Предмет — социально- психологические условия успешного обучения и развития

Лысова

1. Понятие психолого-педагогического сопровождения.Объект, предмет, цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

ППС – это система проф.деятельности психолога, направленная на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации образовательного процесса.

Объект — обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации образовательного процесса.

Предмет — социально- психологические условия успешного обучения и развития.

Цель – обеспечение развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте

Задачи:

  1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка
  2. Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.(учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушение эмоционально – волевой сферы, проблемы взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями.)
  3. Психологическое обеспечение образовательных программ
  4. Развитие психолого – педагогической компитенции учащихся

2. Принципы организации психолого-педагогического сопровождения.

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников.
  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.;
  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов. Работа с основными и вторичными отклонениями в развитии.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
  • Социальной адекватности
  • Создание воспитательной среды

3. Службы системного сопровождения: региональные, местные, межшкольные и внутришкольные ППМС-центры; городские и районные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК); логопункты; центры диагностики, коррекции и реабилитации. Их характеристика.

9 стр., 4182 слов

Основные аспекты принципа развития в психологии

... стимулировал поиск решений, позволяющих покончить с "зоологизацией" психологии, сосредоточиться на уникально человеческом в психическом устройстве личности. 2. Из истории применения принципа развития в психологии Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей ...

Региональные, местные, межшкольные и школьные ППМС – центры.

  1. Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения(далееППМС) – это структурное подразделение образовательного учреждения. Она создается для оказания помощи обучающимся (воспитанникам), имеющим трудности в усвоении образовательных программ, проблемы психологической, социальной адаптации, проблемы медицинского и юридического характера. Основнаяцель службы ППМС— сопровождения: координация усилий и действий всех участников образовательного процесса с целью оказания помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития.
  2. Основными задачами службы ППМС – сопровождения в ОУ являются:
  • оказание помощи обучающимся (воспитанникам), испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
  • осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям, родителям (законным представителям), педагогам;
  • профилактика аддиктивного и девиантного поведения детей и подростков;
  • разработка и профессиональное сопровождение специалистами ППМС – службы комплексных, личностно-ориентированных коррекционных и реабилитационных программ для обучающихся (воспитанников).
  1. Основными направлениями деятельности службы ППМС – сопровождения в ОУ являются:
  • организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников), состоянием их соматического и психического здоровья;
  • диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей и подростков;
  • организация коррекционно — развивающего и компенсирующего обучения;
  • проведение комплекса лечебно – оздоровительных мероприятий;
  • оказание помощи обучающимся в профориентации, социально – трудовой адаптации;
  • работа с обучающимися (воспитанниками) «группы риска».

      В качестве специалистов сопровождения развития ребенка в ППМС – центрах и в образовательном учреждении выступают – социальные педагоги (социальные работники), педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинские работники (даже не объединенные в службу).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... проектирование (Вудворд, Томсон). размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и ... проектная группа (создается на базе линейно-функциональной структуры) для решения определенной проблемы, когда цель достигнута, члены проектной группы возвращаются в функциональные подразделения. Недостаток: ...

Социальные и медицинские службы (приюты, социальные гостиницы и другие учреждения), психолого-педагогические центры, реализующие специализированные коррекционно-развивающие программы в системе социального обеспечения населения, являются основными партнерами служб и центров сопровождения.

Городские и районные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК);

Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.

Основные задачи медико-психолого-педагогиченской консультации

 

1.   Своевременное выявление и комплексное диагностическое обследование детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в физическом, умственном, эмоциональном и личностном развитии, с целью оказания им коррекционной помощи.

2.   Разработка и осуществление медико-психолого-педагогической программы помощи детям и предупреждения возникновения отклонений в физическом и психическом развитии.

3.   Разработка индивидуальных рекомендаций по организации коррекционно-развивающего воздействия, специального обучения и воспитания в семье, образовательном учреждении, учреждениях здравоохранения и социальной защиты.

4.   Оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам по проблемам коррекционной и развивающей работы с детьми.

5.   Отслеживание динамики развития ребенка и уточнение ранее данных ПМПК рекомендаций, в связи с изменением состояния ребенка, переводом его из одного типа учреждения в другой.

6.   Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного изучения особенностей их развития.

7.   Методическое руководство и оказание помощи педагогам специальных образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

8.   Учет обследованных детей и внесение в органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты предложений по развитию сети коррекционно-развивающих учреждений и организации услуг для детей с отклонениями в развитии.

ЛОГОПУНКТЫ

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

1. Логопункт при ДОУ организуется для оказания практической помощи детям дошкольного возраста с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

18 стр., 8956 слов

Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического ...

... путей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии ...

2. Основными задачами логопункта являются: — осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста; — предупреждение нарушений устной и письменной речи; — развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; — пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих); — воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде; — совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника; — возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи. 3. На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

Центры диагностики, коррекции и реабилитации

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

  • Оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации.
  • Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
  • Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), населению и педагогическим работникам образовательных учреждений. Основными направлениями деятельности Центра являются:
  • Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
  • Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
  • Консультирование (в том числе анонимное) детей, родителей (законных представителей), педагогических работников и оказание помощи в решении конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде.
  • Создание детям и подросткам условий для восстановления обучаемости.
  • Выявление и коррекция нарушений социальной адаптации, девиантных форм поведения у детей и подростков. Основными формами реализации направлений деятельности Центра являются: -Психолого-медико-педагогическая консультация. -Логопедический пункт.
  • -Психолого-медико –педагогический консилиум.

4. Индивидуальный уровень сопровождения: внутренний (в классе — учителем или специальным педагогом или внешними специалистами) и внешний (центрами и службами сопровождения для школы).

Карта индивидуального сопровождения заводится на каждого ученика в момент его первого знакомства со школой и пополняется данными диагностики, проводимой на определенных этапах обучения. Однако карту сопровождения нельзя рассматривать только лишь как «копилку информации» о ребенке. Если  ученик нуждается в индивидуальной программе сопровождения, то сама программа и мониторинг ее эффективности найдут свое отражение в карте.

Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.

21 стр., 10162 слов

Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических ...

... виду потребности, связанные со следующими особенностями развития ребенка:   ·        Индивидуальная структура развития (особенности отклонении и резерв­ных возможностей ... при ее оказании» нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями»; ·        ...

Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

1) проведение квалифицированной  диагностики сути проблемы, ее истории и  потенциальных носителей;

2)  информационный поиск  методов и ресурсов, которые могут помочь  решить проблему;

3) обсуждение  возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми  и  выбор наиболее  целесообразного  пути решения;

4) оказание  первичной  помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах  реализации плана действий.

Этапы процесса индивидуального сопровождения:

— диагностика сущности проблемы;

— построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей;

— реализация программы;

— анализ качества программы индивидуального сопровождения.

ВНЕШНЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Направления работ по сопровождению:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
  • экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

5.Идеи психолого- педагогического сопровождения

1. следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза

2. Создание условий для самостоятельного творческого усвоения детьми системы отношений, а так же для совершений ребенком личнозначимых вопросов.

3.Цель сопровождения: создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условий для его максимального в данной ситуации личного развития и обучения.

4. психологическое сопровождения ребенка осуществляется через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия.

Таким образом, сопровождение представляет собой деятельность направленную на создание условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде. Для этого психолог с одной стороны должен знать систему психолого – педагогических требований к обучению, поведению и психологическому развитию школьника, с другой особенности самого школьника, которые определяются как психолого – педагогически статус школьника.

6 стр., 2802 слов

Особенности развития и становления драматургии 60-90-х годов

... умеют работать по-иному и зачастую объективно не могут круто изменить стиль своей деятельности. Как бы ни были привлекательны (особенно на первый взгляд) и необходимы деяния ...

6.Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде.

