Психология физического воспитания и спорта

26

Содержание видеолекции

1. Развитие психомоторных и познавательных способностей в процессе физического воспитания.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспитания.

3. Влияние спортивной деятельности на психическое состояние личности и коллектива.

4. Методы измерения психических состояний и способы их коррекции.

Пожелание режиссеру. Рисунки Николая Пименова (художник, трехкратный чемпион мира по академической гребле, лауреат Конкурса спортсменов художников на Олимпийских играх в Барселоне (1992г.) образуют относительно самостоятельный видеоряд, который не просто иллюстрирует отдельные положения текста лекции, но и рождает часто неоднозначные ассоциации, обогащая содержание лекции в целом.

Развитие психомоторных и познавательных в процессе физического воспитания

Интерес к определенным занятиям стимулирует развитие определенных способностей, а наличие способностей обеспечивает успех в деятельности.

Способности — это свойства личности, которые обеспечивают пригодность к обучению, деятельности и успешность их осуществления. Способности включают в себя психомоторную, познавательную, эмоционально-волевую составляющие психической организации человека.

Наиболее выражено влияние занятий физической культурой и спортом на развитие психомоторики, оно осуществляется по механизму гомогенных (одноименных) связей воспитания и развития.

Психомоторное развитие — это развитие двигательной системы человека, основные линии которого (схема 1):

  • развитие потребности в движении и мотивационных компонентов двигательной деятельности;
  • развитие саморегуляции двигательных действий (произвольности; когнитивных, эмоциональных и волевых компонентов);
  • развитие двигательной обучаемости, накопление двигательного опыта (умений, навыков);
  • развитие двигательных качеств, или простых и сложных психомоторных способностей.

Потребность в движении — это одна из естественных, врожденных потребностей человека. Степень ее выраженности, по мнению Евгения Павловича Ильина (р. 1933), весьма индивидуальна и зависит от типологических особенностей нервной системы. Потребность в движении влияет и на общий объем двигательной активности. Однако главное влияние на ее развитие оказывают социальные факторы.

4 стр., 1827 слов

Методы развития физических качеств и способностей у детей перенесенным ДЦП

... приемов их физического воспитания. Специально организованные занятия по физическому воспитанию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет важное значение в развитии двигательных умений и навыков. ... с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Неправильные схемы движений у этих детей ...

Если с рождения до младшего школьного возраста потребность в движении не поддерживается и не развивается, то это ведет к малоподвижному образу жизни в дальнейшем. Наоборот, при систематическом удовлетворении потребности в движении она качественно преобразуется. Например, у спортсменов она трансформируется в потребность в физической нагрузке, в силу которой необычные для повседневной жизни психофизические напряжения становятся не только привычными, но и необходимыми для человека.

Развитие саморегуляции двигательных действий. С психологической точки зрения, освоить двигательное действие — значит овладеть его психической саморегуляцией. Психологическую структуру двигательного действия образуют три блока:

1) блок программы действия (представление как чувственный образ двигательного действия; понятие о действии; двигательная задача);

2) блок исполнения действия (саморегуляция движений по параметрам пространства, времени, интенсивности усилий);

3) блок самоконтроля и коррекции (сличение реального действия с программой; внесение поправок по ходу исполнения на основе принципа обратной связи).

Таким образом, в данной структуре тесно переплетаются собственные двигательные и психические компоненты. Они базируются на физиологических процессах в центральной нервной системе. При этом психические компоненты непосредственно определяют качество выполняемых движений и действий в целом, играют ключевую роль в обеспечении двигательных актов (рис.1).

Важно отметить, что в самоконтроле и саморегуляции двигательных действий задействованы практически все познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, а также эмоции и воля.

В ходе онтогенетического развития саморегуляции движений и действий происходит ее качественное изменение — переход от непроизвольной к произвольной регуляции. Ее развитие — весьма долгий и трудный процесс, который протекает наиболее интенсивно в конце дошкольного и младшем школьном возрасте.

Определить степень сформированности произвольной регуляции двигательной деятельности можно с помощью следующих критериев:

  • целенаправленность двигательных действий, их соответствие цели (двигательной задаче);
  • экономичность движений, действий, деятельности, которая проявляется в автоматизации отдельных компонентов, уменьшении энергозатрат;
  • вариативность техники двигательных действий в изменяющихся условиях, включая перенос выполнения движений с правой стороны на левую, и наоборот;
  • помехоустойчивость как сохранение всех параметров произвольной саморегуляции двигательных действий при наличии разного рода сбивающих факторов — помех.

Названные параметры произвольности саморегуляции двигательных действий формируются гетерохронно, т.е. разновременно. Позднее других складывается помехоустойчивость. Однако главной для человека является произвольная регуляция двигательной деятельности в соответствии с сознательно поставленной целью.

Двигательная обучаемостьсубъекта — способность овладевать новыми двигательными действиями (умениями, навыками).

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... и тонкой реактивности в отношении скрытого смысла пластической выразительности всякого движения. Синтетическое развитие художественного таланта как наиболее соответствующее его природе. Художественно-изобразительная одарё ... белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической ...

В теории физической культуры она рассматривается в качестве компонента двигательного качества ловкости, а в психологии — в качестве одной из сторон обучаемости как «общей восприимчивости к обучению» и важного показателя общего развития человека.

Основным критерием двигательной обучаемости является быстрота и легкость овладения новыми двигательными действиями, особенно сложнокоординационными. Чем лучше двигательная обучаемость, тем быстрее человек накапливает многообразный двигательный опыт в различных видах деятельности. С другой стороны, богатство двигательных координаций способствует развитию самой обучаемости.

Таким образом, обучаемость характеризует потенциальные возможности человека в двигательном научении или, пользуясь термином Льва Семеновича Выготского (1896-1934), «зону ближайшего развития» психомоторики.

В онтогенетическом плане двигательная обучаемость изучена пока недостаточно. Известно лишь, что она неуклонно возрастает в детские годы, достигая оптимума в юности и ранней взрослости (15-25 лет).

После этого отмечается некоторый период стабилизации.

Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) обратил внимание на относительно раннее старение психомоторных функций и ухудшение в годы зрелости двигательной обучаемости, что, по его мнению, «есть одно из самых сложных и тяжелых по своим последствиям явлений человеческого развития». В качестве факторов, замедляющих процесс старения психомоторики, он отмечает «постоянную тренировку и подкрепление усиленной мотивацией».

Двигательными (физическими) качествамив теории физической культуры принято называть «отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека» (Лев Павлович Матвеев (р.1924)).

К ним относят:

  • быстроту (ее элементарные проявления: быстрота двигательной реакции; быстрота одиночного движения; частота движений);
  • силу (абсолютную, относительную);
  • скоростно-силовые качества («взрывная» сила и т.д.);
  • выносливость (общую, скоростную, силовую);
  • гибкость, ловкость (ее компоненты — двигательная обучаемость и «моторная адаптация»).

В психологии физического воспитания и спорта эти же качества рассматриваются как психомоторные способности: относительно элементарные (например, к воспроизведению, отмериванию и дифференцированию параметров движений и др.) и сложные (быстрота, выносливость, меткость, юркость и др.).

Возрастная динамика двигательных качеств изучена значительно лучше, чем онтогенез других направлений психомоторного развития. Сензитивный период(период интенсивного естественного развития физических качеств и наиболее благоприятный период для педагогических воздействий) для развития большинства двигательных качеств – младший школьный возраст и начало подросткового (8-12 лет у девочек, 9-13 лет у мальчиков).

Причем, если в младшем школьном возрасте наиболее интенсивно совершенствуются быстрота, ловкость, гибкость, общая выносливость, то в подростковом — сила и скоростно-силовые качества , а в юношеском также выносливость.

10 стр., 4506 слов

Особенности подбора упражнений для развития двигательных действий ...

... качествам применимы понятия «развитие», «совершенствование». А вот термин «воспитание» больше подходит к личности. Двигательные качества взаимосвязаны и совместно с морфофункциональными особенностями и навыками составляют единый комплекс двигательных возможностей человека. ... велики вероятность и опасность детского травматизма. После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость ...

Для педагога очень полезно знать сензитивный период развития, т.к. именно в этот период можно добиться гораздо лучших результатов по развитию отдельных двигательных качеств, чем в другие возрастные периоды (рис. 2).

В психомоторном развитии есть свои кризисы. Наиболее изучен «моторный кризис» подросткового возраста. В физическом развитии подростков главными событиями являются половое созревание и «скачок в росте», а также связанное с ними резкое усиление неравномерности и гетерохронности развития как различных систем организма, так и психомоторики. У подростков ухудшается координация движений. Движения чрезмерно резки, угловаты, неловки. Частым явлением становится деавтоматизация двигательных навыков, особенно при наличии перерыва в занятиях.

Исследования психомоторного развития в возрастной психологии, психологии физического воспитания и спорта существенно дополняют друг друга. Возрастная психология изучает психомоторику преимущественно по возрастным периодам, пытаясь выстроить картину психомоторного развития в масштабе всей жизни. Психология физического воспитания и спорта связывает психомоторное развитие со специально организованной деятельностью человека.

Многочисленные сравнительные исследования психомоторного развития спортсменов и неспортсменов, также спортсменов разных специализаций позволяют сформулировать ряд закономерностей влияния физической культуры и спорта на развитие психомоторики.

1. У спортсменов имеет место выраженная акселерация психомоторного развития по сравнению с неспортсменами. Спортсменов отличает лучшая двигательная обучаемость и более богатый двигательный опыт, более эффективное функционирование всей системы управления движениями (экономичность, целенаправленность, вариативность, помехоустойчивость), более высокий темп и уровень развития двигательных качеств.

2. Специализированный характер развития психомоторики у спортсменов разных специализаций обнаруживается:

а) в особенностях двигательного опыта и регуляции движений;

б) в преимущественной акселерации развития тех двигательных качеств и их компонентов, которые отвечают требованиям вида спорта;

в) в специализированном характере структуры двигательных качеств, которые обеспечивают наибольшую эффективность двигательной деятельности в избранном виде спорта.

Все это очень важно, так как таким путем создается возможность овладения не только конкретными спортивными, но и любыми другими двигательными действиями в любых сферах деятельности. Двигательный опыт, накопленный в процессе занятий физической культурой и спортом, по законам положительного переноса, экстраполяции облегчает овладение двигательными действиями, специфичными для любой профессии, требующей от человека двигательной активности.

В современной теории обучения двигательным действиям выделяются три этапа:

  1. этап начального заучивания действия;
  2. этап углубленного, детализированного, разучивания;
  3. этап закрепления и дальнейшего совершенствования действия.

На первом этапе происходит овладение основами техники упражнения, приобретается умение воспроизводить ее в общей, сравнительно «грубой» форме. На втором — уточняется умение воспроизводить технику действия в деталях по всем основным параметрам (временным, пространственным, силовым, координационным).

12 стр., 5518 слов

Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с детским ...

Таблица № 5 Количественные данные развития двигательных навыков младших школьников с ДЦП (количество человек). Уровни Число испытуемых до обучения после обучения 1 2 3 3 ( ... о эффективности предложенных упражнений. У учащихся экспериментальной группы после проведенных занятий изменились двигательные качества. Движения стали более точными, более плавными. Увеличился объем движений в парализованных ...

Действие становится полностью заученным. На третьем этапе овладение двигательным действием достигает уровня навыка, позволяющего эффективно выполнять его не только в относительно постоянных, но и в изменяющихся условиях.

Одна из важнейших проблем в физическом воспитании — это овладение техникой упражнения. Чем точнее техника выполнения на первоначальном этапе овладения им, тем быстрее идет его усвоение. Правильность, точность, надежность техники во многом зависят от уровня развития познавательных процессов: психомоторных реакций, зрительных, слуховых, тактильных, мышечно-двигательных ощущений, восприятия, представлений, специфических для каждого конкретного вида упражнений.

При обучении двигательным действиям необходимо учитывать общие особенности развития познавательных процессов. Прежде всего это неравномерность психических функций, которые участвуют в регуляции технических действий в естественном развитии детей и подростков. Исследования показали, что от 9 до 11 лет показатели простой сенсомоторной реакции, максимального темпа, объема поля зрения, интенсивности внимания значительно улучшаются, а показатели точности мышечно-двигательных ощущений, сложной реакции, глубинного зрения, устойчивости внимания изменяются незначительно.

От 11 до 13 лет продолжают улучшаться показатели быстроты простого реагирования и максимального темпа, но все еще незначительно изменяются быстрота сложного реагирования и точность мышечно-двигательных ощущений. Что касается зрительного восприятия, то по сравнению с предыдущим периодом объем поля зрения остается почти без изменений, а точность глубинного зрения возрастает.

В период от 13 до 15 лет наблюдается более интенсивное развитие точности мышечно-двигательных ощущений, быстроты реакции, темпа движения, объема поля зрения, глубинного зрения.

Исследования также показали, что для заучивания различных параметров движений (скорости, усилия) требуется различное число повторений. Наиболее быстро запоминаются временные параметры, несколько дольше — пространственные (направления, амплитуда, форма) и наибольшее число повторений требуется для запоминания мышечных усилий. При этом с возрастом необходимое число повторений уменьшается, хотя и неравномерно. Наименьшее число повторений нужно в возрасте 16-17 лет.

Под влиянием специальных упражнений психические функции развиваются быстрее. Эта закономерность может быть объяснена с позиции теории развивающего обучения. Например, под влиянием гимнастических упражнений, тенниса у ребенка в период от 9 до 13 лет особенно заметно возрастает способность дифференцировать амплитуду движения, в то время как при естественном развитии не наблюдается существенных изменений. Под влиянием этих упражнений, а также футбола в период от 13 до 15 лет улучшается простая реакция, которая в естественном развитии не изменяется.

Под влиянием игровых упражнений в период от 11 до 13 лет увеличивается быстрота сложной реакции, а также существенно улучшается точность глубинного зрения, в то время как в естественном развитии в этом возрасте она почти не изменяется. Упражнения из конькобежного спорта развивают максимальный двигательный темп и скорость простой двигательной реакции в 13-15 лет, а у незанимающихся развитие этой функции уже прекращается.

23 стр., 11459 слов

Исследование развития психомоторных способностей старших школьников ...

... развития психомоторных способностей занимающихся является, по нашему мнению, внедрение упражнений ритмической гимнастики в учебный процесс по физической культуры со старшими школьниками. Так как важно для человека ... невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности учащегося и глубокого изучения, психофизиологических детерминант развития психики и моторики на всех основных ...

Следующая особенность развития познавательных процессов состоит в том, что некоторые из них под влиянием специальных физических упражнений быстрее достигают уровня взрослого человека. Например, у занимающихся теннисом 9-летних школьников показатели всех границ поля зрения превосходят норму взрослого человека.

Изучение развития познавательных процессов и двигательных качеств во взаимосвязи выявило возможность направленного влияния на их развитие у детей путем совершенствования ведущих двигательных качеств в процессе физического воспитания. Это объясняется известным положением о том, что сензитивные периоды развития двигательных качеств являются наиболее благоприятными для педагогических воздействий. Перечень ведущих двигательных качеств у школьников 8-12 лет (по Наталье Борисовне Стамбуловой (р. 1950)) представлен в таблице 1.

Как видно из таблицы, в 9-летнем возрасте ведущим двигательным качеством является ловкость. Исследования показали, что специальные упражнения для развития ловкости, выполняемые школьниками в течение полугодия на каждом уроке, значительно улучшили все показатели ловкости. Одновременно с этим значительно улучшилось время реакции, интенсивность и продуктивность перцепции и некоторые другие познавательные функции (рис. 3).

Итак, развивать психомоторные функции и познавательные психические процессы можно двумя путями:

  • путем включения (в рамках программы) разнообразных физических упражнений (например, игровых, циклических, скоростно-силовых и др.);
  • путем специального развития ведущих двигательных качеств.

Рекомендуемые темы для обсуждения

1. Возрастные особенности развития психомоторики у школьников.

2. Ведущие двигательные качества и их роль в развитии психомоторных и познавательных способностей.

3. Интеллектуальное развитие в процессе физического воспитания. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспитания.

Развитие эмоциональной сферы в процессе физического воспитания

Важной характеристикой личности является ее эмоциональная сфера. Она включает в себя эмоции и чувства. Эмоция – это переживание человеком своего отношения к чему-либо (к ситуации, к себе, к людям и т. д.) в данный момент (при наличии и удовлетворении или неудовлетворении потребности, при оценке возможности достижения цели и т.д.) Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Эмоции делят на положительные и отрицательные. Наиболее древними филогенетически являются переживания удовольствия и неудовольствия, которые направляют поведение человека. Более сложны другие положительные (радость, восторг и т.п.) и отрицательные (гнев, горе, страх и т.п.) эмоции, которые еще называют чувствами.

В отличие от эмоций, которые отражают сиюминутность переживаний, чувства отражают долговременные переживания отношения человека к чему-либо. Эмоции ближе к биологической характеристике человека, а чувства — к социальной, личностной характеристике.

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

... воспитания детей. Основные понятия возрастной психологии (возрастная периодизация психического развития, возрастные кризисы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, зона ближайшего развития). Общая характеристика деятельности. ... физическому развитию детей дошкольного возраста Содержание:Основные виды отклонений в физическом развитии ... какие особенности игры проявляются у детей. Раскройте ...

Эмоции и чувства имеют различную степень выраженности. Среди них выделяют настроения, аффекты и страсти.

Настроение— это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого может быть человеку не ясна. Поэтому создавать радостное приподнятое настроение у учащихся на уроке — важная задача учителя.

Аффект— быстрое возникающее кратковременное эмоциональное состояние, которое вызывается сильным или особо значимым для человека раздражителем. Проявляется всегда бурно. Обычно про человека, находящегося в состоянии аффекта, говорят, что он не помнит себя. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке говорит либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервном заболевании. В обоих случаях такие школьники требуют особого внимания.

Страсть— это быстро возникающее, стойкое и сильное чувство. Она может иметь положительную и отрицательную направленность. Примером первого является любовь к науке, искусству, спорту, коллекционированию. Примером второго — страсть к алкоголю, наркотикам и т.д.

Эмоции обладают свойством заразительности. Например, школьник, проявивший трусость при выполнении упражнения, может заразить этой эмоцией и других учащихся, которые будут отказываться выполнять это упражнение. Поэтому важно начинать показ и разучивание упражнения с наиболее подготовленным и смелым учеником.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека. Они выполняют защитную, мобилизующую, организующую, компенсаторную, сигнальную и дезорганизующую функции, которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция связана с возникновением страха. Страх может мобилизовать резервы человека (например, от страха человек, не занимающийся спортом, перепрыгнул забор двухметровой высоты).

А может и дезорганизовать поведение человека, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (например, человек отказывается от выполнения задания, при выполнении физического упражнения больше думает о безопасности, чем о правильном выполнении).

Каждый школьный период характеризуется особенностями проявления эмоций и чувств, поэтому для нахождения адекватных путей педагогического воздействия необходимо учитывать эти особенности.

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

4) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

5) эмоции и чувства (и свои, и других людей) слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников.

К 4-му классу у школьников формируется чувство дружбы, коллективизма, солидарности. Проявляется восторженное отношение к героям фильмов, выдающимся спортсменам.

7 стр., 3353 слов

Диагностика состояния психической готовности спортсмена

... ярко выражает изменения в психическом состоянии спортсменов, как, например, треморометрия. В лабораторных условиях часто ... Ко второй группе слов-раздражителей, специфичных для спортивной деятельности в условиях соревнования, относились следующие: «самочувствие», «отборочный ... В качестве чувствительного элемента, воспринимающего тремор человека, использован сейсмодатчик НС-3, регистрирующий колебание ...

Для эмоциональной сферы подростков характерны следующие черты:

1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, горячо отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим друзьям;

2) большая [ударение на боль] устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подросток долго не забывает обиды, нанесенной ему учителем, тренером, поэтому им после своего опрометчивого поступка требуется приложить много усилий, чтобы восстановить потерянный в глазах ученика авторитет;

3) противоречивость чувств: часто подросток с жаром защищает своего друга, хотя понимает, что тот достоин осуждения; обладая высоким чувством собственного достоинства, он может заплакать от обиды, хотя и понимает, что плакать стыдно;

4) переживания у подростка возникают не только по поводу оценки его другими, но и по поводу самооценки, которая проявляется у него в результате роста его самосознания;

5) у подростков сильно развито чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение друзей, чем учителя;

6) подростки предъявляют высокие требования к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяется и подросток; правда, не всегда в положительную сторону, поэтому не каждую дружбу нужно приветствовать;

7) у подростков формируется своеобразное чувство взрослости (переживание отношения к самому себе как взрослому), которое является центральным новообразованием личности.

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

1) многообразием переживаемых чувств;

2) большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

3) способностью к сопереживанию, т.е. способностью откликаться на чувства близких им людей;

4) проявлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности и мечтательности, лиричности и искренности. В большинстве случаев наблюдается стремление преодолеть недостатки, выработать положительные качества личности, развиваться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные стремления;

5) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Это помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстетические чувства у них более сложны, чем у подростков.

Развитие волевой сферы в процессе физического воспитания

Воля — это сознательное управление человеком своими действиями и поступками, своей деятельностью и поведением. Воля формируется, проявляется и познается в процессе преодоления трудностей. Квалификацию трудностей разработал Петр Антонович Рудик (1893–1983) — один из основателей психологии физического воспитания и спорта. Он выделил объективные и субъективные трудности, характерные для уроков физической культуры.

5 стр., 2018 слов

Деятельность и психические процессы

... сравнивать и оно бы без­возвратно утрачивалось. Внешние (двигательные) и внутренние (психические) компоненты деятельности Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты ... субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме, подходя к ...

Объективные трудности связаны:

1) с усвоением требований учебной программы (по гимнастике, легкой атлетике, баскетболу и т. д.);

2) с организационными особенностями проведения уроков;

3) с обстановкой проведения уроков.

Субъективные трудности связаны с индивидуальными и возрастными особенностями отношения учащихся:

1) к общим условиям проведения занятий;

2) к конкретным условиям выполнения гимнастических, легкоатлетических, игровых и других физических упражнений;

3) к конкретным условиям выполнения двигательных действий, направленных на проявление волевых качеств.

Объективные и субъективные трудности на уроках физкультуры определяются характером учебного материала, нормативными требованиями программы, а также индивидуальными особенностями учащихся.

Волевую (произвольную) активность характеризует преднамеренность и волевое усилие. Преднамеренность связана с планированием действий и поступков заранее, с учетом обстановки и возможностей.

Под волевым усилием понимают осознанно совершаемое усилие над собой при прислушивании, наблюдении, сосредоточении внимания, принятии решения, выполнении движения. Приемы активизации волевых усилий принято делить на внешние и внутренние. К первым относятся те, которые исходят от учителя или кого-то другого, т.е. действуют на ученика извне (это приемы стимуляции); ко вторым — те, которые исходят от самого ученика и направлены на него же (это приемы самостимуляции).

Учителя чаще всего используют следующие приемы стимуляции волевых усилий: требование, убеждение, оценку, внушение, соревнование, похвалу и т.д. В подростковый период успешно применяются приемы самостимуляции волевых усилий, такие как самоубеждение, похвала, пример друга.

Волевое усилие имеет различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявление тем или иным человеком силы воли.

В обиходе принято делить людей на волевых и безвольных. Волевой — это тот, кто успешно преодолевает все трудности, а безвольный — тот, кто с этими трудностями не справляется. Однако часто оказывается, что в одной ситуации человек ведет себя как волевой, а в другой ситуации — как безвольный. И дело здесь не только в наличии или отсутствии желания достичь цели. Поведение человека во многом зависит от того, как он реагирует на ту или иную ситуацию. Например, один школьник боится воды, а другой — нет. Следовательно, у одного школьника при обучении плаванию имеются трудности (нужно преодолеть страх), а у другого их нет. Последнего можно принять за волевого, хотя проявлять силу воли ему и не требуется. Те школьники, которые боятся воды, тоже могут повести себя по-разному. Одни, несмотря на страх, прыгнут в воду, другие наотрез откажутся. Зато в походе они могут проявить большую волю, чем первые, которые при малейших признаках усталости будут добиваться привала.

Таким образом, во-первых, нельзя судить о силе воли школьников слишком поспешно, на основании только успешности деятельности. Самый быстрый или сильный школьник — еще не самый волевой, так как быстрота и сила зависят не только от волевого усилия, но и от ряда психофизиологических и морфологических факторов.

Во-вторых, нет силы воли вообще, проявляемой одинаково во всех ситуациях. Одни люди оказываются более волевыми при преодолении одних специфических трудностей, а другие — при преодолении других. Здесь мы подошли к вопросу о волевых качествах, которые характеризуют проявление силы воли.

Волевые качества развиваются у школьника в ходе формирования его личности. Можно выделить две группы волевых качеств: одна из них характеризует упорство, другая самообладание. Упорство в достижении цели проявляется через терпеливость и настойчивость. Настойчивость в значительной степени определяется силой и устойчивостью мотива к той деятельности, которую осуществляет учащийся. Этому способствует и ясность задания, понимание его роли в общем процессе физического воспитания школьника (например, когда он боится начать выполнять какое-то упражнение или взять на себя ответственность за удар по воротам и т.д.).

При этом необходимо обращать внимание на то, чтобы у школьника не развивалось чувство безответственности (т.е. быстрое принятие решения не ради достижения поставленной цели, а ради ухода от неприятной для него ситуации).

Для развития настойчивости необходимо добиться высокой техничности выполнения упражнения; выполнить упражнение при дефиците времени или показать определенный результат; выполнить упражнение в затрудненных условиях с высокой техничностью или результативностью (с другой ноги или руки, в другую сторону, на большей высоте).

К волевым качествам, характеризующим самообладание, относятся смелость, сдержанность, собранность. Развить смелость можно с помощью умелого использования различных педагогических приемов: это и умелая страховка, и показ успешного исполнения упражнения товарищами, и ободрение, и убеждение, и использование подводящих упражнений. Развитию сдержанности способствуют подвижные и спортивные игры, которые осуществляются по определенным правилам.

Можно выделить и третью группу волевых качеств, включающую в себя решительность и инициативность. С целью развития решительности учителю физической культуры следует по возможности исключать страховку при выполнении упражнений, подсказки и другие виды помощи. Через развитие решительности развивается и самостоятельность учащихся.

Инициативность лучше всего развивать путем создания таких ситуаций, в которых школьник вынужден сам принимать решения, правильность которых для него очевидна или когда возможны неприятные для него последствия.

Развивая волевую сферу личности, необходимо помнить, что учащиеся будут проявлять волю только в тех случаях, когда это необходимо для достижения значимой для них цели. Только тогда внешние побуждения учителя окажут воздействие на учащегося. Нередко, однако, школьник развивает волю неправильными, а порой опасными для здоровья и жизни способами. В результате смелость граничит с лихачеством, с дерзкими поступками, приводящими к нарушению дисциплины, настойчивость проявляется в упрямстве и т.д. В этом случае надо провести беседу с учащимися, раскрыть общественное значение воли, посоветовать, какими путями можно развить волю.

Учителю физической культуры, тренеру следует учитывать, что в волевых качествах проявляется не только социальный компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

В процессе физического воспитания необходимо учитывать закономерности развития воли.

Развитие воли в младшем школьном возрасте (период от 6 до 10 лет) тесно связано с психическими новообразованиями, в частности, с основным из них — произвольностью психических процессов и поведения, которая проявляется в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью, своим поведением. Младшие школьники более выдержаны и настойчивы, чем дошкольники, однако эффективность преодоления препятствий и трудностей у них еще в очень большой степени зависит от внешней стимуляции со стороны взрослых. В 1-2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, но уже в 3-4-м классах они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Однако в этом возрастном периоде школьники проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых.

В подростковом возрасте (период от 10-11 до 14-15 лет) волевая сфера весьма противоречива. Половое созревание существенно изменяет нейродинамику (преобладание возбуждения над торможением), что приводит к изменению и волевой сферы. В результате возрастает смелость, но снижается выдержка, самообладание. Настойчивость проявляется только в интересной работе.

У старшеклассников воля принимает характер целеустремленности. Они могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной цели, резко увеличивается способность к терпению, например, при физической работе на фоне усталости. Однако у девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

Рекомендуемые темы для обсуждения

1. Роль эмоций и чувств в процессе физического воспитания.

2. Волевые качества и их проявление.

3. Возрастные особенности развития эмоционально-волевой сферы личности.

Влияние спортивной деятельности на психическое состояние личности и коллектива

Деятельность в физическом воспитании и спорте – это, по существу, педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания в их единстве, направленном на развитие физических и духовных сил человека. Различные формы поведения и деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности состояний, которые определяют готовность человека к выполнению деятельности, ее протекание и эффективность. В психологии рассматриваются разнообразные виды состояний человека, оказывающее как положительное, так и отрицательное влияние на поведение и успешность деятельности.

Спортивная деятельность — это социальная форма двигательной деятельности, которая совершенствует физическое и психическое развитие человека в соответствии с целями и потребностями спорта. Основной формой спортивной деятельности являются спортивные соревнования. Спортивная деятельность подразделяется на активное участие человека в спортивных тренировках и соревнованиях и организационно-педагогическую деятельность (работа руководителей, организаторов, тренеров, научных работников, судей, информаторов, представителей прессы, телевидения, радио).

Психическое состояние — это относительно устойчивое проявление психики человека в конкретный период его деятельности. Например, его настроение, желание или нежелание работать, тревожные мысли о поражении или переживание азарта спортивной борьбы. Психические состояния динамичны, изменчивы, но в то же время они могут характеризоваться и достаточной устойчивостью во времени. Любое психическое состояние спортсмена выражает степень его психической и моторной активности, готовности к работе, к борьбе с соперниками. Оно формируется в деятельности, на основе включенных в эту деятельность психических процессов — ощущений и восприятия, представлений и памяти, мышления и речи, воображения, рефлексии. Чувственно осязаемыми в любом психическом состоянии являются эмоции, в особенности в момент включения волевого усилия.

Кроме эмоционального любое психическое состояние спортсмена включает в себя еще два компонента — когнитивный (мыслительный) и физический.

Физический компонент психического состояния спортсмена — это прежде всего состояние здоровья, ощущение цельности своего тела и способности выполнять физическую работу максимальной интенсивности. Если спортсмен травмирован или у него что-то болит, сила физического компонента будет ослаблена и это снизит уровень общего состояния боевой готовности к соревнованиям.

Психолог Анатолий Васильевич Алексеев (р. 1924) в книге «Себя преодолеть» отмечает, что когда физический компонент достигает у спортсменов своей оптимальности, то это проявляется весьма своеобразных ощущениях. «Так, есть немало бегунов, — отмечает А.В. Алексеев, — у которых при приближении к пику спортивной формы перед наступлением оптимального боевого состояния проявляется удивительно приятное чувство — для них становится легче бегать, чем ходить». У пловцов в это время обостряется чувство воды. Она начинает восприниматься особенно «быстрой», «скользкой», «яркой», «легкой». Стрелки говорят о полной «слитности» с оружием и т.д. Таким образом, физический компонент психического состояния — это переживание ощущений и восприятия собственного тела и его движений. Физиологической основой этих ощущений и восприятия является деятельность внутренних органов и функциональных систем организма при ведущей роли деятельности центральной нервной системы и коры головного мозга.

Мыслительный компонент психического состояния спортсмена задается целью предстоящей или осуществляемой деятельности. Он сплетается из процессов памяти, мышления, воображения и внимания. Многие высококвалифицированные спортсмены обладают развитой способностью к произвольной концентрации внимания на цели деятельности и способах ее достижения. Такая способность характеризует мыслительный компонент психического состояния, она развивается и тренируется, как и другие качества. Например, такое состояние возникает у некоторых пловцов на старте, когда они полностью отключаются от шума трибун и присутствия соперников, концентрируя свое внимание только на предстоящем действии — старте. Такое состояние получило название «публичного одиночества».

Эмоциональный компонент психического состояния спортсмена выражается в чувстве удовольствия или неудовольствия, в уровне эмоционального возбуждения, в своеобразии переживаемых эмоций. Это сила волнения, в котором находится спортсмен. Спортивная деятельность будет успешной, если она протекает на фоне оптимального эмоционального возбуждения. В стартовой ситуации одинаково опасно эмоционально перевозбудиться и, наоборот, оказаться слишком спокойным. Уровень эмоционального возбуждения тесно связан с механизмами гормональной регуляции функций организма и находит выражение в частоте дыхания и сердечных сокращений, температуре кожи, величине кожно-гальванической реакции и др. Эмоциональное возбуждение в сильной степени зависит и от деятельности вегетативной нервной системы. Если спортсмен переживает отрицательные эмоции (страх, тревогу, неуверенность), то уровень энергетической мобилизации может понижаться, тогда как при переживании положительных эмоций он повышается. В работе со спортсменами важно учитывать индивидуальное своеобразие эмоциональных реакций на те или иные воздействия. Все отмеченные выше компоненты — физический, мыслительный, эмоциональный — тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга и образуют целостное психическое состояние спортсмена, которое называют самочувствием. Хотя выделение этих компонентов условно, они необходимы для установления причин того или иного психического состояния спортсмена или изменения его.

Формирование или изменение психического состояния спортсмена в конкретных условиях деятельности происходит по принципу доминирования того или иного компонента. Этот принцип означает, что психическое состояние формируется по законам установки, причем часто неосознаваемой. Например, при доминировании телесных ощущений («мышцы сильные, растянутые, быстрые», «тело жесткое, упругое», «рука мгновенная, как молния» и др.) все психические процессы настраиваются на них, внимание сосредотачивается на процессах организма, возникает состояние собранности и готовности к соревнованиям, к деятельности. Психическое состояние может формироваться посредством эмоционального переживания, например, гнева и злости. Нередко можно наблюдать, как спортсмен настраивает свое психическое состояние с помощью самоприказов и самовнушения, которые фиксируют цель предстоящей деятельности. Это — пример настройки через мыслительный компонент состояния.

Следует также различать состояние оперативного покоя (или фоновое состояние), когда спортсмен непосредственно не выполняет спортивной деятельности, например, беседует в раздевалке, и активное (деятельное) состояние, когда спортсмен находится в процессе выполнения спортивной деятельности, например, готовится к старту. На этой основе принято различать предстартовые, стартовые, соревновательные и послесоревновательные состояния.

Психические состояния человека можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по отношению к деятельности — предрабочие, рабочие и послерабочие;

2) по степени устойчивости — перманентные, текущие и актуальные (оперативные);

3) по источнику — реактивные (эмоциональные) и активные (интеллектуальные и волевые);

4) по эмоциональному тону – положительные, отрицательные и амбивалентные;

5) по психическому тонусу – стенические и астенические.

Конкретное состояние спортсмена может быть описано с помощью разных признаков. Например, состояние психической готовности к соревнованию — это предрабочее, актуальное, реактивное, стеническое, чаще положительно эмоционально окрашенное. Собственно соревновательное психическое состояние — рабочее, актуальное, активное, стеническое, с различной эмоциональной окраской. Состояние послесоревновательной фрустрации (после крайне неудачного выступления) — послерабочее, актуальное, переходящее в текущее реактивное, отрицательное по эмоциональной окраске, стеническое или астеническое (индивидуально).

Важное значение имеет классификация психических состояний по степени устойчивости. Актуальное состояние — сиюминутно; текущее — более устойчиво и продолжительно (например, состояния «спортивной формы» или «перетренировки»); перманентное же можно определить как уровень развития человека. Эти состояния тесно взаимосвязаны. На основе актуальных складывается текущее, на базе текущих — перманентное. Вместе с тем, и перманентное, и текущее состояния проявляются, обнаруживаются через актуальные.

Психическое состояние влияет на эффективность деятельности спортсмена опосредованно, создавая более или менее благоприятный фон для функционирования психических процессов и психомоторики. Самой «подвижной» характеристикой психического состояния является психическое напряжение. Наибольшая результативность деятельности достигается в «зоне оптимального функционирования», т.е. при оптимальных и индивидуальных для конкретного спортсмена уровнях психического напряжения в различных ситуациях тренировки и соревнований.

Оптимизация психического напряжения может обеспечиваться через оптимизацию психических нагрузок. Психические состояния спортсмена можно условно классифицировать еще по одному признаку, характеризующему степень адаптации к требованиям деятельности. Здесь выделяются:

а) благоприятные (оптимальные) состояния — это состояния спокойствия, уверенности, комфорта и ощущения полноты сил;

б) неблагоприятные состояния — это дискомфортные, тяжелые, неприятные состояния;

в) вредные состояния — монотония, психическое пресыщение;

г) неизбежные в спорте состояния — утомление, снижение эффективности деятельности («мертвая точка») и др.

Обобщая подходы разных авторов, можно выделить три большие группы психических состояний спортсмена. К первой группе относятся состояния, связанные с тренировочным процессом (схема 2).

Во вторую группу включены связанные с соревнованиями состояния (схема 3).

К третьей относятся кризисные состояния (схема 4).

Если первые две группы четко дифференцируются логикой самой спортивной деятельности, то третья выделена на основании психологических описаний спортивной деятельности.

Тренировочные психические состояния в спорте, как правило, являются разновидностями психического перенапряжения (стресса).

Выделяют две формы психического перенапряжения: острое (в конкретном тренировочном занятии, под влиянием конкретной нагрузки) и хроническое, которое складывается постепенно и имеет характер текущего состояния.

Среди форм острого перенапряжения выделяются состояния, связанные с большими физическими нагрузками: состояние «угрозы отказа» и «мертвая точка». Это тяжелые, но необходимые для спорта психические состояния. Каждое из этих состояний имеет определенные симптомы и динамику.

Состояние «угрозы отказа» — это степень утомления, характеризующаяся осознанием невозможности продолжать работу с прежней эффективностью (типично для работы на выносливость).

Динамика этого состояния характеризуется следующей последовательностью фаз:

1) «отрицание» (впервые возникшая мысль о желании прекратить работу встречает внутреннее сопротивление, и спортсмен пытается убедить себя в обратном);

2) «агрессия» (спортсмен злится на себя, тренера, условия тренировки и пр.; за счет этого несколько возрастает психический тонус и субъективно становится немного легче);

3) «компромисс» (дробление цели, которое может происходить неоднократно; например, спортсмен уговаривает себя: «Ну, еще один круг» и т.п., что снова позволяет поддержать психический тонус);

4) «апатия» (резкое падение психического тонуса, ожидание любого сигнала изнутри, например, болевого ощущения, для прекращения работы);

5) отказ (прекращение работы).

Состояние «мертвой точки» возникает обычно в начале или середине работы и характеризуется резким снижением эффективности деятельности, уменьшением мышечной силы, темпа и амплитуды движений.

На физиологическом уровне «мертвая точка» проявляется в увеличении частоты дыхания, сердцебиений, росте артериального давления, температуры тела, то есть, несмотря на падение интенсивности работы, энергозатраты растут.

На психологическом уровне она проявляется в тягостных ощущениях удушья, «свинцовой тяжести» или «ватности» мышц, замедлении реакций, ухудшении протекания всех интеллектуальных процессов, резким падением психического тонуса.

Если состояния «угрозы отказа» и «мертвой точки» связаны преимущественно с физическим утомлением, то монотония и психическое пресыщение — с утомлением психическим. Эти состояния возникают под влиянием однообразия тренировочной деятельности, чаще всего при многократном повторении одних и тех же упражнений в одних и тех же условиях.

Специфичным для монотонии является усиление в ходе однообразной деятельности торможения в центральной нервной системе, а также снижение психического напряжения и переживания вялости, апатии и скуки.

Психическое пресыщение характеризуется, наоборот, кратковременным нарастанием возбуждения в центральной нервной системе, повышением психического напряжения и переживаниями раздражительности, злости, досады.

Нередко психическое пресыщение внешне проявляется как кратковременная аффективная вспышка, переходящая в слезы.

Состояниями, близкими к монотонии и психическому пресыщению, являются эмоциональная адаптация и эмоциональное пресыщение, которые возникают при однообразии эмоциогенных раздражителей в тренировочном занятии, например, непрерывное прерывание, постоянные окрики тренера для привлечения внимания и т.п.

Таким образом, однообразие тренировочной работы и эмоциогенных раздражителей может приводить не только к снижению эффективности деятельности, но и к капризам, упрямству, нарушениям поведения.

Возникновение и развитие хронического психического перенапряжения связано с «перетренировкой». Наиболее общие симптомы этого состояния: нежелание тренироваться и выступать в соревнованиях, нарастание тревожности, неуверенности, снижение работоспособности, расстройства сна и аппетита, разнообразные болевые ощущения.

При состоянии «стартовой лихорадки» спортсмен лихорадочно возбужден; движения импульсивные, резкие; быстрая и сбивчивая речь, суетливость и спешка; бурные эмоциональные реакции на любые изменения ситуации. В целом, это состояние частичной дезадаптированности к соревновательной ситуации с неопределенным прогнозом успешности выступления.

При состоянии «стартовой апатии» спортсмен выглядит заторможенным, вялым; двигается как бы через силу; общается неохотно; взгляд устремлен в одну точку или рассеян; на изменения ситуации реагирует слабо или не реагирует вовсе. Это состояние полной дезадаптированности к соревновательной ситуации, когда возможен лишь отрицательный прогноз выступления.

«Стартовая апатия» может возникать: а) вследствие низкой мотивации участия в конкретном соревновании; б) как итог хронического психического перенапряжения в тренировочном процессе; в) как эффект острого психического перенапряжения в предсоревновательной ситуации, например, «апатия» после «лихорадки». Последний вариант наиболее распространен, о нем говорят, что «спортсмен перегорел». Чаще «перегорают» спортсмены со слабой нервной системой — чувствительные, тревожные, ответственные. Для них особенно важны меры коррекции «стартовой лихорадки» и «апатии».

Если спортсмен все же потерпел неудачу в соревнованиях, то реакцией на эту ситуацию может стать состояние фрустрации. Это тягостное состояние, которое является следствием расхождения уровня притязаний спортсмена и реального результата выступления, когда первый выше второго. Иногда фрустрация приобретает затяжной характер и обнаруживается либо во внешне обвинительной, агрессивной форме, либо в форме самобичевания, что также неблагоприятно.

Состояние специфической неуверенности по отношению к определенным ситуациям, которое резко снижает эффективность деятельности, называют психологическим барьером. В его основе лежит почти суеверный страх повторения однажды случившей неудачи. Иногда у особо тревожных и ответственных спортсменов психологический барьер возникает не в результате реальной неудачи, а под влиянием лишь яркого представления себя и своих неудачных действий в новой ситуации. Таким образом, психологический барьер, который возникает в ходе спортивной деятельности, является неблагоприятным психическим состоянием и нуждается в профилактике и коррекции.

Итак, для эффективности спортивной деятельности необходимо вовремя выявлять с помощью методов измерения психические состояния спортсменов и своевременно проводить коррекционную работу.

Рекомендуемые темы для обсуждения

1. Эмоциональные состояния в тренировочном процессе и соревновательной деятельности.

2. Спорт и кризисные психические состояния.

Методы измерения психических состояний и способы их коррекции

Методы измерения психических состояний

Методы измерения психических состояний можно условно разделить на четыре группы.

I. Оценка эмоциональных состояний.

II. Оценка состояния эмоциональной напряженности и эмоциональной устойчивости.

III. Оценка состояния нервно-психического напряжения.

IV. Цветовой тест Люшера.

I. Измерение эмоциональных состоянийпроводится по трем основным аспектам (эмоциональному, физиологическому, поведенческому) и в их взаимосвязи. Для спортивной практики наиболее ценным является изучение взаимосвязи эмоциональных реакций и эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

Для измерения эмоциональных состояний в период интенсивной физической и эмоциональной нагрузок используется методика САН. Методика разработана сотрудниками Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Каждая буква в названии анкеты обозначает определенное состояние человека: С — самочувствие, А — активность, Н — настроение. Особый интерес представляет изучение эмоциональных состояний в период соревновательной деятельности.

Изучение состояния тревожности, которое возникает в связи со значимыми соревновательными ситуациями, производится при помощи шкалы самооценки Спилбергера.

Влияние соревновательных нагрузок на эмоциональное состояние и успешность деятельности спортсмена определяется с помощью опросника Фрестера «Стресс-симптом-тест».

Влияние условий соревнований можно оценить и методом наблюдения за тем, насколько условия соревнований благоприятны для спортсмена. Условия ощущаются как комфортные или воспринимаются как психологический дискомфорт. Условия конкретных соревнований оцениваются в 5-балльной шкале, вариант которой представлен в таблице 2.

Экспресс-оценка эмоциональных состояний спортсмена определяется с помощью «градусника» состояний, предложенного Юрий Яковлевичем Киселевым. «Градусник» представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений (схема 5) или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентное соотношение).

Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку уровня состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели: 1) самочувствие; 2) настроение; 3) желание тренироваться; 4) удовлетворенность тренировочным процессом; 5) отношения с друзьями; 6) отношения с тренером; 7) спортивные перспективы (на данное соревнование); 8) готовность к соревнованиям.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любые компоненты предстартового, соревновательного и послесоревновательного состояния.

II. Выявление состояния напряженностиосуществляется преимущественно путем оценки трех сопровождающих его компонентов: внешних (телесных) проявлений эмоций, вегетативных физиологических реакций и устойчивости психических и психомоторных процессов. Эмоциональная устойчивость оценивается как способность выполнять заданную деятельность при эмоциогенных воздействиях, при эмоциональном напряжении.

III. Оценка состояния нервно-психического напряженияможет быть проведена путем учета ряда проявлений со стороны нервно-психической, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной, выделительной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и функций организма с помощью опросника НПТ («Признаки нервно-психического напряжения»).

Самому спортсмену, а также тренеру в оценке нервно-психического напряжения после комплексного воздействия соревновательных, тренировочных физических и эмоциональных нагрузок можно ориентироваться на следующие относительно простые диагностические признаки.

1. Пропадает желание продолжать тренировки и участвовать в соревнованиях (подсознательная сигнализация о неблагоприятном состоянии организма).

2. Резко ухудшается аппетит (без выявления заболевания).

3. Резко ухудшается сон (длительное засыпание, беспокойный сон, сюжетные сны с просыпанием и др.)

4. Повышение частоты пульса в покое против обычного (более чем на 6-8 ударов/мин) без какой-либо нагрузки и без выявления какого-либо заболевания.

5. Увеличение обычного времени восстановления частоты пульса после небольшой стандартной нагрузки, например после 15 приседаний невосстановление частоты пульса через 3 мин, хотя обычно хватало 2,5-3 мин (при условии, что никакого заболевания не выявлено).

IV. Цветовой тест Люшера

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может отражаться в его сознательном выборе, или безразличии к нему, или в негативной оценке, то оно используется в психодиагностике.

Тест Люшера основан и на предположении о том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние. Надо сразу сказать, что интерпретация показателей этого теста весьма сложна и противоречива. В то же время тест Люшера может быть рекомендован как дополнительная методика изучения наличного состояния, особенно одних и тех же лиц при многократном их обследовании.

Способы коррекции психических состояний

Спорт связан с большими физическими и психическими нагрузками, которые могут стать причиной травм, заболеваний, конфликтов, всевозможных нарушений в деятельности и поведении спортсменов. Ответственность за сохранение телесного и психического здоровья спортсмена несет не только он сам, но и тренер. Негативные отклонения в состоянии, поведении, развитии учеников, которые не удается предупредить в процессе обучения и воспитания, приходится устранять, исправлять, корректировать. Это основное назначение психокоррекции в спорте.

Связь между воспитание, обучением и психокоррекцией можно выразить в форме парадокса: в ходе воспитания и обучения педагог совершает педагогические ошибки, а в процессе психокоррекции он их исправляет.

Психологическая коррекция может касаться негативных психических процессов, состояний и свойств спортсмена, его мотивации и стиля деятельности, отношений в спортивной команде. Мы рассмотрим лишь те технологии, которые связаны с проблемой психических состояний спортсменов и их регуляции.

Каждый спортсмен, спортивная команда и тренеры заинтересованы в успешном выступлении на соревнованиях. Способность произвольно управлять своим психическим состоянием развивается у спортсменов по мере накопления соревновательного опыта, роста спортивного мастерства и в результате приобретения психологических знаний о регуляции и саморегуляции состояний.

С формированием личности спортсмена и приобретением им соревновательного опыта тесно связано и развитие способности к саморегуляции психических состояний. Нелепо требовать хорошей саморегуляции от подростка 11-12 лет, хотя его спортивные результаты уже интересуют тренеров и публику. Лишь после 7-8 лет систематических занятий спортом у человека вырабатывается устойчивый индивидуальный стиль саморегуляции своих состояний, формируются стабильность и надежность соревновательной деятельности.

Обучение спортсмена саморегуляции должно происходить в процессе соревнований и в общении с соперниками, но долг тренера, психолога, учителя помощь ему. Тогда он быстрее и продуктивнее овладеет искусством самонастройки.

Приведем классификацию приемов регуляции психических состояний спортсмена.

Во-первых, это регуляция извне (тренером, психологом):

  • различные виды внушения, включая гипноз;
  • убеждение;
  • оценка;
  • поощрение;
  • наказание;
  • пример и др.

Во-вторых, это саморегуляция предрабочих или послерабочих (т. е. преимущественно эмоциональных) состояний в тренировке и соревнованиях:

  • варьирование целеполагания;
  • изменение направленности сознания (переключение, отключение и др.);
  • контроль и регуляция соматических и вегетативных проявлений эмоций (тонуса мышц, дыхания и т. п.);
  • разрядка;
  • комплексные методы (аутогенная, психорегулирующая, психомышечная тренировка и др.).

В-третьих, это саморегуляция собственно рабочих (преимущественно волевых) состояний в тренировке и соревнованиях:

  • приемы самоорганизации волевого усилия (контроль за техникой, дыханием, расслаблением мышц и др.);
  • приемы самомобилизации волевого усилия (самоубеждение, самовнушение, самоприказы).

В-четвертых, это саморегуляция кризисных состояний:

  • приемы внеситуативной саморегуляции;
  • приемы надситуативной регуляции;
  • приемы ситуативной саморегуляции.

Все приемы регуляции и саморегуляции очень широко описаны в литературе, в том числе и учебной, поэтому здесь представлены не будут. Менее известные приемы регуляции рассмотрим ниже в связи с коррекцией кризисных состояний.

Эффективность саморегуляции в состоянии «угрозы отказа» существенно зависит от отношения к работе. Наибольшая эффективность саморегуляции достигается при положительном отношении, которое можно выразить формулой: «должен и хочу», наименьшая — при явно отрицательном отношении: «не хочу и не должен». Следовательно, для успешного преодоления «угрозы отказа» имеют значение два момента: овладение приемами самоорганизации и самомобилизации волевого усилия и формирование положительного отношения к нагрузке.

Для коррекции состояния «мертвой точки» рекомендуются следующие меры: постепенный рост физических нагрузок; тщательная разминка, обеспечивающая хорошее врабатывание; обучение спортсменов рациональной раскладке сил на дистанции (неблагоприятно слишком быстрое начало); обучение приемам саморегуляции интенсивности волевого усилия, владение которыми позволяет быстрее и легче преодолеть «мертвую точку» и ускорить наступление «второго дыхания».

Основными мерами коррекции монотонии и психического пресыщения являются: смена упражнений, введение творческих заданий; изменение условий; использование музыки; изменение темпа работы (включая его увеличение); варьирование двигательных установок.

Развитие состояния хронического психического перенапряжения ставит под сомнение возможность продолжения спортивной деятельности в целом, поэтому наступление этого состояния необходимо предотвратить.

В качестве наиболее общих мер предупреждения хронического психического перенапряжения спортсменов рекомендуются: индивидуализация не только физических нагрузок, но и процесса восстановления спортсмена (средств и методов) на базе индивидуальной психодиагностики; оптимизация общения в трудные периоды тренировочного процесса (например, спортсмену важно объяснить его состояние и оказать эмоциональную поддержку); организация специальных психологических тренингов для обучения спортсменов приемам саморегуляции неблагоприятных психических состояний.

Из психических состояний спортсмена, связанных с соревнованиями, коррекция требуется в отношении «стартовой лихорадки», «стартовой апатии», а также послесоревновательной фрустрации.

Сложились три основных подхода к коррекции «стартовой лихорадки» и «апатии».

Первый делает акцент на наблюдение за спортсменом и управление его состоянием извне, социальную поддержку, исключение психотравмирующего воздействия соперников или зрителей, проведение разминки с учетом исходного состояния, внушение, нацеленное на коррекцию мотивации и т. п.

Второй подход предполагает предварительное обучение спортсменов приемам саморегуляции эмоциональных состояний и стимулирование к их применению в предсоревновательной ситуации.

И третий состоит в обучении спортсменов качественному выполнению соревновательных упражнений на фоне неблагоприятных психических состояний. Состояние не всегда можно отрегулировать, и это не должно быть поводом для паники. В тренировке спортсмен часто выполняет соревновательные упражнения на фоне тяжелых психический состояний, а значит, в принципе, может сделать это и в соревновательной ситуации. Тренеру вместе со спортсменом нужно лишь продумать, что может стать причиной срыва и проконтролировать именно эти факторы.

Как помочь спортсмену пережить состояние фрустрации? Здесь спортсмен больше нуждается в сопереживании и поддержке, а также грамотном анализе неудачного выступления. Анализируя весь ход соревнований, важно акцентировать внимание спортсмена на том, какой опыт приобретен им благодаря данному поражению.

По сути, состояние фрустрации является ситуативным «кризисом неудачи». Поэтому для ее преодоления важно владеть приемами саморегуляции кризисных состояний.

Приемы (механизмы) внеситуативной саморегуляции (сон, успокаивающие препараты, переключение и отвлечение внимания и др.) нацелены на «забывание» психотравмирующей ситуации, «отключение» от нее, что позволяет снять остроту эмоциональной реакции.

Надситуативная саморегуляция изменяет отношение к психотравмирующей ситуации (снижает ее значимость) за счет изменения точки отсчета и выхода за рамки ситуации. Умение «подняться над ситуацией, взглянуть на поражение философски — значит рассмотреть его не как непоправимую трагедию, а как момент развития, как звено в цепи многих удач и неудач, которыми заполнена деятельность любого спортсмена.

Ситуативная саморегуляция характеризуется изменением представления о ситуации, ведущим к уменьшению ее психотравмирующего влияния. Именно ситуативную саморегуляцию, которая основана на отрицании, подавлении, вытеснении, изоляции и других приемах, обычно называют психологической защитой, которая позволяет личности стабилизировать свое состояние.

В технологии снятия (коррекции) психологического барьера можно выделить три принципиальных момента.

Первый. Объяснить спортсмену, что с ним происходит, показать психологический характер причин неудачи, создать установку на снятие барьера.

Второй. Изменить отношение спортсмена к психотравмирующей ситуации. Это основная и самая трудная часть. Негативное отношение к ситуации может быть весьма устойчивым, и поэтому изменить его только словами (например, уговаривая спортсмена не бояться) очень трудно, а зачастую невозможно. Требуется создать прецедент успеха в данной ситуации через воздействие на состояние и поведение спортсмена.

Третий момент. Закрепить уверенное положительное отношение к ситуации, переведя ее в разряд обычных.

Таким образом, залог успеха в психокоррекционной работе — это взаимная поддержка спортсмена и тренера, их реальное сотрудничество.

Рекомендуемые темы для обсуждения

1. Психодиагностика психических состояний в спорте.

2. Психорегуляция психических состояний в спортивной деятельности.

Литература

Алексеев А.В. Себя преодолеть. — М.: ФиС, 1978.

Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медицина, 1947.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность /Под ред. О.Г. Газенко, И.М. Фейгенберг. — М.: Наука, 1990.

Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе воспитания / ГДОИФК. — Л., 1988.

Вяткин Б.А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях. Учебное пособие. — Пермь, 1974.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.- М., 1986.

Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. — М.: МГУ, 1982.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М., 1987.

Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. — К.: Здоровье, 1987.

Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. — М., 1978.

Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1974.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М. , Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.03.03 «Физ. культура» . — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990.

Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. — М.: ФиС, 1985.

Основы и методы регуляции и саморегуляции психических состояний спортсмена: Лекция для студентов ГЦОЛИФКа. — М., 1989.

Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. — М., 1998.

Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях// Словарь-справочник/ Сост. Е.Н. Сурков. Под. общ. ред. В.У. Агеевца. — СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб. 1996.

Психология спорта высших достижений: Учебное пособие для ин-тов физ. культуры /Под ред. А.В. Родионова. — М.: ФиС, 1979.

Психология физического воспитания и спорта /Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. — М.,1979

Психология: Учебник для студентов ИФК /Под ред. В.М. Мельникова. — М.: ФиС, 1987.

Психология: Учебник для техникумов физ. культуры / Под ред. А.Ц. Пуни. — М.: ФиС, 1984.

Психомоторика /Под ред. Б.А. Ашмарина, Е.П. Ильина. — Л., 1976.

Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. -М.: ФиС, 1959.

Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям: Методические рекомендации /ГДОИФК. — Л, 1988.

Рудик П.А. Психология : Краткий курс. — М.: ФиС., 1967.

Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999.

Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. — М.: ФиС, 1984.

Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. — М.: ФиС, 1975.

Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. — М.: ФиС, 1972

Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М.: ФиС, 1980.