Исследования города. Когнитивная карта городской среды

Кевин Линч (1982) в монографии «Образ города» исследовал структуру реального образа, которая помогает человеку ориентироваться в городе. На английском языке книга вышла в 60-ые годы и стала очень популярной. Основной пафос книги был направлен против утилитарного индустриального строителства. Кевин Линч стал говорить о человеческих ценностях в городской среде. Методы, которые использовал автор позволили ему сказать новое слово и в психологии обратившейся к исследованию реальных процессов. К. Линчу удалось выделить те когнитивные элементы, или иными словами тот язык перцептивных структур который реально формируется в процессе опыта взаимодействия человека с городской средой. Метод исследования заключался в следующем :

  1. испытуемый рисовал когнитивную карту города, в инструкции предлагалось нарисовать эскизный план города таким образом как если бы вам надо кратко описать город незнакомцу, экспериментатор отмечал последовательность с которой рисуется план
  2. давал детальное описание нескольких путешествий по городу
  3. перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города

Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К. Линч выделил пять элементов образа, с помощью которых можно дать полное описание любого города: пути, границы, районы, узлы, ориентиры.

По путям наблюдатель перемещается и вокруг них организуются все элементы среды. Они образуют каркас, который обрастает тканью города. К этой категории относятся улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги, каналы. Пути должны быть узнаваемы — в этом случае наблюдатель понимает, где он находится. Узнаваемость достигается при наличии особенностей фасадов зданий или структуры самой улицы, при заполненности улицы функциями. Пути не должны прерываться, обособление пути приводит к потере ориентации, утрате чувства места, например, как это происходит при выходе из метро. И они должны иметь направленность, куда-то вести, в этом случае легче осознать свое местонахождение и оценить пройденное расстояние.

На границе происходит разрыв непрерывности, переход к другому качеству среды. Иногда границы выглядят как непреодолимые барьеры. Примеры границ — берега, железнодорожные выемки, края жилых районов, стены. При пересечении границ на какой-то краткий момент возникает ощущение дезориентации. Эта маргинальная территория, где одни правила поведения меняются на другие и в городской среде, как правило на этой территории возникают различные формы искушения. Например, вы выходите из метро, и тут перед вами выстраивается целый ряд лотков с мелко-розничной торговлей. Здесь легче подловить горожанина соблазном.

14 стр., 6685 слов

Образ города Челябинска в сознании молодежи

... 328 с.; Например, в своей работе Кевин Линч проводил эксперимент в разных городах, выводы, полученные им, позволяют объединять их ... Чистота на улицах, хорошая экология и зеленые насаждения · Богатая культурная жизнь и сохранение городских достопримечательностей · Наличие ... сторожевая крепость на торговых путях из Зауралья в Оренбург. Сегодня он является городом-«миллионником», административным центром ...

Районы — территории города обладающие некоторой однородностью. Характер района может быть определен архитектурой строений, особенностью функций района, плотностью уличного каркаса, социальными характеристиками обитателей, рельефом, степенью ухоженности. В характеристику района вписываются также шумы и запахи. К. Линч считает, что одни районы могут быть интровертны, то есть иметь слабые связи с остальным городом, а другие экстравертны. Как правило центральные районы города экстравертны.

Узлы возникаю в местах пересечения путей или там, где возникает концентрация функций и поэтому они лучше запоминаются. Вокзалы, станции метро, перекрестки путей — места с различными сценариями поведения.

Единичные, уникальные, хорошо запоминающиеся элементы становятся ориентирами. Ориентиры, как правило, или видны с разных сторон, или резко отличаются от соседних объектов за счет высоты или особого размещения.

Отмечая особенности когнитивных карт наблюдателей, К. Линч выделил несколько способов внутренней репрезентации образа:

  1. образ связан с решеткой путей, испытуемый в первую очередь рисует каркас
  2. образ связан с районами, испытуемый обрисовывает границы отдельных районов
  3. образ развивается в связи с привычным маршрутом движения
  4. образ связан с узлами

