Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в процессе освоения закреп­ленного в обществе способа их удовлетворения.) За этим способом всегда сто­ят нормы, регулирующие взаимоотношения люден в бытовых процессах и оп­ределяющие правила культуры поведения, общения. Техническую сторону бытовой деятельности составляет совокупность культурно-гигиенических на­выков, направленных на поддержание личной гигиены с помощью социально заданных средств и способов, регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня.

Развитие бытовой деятельности в младенчестве

С первого дня взрослый организует жизнь новорожденно­го, включая его в разнообразные бытовые процессы: купание, кормление, переодевание и прочее. Первым средством социаль­ной организации жизни малыша является режим дня. По опре­делению выдающегося педагога Н.М.Щелованова, это правиль­ное распределение во времени и правильная взаимопоследова- тельность удовлетворения основных физиологических потреб­ностей ребенка в сне, кормлении и активности. С момента рож­дения режим дня упорядочивает жизнь ребенка, придает его спонтанной активности определенную направленность. Для новорожденного не существует дня или ночи. Приучая его есть и спать в определенные часы, взрослый фиксирует специфичес­кий человеческий биоритм «сон-бодрствование». Малыш про­сыпается ко времени кормления и бодрствует некоторое время после приема пищи. Следует учитывать, что чем младше ребе­нок, тем в большей

степени его самочувствие, настроение, ак­тивность во время бодрствования зависят от того, своевремен­но ли он накормлен и хорошо ли поспал.

При ограниченной возможности младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнооб­разными стимулами — сенсорными, эмоциональными, удовле­творяя потребность в сенсомоторных впечатлениях, способст­вуют установлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирова­ние предметами. Таким образом, бытовые процессы обеспечи­вают переход ребенка к активному, все более содержательно­му бодрствованию и в то же время создают условия для разви­тия всех психических функций.

3 стр., 1102 слов

особенности формирования культурно-бытовых навыков детей младшего дошкольного возраста.

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 5 1.1 Проблема воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в педагогике и психологии 5 1.2 Особенности овладения культурно-гигиеническими навыками 8 1.3 Особенности формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте ...

Поэтому режим дня — не только основное оздоровительное, но и основное воспитательное мероприятие.

Определенный способ организации бытовых процессов, включение в них социальных предметов (соски, пеленки, ван­ночки, кроватки) перестраивает физиологические потребности ребенка, постепенно превращая их в социальные.

С первых дней жизни взрослый кормит ребенка в опреде­ленные часы. А с 3-4 недель приучает в одно и то же время есть, спать и бодрствовать. В этом возрасте малыш уже может при­нимать, хотя и небольшое, участие в кормлении, поддерживая бутылочку во время еды. В возрасте около 2 месяцев укрепляет­ся положительное отношение ребенка к приему пищи. Теперь младенец узнает бутылочку для кормления, подтягивает к ней головку, захватывает соску ртом. В 3 месяца развиваются уме­ния, которые позволяют младенцу более активно участвовать в кормлении. С 4 месяцев он уже захватывает руками бутылочку для кормления. В 4,5-6 мес. взрослый приучает малыша есть с ложки полугустую пищу, а с 5-6 мес. пить из чашки, которую держит взрослый. После 6 мес. укрепляется положительное от­ношение к приему разнообразной пищи. При виде ложки ма­лыш открывает рот, снимает пищу губами.

Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной).

В 6-7,5 мес. малыш во время кормления сидит, опираясь на руку взрослого, который его кормит, а с 7,5 мес. приучается, есть за высоким столом. В 7 мес. ребенок удерживает хлеб, сухарик, печенье в руке и ест их. В 9-10 мес. удерживает чашку при помо­щи взрослого. Если приучать ребенка к аккуратности, например, повязывать ему салфетку, стараться кормить так, чтобы не пачкать лицо и одежду малыша, поддерживать чистоту на сто­ле, то и малыш будет стремиться к аккуратности.

Во второй половине первого года жизни взрослый привле­кает ребенка к участию в одевании и раздевании, называя пред­меты и действия. В 8-9 мес. малыш (по просьбе взрослого) мо­жет лечь, сесть, поднять руку и прочее.

13 стр., 6201 слов

Как общаться с ребенком раннего возраста

... малыша взрослым нужно, прежде всего, знать особенности психики детей раннего возраста, во многом определяющие их поведение. Особенности психики ребенка раннего возраста. Одной из характерных особенностей поведения ребенка в этом возрасте ...

Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ребенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Подрастая, малыш приобретает все большую автономию от взрослого.

В прием пищи включается все большее число социальных пред­метов, а сама процедура усложняется, приближаясь к обществен­но принятому способу ее протекания. У малыша формируются предпосылки таких важных личностных качеств, как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте:

  • у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор­мируется специфический человеческий биоритм «сон-бодрствование»;
  • через усвоение культурного способа удовлетворения био­логических потребностей начинается процесс их очеловечивания;
  • выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей, и формируется положительное эмоциональное отно­шение к ним;
  • формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу);
  • закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми процессами.

