Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов псих

Петров гр. 06-12

Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов псих. дизонтогенеза.

— общее стойкое недоразвитие:наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.Этиология: генетические пороки развития, диффузные поражения незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обуславливает первичность т тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный дефект имеет сложный «кольцевой» характер. Типичный пример – олигофрения, умственная отсталость.

— задержанное развитие:характерно замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией а более ранних возрастных этапах.Этиология: может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хрон.заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), церебрально-органическая недостаточность резидуального характера (инфекции, интоксикации, , травмы мозга).

При этом ЗР эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантов инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического).

Характерна мозаичность поражения, при которых наряду с дефицитными функциями имеются и сохранные.

— поврежденное развитие:этиология аналогичная первым двум. Отличие патогенеза связано с боле поздними (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения. Пример – органическая деменция. При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетических более молодых образований (лобных систем), в более старшем возрасте м.б.и первичное повреждение лобных систем.

— дефицитарное развитие: связано с нарушениями (грубым недоразвитием или повреждением) отдельных анализаторных систем: слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, инвалидизирующие хронические соматические заболевания. Первичный дефект анализатора либо определений соматической системы ведет к недоразвитию функций связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения частных психических функций тормозят развитие в целом. Прогноз такого развития связан с глубиной поражения данной функции, решающие значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей, осуществляется за счет адекватно воспитания и обучения.

12 стр., 5752 слов

Современная система развития восприятия устной речи у глухих школьников

... основанный на возможности развития у них слуховой функции, расширения сенсорной основы восприятия устной речи за счет этого развития. В основу системы развития слуховой функции у глухих детей ... Кузьмичева Е.П. заложила следующие положения: 1. Нарушенная слуховая функция, как любая функция развивается при постоянном ...

— искаженное развитие: сложное сочестание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Часто связано с процессуальными наследственными заболеваниями; яркий пример при РДА. Его этиология и патогенез неясен, в значительной части случаев речь идет о ранней шизофрении. Для искаженного развития характерна выраженная асинхрония. (преждевременное развитие речи опережает формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте вербального интеллекта опережает становление предметных навыков. Большое значение имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действий.

— дизгармоничное развитие:по структуре напоминает искаженное развитие. Сходство состоит в сочетанием явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития психических функций. Отличие от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида является текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а рожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Модель развития — ряд психопатий , в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильного условий воспитания. Степень выраженности психопатий зависит преимущественно от условий воспитания и окружения ребенка. Трудности социального приспособления способствует формированию ряда компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований. Примеры: психопатия.

При одном и том же заболевании могут наблюдаться различные варианты дизонтогенеза. Напр.при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму – недоразвитие (олигофренический плюс) и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса).

Вид дизонтогенеза

Использование методики

Недоразвитие. Пример — умственная отсталость

Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования.

Само слово лекотека (произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище — это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Иными словами она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития не имеющими возможности посещать дошкольное учереждение.

Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Для чего нужны Лекотеки?

Основной целью лекотеки, является социализация ребенка , развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учереждения.

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосыло к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно — обучающей форме игровой деятельности , индивидуальный подход к каждому ребенку .

Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

Каролина??

Задержанное развитие. Пример — ЗПР.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

Поврежденное развитие. Пример — эпилептическая деменция.

Трудотерапия и физиотерапия определяют безопасность пациента в домашних условиях; целью этих мероприятий является предотвращение несчастных случаев (особенно падений), управление поведенческими нарушениями и планирование корригирующих мероприятий в случае прогрессирования деменции.

Должно быть оценено, в какой степени пациент может функционировать в различных обстоятельствах (на кухне, в автомобиле).

В случае, если у пациента выявляется неспособность совершать эти действия и он остается в прежней обстановке, могут понадобиться некоторые защитные мероприятия (в том числе не включаемая газовая/электроплита, ограничение доступа к автомобилю, конфискация ключей).

Некоторые ситуации могут потребовать информирования доктором департамента по управлению движением о пациенте с деменцией, поскольку в определенных условиях такие пациенты уже не могут продолжать управление автомобилем. Если у пациента появляется склонность к уходу из дома и блужданию, необходима инсталляция мониторирующей сигнальной системы. В конечном счете может потребоваться помощь (домработницы, службы домашней медицинской помощи) или изменение окружающей обстановки (обеспечение повседневной активности без лестниц и ступенек, ассистирующие приспособления, помощь профессиональных медицинских сестер).

Так же применяют другие методики, психотерапия для воспоминаний.

Дефицитарное развитие. Пример — слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.

