Лабораторная работа № 2 Исследование психологических профессионально-важных качеств личности в процессе профессионального отбора

17

Тема работы: Исследование психологических качеств личности в процессе профессионального отбора.

Цель работы: Проведение процедуры профессионального отбора на основе использования диагностики индивидуально-психологических показателей личности.

Задачи и порядок проведения работы:

  1. Определение психологических профессионально важных качеств личности для выбранной профессии (профессия выбирается студентом самостоятельно).
  2. Диагностика по всем методикам, рекомендуемым в работе.
  3. Обработка результатов, вывод данных, построение графика личностных показателей.
  4. Определение профессиональной пригодности на основе анализа результатов тестирования, используя двухэтапную стратегию отбора персонала В. Авдеева.
  5. Вывод о степени пригодности испытуемого к выбранной профессии.
  6. Оформление работы.

Оснащение:

Многофакторный личностный тест – Фрайбургский личностный опросник (FPI), бланк протокола;

Тест для измерения психических состояний Г. Айзенка, бланк протокола;

Тест для измерения ситуативной тревожности Ч. Спилбергера, бланк протокола.

Вводные замечания. Ключевую роль в процессе определения профессиональной пригодности играют индивидуально-психологические качества человека. Двухэтапная стратегия отбора персонала предполагает два уровня отбора. Целью отбора первого уровня является определение противопоказаний к отдельным видам профессиональной деятельности, для чего применяются такие тесты, как многофакторный личностный тест – Фрайбургский личностный опросник (FPI), имеющий 12 шкал (невротичность, спонтанная агрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, эмоциональная лабильность и др.); тест для измерения психических состояний Г. Айзенка, имеющий 4 шкалы (личностная тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность), тест для измерения ситуативной тревожности Ч. Спилбергера, Целью отбора второго уровня является определение показаний к определенным видам деятельности, для чего применяются следующие тесты: тест для измерения решительности и самостоятельности (методики США) и многофакторный личностный тест – Фрайбургский личностный опросник (FPI).

4 стр., 1787 слов

Тест-опросник для измерения потребности в общении

... человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.   Тест-опросник для измерения потребности в общении 1. Потребность в общении является одной из основных ... от спора, если люди не согласны со мной. 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 25. Тот, кто оскорбляет мою семью, напрашивается на ...

Все методики представлены в приложении.

Порядок определения профессиональной пригодности

1-й этап.На этом этапе определяются две группы противопоказаний, характерных для большого числа различных направлений профессий.

Первую группу составляют противопоказания для значительного числа видов деятельности, содержащих комплекс параметров, указывающих на значительную психическую неуравновешенность тестируемого.

В этот комплект входят соответствующие показатели по следующим тестовым методикам:

По тесту для измерения ситуативной тревожности – показатели от 13 до 20 баллов;

По тесту для измерения личностных свойств (шкалы 1, 3, 4, 8, 11) – показатели от 7 до 9

По тесту для измерения психических состояний – показатели от 15 до 20 баллов (по каждой шкале).

В наибольшей степени указанные противопоказания действуют для профессий, предъявляющих требования к эмоциональной устойчивости индивида, его чувствительности к стрессогенным факторам, в том числе и при работе в особо конкурентных условиях.

Вторую группу составляют противопоказания для профессий, связанных с общением (организация совместной работы, проведение переговоров, тесное взаимодействие и т.д.).

Значимые противопоказания содержатся в комплексе показателей, указывающих на различного рода нарушения в общении. К ним относятся соответствующие оценки по следующим тестовым методикам:

По тесту для измерения личностных свойств – (шкалы 2, 7, 8, 10) – показатели от 7 до 9 баллов;

По тесту для измерения психических состояний – показатели от 15 до 20 баллов (по каждой шкале).

2-й этап.Выделение групп прогностических показателей успешности для предполагаемых профессий.

А.Сочетание показателей, которые указывают на инициативность испытуемого (профессии управленческого и административного характера).

Низкие (от 1 до 3 баллов) показатели теста для измерения личностных свойств по шкалам 2, 7, 8; высокие показатели (от 7 до 9 баллов) – по шкалам 5, 10, 11, 12.

Высокий (от 28 до 36 баллов) показатель теста для измерения решительности и самостоятельности.

Б.Сочетание показателей, указывающих на умение завязывать многообразные и разносторонние контакты с людьми и эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Высокие (от 7 до 9 баллов) показатели по тесту для измерения личностных свойств по шкалам 5, 10; низкие (от 1 до3) – по шкале 11.