Основные блоки ППС ребенка:

1.Социальные особенности среды развития, обучения, воспитания (материальное обеспечение, социальный статус в группе сверстников. Наличие близких друзей)

2.Особенности познавательной деятельности (показатели уровня развития важнейших когнетивных процессов)

3.Особенности мотивационно – личностной сферы (сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, наличие или отсутствие противоречивых мотивов, особенности личностных свойств)

4. Особенности отношения ребенка к миру и самому себе (отношения: со сверстниками , в семье, со значимыми взрослыми, к учебной деятельности, к себе)

5. Особенности поведения ребенка в ситуации внутришкольных взаимодействий (особенности поведения и общения, обусловленные психодиагностическими свойствами нервной системы:медлительность, импульсивность; поведенческие особенности, свидетельствующие о социально – психологической дезадоптации )

Значение изучения ППС ребенка заключается в том, что позволяет рассмотреть состояние важнейших психических сфер ребенка в соотношении с нормой возрастного развития, требованиями к познавательной деятельности, поведению, общению, опредленным моральным нормам

7. Психолого — педагогические требования к содержанию статуса ребенка

ППТ – это аспекты обучения , поведения и общения и общения , но котором осуществляется вся система предметного обучения и общения в рамках школьной среды, которые являются важнейшими условиями успешного школьного обучения и развитии в школьном возрасте.

Содержание статуса ребенка: 1.Познавательная сфера

-.Произвольность психических процессов

-Развитие мышления

-Сформированность важнейших учебных действий

— Развитие речи

Развитие тонкой моторики

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

2. Особенности поведения и общения школьников

Взаимодействие со сверстниками

— Взаимодействие с педагогами

Соблюдение социальных и этических норм

Поведенческая само регуляция

Активность и независимость

3.Особенности мотивационной сферы

Наличие и характер учебной мотивации

— Устойчивое эмоциональное состояние

4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

Отношение к значимой деятельности

— Отношения со сверстниками

11 стр., 5249 слов

Особенности высшей нервной деятельности

... структуры ТИМ исходить из параметров основных свойств нервной системы, характеризующих особенности деятельности мозга. Степень выраженности процессов возбуждения не только оказывает позитивное или ... говоря обеспечивают существование организма. Целью работы явилось выявление основных особенностей высшей нервной деятельности ВНД у лиц с разными типами информационного метаболизма, отличающихся ...

— отношение к себе

8. Принципы построения психодиагностической деятельности психолога

Диагностическая работа психолога должна строиться с опорой на основы психолого – педагогические принципы, раскрытые в трудах Л.С. Выготского , Лурия, Лубовского.

1.Пр комплексного подхода (изучение всеми специалистами)

2. пр. системного подхода (определение структуры дефекта)

3.Пр. единства качественного и количественного анализа обследования

4. ПР. структурно – динамического подхода (в соответствии с возрастными нормативными особенностями обучаемости воспитанника)

5.ПР деятельностного подхода (в подборе и реализации диагностического метода, с учетом возрастных особенностей)

6. Пр. ранней диагностики отклонений в развитии (Стребелева впервые предложила помощь на ранних этапах)

7. Пр. единства диагностики и коррекции

Т.О определяя цели и задачи изучения ребенка, отбирая диагностические методики специалисту необходимо знать общие и специфические закономерности ребенка с ОВЗ, онтогенез, формирование ВНФ, основные этапы формирования личности, психологические особенности детей с отклонением в развитии. Все это поможет определить индивидуальные образовательные потребности ребенка и в соответствии с ними разработать индивидуальную программу его психологического сопровождения.

9. Характеристика системы диагностической деятельности психолога.

1. опора на нормативно – правовые документы

2. технологии диагностики исследования должны быть выстроины на научной основе.

3. следование этическим нормам

4. оценивать не только уровень актуального, но и зону ближайшего развития

5. диагностика не должна лишь опираться на уровень изучения ЗУНов, а важно выявить каким способом они освоены ребенком.

6. отдавать предпочтение кретериально адоптированным методикам, которые предполагают качественно – количественный анализ достижения ребенка

7. диагностические методики должны обладать прогностичностью, развивающим потенциалом, быть многофункциональной, легкой в обработке и однозначной в оценке полученных данных.

10. Первая психодиагностическая схема — диагностический минимум.

Задача: выявление детей с определенными трудностями (обучения, общения).

Это комплексное психолого – педагогическое обследование всех детей опредленной параллели, позволяющее проводить данное обследование в 1, 4, 8 и в выпускных классах.И выявлять особенности когнетивной, эмоционально – волевой и личностной сферы всех детей параллели.

