Понятие, цели, задачи, принципы адаптивного физического воспитания.
Понятие адаптивной физической культуры.
Адаптивная физическая культура – это отрасль физической культуры, изучающая влияние средств физического воспитания и спорта на способность организма лиц с ограниченными возможностями приспосабливаться к изменившимся условиям существования.
Предметом Адаптивной физической культуры является развитие двигательных, физических и интеллектуальных способностей, коррекция и компенсация нарушенных функций, укрепление здоровья и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями через занятия физической культурой и спортом.
Объект – дети и взрослые, имеющие отклонения в развитии и состоянии здоровья постоянного или временного характера и нуждающиеся в создании особых условий для адаптации.
Цель Адаптивной физической культуры – создание условий для социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями через занятия адаптивным физическим воспитанием и спортом.
Адаптивное физическое воспитание является базовым видом адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание – это педагогически управляемый процесс, имеющий коррекционный и компенсирующий характер, организованный с учетом особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и обеспечивающий условия для их психо-физического развития и социальной адаптации.
Терминология АФВ.
Адаптация – результат достижения соответствия морфо-функционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда. В АФВ в качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а её структурной единицей является физические упражнения. Однако, выполнение упражнения возможно только при достаточном развитии двигательной функции.
Двигательная функция – это функция, обеспечивающая эффективное взаимодействие человека со средой через движение, путем преодоления её сопротивления приспособлением к условиям выживания. В свою очередь, двигательная функция формируется как результат двигательного развития, которое обеспечивается наличием достаточной двигательной активности.
Профессиональная подготовка, психологическая природа и закономерности ...
... определение психологических условий становления личности студента при обучении в ВУЗе. Объект исследования - личность учителя-профессионала физической культуры и личность студента факультета физической культуры. Предмет ... и учащимися путем прямой и обратной связи); воспитательно-развивающую функцию, являющуюся предпосылкой единства воспитания, обучения и развития (управление перцептивными, ...
Двигательная активность – это способ существования инвалида, постоянно лимитирующий его возможности во всех сферах жизнедеятельности.
Двигательное развитие – это результат формирования адекватной двигательной базы для обеспечения нормальной двигательной активности.
У различных категорий инвалидов уровень двигательной активности обусловлен особенностями наличия компенсаторных приспособлений.
Компенсаторные приспособления – это адаптационная реакция организма на повреждения, выражающаяся в заместительных механизмах, формирующихся в сохранных функциях и системах. Диапазон и качество компенсаторных возможностей отражаются в показателях моторного профиля.
Моторный профиль – это показатели уровня двигательных возможностей, проявляющихся в особенностях освоения различных двигательных действий.
Двигательные способности – это объем движений, который может выполнить инвалид в единицу времени без использования дополнительных вспомогательных устройств и посторонней помощи.
Двигательные возможности нельзя оценивать без учета «Зоны ближайшего развития» в двигательном плане, определяемой как «двигательные способности».
Двигательные возможности – это объем двигательных действий, которые могут быть выполнены инвалидом при условии создания специальных компенсирующих механизмов и коррегирующих воздействий.
Чтобы разработать адекватную двигательным способностям и учитывающую двигательные возможности программу адаптивного физического воспитания необходимо создать представление о двигательной базе занимающегося.
Двигательная база – это объем соответствующих возрастной норме двигательных действий, которые инвалид способен освоить к данному возрасту.
Умение пользоваться специфической терминологией адаптивного физического воспитания создаёт условия для понимания структуры организации педагогического процесса коррекции и компенсации существующих отклонений средствами АФК
Цель адаптивного физического воспитания – коррекция и компенсация двигательных особенностей, формирование адекватной возрастной норме двигательной базы, расширение двигательных возможностей, создание предпосылок для всестороннего развития лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.
Задачи адаптивного физического воспитания.
В адаптивном физическом воспитании следует рассматривать образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи
К образовательным задачам АФВ относятся те, которые направлены на формирование, закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых инвалиду.