Высокий (от 28 до 36 баллов) показатель теста для измерения решительности и самостоятельности.

В.Сочетание показателей, указывающих на исполнительность (профессии секретарского типа).

Высокие показатели (от 7 до 9 баллов) показатели теста для измерения личностных свойств по шкалам 5, 6, 10 и низкие (от 1 до 3 баллов) по шкалам 11 и 12.

Г.Сочетание показателей, указывающих на продуцирование нетривиальных идей и творческого подхода к решению задач (см. 1, с. 308).

16 стр., 7926 слов

Тесты общего интеллекта

... его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта ... важнейших показателей человеческой пригодности к той или иной деятельности, а в конечном итоге полезности человека как такового. Следует различать тесты развития интеллекта и тесты интеллекта ...

Д.Сочетание показателей, указывающих на умение эффективно взаимодействовать со средой обитания (см. 1, с. 308)..

Оформление отчета. Работа оформляется в форме отчета на листах формата А 4 с титульным листом. Содержание отчета — согласно требованиям к форме отчета по выполнению практических работ.

Контрольные вопросы:

Что такое профессиональная пригодность?

Какую роль играет психодиагностика в целостной структуре профотбора?

В чем суть двухэтапной стратегии отбора профессионала и как она влияет на подбор диагностических методик?

Литература:

  1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. В 2 т. — М., Т. 2. С. 307-309.
  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.
  3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб, 2001. С. 12-28.

Методические рекомендации к оформлению отчета

Отчет оформляется в рабочей тетради (рекомендуется формат А 4).

Разделы отчета должны раскрывать их содержание согласно следующей структуре.

Цели и задачи работы.Цели охватывают общие аспекты работы, задачи отражают возможность получения тех или иных практических результатов. Необходимо обратить внимание на соответствие дальнейшего описания отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «Выводы»).

Описание методики.Раздел содержит описание каждой методики: название и авторский коллектив; стимульный материал (для опросников указать количество вопросов и характер используемой шкалы); порядок выполнения, инструкцию испытуемому; характер обработки и характеристики результатов (привести формулы подсчета результатов; таблицы стандартизации, количество и описание выявляемых показателей), список использованной литературы.

План проведения отражает последовательность и особенности применения вышеописанных методик.

Результатыисследования оформляются в виде таблиц. Порядок следования соответствует плану проведения. Обязательно указание даты, времени, описания испытуемого, места проведения, особенностей конкретных условий проведения. Для повышения наглядности желательно использовать графики или диаграммы.

Анализ и интерпретация результатовосуществляется в соответствии с описанием методик и полученными результатами. Обратить внимание на согласованность с целями и задачами работы. Обстоятельность и корректность анализа положительно влияет на итоговый балл.

Выводы по работеотражают степень достижения целей и выполнения задач работы согласно анализу и интерпретации результатов.

Приложение: Исследование личности с помощью модифицированной формы b опросника fpi

Вводные замечания. Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРIи др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

15 стр., 7160 слов

Использование психологических методик оценки риска рецидивизма ...

... разработан ряд методик, которые будут рассмотрены в данной работе. Цель работы: изучение использования психологических методик оценки риска рецидивизма. Объект исследования: осужденные, состоящие на учете ... Излишняя осторожность в принятии решения об УДО может привести к противоположным результатам: у эмоционально неустойчивых осужденных могут возникать злость, агрессия, желание отомстить, ...

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

5 стр., 2274 слов

Характеристика действующего руководителя с использованием тестов ...

... 24 Мне всегда есть чем заняться х 2. Иногда кажется что никому нет до меня дела х 25 ... методики: тест жизнестойкости, тест смысложизненных ориентаций и Мак-шкала. 1. Анкетные данные респондента руководитель психологический тестовый Респондент: ... Среднее значение - 36.64 стандартное отклонение 8.08 Результаты по шкале «Вовлеченность» попадают в норму с небольшим отклонением в 2.36 ...

Шкала Х (экстраверсия – интроверсия).

Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность).

Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм – феминизм).

Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

Многофакторный личностный опросник fpi (модифицированная форма в)

Инструкция испытуемому.На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае – ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

Вопросы

  1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
  2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
  3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  4. У меня часто болит голова.
  5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
  6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
  7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
  9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
  10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
  11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
  12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
  13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
  14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
  15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
  16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
  17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
  18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
  19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
  20. Я легко смущаюсь.
  21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
  22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.
  23. Бываю неловким в общении с другими людьми.
  24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
  25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
  26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
  27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
  28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
  29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
  30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
  31. Часто у меня нет аппетита.
  32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
  33. Обычно я решителен и действую быстро.
  34. Я не всегда говорю правду.
  35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
  36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
  37. То, что прошло, меня мало волнует.
  38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
  39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
  40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
  41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
  42. Нередко у меня возникают боли «под ложечкой» и различные неприятные ощущения в животе.
  43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
  44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
  45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
  46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
  47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
  48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
  49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
  50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
  51. Иногда могу похвастаться.
  52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
  53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
  54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
  55. Я почти всегда подвижен и активен.
  56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
  57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
  58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
  59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
  60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
  61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
  62. Я люблю не всех своих знакомых.
  63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
  64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
  65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
  66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
  67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
  68. В компании я веду себя не так, как дома.
  69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
  70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
  71. Хороших знакомых у меня очень немного.
  72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
  73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
  74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
  75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
  76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
  77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
  78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
  79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
  80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
  81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
  82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
  83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
  84. У меня довольно часто меняется настроение.
  85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
  86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
  87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
  88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
  89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
  90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
  91. Я уверен в своем будущем.
  92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
  93. Я не прочь посмеяться над другими.
  94. Я отношусь к людям, которые «за словом в карман не лезут».
  95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
  96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
  97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
  98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
  99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
  100. Я нередко бываю рассеянным.
  101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
  102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
  103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
  104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
  105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.
  106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
  107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
  108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
  109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
  110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,
  111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
  112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
  113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
  114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом. Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы.

Ответный лист

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Дата____________________________________Возраст______________________

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

20

39

58

77

96

2

21

40

59

78

97

3

22

41

60

79

98

4

23

42

61

80

99

5

24

43

62

81

100

6

25

44

63

82

101

7

26

45

64

83

102

8

27

46

65

84

103

9

28

47

66

85

104

10

29

48

67

86

105

11

30

49

68

87

106

12

31

50

69

88

107

13

32

51

70

89

108

14

33

52

71

90

109

15

34

53

72

91

110

16

35

54

73

92

111

17

36

55

74

93

112

18

37

56

75

94

113

19

38

57

76

95

114

Ключ

Номер шкалы

Название шкалы и количество вопросов

Ответы по номерам вопросов

да

нет

I

Невротичность 17

4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105

49

II

Спонтанная агрессивность 13

32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114

99

III

Депрессивность 14

16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100

IV

Раздражительность 11

6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110

V

Общительность 15

2, 19,46,52,55,94, 106

3, 8,23,53, 67,71,79.113

VI

Уравновешенность 10

14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111

VII

Реактивная агрессивность 10

13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98

VIII

Застенчивость 10

9, 11,20,47,60,70,81, 83,109

33

IX

Открытость 13

7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101

X

Экстраверсия–интроверсия 12

2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110

20,87

XI

Эмоциональная лабильность 14

24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113

59

XII

Маскулинизм–феминизм 15

18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104

16,20,31,47, 84

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Дата____________________________________Возраст______________________

Профиль личности

Номер шкалы

Первичная оценка

Стандартная оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Перевод первичных оценок в стандартные

Первичная оценка

Стандартная оценка по шкалам

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

3

3

1

1

2

1

2

4

3

4

4

1

2

4

5

1

1

3

1

3

4

4

4

5

1

3

5

6

2

2

4

1

4

5

5

5

6

2

4

6

6

3

3

4

1

5

5

5

6

7

2

5

7

7

3

4

5

2

6

6

7

6

7

3

6

8

7

4

4

6

3

7

7

8

7

8

4

8

9

9

5

6

7

5

8

7

8

7

8

4

8

9

9

5

6

7

5

9

8

8

8

9

5

9

9

9

6

7

8

6

10

8

9

8

9

5

9

9

9

8

8

8

8

11

8

9

8

9

6

8

9

8

8

12

8

9

9

7

9

9

9

9

13

9

9

9

8

9

9

9

14

9

9

9

9

9

15

9

9

16

9

17

9

Справочный материал для интерпретации результатов

Шкала № 1. Невротичность.

Наиболее общими особенностями лиц с высокими оценками по шкале «невротичность» являются высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью. Эти особенности роднят их с лицами со слабым типом нервной системы.

