Воспитание и общество

Кафедра менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Педагогика и психология»

на тему: «Воспитание и общество »

Выполнила:

студентка 1 курса

специальности

на базе высшего образования (бюджет)

Проверила:

2010

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………..

1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования…………………………………………………………

2. Цели и задачи гуманистического воспитания…………………………

4. Закономерности и принципы гуманистического воспитана

5.Воспитание как социально организованный процесс общечеловеческих ценностей………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос-питание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л.Селивановой. — М., 2000.

4 стр., 1771 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ...

... ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по ... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43 ПРИЛОЖЕНИЕ 46 ВВЕДЕНИЕ Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, ... Бодуэна де Куртенэ. - М., 1994. – 800 с. 13. Декларация принципов толерантности // Толерантность – дорога к миру / сост. Б.Э. ...

Лихачев Б. М. Философия воспитания. — М., 1995.

Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000.

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. — М., 1979.-Т. 3.

Франкл В. Человек для себя. — Минск, 1992.

Введение

Личность человека формируется и развивается в результате во действия многочисленных факторов, объективных и субъектных, природных и общественных, внутренних и внешних, не зависимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория автори­тарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время.

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

Цель контрольной работы раскрыть связь воспитания и общества.

Актуальность темы заключается в огромном значении воспитания для членов общества.

1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагоги: В ходе исторического развития общества и педагогики определялись различные подходы к объяснению этой категории. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

10 стр., 4504 слов

Часть первая. Основополагающие социологические теории общества

... Дать описание перспектив развития социологии. Часть первая. Основополагающие социологические теории общества. «Теория», в переводе с греческого означает «наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение». Высшая форма организации научного ...

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умствен­ное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в обра­зовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитаний.

По институциональному признаку выделяют семейное, шкаль­ное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), вос­питание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория автори­тарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей гой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сво­рил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления —давление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания воз­никает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего че­ловека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспита­ния естественное его развитие. Эта теория также нашла своих по­следователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требова­ний новой, социалистической, школы, пытались по-новому рас­крыть понятие процесса воспитания. Так, П.П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом та воздействия может быть любое живое существо — человек, животное, растение.

А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное номерное воздействие одного человека (одних людей) на других в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 1920-х гг. ориентировали педагогов на воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитателя учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственности темы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов.

6 стр., 2873 слов

Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам ...

... В статье отражены результаты исследований неполной семьи и влияния воспитания в монородительской семье на личность, проведенных психологами, социологами, демографами российской и латиноамериканской научных ... семьям, усиление миграционных процессов по всему миру, мы можем выделить следующие дополнительные причины возникновения неполных семей: 1) усыновление ребенка человеком, не имеющим постоянного ...

В конечном счете это привело к построению такой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее воспитательного влияния:

— объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы развития и самовоспитания человека;

— стандартизация воспитательного процесса как следствие ценной трактовки понятия «личность», сведения ее к некоей усредненной совокупности качеств, детерминированных социальным заказом. Была сведена на нет практика изучения выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс без учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека.

— авторитарный стиль воспитания, основой которого являются словесное воздействие, требование, насилие, преобладание мо­нолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний протест и сопротивление молодых людей;

— разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам, нерациональный подбор базового ком­понента общего среднего образования, слабо учитывающий ос­новные накопления общечеловеческой культуры, его низкая гу­манитарная и воспитательная насыщенность; взгляд на воспита­ние как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;

— нарушение преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе;

-слабая координация деятельности учебных заведений, вне­школьных учреждений, средств массовой информации в воспита­нии подрастающих поколений.

Преодоление названных черт воспитания требует разработки концепции гуманистического воспитания.

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... завышать уровень своей общительности (около 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими ... Цель работы - психологические и социальные особенности личности безработного человека. При написании работы необходимо решить следующие задачи: .Необходимо описать психологическую и социальную ...

2. Цели и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное раз­витие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких от­ношений употребляется термин «гуманное воспитание». Послед­ний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессив­ных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенден­ции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сло­жившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наиболь­шую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на ко­торый работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гумани­стического воспитания был и остается идущий из глубины века идеал личности, всесторонне и гармонично развитой.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

— философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

— казание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также осознании ответственности за жизнетворчество;

— приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

— раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) культивирование интеллигентности как значимого параметра;

2 стр., 664 слов

Воспитание человека

... знаний и навыков, но и потенциал развития человека Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных ... ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; • развитие важнейшей социальной функции личности -общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и ...