Способы получения информации:

— структурированное наблюдение детей

— психологическое обследование детей

— экспертные опросы педагогов и родителей

— анализ документации (медицинской, педагогической)

В результате по итогам диагностического минимума заполняется психолого – педагогическая карта по тем же параметрам, что и психолого – педагогический статус ребенка. Во многих случаях на этом этапе обследования определить суть и и происхождение существующих трудностей, требуемые более детального обследования.

Т,О диагностический минимум служит важнейшим механизмом запускающим реализацию двух других схем психодиагностики в отношении детей с определенными проблемами обучения и развития.

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...

... человека, как предпосылки развития личности Личность – человек, взятый в системе таких его психологических характери-стик, которые социально обусловлены, проявляются в ... или иные особенности деятельности человека, вовлечение ребенка в игру или учебу будут казаться исходящими либо из ... самого ребенка, либо из его непосред-ственного социального окружения. Они могут ...

11. Вторая диагностическая схема — первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития школьника.

Задача: ответить на вопрос связана ли проблема с клиникой. При выявлении умственного дефект психолог выполняет социально – диспетчерскую функцию

Социально-диспетчерская деятельность

Этот вид деятельности направлен на то, чтобы обеспечить получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, которая выходит за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетентности практического психолога в образовании. Для реализации диспетчерских функций в распоряжении психолога необходимо должен быть  достоверный банк данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги. К  сожалению, эти социально-психологические службы еще не входят в единую систему социально-психологической поддержки народного образования, и обращение  к психологу чаще приходится выстраивать на основе личных связей.

12. Третья диагностическая схема — углубленное психологическое обследование ребенка

При наличии проблем развития и обучения при сохранном интеллекте, проводится углубленное обследование личности школьника. Она представляет с собой деятельность психолога по отношению к детям с внутренним психологическим конфликтом , для понимания которого необходима доп диагностика. С проблемами в познавательной сфере, в рамках возрастной нормы умственного развития. В отношении каждого такого ребенка необходимо выдвинуть гипотезу о происхождении и причинах выявленных трудностях.

Методики: внутренний конфликт методики рено Жиля, цветовой тест отношений, рисуночные методики

13. Принципы отбора диагностических средств для проведения скрининговых обследований и характеристика методик диагностического минимума. Психологическая диагностика в самом общем виде понимается как отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей.   \

Цель данного мероприятия – выделение  детей, у которых  осложненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий. Никаких других психодиагностических исследований психолог в первом классе не проводит.  Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Цель – мониторинг уровня и специфики актуального развития, определение групп детей, требующих индивидуального образовательного маршрута, предоставление диагностической информации учителю и заместителю директора по начальной школе для обеспечения учебно-воспитательного процесса.  Ежегодно цели каждого психодиагностического минимума согласовываются с администрацией школы. К числу изучаемых явлений относятся:  1)    особенности развития интеллектуальной сферы каждого школьника; 2)    мотивация учения;  3)    личностные особенности (самооценка, уровень агрессивности,  тревожности);  4)    внутригрупповые процессы в классах. Рекомендуются следующие методы исследования:  1) методика диагностики общих интеллектуальных способностей детей 6-12 лет; 2) прогрессивные матрицы Д .Равена; 3) методика диагностики мотивации Шляхто,  Ратановой; 4) социометрическое исследование; 5) проективные рисуночные тесты («Рисунок несуществующего животного», «Моя школа» или «Моя учительница»); 6) наблюдение на уроке.

21 стр., 10075 слов

Речевое и психомоторное развитие детей раннего возраста

... является одним из ключевых в жизни и во многом определяет будущее психологическое развитие ребенка. В этом возрасте происходят наиболее интенсивные процессы созревания морфологических структур и ... трудом, так как нарушает его привычный образ жизни. Основой умственного развития в раннем детстве являются еще формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Несмотря ...

При выборе методик исследования целесообразно ориентироваться на наличие  в них,  кроме  количественной,  еще и дифференциально-уровневой оценки.   В задачи исследования прежде всего входит выявление   групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных  и воспитательных  усилиях педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов  и  других специалистов.

14. Углубленное диагностическое обследование и характеристика его методик