Предмет — социально- психологические условия успешного обучения и развития

Лысова

1. Понятие психолого-педагогического сопровождения.Объект, предмет, цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

ППС – это система проф.деятельности психолога, направленная на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации образовательного процесса.

Объект — обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации образовательного процесса.

Предмет — социально- психологические условия успешного обучения и развития.

Цель – обеспечение развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте

Задачи:

  1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка
  2. Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.(учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушение эмоционально – волевой сферы, проблемы взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями.)
  3. Психологическое обеспечение образовательных программ
  4. Развитие психолого – педагогической компитенции учащихся

2. Принципы организации психолого-педагогического сопровождения.

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников.
  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.;
  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов. Работа с основными и вторичными отклонениями в развитии.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
  • Социальной адекватности
  • Создание воспитательной среды

3. Службы системного сопровождения: региональные, местные, межшкольные и внутришкольные ППМС-центры; городские и районные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК); логопункты; центры диагностики, коррекции и реабилитации. Их характеристика.

4 стр., 1805 слов

Дети «группы риска»: теоретический аспект проблемы .Категории ...

... сопровождения существует возможность оказания практической помощи детям группы риска. На данном этапе нами использовались такие методы исследования: изучение и анализ социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме ... Проблема «трудных» учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. ... социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со ...

Региональные, местные, межшкольные и школьные ППМС – центры.

  1. Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения(далееППМС) – это структурное подразделение образовательного учреждения. Она создается для оказания помощи обучающимся (воспитанникам), имеющим трудности в усвоении образовательных программ, проблемы психологической, социальной адаптации, проблемы медицинского и юридического характера. Основнаяцель службы ППМС— сопровождения: координация усилий и действий всех участников образовательного процесса с целью оказания помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития.
  2. Основными задачами службы ППМС – сопровождения в ОУ являются:
  • оказание помощи обучающимся (воспитанникам), испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
  • осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям, родителям (законным представителям), педагогам;
  • профилактика аддиктивного и девиантного поведения детей и подростков;
  • разработка и профессиональное сопровождение специалистами ППМС – службы комплексных, личностно-ориентированных коррекционных и реабилитационных программ для обучающихся (воспитанников).
  1. Основными направлениями деятельности службы ППМС – сопровождения в ОУ являются:
  • организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников), состоянием их соматического и психического здоровья;
  • диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей и подростков;
  • организация коррекционно — развивающего и компенсирующего обучения;
  • проведение комплекса лечебно – оздоровительных мероприятий;
  • оказание помощи обучающимся в профориентации, социально – трудовой адаптации;
  • работа с обучающимися (воспитанниками) «группы риска».

      В качестве специалистов сопровождения развития ребенка в ППМС – центрах и в образовательном учреждении выступают – социальные педагоги (социальные работники), педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинские работники (даже не объединенные в службу).

3 стр., 1136 слов

Черепанова Психологическая помощь детям, пережившим психологическую травму

... а также овладеть приемами групповой психологической работы. К другому направлению оказания психологической помощи относится использование специальных средств реабилитации. Мне довелось просматривать английский каталог ... психолога: для большей открытости лучше, чтобы он был одного пола с ребенком. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто (особенно в семье) воспринимают себя неспособными ...

Социальные и медицинские службы (приюты, социальные гостиницы и другие учреждения), психолого-педагогические центры, реализующие специализированные коррекционно-развивающие программы в системе социального обеспечения населения, являются основными партнерами служб и центров сопровождения.

Городские и районные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК);

Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.

Основные задачи медико-психолого-педагогиченской консультации

 

1.   Своевременное выявление и комплексное диагностическое обследование детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в физическом, умственном, эмоциональном и личностном развитии, с целью оказания им коррекционной помощи.

2.   Разработка и осуществление медико-психолого-педагогической программы помощи детям и предупреждения возникновения отклонений в физическом и психическом развитии.

3.   Разработка индивидуальных рекомендаций по организации коррекционно-развивающего воздействия, специального обучения и воспитания в семье, образовательном учреждении, учреждениях здравоохранения и социальной защиты.

4.   Оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам по проблемам коррекционной и развивающей работы с детьми.

