ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ 7

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности 7

1.2 Особенности формирования гуманистических ценностей у детей младшего школьного возраста 13

1.3 Взаимодействие учителя и родителей по воспитанию у младших школьников гуманистических ценностей 16

Выводы по 1 главе 21

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ 23

2.1 Организация опытно-поискового исследования 23

2.2 Организация взаимодействия учителя и родителей по воспитанию у первоклассников гуманистических ценностей 32

2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-поискового исследования 35

Выводы по 2 главе 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 46

ВВЕДЕНИЕ

Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Наряду с открывшимися новыми возможностями (такими, как свобода совести, открытость общества, многопартийность, гласность и др.) в России стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления».

Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию «рынка», низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Не имея опоры внутренней, молодежь утратила поддержку внешнюю (семьи, школы, молодежных общественных организаций, здоровых неформальных объединений), поскольку российское общество продолжительное время пребывало в состоянии растерянности: старые, социалистические идеи полностью отрицались, западные образцы, в силу особенностей российского менталитета, не срабатывали, новая система ценностей не была обретена.

21 стр., 10341 слов

Содержание психолого-педагогичеcкой работы по педагогическому ...

... - педагогической работы по педагогическому просвещению родителей первоклассников. Цель исследования - теоретическое обоснование и опытная проверка раскрытие актуальных форм и методов ... нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке, выполнять домашние задания, добиваться ... современном обществе основы нравственных ценностей закладываются в семье. Развитие ...

Первые «постперестроечные» годы с особой остротой показали, насколько необходима определенная система ценностей для каждого человека, для общества и государства. Она является той основой, опираясь на которую можно строить нормальные межличностные отношения, отношения внутри государства и с миром в целом. В связи с этим перед педагогическим сообществом встает задача по формированию гуманистических ценностей у детей, подростков и молодежи. Эта работа будет неполной без активного участия в ней родителей учащихся.

Огромное значение в работе с родителями школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений учителя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа, формы и методы которой разнообразны: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, «круглые столы», посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми и др. Однако учитель должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений, для чего он должен обладать большим терпением и тактом.

Сегодня школа, взяв курс не только на обучение и воспитание, но и на социализацию школьника, формирование жизненной компетентности, развитие социально значимых качеств личности, воспитание самостоятельного человека, обязана работать в сотрудничестве с семьёй, создавая соответствующее культурно-образовательное пространство, в которой живет и развивается школьник. Педагогам школ надо осознать и принять семью как базовый социально-воспитательный институт, от состояния которого во многом зависит формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни.

Партнёрские отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и её главные нравственные качества.

Проблема толерантности изучается в работах А.Г. Асмолова, Н.К. Бахаревой, В.В. Бойко, Р.Р. Валитовой, А.В. Зимбули, Н.Г. Капустиной, И.В. Крутовой, В.А. Лекторского, Н.Я. Марковой, В.А. Петрицкого, М.А. Перепелицыной, А.В. Садохина и др.

Анализ литературных источников показал, что несмотря на актуальность проблемы формирования толерантности у школьников недостаточно разработаны вопросы организации взаимодействия семьи и школы.

3 стр., 1139 слов

Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ...

... такого поведения ребёнка? Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Дайте рекомендации учителю и родителям по общению с таким ребёнком. ВАРИАНТ 3 Задание 1. ... поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Сформулируйте рекомендации учителю. Б.В школе не все дети хорошо «вписываются» в среду сверстников. Не для всех ...

Таким образом, актуальность проблемы воспитания детей младшего школьного возраста в сотрудничестве школы и семьи определили выбор темы курсовой работы: «Взаимодействие учителя и родителей первоклассников по воспитанию у детей гуманистических ценностей (на примере толерантности)».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия взаимодействия учителя и родителей первоклассников по воспитанию у детей гуманистических ценностей (на примере толерантности).

Объект исследования – процесс воспитания у первоклассников толерантности как гуманистической ценности.

Предмет исследования – педагогические условия взаимодействия учителя и родителей первоклассников по воспитанию у детей толерантности.

Гипотеза исследования: процесс воспитания толерантности у первоклассников будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

— организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблеме формирования толерантности у детей;

— организация совместной деятельности родителей, детей и учителя по формированию толерантности в различных формах.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «толерантность».

2. Рассмотреть особенности формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.

3. Обосновать педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.

4. Разработать содержание совместной работы учителя и родителей первоклассников по воспитанию толерантности и проверить его эффективность.

Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение научной литературы), эмпирические (тестирование, эксперимент), методы математической обработки данных. В качестве методик использовались: экспертная оценка учителем толерантного (интолерантного) отношения учащихся к сверстникам; методика САТ (Л. Беллак, С. Беллак); проективная методика «Несуществующее животное» (Л.А. Венгер), методика «Рассказ о друге» (Е.Ю. Клепцова); тест «Коммуникативная компетентность» (Е.Ю. Клепцова).

База исследования: МОУ СОШ №155 г. Челябинска, 1 «А» и «Б» класс (38 человек), по 19 учащихся в каждом классе. Также в исследовании приняли участие родители (26 человек).

Практическая значимость исследования заключается в разработке форм психолого-педагогического просвещения родителей по проблеме формирования толерантности у детей; организации совместной деятельности родителей, детей и учителя по формированию.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности

Идея толерантности возникла ещё в глубокой античности как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам. В современной жизни понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта разных народов.

В английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [27, с.135].

3 стр., 1434 слов

«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ...

... акту-альность темы исследования. Это определило тему исследования: «Агрессия детей дошкольного возраста». Цель настоящего исследования – изучить особенности агрессии детей до-школьного возраста. Объект исследования: агрессия детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности агрессии ...

В русский язык слово «толерантность» вошло в употребление сравнительно недавно. В малом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона (1907) содержится лишь небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало ме…….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексашкина, Л.Н. Школьные курсы всеобщей истории: уроки толерантности / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. — №10. – С.24-29.

2. Андрияхина, Н.В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя» / Н.В. Андрияхина // Классный руководитель. – 2006. — №4. – С.20-34.

3. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М., 2001. – 243 с.

4. Большой толковый психологический словарь / сост. А. Ребер: В 2 т. Т. 2: Пер. с англ. – М., 2000. – 380 с.

5. Валитова, Р.Р. Толерантность как этическая проблема: автореф. дис. … канд. психол. наук / Р.Р. Валитова. – М., 1997. – 27 с.

6. Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / А. Вислова // Воспитание школьников. – 2008. — №3. – С.15-19.

7. Воробьева, О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О.Я. Воробьева. – М., Волгоград: Глобус, Панорама, 2007. – 160с.

8. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы. Классный час «Что такое толерантность?»; «Толерантность»; «Все мы разные»; «Толерантная личность» // Классный руководитель. – 2006. — №4. – С.77-101.

9. Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. – 2006. — №1. – С.13-17.

10. Гуров, В.Н. Ребенок в поликультурной среде: практика работы ОУ / В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 224с.

11. Гурьянов, А. Воспитание толерантности личности / А. Гурьянов // Воспитание школьников. – 2008. — №2. – С.25-28.

12. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.4 / В.И. Даль; под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. — М., 1994. – 800 с.

13. Декларация принципов толерантности // Толерантность – дорога к миру / сост. Б.Э. Риэрдон. – М., 2001. – 300 с.

14. Егорова, И. Школа толерантности, школа дружбы / И. Егорова // Воспитание школьников. – 2008. — №9. – С.8.

15. Ионина, О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.С. Ионина. – Казань, 2005. – 26 с.

16. Капустина, Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография / Н.Г. Капустина. – Шадринск, 2008. – 290 с.

17. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности / Е.Ю. Клепцова. – М.: Панорама, 2004. – 290 с.

13 стр., 6181 слов

Основы процесса формирования межэтнической толерантности у младших школьников

... современная жизнь. Бесонов А.Б. отмечает, что формирование толерантности должно стать задачей школы как института воспитания. Причем начинаться эта воспитательная работа должна с ... мере применяется; как эффективное средство формирования межэтнической толерантности у школьников [9, с. 97]. Развитие межэтнической толерантности школьника в процессе: изучения региональной культуры требует ...

18. Комарова, Е. Кодекс толерантности: как жить в мире с собой и другими / Е. Комарова // Учительская газета. – 2003. — №1. – С.16.

19. Константинов, В.В. Формирование этнической толерантности у подростков в условиях образовательного пространства школы / В.В. Константинов // Психология и школа. – 2006. — №3. – С.76-86.

20. Левченко, Е.Г. Психологические условия развития толерантного поведения учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.Г. Левченко. – Красноярск, 2006. – 29 с.

21. Максакова, В. Учимся договариваться (Я-ТЫ-МЫ): методическое пособие для учителей начальных классов / В. Максакова. — М.: Магистр, 1998. — 132с.

22. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания / М. Мириманова // Развитие личности. – 2002. — №2. – С.104-116.

23. Можейкина, Л.Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.Б. Можейкина. – Новосибирск, 2006. – 35 с.

24. Петрицкий, В.А. Толерантность – универсальный этический принцип / В.А. Петрицкий. – СПб., 1993. – 201 с.

25. Полякова, М.В. «Дружный класс». Программа развития установок толерантности и культуры мира в начальной школе / М.В. Полякова. – М.: Перспектива, 2008. – 160с.

26. Словарь практического психолога / под ред. С.Ю. Головина. – Минск, 1997. – 390 с.

27. Современный словарь иностранных слов. – СПб.: Владос, 1994. – 482 с.

28. Спицына, О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.А. Спицына. – Казань, 2006. – 26 с.

29. Степанов, П.В. Феномен толерантности / П.В. Степанов // Классный руководитель. – 2004. — №3. – С.5-14.

30. Уланов, В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека / В. Уланов // Директор школы. – 2004. — №2. – С.43с.

31. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы: Программы занятий с педагогами, учениками и родителями / Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2007. – 128 с.

32. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе: Психологические игры и упражнения / К. Фопель; пер. с нем. – М.: Генезис, 2006. – 336 с.

33. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 240 с.