При этом сам образ метрически не соответствует реальной среде, он может быть растянут или сжат при этом криволинейные элементы могут быть выпрямлены, части образа могут быть в различной степени связности между собой, число элементов сокращено, но последовательность элементов воспроизводится правильно. Методика построения когнитивной карты предложенная К. Линчем использовалась для разнообразных задач. Дерк де Йонге (D.Yonge, 1972,) использовал метод для сравнения образов различных типов городов Амстердама, Роттердама и Гааги. Основные выводы — регулярная планировка и уникальные ориентиры формирование образа, трудности с изображением возникают при наличии изгибов путей, нерегулярной планировке, а также при предельно ясной структуре с однообразной застройкой. Автор сделал выводы, что на формирование образа влияют законы гештальта и сформулировал рекомендации для построения туристских карт. Туристская карта транспортных магистралей постренная с использованием Методики К. Линча получила высокую оценку, и вот как ее охарактеризовал Р. Арнхейм (D.Yonge, 1972): «Карта дает необходимую информацию с предельной ясностью и в тоже время радует глаз гармоничностью образа. Это достигается отказом от изображения всех деталей, кроме необходимых топологических свойств — таких как последовательность перекрестков и связей. Все дороги представлены в виде прямых линий, все углы сведены к простейшим: девяносто и сорок пять градусов. Карта многое упускает и искажает и именно поэтому изображает лучшим образом».

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... за советом и поддержкой. Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж ... промахе. Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского ... Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы ...

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Исследование образа Петроградского района было проведено в рамках научно-исследовательской темы «Концепция развития Петроградского района». Важно было получить представление о когнитивной структуре жилого района. В задачи ээксперимента входило получить комплексную оценку качества территории так как ее воспринимает житель. Петроградская сторона один из центральных районов Петербурга, коруженный со всех сторон водой. Границами района служат река Нева, ее притоки и залив. Часть района занята парками и не смотря на центральность района, некоторые ее территории плохо освоены. В эксперименте использовалась методика К.Линча. Испытуемые выполняли следующие задания:

1.Рисовали карту района — образ района, как они себе его представляют.

2.Типичные для них пешие маршруты.

3. Испытуемые на карте соответствующей реальности обводили зоны, которые по их мнению отличались своим качеством и называли их.

7 стр., 3468 слов

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДЕ

... транспорт наибо­лее эффективным. Вблизи города, помимо сельскохозяйственных территорий должны создаваться рекреационные зелёные зоны для спорта и отдыха людей, а также заповедные участки ... расст­ройств и преступлений достигает наиболее высокого уровня в густонаселенных районах больших городов. Перенаселенность – один из решающих факторов в возникновении психических заболе ...

Рис. 4. Два способа изображения испытуемыми Петроградского района Санкт-Петербурга.

На рисунке 4 приведены две карты сделанные разными испытуемыми, видно что образы по разному выстраиваются, в одном случае человек опирается на зоны, в другом выделяет сеть улиц. Практически все испытуемые выделили такие важные ориентиры как Петропавловскую крепость, собор князя Владимира и Большой проспект (улица с торговой функцией) (рис.5).

Кроме архитектурных достопримечательностей, указывались объекты с уникальными функциями — Ленфильм, рынок, зоопарк, мечеть и места связанные с местными мифами с некой историей. На Добролюбова есть дом «медведя», в котором проживал начальник НКВД Медведь, его все обходили стороной. В картах запечетлена и личная память — моя школа, институт, родной дом.

Рис. 5. Основные ориентиры выделенные испытуемыми в Петроградском районе. Санкт-Петербурга.

Типичные маршруты позволили однозначно выделить Большой проспект как потенциально пешеходную торговую улицу -все маршруты так или иначе проходили по ней. При этом Каменностровский проспект таким не воспринимается, не смотря на обилие торговых точек на нем, видимо мощное транспортное движение снижает его ценность, по Каменноостровскому проходят в основном деловые маршруты, в то время как для прогулок чаще всего выбирают Петропавловскую крепость.

На рисунке 6 показаны зоны выделенные испытуемыми — всего 12 зон. Основаниями для выделения зон служили слдующие качественные особенности среды: центральность, периферийность, специфика функций (жилая, производственная, торговая, рекреационная, учебная), кроме того жители использовалитакие качества как историчность, уникальность и качество жилья. Большой проспект воспринимался как отдельная зона (номер 1) и назывался «Торговый центр», Каменноостровский был тоже отмечен и обозначен как «Официальная дорога» (номер 2).

Петропавловская крепость была выделена как

Рис. 6. Зоны с различным качеством среды выделенные испытуемыми в Петроградском районе Санкт-Петербурга.