Бобат-концепция, или нейро-развивающая терапия (Neuro Developmental Treatment) на сегодняшний день уже широко известная во всём мире, после Второй мировой войны оказала существенное влияние на развитие принципов реабилитации при детском церебральном параличе.

В зависимости от полученных результатов обследования конкретного человека в данном виде терапии можно применять техники стимуляции и ингибирования.

Все упражнения применяются в соответствии с нейрофизиологическим развитием. Бобат-терапия может применяться как у детей с церебральными патологиями (ДЦП), так и у взрослых после инсультов (ОНМК).

В проведении Бобат-терапии широко используются гимнастические мячи, валики, качели и многие другие приспособления. Однако основное внимание уделяется предметам быта.

Сейчас Бобат-терапия наряду с методом Войты успешно применяется в комплексе восстановительных программ пациентов всех возрастных групп, имеющих проблемы с выполнением моторных функций вследствие нарушений центральной нервной регуляции работы опорно-двигательного аппарата.

Метод Войты базируется на теории, так называемой рефлекторной локомоции, позволяющей восстановить у лиц, страдающих нарушениями моторных функций, естественные модели движений благодаря активации двигательных рефлексов посредством ответа на стимулирование врождённых рефлексов и соблюдения определённых заданных исходных положений. Такой подход предполагает воздействие на уже имеющиеся на различных уровнях тела нервные связи, начиная от простейших функций центральной нервной системы и управления внутренними органами и скелетной мускулатурой и заканчивая наиболее высокими мозговыми структурами.

При этом осуществляется надавливание пальцами рук инструктора на определённые точки на теле пациента. Подобная стимуляции, выполняемая в тот момент, когда пациент находится в определённом положении, провоцирует вполне закономерную динамическую активность мышц, принадлежащих к конкретной группе, задействованной в процессе движения, а комплекс раздражителей даёт возможность активировать рефлективные модели именно в том первозданном виде, в котором они должны проявляться при абсолютно нормальной моторике сами по себе.

Искаженное развитие. Пример — аутизм.

Иппо́терапия— метод реабилитациипосредством лечебной верховой езды. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента. Лечебная верховая езда в целом оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, укрепляя его. Например, она передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и мягкое разогревающее (температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливают кровоток в конечностях. На шагу лошади — основном аллюре, применяющемся в иппотерапии — лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время верховой езды всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у пациента сДЦПв работу включаются мышцы, находящиеся в бездействии в обычной жизни. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у пациентов в том числе с нарушениемпсихикиразличной тяжести. Важно, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.

Дильфинотерапия.

Дизгармоничное развитие. Пример — психопатия, даун.

В процессе этого исследования был разработан тест «Основные двигательные навыки детей с синдромом Дауна», сокращенно – ОДН. Показатели уровня развития основных двигательных навыков ребенка, выявленные в результате использования этого теста, становятся точными ориентирами того, как именно следует помогать его дальнейшему двигательному развитию. План терапевтической помощи, который составляется на основе обследования с помощью ОДН-теста, позволяет не только специалисту, но и родителям эффективно содействовать развитию малыша. В 2000 году Петер Лаутеслагер защитил докторскую диссертацию в Утрехтском университете (Нидерланды).

Его ОДН-метод успешно используется в Голландии, Бельгии, Швейцарии, России, Румынии, Украине, Грузии и Болгарии.

Терапия психопатии осуществляется в периоды декомпенсации, динамики психопатии и проводится с использованием психотропных средств. Основным является подбор различных лекарств с учетом их элективного избирательного действия. Например, при декомпенсации истерической психопатии показаны неулептил (10-20 мг/сут), феназепам (3-5 мг/сут), финлепсин (200-600 мг/сут), пропазин (100-125 мг/сут).

При декомпенсации аффективных типов психопатии применяются антидепрессанты. В случаях гипотимии, субдепрессии —амитриптилин(75-100 мг/сут), лудиомил (75 мг/сут), пароксетин (10-20 мг/сут), ципрамил (20-40 мг/сут).

Соответственно при развитии гипоманиакальных фаз используется лепонекс (50-75 мг/сут), соли лития (900-1200 мг/сут) с контролем содержания лития в плазме крови, финлепсин (до 400-600 мг/сут), галоперидол в каплях (до 10-15 мг/сут).

При паранойяльной психопатии используются галоперидол, азалептин, рисполепт в комбинации с феназепамом, седуксеном, ксанаксом, транксеном и др.

Психотерапия ставит целью гармонизацию, упорядочение поведения, что позволяет использовать различные техники, а также групповую психотерапию.