5.   Отслеживание динамики развития ребенка и уточнение ранее данных ПМПК рекомендаций, в связи с изменением состояния ребенка, переводом его из одного типа учреждения в другой.

6.   Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного изучения особенностей их развития.

7.   Методическое руководство и оказание помощи педагогам специальных образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

8.   Учет обследованных детей и внесение в органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты предложений по развитию сети коррекционно-развивающих учреждений и организации услуг для детей с отклонениями в развитии.

18 стр., 8956 слов

Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического ...

... О.С. Газман, А.В. Мудрик и др.), посвященных развитию детей дошкольного возраста. В современной российской науке психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях М.Р. Битяновой, Э.Ф. Зеера, ... как необходимая составная часть дошкольного образования. Её предметом выступает комплексная помощь в образовательном процессе, которую оказывают ребёнку различные специалисты (педагоги- ...

ЛОГОПУНКТЫ

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

1. Логопункт при ДОУ организуется для оказания практической помощи детям дошкольного возраста с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Основными задачами логопункта являются: — осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста; — предупреждение нарушений устной и письменной речи; — развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; — пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих); — воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде; — совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника; — возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи. 3. На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

Центры диагностики, коррекции и реабилитации

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

  • Оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации.
  • Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
  • Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), населению и педагогическим работникам образовательных учреждений. Основными направлениями деятельности Центра являются:
  • Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
  • Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
  • Консультирование (в том числе анонимное) детей, родителей (законных представителей), педагогических работников и оказание помощи в решении конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде.
  • Создание детям и подросткам условий для восстановления обучаемости.
  • Выявление и коррекция нарушений социальной адаптации, девиантных форм поведения у детей и подростков. Основными формами реализации направлений деятельности Центра являются: -Психолого-медико-педагогическая консультация. -Логопедический пункт.
  • -Психолого-медико –педагогический консилиум.

4. Индивидуальный уровень сопровождения: внутренний (в классе — учителем или специальным педагогом или внешними специалистами) и внешний (центрами и службами сопровождения для школы).

Карта индивидуального сопровождения заводится на каждого ученика в момент его первого знакомства со школой и пополняется данными диагностики, проводимой на определенных этапах обучения. Однако карту сопровождения нельзя рассматривать только лишь как «копилку информации» о ребенке. Если  ученик нуждается в индивидуальной программе сопровождения, то сама программа и мониторинг ее эффективности найдут свое отражение в карте.

11 стр., 5329 слов

Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

... службы (Р.В. Овчарова), психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса (М.Р. Битянова), соотнесение деятельности педагога-психолога с инновационной деятельностью школы рассматривается не ... развитию одаренных детей; оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. [4] . Психологическая диагностика: изучение личностных особенностей участников ...

Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.

Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

1) проведение квалифицированной  диагностики сути проблемы, ее истории и  потенциальных носителей;

2)  информационный поиск  методов и ресурсов, которые могут помочь  решить проблему;

3) обсуждение  возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми  и  выбор наиболее  целесообразного  пути решения;

4) оказание  первичной  помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах  реализации плана действий.

Этапы процесса индивидуального сопровождения:

— диагностика сущности проблемы;

— построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей;

— реализация программы;

— анализ качества программы индивидуального сопровождения.

ВНЕШНЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Направления работ по сопровождению:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
  • экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

5.Идеи психолого- педагогического сопровождения

1. следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза

2. Создание условий для самостоятельного творческого усвоения детьми системы отношений, а так же для совершений ребенком личнозначимых вопросов.

3.Цель сопровождения: создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условий для его максимального в данной ситуации личного развития и обучения.

4. психологическое сопровождения ребенка осуществляется через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия.

6 стр., 2802 слов

Особенности развития и становления драматургии 60-90-х годов

... работать по-иному и зачастую объективно не могут круто изменить стиль своей деятельности. Как бы ни были привлекательны (особенно на первый взгляд) и необходимы деяния ...

Таким образом, сопровождение представляет собой деятельность направленную на создание условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде. Для этого психолог с одной стороны должен знать систему психолого – педагогических требований к обучению, поведению и психологическому развитию школьника, с другой особенности самого школьника, которые определяются как психолого – педагогически статус школьника.

6.Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде.