В случае высоких значений фактора «невротичность», как и в случае со слабым типом нервной системы, ведущей особенностью является снижение порогов возбудимости, повышенная чувствительность. Вследствие этого малозначащие и индифферентные раздражители легко вызывают неадекватные бурные вспышки раздражения и возбуждения.

Обычно те функции, которые отмечаются повышенной возбудимостью, характеризуются повышенной истощаемостью и утомляемостью. Поэтому повышенная возбудимость лиц с высокими значениями фактора «невротичность», так же как и лиц со слабым типом нервной системы, сочетается с повышенной истощаемостью, что проявляется в быстром угашении вспышек возбуждения, слезливостью в гневе и преходящим слабодушии.

Для лиц с низкими оценками по фактору «невротичность» характерны спокойствие, непринужденность, эмоциональная зрелость, объективность в оценке себя и других людей, постоянство в планах и привязанностях. Они активны, деятельны, инициативны, честолюбивы, склонны к соперничеству и соревнованию. Их отличает серьезность и реалистичность, хорошее понимание действительности, высокая требовательность к себе. Они не скрывают от себя собственных недостатков и промахов, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными, охотно подчиняются групповым нормам.

По-видимому, общая картина поведения характеризуется ощущением силы, бодрости. Здоровья, свободой от тревог, невротической скованности, от переоценки самого себя и своих личных проблем и от чрезмерного беспокойства по поводу возможного неприятия их другими людьми.

Шкала № 2. Спонтанная агрессивность.

Высокие оценки по шкале «спонтанная агрессивность» свидетельствуют об отсутствии социальной конформности, плохом самоконтроле и импульсивности. По-видимому, это связано с недостаточной социализацией влечений, неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих желаний. У этих лиц сильно выражено влечение к острым аффективным переживаниям, при отсутствии которых преобладает чувство скуки. Потребность в стимуляции и возбуждающих ситуациях делает непереносимой всякую задержку. Они стремятся удовлетворить свои желания сразу же в непосредственном поведении, серьезно не задумываясь о последствиях своих поступков, действуют импульсивно и непродуманно. Поэтому они не извлекают пользы из своего негативного опыта, у них многократно возникают затруднения одного и того же характера.

При поверхностных контактах они способны произвести на окружающих благоприятное впечатление благодаря свободе от ограничений, раскованности и уверенности в себе. Они разговорчивы, охотно участвуют в коллективных мероприятиях, живо откликаются на любые происходящие события (сообщения, зрелища, происшествия и т.д.), находят новизну, интерес даже в повседневных мелких делах. Однако отсутствие сдержанности и рассудительности может привести к различным эксцессам (пьянству, праздности, пренебрежению своими обязанностями), что не может не отталкивать окружающих. Низкие оценки по шкале «спонтанная агрессивность» свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными требованиями, конформности, уступчивости, сдержанности, осторожности поведения, возможно, о сужении круга интересов и ослаблении влечений. Таким лицам все представляется скучным и неинтересным, им все безразлично и надоело. Они не видят ничего притягательного в событиях, увлекающих окружающих, собственных увлечений тоже не имеют. Перемен не любят, к новому относятся осторожно, с предубеждением, больше ценят обязательность, чем одаренность.

Шкала № 3. Депрессивность.

Высокие оценки по шкале «депрессивность» характерны для лиц со сниженным фоном настроения. Постоянно мрачные, угрюмые, отгороженные, пофуженные в собственные переживания, они вызывают неприязнь, раздражение у окружающих. Их могут считать заносчивыми, недоступными, избегающими общения из-за чрезмерного самомнения. Однако за внешним фасадом отчужденности и мрачности скрывается чуткость, душевная отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей они теряют скованность и отгороженность, оживают, становятся веселыми, разговорчивыми, даже шутниками и юмористами. В делах их характеризует старательность, добросовестность, обязательность в сочетании с конформностью и нерешительностью, неспособностью принять решение без колебаний и неуверенности. Любая деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического напряжения, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения.

Особенно чувствительны они к интеллектуальной нагрузке. От них трудно добиться длительного интеллектуального напряжения. Быстро утомляясь, они теряют произвольность управления психическими процессами, жалуются на общее чувство тяжести, «лени», пустоты в голове, приходящую в заторможенность.