3 стр., 1412 слов

влияние групп потребностей на поведение человека. Теории классификаций человеческих потребностей

... бизнеса. Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек. С давних пор ... . Все вышеперечисленные теории едины в том, что первично движет человеком потребность физиологической удовлетворенности, но при этом регулируется при помощи социально-психологических ...

место паломничества (номер 5), две территории под номером 4 охарактеризованы как элитарное жилье, зона 3 жилье среднего уровня, зона 9 болото — место застойное со смешнанными функциями жилья и производства, зона 7 — учебная функция, зона 8 — место для отдыха, зона 10 — трамвайное захолустье, зона 12 — спортивно-оздоровительная.

Потребности и ценности человека в городе

Город, искусственная среда обитания, должен соотвествовать потребностям и ценностям человека. В городе возникают ремесла, возможность эффективного обмена продуктами производства, и отчуждение от натурального хозяйства создает условия для культурного развития. Какие потребности человека должны быть учтены в городе. Рассмотрим потребности человека в среде. в рамках структуры потребностей разработанных А. Маслоу (A.Kaplan, 1976)

  1. Физиологические потребности. Это определенные требования к температуре, свету, воздуху, влажности, шуму, и т. д., которые должны соответствовать сенсорной организации человека. Среда должна также удовлетворять потребность человека в движении.
  2. Потребность безопасности
  • в пространственной организации Среды должны быть. учтены условия территориального поведения людей
  • транспортное движение должно соотвествовать возможностям человека

— человеку должна быть представлена возможность в уединении

— Среда должна быть предсказуема

3. социальные потребности

— в среде должна быть представлена возможность видеть людей и их деятельность

— должны быть видны выражения эмоций

— должна быть возможность общения, обмена мыслями.

4. Потребность эго

3 стр., 1060 слов

Профессиональное становление личности. Трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями

... Ваши предложения по психологической поддержке трудовой реабилитации таких людей Все люди с ограниченными возможностями должны иметь доступ к мероприятиям и средствам восстановления их ... процессе составления индивидуальных программ помощи и реабилитации, и объединения людей с ограниченными возможностями должны иметь соответствующие ресурсы для разделения ответственности по планированию ...

— контроль за средой

5. потребность самореализации — идентификации со средой и средовой энергией и саморазвитии

Ценности определяют отношение человека к тем или иным явлениям, но в отличие от эмоций в которых содержание отношений определяется личным опытом в ценностях подчеркиваются исторические, социальные и культурные особенности отношений. Ценности меняются во времени. В 30ы- года большинство людей исследующих город, рассказывали только о монументальных зданиях и трущобах, о выразительных проспектах и узких романтических улицах. Позднее обсуждение в основном связывалось с проблемами транспорта и созданием психологически выразительных решений больших дорог. В 50-ые годы все проблемы жизни в городе рассматривались как социальные. Немного позднее они были связаны с природной средой, с озеленением, следующей темой был дефицит энергии. Сейчас много внимания уделяется экологии городов и проблеме отходов. Образ и проблемы города как системы жизни в высокоразвитых странах изменились от зданий, транспорта, социального общества к природе и энергии и экологии.

Система ценностей может быть и профессиональной. каждый профессионал так или иначе работает в системе ценностей своего времени. В 60-ые годы — основная ценность определяющая образ новых районов — дешевое жилье для всех. В результате мы видим 5-этажные, блочные дома выстроенные в строчку по одной линии. Затем стало очевидно. что застройка эта выглядит очень убого, в народе прозвали ее барочной застройкой или хрущобами. Архитекторы решили, что ситуацию можно исправить если использовать свободную планировку квартальной застройки отказавшись от строчки. Следующая идея заключалась в том, что строить надо соблюдая конфигурацию дворов, т. е. должно быть внутреннее пространство двора и внешнее улицы. И наконец в последний период архитекторы вернулись к идее малоэтажной застройки малоквартирных домов в традиционной уличной форме.

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

... функция. Способствует формированию и внедрению в сознание людей идейных ценностей данного общества и в конечном счете оказывает ... коммуникаций: упаковка; сувениры с фирменной символикой в качестве подарков; предоставление лицензии на использование фирменных символов ... – создание сильного и устойчивого бренда для территорий (городов, регионов, стран). Создание бренда позволяет территории получить ...