Образовательные задачи:
- Формирование понятия о здоровом образе жизни
- Формирование навыков здорового образа жизни
- Формирование представления о структуре собственного тела и его двигательных возможностях
- Формирования понятия физической культуры как феномена общей культуры человека
- Формирование адекватной возрасту двигательной базы
Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя:
Доклад — Психология формирования двигательных навыков
... ситуации. Формирование умений высшего порядка. Ученик научается изменять детали действия для достижения лучшего результата в изменившихся условиях действия. Т. о., высшим уровнем владения двигательным умением ... на фоне упроченного навыка снова могут появиться напряжения ненужных мышечных групп. Формирование навыка происходит нелинейно: успешное продвижение чередуется с периодами остановок и даже ...
- физическое оздоровление;
- создание условий для правильного физического развития;
- закаливание;
- коррекцию особенностей соматического состояния (коррекция акта дыхания, нарушений сердечно-сосудистой системы).
- Формирование положительных компенсаций
- Коррекция дефектов развития
Воспитательные задачи предполагают выработку определённых характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т.д.), обеспечивают стимуляцию психического развития и формирование личности инвалида. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.
Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и мнением о невозможности их полноценного приспособления к самостоятельной жизни.
В АФВ инвалидов выявляется ряд специальных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение, но тесно взаимосвязаных:
- Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной двигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков.
- Формирование компенсаций. Задача предполагает создание определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможности формирования позы и наличие базовых двигательных навыков (при отсутствии конечности, недостаточном её развитии или деформации и т.д.).
- Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия.
- Адаптация – задача развития основных физических качеств, формирование компенсаторных механизмов переносимости физической нагрузки.
- Интеграция – создание условий для эффективного взаимодействия с социумом.
Положения адаптивного физического воспитания
Содержание дифференциально-интегрального подхода в организации педагогической системы АФВ составляют следующие положения:
- В основе педагогической системы коррекции должен быть положен принцип соотношения сроков начала развития двигательной сферы (… их смещения относительно возрастной нормы) с результатом особенностей характера компенсаторного формирования.
- Объективная оценка функционального состояния организма инвалида и резервных возможностей его функциональных систем (ЦНС, ССС, дыхательной, мышечной и т.д.)
- Воздействие системы педагогических факторов (средства, методы, формы организации занятий физическими упражнениями, полная структура физической нагрузки – мощность объём, направленность, время однократного воздействия физической нагрузки, интервал отдыха, характер отдыха) в коррекционном процессе должно быть направлено локально на восстанавливаемую двигательную функцию или развиваемую функциональную систему организма. В связи с этим объём применяемых физических нагрузок должен быть объективно оптимальным.
- Интегральный эффект от коррекции двигательной сферы инвалидов и развитии их адаптационных возможностей дожжен быть только результатом суммы функциональных оптимумов лимитирующих систем, достигнутых дифференциальным воздействием системы педагогических факторов.
Общие дидактические принципы
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...
... детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования системы знаний о растениях детей старшего дошкольного возраста. Педагогической гипотезой исследования ... Дидактическая игра как основной метод формирования системы экологических знаний о растительном мире…………………….36 Глава II. Формирование системы экологических знаний о растительном мире у детей ...
Принцип сознательности и активности.
Сущность этого принципа заключается в подготовке к сознательному и активному использованию физических упражнений в жизни человека с нарушениями в развитии. Важной стороной АФВ является формирование понимания цели и пользы занятий физическими упражнениями, осознания жизненной потребности в них, стимулирования мотивов этой деятельности.
Для этого в практической работе нужно соблюдать следующие требования:
- Объяснять назначение каждого нового физического упражнения.
- Приспосабливать техники изучаемых упражнений к реальным возможностям занимающихся, с опорой на сохранные функции.
- Оказывать внимание каждому ученику, оценивать, поощрять даже малейшие успехи занимающихся.
- Формировать умения анализировать свои мышечные ощущения.
- Основывать обучение на личном примере, быть оптимистичным и показывать профессиональную компетентность.
Принцип доступности.
Принцип требует соблюдения следующих правил:
- знать возрастные особенности занимающихся;
- изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся;
- соблюдать правила («от известного к неизвестному», «от лёгкого к трудному» и др.).
Принцип наглядности.
Этот принцип имеет большое значение при изучении новых физических упражнений. Наглядность в процессе обучения обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией отдельных упражнений или техники отдельных элементов возможно в более совершенном исполнении. Специфичным содержанием принципа наглядности при обучении физическим упражнениям является создание у занимающихся точных и полных представлений об изучаемых движениях.
Чтобы обеспечить наглядность в обучении, следует руководствоваться следующими правилами:
— определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;
— организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;
— применяя средства наглядности, учитывать предыдущий двигательный опыт и знание занимающимися физических упражнений;
Понятие и основные характеристики физических упражнений
... характеристики физических упражнений. 2. Рассмотреть классификацию физических упражнений. 3. Рассмотреть вспомогательные средства физического воспитания. I. Физические упражнения Понятие и основные характеристики физических упражнений Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Под физическими упражнениями понимаются двигательные ...
— заранее продумать активное и сознательное восприятие нового учебного материала;
— использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у занимающихся.
Принцип систематичности.
Формирование двигательных навыков у инвалидов происходит в соответствии с закономерностями условно-рефлекторной деятельности. Известно, что условные рефлексы носят характер временных связей. Они угасают или даже совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденные перерывы в занятиях, как и недостаточная дозировка (повторность) упражнений в каждом из них, нежелательны, так как занимающиеся теряют способность чётко выполнять отдельные двигательные действия, хуже согласовывают их, утрачивают так называемое мышечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности.
Но подготовка занимающихся инвалидов не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Она представляет сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам.
Принцип прочности.
Прочность отдельных навыков играет важную роль в дальнейшем изучении новых видов двигательной деятельности, когда вследствие ряда обстоятельств недостаточно упроченный навык расстраивается, возникают условия формирования двигательных ошибок. Необходимыми условиями выработки прочного навыка являются: сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется); многократное систематическое повторение освоенного материала (благодаря чему создаются предпосылки для более эффективного усвоения новых упражнений, для сохранения силы, гибкости, быстроты и выносливости), так называемое попутное повторение.
Для реализации в АФВ принципа прочности следует руководствоваться следующими правилами:
— не переходить к изучению новых упражнений, пока не будет основательно изучен текущий материал;
— включать в занятия ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;
— повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;
— систематически вести учёт успеваемости и оценивать достижения занимающихся, проводить нормативные и разрядные испытания, соревнования и выступления.
Принцип дифференциально-интегральных оптимумов.
От латинского — optimum – наилучшее.
Следовательно, оптимумы в АФК – это совокупность наиболее благоприятных условий для возможно более полной реализации нарушенных функций.
Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях, должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния нервно-мышечной системы инвалидов. Знание закономерностей функционирования нервно-мышечной системы в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных локальных и интегральных физических нагрузок.
Особенности подбора упражнений для развития двигательных действий ...
... развитие двигательных возможностей, под которыми понимается комплекс морфофункциональных особенностей организма, физических качеств, двигательных ... развития физических качеств [19]. Двигательные способности, по В.И. Ляху [12], - это индивидуальные особенности, определяющие двигательные возможности. О способностях судят по достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо деятельности. ...
Эффективность применения педагогических факторов оптимального уровня воздействия реализуется в двух основных педагогических аспектах:
1-й аспект – компоненты физической нагрузки;
2-й аспект – качественные изменения в результате оптимальной мощности педагогических факторов
С учётом вертикального роста оптимальных морфологических и функциональных сдвигов в организме занимающихся физическими упражнениями можно определить четыре метода:
— метод оптимального сочетания максимальной и околомаксимальной мощности и полного объёма повторений;
— метод оптимального сочетания субмаксимальной мощности и среднего, а также малого объёма повторений;
— метод оптимального сочетания большой и средней мощности и соответственно большого и субмаксимального объёма повторений;
— метод оптимального сочетания малой мощности и максимального объёма повторений;
Механизм работы дифференциально-интегральных оптимумов.
1) Оптимальный уровень воздействия силы физических нагрузок различного содержания и воздействия.
2) Формирование фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие функционального потенциала.
3) Качественные изменения в организме человека.
Через развитие системы основных двигательных качеств формируется интегральный эффект в достижении функционального резерва организма.
Таким образом, применение физических нагрузок различного содержания в профилактических, коррекционных и тренировочных целях двигательной сферы инвалидов должно реализовываться специалистом на основе руководства следующими закономерностями:
— глубокое знание функционального состояния нервно-мышечной системы инвалидов;
— физические нагрузки различного характера, применяемые локально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы инвалидов, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными, с учётом функционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов;
— вертикальный рост коррекционного эффекта двигательной сферы инвалидов должен строиться только при наличии объективного методического обеспечения в форме горизонтально расположенных дифференциальных оптимумов, реализация которых в перспективе обеспечивает формирование интегрального эффекта в двигательной подготовке инвалидов (А.В. Царик, 2000).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... подготовки, важнейшим показателем которой является музыкально-творческое развитие. Под музыкально-творческим развитием человека подразумевается сочетание его музыкально-творческих способностей, ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Специальные методические принципы
Принцип диагностирования
Диагностирование предполагает учёт основного дефекта, качественного своеобразия его структуры, времени поражения, медицинского прогноза, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учёт сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений развития.
Реализация этого принципа в адаптивном физическом воспитании предполагает систематический контроль за антропометрическими показателями, уровнем двигательной подготовленности, динамикой развития физических качеств и координационных способностей, являющихся объектом коррекции и развития (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 2000).
Принцип дифференциации и индивидуализации
Дифференцированный подход в АФВ означает объединение занимающихся в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия, формирующая типологические группы, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения уроков адаптивного физического воспитания нужна более тонкая дифференциация учащихся, которую осуществляет учитель адаптивного физического воспитания (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 2000).
Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса
Этот принцип является ведущим в адаптивном физическом воспитании. Его суть заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей с аномальным развитием, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, 2000).
Коррекционно-развивающая направленность занятий по адаптивному физическому воспитанию обеспечивает полноценное физическое развитие, повышает произвольную двигательную активность, восстанавливает и совершенствует психофизические способности, оказывает профилактику и предупреждает развитие вторичных отклонений у детей с нарушениями развития.
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий
Адаптивное физическое воспитание занимает особое положение в системе коррекционно-воспитательной работы, поскольку физическое состояние и двигательные возможности ребёнка с аномальным развитием во многом определяют его общую дееспособность в обучении и в труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития (Е.С. Черник, 1997).
Компенсация – это возмещение недоразвитых, утраченных или нарушенных функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций (В.М. Мозговой, 2003).
Описание принципов коррекционно-развивающего обучения
... реализуются с опорой на основные линии развития ребенка. Основными линиями развития принято считать: физическое, социально-нравственное, познавательное и речевое, эстетическое развитие. 1.2. Особенности принципов коррекционно-развивающего обучения Итак, целью проведения ...
Педагогический смысл принципа компенсаторной направленности состоит в том, чтобы специальным подбором физических упражнений, методов и методических приёмов стимулировать компенсаторные процессы в повреждённых органах и системах, создавая со временем устойчивую, долговременную компенсацию (Ф.З. Меерсон, 1993).
Принцип учёта возрастных особенностей
Процесс адаптивного физического воспитания, направленный на всестороннее развитие личности каждого ребёнка, должен опираться на следующие закономерности: единство генетического хода развития, максимальное использование сенситивных периодов развития, учёт зоны ближайшего развития.
При нарушении развития в организме происходит сбой в центральных регуляторных механизмах, который видоизменяет процесс физического и психического развития. Однако, ребёнок с нарушениями в развитии, проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый ребёнок. Различия заключаются лишь в темпах физического и психического развития, конечном результате и способах его достижения. Однако, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития был максимально приближен к норме (А.А. Катаева, Е.А. Стребелёва, 1998).
Коррекционно-развивающее обучение в процессе АФВ тесно связано также с учётом сенситивных периодов развития. Л.С. Выготский показал, что в развитии ребёнка есть периоды, в которых данный процесс, данная функция формируются наиболее быстро и, что главное, полноценно. Ни в какой другой период добиться такой полноценности уже не удаётся. Эти периоды он назвал сенситивными, т.е. чувствительными к развитию определённой функции, процесса, деятельности.