Здесь, по-видимому, сказывается общая психомоторная заторможенность, сопровождающая снижение настроения, что проявляется также в замедленности речи и мышления. Их часто упрекают за медлительность, неоперативность, отсутствие настойчивости и решительности. Чаще всего они не способны к длительному волевому усилию, легко теряются, падают в отчаяние. В сделанном видят только промахи и ошибки, а в предстоящем — непреодолимые трудности. Особенно болезненно они переживают реальные неприятности, не могут выбросить их из головы, снова и снова винят себя «во всех смертных грехах». События прошлой и настоящей жизни, независимо от их действительного содержания, вызывают угрызения совести, гнетущее предчувствие бед и несчастий.

Низкие оценки по шкале «депрессивность» отражают естественную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость. Испытуемые этой группы отличаются богатством, гибкостью и многосторонностью психики, непринужденностью в межличностных отношениях, уверенностью в своих силах, успешностью в выполнении различных видов деятельности, требующих активности, энтузиазма и решительности. Однако отсутствие скованности и недостаток контроля над своими импульсами могут привести к верхоглядству, невыполнению обещаний, непоследовательности, беспечности, что приводит к потере доверия и обидам со стороны товарищей.

Шкала № 4. Раздражительность.

Плохая саморегуляция психических состояний, зачастую не способны к работе, требующей известного напряжения, более высокого уровня контроля за действиями, волевых усилий, концентрации, собранности. Ситуации с высокой степенью неопределенности переносят плохо, расценивая их как трудно преодолимые. Легко теряются, впадают в отчаяние. Остро переживая свой неуспех, могут наряду с самообвинительными реакциями демонстрировать враждебность по отношению к окружающим лицам. Конфликтное поведение как правило является наиболее часто избираемой формой защиты от травмирующих личность переживаний. Черты демонстративности могут сочетаться со стремление к уходу из круга широких социальных контактов.

Лица с высокими оценками по фактору «раздражительность» склонны к непостоянству, уклоняются от выполнения своих обязанностей, игнорируют общепризнанные правила, не прилагают усилий к соблюдению общественных требований и культурных норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям, ради собственной выгоды способны на нечестность и ложь.

Высокие оценки по фактору «раздражительность» более характерны для лиц с устойчивым кругом невротических реакций, но могут проявляться и у асоциальных психопатов и правонарушителей. Для лиц с низкими значениями фактора «раздражительность» характерны такие черты, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований. Эти лица глубоко порядочны не потому, что следят за своим поведением, а из-за внутренних стандартов и требовательности к себе. Они с уважением относятся к моральным нормам, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, уважают законы, на нечестные поступки не идут, даже если это не грозит никакими последствиями. Высокая добросовестность обычно сочетается с высоким контролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей. Этот фактор положительно коррелирует с успешностью обучения и уровнем достижений в социальной сфере. Он характерен для лиц, профессия которых требует аккуратности, обязательности и добросовестности: администраторов, юристов, нотариусов, корректоров и т.п.

Шкала № 5. Общительность.

Для высоких значений фактора «общительность» характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Такие лица общительны, имеют много близких друзей, а в дружбе заботливы, отзывчивы, теплы в отношениях, всегда проявляют живое участие в судьбе своих товарищей, знают об их переживаниях, радостях и заботах. Сами переживают и радуются вместе с ними, активно помогают окружающим, принимают горячее участие в их личной жизни. Они имеют широкий круг друзей, знакомых, легко сходятся с людьми. К ним тянутся, в их обществе все чувствуют себя уютно и спокойно. Сами они лучше себя чувствуют на людях, в одиночестве скучают, ищут общества, охотно принимают участие во всех групповых мероприятиях, любят работать и отдыхать в коллективе.

Для низких значений фактора «общительность» типичны такие черты как уплощенность, вялость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций, холодность, формальность межличностных отношений. Лица с низкими оценками по фактору «общительность» избегают близости, жизнью своих товарищей не интересуются, поддерживают лишь внешние формы товарищеских отношений, их знакомства поверхностны и формальны. Общество людей их не привлекает, они любят одиночество, контактами, общением тяготятся, предпочитают «общаться» с книгами и вещами. По собственной инициативе не общаются ни с кем, кроме ближайших родственников.

Шкала № 6. Уравновешенность.

Высокие оценки по фактору «уравновешенность» свидетельствуют об отсутствии внутренней напряженности, свободе от конфликтов, удовлетворенности собой и своими успехами, готовности следовать нормам и требованиям.