Основные ценности человека в городе стали предметом размышлений К. Линча в книге «Совершенная форма в градостроительстве», не совсем случайно. Индустриальная технология строительства, как уже упоминалось в начале книги, так сильно повлияла на город, упростив его форму, что возникло ощущение утраты чего-то, что можно было звать традициями. Но при этом для описания этих традиций еще не было языка. Есть ощущение утраты, но нет слов чтобы ее описать. Текст К. Линча достоин внимания именно потому, что он пытается создать язык для описания ценностей человека в городе.

Ключевая ценность города способность к накоплению, передаче и развитию внутреннего опыта. Иными словами роль города можно сопоставить по значимости с ролью появления письменности. Это история запечатленная в материи, следы прошлых эпох в соседстве и контрастном сопоставлении с современностью. Автор утверждает, что город создает ощущение преемственности, прошлое связано будущим возникает чувство связности во времени и пространстве. Открытость, ценность которая делает город жизнеспособным, включает такие свойства как доступность, децентрализация, неоднородность, гибкость, терпимость к эксперименту. Названным ценностям соответствуют следующие показатели качества города: жизнепригодность, осмысленность, соответствие, доступность. Достижение любого качества имеет свою цену и она определяет эффективность получения результата. Еще один важный момент связан, а распределением этих качеств между людьми в соответствии с пониманием справедливости в данном городском сообществе.

Жизнепригодность — качество связанное с сохранением здоровья человека и обеспечением определенного уровня комфорта проживания. В конце 20 века особенно остро встали экологические проблемы города: чистый воздух, вода, энергия, удаление отходов. Наряду с тем, что это чисто технологические проблемы, они имеют и оборотную сторону, на данном этапе развития человечества они становятся вопросам общей экологической культуры населения. Городская среда должна быть безопасной — риск заболеваний, несчастных случаев должен быть минимальным, а пострадавшие должны получать своевременную помощь. Жизнепригодность также обеспечивается созвучностью биологическим потребностям человека — температурные условия, естественные ритмы, нагрузка на органы чувств, эргономические качества должны соответствовать запросам человека. Например, в ряде стран при любом новом строительстве жилые дома строятся по безбарьерному принципу, с тем чтобы инвалиды в колясках могли в доме беспрепятственно и без посторонней помощи сами передвигаться.

Осмысленность — психологическое качество связанное с потребностью человека в ориентации — понимании кто-ты и где-ты. Ощущение где-ты называется еще чувством места и идентификацией себя с каким-либо местом. Место пробуждает в нас способность ощущать наши воспоминания, наши чувства всегда привязаны к месту. Узнаваемость места теснейшим образом связана с самотождественностью. Место и событие усиливают друг друга. В современной психологии эта особенность нашей психики не просо помнить, а как бы все время опираться на некие устойчивые паттерны памяти называется виртуальной реальностью. Качество виртуальной реальности, то что запечатлелось с детства формирует норму жизни, устойчивость психики в изменчивом мире. Для того чтобы сохранить какое-то место люди специально строят памятные сооружения, например часовни. Английский принц после безвременной кончины своей возлюбленной велел поставить готические храмы в тех местах где они вместе с ней останавливались. Для того, чтобы чувство места возникло необходимо, чтобы у него была узнаваемая форма и яркая индивидуальность. Очень сложно представить памятный знак у 10-го подъезда серийного дома, где юноша впервые встретил ее. И странным образом это место оказывается оскверненным непристойными словами написанными на стене.

Ориентация на месте улучшается благодаря системе знаков смысл которых задан культурной системой и делает среду читаемой. Определенные формы зданий говорят о том, что здесь храм, витрина — о том что здесь магазин с определенными товарам, флаг — предполагает наличие административного здания.

Оживляет место — делает его живым свойство прозрачности, когда можно увидеть функционирование поселения — торговлю, общение, работу, уборку, как люди развлекаются, отдыхают, ссорятся, ухаживают и т. д. Открытость места с точки зрения К. Линча надо по возможности увеличивать — это позволяет понимать мир в котором мы живем.

Осмысленное место обладает также значением — то есть является культурно-исторической ценностью. О любом историческом городе человек говорит с гордостью «Я оттуда» и у собеседника сразу же появляется цепь ассоциаций исторических, художественных, культурных. И ореол этого места тут же украшает беседующих, как некое легкое прикосновение к чему-то вечному.