Основные блоки ППС ребенка:

1.Социальные особенности среды развития, обучения, воспитания (материальное обеспечение, социальный статус в группе сверстников. Наличие близких друзей)

2.Особенности познавательной деятельности (показатели уровня развития важнейших когнетивных процессов)

3.Особенности мотивационно – личностной сферы (сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, наличие или отсутствие противоречивых мотивов, особенности личностных свойств)

4. Особенности отношения ребенка к миру и самому себе (отношения: со сверстниками , в семье, со значимыми взрослыми, к учебной деятельности, к себе)

5. Особенности поведения ребенка в ситуации внутришкольных взаимодействий (особенности поведения и общения, обусловленные психодиагностическими свойствами нервной системы:медлительность, импульсивность; поведенческие особенности, свидетельствующие о социально – психологической дезадоптации )

Значение изучения ППС ребенка заключается в том, что позволяет рассмотреть состояние важнейших психических сфер ребенка в соотношении с нормой возрастного развития, требованиями к познавательной деятельности, поведению, общению, опредленным моральным нормам

7. Психолого — педагогические требования к содержанию статуса ребенка

ППТ – это аспекты обучения , поведения и общения и общения , но котором осуществляется вся система предметного обучения и общения в рамках школьной среды, которые являются важнейшими условиями успешного школьного обучения и развитии в школьном возрасте.

Содержание статуса ребенка: 1.Познавательная сфера

-.Произвольность психических процессов

-Развитие мышления

-Сформированность важнейших учебных действий

— Развитие речи

Развитие тонкой моторики

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

2. Особенности поведения и общения школьников

Взаимодействие со сверстниками

— Взаимодействие с педагогами

Соблюдение социальных и этических норм

Поведенческая само регуляция

Активность и независимость

12 стр., 5746 слов

Особенности развития коммуникативной деятельности детей с общим ...

... недоразвития речи; коммуникативный недоразвитие речь ребенок 3) изучить особенности развития коммуникативной деятельности детей с ОНР. Методы: анализ психолого-педагогической литературы. Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативной деятельности детей с ОНР 1.1 Характеристика общего ...

3.Особенности мотивационной сферы

Наличие и характер учебной мотивации

— Устойчивое эмоциональное состояние

4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

Отношение к значимой деятельности

— Отношения со сверстниками

— отношение к себе

8. Принципы построения психодиагностической деятельности психолога

Диагностическая работа психолога должна строиться с опорой на основы психолого – педагогические принципы, раскрытые в трудах Л.С. Выготского , Лурия, Лубовского.

1.Пр комплексного подхода (изучение всеми специалистами)

2. пр. системного подхода (определение структуры дефекта)

3.Пр. единства качественного и количественного анализа обследования

4. ПР. структурно – динамического подхода (в соответствии с возрастными нормативными особенностями обучаемости воспитанника)

5.ПР деятельностного подхода (в подборе и реализации диагностического метода, с учетом возрастных особенностей)

6. Пр. ранней диагностики отклонений в развитии (Стребелева впервые предложила помощь на ранних этапах)

7. Пр. единства диагностики и коррекции

Т.О определяя цели и задачи изучения ребенка, отбирая диагностические методики специалисту необходимо знать общие и специфические закономерности ребенка с ОВЗ, онтогенез, формирование ВНФ, основные этапы формирования личности, психологические особенности детей с отклонением в развитии. Все это поможет определить индивидуальные образовательные потребности ребенка и в соответствии с ними разработать индивидуальную программу его психологического сопровождения.

9. Характеристика системы диагностической деятельности психолога.

1. опора на нормативно – правовые документы

2. технологии диагностики исследования должны быть выстроины на научной основе.

3. следование этическим нормам

4. оценивать не только уровень актуального, но и зону ближайшего развития

5. диагностика не должна лишь опираться на уровень изучения ЗУНов, а важно выявить каким способом они освоены ребенком.

6. отдавать предпочтение кретериально адоптированным методикам, которые предполагают качественно – количественный анализ достижения ребенка

7. диагностические методики должны обладать прогностичностью, развивающим потенциалом, быть многофункциональной, легкой в обработке и однозначной в оценке полученных данных.

10. Первая психодиагностическая схема — диагностический минимум.

Задача: выявление детей с определенными трудностями (обучения, общения).

