Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в процессе освоения закреп­ленного в обществе способа их удовлетворения.) За этим способом всегда сто­ят нормы, регулирующие взаимоотношения люден в бытовых процессах и оп­ределяющие правила культуры поведения, общения. Техническую сторону бытовой деятельности составляет совокупность культурно-гигиенических на­выков, направленных на поддержание личной гигиены с помощью социально заданных средств и способов, регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня.

Развитие бытовой деятельности в младенчестве

С первого дня взрослый организует жизнь новорожденно­го, включая его в разнообразные бытовые процессы: купание, кормление, переодевание и прочее. Первым средством социаль­ной организации жизни малыша является режим дня. По опре­делению выдающегося педагога Н.М.Щелованова, это правиль­ное распределение во времени и правильная взаимопоследова- тельность удовлетворения основных физиологических потреб­ностей ребенка в сне, кормлении и активности. С момента рож­дения режим дня упорядочивает жизнь ребенка, придает его спонтанной активности определенную направленность. Для новорожденного не существует дня или ночи. Приучая его есть и спать в определенные часы, взрослый фиксирует специфичес­кий человеческий биоритм «сон-бодрствование». Малыш про­сыпается ко времени кормления и бодрствует некоторое время после приема пищи. Следует учитывать, что чем младше ребе­нок, тем в большей

степени его самочувствие, настроение, ак­тивность во время бодрствования зависят от того, своевремен­но ли он накормлен и хорошо ли поспал.

При ограниченной возможности младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнооб­разными стимулами — сенсорными, эмоциональными, удовле­творяя потребность в сенсомоторных впечатлениях, способст­вуют установлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирова­ние предметами. Таким образом, бытовые процессы обеспечи­вают переход ребенка к активному, все более содержательно­му бодрствованию и в то же время создают условия для разви­тия всех психических функций.

3 стр., 1102 слов

особенности формирования культурно-бытовых навыков детей младшего ...

... бытовых навыков детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: условия формирования культурно-бытовых навыков детей ... Томск: ТГУ, 2007. – 58с 3. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К.Ю, Белая. - М, ... поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание. Наши ...

Поэтому режим дня — не только основное оздоровительное, но и основное воспитательное мероприятие.

Определенный способ организации бытовых процессов, включение в них социальных предметов (соски, пеленки, ван­ночки, кроватки) перестраивает физиологические потребности ребенка, постепенно превращая их в социальные.

С первых дней жизни взрослый кормит ребенка в опреде­ленные часы. А с 3-4 недель приучает в одно и то же время есть, спать и бодрствовать. В этом возрасте малыш уже может при­нимать, хотя и небольшое, участие в кормлении, поддерживая бутылочку во время еды. В возрасте около 2 месяцев укрепляет­ся положительное отношение ребенка к приему пищи. Теперь младенец узнает бутылочку для кормления, подтягивает к ней головку, захватывает соску ртом. В 3 месяца развиваются уме­ния, которые позволяют младенцу более активно участвовать в кормлении. С 4 месяцев он уже захватывает руками бутылочку для кормления. В 4,5-6 мес. взрослый приучает малыша есть с ложки полугустую пищу, а с 5-6 мес. пить из чашки, которую держит взрослый. После 6 мес. укрепляется положительное от­ношение к приему разнообразной пищи. При виде ложки ма­лыш открывает рот, снимает пищу губами.

Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной).

В 6-7,5 мес. малыш во время кормления сидит, опираясь на руку взрослого, который его кормит, а с 7,5 мес. приучается, есть за высоким столом. В 7 мес. ребенок удерживает хлеб, сухарик, печенье в руке и ест их. В 9-10 мес. удерживает чашку при помо­щи взрослого. Если приучать ребенка к аккуратности, например, повязывать ему салфетку, стараться кормить так, чтобы не пачкать лицо и одежду малыша, поддерживать чистоту на сто­ле, то и малыш будет стремиться к аккуратности.

Во второй половине первого года жизни взрослый привле­кает ребенка к участию в одевании и раздевании, называя пред­меты и действия. В 8-9 мес. малыш (по просьбе взрослого) мо­жет лечь, сесть, поднять руку и прочее.

Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ребенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Подрастая, малыш приобретает все большую автономию от взрослого.

В прием пищи включается все большее число социальных пред­метов, а сама процедура усложняется, приближаясь к обществен­но принятому способу ее протекания. У малыша формируются предпосылки таких важных личностных качеств, как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте:

  • у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор­мируется специфический человеческий биоритм «сон-бодрствование»;
  • через усвоение культурного способа удовлетворения био­логических потребностей начинается процесс их очеловечивания;
  • выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей, и формируется положительное эмоциональное отно­шение к ним;
  • формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу);
  • закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми процессами.

