Организация духовно-нравственного воспитания у учащихся среднего профессионального образования

Содержание

Введение………………………………………………………………стр. 3

Глава 1. Теоретические особенности организации духовно-нравственного воспитания учащихся среднего профессионального образования

1.1. Психолого–педагогические основы духовно-нравственного воспитания учащихся…………………………………………………..…….стр. 7

1.2. Возрастные особенности учащихся учреждения среднего профессионального образования………………………………………..…стр. 16.

1.3. Особенности организации духовно-нравственного воспитания студентов в учреждениях среднего профессионального образования .…стр. 25

Выводы по главе 1………………………………………………..…стр. 38

Глава 2 Экспериментальное исследование по организации духовно-нравственного воспитания студентов в учреждении среднего профессионального образования

2.1. Модель духовно-нравственного воспитания студентов в учреждении среднего профессионального образования………………..…стр.40

2.2. Этапы и содержание духовно-нравственного воспитания студентов Череповецкого индустриального колледжа…………..……………………стр. 48

2.3 Динамика результатов духовно нравственной воспитанности студентов…………………………………….….……………………………стр. 64

Выводы по главе 2……………………………………….….………стр. 70

Заключение…………………………………….….……….…………стр. 72

Литература …………………………………………………..………стр. 74

Приложения………………………………………………….………стр. 78

Введение

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений среднего профессионального образования, как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности.

В вышедших в последние годы нормативно-правовых и научно-методических документах отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных учреждений. С принятием в России Закона «Об образовании» в его новой редакции начался новый этап государственной образовательной политики. Одним из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся.

9 стр., 4500 слов

Управление качеством среднего профессионального образования

... и государства; ·совершенствование системы образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию; ·совершенствование содержания среднего профессионального образования, оптимизация структуры подготовки специалистов; ·развитие нормативно-правовой и методической базы ...

В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в системе образования.

Отечественное образование в последние десятилетия занимается построением системы духовно-нравственного воспитания, направленного на духовное оздоровление общества, укрепление нравственности вступающего в жизнь поколения молодежи, формирование важнейших нравственных категорий, укорененных в отечественных традициях; приобщении учащихся к духовным истокам своей традиционной культуры.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания, по нашему мнению, очевидна, ведь именно от воспитательной работы в учреждениях СПО зависит уровень развития личности молодого рабочего, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н.А. Бердяева, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам духовно-нравственного воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.).

Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Е.Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и др.

В результате изучения проблемы выявлены противоречия между:

— требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к выпускнику учреждения среднего профессионального образования и недостаточным уровнем духовно-нравственного развития многих студентов;

— необходимостью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания студентов и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов и средств его осуществления в учреждениях среднего профессионального образования.

Выше сказанное определило тему исследования: «Особенности организации духовно-нравственного воспитания в учреждениях профессионального образования».

Цель нашей работы – на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности организации духовно-нравственного воспитания в учреждениях среднего профессионального образования.

Объектом исследования является духовно-нравственное воспитание учащихся в УСПО.

20 стр., 9880 слов

Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания ...

... Кондаков, В. А. Тишков «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Глава I Теоретические основы психолого - педагогического диагностики духовно нравственного воспитания и развития личности школьников 1.1 ...

Предмет исследования – педагогические условия духовно-нравственного воспитания студентов в учреждениях среднего профессионального образования.

В качестве гипотезы мы выдвигаем следующее предположение: духовно-нравственное воспитание в учебном заведении будет наиболее успешным, если:

— оно осуществляется в структуре целостного воспитательного процесса

— процесс духовно-нравственного воспитания студентов будет осуществлен на основе использования личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов;

— разработаны критерии и показатели духовно-нравственного воспитания студентов;

Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированной гипотезы можно выделить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание духовно-нравственного воспитания студентов в учреждениях среднего профессионального образования.

2. Определить критерии и уровни развития духовно-нравственной воспитанности студентов учреждений среднего профессионального образования.

3. Разработать модель духовно-нравственного воспитания

4. Экспериментальное исследование по организации духовно-нравственного воспитания студентов индустриального колледжа.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; анкетирование, наблюдение, беседы, тестирование; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы со студентами учреждения среднего профессионального образования; математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке модели духовно-нравственного воспитания студентов в учреждениях среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности учащихся, а также система мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

Базой исследования явилось государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Череповецкий индустриальный колледж» им. академика И.П. Бардина.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава 1. Теоретические особенности организации духовно-нравственного воспитания у учащихся среднего

профессионального образования

1.1. Психолого–педагогические основы духовно-нравственного воспитания учащихся

Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. В воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы тесно связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов менялись представления о ценностях и идеалах. Но и религия, и философия утверждают, что у людей при смене формаций, осталось много общего, что сохраняется тысячелетиями и передается из поколения в поколение. Это проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными и нравственными ценностями.

В народной педагогике важное место отводилось духовно-нравственному воспитанию детей. Она посредством устного народного творчества передавала нравственные идеалы, игравшие огромную роль в воспитании ребенка. «Древнерусская начальная образовательная школа – это дом, семья. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько тою нравственною атмосферою, которою он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» [9, с. 29].

5 стр., 2375 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ...

... 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 1.1. Значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте Нравственное воспитание - это воспитание в детях высоких ... начинают гладить по головке, или просто жалеть. Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, ...

В народной педагогике велико было воздействие среды, обычая, живого примера. Школой душевного спасения была церковь, где преподавались с помощью богослужения, исповедей, поучений духовно-нравственные аспекты развития детей [11, с. 8].

Оформление педагогики в науку связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Многие из идей, связанные с воспитанием нравственности, высказанные в труде «Великая дидактика», не утратили своего значения и актуальности и сегодня. Следуя Платону и Аристотелю, Я.А. Коменский основами «кардинального» добродетеля считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Кроме этих главных добродетелей, Я. Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, аккуратность, вежливость, почтительность, трудолюбие. Средствами нравственного воспитания он считал: пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы, упражнения детей в нравственном поведении; борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек [21, с. 211].

Английский философ и педагог Джон Локк в своем основном труде «Мысли о воспитании» большое значение в духовно-нравственном воспитании придает чувству, воображению, воле как побудительным мотивам воспитания духовности и нравственности. Основными моральными ценностями он признавал благожелательность, гуманное отношение к людям, правдивость, милосердие.

Г. Песталоцци настаивал на том, что духовно-нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей [21, с. 198]…………………….

Заключение

Основным результатом проведенного по проблеме духовно-нравственного воспитания студентов стало определение эффективности организации воспитания. В ходе исследования нами раскрыты, обоснованы и апробированы в практике подходы к построению основных компонентов воспитательной системы учреждения среднего профессионального образования: целевой, когнитивный, аксиологический, деятельностный, мониторинговый.

Сформулирована совокупность принципов реализации воспитательной работы в учреждении среднего профессионального образования, включающая в себя принципы преемственности, демократизма, альтруизма, толерантности, сотрудничества, индивидуализации.

Разработана и апробирована на практике система критериев оценки результативности воспитательного процесса: критерии духовно-нравственного развития студентов: полнота и объем знаний о духовно-нравственных ценностях, степень интереса к этим знаниям, степень развития эмоционального отношения к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия, наличие практического опыта готовности следовать нравственным ценностям в поведении, степень готовности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования нравственным ценностям; критерии оценки результативности воспитательного процесса: степень активности и заинтересованности воспитанников, степень самостоятельности воспитанников в подготовке и реализации мероприятия; критерии оценки результативности воспитательного процесса в группе: сплоченность коллектива группы и межличностные отношения, самостоятельность, активность и инициативность самоуправления членов группы, участие родителей в воспитательном процессе; критерии оценки результативности воспитательного процесса образовательного учреждения: степень сплоченности коллектива учебного заведения, самостоятельность, активность и инициативность самоуправления студентов, динамика воспитанников, состоящих на внутреннем контроле, показатели трудоустройства выпускников учебного заведения и характеристика их деятельности на рабочем месте.

7 стр., 3248 слов

Вопрос. Специфика процесса нравственного воспитания. Критерии ...

... психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает ...

?

Литература

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: книга для учителя / Ю. П. Азаров. — М.: Просвещение, 1985. — 444 с.

2. Азбука нравственного воспитания / Под ред.: И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Просвещение, 1975. — 320 с.

3. Айнштейн В. Г. О проблеме воспитания в вузе / В. Айнштейн // Высшее образование в России. — 1998. — № 3. — С. 75-82.

4. Андреев В. И. Нравственная культура педагога: сущность, структура и функции / В. И. Андреев // Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 1. — С. 33-35.

5. Бабанский Ю. К. Методы обучения в средних профессионально-технических учебных заведениях: метод, рекомендации / Ю. К. Бабанский. — М.: ВНМЦ проф.-техн. обучения молодежи, 1982. -41с.

6. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.

7. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность: философские размышления о жизненных проблемах / В. С. Библер. -М.: Знание, 1990.-62 с.

8. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе: учеб.

пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1974. — 223 с.

9. Бондаревская Е. В. Ценностное основание личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1995. — № 4.- С. 29-36.

10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; [под ред. В. В. Давыдова]. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.

11. Донченко Л. М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и внеурочной деятельности): дис. … канд. пед. наук / Л. М. Донченко. — Елец, 2005. — 209 с.

12. Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зелинский // Народное образование. — 2008.- №1.- С. 213-219.

13. Иващенко А. В. Нравственное самовоспитание старшеклассников / А. В. Иващенко. — Минск: Нар. света, 1974. — 104 с.

14. Казакова А. Г. Педагогика средней профессиональной школы: метод, пособие для руководителей и преподавателей сред. спец. учеб. заведений. — М., 2004. — 320 с.

15. Колесникова И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И. А. Колесникова // Педагогика. — 2008. -№ 9.-С. 25-33.

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... младшими школьниками Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста. Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников. Преемственность ...

16. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с.

17. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования / А. М. Кондаков // Педагогика. — 2008. — № 9. — С. 13-20.

18. Крикунова Т. К. Практическая педагогика: воспитательная работа в среднем учебном заведении: учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Академия, 1999. — 152 с.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

20. Лепехина Р. X. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. X. Лепехина. — М., 2003. — 134 с.

21. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. — М.: Политиздат, 1988. — 256 с.

22. Мальцев В. А. Основы нравственности: учеб. пособие / В. А. Мальцев. — Красноярск, 2007. — 202 с.

23. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; [ред. Н. Ю. Шведова]. — 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1987.-795 с.

24. Пархоменко Н. А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Пархоменко. — М., 2003. — 137 с.

25. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.

26. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн.: учебник для студ. пед. вузов. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. — М.: Владос, 1999. — 576 с.

27. Попова О. В. Воспитательное пространство колледжа

/ О. В. Попова // Среднее профессиональное образование. — 2005. — № 19. С. 26-27.

28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2007. — 713 с.

29. Рябчикова С. Б. Духовно-нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения древнерусской культуры: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Б. Рябчикова. — Ярославль, 2008.-279 с.

30. Середа В. А. Внеучебная воспитательная деятельность и формирование

профессиональной мобильности студентов / В. А. Середа,

И. А. Степанова // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 10. -С. 80-84.

31. Соколова И. В. Изучение эффективности воспитательного процесса / И. В. Соколова // Специалист. — 2004. — № 2. — С. 19.

32. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. Пособие / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 672 с.

33. Сухомлинский, В. А. О воспитании /В. А. Сухомлинский.- М.: Политиздат, 1975. — 272 с.

34. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2007. — 520 с.

35. Шеховская Н. Л. Духовность личности как педагогическая категория / Н. Л. Шеховская // Педагогическое образование и наука. — 2004. -№ 5.-С. 64-68.

36. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М., 1996. — 96 с.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... педагогической теории. Тема 3 Педагогика как единство воспитания и образования (2 час. Лекция-презентация) Понятие «воспитание» в широком и узком значении. Образование как способ мышления. Педагогическое образование как гуманитарный феномен. Аксиологические ...

37. Яковлев С. В. Воспитание ценностных оснований личности в условиях культурной среды, организованной педагогом / С. В. Яковлев // Педагогическое образование и наука. — 2006. — № 4. — С. 25-27.

Приложение 1

Анкета

ФИО __________________________________________ Группа _______

Задание №1

Проранжируйте предложенные Вам жизненные цели

Получить образование

………..