— развитие интеллектуально нравственной свободы и личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

— возрождение традиций российской ментальной чувствительности патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским пра­вам личности, стремления к сохранению и развитию престиж славы и богатства отечества;

Общепринятой целью в мировой теории и практике гумани­стического воспитания был и остается идущий из глубины века идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель — идеал дает статичную характеристику личности.

Самые сокровенные моменты личностного Я скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывает личность с самой существенной стороны. Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентации также обусловливает определение жизненных перспектив.

В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведете человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать.

Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предел, цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот по­чему они выступают в качестве мотива совершенствования лич­ности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, уста­навливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризу­ется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться сво­ими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего вза­мен.

Проявляясь в действиях, поступках и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды и содержательно определяют сущность направленности личности, согласуя и связывая между собой основные феномены субъективности (установки, мотивы, потребности, оценки, эмоции, убежде­ния, ценностные ориентации и др.).

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы ...

Однако в отношениях личности отражается не только ее субъективность, но и объективно заданные смыслы, так как в них пред­ставлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе референт­ных межличностных отношений и социально значимой деятель­ности.

В мотивационно-ценностном отношении личности объектив­ное и субъективное представлено в единстве, определяя ее изби­рательную направленность как на ценности деятельности, так и на процессы самореализации.

Это единство состоит в том, что значимое не оторвано от объек­тивной действительности, не противоречит ей, а возникает на ее основе, отталкивается от реальных возможностей ее изменения, от имеющихся функциональных возможностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей действительности, выступают как неадекватные побуждения.

3.Закономерности и принципы гуманистического воспитана

Воспитание как процесс становления психических свойств функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение, прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Однако эти отношения опосредованы взрослыми людьми, семьей, коллективом, обществом.

Среди законов ценностей функционирования и развития воспитания в целом педагогическом процессе необходимо выделить главную — направленность на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится.. Данная законность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания — «я» принцип непрерывного общего и профессионального развития лиц. Таким воспитание станом том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, оно ориентировано на «зону ближайшего развития». Данная ориентация требования целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходи­мые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знания­ми, но и общечеловеческой культурой, на этой основе обеспечить развитие всех сторон личности, учитывая благоприятные субъек­тивные (потребности личности) и объективные условия, связан­ные с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Современная трактовка принципа несообразности исходит из того, что воспитание должно осно­вываться на научном понимании естественных и социальных принципов, согласовываться с общими законами развития природы, формировать у него ответственность за эволюцию ноо­сферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетар­ного мышления и воспитание природоохранного поведения.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Современная трактовка принципа культуросообразности пред­полагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической региональной культуры решать задачи приобщения человека к публичным пластам культуры (бытовой, физической, сексуаль­ной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.).

Цели, содержание, воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности.

Деятельность личности как раз является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие знания, в новообразования личности как продукты развития.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, который выступает субъектом воспитания.

Личностный подход как метапринцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению зависимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, для достижения своих целей.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: ... субъект деятельности, процесс деятельности, предмет деятельности , условия деятельности , продукт деятельности .  3 осн-хвида человеческой деятельности: игру, учение и труд. Существенным отличием деятельности человека ...

Личностный подход органично связан с принципом специализации педагогического взаимодействия, который требует от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного про­месса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Он пред­полагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осозна­ния собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагности­ки) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гума­нитарной культурой.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией и такого метапринпипа, как профессионально-эти­ческой взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего обще­ства неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, со­блюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует та­кого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоя­тельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут тво­рить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, со­знательно и планомерно совершенствовать себя.

Сущностная специфика выделенных метапринципов воспита­ния состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им умений, но и в со­вместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса.

5.Воспитание как социально организованный процесс общечеловеческих ценностей.

Метапринципы гуманистическо­го воспитания — это концентрированное, инструментальное вы­ражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, дей­ствуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, при­мем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов.

В реальной педагогической практике, кроме указанных выше закономерностей и метапринципов воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.

Одним из таких принципов является принцип обучения и воспи­тания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизвел для индивидуального сознания существенные характеристики я особенности, присущие общественной системе в целом. Буду целесообразной формой организации образа жизни и деятельно­сти учащихся, коллектив дает им то, что они в нем ищут, — богат­ство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реали­зации личности. Только в коллективе и с его помощью воспиты­ваются и развиваются чувство ответственности, коллективизма товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллек­тиве усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип воспитания с жизнью и производственной практикой. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятие местного краеведческого материала.

Необходимость связи педагогического процесса с производ­ственной практикой обусловлена тем, что практика является ис­точником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.

Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу — принцип, тесно связанный с предыдущим принципом — организации педагогического процесса. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования члровоззрения и морального облика личности. Участие в коллек­тивном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых ка­честв. Однако, как неоднократно подчеркивал А. С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения. Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда, его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.

В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и иници­ативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности вос­питанников.

Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьни­ков является развитие самоуправления.

Начиная организацию детской деятельности со всемерного поощрения и развития инициативы и самодеятельности школь­ников, необходимо постоянно корректировать стиль отношений с ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью. В то же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей, стихийности и самотека. Успех дела здесь решает педагоги­ческое руководство, логика которого с необходимостью приво­дит к построению и реализации педагогических систем, рождаю­щих творческую активность, инициативу и самодеятельность уча­щихся. С этой целью во всех сферах деятельности, как в учебной, так и во внеучебной работе, они должны быть по возможности поставлены перед необходимостью делать выбор, принимать са­мостоятельные решения, активно участвовать в их выполнении. В стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллектив­ной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, не­нужной опеки, администрирования, подавления инициативы, са­мостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообра­зить виды поручений; обеспечивать своевременную смену пози­ций руководства и подчинения.

Важнейший принцип организации детской деятельности — ува­жение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательно­стью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспита­ния. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А.С.Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всесторон­него развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая требовательность обращена оди­наково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требователь­ность гибкой, индивидуализированной.

Опыт показывает, напри­мер, что нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой — по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый уровень развития личности ученика. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с ра­мной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящи­мися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежитель­но относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью упреков и нотаций. Но это стремление можно поддер­жать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малей­шие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Школьники, которым очень часто напомина­ют о недостатках, начинают смотреть на себя как на неиспра­вимых.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс ста­новления и возвышения личности. Если ученик овладевает новы-формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удов­летворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стрем­ление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников.

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и по­следовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к челове­ку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Успешная реализация принципов единства требований и уваже­ния к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа — согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.

Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обес­печиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, будут не сбалансированы, действоват в различных направлениях, а то и противоположных, школьни приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечт необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своей усмотрению. Трудно достичь, например, успеха в учебно-воспи тательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка организованности, а другие проявляют нетребовательность и я берализм.

Условиями осуществления этого принципа являются следу;-; щие: обеспечение системы в предъявлении требований; последо вательное усложнение требований; закрепление и совершенство вание ранее предъявлявшихся требований; настойчивость предъявлении требования.

Управление деятельностью воспитанников требует реализани принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожида ния завтрашней радости. Осознание ребенком своего успеха в ка ком-то одном деле и ожидание перспектив его развития являете могучим источником нравственного достоинства, моральной стой­кости в преодолении трудностей и в других делах. Ту сферу дея тельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя надо умело использовать для его духовного подъема. Задача пед гога — помочь каждому школьнику наметить личные близкие, сред ние и далекие перспективы личностного роста и соотнести их перспективами развития коллектива, общества.

Большое практическое значение в управлении деятельность» воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельны, педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Maici ренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действ;’; Сущность и проявления прямого педагогического действия (воз действия) очевидны, в то время как параллельное действие на глядно не представлено. Сущность же его в том, что, воздейстЕ;. не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитан/1 При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив а в действительности он использует его как инструмент для при косновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие соответствии с этим принципом должно быть воздействием :-коллектив, и наоборот.

На фоне педагогических требований воспитателя в развито! коллективе формируется общественное мнение, которое выпад няет регулирующие функции в системе коллективных и меж.»: ностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения тя выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован учени ческий коллектив. Он складывается не сам собой, а под руковс; ством учителей и в результате совместных целесообразно орг: зованных коллективных действий.

298

Взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом шроцессе. Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они прояв­ляются одновременно в любом элементе педагогического процес­са, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех тлнципов обеспечивает успешное определение задач, отбор со-вржания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога I педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности пе­дагогического процесса в целом.

При изолированном рядоположенном рассмотрении действия принципов педагогического процесса не раскрываются его диа­лектика, взаимодействие и борьба противоположных сил и тен­денций в нем. Принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности и посильности; принцип сознательно­сти и активности неразрывно связан с требованием управляющей роли педагога; принцип прочности и действенности результатов, в свою очередь, предполагает обеспечение сознательности и ак­тивности и т.д.

Литература для самостоятельной работы

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л.Селивановой. — М., 2000.

Лихачев Б. М. Философия воспитания. — М., 1995.

Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного про­цесса в школе. — М., 2000.

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. — М., 1979.-Т. 3.

Франкл В. Человек для себя. — Минск, 1992.

299