Соответствие связано с удобством использования. В городе как правило для разных форм поведения отводятся специально оформленные территории с четко заданными границами. Очень важное качество соответствия гибкость — возможность использования места для других форм поведения и обратимость — возможность вернуться к исходному состоянию. В некоторых городах Центральной Европы можно увидеть бетонные стены непонятного назначения. Какое-то время назад — это были монорельсовые дороги, но от дорог отказались, а разборка бетонных конструкций оказалось очень дорогой и вот стоят в центре Европы великие китайские стены. При любом строительстве необходимо задать вопрос: А какова цена устранения объекта?

Следующее качество доступность — К. Линч представил в виде списка убывающих по значению доступов:

  • доступ к близким людям
  • доступ к месту работы, обучению, обслуживанию, медицине, финансам, отдыху
  • доступ к ресурсам — пище
  • доступ к информации

Качество доступности должно дополняться разнообразием доступных объектов, при этом разнообразие не должно создавать проблему выбора, человек похожий на Бурриданова осла, стоящего между двумя стогами сена не радует. Цена доступности — время которое человек затрачивает на то, чтобы дойти до цели. Психологически комфортным считается время в районе 20 минут, час и больше уже вызывают раздражение. Дорога в полтора часа до работы и полтора обратно уже на грани допустимого, так как в этом случае человек вынужден отказываться от каких-то возможностей. Для оценки доступности строятся специальные карты получасовой и часовой доступности. Ценность территории во многом зависит от этого качества.

Еще одна качество возможность контроля за территорией. Она определяется правом собственности, но само понятие право собственности в различных культурах по разному интерпретируется: право присутствия, право использования, право приобретения, право изменения, право распоряжения. Например квартиру в многоэтажном доме можно приобрести, но нельзя изменить. Собственное пространство человек ограждает и осуществляет контроль через управление доступа.

Эффективность это та цена, которую платят за качество. Но обычно мы привыкли считать непосредственные затраты, и практически не научились считать расходы на эксплуатацию и разборку объекта. Например, хрущовские дома требовали относительно небольших затрат на строительство и весьма существенных расходов при эксплуатации. При плохой теплоизоляции, они не удерживают тепло и из-за низкого качества строительства требуют постоянных вкладов в капремонт.

Качество городской среды рассмотрено в исследовании Ф. Каапа и др. (F.M.Carp и др., 1976).

На основании обработки данных опросника относительно качества среды были получены следующие факторы (опрошено было 2541 житель): эстетические качества среды, престижность шум, безопасность, люди живущие рядом, качество воздуха, обслуживание, возможность уединения, беспокойство от животных, наличие отчуждения.

Малые и большие города. Малые города

Особенностью малых городов является микроклимат человеческого сообщества. В городе до 5000 населения практически все знают друг друга по имени и в лицо, в городе до 10 000 тысяч — каждый житель может сказать является ли прохожий встретившийся ему на улице местным или чужаком. Считается, что оптимальный размер города находится где-то в этих пределах. В малом городе возникает своя городская община со своим особым общинным сознанием, со своими правилами и нормами поведения. Что это означает?

Во-первых — сильный неформальный социальный контроль. Здесь практически все на виду и надо сказать, что в малых городах преступности гораздо меньше. При этом контроль общины гораздо жестче, чем в больших городах и проявляется в самых разный сферах. Например: он может определять способ ведения хозяйства — сорта выращиваемых огородных культур, особенностивозделывания земли, или особенности рисугка вязки и квашения капусты. Чужаки недавно приехавшие сюда непременно столкнуться с некотрым неприятием их манеры вести себя. Жители ревниво охоаняют свои традиции.

Во-вторых — сильная община оказывает и сильную поддержку. И надо заметить, что это огромный ресурс для выживания. Слабые связи соседей бывают подчастую гораздо эффективней родственных отношений. Что-то устроить и достать здесь вполне возможно.

В-третьих — истрия каждой семьи в малом городе становится не только личной историей. Вы встречаете на улице не просто Ивана, вы знаете, что дед Ивана был самым сильным человеком в округе, у него самого много братьев и сестер, но только он один остался жить в родном городе и сам он известный на всю округу любитель конструктор, у себя во дворе он собирает тракторы. История семьи создает определенные ожидания по отношению к семье, моделирует их, зарождается понятие чести.

