Методические указания к выполнению курсовой работы по логопедии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Курганский государственный университет

Кафедра дефектологии

РУКОВОДСТВО

К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Дисциплина: ЛОГОПЕДИЯ

Методические рекомендации

для студентов очной формы обучения специальности 50 715 «Логопедия

с дополнительной специальностью «Специальная психология»";

заочной формы обучения специальности 50 715 «Логопедия»

Курган 2012

Кафедра: «Дефектология»

Дисциплина: «Логопедия»

Составитель: заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук

В.А. Дубовская,

Утверждены на заседании кафедры «19» марта 2012 г.

Рекомендованы методическим советом университета «» 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа — это самостоятельное научное исследование студента, направленное на развитие творческого потенциала, на формирование умения осуществлять научно-практический подход к решению конкретных задач в области логопедической деятельности.

Студенты очной формы обучения специальности 50 715 «Логопедия с дополнительной специальностью „Специальная психология“» выполняют курсовые работы по дисциплине «Логопедия» на 3 курсе в 5 семестре и на 5 курсе в 9 семестре. Студенты заочной формы обучения выполняют курсовую работу на 4 курсе в 8 семестре.

13 стр., 6016 слов

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 30 301 «Психология» Красноярск, 2005

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ Психология управления Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030301 «Психология» Красноярск, 2005 Составитель: Титова Ольга Ивановна, доцент кафедры психологии Психология управления: Метод. указ. по выполнению курсовой работы специальности 030301 – Психология / Сост. О.И. ...

Тема и содержание курсовой работы предлагается студентам преподавателем с учетом научных интересов студентов и условий реальной возможности проведения эксперимента.

Подготовка курсовой работы ведется студентом под руководством преподавателя кафедры (научного руководителя).

Студент должен периодически предоставлять на проверку научному руководителю отдельные пункты курсовой работы, обязательно сопровождая материал темой и структурой курсовой работы.

После написания курсовой работы студент публично представляет материалы и результаты исследования комиссии из числа преподавателей и студентам, демонстрируя свою способность ориентироваться в содержании исследования. Для защиты курсовой работы студент готовит доклад на 7—10 минут, в котором отражает основные этапы работы, цели и задачи, краткий анализ литературы, дает характеристику экспериментальной работы. Цель доклада — показать степень изученности проблемы студентом, уровень его самостоятельности, что и является определяющим в оценивании его работы.

Общие требования к курсовой работе:

  1. Актуальность тематики исследования.
  2. Аналитическое изучение научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
  3. Учет состояния исследуемой проблемы в теории и практике логопедии.
  4. Интерпретация, обобщение результатов исследования, обоснование выводов.
  5. Грамотное определение понятийно-категориального аппарата исследования (объекта, предмета, цели и задач исследования, методов и методологической основы); использование научного стиля при изложении материалов исследования.
  6. Правильное оформление курсовой работы.

Требования к структуре курсовой работы:

5 стр., 2171 слов

II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.

Варианты контрольных работ студентов заочного отделения (Выполняется один из предложенных 2-х вариантов контрольных работ)   I. Контрольная работа на одну из ниже перечисленных тем:   1. Естественно-научные представления об организме, его функциях в медицине Древнего Востока и их значение для понимания психики. 2. Психологические учения основных школ Древней Индии и Китая 3. Общая ...

Курсовая работа должна содержать введение, основное содержание, выводы по главам, заключение и список литературы (не менее 20 источников по теме исследования).

В первой главе обосновываются психолого-педагогические особенности формирования конкретных языковых и речевых средств, форм, или функций речи у определенной категории детей с нарушением речи. Вторая глава посвящена вопросам практического решения проблемы исследования.

Требования к оформлению курсовой работы:

Объем работы: 40 стр., Шрифт Times New Roman, размер шрифта — 14, межстрочный интервал — 1,5. Поля: сверху и снизу — 2 см, слева — 3 см, справа — 1,5 см. Нумерация работы начинается со стр. 3 (Введение).

Образцы оформления литературных источников:

  1. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте /Л.Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. М.: Просвещение, 1991. — 239с.
  2. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1990. — 239с.
  3. Коррекционные образовательные учреждения: Нормативные правовые документы. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96с.
  4. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов для студентов высших и средних педагогических заведений/сост. и коммент. Ф.Ф.Водоватова, Л.В.Бумагиной. — М.: Академия, 2000.- 180с.

Методические указания к выполнению курсовой работы по логопедии (3 курс, 5 семестр — очная форма обучения, 4 курс, 8 семестр — заочная форма обучения)

Первая курсовая работа по логопедии, выполняемая студентами очной формы обучения и студентами заочной формы обучения, имеет теоретический характер.

19 стр., 9231 слов

Процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное государстʙенное образоʙательное учреждение ʙысшего профессионального образоʙания КУРСОВАЯ РАБОТА Тʙерь - 2014 Содержание Вʙедение Глаʙа 1. Теоретические осноʙы формироʙания речи у детей старшего дошкольного ʙозраста .1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного ʙозраста .2Характеристика речи детей 5 ...

Последовательность выполнения курсовой работы:

  1. Определение темы и логики выполнения курсовой работы.
  2. Определение ведущих понятий
  3. Поиск, предварительное изучение литературных источников по теме исследования.
  4. Аналитическое изучение литературных источников.
  5. Последовательное написание теоретической и практической частей работы.
  6. Оформление курсовой работы.

Логика определения понятийно-категориального и методического аппарата курсовой работы:

Цель курсовой работы:

  • теоретическое изучение состояния проблемы исследования.

Задачи:

  • Путем исследования литературных исследований выявить психолого-педагогические основы формирования определенного компонента речи у конкретной категории детей.
  • Выявить оптимальные варианты изучения конкретного компонента речи.
  • Предложить содержание логопедической работы по формированию конкретного компонента речи, используя метод научной компиляции.

Объект исследования:

  • Изучаемый компонент речи и пути его формирования у конкретной категории детей.

Предмет исследования:

  • Процесс формирования компонента речи у конкретной категории детей.

Методы исследования:

11 стр., 5477 слов

Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи

... практики общего недоразвития речи в отношении детей-дошкольников. Дальнейшие исследования показали, что симптомы общего недоразвития речи можно выявить при тщательном изучении в речи детей дошкольного возраста. В работах многих ... . - С. 31-43. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию ...

  • Библиографический
  • Метод научной компиляции

Методологическая основа исследования:

  • 3−4 теоретических положения, непосредственно связанных с изучаемой проблемой.

Практическая значимость исследования:

  • в конкретной возможности практического использования результатов исследования логопедами, педагогами и родителями в работе с детьми с нарушениями речи.

Примерная тематика курсовых работ

  1. Развитие форм и функций речи детей дошкольного возраста в условиях онтогенеза и речевого дизонтогенеза
  2. Организация профилактической работы по предупреждению дислалии у детей младшего и среднего дошкольного возраста
  3. Возможности дидактической игры в системе логопедической работы по устранению недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с полиморфной дислалией
  4. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией
  5. Психолого-педагогические основы логопедической работы с дошкольниками 5−6 летнего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
  6. Организация ранней профилактической помощи детям с дизартрией
  7. Логопедическое обследование лиц с дизартрией
  8. Предупреждение возникновения вторичных речевых и неречевых расстройств на основе дизартрии
  9. Формирование языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго уровня
  10. Формирование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией
  11. Развитие голосовой и дыхательной функции у дошкольников с открытой органической ринолалией, обусловленной врожденной расщелиной неба
  12. Возможности логопедической ритмики в коррекции произносительной стороны речи у детей с открытой органической ринолалией, обусловленной врожденной расщелиной неба
  13. Речевая активность как условие нормализации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи
  14. Формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях ДОУ
  15. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
  16. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
  17. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией
  18. Формирование моторной базы речи у старших дошкольников с дизартрией
  19. Ранняя диагностика и коррекция нарушений речи у детей с локальными речевыми дефектами
  20. Формирование диалогической формы речи у старших дошкольников с дизартрией

22. Формирование речевого общения у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

12 стр., 5712 слов

Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

... работы с детьми с общим недоразвитием речи. Объект: связная речь детей дошкольного возраста. общее недоразвитие речь связная Предмет: особенности связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Глава 1. Характеристика общего недоразвития речи Современный ребенок ... высказывания у дошкольников с недоразвитием речи // Дефектология. - 2004. . ТихееваЮ Е.И. Развитие речи детей (раннего ...