Развитие бытовой деятельности в раннем детстве

Период раннего детства наиболее благоприятен для форми­рования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью — предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначе­ние предметов, в том числе и включенных

в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предмета­ми, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды — ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиени­ческих навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навы­ков в раннем детстве совпадает с основной линией психическо­го развития — становлением предметной деятельности, освое­нием действий с предметами.

Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему (в известных пределах) удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, по­скольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми малыш в раннем детстве не владеет. В раннем воз­расте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Напомним, что навык — это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Он характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля. Для того чтобы у ре­бенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмеча­ет предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрос­лый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные дей­ствия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подстав­ляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие опе­раций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрос­лый предоставляет малышу большую самостоятельность, кон­тролируя выполнение операций и результат, а затем только ре­зультат. При формировании навыков ребенок учится удержи­вать цель деятельности, не отвлекаться.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ма­лыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании ребенок, рас­сматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе быто­вого процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начи­нает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок. То есть у малыша формирует­ся потребность в чистоте и опрятности.

25 стр., 12227 слов

Подготовка руки ребёнка к письму

Подготовка руки ребёнка к письму План Введение Раздел 1. Теоретические основы нарушений письма. 1. Исторический аспект нарушений письменной речи. 2. Особенности развития письма у дошкольников. 3. Развитие мелкой моторики ведущей руки у детей. Раздел 2. Методические рекомендации к подготовке руки ребёнка к письму. 1. Методики помощи в овладении навыком письма. 2. Система работы по развитию мелкой ...

Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотен­ца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш скла­дывает одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом.

В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокой­но, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить «спасибо» после еды. Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду пе­ред сном — она помялась, стала некрасивой. В основном освое­ние правил происходит в ходе приучения, когда взрослый сис­тематически выдвигает требования и контролирует их выпол­нение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так на­выки превращаются в привычки — действия, выполнение кото­рых становится потребностью.

В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи.

Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:

бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка;

14 стр., 6773 слов

Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Развитие творческого воображения в изодеятельности детей дошкольного возраста План Введение Глава 1. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 1.1 Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте 1.2 Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения Глава 2. Экспериментальные исследования развития ...

— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведе­ния;

  • формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
  • ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
  • у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккурат­ность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целе­устремленность).

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор­мируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваи­вается большинство культурно-гигиенических навыков. До­школьный возраст — это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.

Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятель­ности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внеш­ней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последователь­ность операций, условия их выполнения младшие дошкольни­ки еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необхо­димые для проведения бытового процесса, например для умы­вания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привле­кает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, пото­му что ее положительно оценивает взрослый.

Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес.).

  • Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?
  • Настя: Где мое полотенце?
  • Ваня: Там вот висит.
  • Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
  • Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
  • Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.

У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых проце­дур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть силь­ным».

6 стр., 2936 слов

Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности и управленческом общении

Введение Актуальность данной работы заключается в том, что руководителям и подчиненным в своей работе приходится ежедневно работать друг с другом и при этом каждый обладает своими психологическими особенностями. Для достижения наибольшей эффективности работы с людьми, и, вследствие, организации в целом, важно знать и учитывать особенности деятельности, общения и взаимоотношений, в соответствии с ...

Характерно, что дети среднего дошкольного возраста мо­гут описать в речи последовательность действий при выполне­нии бытового процесса и назвать необходимые для его выпол­нения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.

Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).

  • Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
  • Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, подо­двигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обраща­ется к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачи­вается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвига­ет чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)

В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требо­ваний взрослых. Старший дошкольник осознает, что для уста­новления взаимоотношений с другими детьми следует подчи­няться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохма­тым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверж­дает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).

Для старших дошкольников важное значение имеет каче­ственное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вы­мыть чисто.

Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).

  • Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!
  • Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рас­сматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чис­тые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)

Очень важно аргументировать любое требование взросло­го по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повы­шает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивирован­ные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требователь­ность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их зна­чимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна си­туация, когда сформированный навык может разрушиться.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культур­но-гигиенических навыков, совершенствуются способы выпол­нения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внеш­ний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устра­нять неполадки в своем внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина).

Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобож­дается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ре­бенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, само­стоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сфор­мированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэ­тому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например, в требова­нии взрослого или в понимании необходимости его выполне­ния, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года).

Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, рассте­гивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, я тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящий­ся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно).

Как положил колготки! (Встряхива­ет колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.) Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых ста­ло потребностью. Необходимыми условиями формирования при­вычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культур­ного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. По­степенно возрастает сознательное отношение к своему поведе­нию и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импуль­сивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоя­тельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном воз­расте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:

  • формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
  • происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
  • изменяются и усложняются культурно-гигиенические на­выки, образуя системы поведения в быту;
  • складываются первые бытовые привычки;

— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические на­выки по собственной инициативе.

41