Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, ЧПК2

Содержание

1. Принципы, задачи и содержание воспитания и обучения детей с нарушенным слухом 3

2. Картотека игр и упражнений для детей с нарушенным зрением 6

4. Обзор адаптированной программы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (УО) 17

5. Задачи и содержание работы по развитию речи в дошкольных учреждениях компенсирующего вида (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) 17

6. Методика работы по развитию фонематического слуха в дошкольных учреждениях компенсирующего вида на этапе неречевых звуков 24

7. Арт-терапия – нетрадиционный метод коррекционно-педагогической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников 26

8. Описание дидактического материала для обеспечения работы по: уточнению и активизации словаря; увеличения количественного и качественного состава словаря. 26

10. Описание дидактического материала по развитию артикуляционной моторики 36

Список используемой литературы 39

1. Принципы, задачи и содержание воспитания и обучения детей с нарушенным слухом

Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся недостатков.

Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха направлена на преодоление социальной не­достаточности, социализацию ребенка. Ребенку с нарушенным слухом следует обеспечить целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, что означает возможность ориентировки ребенка в предметах, природе, общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.

18 стр., 8732 слов

1)Предмет, разделы и категории специальной психологии и коррекционной педагогики как наук, изучающих детей с нарушенным развитием

... развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения. 2)Понятие нарушенным ... дифференцированного подхода в определении содержания и методов работы; укрепление социальной позиции личности ребенка с комплексными нарушениями ... трудовой адаптации и профориентации; социальной помощи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, ...

2. Картотека игр и упражнений для детей с нарушенным зрением

Процессы познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов. Однако притом не все они в полной мере задействованы. Особенно это относится к осязанию, которое спонтанно развивается недостаточно. Слабовидящие дети так же, как и незрячие, нуждаются в развитии осязания и мелкой моторики рук и пальцев. Целью таких занятий является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.

Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.

3. Методы развития познавательной деятельности дошкольников с ЗПР

Задержка психического развития — наиболее распространенная психическая проблема среди детей. Зачастую ЗПР не является заболеванием и характеризуется лишь небольшим отставанием ребенка в развитии. В отличие от олигофрении, где психическое, в первую очередь интеллектуальное, развитие имеет выраженный и главное — необратимый характер, при задержке психического развития речь, прежде всего, идет о замедлении темпа психического онтогенеза. Кроме того, в отличие от олигофрении, при задержке психического развития нередко доминируют явления не интеллектуального, а эмоционального дизонтогенеза — психического (нередко психофизического) инфантилизма.

Задержка психического развития или ЗПР есть нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения

7. Арт-терапия – нетрадиционный метод коррекционно-педагогической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников

Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику.

Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д.

В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Виды арт-терапии для дошкольников: Изотерапия, Цветотерапия. Песочная терапия, Фототерапия, Игротерапия, Музыкотерапия, Вокалотерапия, Сказкотерапия, Танцевально-двигательная терапия

………….

Список используемой литературы

1. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми: логопедическое пособие / А.И. Богомолова — СПб.: ТОО «Издательство «Библиополис», 2014. — 208 с

2. Григоренко Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. — М., 2013.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — 2-е изд., перераб. — М., 2010.

3 стр., 1354 слов

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Туманова, Филичева, Чиркина Характеристика детей с I уровнем развития речи Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для ...

4. Колягина В. Г. Арт-терапевтические методы психокоррекционной работы по нормализации эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи [Электронный ресурс] //Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. №2.

5. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностики речевых нарушений/ Под. ред. Чиркиной Г.В. — М., 2013

6. Павлова И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).

— М.: Буки-Веди, 2012. — С. 212-215.

7. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2013