Это комплексное психолого – педагогическое обследование всех детей опредленной параллели, позволяющее проводить данное обследование в 1, 4, 8 и в выпускных классах.И выявлять особенности когнетивной, эмоционально – волевой и личностной сферы всех детей параллели.

Способы получения информации:

— структурированное наблюдение детей

— психологическое обследование детей

— экспертные опросы педагогов и родителей

— анализ документации (медицинской, педагогической)

В результате по итогам диагностического минимума заполняется психолого – педагогическая карта по тем же параметрам, что и психолого – педагогический статус ребенка. Во многих случаях на этом этапе обследования определить суть и и происхождение существующих трудностей, требуемые более детального обследования.

22 стр., 10869 слов

Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

... и развития профессионального сознания будущего психолога; Объектом данного исследования стало профессиональное сознание будущего психолога. Предмет – становление и развитие профессионального развития будущего психолога. В ... обязательные для человека определенного возраста, способы и формы достижения социально приветствуемых результатов. В процессе профессионализации все эти моменты находятся ...

Т,О диагностический минимум служит важнейшим механизмом запускающим реализацию двух других схем психодиагностики в отношении детей с определенными проблемами обучения и развития.

11. Вторая диагностическая схема — первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития школьника.

Задача: ответить на вопрос связана ли проблема с клиникой. При выявлении умственного дефект психолог выполняет социально – диспетчерскую функцию

Социально-диспетчерская деятельность

Этот вид деятельности направлен на то, чтобы обеспечить получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, которая выходит за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетентности практического психолога в образовании. Для реализации диспетчерских функций в распоряжении психолога необходимо должен быть  достоверный банк данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги. К  сожалению, эти социально-психологические службы еще не входят в единую систему социально-психологической поддержки народного образования, и обращение  к психологу чаще приходится выстраивать на основе личных связей.

12. Третья диагностическая схема — углубленное психологическое обследование ребенка

При наличии проблем развития и обучения при сохранном интеллекте, проводится углубленное обследование личности школьника. Она представляет с собой деятельность психолога по отношению к детям с внутренним психологическим конфликтом , для понимания которого необходима доп диагностика. С проблемами в познавательной сфере, в рамках возрастной нормы умственного развития. В отношении каждого такого ребенка необходимо выдвинуть гипотезу о происхождении и причинах выявленных трудностях.

Методики: внутренний конфликт методики рено Жиля, цветовой тест отношений, рисуночные методики

13. Принципы отбора диагностических средств для проведения скрининговых обследований и характеристика методик диагностического минимума. Психологическая диагностика в самом общем виде понимается как отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей.   \

Цель данного мероприятия – выделение  детей, у которых  осложненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий. Никаких других психодиагностических исследований психолог в первом классе не проводит.  Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Цель – мониторинг уровня и специфики актуального развития, определение групп детей, требующих индивидуального образовательного маршрута, предоставление диагностической информации учителю и заместителю директора по начальной школе для обеспечения учебно-воспитательного процесса.  Ежегодно цели каждого психодиагностического минимума согласовываются с администрацией школы. К числу изучаемых явлений относятся:  1)    особенности развития интеллектуальной сферы каждого школьника; 2)    мотивация учения;  3)    личностные особенности (самооценка, уровень агрессивности,  тревожности);  4)    внутригрупповые процессы в классах. Рекомендуются следующие методы исследования:  1) методика диагностики общих интеллектуальных способностей детей 6-12 лет; 2) прогрессивные матрицы Д .Равена; 3) методика диагностики мотивации Шляхто,  Ратановой; 4) социометрическое исследование; 5) проективные рисуночные тесты («Рисунок несуществующего животного», «Моя школа» или «Моя учительница»); 6) наблюдение на уроке.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... Дидро, В.Г.Плеханов, Д.И. Писарев, Э.В. Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. ... систематизирован материал по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что подобранные методики и методический ...

При выборе методик исследования целесообразно ориентироваться на наличие  в них,  кроме  количественной,  еще и дифференциально-уровневой оценки.   В задачи исследования прежде всего входит выявление   групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных  и воспитательных  усилиях педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов  и  других специалистов.

14. Углубленное диагностическое обследование и характеристика его методик