В-четвертых — в малом городе естественней происходит процесс социализации — приобщения к нормативному поведению общества. В крупных городахобразцом для идентификации являются только члены собственной семьи (если не учитывать телевидение и кино, в котторых объекты для подражания появляются фрагментарно и не вовсей полноте их жизненной истории).

В малом городепрактически все ролт и герои в зримом виде. Местные звезды, святыелюди, умельцы и мастерицы, знахари, ведьмы, колдуны значительно расширяют возможности человека в выборе своей социальной идентификации.

В-пятых — житель малого города как правило хозяин: у него есть дом и участок земли. Его благосостояние напрямую зависит от его усердия. Его жизненный уклад. естественный, соответствует природному циклу, он не отчужден от продукта своего труда. Собственное достоинство, целостность, ответственность за поступки — вот сильный стороны его характера. В тоже время жители малого города являются в большей мере носителями общинного сознания. Ценность общины здесь выше, чем ценность отдельного человека, важнее быть похожими друг на друга, чем выделяться. С точки зрения покоя общины лучше всем быть одинаково бедными.

В-шестых — среда малого города рукотворна, сомасштабна человеку, разнообразна, она создает особый дух города, поддерживает культурную преемственность поколений.

В-седьмых — общение жителей малого города гетерогенно. Еслив больших городах человек общается только в узком кругу — семья, работа, учеба, то в малой городе общение построено по принципй территоиального соседства и включает людей из самых различных слоев общества.

В-восьмых — в малых городах как правило одно производство и это означает скудный выбор в сфере занятости.

В-девятых — культурная жизнь в малых городах самодеятельна держится исключительно на энтузиазме и собирается вокруг библиотеки, музея или дома культуры. В городе как правило есть свой художник влюбленный в это место, его полотна с городскими достопримечательностями можно увидеть в каждом доме. Местные краеведы еще один вид патриотизма знают историю каждого камушка в городе. Существуют и местные фольлерные поучительные истории. Например, в одном малом городе моведали такую поучитьельную историю о бабе Нине. Баба Нина очень любила свою козу, да так, что та ела вместе с ней с одной тарелки и спала в одной постели. И вот бабе Нине, знакомые сказали, что же получается, ты живешь жизнью козы. И решила баба Нина тогда продать козу. Новые владельцы через несколько дней вернули ей козу, и потребовали деньги обратно. Они сказали, что коза ненормальная забирается на стол, на подушки и житья о нее нет. Они ее пытались вразумить, но ничего не вышло. Коза вернулась, но теперь она затаила обиду на Нину. Она забиралась на сарай, подстерегала ее и неожиданно прыгала сверху. Нина стала ее бояться и решила опять продать, только теперь уже подальше, чтобы вернуть нельзя было. В общем козу она больше не видела. Говорят ее отвели на бойню.

Большие города

Психологические эффекты урбанизации описаны в работе А.В.Баранова (1981).

Горожанину свойственно отсутствие ответных реакций, снижение социальной солидарности. Однако наряду с отчуждением в больших поселениях появляется феномен, который можно назвать терпимостью. Практически невозможно в небольшом поселении встретить одновременно церкви различной конфессиональной принадлежности, в большом городе различные религиозные течения мирно соседствуют.

Горожанин как бы не является собственником, он случайный потребитель, и отсюда его отчуждение, нелюбовь к городскому хозяйству. Особенно к тем объектам, которые эстетически невыразительны. Анонимность жизни приводит к снижению социального контроля в быту, в большом городе уровень девиантного поведения намного выше. У жителей больше потребностей, здесь больше предлагается и естественно больше хочется, другой стиль потребления. Урбанизация стимулирует социальную мобильность, здесь больше возможностей для изменения своего положения и возникает вера в легкость перемен. Горожанин ориентирован на карьеру, а не на семью, он предпочтет ограничится одним ребенком в семье и лишний раз съездит куда-нибудь отдохнуть. В большом городе информация доступней, другой темп жизни, город навязывает свои скорости, чем больше город тем динамичней его обитатели. Общение носит деловой характер, а не личный.

  1. Штейнбах Х.Э. Еленский В.И. Психология жизненного пространства.СПб., Речь.2004
  2. Линч К. Образ города.- М., Стройиздат, 1982.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector