Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.

Объектом исследования является организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования: изучить организацию физкультурно-оздоровительной работы детей

1. Определить уровень развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста 11

2. Исследовать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников

3. Разработать методику проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста

4. Проанализировать методики занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы

 

 

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

Современная педагогическая наука рассматривает процесс обучения как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка. Образование, воспитание и развитие личности — основные функции обучения, тесно взаимосвязаны.

3 стр., 1104 слов

направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного ...

... способы в практике воспитания и обучения детей. 1. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью Одним из ... наиболее важных периодов в развитии человека является дошкольный возраст. Это связано ...

В процессе различных форм физического воспитания дети получают знания, у них формируются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитываются положительные нравственные и волевые черты характера.

Содержание обучения в дошкольных учреждениях является «Программа воспитания и обучения в детском саду».

В процессе обучения воспитатель передает детям социальный опыт овладения разнообразными двигательными действиями, направленными на их развитие и совершенствование. Усвоения новых двигательных действий требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое двигательное задание для ребенка является определенным противоречием относительно реального уровня развития движений (умений и навыков, которые уже сформированы в ней).

Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития. Во время выполнения физических упражнений происходят глубокие изменения в деятельности мышц, центральной нервной системы и всех внутренних органов, способствует улучшению здоровья и физического развития детей. [4]

Общее укрепление здоровья тесно связано с повышением физической работоспособности организма, которая проявляется в увеличении силы, повышении скорости и выносливости. Таким образом, в процессе обучения двигательным действиям решается задача у детей разных возрастных групп.

Обучение двигательных действий предусматривает сообщение детям определенных знаний по физической культуре, в частности правил подвижных игр, рациональных способов выполнения движений. Ориентирование в сложных игровых ситуациях, умение анализировать технику физических упражнений положительно влияет на умственное развитие ребенка. Реализация учебных задач органично связана с воспитательными задачами. Понятие о воспитательном характере обучения является одной из основных закономерностей физического воспитания.

Известный российский ученый П.Ф. Лесгафт рассматривал физические упражнения как действенные средства воздействия на психику человека, на его личность в целом. Выполняя физические упражнения и участвуя в подвижных играх дети получают представление о моральных нормах поведения и положительные поступки (о честности, общительность, взаимопомощь и др.), Систематическое вправление в них развивает у детей волевые качества (смелость, настойчивость, решительность и др.).[3]

Эмоциональная насыщенность большинства физических упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребенка. Обучение физических упражнений осуществляется преимущественно в коллективных формах работы (занятия, утренняя гимнастика и др.), где у детей воспитывается чувство коллективизма, дисциплинированности, организованности.

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, развиваются умственные способности, воспитываются положительные нравственные и волевые качества. Все это в тесной взаимосвязи осуществляет комплексное воздействие на формирование всесторонне развитой личности.

13 стр., 6406 слов

Совершенствование процесса адаптивного физического воспитания ...

... средства, повышающие уровень физической подготовленности. Цель исследования: совершенствование процесса адаптивного физического воспитания детей и подростков с нарушениями ... материала, так и движения. Поэтому каждое физическое упражнение, речитатив, указание требуют многократного повторения, ... из 1000 детей имеют интеллектуальную недостаточность и нуждаются в специальном обучении (Ф.А. Самсонов, ...

Принципы обучения

Педагогический процесс обучения основных движений и развитие двигательных качеств осуществляется на основе реализации дидактических принципов, где выражены объективные закономерности, определяющие систему требований к организации, содержания и методики обучения.

Методика обучения двигательным действиям является частью общей дидактики, она содержит те же принципы обучения, и общая дидактика. Однако содержательная сторона каждого принципа и пути его реализации имеют свою специфику.

Принципам обучения двигательным действиям являются: принцип воспитывающего характера обучения, принципы сознания и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и последовательности, прочности.

Эти принципы дидактики имеют тесную взаимосвязь и составляют единую систему обучения, которая реализуется в процессе физического воспитания в дошкольном учреждении. [2]

Принцип воспитывающего характера обучения. Этот принцип отражает необходимость обеспечить в процессе физического воспитания создания наиболее благоприятных условий для формирования нравственных и волевых черт характера как основы повседневного поведения детей. Специфика влияния различных организационных форм физической культуры на воспитание нравственных и волевых качеств заключается в том, что для достижения определенного успеха в. выполнении физических упражнений дети проявляют настойчивость, дисциплинированность, умение мобилизовать свои физические и духовные силы.

В процессе обучения двигательным действиям детей преобладает коллективная деятельность. В этой совместной практической деятельности ребенок проявляет чувство дружбы и товарищества к своим сверстникам, приучаясь к соблюдению правил поведения в соответствии с моральными нормами. При выполнении различных упражнений ребенок проявляет волевые усилия, чтобы преодолеть чувство неуверенности, иногда страха (выполняя прыжки, упражнения из равновесия, лазания по гимнастической стенке и др.).

Вследствие многократных повторений названных упражнений у детей воспитываются смелость, решительность, настойчивость.

Для того чтобы обеспечить нравственное воспитание детей в процессе обучения физическим упражнениям, педагог должен видеть и умело использовать как в учебном материале, так и в методах обучения значительные потенциальные возможности воспитательного воздействия средств физической культуры на личность ребенка. Педагог воспитывает детей также своим примером. Справедливость, доброжелательность, человечность, принципиальность в отношении к детям — главные условия организации всего учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Поэтому надо помнить, что соблюдение требований педагогической этики, умение организовать и поддерживать хорошие взаимоотношения в группе во время проведения занятий, подвижных игр, утренней гимнастики в значительной степени способствует воспитанию положительных моральных и волевых черт характера ребенка. [9]

6 стр., 2507 слов

Методика обучения дошкольников общеразвивающим упражнениям

... упражнения, амплитуда движения, комбинация двигательных действий. В общеразвивающих упражнениях для детей дошкольного ... детей для выполнения общеразвивающих упражнений. .Раздача пособий. .Способы подачи упражнений. .Контроль в ходе выполнения детьми упражнений. На первом этапе обучения дети ... детьми общеразвивающие упражнения принято группировать по принципу комплекса. Комплекс - это подбор упражнений, ...

Принцип сознания и активности предусматривает взаимосвязь педагогического руководства процессом физического воспитания с сознанием и активной двигательной деятельностью детей. Научную разработку этого принципа дал П.Ф. Лесгафт, который предлагал в педагогической деятельности по физическому воспитанию формировать у детей умение с наименьшей затратой физических сил и за наименьший промежуток времени сознательно делать самую физическую работу.

Во время учебы физических упражнений ребенок должен представлять способ выполнения двигательного действия, знать основные требования к его техники, осознавать (в старшем дошкольном возрасте), с какой целью это движение изучается и каково его практическое применение. Существенное значение при этом имеет систематическая оценка воспитателем движений, которые выполняются ребенком, и поощрения достижения определенных результатов овладения ими. Важным фактором, который обусловливает активность детей, есть заинтересованность их в упражнениях, которые предлагаются. Подбор интересных и доступных для детей физических упражнений, применение имитационных и игровых задач способствуют развитию интереса у ребенка к упражнениям, которые изучаются. Малыши с удовольствием прыгают как «зайчики»; идут по бревну, как по «мостику через реку» и др. Физические упражнения по своей природе органически связаны с чувством радости, бодрости и других положительных эмоций.

При правильном и эмоциональном проведении занятий влияние этого фактора усиливается и может стать одним из важных моментов в пробуждении и развитии интереса у детей к физическим упражнениям. Для активизации группы нужно, чтобы во время занятий все дети были заняты выполнением движений. [11]

Принцип наглядности. Обучение двигательным действиям начинается с чувственной стороны — «живого созерцания». Образ движения изучаемого формируется у ребенка с участием органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц и др. Дополняя друг друга, чувство создают комплексное и более четкое представление о упражнение, изучается. К.Д. Ушинский утверждал, что наглядное обучение соответствует психологическим особенностям детей, мыслящих формами, звуками, красками, ощущениями. Формирование зрительного образа осуществляется различными методами: показ упражнения, демонстрации рисунков, диапозитивов и др.

Особое значение для дошкольников имеет связь чувственного образа и образного слова. По механизму условно-рефлекторных связей оно может вызвать те действия, которые вызывают чувственные раздражители (И.П. Павлов, Л.А. Орбели и др.).

Однако слово приобретает такое значение в том случае, если опирается на двигательный опыт детей. Чем меньше возраст ребенка, тем беднее ее двигательный опыт и тем большее место занимают методы наглядности.

Детям 3-6 лет свойственно предметное, образное мышление. Поэтому с распространением двигательного опыта старших дошкольников роль слова как средства опосредованной наглядности значительно увеличивается. Этим детям следует с помощью доходчивых, образных объяснений органично связывать наглядность с осмыслением сути двигательных действия изучаемых их назначения, правил выполнения и др. [7]

9 стр., 4491 слов

Сенситивные периоды развития двигательных качеств

... проанализировать теоретический материал о сенситивных периодах развития двигательных качеств в различных видах спорта. Объект исследования - ... В течение всего периода занятия физическими упражнениями преподаватель должен оказывать разностороннее воздействие на ... биологическими и физиологическими особенностями развития человека. Практика показывает, что физические качества ребенка можно развивать на ...

Для ориентировки во времени и фиксации момента своевременного выполнения какого-либо элемента движения, а также для урегулирования темпа и ритма используются звуковые сигналы. С целью уточнения или исправления какой-либо ошибки в выполнении двигательного действия может быть использован кожный анализатор (например, прикосновение рукой к спине ребенка, чтобы она ниже наклонялась, и др.).

Таким образом, наглядность как дидактический принцип, который реализуется в процессе формирования двигательной подготовленности детей, следует понимать в широком смысле. Комплексное использование различных средств и методов наглядности (показ упражнений, имитация, наглядные пособия, зрительные, звуковые ориентиры и др.) Облегчают опосредованное восприятие движений, изучаемых и способствуют более быстрому овладению ими.

Принцип доступности и индивидуализации. Процесс формирования двигательных навыков и развитие физических качеств осуществляются с учетом возрастных и половых особенностей, состояния здоровья ребенка и его двигательной подготовленности. Успешная реализация этого принципа обусловливает оздоровительный эффект педагогического процесса, направленного на укрепление здоровья, улучшение физического развития и формирования двигательной подготовленности ребенка. Необходимость соблюдения этого принципа связана с тем, что физические упражнения, воздействуя на жизненно важные функции организма, могут иметь негативные последствия при значительной физической нагрузке, не учитывают анатомо-физиологических особенностей ребенка. Доступность физических упражнений зависит от двигательной подготовленности ребенка и объективных трудностей, присущих каждому из движений, изучаемых (координационная сложность, интенсивность и др.).

Доступность не означает преднамеренное ограничение нагрузок во время выполнения физических упражнений.

В процессе физического воспитания пределы доступного меняются. При повышении тренированности организма увеличиваются требования, предъявляемые к дошкольников в процессе обучения упражнениям и развития в них двигательных качеств. Формирование новых умений и навыков происходит на основе ранее усвоенных движений. Поэтому педагогические правила «от известного к неизвестному», от «усвоенного в неосвоенного» требуют распределения программного материала таким образом, чтобы содержание каждого предыдущего занятия подводил детей к усвоению новых упражнений на следующем занятии. соответствии с индивидуальными особенностями организма ребенка.

Принцип систематичности и последовательности. Реализация данного принципа предполагает использование комплекса организационных форм и средств физической культуры при решении задач по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Этот принцип отражает также общую тенденцию педагогических требований, которые ставятся перед детьми в процессе занятий по физической культуре, которые предусматривают выполнение ими все более сложных двигательных задач, постепенное увеличение объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Принцип прочности. Одной из основных задач учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении являются полученные детьми прочные знания, умения и навыки, которые могут быть применены ими на практике. При этом следует помнить также о прочности сформированных навыков и адаптационных перестроек, которые положены в основу развития двигательных качеств. Начинают изучение новых, более сложных двигательных действий по мере закрепления навыков, формирующихся и адаптации организма к предложенным нагрузкам. Несоблюдение этого положения может привести к негативным последствиям, связанных с физической перегрузкой детей, должно быть полностью исключено в данном возрастном периоде. Решающее значение в осуществлении принципа прочности имеет организация систематического повторения ранее изученных упражнений. Если этого не происходит, навык у ребенка разрушается и усвоена двигательное действие забывается. [6]

Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста

Всесторонняя физическая подготовка детей дошкольного возраста предполагает достижение оптимального развития двигательных (физических) качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости и силы. Уровень их развития в значительной степени обусловливает результативность формирования навыков двигательных действий и успешное их применение в различных жизненных ситуациях.

Качественная сторона двигательных действий имеет место в элементарной форме у младенцев в безусловных рефлексах, то есть она в значительной степени «закодирована» в человека с момента его рождения. Развитие двигательных качеств у ребенка происходит под влиянием двух факторов: природно-возрастных изменений организма (морфологическая и функциональная перестройка) и режима двигательной активности, включающий весь комплекс организационных форм физического воспитания и его самостоятельная двигательная деятельность.

Общие физиологические закономерности развития двигательных качеств человека под влиянием занятий физическими упражнениями рассмотрены в работах А.Н. Крестовников, М.В. Зимкина, О.В. Коробочная и др. авторов. Их исследования утверждают, что физиологической основой развития двигательных качеств являются морфологические и функциональные изменения мышечной системы, а также нервной регуляции двигательных и вегетативных функций организма. В многочисленных опытах, проведенных в направлении изучения данной проблемы (В. Зациорський, В.П. Филин, Е.М. Вавилова, Е.С. Вильчковский и др.), Сделаны выводы о необходимости комплексного развития двигательных качеств детей. Авторы исследований отмечают, что наиболее эффективными для улучшения общефизической подготовки детей является применение упражнений, выполнение которых требует проявления быстроты, силы и ловкости по сравнению со средствами, которые направлены только на развитие одной из вышеназванных качеств.

Двигательные качества имеют определенную зависимость друг от друга в процессе своего развития, так как является функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и отражают возрастные и половые особенности организма детей. Целенаправленное развитие двигательных качеств должно начинаться в дошкольном возрасте. Только при этом условии можно обеспечить необходимую общефизическую подготовленность ребенка. [13]

Процесс развития двигательных качеств у детей осуществляется в соответствии с морфологических особенностей и возможностей функционирования их организма. При этом необходим дифференцированный подход, учитывающий возраст, состояние здоровья, двигательную подготовленность, а также особенности психики детей 3-6 лет.

Система средств физического воспитания предусматривает реализацию принципа всестороннего развития личности ребенка, обусловливает разностороннее влияние на различные стороны ее двигательной функции, включая комплексное развитие всех двигательных качеств. Выполнение основных движений, общеразвивающих упражнений, участие в подвижных играх, требует от детей одновременного проявления различных двигательных качеств. [4]

Например, прыжки в длину и высоту с разбега развивают скорость, силу, ловкость, а бег при различных подвижных игр — те же качества и скоростную выносливость; метание предметов в цель — силу и ловкость и т. д. При этом оптимальные показатели в любом виде двигательных качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития других качеств. Педагогическое воздействие на развитие тех или иных качеств обеспечивается правильным подбором физических упражнений и методике их проведения. Так, задания для старших дошкольников прыгнуть с места подальше способствует формированию у них скоростно-силовых качеств; когда же детям предлагают приземлиться в условленном месте (на синюю, желтую или зеленую ленты, расположенные на расстоянии 40, 60, 80 см от места отталкивания), то акцент делается уже на развитии ловкости, то есть умении соотносить мышечные усилия с требованием воспитателя .

Осуществляя комплексный подход к разносторонней физической подготовки дошкольников, больше внимания в этот период необходимо уделять развитию скорости, ловкости и гибкости, то есть тех качеств, которые наиболее активно развиваются в дошкольном возрасте.

 

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня являются обязательными и необходимыми для детей дошкольного возраста. Ежедневно в режиме дня дошкольников проводятся: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные минуты во время проведения учебных занятий, физкультурные паузы в перерыве между малоподвижными занятиями.[5]

Утренняя гимнастика

Утреннюю гимнастику в детских садах проводят перед завтраком, а в круглосуточных группах сразу после ночного сна. Подбирая упражнения для утренней гимнастики надо исходить из того, что они должны всесторонне воздействовать на организм ребенка. При этом следует руководствоваться следующими требованиями:

— упражнения должны быть просты и доступны, не требуют большой затраты труда;

— упражнения должны быть разнообразными по видам движений и охватывать большие группы мышц;

— воспитанникам младших групп предлагают упражнения с имитацией движений;

— для разнообразия утренней гимнастики внедрять упражнения с предметами.

Для проведения утренней гимнастики необходимо создать соответствующие условия.[11]

Помещение, в котором она проводится должно быть чистым, светлым, хорошо проветренным. Проведение предусматривает такое содержание занятия: построения; ходьба с целью профилактики плоскостопия (на внутренней, внешней стороне стопы),легкий бег; построение (в круг в младшей группе, средняя и старше в колонны) при выполнении упражнений воспитатель применяет зеркальный показ (профиль, анфас) в заключение комплекса легкий бег, ходьба, дыхательные упражнения

При составлении комплексов ОРУ для утренней гимнастики предполагается реализация принципа всестороннего влияния этих движений на совершенствование функций организма и улучшения физического развития детей. Сначала выполняют упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, рук и спины, способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки. Следующие упражнения подбирают для укрепления мышц туловища и ног. ОРУ следует проводить с разных исходных положений (стоя, сидя на полу, лежа).[9]

Во всех возрастных группах утреннюю гимнастику начинают с построения детей в колонну по одному. При построении воспитатель осматривает одежду и обувь детей, а в младшей группе помогает малышам стать один за другим. Сначала выполняется непродолжительная ходьба (30-50с) в бодром темпе. Во время ходьбы воспитатель следит за осанкой. Дети должны держаться ровно, не напрягаться, не опускать голову, расправить плечи и выполнять свободный мах руками.

Для организованного проведения утренней гимнастики воспитатель строит дошкольников младшей группы в круг. Воспитатель должен четко и внятно объяснить и показать гимнастические упражнения, которые предлагают детям. Показывая упражнения, он должен выполнять их свободно, без напряжения, правильно и красиво, потому что дошкольники точно копируют действия взрослых. В старшей группе показ некоторых упражнений можно поручать детям. Во время показа следует пользоваться «зеркальным способом». В младших группах воспитатель после показа упражнения выполняет ее с детьми от начала до конца.

Особое внимание во время выполнения упражнений следует уделять дыханию. Важно, чтобы дети дышали глубоко, сочетали дыхания с движениями. Вдох соответствует движениям, которые расширяют грудную клетку и выпрямляют туловище, а выдох — движениям, которые сужают грудную клетку. Надо следить, чтобы дети не задерживали дыхание и дышали через нос. После каждого упражнения делают небольшую паузу (10-15с) для отдыха и урегулирования дыхания.[14]

Количество двигательных упражнений и их дозировки в комплексах утренней гимнастики является неодинаковыми для детей разных возрастных групп. Поэтому для первой младшей группы комплекс состоит из 3-4 упражнений игрового и подражательного характера в сочетании с ходьбой, бегом, подпрыгиванием. Его продолжительность до 5 мин.

В подготовительной группе комплекс составляют 7-8 упражнений, продолжительностью до 12 мин. К детям семи лет требования значительно возрастают — общеразвивающие упражнения они повторяют 10-12 раз, продолжительность бега залом в среднем темпе приходится от 2 до 5 мин, а количество прыжков в заключение утренней гимнастики — до 35 раз. Таким образом, в целом увеличивается физиологическое действие на организм детей.

Таблица 1. — Количество обще развивающих упражнений, их дозировка, продолжительность ходьбы, бега и утренней гимнастики у детей разных возрастных групп

Группа Кол-во упражнений Дозировка упражнений Длительность бега Кол-во прыжков Длительность утренней гимнастики
В среднем темпе В легком темпе
Первая младшая 3-4 4-5 15-20с До 50с 8-10 4-5 мин
Вторая младшая 4-5 5-6 20-25с До 1 мин. 5-6 мин
Средняя 5-6 6-8 25-30с До 1 мин. 30с 6-8 мин
Старшая 6-7 8-10 30-35с До 2мин 8-10 мин
Подготовительная 7-8 10-12 40-45с До 3 мин 10-12 мин

 

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно после дневного сна во всех дошкольных группах проводится комплекс упражнений гимнастики. В него входят общеразвивающие упражнения, которые выполнялись утром, а также упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Бег в начале гимнастики не предоставляют в связи с тем, что организм детей после вставания с постели еще находится в состоянии торможения и значительная физическая нагрузка, не желательно. Температура воздуха в помещении может быть в пределах 16-18 градусов. Сочетание гигиенической гимнастики с закалкой воздухом значительно повышает ее оздоравливающее действие.

Подвижные игры

Подвижные игры организует воспитатель ежедневно по несколько раз во время прогулок до обеда и после дневного сна. Игра — важная самостоятельная деятельность детей, она занимает значительное место в их жизни.[12]

В воспитательной работе детского сада большое значение уделяется играм творческого характера, одной из форм которых является игра с различными предметами. Эти игры мало регламентированы, простые по структуре, допускают любое количество участников и относительно большую самостоятельность детей. Наличие широких возможностей действовать согласно своим силами делает такие игры наиболее доступными и привлекательными для детей. Часто дети сами придумывают содержание игры: перепрыгивать через скакалку до тех пор, пока не тронешь ее ногами бросать и ловить мяч, пока не пустишь его, и др.

Интересным и эффективным для дошкольников видом игровой деятельности является игры-задачи, содержание которых составляют доступные детям действия (добежать первым до условной линии, докатить обруч до конца дорожки, не уронив его и др.).

Не имея достаточного запаса двигательных умений и навыков, дошкольники, особенно младших групп, в самостоятельных играх не сразу проявляют активность и инициативу.

В результате этого основной замысел игры чаще бывает ограниченным, а действия — однообразными. В играх с четким заданием, благодаря контрастности содержания, действия детей приобретают целенаправленного, осмысленного характера. [11]

Прогулки

Прогулки занимают большое место в режиме дня дошкольников. На них отводится от 50 мин до 2 ч в первой и второй половине дня. Основное назначение прогулок — длительное пребывания детей на свежем воздухе, сопровождается подвижными играми и физическими упражнениями

Содержание прогулок тесно связано с основными задачами физического воспитания дошкольников. Главное из них — обучение детей применению двигательных умений и навыков в естественных условиях, часто меняются. Организуют прогулки так, чтобы дети больше времени проводили в движении, но не слишком перегревались.

Продолжительность прогулок за пределы детского сада зависит от возраста детей (5-7 лет), которая зависит от времени года, погоды, содержания. Воспитатель должен специально готовиться к проведению таких прогулок: продумать маршрут, предусмотреть место отдыха, игры, спортивные развлечения, подготовить необходимый инвентарь. Желательно, чтобы в проведении прогулок за пределы детского сада принимали участие не менее двух взрослых (воспитатель, няня, воспитатель, заведующий, кто-либо из родителей).

Спортивные развлечения.

В практике целенаправленного использования средств физической культуры, начиная с четвертого года жизни детей, широкое распространение получили такие виды, как катание на санках, бег на коньках, езда на велосипеде, передвижение на лыжах, плавание, некоторые приемы бадминтона, настольного тенниса и др.[5]

Упражнения по различным видам спорта условно называют спортивными развлечениями в связи с применением их без установки на спортивный результат. Главная их задача -розвага, удовольствие, относительная свобода действий, отсутствие строгого регламентирования, наличие ярких игровых моментов и элементов соревнований.

Спортивные развлечения можно считать хотя элементарной, но действенной формой начальной спортивной подготовки. Дети овладевают несложными и доступными для них элементами техники спортивных упражнений и игр в процессе занятий физкультурой и на прогулках.

При сидении в одной позе и умственном напряжении наступает умственная усталость ребенка, ослабляется ее внимание, замедляется кровоток, ухудшается кровоснабжение мозга. С целью обеспечения кратковременного активного отдыха, активизации организма детей в целом и общего обмена веществ, способствовать выпрямлению и разгрузке позвоночника, уменьшения усталости и восстановления работоспособности ребенка проводятся физкультминутки.

Признаки усталости ребенка:

— Нарушение координации мелких движений;

— Манипулирование предметами (перекладывание, передвижения, постукивание)

— Повышенная раздражительность, зевота, вялость;

— Сутулость, наклоны вправо, влево, дети ложатся на столы.

Физкультурная минутка

Физкультурная минутка — это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий. Применяется начиная со старшего дошкольного возраста. Физкультминутки проводятся ежедневно во время занятий по математике, конструирование, развитию речи, логики, лепки, рисования и т.д. К комплексов физкультурных минуток входят 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Темп выполнения упражнений — средний или медленный. Длительность — 1-2 мин.

Требования к подбору упражнений для проведения физкультминутки:

— Упражнения типа потягиваний, направленных на выпрямление позвоночника и повышают тонус мышц разгибателей туловища;

— Упражнения в наклонах и поворотах;

— Упражнения для мышц ног (отвод, приседания, прыжки)

— Последнее упражнение должно быть направлено на снижение нагрузки по отношению к предшествующим (медленное поднимание рук вверх, опускание с глубоким вдохом и выдохом.

Эти упражнения выполняются из разных исходных положений: сидя за столом, стоя за столом, стоя у стола. К комплексов надо включать упражнения, которые изучались на занятиях по физической культуре.

Комплекс необходимо менять каждые 2-3 недели.

Не следует уделять особых требований к технике выполнения упражнений, лучше акцентировать внимание на моменте расслабления, активному выдохе.

Физкультурные праздники как форма эпизодического использования физической культуры в детском саду проводятся дважды в год в старшей и подготовительной к школе группах. Назначение таких праздников — продемонстрировать результаты, достигнутые в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Кроме того, детям предоставляется возможность посоревноваться во время проведения праздников в силе, ловкости, сообразительности, умении ориентироваться в неожиданных ситуациях. Праздники проводятся для одной, нескольких одновозрастных или для смежных по возрасту групп. Местом проведения праздника может быть физкультурный зал, площадка, бассейн, каток, лыжня.

Методика проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста.

Физкультурные занятия урочного типа — основная форма работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Занятия урочного типа являются обязательными, проводятся с постоянным составом детей определенной возрастной группы, по четкому расписанию, ежедневно в течение календарного года.

В процессе проведения занятий решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. На этих занятиях дети своевременно овладевают необходимым объемом знаний, двигательных умений и навыков, которые не могут быть усвоении только в процессе игр, повседневного общения со взрослыми, самостоятельной двигательной деятельности. Усвоенные детьми на занятиях умения и навыки являются основой содержания других занятий физическими упражнениями.

В зависимости от поставленных педагогических задач занятия по физической культуре подразделяют на типы: занятия ознакомления с новым материалом, изучение нового материала, закрепление и совершенствование физических упражнений, занятия смешанного типа и контрольные.

По содержанию занятия делятся на виды: предметные (когда акцент на один вид деятельности: плавание, подвижных игр, катания на лыжах) и комплексные.

Структура занятия по физической культуре является трехкомпонентной. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Задача подготовительной части — организовать детей, сконцентрировать их внимание на предстоящих двигательных заданиях, подготовить организм к выполнению упражнений основной части. Продолжительность части — 7-12 мин.

В основной части осуществляются формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. К этой части занятия обязательно включают подвижную игру. Игры могут составлять основное содержание любой части занятия. Продолжительность -12-25 мин.

В заключительной части решается задача постепенного перехода к другим видам деятельности и приведение организма детей к относительному спокойного состояния. Для этого используются ходьба, малоподвижные игры, хороводы. Продолжительность этой части — 1-5 мин.

Длительность обязательных занятий по физической культуре в первой и второй младших группах — 20-25 мин, в средней группе — до 30 мин, в старшей и подготовительной группах 35-40 мин.

Важным условием улучшения качества занятия является использование рациональных методов организации детей, способов выполнения физических упражнений и достижение оптимального физической нагрузки на их организм.[3]

Для организации детей на практике пользуются элементарными способами управления, различными способами выполнения упражнений и методами организации деятельности детей.

Элементарные способы управления — построение и перестроение; переход от одного места занятий к другому; индивидуальные занятия во время усвоения упражнений.

Среди способов выполнения упражнений различают одновременный, последовательный, текущий, попеременное и посменный.

Наличие элементарных способов управления и способов выполнения упражнений позволяет эффективнее использовать методы организации деятельности учащихся. В практике применяются фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации.

В зависимости от количества детей, уровня их подготовки, этапа обучения, специфики учебного материала и задач желательно за занятие менять методы организации и способы выполнения упражнений, поскольку каждый из них имеет разную эффективность.

Физическая нагрузка зависит от многих факторов, которые учитываются при его регулировании в процессе занятий.

Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более интенсивные движения с менее интенсивными, более сложные по структуре с менее сложными, усвоенные детьми упражнения с новыми.

Анализ методик занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста

Одна из первостепенных и важных целей использования физического воспитания в дошкольном возрасте — развитие у детей движений. Если в работе с детьми первого года жизни основное место в развитии движений занимали методы упражнения, то методика двигательной подготовки детей второго и третьего года жизни опирается, кроме того, методы словесных задач и демонстрации упражнений. Это объясняется интенсивным развитием речи и способности к подражанию. Речь детей становится средством общения с окружающими и приобретает решающее значение для их развития.

Развитие способности подражать имеет особое значение не только для совершенствования поведения и овладения языком, но и для развертывания на более высоком уровне двигательной активности. Игровая деятельность детей третьего года жизни становится более сложной и разнообразной. Большое место в их двигательной подготовке занимают сюжетные и ролевые игры. Поскольку уже на втором году жизни наблюдаются значительные различия в темпе и характере развития отдельных детей, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка приобретает первостепенное значение. [8]

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на дополнительное обучение отстающих, активизацию малоподвижных и улучшения физической подготовленности ослабленных детей, своевременное выявление и исправление отклонений в телосложении.

Индивидуальная работа осуществляется в течение всего дня в часы игр и прогулок с одним ребенком или небольшой группой детей Большое место в обучении детей движений занимают так называемые игровые приемы (имитация движений, их образность, сюжетность задач и др.).

Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, работа с которыми насыщена подвижными играми и «игровыми упражнениями»: чем младше возраст, тем меньше граница между «поиграть» и «научиться».

Сводить обучения движений только к играм не целесообразно. Особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, к которым можно предъявить большие требования. Начальное обучение, особенно сложных движений, происходит с помощью методов упражнения, тем более, что упражнения в беге, прыжках, метаний столь эмоциональные сами по себе, вызывают такой интерес у детей, игровое оформление становится лишним. Особенно важно воспитать у детей положительное отношение к «процесса упражнения» для усвоения правильных способов выполнения движений не только для повышения эффективности обучения, но и для подготовки к более сложному обучения в школе. [5]

Детей дошкольного возраста нельзя перегружать эмоциями. Насыщенность занятия громкой музыкой, яркими предметами, игрушками, смехом вызывает слишком большое возбуждение, отвлекает их внимание от указаний, требований воспитателя, усложняет процесс активного торможения. Нужно оберегать нервную систему ребенка от чрезмерных раздражений. Вместе с тем необходимо развивать активное торможение: выслушивать до конца указания воспитателя, прекращать свои действия по сигналу и др. Что касается количественных движений, то они нецелесообразны без приобретения детьми двигательных умений. Овладение основами техники будут создавать благоприятные условия для повышения количественных показателей детей.

Обучение техники движений важно начинать с четырех лет, поскольку этот период характеризуется большой пластичностью коры головного мозга. Благодаря этому сравнительно 10 легко образуются нервные связи, но они неустойчивы и требуют прочного закрепления.

Чтобы дети научились правильно выполнять движения, нужна длительная работа. При этом важным является использование показа одновременно с пояснениями. При сочетании слова и показа дети получают возможность видеть движение, расширять представления о нем, приучаться осознавать, осмысливать свои действия. В обучении детей дошкольного возраста движений широко используются конкретные двигательные задачи. Они, как правило, построены на действиях с предметами: мячами, обручами, гимнастическими палками и др. Ребенку предлагают пролезть в обруч, не касаясь подвешенного погремушки; пройти по доске, удерживая на голове мешочек с песком, резиновое кольцо и др. Такой способ помогает детям осознать поставленную задачу и действовать более целенаправленно.

Начиная с четвертого года жизни и до седьмого включительно, содержание физического воспитания существенно расширяется и усложняется. Последовательно включаются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, равновесия и тому подобное. Большое место занимают общеразвивающие упражнения. Хотя показ и подражание продолжают играть значительную роль, постепенно расширяется сфера применения словесных задач, указаний, коротких объяснений, сравнений и оценок. Содержание воспитательной работы с детьми седьмого года жизни обусловлен задачами подготовки к школе. Содержание физкультурно-оздоровительных занятий.

Во время проведения организованных физкультурно-оздоровительных занятий как урочного так и внеурочного типа рекомендуется соблюдать трехкомпонентной структуры с соответствующим решением оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Продолжительность занятий 20- 40 мин, периодичность — 2-4 раза в неделю.

Для определения правильности построения занятий и распределения физической нагрузки производится измерение ЧСС до начала занятия, в конце каждой его части и в восстановительном периоде. При правильно построенном занятии пульс ускоряется при подготовительной части на 10-15%, основной части после выполнения основных видов движений — на 40-50%, подвижной игры — на 60-70% (в значительной степени за счет эмоций).

В заключительной части пульс снижается.

При выполнении основных движений решаются задачи не только учебного, но и развивающего характера. Во время систематических занятий физическими упражнениями по соответствующей методике, правильной дозировкой физических нагрузок происходит более интенсивное развитие двигательных качеств и повышения уровня физической подготовленности. Каждое занятие независимо от возраста ребенка можно проводить по следующей схеме:

1. Ходьба с различными задачами (с изменением темпа, с имитацией детьми поведения животных и птиц), бег в среднем темпе (при проведении занятий на свежем воздухе).

2. Выполнение обще развивающих упражнений.

3. Выполнение основных движений (двух-трех) желательно, чтобы они отличались по своему действию на организм ребенка, развивали различные мышечные группы. Например, нецелесообразно выполнять прыжок в глубину, а затем прыжок в длину с места. Рационально сочетать упражнения в прыжках с равновесием, лазанья с метанием и др.

4. Подвижная игра, в которой закрепляются и совершенствуются ранее изученные с детьми основные движения.

5. Заканчивается занятие бегом в медленном темпе (если проводились игры средней интенсивности), ходьбой с замедлением темпа в пределах 30-50 с и выполнением дыхательных упражнений на расслабление.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основой системы физического воспитания в дошкольных учебных заведениях остается двигательный режим как совокупность различных средств и организационных форм работы с детьми в достаточном объеме, рационально объединяемых и последовательно используемых в зависимости от возраста детей, места в режиме дня, сезона и тому подобное.

В рамках активного двигательного режима ежедневный объем двигательной активности, рекомендован для детей младшего дошкольного возраста, составляет 3-4 часа, для старших дошкольников — 4-5 часов.

Эффективность физического воспитания обеспечивается комплексным использованием традиционных средств физического воспитания. Это, в частности:

— физические упражнения (гимнастика, игры, элементы спорта и туризма);

— оздоровительные силы природы (воздух, солнце, вода, почва)

— гигиенические факторы (режим питания, занятий и отдыха, гигиена одежды, обуви, оборудования и др.).

Совокупность организационных форм работы, обязательных для внедрения в образовательный процесс, составляют:

— занятия по физической культуре;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутки, физкультпаузы, закаливающие процедуры)

— различные формы организации двигательной активности в повседневной жизни (занятия физическими упражнениями на прогулках, физкультурные праздники и развлечения, детский туризм, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность, дни и недели здоровья, индивидуальная работа по физическому воспитанию).

Физкультурные занятия являются приоритетными в процессе систематического, последовательного формирования, закрепления и совершенствования основных двигательных умений и навыков у детей, развития их физических качеств. Проводятся они во всех возрастных группах, преимущественно в первой половине дня — со всей группой или с подгруппами детей.

Установленная продолжительность физкультурных занятий в пределах:

для детей 3-го года жизни — 15-20 мин .;

для детей 4-го года жизни — 20-25 мин .;

для детей 5-го года жизни — 25-30 мин .;

для детей 6-го года жизни-30-35 мин.

Такие занятия являются ежедневными; они проводятся два раза в неделю по общему расписанию занятий в помещении или на площадке (в период с апреля по октябрь в надлежащих погодных условий, систематически, начиная со средней группы) и три раза в неделю во время прогулок в первой половине дня вне учебной деятельностью в течение всего года .

Продолжительность физкультурных занятий на прогулках такая же, как и занятий в зале, но при холодной погоду может удлиняться на 5 мин. Вариативность их проведения определяется различными факторами, как: время года и погода (соответственно — одежда и обувь детей); наличие оборудования и инвентаря и степень владения детьми основными движениями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амарян, Р.И. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ Р.И. Амарян. — Москва: Детство, 2004. – 67 с.

2. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. — Москва: Педагогика, 2010. – 256 с.

3. Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Голубев . – Москва: Академия, 2003

4. Каштанова, Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников [Текст]: Практическое пособие / Г.В.Каштанова, Е.Г.Мамаева. – Москва: АРКТИ, 2006. – 64 с.

5. Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст]/ О.Н. Моргунова. – Воронеж: ИкМА, 2010 – 127 с.

6. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек [Текст]//Дошкольное воспитание. – 1997. — №12. – С. 23-25.

7. Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников [Текст]/ Т.С. Овчинникова. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 176 с.

8. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Сост. Т.Л. Богина. – Москва: Мозаика-синтез, 2006. – 165 с.

9. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]/ Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – Санкт-Петербург: Акцидент, 1998. – 32 с.

10. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские [Текст]/ Е.А. Покровский — Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 108 с.

11. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет [Текст] / Л.И. Пензулаева. — Москва: ВЛАДОС, 2012. – 157 с.

12. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Пензулаева. — Москва: ВЛАДОС, 2010. – 128 с.

13. Полтавцева, Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников [Текст]/ Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание. – 1997. — № 5. – С. 14-16.

14. Радуга. Программа и методическое руководство [Текст]. — Москва: Просвещение, 2006. – 209 с.

15. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст]/ Авт.-сост. И.А.Дядюнова. – Москва: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.

16. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – Москва: Линка-пресс, 2010. – 236 с.

17. Рукова, М. Особенности организации занятий по физкультуре [Текст]/ М. Руков