Низкие оценки по фактору «уравновешенность» указывают на состояние дезадаптации, тревожность, потерю контроля над влечениями, выраженную дезорганизацию поведения.

В откровенных рассказах о себе преобладают жалобы на бессонницу, хроническую усталость и изнуренность, собственную неполноценность и неприспособленность, беспомощность, упадок сил, невозможность сосредоточиться, разобраться в собственных переживаниях, чувство невыносимого одиночества и многие другие. Такие люди характеризуются окружающими как напряженные, нервные, конфликтные, упрямые, отгороженные, эгоистичные и неупорядоченные в поведении. Недостаток конформности и дисциплины является наиболее частой внешней характеристикой их поведения. Более детальная индивидуальная характеристика лиц с высоким уровнем неупорядоченности поведения может быть получена из оценок по шкалам нижнего уровня, формирующим данный фактор.

Шкала № 7. Реактивная агрессивность.

Высокие оценки являются свидетельством моральной неполноценности, отсутствия высших социальных чувств.

Чувство гордости, долга, любви, стыда и т.п. для таких людей — пустые слова. Они равнодушны к похвале и наказаниям, пренебрегают обязанностями, не считаются с правилами общежития и морально-этическими нормами.

При снижении духовных интересов витальные влечения усилены. Этих испытуемых отличает большая любовь к чувственным наслаждениям и удовольствиям. Тяга к наслаждениям и острым ощущениям сильнее всяких задержек и ограничений. Они стремятся к немедленному, безотлагательному удовлетворению своих желаний, не считаясь с обстоятельствами и желаниями окружающих. Критику и замечания в свой адрес воспринимают как посягательство на личную свободу. Испытывают враждебные чувства по отношению к тем лицам, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением, заставляют их держаться в социально допустимых рамках.

Несмотря на бурные аффекты при возникновении желаний и на активность в получении удовлетворения, их желания нестойки. Быстро наступает пресыщение с чувством скуки и раздражения. Ранее готовые на все для удовлетворения своей страсти, они вдруг становятся не просто холодными или безразличными, а злобными и жестокими. Им доставляет особое удовольствие показывать свою власть, заставлять мучиться близких людей, расположения которых они еще совсем недавно так усиленно добивались.

Крайний эгоизм и себялюбие определяют все их поступки и поведение. Чтобы удовлетворить свои собственные желания и честолюбие, они готовы затратить много сил и энергии, но не считают необходимым выполнять свои обязательства перед другими людьми. Низкие оценки по шкале «спонтанная агрессивность» свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными нормами, о конформности, уступчивости, скромности, зависимости, возможно узости круга интересов. Лица с низкими оценками по этой шкале малоактивны, скованны, робки, мягки, довольствуются уже доступным и имеющимся. В деятельности им не хватает напористости и упорства, особенно в достижении сугубо личных целей. Они покорны, уступчивы, чрезмерно легко соглашаются с властью и авторитетом, всегда готовы выслушать и принять совет от более старшего или опытного лица, собственная активность деятельности у них недостаточная.

Шкала № 8. Застенчивость.

Высокие оценки по фактору свидетельствуют о нерешительности и неуверенности в себе. Такие лица всего боятся, избегают рискованных ситуаций, неожиданные события встречают с беспокойством, от любых перемен ждут только неприятностей.

При необходимости принять решение либо чрезмерно колеблются, либо подолгу оттягивают и не приступают к его выполнению. Фаза борьбы мотивов и колебаний затянута до невозможности перейти к решению.

В общении они застенчивы, скованны, стеснительны, стараются не вьщеляться, находиться в тени и ни во что не вмешиваться. Больших компаний избегают, широкому общению предпочитают узкий круг старых, проверенных друзей

Лица, имеющие низкие оценки по фактору «застенчивость», смелы, решительны, склонны к риску, не теряются при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами. Решения принимают быстро и незамедлительно приступают к их осуществлению, не умеют терпеливо ждать, не переносят оттяжек и колебаний, двойственности и амбивалентности. В коллективе держатся свободно, независимо, даже несколько нагловато, позволяют себе вольности, любят во все вмешиваться, быть всегда на виду.

Низкие оценки по этому фактору обнаруживаются у лиц, профессия которых связана с риском (акробатов, летчиков, автогонщиков, пожарных, каскадеров и т.п.).

Шкала № 9. Открытость.