17 стр., 8162 слов

Особенности процессов восприятия у дошкольников с недоразвитием речи

... Целью работы является характеристика особенностей восприятия у дошкольников с недоразвитием речи. Предметом исследования являются особенности развития восприятия детей дошкольников. Объект исследования - дети дошкольного возраста ... как эти обозначения имеют условный и относительный характер. Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений ...

23. Формирование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией

24. Формирование речевой готовности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня к обучению в школе в условиях логопедической группы

25. Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

26. Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

27. Формирование невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

28. Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей пяти-шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня различной этиологии.

29. Изучение письменной речи учащихся вторых-четвёртых классов общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи третьего уровня

30. Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми с ринолалией, обусловленной врожденной расщелиной неба

31. Формирование речевого общения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

32. Формирование диалогической формы речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Образец структуры курсовой работы:

Тема: Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Содержание

Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи в трудах отечественных учёных

  1. Обзор литературных источников по проблеме изучения и коррекции лексики и грамматического строя речи у дошкольников
  2. Закономерности развития лексико-грамматической стороны речи дошкольников в онтогенезе
  3. Особенности становления лексико-грамматической системы при общем недоразвитии речи
  4. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Выводы по первой главе

Глава 2. Логопедическая работа по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

  1. Обоснование методов изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  2. Теоретический анализ методов формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников ОНР третьего уровня в условиях логопедической группы

Выводы по второй главе

Заключение

Приложение

Библиографический список

Методические указания к выполнению курсовой работы по логопедии (5 курс, 9 семестр)

Курсовая работа, выполняемая студентами 5 курсе, может явиться продолжением первой курсовой работы по логопедии и базой для создания второй главы дипломной работы, если студент пожелает разрабатывать проблему исследования на уровне выпускной квалификационной работы.

Во второй курсовой работе по логопедии студенту, помимо представления психолого-педагогических основ формирования определенного речевого компонента у конкретной категории детей (первая глава исследования), нужно будет отразить организацию и методику проведения экспериментальной работы по непосредственному изучению и формированию данного речевого компонента (вторая глава).

Качество анализа данных экспериментально-исследовательской работы подтверждается наличием диаграмм, схем, графиков и т. п. Эффективность исследования существенно повышается, если студент пользуется методами социологического и математического анализа данных.

Последовательность выполнения курсовой работы:

  1. Определение темы и логики выполнения курсовой работы.
  2. Определение ведущих понятий. Углубленное изучение научной и учебно-методической литературы по теме исследования.
  3. Написание теоретической главы курсовой работы.
  4. Определение содержания, организации и методики проведения констатирующего эксперимента.
  5. Реализация констатирующего эксперимента.
  6. Анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы.
  7. Определение содержания и методов логопедической работы по формированию у детей экспериментальной группы конкретного речевого компонента (средств, форм, функций речи, невербальных средств речевого общения) с учетом данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента и учебно-методических рекомендаций.
  8. Написание практической главы работы.
  9. Подготовка и написание выводов по курсовой работе.
  10. Оформление курсовой работы.

Логика определения понятийно-категориального и методического аппарата курсовой работы:

Цель курсовой работы:

  • изучение особенностей состояния определенного компонента (средств, формы, функции) речи у конкретной категории детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

  • Путем исследования литературных исследований выявить психолого-педагогические основы формирования определенного компонента речи у конкретной категории детей
  • Экспериментально изучить состояние компонента речи у конкретной категории детей с речевыми нарушениями, проанализировать, интерпретировать полученные данные.
  • На основе анализа результатов констатирующего эксперимента предложить содержание логопедической работы по формированию компонента речи у исследуемых детей.