Развитие бытовой деятельности в раннем детстве

Период раннего детства наиболее благоприятен для форми­рования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью — предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначе­ние предметов, в том числе и включенных

5 стр., 2430 слов

ССР: Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание ...

... только на ситуации, в которой находится ребенок, поведение ребенка детерминировано личностью. Мотивы, порождающие игровую деятельность: интерес к миру взрослых, к процессу игры, стремление к установлению ... мотивом игровой деятельности (знания о профессии врача воплощает в своей деятельности). Этот образ в сознании ребенка – совокупность сведений о взрослом. Изменения игровой деятельности от возраста ...

в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предмета­ми, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды — ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиени­ческих навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навы­ков в раннем детстве совпадает с основной линией психическо­го развития — становлением предметной деятельности, освое­нием действий с предметами.

Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему (в известных пределах) удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, по­скольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми малыш в раннем детстве не владеет. В раннем воз­расте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы.

Напомним, что навык — это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Он характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля. Для того чтобы у ре­бенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмеча­ет предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрос­лый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные дей­ствия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подстав­ляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие опе­раций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрос­лый предоставляет малышу большую самостоятельность, кон­тролируя выполнение операций и результат, а затем только ре­зультат. При формировании навыков ребенок учится удержи­вать цель деятельности, не отвлекаться.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, ... осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических ... это чувство, а на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое ...

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ма­лыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании ребенок, рас­сматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе быто­вого процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начи­нает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок. То есть у малыша формирует­ся потребность в чистоте и опрятности.

Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотен­ца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш скла­дывает одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом.

В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокой­но, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить «спасибо» после еды. Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду пе­ред сном — она помялась, стала некрасивой. В основном освое­ние правил происходит в ходе приучения, когда взрослый сис­тематически выдвигает требования и контролирует их выпол­нение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так на­выки превращаются в привычки — действия, выполнение кото­рых становится потребностью.

В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи.

Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:

бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка;

— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведе­ния;

  • формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
  • ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
  • у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккурат­ность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целе­устремленность).

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор­мируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваи­вается большинство культурно-гигиенических навыков. До­школьный возраст — это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.

2 стр., 963 слов

Физическое развитие в младенчестве. Врожденные формы психики ...

... и искать источник звука; он беспрестанно манипулирует всеми предметами, что попадаются под руку. Ребенок довольно быстро развивается и становится способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, ... таким младенческим способом. Он прислушивается и ищет источник звука. Ребенок беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с матерью и другими ...

Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятель­ности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внеш­ней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последователь­ность операций, условия их выполнения младшие дошкольни­ки еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необхо­димые для проведения бытового процесса, например для умы­вания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привле­кает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, пото­му что ее положительно оценивает взрослый.

Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес.).

  • Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?
  • Настя: Где мое полотенце?
  • Ваня: Там вот висит.
  • Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
  • Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
  • Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.

У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых проце­дур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть силь­ным».

Характерно, что дети среднего дошкольного возраста мо­гут описать в речи последовательность действий при выполне­нии бытового процесса и назвать необходимые для его выпол­нения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.

Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).

  • Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
  • Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, подо­двигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обраща­ется к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачи­вается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвига­ет чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)

В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требо­ваний взрослых. Старший дошкольник осознает, что для уста­новления взаимоотношений с другими детьми следует подчи­няться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохма­тым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверж­дает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя ... озабоченность, смущение, неуверенность; - поглаживание подбородка - момент принятия решения; - суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, троганье частей одежды...) - ...

Для старших дошкольников важное значение имеет каче­ственное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вы­мыть чисто.

Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).

  • Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!
  • Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рас­сматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чис­тые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)

Очень важно аргументировать любое требование взросло­го по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повы­шает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивирован­ные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требователь­ность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их зна­чимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна си­туация, когда сформированный навык может разрушиться.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культур­но-гигиенических навыков, совершенствуются способы выпол­нения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внеш­ний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устра­нять неполадки в своем внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина).

Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобож­дается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ре­бенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, само­стоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сфор­мированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэ­тому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например, в требова­нии взрослого или в понимании необходимости его выполне­ния, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... реализации принятого решения осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций удовлетворения, ...

Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, рассте­гивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, я тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящий­ся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно).

Как положил колготки! (Встряхива­ет колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.) Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых ста­ло потребностью. Необходимыми условиями формирования при­вычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культур­ного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. По­степенно возрастает сознательное отношение к своему поведе­нию и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импуль­сивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоя­тельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном воз­расте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:

  • формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
  • происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
  • изменяются и усложняются культурно-гигиенические на­выки, образуя системы поведения в быту;
  • складываются первые бытовые привычки;

— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические на­выки по собственной инициативе.

41