Эта шкала позволяет оценить достоверность результатов и в определенной мере корректировать заключение. Принято считать, что если испытуемый набирает по данной щкале от 8 до 10 баллов (первичные показатели), то этот результат свидетельствует о его адекватной реакции на процедуру испытания, готовности отвечать с минимальными субъективными искажениями..

Шкала № 10. Экстраверсия — интроверсия.

Высокие оценки по шкале « экстраверсия — интроверсия» характерны для лиц экстравертированных, активных, честолюбивых, стремящихся к общественному признанию, лидерству, не стесняющихся, когда на Них обращают внимание, не испытывающих затруднений в общении, в установлении контактов, охотно берущих на себя главенствующие роли во взаимоотношениях с окружающими. Эти лица обладают большой социальной ловкостью, живой речью, высокой активностью, умело оценивают взаимоотношения в коллективе и умеют использовать других людей для достижения своих собственных Целей. Они придают большое значение социальному успеху, всеми способами добиваются общественного признания своих личных заслуг, чем могут вызвать недовольство со стороны тех людей, с которыми им приходится иметь дело.

Низкие оценки по шкале интроверсии свидетельствуют о затруднениях в контактах, замкнутости, необщительности, стремлении к видам деятельности, не связанным с широким общением. Интровертированные субъекты в ситуациях вынужденного общения легко дезорганизуются, не умеют выбрать адекватной линии поведения, держатся то скованно, то излишне развязно, нервничают, легко теряют душевное равновесие. Возможно, по этой причине они стараются сохранять дистанцию во взаимоотношениях. Однако они не аффектируются в своей отчужденности, просто стараются держаться в тени, ни во что не вмешиваясь и не навязывая свою точку зрения. Притворство и интриги им не свойственны, они с уважением относятся к правам других, ценят индивидуальность и своеобразие в людях, считают, что каждый имеет право на собственную точку зрения.

Большое внимание они уделяют работе, видят в этом смысл жизни, ценят профессионализм и мастерство, рассматривают хорошо выполненную работу как личную награду.

Шкала № 11. Эмоциональная лабильность.

Высокие оценки по фактору «эмоциональная лабильность» свидетельствуют о тонкой духовной организации, чувствительности, ранимости, артистичности, художественном восприятии окружающего. Лица с высокими оценками по этому фактору не переносят грубых слов, грубых людей и грубой работы. Реальная жизнь легко ранит их. Они мягки, женственны, погружены в фантазии, стихи и музыку; «животные» потребности их не интересуют. Хотя в поведении они учтивы, вежливы и деликатны, стараются не причинять другим людям неудобств, особой любовью коллектива они не пользуются, поскольку часто вносят дезорганизацию и разногласия в целенаправленную, налаженную групповую деятельность, мешают группе идти по реалистическому пути, отвлекают членов группы от основной деятельности.

Высокие оценки по фактору «эмоциональная лабильность» могут быть связаны с состоянием дезадаптации, тревожностью, потерей контроля над влечениями, выраженной дезорганизацией поведения. Низкие оценки по фактору встречаются у лиц эмоционально зрелых, не склонных к фантазиям, мыслящих трезво и реалистично. Их интересы узки и однотипны, субъективные и духовные ценности их не интересуют, искусство не увлекает, наука кажется скучной, чрезмерно абстрактной и оторванной от жизни. В своем поведении они руководствуются надежными, реально ощутимыми ценностями, без личной выгоды ничего не делают. Успехи других людей и свои собственные оценивают по материальному достатку и служебному положению. Хотя в общении им не хватает деликатности и тактичности, они пользуются симпатией, уважением у людей, их грубость и резкость зачастую не обижает, а притягивает к себе людей, в ней видят не проявления озлобленности, а прямоту и откровенность. Им свойственно отсутствие внутренней напряженности, свобода от конфликтов, удовлетворенность собой и своими успехами, готовность следовать нормам и требованиям.

Шкала № 12. Маскулинность — фемининность.

Высокие оценки по шкале «маскулинность-фемининность» свидетельствуют о смелости, предприимчивости, стремлении к самоутверждению, склонности к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обоснования.

Интересы таких людей узки и практичны, суждения — трезвы и реалистичны, в поведении им недостает оригинальности и своеобразия. Они стараются избегать сложных, запутанных ситуаций, пренебрегают оттенками и полутонами. Плохо разбираются в истинных мотивах своего и чужого поведения, снисходительно относятся к своим слабостям, не склонны к рефлексии и самоанализу, любят чувственные удовольствия, верят в силу, а не в искусство.

