Психолого-педагогические принципы организации деловой игры

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Лабораторная работа № 5.2

по дисциплине «Основы теории творческой деятельности»

Деловые игры

Преподаватель: Ермаков А.Н.

Студенты: Блажко Е.Э. Васильев И.А.

Группа: ИС-1-01

МОСКВА, 2006

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………….

3

История деловых игр…………………………………………………………………………………………………………..

4

Классификация деловых игр……………………………………………………………………………………………….

5

Принципы организации деловой игры…………………………………………………………………………………

6

Цели деловой игры……………………………………………………………………………………………………………..

7

Признаки деловой игры………………………………………………………………………………………………………

8

Структура деловой игры……………………………………………………………………………………………………..

8

Порядок проведения деловой игры……………………………………………………………………………………

10

Роль ведущего в деловой игре……………………………………………………………………………………………

11

Примеры деловых игр……………………………………………………………………………………………………….

12

Выводы…………………………………………………………………………………………………………………………….

14

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………

15

2

Введение

Деловая игра — это метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности.

В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д.

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологическихтренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business game), реже — управленческой (management game) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин «имитационная игра» (simulation game).

Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин «имитационная игра», или «игровая имитация», хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина «имитационная игра» связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что «игровая имитация» или «имитационная игра» объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются «серьезными» играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т. п.

3

Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социальнопсихологического тренинга — с другой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием «деловая игра». Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попытки классификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных методов как они исторически сложились в разных областях знания и практики) или квазитеоретический характер.

История деловых игр

Исторически игры деловые связаны с военными играми, служившими для подготовки военных руководителей (шахматы, игры на картах, игры на «ящиках с песком»).

Внашей стране ДИ возникли еще в 30-ыхгодах. Их название и форма несколько отличались от современных, но основные концепции уже нашли в них свое отражение. Автором первой ДИ была М.М.Бирштейн — молодой ленинградский экономист. Она еще в 1932 г. на ленинградском заводе пишущих машин, а в 1936 г.- на ленинградской фабрике «Красный ткач» организовала серию игровых экспериментов, назвав их «организационнопроизводственными испытаниями». В них приняли участие работники фабрики. Темой «испытания», например, был процесс перехода фабрики на выпуск новой продукции без остановки производства. Таким образом, первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений. Трагические события конца30-ыхгодов, война, блокада Ленинграда прервали разработки советских ученых в области деловых игр.

В50-е.годы к идее ДИ подошли в США. Возникшие там ДИ применялись для обучениястудентов-экономистовили будущих руководителей фирм. В 1956 г. в США была разработана первая игра с применением ЭВМ, ставшая началом использования имитационных игр деловых в промышленности. В 6070-егг. развитие игры деловой за рубежом пошло по пути усложнения содержания, повышения ихнаучно-техническогоуровня, увеличения длительности, усложнения структуры, создания модификаций, увеличения числа участников, использования экстремальных ситуаций. Методические материалы игры деловой широко тиражируются и доступны для всех заинтересованных лиц.

Снова стали заниматься ДИ в нашей стране в 1975 году. В Звенигороде под Москвой по инициативе ЦЭМИ АН СССР и экономического факультета МГУ обсуждался вопрос о перспективности использования ЭВМ для моделирования экономических систем, составляющих «сюжеты» ДИ.

Создавались научно-методическиецентры, лаборатории, кафедры, проводились конференции,школы-семинары.В начале80-хгг. игры деловые перешли в фазу формирования тематических и учебных комплексов, комплексных систем активных методов обучения, единых программ развития игр деловых в масштабах страны.

Серьезные заделы были у сотрудников Новосибирского государственного университета (В.Ф. Комарова, Н.В. Сыскина), Ленинградского финансово-экономическогоинститута (И.М. Сыроежин, С.Г. Гидрович), в Ленинградском институте методов управления (А.Л. Липшиц), в Ленинградском областном Советенаучно-техническихобществ (М.М. Бирштейн), у сотрудников Киевскогоинженерно-строительногоинститута (В.И. Рыбальский и др.).

4

Перечисленные учреждения и их сотрудники-энтузиастыигровых методов образовали ядро современной области научной, педагогической и практической управленческой деятельности в нашей стране, продолжающейся и в настоящее время. Стали появляться не только все новые и новые ДИ, но и теоретические работы, возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например, биологические, медицинские, архитектурные.

Постепенно имитационными играми заинтересовались психологи, социологи. Стали появляться игры, знакомящие молодых людей с социальной средой, в которой им предстоит оказаться в будущем.

Периодически собираются семинары по активным методам обучения, основная тема которых — имитационные игры в процессе обучения.

Отечественные специалисты участвуют в международных встречах, например, на ежегодно проводимом семинаре ISAGA (International Simulation and Games Association — Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм).

В ходе семинара горячо обсуждаются теоретические и практические проблемы, возникающие в живом процессе создания имитационных игр, их проведения в различных аудиториях и для различных целей и их теоретического осмысления, а также классификация деловых игр.

Классификация деловых игр

Одним из главных признаков классификации является назначение. В ряде работ определяют три варианта деловых игр, в зависимости от назначения, а именно:

1.Учебные. Используются в учебном процессе при подготовке или переподготовке специалистов, а также в системе экономического образования;

2.Производственные. Применяются для решения реальных вопросов текущей деятельности или развития конкретного предприятия, а также для повышения квалификации непосредственно на предприятиях с использованием реального информационного материала;

3.Исследовательские. Проводятся при экспериментировании в управлении и экономике.

Кпроизводственным относятся, например, деловые игры по аттестации работников, разработке или совершенствованию организации труда на конкретном производственном участке, модернизации реального предприятия или организации и др. Высшей формой производственной деловой игры можно считать игру определенного профиля (например, по формированию игровым методом годового плана научно-исследовательскихработ определенной организации), которая повторяется регулярно (например, ежегодно, при формировании плана на следующий год).

Такая деловая игра становится функциональным блоком действующего механизма управления. Исследовательскими являются, например, игры по изучению взаимосвязи отраслевого и регионального управления и др. Первоначально все создаваемые деловые игры были исследовательскими.

В докладе на конференции, посвященной 60-летиюделовых игр, в 1992 г. М.М. Бирштейн отмечала роль исследовательских ДИ: «Аналогично тому, как проекты технических новшеств обязательно проходят испытания в лабораторных условиях до их запуска в производство, так и проекты новшеств организационного характера в социальноэкономической сфере могут и должны испытываться до их внедрения методом ДИ на качество и прочность, на пригодность их в данных конкретных условиях».

5

Принципы организации деловой игры

принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения;

принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;

принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности;.

принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения;

принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;

принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

принцип двуплановости. Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности.

6

Цели деловой игры

Общие цели:

формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностноговосприятия;

обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального

исовместного принятия решений;

воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Педагогические цели:

закрепление системы знаний в области конструирования ДИ.

выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;

обмен опытом создания ДИ.

совершенствование навыков принятия коллективных решений.

развитие коммуникативных умений разного рода.

Воспитательные цели:

порождение творческого мышления.

выработка установки на практическое использование ДИ.

воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.

преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Игровые цели:

разработка вариантов проекта ДИ.

демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.

7

Признаки деловой игры

Для деловых игр характерно:

Жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;

Регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;

Конфликтность и скрытые резервы. Как известно, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы, а отсутствие резервов не позволяет решить ситуацию;

Отсутствие полной информации, т.е. принятие решения в условиях неопределенности, в ситуации риска или противодействия;

Влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты;

Действующие лица: участники и ведущие;

Наглядность последствий принимаемых решений;

Определенные правила и регламентация игры.

Отличительные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:

1.Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

2.Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет ее исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс,

ина основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.

3.Распределение ролей между участниками игры.

4.Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

5.Наличие управляемого эмоционального напряжения.

6.Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

7.Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

8.Коллективная выработка решений участниками игры.

9.Многоальтернативность решений.

10.Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Структура деловой игры

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения. Ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т.п. В сочетании сосредой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры. Действующими лицами в ДИ являются участники, организуемые вкоманды, и выполняющие индивидуальные или командныероли. При этом имодель, и действующие лица находятся вигровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде

8

вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от ее состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами. Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии сдидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности,систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.

Как уже отмечалось выше, отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели (ни в так называемых организационно-деятельностных,ни в ролевых играх имитационные модели не строятся).

. Представляется, что с психологической точки зрения имитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфической материальной форме как ориентировочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно, создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие «законы» функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру. Часто, для того чтобы создать имитационную модель, приходится провести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе таким образом выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости

9

отражения игры как целого, т. е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий — это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в видеблок-схемы.

Роли и функции игроков должны вдэкватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры — отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой — способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля кразипрофессиональной деятельности, обеспечивает фopмиpoвaниe игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников ДИ.

Порядок проведения деловой игры

Вделовой игре выделяют следующие этапы:

1.Введение в игру

2.Разделение участников на группы

3.Изучение ситуации

4.Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры

5.Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление)

6.Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп

7.Разбор оптимального варианта

8.Общая дискуссия

Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения

Разделение участников на группы: оптимальный размер группы — 3 — 5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы

Изучение ситуации: для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).

Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего — управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении

10

Роль ведущего в деловой игре

группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать. Важным моментом является фактор времени. Конечно, не стоит постоянно напоминать участникам, сколько времени осталось, однако разумно, если в кабинете, где проводится игра, будут висеть часы.

Игровой процесс: после изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения.

Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами. Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т.д.

Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте видят эффективность разных стратегий принятия решений.

Разбор оптимального варианта: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.

Общая дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.

Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры — он инструктор, в процессе игры — консультант, по ее окончании — судья, и наконец — руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков.

Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра — это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом — роль ведущего.

Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения.

Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.

11

Примеры деловых игр

Пример 1. Деловая игра «Слалом» Продолжительность игры: 2 часа.

1. Цель игры.

Основная цель игровой деятельности – это оперативное принятие управленческих решений руководителем.

2. Техническая подготовка.

Предварительно для проведения деловой игры необходимо подготовить:

идентификаторы участников игры (в 2-хэкземплярах);

жетоны произвольной формы (6-8штук );

папки с деловыми бумагами для подчиненных; заявление рабочего цеха;

часы или секундомер;

карандаш.

3.Участники игры и их функции.

Руководитель (Начальник цеха) спешит на совещание к генеральному директору, все участники которого уже собрались и ждут его. По пути к кабинету директора Начальника цеха постоянно останавливают сотрудники или «просители», обращаясь с различными «сверхнеотложными» делами, которые ему приходится решать буквально «на бегу». Руководитель может оперативно решить вопрос (в этом случае он получает жетон от своего собеседника) либо «отмахнуться» от просьбы (в этом случае он жетон не получает).

Время, отпущенное на всю дистанцию, 5 минут. Чем больше будет набрано жетонов, тем выше рейтинг руководителя.

Студент-практикант – играет роль первого «препятствия» в предстоящем слаломе, интересуется, на каком рабочем месте ему проходить производственную практику и кто будет его курировать из специалистов — «производственников».

Сотрудник планово-диспетчерскогоотделацеха просит подписать бумагу (например, отчет о выполнении плана).

Долго ищет необходимые листы в папке для бумаг, постоянно извиняется за свою несобранность и настаивает на подписи начальника цеха.

Молодой мастер участка обращается к начальнику цеха с конкретными вопросами (например, по поводу прогула одного из рабочих; простоя оборудования и нехваткирабочих-ремонтников;возврата с последующего участка бракованных деталей) и ожидает помощи в выборе наиболее правильного варианта решения этих проблем.

Рабочий цеха просит предоставить ему отгул за свой счет на несколько дней, ссылаясь на семейные проблемы, представляет заявление на подпись.

Кладовщик цеха, также как и мастер участка, обращается к начальнику цеха с проблемами и ждет немедленного их решения (например, кладовщик может поинтересоваться сроками предстоящей инвентаризации на складе; обсудить проблему обеспечения рабочих цеха специальным инструментом и т.д.).

Сотрудник отдела МТО завода. Целью его разговора с начальником цеха является получение необходимой информации о потенциальном поставщикекакого-либосырья, топлива, материального ресурса, полуфабриката, узла и т.д. Беседа носит неформальный характер.

12

Журналист из местной газеты получил задание подготовить репортаж об одном из старейших работников предприятияВетеране Труда Иванове П.А.,который много лет работает в этом цехе (возможныйвариант-журналистхочет взять интервью у начальника цеха, сделать его фотографию и т.д.).

Журналист очень энергичный, словоохотлив, немного навязчив.

4.Порядок проведения деловой игры.

Распределить роли между участниками группы, ознакомить их с заданием.

Участники, выполняющие роль «препятствий», должны, во-первых,добиться того, чтобы их вопрос (просьба) был полностью выслушан и оперативно решен начальником цеха;во-вторых,чтобы диалог между ними и начальником цеха продолжался как можно дольше.

В том случае, если конкретный вопрос оперативно разрешен, начальник цеха получит жетон по окончании диалога.

Участники, выполняющие функции наблюдателей, следят за ходом игры и заполняют контрольную таблицу.

Пример 2. Деловая игра «Национальные стили ведения деловых переговоров» Продолжительность игры: 2 часа.

1.Цель игры.

Основная цель игровой деятельности — ознакомиться с национальными стилями ведения деловых переговоров: какие методы ведения переговоров используются представителями разных стран; какое влияние на исход переговоров оказывают те или иные черты характера, присущие нации; как следует вести себя партнерам во время переговоров.

2.Техническая подготовка.

Предварительно для проведения игры необходимо подготовить:

карточки, содержащие характерные черты национальных стилей, например,

английского, немецкого, французского,

китайского, японского, корейского,

российского, арабского и других;

 

справочную информацию о ценах на различные товары, необходимую для ведения деловых переговоров;

часы или секундомер.

3.Участники игры и их функции

Участники игры разбиваются по парам. Каждый из участников выбирает один из национальных стилей ведения деловых переговоров путем жеребьевки.

Затем участникам дается время (10-15минут), в течении которого они готовятся, используя карточки, вспомогательный материал и информацию о товарах, являющихся предметом обсуждения на переговорах.

В ходе проведения деловых переговоров каждый из участников пары выполняет активную роль, остальные выступают в роли наблюдателей.

Ведущий корректирует при необходимости ход игры и устанавливает очередность

пар.

4. Порядок проведения деловой игры.

Ведущий знакомит участников с целью и содержанием деловой игры, проводит

13

жеребьевку, определяет продолжительность подготовки к заданию и выполнения самого задания (5-7минут).

Взадачу участников входит проведение переговоров, в процессе которых каждый из них должен использовать роль коммерсанта (бизнесмена) какой-либостраны, придерживаясь особенностей заданного стиля.

Втечении 5-7минут участники, участвующие в переговорах, должны прийти к взаимовыгодному соглашению, обсудив предварительно цену поставляемого товара, размер закупаемой партии, возможные скидки, послепродажный сервис и т.д. Инициатором переговоров выступает один из участников пары. Он же предлагает свой товар.

Остальные участники в роли наблюдателей следят за ходом переговоров, определяют национальную принадлежность того или иного стиля и используемые методы ведения деловых переговоров (позиционного торга или принципиальных переговоров).

5. Подведение итогов деловой игры.

По окончании каждого тура деловой игры ведущий анализирует ход игры с точки зрения соответствия стратегии и тактики ведения переговоров каждого участника заданному национальному стилю.

Вместе с участниками группы выявляются наиболее характерные черты, присущие представителям конкретной нации, и вырабатывается оптимальная «поведенческая» стратегия его контрагента в процессе деловых переговоров

Выводы

Деловая игра помогает осознавать наличие проблемных профессиональных ситуаций, развивает способности анализировать данную ситуацию и свое поведение в ней и вырабатывать оптимальное поведение.

Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимость скорректировать свое решение.

Благодаря рациональному сочетанию духа соперничества и коллективизма и профессиональному интересу участников, деловые игры являются полезным инструментом решения ряда важных хозяйственных и социальных задач.

14

Список литературы

1.Нечаев В.В. Лекции по ОТТД за 10 семестр. М., 2006.

2.Описание методов решения творческих задач.

3.Материалы сайта metodolog.ru и wikipedia.org.

15