Объект исследования:

  • изучаемый компонент речи у конкретной категории детей.

Предмет исследования:

  • особенности состояния данного компонента речи у конкретной категории детей.

Методы исследования:

  • Библиографический
  • Метод научной компиляции
  • Констатирующий эксперимент
  • Наблюдение
  • Анализ продуктов деятельности детей
  • Изучение истории развития ребенка
  • Беседа
  • Педагогический опрос
  • Тестирование

Методологическая основа исследования:

  • 3−4 теоретических и научно-методических положения, непосредственно связанных с темой, целью и задачами исследования

Практическая значимость исследования:

  • заключается в конкретной возможности практического использования результатов исследования логопедами и педагогами в работе с детьми с нарушениями речи

Экспериментальная база исследования:

  • группа 5−6 детей (не менее) с речевыми нарушениями;
  • один ребенок с тяжелым нарушением речи (ОНР-1 или ОНР-2 уровня любой этиологии)

Требования к организации экспериментальной группы:

  • одинаковый возраст детей, год обучения детей
  • однородная форма речевой патологии или структура речевого дефекта (в зависимости от заявленного в теме исследования)

Примерная тематика курсовых работ

1. Состояние языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией

2. Особенности состояния лексики и тактильно-двигательных ощущений у младших школьников с нарушением слуха

3.Состояние фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

4.Особенности интонационной стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

5.Состояние невербальных средств общения у старших дошкольников с ОНР

6.Нормализация речевой деятельности заикающихся дошкольников в ситуациях речевого общения

7.Особенности словообразовательных компетенций у дошкольников с ринолалией (дизартрией, алалией)

8.Специфика предложно-падежных форм речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, обусловленным дизартрией

9.Состояние глагольной лексики у детей с системным недоразвитием речи

10.Состояние коммуникативной компетенции у старших дошкольников с экспрессивной алалией

11.Особенности состояния неречевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

12.Изучение связного устного высказывания творческого характера у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

13.Состояние лексики с пространственным значением у старших дошкольников с дизартрией

14.Особенности нарушения речи и неречевых функций при афазии (конкретная форма)

15.Изучение процесса чтения у учащихся вторых-четвёртых классов общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи третьего уровня

16.Изучение голосовой функции у детей с дизартрией при ДЦП

17. Изучение коммуникативной функции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

18. Состояние предпосылок к процессу письма у старших дошкольников с дизартрией

19.Особенности устной монологической речи у умственно отсталых младших школьников

20.Особенности диалогической формы речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

21.Особенности нарушений процесса письма у младших школьников с недоразвитием интеллекта

22.Исследование моторной базы речи у старших дошкольников с дизартрией

23.Изучение языковой компетенции у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

24. Изучение коммуникативной компетенции у младших школьников с умственной отсталостью

25.Особенности мотивации к речевому общению у дошкольников с экспрессивной алалией

26.Особенности мотивации к речевому общению у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

27. Особенности речевого самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией

28.Особенности артикуляторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

29.Особенности состояния звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

30.Особенности состояния навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Образец структуры курсовой работы

Тема: Особенности состояния лексики с пространственным значением у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы коррекционного развития лексической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией

1.1. Пространственные представления как базовый компонент речи. Структурное содержание и онтогенез речи и пространственных представлений

1.2. Механизмы нарушений речи при дизартрии. Состояние пространственных представлений у дошкольников с дизартрией и их влияние на речевое развитие детей

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Выводы по первой главе

Глава 2. Изучение речи и пространственных представлений у старших дошкольников с дизартрией

2.1. Методика и организация констатирующего эксперимента по изучению

речи и пространственных представлений у дошкольников с дизартрией

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

2.3. Содержание логопедической работы при дизартрии у дошкольников.

Выводы по второй главе

Заключение

Приложение

Библиографический список

14

Adblock
detector