Лица с низкими оценками по шкале чувствительны, склонны к волнениям, мягки, уступчивы, скромны в поведении, но не в самооценке. У них широкие разнообразные, слабо дифференцированные интересы, развитое воображение, тяга к фантазированию и эстетическим занятиям. Они проявляют заинтересованность в философских, морально-этических и мировоззренческих проблемах и временами демонстрируют чрезмерную озабоченность личными проблемами, склонность к самоанализу и самокритике. Эта погруженность в личные проблемы и переживания не является ни невротической, ни инфантильной. У них повышен интерес к людям и к нюансам межличностных отношений, им доступно понимание движущих сил человеческого поведения. Они способны точно чувствовать других людей, умеют эмоционально излагать свои мысли, заинтересовывать других людей своими проблемами, мягко, без нажима, склонить их на свою сторону.

В поведении им не хватает смелости, решительности и настойчивости. Они пассивны, зависимы, избегают соперничества, легко уступают, подчиняются, легко принимают помощь и поддержку.

Методика диагностики самооценки психических состояний (по г. Айзенку)

Предлагаем Вам описание различных психических со­стояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.

Психические состояния

Подходит

Подходит,

но не очень

Не

подходит

2

1

0

1. Не чувствую в себе уве­ренности.

2. Часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон беспокоен.

4. Легко впадаю в уныние.

5. Беспокоюсь о только воображаемых еще не­приятностях.

6. Меня пугают трудности.

7. Люблю копаться в сво­их недостатках.

8. Меня легко убедить.

9. Я мнительный.

10. С трудом переношу вре­мя ожидания.

11. Нередко мне кажутся безвыходными поло­жения, из которых можно найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприят­ностях я склонен без достаточных основа­ний винить себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бес­плодной.

16. Я нередко чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18. Чувствую растерян­ность перед трудностя­ми.

19. В трудные минуты жиз­ни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

20. Считаю недостатки сво­его характера неиспра­вимыми.

21. Оставляю за собой пос­леднее слово.

22. Нередко в разговоре пе­ребиваю собеседника.

23. Меня легко рассердить

24. Люблю делать замеча­ния другим.

25. Хочу быть авторитетом для окружающих.

26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28. Предпочитаю лучше руководить, чем под­чинять.

29. У меня резкая, грубо­ватая жестикуляция.

30. Я мстителен.

31. Мне трудно менять при­вычки.

32. Нелегко переключаю внимание.

33. Очень настороженно отношусь ко всему но­вому.

34. Меня трудно переубе­дить.

35. Нередко у меня не вы­ходят из головы мыс­ли, от которых следо­вало бы освободиться.

36. Нелегко сближаюсь с людьми.

37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38. Нередко я проявляю упрямство.

39. Неохотно иду на риск.

40. Резко переживаю от­клонения от принято­го мною режима.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

I.

1 — 10 вопросы

тревожность

II.

11 — 20 вопросы

фрустрация

III.

21 — 30 вопросы

агрессивность

IV.

31 — 40 вопросы

ригидность

I. Тревожность

0 — 7 баллов

не тревожные

8 — 14 баллов

тревожность средняя, допус­тимого уровня

15 — 20 баллов

очень тревожные

II. Фрустрация

0 — 7 баллов

вы имеете высокую самооцен­ку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8 — 14 баллов

средний уровень, фрустрация имеет место

15 — 20 баллов

у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач

III. Агрессивность

0 — 7 баллов

вы спокойны, выдержаны

8-14 баллов

средний уровень

15 — 20 баллов

вы агрессивны, невыдержан­ны. Есть трудности в работе с людьми

IV. Ригидность

0 — 7 баллов

ригидности нет, легкая переключаемость

8 — 14 баллов

средний уровень

15 — 20 баллов

сильно выраженная ригид­ность, вам противопоказаны смена места работы, измене­ния в семье

Методика диагностики самооценки ч. Д. Срилберга, ю. Л. Ханина (сокращенный вариант, для измерения ситуативной тревожности)

Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный мо­мент (реактивная тревожность как состояние) и личност­ной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Показатель РТ высчитывается по формуле:

РТ = ∑1 — ∑2 + 15,

где ∑1 — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5;

2 — сумма по пунктам 1, 3, 4.

Величина показателя меняется от 5 до 20.

Бланк для ответов