч рублей на первого ребёнка (35% от средней заработной платы по стране), 713тысяч рублей на второго и последующих детей (40% от средней заработной платы по стране).

На детей одинокой матери, разведённой матери, в случае если взыскание алиментов с отца ребёнка невозможно, в возрасте детей до полутора лет назначается пособие по уходу за ребёнком с 75-процентной надбавкой, или рублей. На детей старше полутора лет надбавка составляет 40%. Кроме того для одинокой матери предусмотрен ряд льгот в трудовом законодательстве. Запрещается отказывать в заключении трудового договора, снижать заработную плату по мотивам наличия детей, расторгать по инициативе нанимателя трудовой договор с одинокой матерью, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет. А также материальная помощь в денежной и натуральной формах; трудовые, налоговые, жилищные и другие льготы родителям и детям; соц. обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, соц.-правовых и иных соц. услуг).

Малообеспеченные неполные семьи имеют право обратиться за государственной адресной помощью, бесплатным питанием для детей первых двух лет жизни в органы по труду, занятости и соц. защите по месту жительства. Таким семьям также может быть предоставлена гуманитарная помощь в территориальном центре соц. обслуживания по месту жительства.

Значительное место в системе социальной защиты семей, воспитывающих детей, занимает реализуемая в стране адресная социальная помощь. Дополнительные льготы выделяются детям первых двух лет жизни из малообеспеченных семей; для родителей, имеющих троих и более детей, снижается оплата пребывания детей в детских дошкольных учреждениях и за пользование учебниками, многодетные семьи освобождаются от уплаты земельного налога. Матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется один оплачиваемый свободный от работы день в неделю; безработным, имеющим на иждивении троих и более детей в возрасте до 14 лет или двух и более детей-инвалидов до 16 лет, увеличивается пособие по безработице; женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право выхода на пенсию по возрасту по достижении пятидесяти лет.

Многодетные семьи имеют право на получение льготных кредитов для оплаты обучения детей, получающих в государственных учебных заведениях первое высшее образование на платной основе при дневной форме обучения. Правовыми актами Республики Беларусь для многодетных семей предусмотрено их внеочередное включение в списки для получения льготных кредитов на приобретение, строительство, ремонт или реконструкцию жилья, а также финансовой помощи в погашении ранее взятых кредитов.

Указом Президента с февраля 2006 года № 95 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до трёх лет» устранена дифференциация размеров пособий по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет.

В системе материальной помощи семьям государство также использует налоговые льготы, закрепленные в Законе РБ «О подоходном налоге с граждан», согласно которому подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учёбы), в размере двух базовых величин на каждого ребёнка в возрасте до 18 лет.

Государственная поддержка семей с детьми осуществляется также через льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, учебники, надбавки к пособиям по безработице и т. д.

В соответствии с Указом Президента РБ от 2 июня 2006 года № 369 наниматель с согласия матери (отца ребёнка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребёнком возраста пяти лет.

В 2009 году в Беларуси на 1000 браков было 492 развода, в 2010 за восемь месяцев — 499. Родители обязаны выплачивать алименты на содержание ребёнка (25% на одного, 33% - на двоих, 50% - на троих и более, но не меньше 50% БПМ).

В 1990 году вступила в силу Конвеция ООН «О правах ребёнка» по которой:

· гос., административные, судебные и специальные органы обеспечивают защиту интересов ребёнка;

· обеспечивается равенство детей независимо от происхождения, расы, нац., рода деятельности, убеждений родителей;

· уважение к нац. ценностям, понимание и терпимость в отношении других культур и народов;

· гарантируется правовая защита детей от любого насилия, от отсутствия заботы, от оскорблений, эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления родных и опекунов;

· обеспечиваются общ. права на образование, мед. обслуживание, на труд, на отдых, развитие способностей, особенно физ. и умственных;

· гарантируются личные права ребёнка: защита от посягательств, от вмешательства в его личную жизнь, выражение взглядов, уважение его достоинства, тайна переписки, на свободу веры, получение информации, на уровень жизни.

Фундаментом Конвенции являются 4 основных принципа:

· принцип недискриминации;

· принцип приоритетности интересов детей: в случае возникновения противоречий между интересами детей и других групп населения отдавать предпочтение «важнейшим интересам детей»;

· принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов, предоставление детям права участвовать в принятии решений, влияющих на их судьбу;

· принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие — создание нормальных условий для жизни детей.

В Конвеции изложены все категории прав личности:

1. основные (или сущностные) права:

— право на жизнь,

— свободу мысли, совести, религии,

— свободу передвижения и места жительства,

— вступать в брак,

— владеть имуществом,

— покидать страну,

— искать убежище,

— на безопасность,

— запрещение произвольного ареста,

— запрещение вмешательства в личную жизнь.

2. процедурные

— право на признание правосубъектности,

— на равенство перед законом,

— эффективное восстановление в правах,

— на рассмотрение дела гласно,

— на презумпцию невиновности,

— на гражданство,

— на запрещение осуждения «задним числом», по закону, который был принят после совершения преступления.

3. политические

— на свободу мысли, совести, религии,

— на свободу мирных собраний и ассоциаций,

— на свободу убеждений и свободное их выражение,

— принимать участие в управлении страной.

4. эконом., соц., культурные включают

— право на труд,

— соц. обеспечение,

— достойный уровень жизни,

— на образование.

В 1993 году был принят Закон РБ «О правах ребёнка», в 2000 и 2008 году в него были внесены изменения. Этот закон основывается на Конвенции о правах ребёнка, Конституции РБ, определяет правовой статус ребёнка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физич., нравств. и дух. здоровья, формирование нац. самосознания на основе общечел. ценностей мировой цивилизации. Действие этого закона распространяется на лиц с момента рождения до достижения 18-летнего возраста. В Законе указаны обязанности ребёнка: соблюдать законы государства, забротиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культ. ценности бел. народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной труд. деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

Вопросы улучшения положения детей, их надлежащей соц. защиты были и остаются приоритетными направлениями гос. соц. политики. Подтверждением этому является реализация двух президентских программ «Дети Беларуси» на 1998−2000 годы и 2002−2005 годы и принятие новой на 2006 -2010 годы, которая утверждена Указом Президента РБ от 15 мая 2006 года № 318. Программа направлена на обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей и формирования эффективной комплексной системы соц. защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основными задачами президентской программы являются: повышение качества жизни семей с детьми; профилактика безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних; укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей; профилактика детской инвалидности, обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей детей-инвалидов; профилактика соц. сиротства, защита прав и обеспечение интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; производство высококачественных, экологически чистых продуктов детского питания. Президентская программа включает шесть подпрограмм: «Соц. защита семьи и детей», «Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Детское питание». В отличие от предыдущих её составной частью стала подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности», мероприятия которой предусматривают комплекс мер по совершенствованию нравственно-правового и гражданско-патриотического воспитания, профилактике негативных проявлений в подростковой среде, соц. реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом.

16 ноября 2006 года утверждена Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ, которая определяет основные направления воспитания детей и учащейся молодёжи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности уч.-воспит. деятельности. Концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Раскрываются основные составляющие воспитания:

идеологическое, направленное на формирование знания мировоззреняеских основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной и гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;

нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и соц. взаимодействии, психологич. культуры;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности; формирование навыков здорового образа жизни;

гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в совр. обществе;

семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и соц. ценности, осознание проф. выбора, соц. значимости проф. деятельности;

экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в соц. и проф. деятельности, повседневной жизни;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физич. совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Идеология в системе воспитания реализуется в контексте идеологии белорусского государства, где особое место занимают гос. суверенитет, нац. интерес, нац. безопасность, соц. справедливость, экономическое благосостояние.

На основе Концепции разработана Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.Программа обеспечивает целенаправленность,целостность, системность и комплексность восп. работы, способствует непрерывности и преемственности воспитания в учреждениях образования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и региональной специфики.

Указами Президента утверждены соц. значимые программы: республиканская программа «Молодёжь Беларуси» на 2006−2010 годы, государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006−2010 годы.

Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РБ и Законе РБ «Об образовании». Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Каждому ребёнку гарантировано получение бесплатного среднего образования.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector